Слышал, что греческий Патриарх признает верховенство Папы Римского. Что вы можете сказать? В эфире передача «Апологет», в студии диакон Георгий Максимов. 01.10.2014 07:16:29 Кульков Сергей Андреевич                   Дорогие братья и сестры, в эфире передача «Апологет», в студии диакон Георгий Максимов. Сегодня мы продолжим рассматривать те вероучения, которые отличаются от православия: и то, что нас отличает, и то, как мы можем ответить последователям этих вероучений на их упреки и их вопросы в адрес православия. И сегодня мы начнем говорить о католицизме. Это, по числу приверженцев, самая многочисленная в настоящее время христианская деноминация. Она отделилась от православной церкви тогда, когда отделилась Римская церковь, в 1054 году. Конечно, это был долгий процесс. До этой даты происходили разрывы между  Западной церковью и остальными патриархатами, которые поначалу удавалось уврачевать, и после тоже предпринимались попытки. Все это, конечно, заняло больше времени, но в этот год, 1054, со стороны представителей Римского папы были провозглашены анафемы на православных, и со стороны православного Патриарха – взаимно. Это знаковое событие, которое по праву считается точкой разрыва.  Иногда   католики говорят  по поводу мнения православных, что Римская церковь отделилась от Православной церкви:  ну, как же так? Нас больше, значит, это вы отделились.  Но в действительности,  в то время в XI столетии, когда отделялась Римская церковь, последователей у нее было меньше, чем у Восточной, чем у пяти остальных патриархатов. Это уже в последующие века Римская церковь смогла себе приобрести, в том числе нередко и насильственными способами, многие сотни миллионов последователей в Латинской Америке, в Северной Америке, в Азии, в Африке.                 Собственно в XI  столетии еще ничего этого не было. В XI столетии все ограничивалось только Западной Европой, и то не всей, поскольку подчинение Риму  -  это  был длительный процесс.  Повторяю: В то время по численности количество приверженцев Римской кафедры было меньше, чем Восточных православных, и количество патриархатов, которые сохранились в вере, больше, чем одна Римская кафедра, которая отпала. Вот, и, кроме того, самое главное -  это не то, сколько последователей, самое главное - это у кого истина. Потому что, как мы помним, знаем из истории Ветхого Завета, десять колен отпали от Господа, и только два колена израильского народа сохранили ему верность. Именно с этими двумя коленами была правда, с ними была помощь Божия, а не с десятью отступившими коленами. Несмотря на то, что по численности их было больше.

http://radonezh.ru/text/slyshal-chto-gre...

Приложение 2-ое. Православие и инославие А – Римская церковь 1. Основные отличия Римской веры от Православия Римская Церковь , в силу различных исторических условии, постепенно уклонилась от истинного православного вероучения. Эти уклонения более всего выразились в учении об исхождении Святого Духа не только от Отца, но и от Сына; о непорочном зачатии Божией Матери; о власти и значении Римского епископа. В связи с последним исказилось во многом представление о Церкви и о некоторых таинствах. В Римской Церкви преобладают, хотя к счастью уже изживаются, некоторые неверные представления о человеке, его падении и, в соответствии с этим, об искуплении, о заслугах святых и о загробной жизни. 2. Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына В XI веке, под непосредственным давлением германских императоров. Римская Церковь изменила текст Символа Веры , утвержденный двумя первыми Вселенскими Соборами. Согласно новому римскому тексту Святой Дух исходит не только от Отца, но и от Сына (по латински: a Patre Filioque), а Собор в Лионе в 1274 году уточнил: “как от единой причины”. В предшествующие века сами Папы боролись со сторонниками такой произвольной прибавки, противоречащей словам Самого Господа: “Я пошлю вам от Отца Духа истины. Который от Отца исходит” ( Иоан. 15,26 ). Новая прибавка была основана на философских предпосылках, чуждых Божественному Откровению. Это самовольное изменение Символа Веры , общего для всей Церкви, было одной из основных причин отпадения в раскол западной Церкви. Православная Церковь учит, что лицо Бога Отца есть единственное начало, или причина. Божественного бытия; поэтому и. происхождение Святого Духа не безличное, одновременно от Отца и Сына. Но излияние благодати Святого Духа на всю тварь, а отнюдь не личное бытие Святого Духа как третьего лица Пресвятой Троицы, стало возможным через воплощение Бога-Слова. Таким образом, не приняв новый римский догмат об исхождении Святого Духа от Отца и Сына, Православная Церковь сохранила понимание Бога как личности. 3. Учение о папской власти

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Seme...

Луи Дюшен (католик) Том 2 Содержание Предисловие к русскому изданию 1912 года Предисловие автора  Глава I. Римская империя, как родина христианства  Глава II. Первобытная церковь в Иерусалиме  Глава III. Антиохия и миссионерство апостола Павла  Глава IV. Христианство апостольских времен  Глава V. Происхождение Римской церкви  Глава VI. Первые ереси  Глава VII. Епископская власть  Глава VIII. Христианство и государство  Глава IX. Распадение иудействующего христианства  Глава X. Произведения христианской литературы Глава XI. Гносис и маркионизм  1.  Симон и простонародный гносис 2. Валентин, Василид, Карпократ  3. Гностическое учение 4. Маркион 5. Церковь и гносис Глава XII. Распространение и апология христианства во II веке  Глава XIII. Римская церковь от Нерона до Коммода Глава XIV. Местные церкви во II веке  Глава XV. Монтанизм Глава XVI. Вопрос о праздновании Пасхи  Глава XVII. Распри в Риме. – Ипполит  Глава XVIII. Христианская александрийская школа  XIX. Церковь и государство в III веке 1. Эпоха Северов 2. Гонения Деция (250–251) 3. Гонение Валериана 4. Общинная собственность христианских церквей XX. Христианская Африка и римская церковь в половине III века. – Киприан 1. Африканские области 2. Появление христианства. – Тертуллиан 3. Св. Киприан и гонения Деция 5. Спор о крещении XXI. Христианство на Востоке до Деция 1. Горные страны Малой Азии 2. Антиохия 3. Эдесса 4. Южная Сирия XXII. Павел Самосатский XXIII. Дионисий Александрийский XXIV. Восточное богословие после Оригена и Павла Самосатского XXV. Христианские нравы и обряды XXVI. Христианская община XXVII. Противники христианства в конце III века 1. Культ Митры 2. Неоплатонизм 3. Манихейство 4. Иудейство     Предисловие к русскому изданию 1912 года Аббат Л. Дюшен, книга которого предлагается вниманию русских читателей в настоящем переводе, является одним из самых выдающихся историков церкви с католической стороны. Его имя произносится с равным уважением учеными всех исповеданий. Но в России он не пользуется большой известностью, вероятно вследствие специального характера своих главных ученых трудов. Поэтому нелишним представляется дать несколько кратких сведений о личности этого неутомимого исследователя и его заслугах пред наукой.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/isto...

Закрыть itemscope itemtype="" > Пусть Папа Римский шествует без нас своей масонскою дорогой 06.01.2016 2017 Одно высокопоставленное лицо заявило недавно, что надо сближаться с Ватиканом по двум причинам. Во-первых, католики - «все-таки христиане». Во-вторых, вместе с понтификом мы должны защищать христиан, которых преследуют и убивают на Ближнем Востоке. К сожалению, Римо-католическая церковь - это уже не христиане. Паписты исповедуют ересь филиокве, из-за чего, собственно, и начался раскол в 1054 году. Почти тысячу лет западные христиане исповедовали, как и мы исповедуем по сей день, что Святой Дух исходит только от Отца, как это и учил Христос. И вдруг через 1000 лет Римская церковь возомнила себя умнее и благочестивее всех христиан мира и добавила тезис об истечении Святого Духа «и от Сына», и посчитала вдруг себя ПРАВОЙ. А в 1870 г. Римская церковь тоже самовольно добавила еще одно нововведение: непогрешимость Папы. Непогрешим один Иисус Христос. Но гордая и себялюбивая Римская церковь решила, что есть еще один непогрешимый - понтифик. Но мало этого. У Рима есть еще догмат ПРИМАТА Папы Римского над всеми христианами планеты. Сейчас, например, константинопольский патриарх Варфоломей, друг и союзник США, готовит на 2016 год Всеправославное Совещание, которое многие называют Восьмым вселенским собором. Константинопольские патриархи в 20 веке стали так чтить Римского Папу, что даже себя, любимых, ставят на второе место. Первым, по мысли Фанара, является понтифик. Ему и карты в руки. И власть над всеми христианами. Не исключено, что на последнем заседании Собора в Стамбуле будет провозглашен папский примат над всеми Православными Поместными Церквями. Удивляться нечему: ведь «мы» подписали рукой сотрудника ОВЦС иером. Нестора (Жиляева) полусекретное Баламандское соглашение 1993 г. с Ватиканом, в котором расписались, что считаем наши церкви СЕСТРАМИ. Вот глава «сестринской» церкви и начнет командовать. Второй Ватиканский собор 1962 - 1965 г.г. совершил революцию в католическом вероучении, фактически преобразовав католицизм в иудо-католицизм, в аналог ереси жидовствующих. Католики сняли с иудеев вину за Распятие Иисуса Христа. Подвергли цензуре Священное Писание, выбросив, например, из Нового Завета все неодобрительные высказывания Спасителя об иудеях. Даже переходить в христианство иудеям не надо, Они, как «старшие братья» христиан, и без того выше и важнеенас. Т.е. римо-католики, паписты теперь уже не только еретики, но и не христиане.

http://ruskline.ru/special_opinion/2016/...

составитель Терещенко Т. Н. ПРАВОСЛАВИЕ Господь во святом Евангелии глаголет: Если кто церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь ( Мф. 18, 17 ). Будет ли тому хорошо на Страшном Суде, кто явится там в числе язычников? Русскому православному человеку вернее и лучше рассуждать и действовать не по-немецки и не по иностранным обычаям, а согласно с правилами Православной Церкви. Апостол пишет: Один Бог; одна вера ( Еф. 4, 5–6 ), т.е. как истинный Бог Один, так и истинное вероисповедание одно, начавшееся от Иерусалима, а не от Рима. Православная Церковь во всей вселенной едина: в Иерусалиме, в Антиохии, в Александрии, в Греции и в России (прп. Амвросий, 1). Пишете, что вы римско-католического вероисповедания, но по чувствам – православная, и уже несколько лет имеете желание принять Православие, но еще не вполне уверены, угодно ли это будет Богу... На это утвердительно могу отвечать, что это весьма угодно будет Богу, во-первых, потому что в вас давно видно явное призвание свыше к присоединению к Православной Церкви, как Сам Господь говорит об этом в Евангелии: Никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня ( Ин. 6, 44 ). Во-вторых, потому что хотя вероисповеданий христианских и много, но истинное вероисповедание едино есть по сказанному от апостола: Один Господь, одна вера, одно крещение ( Еф. 4, 5 ). Было время, и именно в первые века христианства, Иерусалимская и Римская, то есть Восточная и Западная, Церкви составляли одно и веровали одинаково и содержали одни постановления. Но по времени, когда первая, то есть Римская, стала позволять себе некоторые уклонения и нововведения, то и произошло разделение между Восточной и Западной Церквями… мы укажем только на самые главные нововведения, из коих вы сами ясно можете понять правость и неправость Церквей. 1 . В первые века одинаково и Восточная, и Западная Церковь исповедали, что Дух Святой исходит от Отца, но по времени Римская Церковь сделала прибавление: и от Сына, вопреки словам Самого Господа: Дух истины, Который от Отца исходит ( Ин. 15, 26 ). Восточная же Православная Церковь содержит этот догмат по точному слову Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Закрыть itemscope itemtype="" > Православный взгляд на католицизм Отзыв на международную научно-практическую конференцию «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» 17.02.2010 1078 Время на чтение 13 минут В Санкт-Петербурге состоялась международная научно-практическая конференция «Русская цивилизация и Ватикан: неизбежен ли конфликт?» Господь и Бог наш, Святая Троица, избрал Русских Православных людей быть хранителями Православной веры, хранить во всей чистоте, неизменности и полноте догматы Единой, Святой, Соборной и Апостольской Православной Церкви, хранить верность Богу и стоять за Христа до мученического Креста. Святитель Марк Ефесский (†1457), совершивший духовный подвиг в борьбе за чистоту Православной веры и отсекший от ее животворной души мертворожденную Флорентийскую унию писал: «Мы отторгли от себя латинян не по какой иной причине, кроме той, что они еретики. Поэтому совершенно неправильно объединяться с ними». «Если они (латиняне) совершенно отклонились, и то в отношении богословия о Святом Духе, хула в отношении Которого - величайшая из всех опасностей, то ясно - что они еретики, и мы отсекаем их как еретиков».«Итак, братие, бегите от латинских новшеств и вносителей и вкоренителей их, и любовию связанные друг с другом, соберитесь в единую Главу нашу - Христа». (Архимандрит Амвросий (Погодин). Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния. М. 1994. С. 333, 355; http://www.blagogon.ru/biblio/71/) В сети интернет появилась информация о том, что 23 января 2010 г. итальянский блоггер Сандро Магистер опубликовал на сайте ( www.chiesa.expressonline.it ) документ Смешанной международной комиссии по богословскому диалогу между католической церковью и Православной Церковью « Роль епископа Рима в единстве Церкви в первом тысячелетии » (The Role of the Bishop of Rome in the Communion of the Church in the First Millennium). Этот документ был принят за основу во время заседания Комиссии на Крите (27 сентября- 4 октября 2008 г.). В документе утверждается, что до отпадения Рима от Православной Церкви Римская Церковь признавалась первенствующей над всеми Поместными Церквами на Западе и Востоке. Римская Церковь признается источником «правила веры». Это первенствующее положение обосновывается авторами документа тем, что Римская церковь была основана свв. Апостолами Петром и Павлом и ощущением их живого присутствия в Риме (the sense of their living presence), мученичеством в Риме Первоверховных Апостолов и их погребением в этом городе, а также тем, что Рим был столицей империи и центром пересечения коммуникаций.

http://ruskline.ru/analitika/2010/02/18/...

Римская церковь Основание и первоначальная история. Христианство проникло в Рим очень рано. Христианские апокрифы и легенды II и III вв. утверждают, что уже император Тиберий († 37 г.) слышал о Христе и даже, будто бы, хотел сопричислить его к римским огам (см. «Акты Пилата»; Тертуллиан . «Апология», гл. 5; Евсевий. «Церковная история», кн. 2, гл. 2); сюда же относятся легенды о проповеди в Риме свв. Вероники и Марии Магдалины и рассказ Клементин («Recognitiones», кн. 1, гл. 6). При императоре Клавдии (41–54 гг.) в Риме произошли бурные столкновения между христианами из евреев и евреями, вследствие чего все de jure евреи были высланы из столицы. При Нероне (54–68 гг.) христиане стали в Риме очень заметной величиной, вероятно – благодаря апостолу Павлу, «невозбранно» проповедывавшему здесь целых два года, с 61 по 63, (или, по Гарнаку, – с 57 по 59 гг.; см. «Деяния апостолов», гл. 28, ст. 31). Когда Нерон обвинил христиан в поджоге Рима (летом 64 г.), их оказалось здесь, по словам Тацита, «несметное множество» (ingeus multiudo). Кем впервые принесено было христианство в Рим – неизвестно. Тацит говорит, что «подавленное на время (Пилатом) гибельное суеверие прорывалось вновь наружу не только в Иудее, но и в самом Риме», и объясняет это тем, что «в Рим стекается все, что есть в мире ужасного и порочного». Верно тут то, что на Риме как на центре империи, бывшем в постоянных и оживленных сношениях с самыми отдаленными ее окраинами, отражались весьма скоро и сильно вообще все значительные явления духовной жизни провинции, не только «ужасные и порочные», но и высокие и спасительные. Мнение, что основателем римской кафедры, занимавшим ее с 42 по 67 гг., был апостол Петр, мнение, на котором уже с конца II в. и до настоящей минуты римская кафедра основывает свои притязания на исключительно высокое положение во Вселенской церкви, ошибочно. Из Деяний апостольских (гл. 15) и Послания к Галатам (гл. 2) известно, что еще около 50 г. апостол Петр был не в Риме, а в Сирии и Палестине; в Посланиях апостола Павла к Римлянам (писанном в 58 г., или в53 г., по Гарнаку), к Филиппийцам, к Тимофею и др., писанных из Рима в 57–63 или 61–63 гг., нет намека не только на епископство Петра в Риме, но даже вообще на его присутствие здесь.

http://azbyka.ru/otechnik/Boris_Melioran...

Скачать epub pdf ПОСЛАНИЕ К РИМЛЯНАМ 1. Общие сведения о Римской Церкви Римская Церковь была основана одной из первых. Её основателями были прозелиты, приходившие из Рима в Иерусалим по служебным делам, а также и христиане из иудеев, прибывшие в столицу мира. В книге Деяний ( Рим.2:10 ) говорится, что среди присутствовавших в день Пятидесятницы некоторые были из Рима. Палестина уже в 63 г. до Р.Х. стала провинцией Рима, в результате чего многие иудеи были вывезены в Рим, что потом послужило также благоприятной почвой для распространения христианства. Судя по тому, что ап. Павел «не любил созидать на чужом основании» ( Рим.15:20 ) и что он так стремился в Рим для благовестия ( Рим.1:13 ), можно заключить, что Римская Церковь была основана с участием учеников самого ап. Павла. В гл. 16 ап. Павел упоминает целый ряд своих сотрудников, которые могли быть и первыми миссионерами в Риме. Это особенно относится к Акиле и Прискилле, которых «благодарят все церкви языческие» ( Рим.16:3–4 ), т. е. и римская включительно. Община в Риме была смешанная: она состояла из иудеев и язычников. Язычников, конечно, было большинство, почему ап. Павел часто называет себя «апостолом язычников» ( Рим.11:13 ). Среди имен, упоминаемых в 16 гл., такие как Иродион, Мариам, явно иудейские, другие 14 имен – греческие, имена: Юния, Юлия, Урбан – латинские. 2. Время и место написания Послания Написано Послание в конце 3-го путешествия, т. е. ок. 58 г. Местом написания был г. Коринф, о чем можно судить по представительнице послания Фиве, диакониссе церкви Кенхреи, пригорода Коринфа ( Рим.16:1 ). Послание написано на греческом языке, который был весьма распространен в столице римской империи. Вплоть до III века он считался классическим языком и владение им считалось признаком высокой культуры для римской знати. 3. Повод и цель написания Послания Апостол Павел проявлял особую заботу о преуспеяния Церкви Христовой в столице мира, положение дел в которой Апостол хорошо знал через многочисленных своих сотрудников. Известия эти были в общем благоприятны, и Апостол намеревался прийти к христианам Рима «с полным благословением благовествования Христова» ( Рим.15:29 ). Однако разногласия между иудеями и язычниками, из которых состояла община в Риме, не были принципиально устранены, что приводило иногда к взаимному недоверию или даже вражде и разделениям. Поэтому ап. Павел использует единственно возможный способ их взаимного примирения – раскрывает им принципиально новые средства оправдания перед Богом и новые начала христианской жизни в Церкви. Не закон (у иудеев) и обряд (у язычников), а вера во Христа через таинства оправдывают грешника перед Богом; не узконациональное братство (у иудеев) и не лицемерие и корысть (у язычников), а «любовь от чистого сердца» ко всем без исключения людям лежит в основании христианской нравственности и жизни в Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/rukovo...

В.В. Акимов Начало истории Церкви и распространение христианства в веке Римская империя как место возникновения и жизни ранней Церкви Начало евангельской проповеди хронологически почти совпало с началом Римской империи, огромного государственного образования, охватывавшего практически весь цивилизованный мир. Ранняя Христианская Церковь возникла, жила и распространялась главным образом на территории Римской империи. Римская империя была создана Октавианом Августом (63 год до P. X. – 14 год no P. X.) в 27 году до P. X. Просуществовала она около пяти столетий (с 27 по 476 год), хотя вполне правомерно говорить и о пятнадцати столетиях Римской империи (до 1453 года), поскольку Византийская империя, Восточная римская империя, явилась ее прямым продолжением, наследницей. Успех Октавиана Августа определялся не только предшествующей политикой Юлия Цезаря, но и единством культур народов, их общим мировоззрением, греческим языком. Корни Римской империи уходят в империю Александра Македонского (356–323), объединившего земли от Адриатики до Китая. Фанатик эллинской культуры, Александр стремился поделиться ей со всем миром. И хотя империя Александра не пережила своего создателя, эллинизм пережил его на тысячу лет. Спустя 300 лет после смерти Апександра осколки его империи объединил Октавиан Август. Древние церковные писатели считали провиденциальным тот факт, что пришествие в мир Иисуса Христа и рождение Церкви исторически почти совпали с появлением Римской империи. Действительно, если бы Иудея не была вовлечена в политический и культурный контекст жизни империи, проповедь апостолов едва ли была услышана на таком огромном географическом пространстве так быстро, и могла ограничиться территорией Ближнего Востока – Передней Азии и Египта. Глобализация первых веков благоприятствовала Христианству. Внешние условия распространения христианства Адольф Гарнак выделял такие внешние факторы, которые способствовали быстрому распространению христианства в Римской империи 7 : 1)  эллинизация, объединившая Восток и Запад в области языка и воззрений;

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Содержание Введение Евангелие и Церковь Церковь как Царствие Божие на Земле Пятидесятница Иерусалимская Церковь во времена апостолов Святой апостол Иаков Римская церковь в конце I и в начале II века Время святого Климента (89–98 годы) Проповедь и обличения ерма Малоазийские церкви (60–160 годы) Жизнь отдельных малоазийских церквей Богослужение и таинства Святой апостол Иоанн Богослов Святой Игнатий Богоносец Святой Поликарп, епископ Смирнский Римская церковь в середине II века Приток в церковь «образованных» людей Гностик валентин и о гностицизме вообще Лионская церковь, конец II века Лионская церковь в период гонений Святой Ириней Лионский Церкви Запада в конце II и в начале III века (Рим и Карфаген в 180–212 годах) Латинское христианство. Новое положение христиан и его трудности Христианское миросозерцание на грани III века. Тертуллиан первого периода как выразитель общепринятых в его время идеалов. Мученичество и мученики. Карфагенские мученики начала III века. Общее положение христианства в империи. Рим. Карфаген. Хронологическая таблица по истории церкви     Введение «Царствие Божие приходит неприметным образом» – нет ли в этом некоторой вины человеческой? Как подумают многие, разве мало написано историй Церкви, мало напечатано трудов, со всех сторон освещающих ее жизнь? Во всех частях света ученые посвящали и посвящают себя этому предмету. Как можно утверждать, что мало знают жизнь Церкви? Но, как это ни странно на первый взгляд, нет в современной науке труда, посвященного истории Церкви как благодатного целого; нет, насколько мы знаем, даже опыта, за последние два века, изобразить ее жизнь соответственно тому, как Церковь сама сознает свою жизнь и как свидетельствует о ней ее многовековая литература. Царствие Божие на земле – Тело Христово, одушевленное Духом Святым,– так сознает себя Церковь . Вот предмет истории Церкви. История Церкви, чтобы быть истинной и научной, помня завет Евангелиста Луки, – «по тщательном исследовании всего сначала по порядку» ( Лк. 1, 3 ), должна ли только описывать ход церковных событий, нагромождая без разбора воедино все, что носит или хочет носить имя церковного? Не принадлежит ли к истории Церкви прежде всего и по преимуществу то, что отвечает ее прямому назначению, а не то, что только украшается ее святым именем? Научно ли было бы в истории искусств давать одинаковое место безвкусной пошлости и великому творчеству: затеривать, например, Андрея Рублева и Рафаэля в толпе подражателей и ремесленников изобразительных искусств? Церковно ли и вместе научно ли отдавать одинаковое внимание и место и подвижникам – святым строителям церковной жизни, и еретикам? Внешнее и случайное – плевелы среди пшеницы – может и иногда должно иметь место в истории, но, конечно, не затемнять и не загромождать основное и существенное в истории предмета, о котором должна идти речь.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Mansuro...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010