Крестовоздвиженский храм (Сокольниково) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Крестовоздвиженский храм (Сокольниково) построен в 1855 году вместо деревянной церкви XVI века при погосте Сокольниково, у речки Лютерице. Храм посещал А.П. Чехов, чье имение Мелихово располагалось в 5 километрах. Содержание История [ править править код ] Погост Сокольниково существовал уже в XVI в. , но в Смутное время 1612-1614 гг. он опустел. В архивных документах 1627 г. Значится: «…на пустоши, что был погост приходный; на речке Люторице стояла Воздвиженская церковь – древяна клетцки, без пения, ветхая и обвалилась. Место попово и место пономарево – пусты; пашни церковные поросли перелогом и лесом». Однако вскоре произошли перемены, о чем в переписной книге Московского уезда в 1678 г. Появилась запись: «…у них на той церковной земле построена церковь жилая и поп есть». В 1755 г. Капитан артиллерии коллежский советник Федор Данилович Шиловский подал императрице Елизавете Петровне челобитную, где было написано, что церковь «пришла в немалую ветхость», и что «ныне он с прочими прихожанами желает построить на том же погосте вновь деревянную церковь в том же именовании». Через год стараниями Ф.Д. Шиловского на берегу реки Люторицы появилась покрытая кровельным железом деревянная церковь на каменном фундаменте. «Дабы приходские люди богослужений не лишались», старый храм не разбирали до тех пор, тока не освятили новый, куда и перенесли всю церковную утварь. В 1767 г. Федор Данилович Шиловский обратился к митрополиту Московскому и Калужскому Тимофею (Щербацкому) с просьбой построить «в трапезе новый предел во имя Казанския Пресвятыя Богородицы». Митрополит Тимофей дал благословение на строительство незадолго до своей кончины, однако пришедший на смену почившему архиерею архиепископ Московский и калужский Амвросий (Зертис-Каменский) к воле своего предшественника добавил собственную резолюцию: «Впредь от лишних строений отказываться». В 1823 г. , при священнике Алексее Михайлове, усердием Степана Герасимовича Толоконникова из соседней деревни Угрюмово в церкви обновили иконостас, а наружные стены обили тесом и покрасили.

http://azbyka.ru/palomnik/Крестовоздвиже...

Большая Лысица. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь Крестовоздвиженская Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:1918. Адрес: Республика Беларусь, Минская обл., Несвижский р-н, д.Большая Лысица, ул. 1 Мая Координаты: 53.306875, 26.45212 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Большая Лысица (белор. - деревня в Несвижском районе Минской области. Входит в состав Городейского сельсовета. Большая Лысица находятся в 5 км к западу от посёлка Городея и в 18 км к северо-западу от центра города Несвиж. Храм Воздвижения Креста Господня является памятником архитектуры, в охранной грамоте в качестве года постройки указан 1918 г. По сведениям, полученным от местных жителей, установлено, что годы начала строительства церкви - 1905-1907 г. Окончание постройки точно определить не удалось, но антиминс был датирован 1914 г. Можно предположить, что он был освящен к моменту начала богослужений в новом храме. Старый деревянный храм после прихода в край советской власти вскоре был разобран на дрова для местной школы. Известно, что строительству не помогали какие-либо крупные меценаты, храм строился буквально всем миром. Основные заботы по сбору средств, найму работников и обустройству взяли на себя два жителя деревни: Михаил Сень и Петр Малейко. Они погребены на погосте за алтарем храма. В приходе храма около 20 лет нес священническое послушание протоиерей Матфей Крицук, который в 1950 г. был репрессирован по ложному обвинению властями, умер в местах лишения свободы и был канонизирован Белорусской Православной Церковью в 1999 г. в числе Собора священномучеников и исповедников Белорусских. Память его бережно сохраняется в приходе, имеются иконы с изображением его лика, совершаются ежегодные праздничные богослужения в день канонизации - 28 октября. После ареста отца Матфея храм еще 10 лет был открыт, имена священников, служивших в то время, неизвестны. С 1960 по 1990 гг. храм был закрыт по решению властей, но местные жители активно защищали церковь от разрушения и осквернения. Правда, и восстановительные работы никто не проводил, что привело к обрушению кровли в 1990-х гг.

http://sobory.ru/article/?object=13668

Зельзин. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Первая церковь в д. Зельзин была построена в 1420-1430 гг. По преданию некая княгиня увязла в болоте и освободилась от смертельной опасности при помощи подоспевших на помощь охотников. На этом месте, по обету, она построила церковь. В конце XIX в., в новой Кресто- Воздвиженской церкви, как символ спасения княгини находился олений рог, случайно оказавшийся с охотниками. Из первой древней церкви в новую также перенесли особо почитаемую местными жителями икону Божией Матери и дубовый крест, который употреблялся в богослужении первым священником Чаплеевским. Ныне существующая Свято-Крестовоздвиженская церковь находится на западной окраине села на земле приходского кладбища. Построена она была в 1872 году из камня, накрыта белой жестью. Состоит из прямоугольного основного объема, вытянутого в поперечном направлении и апсиды. Основной объем накрыт двускатной крышей, увенчанной главкой. При входе к основному объему пристроен деревянный притвор, с северной стороны к апсиде - ризница. Размер храма без алтаря и притвора - 15 х 11 метров, высота — 5 метров. Отличительной чертой зельзинского храма является массивный каменный иконостас, оштукатуренный с двух сторон. В лицевом декоре иконостаса использованы фризы, утонченные пилястры, арочное обрамление царских врат и боковых дверей. Потолок плоский, подшивной. По оси церкви стоит сложенная из камня двухъярусная колокольня, нижний ярус которой является входными воротами на церковный погост. Храм - памятник эклектической архитектуры. В 1900 году на личные сбережения местного священника Антония Иоанновича Радкевича в северной части церковного двора была сооружена каменная часовня, освященная в честь святых виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Отец Антоний скончался 13 января 1901 года на 82-м году жизни, похоронен на церковном погосте. Рядом находится могила священника Кирилла Васильевича Турцевича. К храму была приписана церковь в деревне Шейпичи, находящаяся в 4 км от Зельзина. Вследствие аварийного состояния (верхний фасад здания обвалился), с июня 1952 года службы в ней были прекращены. К дальнейшему использованию здания, по решению комиссии райисполкома, признали непригодным.

http://sobory.ru/article/?object=27645

Костерёво. Церковь Воздвижения Креста Господня. Церковь. Действует.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Архитектурный стиль: Классицизм Год постройки:1815. Ссылки:   Адрес: 60110, Владимирская область, Петушинский район, г. Костерево, Новинский проезд, 60 Координаты: 55.943972, 39.630425 Проезд:По трассе М7 до д. Липна Петушинского района, далее рядом с мостом через реку Большая Липня поворот на юг, 2км до Костерёво Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью На живописном высоком берегу речки Липны возвышаются два храма: Воздвижения Креста Господня и Пресвятой Троицы. История строительства Крестовоздвиженской церкви уходит в далекое прошлое, в XVI век. На Федосеевом погосте, который впервые упоминается в 1572 году, существовала деревянная церковь. С 1656 года принадлежал этот погост, как и сельцо Аббакумово, Троице-Сергиеву монастырю. За прошедшее с первого упоминания время деревянная церковь не раз горела, отстраивалась заново и вновь ветшала. Сохранилась отметка о выдаче антиминса 18 января 1700 года, в котором было сказано, что церковь была освящена как " Воздвижение Честнаго Креста Господня в приселке Аббакумово " . Получается, что вновь отстроенная после пожара деревянная церковь была освящена с прежним названием. На колокольне долгое время хранился колокол с надписью: " 1700 год к Воздвижению на погосте " . После Отечественной войны 1812 года в России наблюдается оживление в культовом строительстве. Один за другим возводятся храмы в городах и селах. Не стало исключением и село Аббакумово (ныне Костерево). Аббакумовские крестьяне и представители купечества на волостном сходе порешили соорудить в селе каменную церковь. С этой целью был объявлен сбор булыжника в окрестностях под фундамент будущего сооружения. На местных глинах организовали кирпичное производство. В имении графа Воронцова, селе Андреевском, был подряжен опытный крепостной умелец-зодчий, который составил план строительства и руководил работами. Летом 1814 года на глазах у селян вырос большой барабан с 12 окнами, а над ним сферический купол. 12 окон на барабане купола по замыслу архитектора символизировали собой 1812 год. На одной из стен здания-памятника, на видном месте, был прикреплен деревянный щит с именами героев-уроженцев Липенской волости, отдавших жизнь за Отечество.

http://sobory.ru/article/?object=04410

Погост-Крест. Монастырь Животворящего Креста Господня. Церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Карта и ближайшие объекты В связи с тем, что на этой странице размещены фото зимнего придела храма в Погост Кресте (так теперь называется официально это место) в монастыре Животворящего Креста Господня, надо отметить, что на самом деле придел этот воздвигнут во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Освящён 27 сентября 2012 года. Привожу здесь материал из газеты " Православный Петровск " сентябрь 2012 года, при написании которого были использованы материалы сайта Иваново Вознесенской епархии. " 27 сентября, в день праздника Воздвижения Креста Господня в монастыре в честь Животворящего Креста Господня села Никольского Погоста на реке Иорданке (Ильинский район, близ с.Антушково) состоялось праздничное архиерейское богослужение. Митрополит Иосиф в сослужении епископа Шуйского и Тейковского Никона, епископа Кинешемского и Палехского Илариона, настоятеля монастыря Животворящего Креста Господня иеромонаха Гавриила (Лысова) с братией обители в священном сане, священнослужителей Шуйской и Иваново-Вознесенской епархий освятил вновь построенный Покровский храм и совершил в нем Божественную литургию. Долгие годы сюда, на Никольский погост шли многочисленные паломники, помолиться у великой святыни. Богозданная река, некогда возникшая посередине болота, получила название Иорданка. В 1776 году на погосте был возведен величественный каменный храм. В годы гонений на Церковь в конце 30-х годов XX века храм был разорен, а Животворящий Крест был перенесен верующими в ближайший действующий храм села Годеново Ярославской области. В 1998 году на Никольском погосте была основана монашеская община. Огромные усилия для воссоздания здесь духовной жизни положил ныне почивший игумен Борис. В 2001 году началось воссоздание каменного Крестовоздвиженского храма. Ныне здесь находится устроенная обитель с величественным храмом, колокольней, братским корпусом, хозяйственными постройками. Завершается строительство монастырской ограды. Построен и сегодня освящен Покровский храм монастыря. В селе Антушково, на монастырском подворье, действует Казанский храм. Место явления дивной нерукотворной святыни посещается многочисленными паломниками, число которых с каждым годом возрастает " .

http://sobory.ru/article/?object=14818

Оранчицы. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь Карта и ближайшие объекты Первый храм в селе Оранчицы был построен в 1600 году. В 1654 г. на средства дворянина Симеона Григорьевича Оранского был построен новый деревянный храм с такой же колокольней, церковный двор огораживал каменный забор. К концу XIX в. причт храма состоял из священника и псаломщика. Прихожан было 1611 мужского пола и 1488 женского, всего 3099, живших в 8 населенных пунктах: Оранчицы, Воротное, Выдерка, Краснолески, Линево, Линевка, Ольшаны и Плесса. Церковь деревянная с таковой же колокольней при ней, в каменной ограде, сооружена в 1654 году дворянином Симеоном Григорьевичем Оранским. Отстоит от г. пружаны в 14 верстах. Прихожан при ней: 1611 мужского пола и 1488 женского, а всех 3099, в 8 селениях: Оранчицы, Воротном, Выдерке, Краснолесках, Линеве, Линевке, Ольшанах и Плессе, из коих самое отдаленное от приходской церкви Краснолески в 9 верстах. Имеются: церковно-приходское попечительство, церковная школа в Воротном, с 50 учащихся мальчиков и 1 девочкой, народное училище в Линеве. Причт состоит из 2 лиц: священника и псаломщика, с жалованием 496 рублей 8 коп. Земли церковной в пользовании причта: усадебной 3 десятины, пахотной 40 десятин 1573 сажни и сенокосной 1 десятина 1200 сажень, а всего 45 десятин 373 сажени. 30 сентября 1879 года церковь была освящена после капитального ремонта, произведённого на средства прихожан (1075 рублей, не считая дарового чернорабочего труда). Свято-Кресто-Воздвиженский храм, расположенный на западной окраине села, был построен в 1914 году из кирпича на пожертвования прихожан, вместо обветшавшей деревянной церкви, которая была разобрана после освящения нового храма. О старой церкви напоминает большой деревянный крест на церковном погосте, стоящий на месте святого престола храма. Храм возводился в тяжелое время Первой Мировой войны. Средств на строительство было недостаточно, поэтому уже после освящения храма прихожане завершали выполнение оставшихся работ и установили временный иконостас. Первым старостой приходской церкви был генерал Н. Сафонов, который умер в 1923 году. Иконостас, сохранившийся до настоящего времени, церковная утварь были перевезены по железной дороге из Варшавы (Польша) местным жителем по фамилии Швед Павлюк Леонтьевич. В 1928 году при настоятельстве протоиерея Николая Станкевича храм приобрел пять колоколов общим весом 630 кг, работы артели братьев Фельчинских в Перемышле. Вес самого большого колокола – 300 кг. В 1928 году проходят изменения в составе благочиннических округов. 3 августа настоятель Оранчицкого храма возглавляет второй благочиннический округ Пружанского уезда.

http://sobory.ru/article/?object=27649

Подана сентября 30 дня 1824 года. (ЦИАМ, ф. 203, оп. 747, д. 1031). Другой документ тех же лет свидетельствует о том же: «Ведомость Богородской округи Радонежской десятины церкви Рождества Пресвятыя Богородицы, что у речки Вырки, священником Михаилом Никифоровым с причетники учиненная, сколько в приходе нашем 1827 году с января первого числа обоего пола родилось…» (ЦИАМ, ф. 2127, оп. 1, д. 178, л. 15-А). Исповедные росписи за 1835 (ЦИАМ, ф. 203, оп. 747, д. 1259) и за 1845 (ЦИАМ, ф. 203, оп. 747, д. 1481) также показывают, что освящение не было в память Воздвижения Креста. Поэтому вопрос о том – был ли крестовоздвиженским какой-либо придел церкви, или посвящение было изменено уже на месте, в Дубровке – остается открытым (причем еще надо учесть, что в консисторском указе новая каменная Дубровская церковь также не именуется Крестовоздвиженской, но Свято-Троицкой с приделами Александра Невского и Марии Магдалины (ЦИАМ, ф. 203, оп. 446, д. 14). Очевидно лишь то, что на Выркинском погосте испокон веков строились церкви Рождества Богородицы. Ещё следует признать, что ввиду разорения церковных архивов после революции, нам зачастую неизвестно не только прошлое храмов нашей земли, но неизвестны также и служившие в них священники и причетники. В лучшем случае известны священнослужители XX века – но кто же был на их месте ранее? Чудом сохранившиеся метрические ведомости Богородицерождественской выркинской церкви за 1826-1836 гг – (ЦИАМ, ф. 2127, дд 178-179) позволяют определить имена и состав причта данной церкви за это десятилетие. Итак, вот, кто радел о душах зуевцев в начале царствования Николая Первого: 1. Священник Николай Никифоров. Неизвестно, с какого года он служил в Выркинской церкви; самый ранний обнаруженный мною документ за его подписью датируется 1824 годом. Дата его смерти или ухода за штат определяется приблизительно следующими годами: его последняя найденная запись датируется 1845 годом, а постройку каменной Богородицерождественской церкви уже связывают с именем о.

http://sobory.ru/article/?object=06322

В этой церкви император Петр Великий после победы над шведами служил благодарственный молебен. На погосте Спасской церкви были похоронены многие защитники родины и города. В местности, именовавшейся Мазуровкой, в начале XVIII века существовал женский Покровский монастырь, основанный монахинями из Подолии и в 1721 году перенесенный в село Пушкаревку, в 4 верстах от Полтавы. Существовал тогда и мужской Крестовоздвиженский монастырь, красиво расположенный на вершине покрытой густым лесом горы, на расстоянии одной версты от города. Этот монастырь был основан в 1650 году при содействии полтавского полковника Мартыня Пушкаря в память победы, одержанной им над поляками. Главный храм монастыря, во имя Воздвижения Креста Господня, сооружен, как полагают одни, вскоре после полтавской победы полтавским полковником Кочубеем (сыном казненного Василия Леонтьевича Кочубея), по мнению других – самим Василием Леонтьевичем в конце XVII века. Население Полтавы было незначительно – оно не превышало четырех тысяч человек. Но Полтава, как и теперь, была окружена многочисленными хуторами, селами и местечками. Занимая выгодное положение на перепутье между многими городами и государствами – Турцией, Крымом, Польшей, Москвой, Персией – Полтава вела оживленную торговлю. На ее две большие ярмарки съезжались купцы из Великороссии, Литвы, Польши, Крыма и Востока. Приезжали и книготорговцы из Киева и Нежина: значит, был спрос и на книгу. Не мало было тогда в Полтаве и евреев, занимавшихся торговлей и ремеслами. Они разъезжали по ярмаркам, торговали водкой. В родне самого старца Паисия, со стороны матери, были евреи, о чем он сам рассказывает в своих записках. Высшими и влиятельнейшими лицами в городе тогда считались: полковник, соборный протопоп, полковой судья, полковые есаулы, городской атаман и др. Таков был тот край и тот город, где родился будущий старец Паисий. Еще в ранней юности он покинул эти места, но до конца жизни не забывал родной и горячо любимой Полтавы и Украины, сохранил свою украинскую речь и в своих письмах и сочинениях любил после своей подписи прибавлять слова «родимец полтавский». Глава 2. Происхождение старца Паисия. Детские годы в родной семье. Поступление в киевскую академию. Порядки академической жизни

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Chetver...

Для отделки помещений широко использованы штукатурные профили, обрамляющие оконные амбразуры и арки, ограничивающие пяты сводов и паруса. В интерьере имеются фрагменты сюжетных и орнаментальных композиций, исполненных маслом во второй половине XIX в. В живописных рамах картин и рисунке орнамента заметна стилизация барочных мотивов. Иконостасы и утварь утрачены. От ограды погоста остались южные и двое западных ворот. Однотипные трехчастные с повышенным центром и ордерной обработкой плоскостей, они напоминают триумфальные арки. Фланкирующие колокольню западные ворота включены в систему соответствующего симметричного фасада здания. По материалам книги " Памятники архитектуры Московской области: Иллюстрированный научный каталог " . Выпуск 1. Часть 2.; ЦИАМ, ф. 203, on. 425, д. 50 (О построении каменной церкви на Крестовоздвиженском погосте). 1844 г. (Не сохр.); on. 426, д. 563 (О том же). 1846 г. (Не сохр.) Крестовоздвиженская церковь в селе Сокольниково была построена в 1847-1855 годах. Величественный храм с высокой колокольней принадлежит к числу образцов архитектурного русско-византийского стиля, к типовым проектам созданным великим русским архитектором Константином Андреевичем Тоном. Композиция храма в Сокольниково сочетает в себе приёмы позднего классицизма и формы псевдорусского стиля. Храмоздателями, попечителями и благотворителями Крестовоздвиженского приходского храма многие годы были богатейшие в прошлом ямщики из крестьян, основатели перчаточной и ситценабивной фабрик в соседней деревне Угрюмово. Прежнее название села Сокольниково - погост Люторица. В документах 1627-1629 годов описывается запустение погоста после трагических событий Смутного времени: " На пустоши, что был погост приходный, на речке Люторице...церковь древяна клетцки, без пения, ветхая и обвалилась, у церкви место попово, место пономарево пусты; пашни церковные перелогом и лесом поросли... " В приход Воздвиженской церкви входило сельцо Лешино, которым в середине XVIII столетия владел капитан Фёдор Данилович Шиловский.

http://sobory.ru/article/?object=02414

9. Земли при церкви состоит: усадебной вместе с погостом церковным 1 десят. 1721 квадр. саж., пахатной 14 десят. 360 квадр. саж., сенокосной 3 десят. 2191 квадр. саж., под проселочной дорогой 990 кв. саж.; под кладбищем 440 кв. саж., под лесом 13 десят. 528 квад. саж. в разстоянии 2-7 верст от церкви. Всего 33 десят. 1292 квадр. саж. Планы на вышеозначенную землю хранятся в церкви. 10. Качество церковной земли: пахотная и усадебная – суглинок, а лесная и сенокосная расположена в болотистой местности. 11. Средний доход ею приносимый: пахотная и сенокосная земля сдается крестьянам села Чулкова в аренду за 50 рублей в год; от лесной же земли причт получает дохода до 10 рублей. 12. Дома для священно- и церковнослужителей на церковной усадебной земле деревянные, построены тщанием крестьян. с. Чулкова Сергия Иоаннова Тулупова в 1897-м году и составляют собственность церкви. Другие здания, принадлежащие церкви: церковная сторожка деревянная, построена тщанием Потомственного Почетного Гражданина Сергия Иоаннова Тулупова в 1911-м году на собственные средства. 13. Разстоянием сия церковь от Консистории в 180 верстах, от местного благочинного в селе Арефине в 12 верстах, от уездного города Мурома в 70 верстах, от пароходной пристани Чулково на р. Оке в ¼ версте; почтовый адрес церкви: Озябликово, Муромского уезда, село Чулково. 14. Ближайщие к сей церкви: 1. Крестовоздвиженская в погосте Липовицах в 5-ти верстах; 2. Покровская в селе Большом Загарине в 4-х верстах. 15. Приписанных к сей церкви церквей нет часовен три: две в селе Чулкове; одна на каменных столбах и другая деревянная и одна в деревне Звягине – деревянная. 16. Домов кладбищных и молитвенных домов, к сей церкви приписанных нет. 17. Опись церковному имуществу заведена с 1898-го года, хранится в целости, проверена в 1911-м году. 18.Приходо-расходныя книги о суммах свечной и церковной за шнуром и печатью, на 24 листах даны 1908-го года, ведутся исправно, хранятся в целости. 19. Копии с метрических книг хранятся в целости с 1897-го года. с сентября месяца.

http://sobory.ru/article/?object=22343

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010