Ныне при храме создана община. В 2004 году восстановлен крест, с 2005 года совершаются молебны на престольные праздники. Планируется, что Морской собор будет полностью восстановлен к 2013 году. Недалеко от Морского собора в центре Кронштадта стоит красивый каменный собор Владимирской иконы Божией Матери . Это один из старейших храмов города. Первое упоминание е нем относится к 1728 году. Изначально храм был деревянный, но после пожара 1824 года был заложен каменный храм в 1875 году и освящен в 1880. В 1990 году собор Владимирской иконы Божией Матери был возвращен Санкт-Петербургской епархии. С того времени в храме были проведены огромные ремонтно-восстановительные работы. И сейчас вид храма радует сердце каждого православного христианина, а в самом храме регулярно проводятся богослужения. Дореволюционный период Кронштадта был славен мощным православным трезвенным движением. С 1905 года в Кронштадте действовало Свято-Троицкое братство трезвости. С самого основания братства трезвости его члены предполагали создать свою домовую церковь, но только в 1917 году храм был освящен в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " . Домовая церковь была устроена в одном из помещений здания братства. До настоящего времени здание не сохранилось. В Кронштадте также действовало отделение Всероссийского Александро-Невского братства трезвости, основателем которого был знаменитый священник-трезвенник Александр Васильевич Рождественский. Это отделение действовало при эстонской Крестовоздвиженской церкви, и возглавил его настоятель, новомученик, протоиерей Николай Симо . Братство имело свой храм во имя святого благоверного князя Александра Невского. Храм и здание Кронштадтского отделения Александро-Невского братства трезвости не сохранились. Но до настоящего сохранился времени Крестовоздвиженский храм, он расположен недалеко от собора Владимирской иконы Божией Матери. Православные трезвенники помолились у его стен храма новомученику протоиерею Николаю и возгласили вечную память православным трезвенникам Кронштадта.

http://mitropolia.spb.ru/news/av/?id=197...

Санкт-Петербург. Церковь Николая Чудотворца при Литейном отделении Александро-Невского братства трезвости. /// Объект не принадлежит Православной Церкви Карта и ближайшие объекты Вскоре после открытия Александро-Невского братства трезвости во многих частях города появились его местные отделения, в том числе, в конце декабря 1903, – в Литейной части. Отделением руководил священник Е. М. Кондратьев, и оно вначале находилось в Митавском пер., 4. Здесь о. Иоанн Кронштадтский освятил 2 апреля 1904 зал для духовных бесед, украшенный иконами и хоругвями. В зале приглашаемые священники служили для собиравшихся молебны. При отделении имелись библиотека, миссионерские курсы и хор, а с 1908 – попечительство о бедных с детским садом. В ноябре 1906, после того как отделение переехало на Спасскую улицу, было разрешено создать временный храм, куда верующие пожертвовали иконостас, облачения, иконы и утварь. В начале 1907 был выдан переносной антиминс, и прот. К. И. Ветвеницкий отслужил первую литургию. 25 ноября того же года храм был освящен по полному чину в память раскрытия заговора против Государя и посвящен свв. Николаю Чудотворцу, Александру Невскому и Серафиму Саровскому. Для удобства рабочих всенощная в храме начиналась в девять вечера. По четвергам в нем служился молебен с акафистом Страстям Христовым, когда молящиеся стояли с зажженными свечами, в воскресенье – молебен перед образом вмч. Пантелеимона с частицами Животворящего Креста и угодников Божьих, присланным в 1913 с благословением от Пантелеимоновского монастыря на Афоне. Этот стихийно возникший в квартире 9 храм пережил после революции многие более известные. Он стал одним из центров Александро-Невского братства под руководством епископа Лужского Мануила (Лемешевского) и был закрыт в апреле 1923 года. Ныне дом занят болгарским консульством. http://www.encspb.ru/object/2855755567?lc=ru Комментарии и обсуждение Дом ранее принадлежал князю Мещерскому. В 1893-1894 была устроена церковь Александра Невского еще в доме князя В.П.Мещерского. В начале 1917 (по другим сведениям в 1907)  дом приобрело Общество Трезвости, церковь при этом была переосвящена во имя Николая Чудотворца. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=24674

с, 1820D, 1821АВС); 4, Василия Вел. (из 1-й книги против Евномия, 2 цит.: с. 1821В), 5., Кирилла Александ. (из письма к царю Феодосию 2 цит. с. 1821CD); 6, Григория Нисского (2 цит. из книги против Евномия с. 1821D), 7, Иоанна Златоуста (против Аполлинария с. 1821D – 1824АВ); 8, Кирилла Александ. (4 цит. с. 1814D, – 1825А); 9, Иоанна Златоуста (с. 1825С); 10, Иустина Муч. (из книги о св. Троице, с. 1825D); 11, Амвросия Медиолан. (с. 1825D – 1828А); 12, Юлия Римского (с. 1828А); 13, Григория Нисского (2 цит. с. 1828В); 14, Иоанна Златоуста (с. 1828С); 15, Ефрема Сирина (из слова на жемчуг, с. 1829С); 16, Исидора Пилусиота (к Кириллу Алекс. 1828С); 17, Павла Емесского (с. 1828D); 18, Кирилла Алекс, (к Иоанну Антиох. с. 1829 АВ; о воплощении с. 1829CD; к Иусту, еп. Римск. с. 1832А); 19. Афанасия Александ. (с. 1832D); 20., Кирилла Алекс, (с. 1832ВС; 1832Б; из слова о вере: 1833А; из письма к Сукенсу: 3 цит. с. 1833ВС; к Евлогию, Иоанну и из слова о сокровищах: с. 1833CD); 21, Григория Нисского (против Аполлин. с. 1833D); 22, Исидора Пилусиота (из письма к Тимофею: с. 1836D); Феодота Антиохийского (против синусиастов с. 1836А); Кирилла Иерусалим. (с. 1836А); 25, Петра Александ. с. 1836В); 26, Севириана Гавальского (с. 1836В); 27, Прокла Константин. (2 цит. с. 1836ВС); 28, Сильвестра Римского (с. 1836С); 29, Ипполита Римского (с. 1836С), 30, Илария Пиктавийского (2 цит. с. 1836D); 31, Амвросия Медиол. (7 цит. с. 1837АВС); 32, Амфилохия Иконийск. (2 цит. из писем против арйан и к Селевку с. 1837CD); 33, Августина Ригитского (т. е. Иппонского, из писем к Волузиану с. 1837D); 34, Флавиана Антиох. (2 цит. с. 1840А); 35, Исидора Пилусиота (из письма к диакону Феодосию с. 1840А); 36, Кирилла Александр. (2 цит. с. 1840В); 37, Евстафия Антиох. (с. 1840С); 88, Иоанна Златоуста (из письма к Кесарию, с. 1840С); 39, Амфилохия Иконийского (из письма к Селевку с. 1840D); 40, Григория Нисского (с. 1841 А). К этой части присоединены выдержки из сочинений: 41.. Амфилохия Сидского (из его письма к имп.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

Здесь же наконец помещены два предисловия к номоканону в XIV титулов и реперториум этого номоканона, т.е. заголовки титулов и глав с относящимися к ним цитатами канонов, без приведения самого текста канонов. В первой части кормчей книги, составляющейся из сорока одной главы содержатся: 85 канонов апостольских, к которым присоединены еще несколько канонов, заимствованных из апостольских постановлений, напр. каноны апостола Павла и проч., каноны соборов вселенских и поместных в следующем порядке: никейского, анкирского, неокесарийского, гангрского, антиохийского, лаодикийского, II вселенского, III всел., IV всел., сардикского, карфагенского, константинопольского при Нектарие 974 , трулльского 692 г., VII всел., двукратного, в церкви св. Софии, – далее правила отцов: Василия Великого , Дионисия александрийского , Петра александрийского , Григория неокесарийского , Афанасия александ., Григория Назианзина , Амфилохия, Григория нисского , Тимофея александ., Феофила александ., Кирилла александ., 975 Геннадия константиноп., Тарасия константинопольского . В последних главах первой части кормчей книги (37–41) помещены послание константинопольского собора к Мартирию о принятии в церковь еретиков, золотая булла Юстиниана о рабах, прибегающих в церковь (т. е. о том, какую защиту могла оказывать софийская церковь прибегавшим в нее рабам), Дмитрия митрополита кизического о яковитах и проч., послание Петра антиохийского к епископу венецианскому и послание черноризца или монаха Нила к пресвитеру Хариклию о допущении грешников к покаянию. Вообще состав первой части кормчей книги соответствует синопсису, комментированному Аристином 976 , толкования к канонам принадлежат Аристину и только некоторые Зонаре 977 . Вторая часть печатной кормчей начинается с церковного законодательства императора Юстиниана, содержащегося в сборнике Иоанна Схоластика из 87 глав. Этот сборник составляет 42-ю главу. В 43 гл. помещены три новеллы императора Алексея Комнена; в 44-ю главу вошли некоторые извлечения из тех юстиниановских законов (κεμενα), которые содержатся в номоканоне из XIV титулов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Священные облачения хотя находятся в достаточном количестве, но к сожалению сделаны только на одного священника и диакона. Полное соборное облачение на 3 священников и двух диаконов только одно, да и то перенесено из надворотней церкви, вместе с другими вещами и утварью по указу консистории от 10 мая 1882 года, за 1353. Метрические и исповедные книги, брачные обыски и приходорасходные, частью перенесены из надворотней церкви (с 1809 года), частью составляют собственность настоящего храма. Все же документы и планы относящиеся к устройству церкви еще доселе не сданы комитетом в церковное книгохранилище, так как комитет еще не считается закрытым. По указу св. Синода от 23 января 1882 года, за 279, причт церковный должен состоять из двух священников, диакона и двух причетников и просвирни. Первым священником-настоятелем был, переведенный с остальным причтом, из упраздненной Невско-приходской Скорбященской церкви, протоиерей П. А. Горизонтов, кандидат С.-Петербургской духовной академии, прослуживший в сем приходе 40 лет. За свою ревностную службу по приходу и церкви он имел ордена: св. Анны 2-й степени и св. Владимира 3 ст., а от прихожан золотой наперсный крест, украшенный бриллиантами. Умер 1884 года апреля 26 дня. На место его по резолюции его высокопреосвященства от 4 мая 1884 г. переведен Спасобочаринской церкви, что на Выборгской стороне, священник Иоанн Полканов, магистр С.-Петербургской духовной академии. Священник Павел Космодемьянский, кандидат С.-Петербургской духовной академии, рукоположен к сей церкви его высокопреосвященством 13 февраля 1882 года. Диакон Афанасий Попов, переведен из Невско-приходской Скорбященской церкви по указу св. Синода от 23 января 1882 года, за 279, к Борисоглебской церкви, – из окончивших курс Воронежской духовной семинарии. На вакансии псаломщика состоит Иван Певцов, из среднего отделения Спб. дух. семинарии, возведенный, в 1883 году, по просьбе прихожан за 25 летнюю отлично-усердную службу, в сан диакона на дьяче- ской вакансии. Дьячком служит Николай Фиделин, из высшего отделения Новгородского духовного училища.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

– Tertullianus. Adversus Valentinianos. – Интернет публикация на сайте: www. khazarzar.skeptic.net. 35 . Victorianus. Com. Apoc. – Victorianus, Commentary on the Apocalypse of the Blessed John. – CCEL: ANF. Vol. 8. – www.ccel.org. II. Монографии, научные статьи 36 . Афанасьев, 1994. – Афанасьев, Н., прот. Церковь Духа Святого. – Рига, 1994. 37 . Афонасин,1999. – Афонасин,Е.В. Гностицизм второго века н.э.: Античные свидетельства. – Новосибирск, 1999. – 44с. 38 . Бобринский, 2005. – Бобринский, Б., прот. Тайна Пресвятой Троицы. Очерк. догм. бог. – М.: ПСТГУ, 2005. 39 . Богдашевский, 1902. – Богдашевский, Д. О Евангелиях и Евангельской истории. (Против современного рационализма). – Киев, 1902. 40 . Булгаков, 1991. – Булгаков, С., прот. Апокалипсис Иоанна. (Опыт догматического истолкования). – М.: Правосл. Братст. Трезвости «Отрада и Утешение», 1991. 41 . Бычков, 1981. – Бычков, В.В. Эстетика поздней античности. – М.: Наука, 1981. 42 . Гарнак, 2001. – Гарнак, А. История догматов//Раннее христианство. Т. 2. – М.: АСТ; Фолио, 2001. 43 . Гумилевский, 2004. – Гумилевский, И., прот. Учение святого апостола Павла о душевном и духовном человеке. – Киев: Пролог, 2004. 44 . Даниэлу. – Даниэлу, Ж. Христианский милленаризм [глава из книги Theologie du judeo-christianisme]. – Интернет публикация с сайта www.portal-credo.ru, 2004. 45 . Добшюц, 2001. – Добшюц, Э., фон. Древнейшие христианские общины. Культурно-исторические картины//Раннее христианство. Т. 1. – М.: АСТ; Фолио, 2001. 46 . Евдокимов, 2002. – Евдокимов, П.Н. Православие. – М.: ББИ, 2002. – (Современное богословие). 47 . Евдокимов, 2005. – Евдокимов, П. Искусство иконы. Богословие красоты. – Клин: Христианская жизнь, 2005. 48 . Ильина, 1999. – Ильина, Н. Иоанн Богослов. – М.: Олимп; АСТ, 1999. – (Великие пророки). 49 . Кирьянов, 2001. – Кирьянов, Б., свящ. Полное изложение истины о тысячелетнем Царстве Господа на земле. – СПб.: Алетейя, 2001. – (Античное христианство. Исследования). 50 . Лебедев, 2001. – Лебедев, А.П. Церковная историография в главных ее представителях с IV века до ХХ-го.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

279 Собр. Вил. грам. Ч. I. 63. стр. 119; Ч. II. 8. стр. 17; 40. стр. 107; Минское соборное госпитальное Братство построило в 1601 г. хлебную мельницу для дохода Братству, на содержание госпиталя (Собр. Мин. грам. и акт. 42. стр. 67). 286 Устав Львовск. Братства – Пам. Киев. Ком. Т. III гр. I; Уст. Братст. Берестейского. Чтен. в Импер. Общ. 1848 г. 6. стр. 58. 288 Пам. Киев. Ком. Т. II. отд. I. стр 39, 46; Могил. Вед. За 1845 год. 40; Ж. М. Н. П. 1850 г. Июнь. отд. II. стр. 132. 295 См. Ж. М. Н. П. 1849 г. Апрель . отд. II. стр. 14, 15 и 16, Пам. Киев. Ком. Т. III. отд. I. грам. I, II, III, IV и далее: Собр. Вил. грам. Ч. II. 3 298 «Несть вам благодатию Божиею», писали Виленские братия к братиям Львовским в 1619 году, от 21 Января, «попечение вящшее, над еже по евангельским Христа Бога нашего заповедем ходити; несть и прилежание усерднейшее, над еже спасенную пречестныя Матере нашея восточной святой Церкви догматов и преданий целость неподвижну сохранити. О сею двою днем и и нощию поучаетеся; о сею гоними терпите, худими утешаетеся, укоряеми благословляете. От сею двою вас, по Апостолу, ни меч, ни огнь, ни настоящая, ни грядущая разлучити не могут; хранити бо заповеди Господни и творити повеления Его, есть Христа в себе царствующа имети и ему соцарствовати; лишити же ся сих, Христа есть лишитися. Тожде двое заповеди, глаголем, Христа Бога нашего евангелъские и Церкви Его святой догматы и предания, и нам равностоин, якоже предрекохом, с вами в супруг ига Христова выя наша слякшим, на ниве, яже Церковь Его святая есть, подарованней нам от Него сил дающим, рало вспять зрения, за неуправленное, нетерпящее радостно тягнути, и тощне бразды ее бедами, досажденьми и теснотами по Христе изглубяти во вине есть. В нею же сладостне похвалени, не мниш не смысл не похвалитеся, за хвалу, ей же вы предводителе есте, мы споспешницы истинна Христова правителя» (Акты относящиеся к истории юго-западной России. Т. IV. стр. 215). 300 На некоторые из этих средств указывают в своих грамотах и патриархи, и именно, как на средства употреблявшиеся со стороны Братств к поддержанию Веры православной. Патриарх Иерусалимский Феофан писал в 1620 году к Львовскому Братству: «яко вы верни суще рабы господина своего, виноград его раскопываемый от противных, не токмо оплотом наказаний училищных и изображения книг художеством типографским ограждати, но и делателями во иночестве общежительными, ничто же своих си, но яже ближних ищущими обогащати, попечение прилежное и единодушное имате. . . . Сия убо мы уведевше о вас и Богу благодарение возсылающе, духом зело радуемся и ваше тщание и усердие похваляем» (Акт. Зап. России. Т. IV. 21. стр. 508).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/o-pravos...

Петрей, посланник шведского короля, был в России несколько раз – при Борисе Годунове, в смутное время и при Михаиле Феодоровиче; при последнем государе не раз был в Москве и секретарь голштинского посольства Олеарий. Оба они тщательно наблюдали нравы и обычаи русского народа и беспристрастно излагали свои наблюдения в своих записках. Говоря о религиозном быте русских, первый говорит, что «русские крестятся тремя согнутыми перстами: большим, указательным и самым длинным»..., а второй – что для этой цели они «употребляют сложенными три главных перста правой руки» (Вып. Озер. 2, 383–384). 332 Скрижаль 1656 г. (Сл. отвещ., л. 14 об.), отцы соборов 1666 и 1667 гг. (Собор. Деян., издан. Братст. св. Петра митр., ч. 1, л. 42; ч. 2, л. 6), составитель книги «Жезл правления» (ч. 1, возобл. 21), патр. Иоаким в кн. «Увет духовный» (л. 100, изд. 1791 г.) и митр. Игнатий Сибирский (3 посл., гл. 13) согласно свидетельствуют, что в их время, во второй половине XVII стол., в великой России «мужие поселяне, мнози людие старии» (мужчины и женщины) держались троеперстия «из древнего обычая», «по преданию отцов, дедов и прадедов». Это же подтверждают братья Плещеевы, крестьянин Посошков и иером. Гурий. 333 Так. обр. несомненно, что начиная с третьей четверти XVI ст. до третьей четверти XVII ст. включительно простой народ крестился троеперстно. Однако церковная власть в то же время продолжала настаивать на двуперстии. Доказательством этого служит, во 1-х, «послание Иова, патриарха Московскаго и всея Русии к Грузинскому митр. Николе и всему священному собору Иверския земли». Это послание впервые появилось в печати в 1869 г., в декабрьской книжке Христианского Чтения (стр. 858–893). О перстосложении здесь сказано так: «и молящися креститися подобает двема прьсты; прежь положити на чело главы своея, тоже на перси, потом же на плече правое, таже и левое, съгбение прьсту именует сшествие с небес, а стоящии перст указует възнесение Господне, а три персты равны держати – исповедуем Троицу нераздельну, то есть истинное крестное знамение» (стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

75, с. 396C); из толков, на Матфея, (t. 86, с. 1356D); из толкования на посл, к евреям, (t. 86, с. 1356D); из письма к Сукенсу (t. 77, с. 236В). Всего во втором флорилегии находится 27 выдержек из 10-ти авторов 1169 . Третий флорилегии заключает в себе места а., из сочинений несторианских учителей: 1., Феодора Мопсуестийского (все из Migne S.G. t. 66, с. 972А, 976С, 980А, 980В, 980D, 981А, 981 BCD, 984В, 984С, 984D, 985А, 985С, 985D. 988А, 988D, 988С, 988D. 989А, 989С, 992В, 992С, 1000А, 1000В, 1000С, 1000D, 1001А, 1004В=35 цитат)., 2., Диодора Тарсского из книги против синусиастов (t. 86, с. 1385D, 1388А, 1388С, 1388CD), 3., Павла Самосатского: 6 цитат с параллелями из Нестория (t. 86, c.1389CD – 1392А), и 3 – без параллелей, из коих одна и взята из диалога против Малхиона, (с. 1392ВС); 4., Нестория (t. 86, с. 1392С); б., из актинесторианской литературы: 5, собора Антиохийского (8 цитат, t. 86, с. 1393АВС); 6., Малхиона: диалог против Нестория (с. 1393D); 7, Григория Назианз. (письма к Клидонию (t. 37, с. 177С – 181А); 8., Афанасия Великого (t. 26, с. 1105А): 9., Григория Нисского (t, 45, с. 41В); 10, Ефрема Сирина (t, 86, с. 1396А); 11, Кирилла Александ. из собор. послания против Нестория (t. 77, с. 45В); 12, Исидора Пилусиота (t. 78, с. 1296). Всего здесь помещено 60 цитат из 12 авторов 1170 . Флорилегий при соч. Contra Monoph. разделяется на две части, при чем в первую собраны отеческие свидетельства о том, кто такое покланяемый нами Христос, а во вторую – о том, какое соединение во Христе считают отцы. Первая часть кратка и состоит 1, из одного изречения св. Афанасия Вел, 2, одного же – св. Василия Вел. (с. 1817С), 3., трех изречений Григория Богослова (с. 1817CD), 4, четырех – Кирилла Александ. (с. 1817D), и еще двух его же, и 5, одного изречения Григория Богослова (с. 1820В). Вторая часть содержит следующие извлечения: 1., из Григория Богослова (с. 1820В), 2, Кирилла Алеигсанд. (4 цитаты): из объяснения собственных тезисов, письма к Сукенсу и из Глафир (с, 1820CD), Григория Богослова (4 цит.

http://azbyka.ru/otechnik/Leontij_Vizant...

При Константинопольской патриархии существует еще так называемая «Центральная Педагогическая Эпитропия», заведующая школьным делом. Она состоит – из председателя – члена Св. Синода, двоих членов клириков, трех из мирян и одного члена «Постоянного Народного Смешанного Совета». При каждой кафедре Константинопольской патриархии существует церковное судилище. Председателем церковного суда в Константинополе состоит назначенный патриархом член Синода, в провинциях – епархиальный архиерей. В состав суда, в первой инстанции, кроме председателя, входят четыре судьи – клирики и один или два секретаря – клирики или миряне Церковные суды, представляющие апелляционную инстанцию, состоят из председателя, шести судей-клириков и одного или двух секретарей – клириков или мирян. Служба председателя и членов суда – почетная и продолжается два года. Это суды «церковные». Кроме них есть суды «церковно-смешанные», где преобладающее число членов составляют миряне. В Константинополе существует еще «Постоянный Народный Смешанный Совет», представляющий собой апелляционную инстанцию митрополий, экзархий и ставропигиальных монастырей и кассационную для всех епископий. Смешанные церковные суды митрополий служат апелляционной инстанцией для подчиненных им епископий. Из изложенного понятно, в чем различие древних и современных восточных органов епархиального управления от русских консисторий. 13 Напр., Александ. соб. 231 г., и 232 г.г. созваны еп. Александ. Димитрием; Алек. соб. 261 г. созв. Дионисием, еп. Александрийским; Римск. собор 262 г. Дионисием, еп. Римским; Карфагенский собор около 200 г. еп. Карфагенским Агрип.; Карфагенские соборы 251, 252 и три собора 255–256 г.г. Киприаном, еп. Карфагенским; Антиохийские соборы около 269 г., состоявшие из епископов, пресвитеров и диаконов Антиохии, Палестины, Малой Азии против Павла Самосатского, созваны были еп. Антиохии и друг. 14 I-й Импер. Константином В., II-й Феодосией I В., III-й Феодосием II, IV-й Маркианом, V-й Юстинианом I В., VI-й Константином Пагонатом, VII-й Импер.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010