То есть бесспорно истинно лишь то, что является общим для святоотеческого учения, не противоречит ему. Преподобный Викентий Леринский (V в.) выразил это в великолепной формуле: «В самой же вселенской Церкви всеми мерами надобно держаться того, во что верили повсюду, во что верили всегда, во что верили все: потому что то только в действительности и в собственном смысле есть вселенское, как показывает и само значение этого слова…» . Однако этот критерий является достаточным только при наличии основополагающего условия, названного Самим Христом: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13: 35).  Поэтому церковь (община, организация), сохраняя всю внешнюю, обрядовую сторону жизни и даже вероучительные истины, но оставляя без внимания главное — научение своих членов основам духовной жизни, может по существу превратиться в мирское общество, мирскую организацию. Такая опасность всегда была и остаётся. Уже апостол Иоанн писал: «И Ангелу Сардийской церкви напиши: знаю твои дела; ты носишь имя, будто жив, но ты мёртв… И Ангелу Лаодикийской церкви напиши: знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден или горяч! Но так как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» (Откр. 3: 1, 15-16). Такое произошло 2000 лет назад с Богооткровенной ветхозаветной религией, когда её духовное состояние настолько исказилось, что был отвергнут Сам пришедший Христос Спаситель. Подобное происходило и происходит и в истории христианства. Святитель Филарет (Дроздов) (†1867) предупреждал: «Всякая частная [Поместная] церковь может не только поколебаться, но и разрушиться» . Примером такого разрушения является Римская Церковь, которая, по слову святителя Феофана (Говорова), превратилась в «политическую корпорацию» . То же случилось и с отделившимися от неё протестантскими общинами. Но это может произойти и с любой Поместной церковью. Господь предупредил: «Сын Человеческий, придя, найдёт ли веру на земле?» (Лк. 18: 8). Речь здесь идёт о сохранении христианской веры и жизни, а не культа, в котором может не остаться ничего духовного.

http://bogoslov.ru/article/6173049

На чем же папы обосновывают свое главенство во Вселенской Церкви? Папы считают себя преемниками Апостола Петра, которому якобы Христос передал главенство в Церкви, сказав: " Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою " (Мф.16,18). Разберемся. Прежде всего отметим, что в первые века Церкви и Предание, и все Святые отцы разумели здесь под " камнем " правое Петрово исповедание Господа: " Ты еси Христос, Сын Бога Живаго " (Мф.16,16), но не лично Апостола Петра, который, как известно, трижды отрекался от Иисуса Христа (Мф.26,69-74) и которого Апостол Павел изобличал в лицеприятии в отношениях к христианам из иудеев и язычников (Гал.2,12-18)! Но что самое главное - это учение Апостола Павла: " Никто не может положить другого основания (для Церкви), кроме положенного, которое есть Иисус Христос " (IKop.3,11); Христос является " краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастет в святой храм во Господе " (Еф.2,20-21); " и все пили из духовного камня; камень же был Христос " (IKop.10,4). Сам св. Апостол Петр никогда не считал себя " камнем " , на котором Христос создал Церковь, а учил: " Вы приступили к Нему (Христу), камню живому... ибо сказано в Писании: " Вот Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный, и верующий в Него не постыдится " (Ис.28,16). Вот почему в Св. Писании не Апостол Петр называется " Главою Церкви " , а " Тот (Христос) есть Глава Телу Церкви (Кол.1,18), ибо сам Бог " поставил Его выше всего, Главою Церкви, которая есть Тело Его " (Еф.1,22). Папа Лев XIII предлагает обратиться к историческим источникам, якобы подтверждающим " главенство " пап во Вселенской Церкви, как преемников Апостола Петра. Однако, в исторических источниках мы находим совершенно обратное. Кстати отметим, что Апостол Петр вовсе не был основателем Римской Церкви и история ничего не знает об апостольской деятельности его в Риме Вернее, что Римская Церковь была основана Апостолом Павлом, как апостолом " языков " , а не иудеев, и притом чрез его учеников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/152/...

— Откуда православные знают, что наша вера лучше и правильней? — Потому что мы следуем завету Христову и Его словам: «Я есмь Путь, Истина и Жизнь». И делаем то, что Он сказал. Так что Он тоже был православным. — Иисус Христос был православным? — Проблема термина «православие» возникает только после определенной эпохи. До 1054 года мы были вместе в одной Церкви, а в 1054 году от Церкви отделились католики, а затем начались вопросы, кто был прав: православные или же Римская церковь. Наша вера именуется «православной», то есть на самом деле выявляется верой, которая содержится в Священном Писании и традициях и одобряется Церковью. Мы должны жить так, как Христос заповедал нам. Ведь, повторю, даже само слово «православный» говорит нам о том, что мы верим право и знаем, что Господь заповедовал нам. Спасение — Какие дела должен совершать христианин, чтобы спастись? — Необходимо просто делать то, что сказал Христос. Сохранять веру в Церковь и ценности, признаваемые ею. И любить всех, потому что любовь является критерием суда Божьего. Без любви невозможно ничего делать, потому что Бог есть любовь, и Он дает нам любовь так же, как и мы любим других людей. Любовь является мерой всей нашей жизни. И это не шутки. Любить ближних – это и значит вести христианскую жизнь. И, конечно, необходимо исповедоваться, потому что Бог не просто так дал нам дар священства, благодаря которому можно прощать и разрешать. Ведь Сам Христос сказал, «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе». Для этого и было создано священство. — Как мы можем научиться любить врагов? — Я вам дам совет: вы не можете любить врагов сразу, но сначала необходимо отказаться от ненависти к ним. И если вы не будете желать наказания вашим врагам, то сможете умереть, как любящие врагов Божьей благодатью. И нельзя злословить, потому что злословие – моральное убийство, так говорит Церковь. Злословящий уже является убийцей. Ведь критерием, как я говорил, является закон любви. А злословие – это не просто не любовь, это – убийство, которое не дай Бог совершить кому-либо!

http://pravmir.ru/otec-arsenij-papachok-...

На чем же папы обосновывают свое главенство во Вселенской Церкви? Папы считают себя преемниками Апостола Петра, которому якобы Христос передал главенство в Церкви, сказав: Ты еси Петр, и на сем камени созижду Церковь Мою ( Мф. 16:18 ). Разберемся. Прежде всего отметим, что в первые века Церкви и Предание, и все Святые отцы разумели здесь под «камнем» правое Петрово исповедание Господа: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго ( Мф. 16: 16 ), но не лично Апостола Петра, который, как известно, трижды отрекался от Иисуса Христа ( Мф. 26:69–74 ) и которого Апостол Павел изобличал в лицеприятии в отношениях к христианам из иудеев и язычников ( Гал. 2:12–18 )! Но что самое главное – это учение Апостола Павла: Никто не может положить другого основания (для Церкви), кроме положенного, которое есть Иисус Христос  ( 1Кор. 3:11 ); Христос является краеугольным камнем, на котором все здание, слагаясь стройно, возрастет в святой храм во Господе ( Еф. 2:20–21 ); и все пили из духовного камня; камень же был Христос ( 1Кор. 10:4 ). Сам св. Апостол Петр никогда не считал себя «камнем», на котором Христос создал Церковь , а учил: Вы приступили к Нему (Христу), камню живому… ибо сказано в Писании: «Вот Я полагаю в Сионе камень краеугольный, избранный, драгоценный, и верующий в Него не постыдится» ( Ис. 28:16 ). Вот почему в Св. Писании не Апостол Петр называется «Главою Церкви», а Тот (Христос) есть Глава Телу Церкви ( Кол. 1:18 ), ибо сам Бог поставил Его выше всего, Главою Церкви, которая есть Тело Его ( Еф. 1:22 ). Папа Лeb XIII предлагает обратиться к историческим источникам, якобы подтверждающим «главенство» пап во Вселенской Церкви, как преемников Апостола Петра. Однако в исторических источниках мы находим совершенно обратное. Кстати отметим, что Апостол Петр вовсе не был основателем Римской Церкви и история ничего не знает об апостольской деятельности его в Риме 1 . Вернее, что Римская Церковь была основана Апостолом Павлом, как апостолом «языков», а не иудеев, и притом чрез его учеников.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Aivazov/o...

89 . Отраден и знаменателен тот факт, что вопрос о первенстве Римского епископа стал предметом исследований – уже предпринятых и планируемых. Не менее отрадно и то, что этот вопрос теперь является главной темой не только в богословских диалогах, которые Католическая Церковь ведет с другими Церквами и церковными общинами, но более широко – в контексте общего обсуждения экуменического движения как такового. Недавно участники V Всемирной ассамблеи Комиссии «Вера и церковное устройство», которую Всемирный Совет Церквей провел в Сантьяго-де-Компостела, поручили комиссии «заново начать исследование вопроса о всеобщем служении христианскому единству» 157 . После вековых жесточайших споров другие Церкви и церковные общины пристально и в новом ракурсе смотрят на это служение единству 158 . 90 . Римский епископ – это епископ Церкви, которая сохраняет знак мученичества Петра и Павла: «По таинственному замыслу Провидения именно в Риме завершил он (Пётр) свой путь следования Иисусу и именно в Риме дал величайшее свидетельство любви и верности. В Риме и Павел, апостол народов, преподал высочайшее свидетельство. Так Римская Церковь стала Церковью апостолов Петра и Павла» 159 . В Новом Завете личность святого Петра занимает выдающееся место. В первой части Деяний святых апостолов он предстает главой и глашатаем апостольской общины, определенной как «Петр и одиннадцать» (ср. Деян.2:14 , а также 2:37, 5:29). Роль, отведенная Петру, обосновывается словами Самого Христа – так, как они запечатлены евангельской традицией. 91 . Евангелие от Матфея воссоздает и точно описывает пастырскую миссию Петра в Церкви: «Блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, сущий на небесах. И Я говорю тебе: ты – Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:17–19 ). Лука подчеркивает, что Христос заповедал Петру утвердить братьев, но в то же самое время дал ему возможность испытать собственную человеческую немощь и необходимость обращения ( Лк.22:31–32 ). Именно на фоне этой человеческой немощи Петра в полную меру проявил себя тот факт, что его особое служение в Церкви целиком берет начало в благодати. Представляется, что Учитель по-особому заботился об обращении Петра, чтобы подготовить его к заданию, которое Он вознамерился возложить на него в Своей Церкви, а это задание требовало большой ответственности. В четвертом Евангелии есть подтверждение этого предназначения Петра, столь же реалистично связанного с признанием его немощи. «Симон Ионин! Любишь ли ты Меня? (...) Паси агнцев Моих» ( Ин.21:15–19 ). Знаменательно, что и согласно Первому посланию Павла к Коринфянам Воскресший Христос сначала «явился Кифе, а потом двенадцати» ( 1Кор.15:5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/kato...

И один сильный Ангел взял камень, подобный большому жернову, и поверг в море, говоря: с таким стремлением повержен будет Вавилон, великий город, и уже не будет его ( Откр. 18:21 ). По широко распространенному в ранней Церкви толкованию, Вавилон, упоминаемый в Апокалипсисе, есть не что иное, как Рим. На Рим – город на семи холмах – указывает, в частности, упоминание «семи гор, на которых сидит жена» ( Откр. 17:9 ). Ириней Лионский толкует слова Апокалипсиса о десяти царях как указание на то, что перед вторым пришествием Христа Римская империя будет разделена и падет: Еще яснее о последнем времени и о десяти царях его, между которыми разделится владычествующее ныне царство 453 , показал ученик Господа Иоанн в Откровении, изъясняя, что такое десять рогов, виденных Даниилом; он говорит, что ему так было сказано: «и десять рогов, которые ты видел, суть десять царей, которые еще не получили царства, но примут власть со зверем, как цари, на один час. Они имеют одни мысли и передадут силу и власть свою зверю. Они будут вести брань с Агнцем, и Агнец победит их, ибо Он есть Господь господствующих и Царь царей» ( Откр. 17:12–14 ). Итак, очевидно, что имеющий прийти трех из них умертвит, а остальных подчинит своей власти, и он будет восьмой между ними; и они опустошат Вавилон и сожгут его огнем и предадут свое царство зверю и будут гнать Церковь , а потом будут сокрушены пришествием Господа нашего 454 . Говоря о метафорическом использовании географических названий в Священном Писании , Тертуллиан отмечает: «Так и Вавилон у нашего Иоанна является образом Римского города, столь же великого, гордого царством и борющегося со святыми Божьими» 455 . Отождествление Вавилона с Римом встречается и у других христианских авторов 456 , а также в иудейской апокалиптической традиции 457 . В свете сказанного нет ничего удивительного в том, что упоминаемая в Первом послании Петра « церковь в Вавилоне» на очень раннем этапе была отождествлена с церковью Римской и что в данном упоминании экзегеты увидели одно из доказательств пребывания Петра в Риме, где вместе с ним находился и Марк. Евсевий Кесарийский пишет: «Петр упоминает о Марке в Первом послании, которое, говорят, составил он в самом Риме; город этот метафорически называет он Вавилоном» 458 . Подводя итог многовековой традиции толкования данного стиха в святоотеческой литературе, Феофилакт Болгарский (XII в.) пишет: «Вавилоном называет Рим по причине его знатности, которой и Вавилон пользовался долгое время. Избранной называет церковь Божию, составившуюся в Риме» 459 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

7 . Из декреталии о канонических книгах папы Геласия I (492−496 гг.). «... Святая Римская Церковь не приобрела главенство в силу постановления Соборов, но обладает им по слову Господа и Спасителя, как оно находится в Евангелии: «И Я говорю тебе: ты – Камень (Петр), и на сем камне Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют ее. И дам тебе ключи Царства Небесного; и что свяжешь на земле, то будет разрешено на небесах» ( Мф.16:18 −19). Итак, первое место принадлежит Римской Церкви, Престолу Апостола Петра, «не имеющей пятна или порока, или чего-либо подобного» ( Еф.5:27 ). Второе место принадлежит Александрии – освященной пламенем Петра через Марка, как его ученика и евангелиста... Третье же место принадлежит Антиохии, прославленной пребыванием там того же блаженного апостола Петра...». (H. Deuzinger Ench. Symbol, 922, р. 72). 8 . Из письма «Adeone te» папы Пелагия III (556−561 гг.) к некоему епископу (ок. 560 г.). «Неужели ты, возведенный на высшую ступень священства, не знаешь, что впадаешь в раскол, когда отпадаешь от общения с Апостольским Престолом? Неужели ты, поставленный народу для проповеди , не читал, что Христос, Господь наш, учредил Церковь на князе Апостолов, дабы «врата адовы не одолели ее?» ( Мф.16:18 ). А если читал о том, где еще мнишь быть Церкви, когда в нем одном объединяются все апостольские Престолы? Кому еще так же, как ему, кто получил «ключи», была дана власть «вязать и решить»? ( Мф. 16:19 ). Но потому ему одному сначала было обещано дать то, что потом всем было дано, чтобы, как толкует это блаженный Киприан-мученик, было указано единство Церкви. Почему же ты, возлюбленный во Христе, заблуждаешься касательно этого толкования или в чем ином надеешься обрести спасение?». (H. Deuzinger Ench. Symbol. 922., р. 102−103). 9 . О единстве Церкви. Булла «Unam Sanctum» от 18 ноября 1302 г. папы Бонифация VIII (1294−1303). «...Высший духовный авторитет может быть судим только лишь Богом, но не людьми. По свидетельству Апостола: «Духовный судит о всем, а о нем судить никто не может» (Кор.2:15). Следовательно, авторитет этот, хотя и уделен человеку и человеком применяется, не является человеческим, но скорее божественным, данным Петру и его преемникам божественным глаголом: «...еж аще свяжеши...» ( Мф.16:19 ).

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/oche...

«Горе живущим на земле и на море !» Небеса веселятся, земля скорбит в преддверии решающей битвы. Откр.12:12 . «Потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени». Он знает, что немного времени ему уже остается, ярость его возрастает, он понимает, что он может вообще все потерять, что его ад может совсем опустеть. Далее сказано: «Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола» ( Откр.12:13 ). Как только Церковь возникла, начались гонения против нее. Вы знаете, что когда Дева Мария родила Сына Божия, дьявол пытался уничтожить Его, и было бегство в Египет. И читаем далее: «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» ( Откр.12:14 ). Что символизирует орел? Пророческую возвышенность духа, а два крыла, – здесь не сказано просто «крылья», а «два крыла» , – вот эта детализация подсказывает нам, что Церковь должна руководствоваться и Ветхим и Новым Заветом, здесь говорится о единстве Священного Писания. «Облеченная в солнце» – Новый Завет, «под ногами ее луна» – Ветхий Завет. Всё Писание богодухновенно. Откр.12:15 . «И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою». Дьявол пускает воды, вода – это символ Слова Божия. А дьявол ереси вводит во вселенную, эти еретические воды, отравленные лжеучения… Раньше не было столько ересей, раньше можно было по пальцам их сосчитать: баптисты, адвентисты, пятидесятники… А сейчас: мормоны, квакеры, виссарионовцы, белое братство… Говорят, только в Москве больше трех тысяч сект разных! Друг друга они не признают, ненавидят, и все вместе дружно ненавидят Православную Церковь . И вот как раз это дьявол пускает реку отравленной воды – этих заблуждений, ересей. Откр.12:16 . «Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей». Наш народ так устроен, что любую ересь может переварить. Я никогда не забуду, как был на собрании так называемой «новоапостольской церкви». И там пастор ругался, он говорил:

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Более того, Дамас отмечает, что суть первородного греха и гибели всего человека заключалась в человеческом уме, который первый согрешил, а если бы не согрешил, то человек не подвергся бы смерти. Значит, для спасения человека Бог в первую очередь должен был воспринять человеческий ум (Ep. 2. 2). Итак, Слово Божие и Сын Божий не просто обитал в бездушном и неразумном человеческом теле, но воспринял и спас как человеческое тело, так и разумную душу (intelligibilem animam - Ep. 4. 7). При этом не произошло какого-то осквернения Божества, поскольку Он воспринял " всего нашего ветхого человека без греха " (sine peccato). Это последнее замечание очень важно, ведь если мы признаем, что Сын Божий воспринял человеческое тело, то это вовсе не означает, что вместе с ним Он унаследовал его пороки и страсти; точно так же, если мы признаем, что Он воспринял человеческую душу и ум, то это вовсе не означает, что Ему были присущи греховные человеческие помыслы и желания (Ep. 3). Вместе с тем, по мнению Дамаса, наличие во Христе разумной души не привело к появлению какого-то иного лица, иного сына наряду с Сыном Божиим, но следует исповедовать одного и Того же Сына Божия и до воплощения, и после него (Ep. 3; 4. 6). Хотя, согласно Дамасу, две природы во Христе после соединения остаются вечно нераздельными, так что и ныне Он восседает одесную Отца в той плоти, которую воспринял, и в конце явится в ней судить живых и мертвых. Однако Дамас замечает, что две природы не смешиваются и сохраняют свои свойства и после соединения, так что крестные муки претерпел не Бог, а плоть вместе с душой, которые Он воспринял, облекшись в " образ раба " (Ep. 4. 14-15). Вместе с тем Дамас еще не пытается обнаружить какое-либо основание единства двух природ во Христе . " Хотя вселенская Церковь распространена по всему миру, словно единый брачный чертог Христов, но святая Римская Церковь, [как ясно] из немалых соборных постановлений, превознесена над другими Церквами (caeteris Ecclesiis praelata est) и получила первенство (primatum) от евангельских слов Самого Господа и Спасителя нашего: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах (Мф 16.

http://drevo-info.ru/articles/13680421.h...

Потом, говоря о медном чреве и бедрах, Пророк предвозвещает о силе и славе царства Греческого, которое создаст своими усилиями Александр Македонский. Железные голени – это крепкая, как железо, Римская империя. А когда мы слышим, что железо смешано с глиной, то должны понимать под этим период ее распада. Но самым главным из того, что было открыто Даниилу, является значение камня, который, как сказано, оторвался от горы без содействия рук и, ударив в истукана, разрушил его. Сей камень символизирует Господа нашего Иисуса Христа.Великие империи Вавилона, Мидии и Персии, Греции и Рима давно уже лежат в прахе. А Царство, которое создано Иисусом Христом, торжествует и днесь. В своих истолкованиях Даниил подчеркивает, что это Царство – вечное, говоря: И во дни тех царств Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится (Дан. 2, 44). Вспомните слова Иисуса Христа: Создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее (Мф. 16, 18). Невозможно разрушить, невозможно одолеть Церковь Божию. Даниил далее говорит: И царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (Дан. 2, 44). Церковь разрушает все человеческие границы, она выше истории человеческих империй, человеческих царств. Кто может сказать, какие были политические течения в древнем Риме в первой половине I века по Рождестве Христовом? Это мало кто помнит, за исключением специалистов-историков. А о том, что был некогда диалог между Понтием Пилатом и Господом нашим Иисусом Христом, знает вся вселенная, потому что вечное значение имеет то, что последовало за ним.Даниил говорит Навуходоносору: ...так как ты видел, что камень отторгнут был от горы не руками (Дан. 4, 45). Господь Иисус Христос не руками человеческими низведен был с небес, но Сам сошел к нам по воле Отца Небесного, Который так возлюбил мир, что нас и нашего ради спасения не пощадил Сына Своего возлюбленного (Рим. 8, 32). И камень сей, сказано, раздробил железо, и медь, и глину, и серебро, и золото. Римские соблазны разбились о твердость христианских мучеников.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1430...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010