В первые века христианства верить во Христа значило верить и в то, что дело, которое Он совершил на земле, те средства, которые Он дал верующим для спасения, не могут быть утрачены или отняты усилиями врагов Церкви. Ветхозаветные пророки, Господь Иисус Христос и Его апостолы определенно учили о пребывании Церкви до самых последних времен существования мира: «Во дни тех (языческих) царств Бог Небесный воздвигнет Царство, которое во веки не разрушится ... Оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно», – предсказал Ангел пророку Даниилу ( Дан. 2:44 ). Господь обещал ап. Петру: «На сем камне (веры) Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Мф. 16:18 ). Подобным образом и мы, если верим обещанию Спасителя, должны признавать существование Его Церкви в наши дни и до конца существования мира. Пока еще мы не указали, где она, но только высказываем принципиальное положение: она должна существовать в своей святой, цельной, реальной природе. Раздробленная, поврежденная, испарившаяся она – не Церковь . Итак, где она? По каким признакам можно ее разыскать среди множества современных христианских ветвей? Во-первых, настоящая Церковь должна содержать неповрежденным чистое христианское учение, проповедованное апостолами. В принесении истины людям заключалась цель пришествия Сына Божьего на землю, как Он сказал перед Своими крестными страданиями: «Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать об истине ; всякий, кто от истины, слушает гласа Моего» ( Иоан. 18:37 ). Апостол Павел, наставляя своего ученика Тимофея, как ему следует исполнять свои епископские обязанности, пишет в заключение: «Чтобы ты знал, если я замедлю, как должно поступать в доме Божием, который есть Церковь Бога живого, столп и утверждение истины» ( 1Тим. 3:15 ). С прискорбием надо признать, что в вопросе учения мы видим среди современных христианских ветвей большой разнобой. Принципиально необходимо согласиться, что не могут все учения быть правильными. Если, например, одна церковь утверждает, что Причастие есть Тело и Кровь Христовы, а другая, что – нет, то невозможно, чтобы обе были правы. Или, если одна церковь верит в реальность духовной силы крестного знамения, а другая эту силу отрицает, то, очевидно, что одна из них заблуждается. Истинная Церковь должна быть та, которая ни в чем не расходится в вопросах веры с Церковью первых веков христианства. Когда человек беспристрастно сравнит учения современных христианских церквей, то он, как мы увидим дальше, должен прийти к заключению, что только Православная Церковь исповедует неповрежденную веру древней апостольской Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

В этих словах апостола указывается новое основание, почему Церковь называется соборною или вселенскою. Современные апостолам общества совершенно чуждались одни других. Эллины с пренебрежением смотрели на варваров, свободные презирали рабов. Подобною же нетерпимостью к другим отличалась и Церковь ветхозаветная; необрезанные не могли принадлежать к ней, и иудею возбранено было сообщаться или сближаться с иноплеменниками. Между тем, христианская Церковь не такова. Уже вскоре после первого дня Пятидесятницы в нее стали вступать не только иудеи, но и язычники. Припомним при этом историю обращения Корнилия. Из нее видно, что первоначально даже апостол Петр считал язычников нечистыми и недостойными ко вступлению в Церковь Христову. Но Господь вразумил Петра. В видении ему был показан сосуд, в котором находились всякие четвероногие земные звери, пресмыкающиеся и птицы небесные. По повелению Господа апостол должен был все это заколоть и есть. А когда Петр сказал на это: «нет, Господи, я никогда не ел ничего скверного и нечистого», то в другой раз был глас к нему: «что Бог очистил, того ты не почитай нечистым». Вскоре затем апостол узнал, что означало это видение. «Мне Бог открыл, – так говорил он Корнилию, – чтобы я не почитал ни одного человека скверным или нечистым». Замечательны при этом также последующие слова, сказанные апостолом Корнилию: «истинно познаю, что Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему». В этих словах Петр выражал то же, что выражено в приведенном изречении апостола Павла, именно, что Церковь не ограничивается никаким народом, но заключает в себе верующих всех народов. Не ограничиваясь пространством и народом, Церковь Христова не ограничивается также и временем, но заключает в себе верующих всех времен. О ней Сам Господь говорил: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не ододеют ее». Значит, Церковь Христова будет существовать вечно, ибо нет такой силы, которая могла бы прекратить существование ее. Об этой неограниченности Церкви по времени предвозвещено было еще в Ветхом Завете.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Carevs...

«Верую, — говорим мы дальше, — в святую Церковь…». И опять это слово, конечно, не означает, что Церковь состоит из святых и совершенных людей. Оно означает, что дело Церкви освящать нашу жизнь, и это значит — очищать ее силой Божьей, освобождать ее от порабощения греху, возносить ее к Богу, направлять ее ввысь, преображать ее Духом Святым. За святостью исповедуем мы соборность Церкви. Слово «соборная» — это славянский перевод греческого слова «кафолики», означающего, во-первых, всемирность, универсальность, означающее, во-вторых, целостность и полноту. Церковь — вселенская, универсальная потому, что Христос и Его учение обращены не к какому-либо одному народу, и не к какой-нибудь одной эпохе или культуре, а ко всему человечеству, ко всем культурам и ко всем эпохам. Мы это часто забываем, сужаем Церковь и христианство до своего народа, делаем из нее что-то узкое, провинциальное, частичное. Но Христос говорит: «Идите ко всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари…». И на это веками отвечает Церковь: «Вся земля да поклонится Тебе…». И это так потому, что учение Христа целостное , и это значит: всеобъемлющее, обнимающее собою всю жизнь человека, отвечающее на все его вопросы, обращенное ко всей жизни … И, наконец, исповедуем мы Церковь апостольской . Апостолы — это те двенадцать первых учеников, которых, как я только что сказал, Христос Сам избрал и сделал как бы основанием Церкви. Слово апостол означает по-гречески «посланец». Это значит, что Церковь, во-первых, основана всегда и навеки на свидетельстве, на учении, на проповеди тех апостолов, которых избрал и научил сам Христос, и во-вторых, что Церковь всегда призвана к апостольству, всегда послана в мир, к людям, ко всей твари, всегда остается миссией, то есть служением делу Христову в мире. Таков смысл слов Символа веры о Церкви, смысл, напомнить о котором так бесконечно важно в наши дни. 20. Во едино крещение… «Исповедую едино крещение, во оставление грехов…». Евангелие Матфея кончается приказанием Иисуса Христа своим ученикам: «дана Мне всякая власть на небе и на земле; итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что Я повелел вам, и се Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

http://pravmir.ru/simvol-very/

«Верую, – говорим мы дальше, – в Святую Церковь ...» И опять это слово, конечно, не означает, что Церковь состоит из святых и совершенных людей. Оно означает, что дело Церкви освящать нашу жизнь, и это значит – очищать ее силой Божьей, особождать ее от порабощения греху, возносить ее к Богу, направлять ее ввысь, преображать ее Духом Святым. За святостью исповедаем мы соборность Церкви. Слово «соборная» – это славянский перевод греческого слова «кафолики», означающего, во-первых, всемирность, универсальность и, во-вторых, целостность и полноту. Церковь – вселенская, универсальная потому, что Христос и Его учение обращены не к какому-либо одному народу, и не к какой-нибудь одной эпохе или культуре, а ко всему человечеству, ко всем культурам и ко всем эпохам. Мы это часто забываем, сужаем Церковь и христианство до своего народа, делаем из нее что-то узкое, провинциальное, частичное. Но Христос говорит: «Идите ко всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари...» И на это веками отвечает Церковь: «Вся земля да поклонится Тебе...» И это так потому, что учение Христа целостное , и это значит: всеобъемлющее, обнимающее собою всю жизнь человека, отвечающее на все его вопросы, обращенное ко всей жизни ... И, наконец, исповедуем Церковь апостольской . Апостолы – это те двенадцать первых учеников, которых, как я только что сказал, Христос Сам избрал и сделал как бы основанием Церкви. Слово «апостол» означает по-гречески «посланец». Это значит, что Церковь , во-первых, основана всегда и навеки на свидетельстве, на учении, на проповеди тех апостолов, которых избрал и научил Сам Христос, и во-вторых, что Церковь всегда призвана к апостольству, всегда послана в мир, к людям, ко всей твари, всегда остается миссией, то есть служением делу Христову в мире. Таков смысл слов Символа веры о Церкви, смысл, напомнить о котором так бесконечно важно в наши дни. 20. Исповедую едино крещение… «Исповедую едино крещение во оставление грехов…» Евангелие от Матфея кончается приказанием Иисуса Христа Своим ученикам: «Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа, уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

ВО-ВТОРЫХ: Как луна весь свой свет берет от солнца, так и Церковь весь свет веры и святыни принимает от Христа. В-ТРЕТЬИХ: Как луна подлежит изменениям, так и Церковь : ибо иногда в мире, иногда же в гонении бывает – однако никогда не оскудевает. Удивляюсь же противникам, как они только это одно подобие луне употребляют на уничижение Церкви, минуя столь многие титулы, служащие ее похвале: ибо Церковь Христова аллегорически называется в Святом Писании не только Луной, но и Солнцем, и Вертоградом Заключенным, и Источником Запечатленным, Раем, Столпом, Голубицей Красной, Градом Божиим, Ковчегом Ноевым, Землей живых. Женой, в солнце облаченной, Царицей в ризах позлащенных и т. д. Минуя все эти хвалебные титулы, досаждают ей луной. Но не удивительно: изверги они Церкви Христовой, а не ее сыны. Из этого длительного доказательства следует, что истинная Церковь Христова не оскудевает и не может оскудеть, и она всегда одна и та же, от Христовых и Апостольских времен и доныне. Так что напрасно и ложно противники называют себя обновителями «падшей» Церкви Христовой. Напрасно и ложно их обновление, напрасна и ложна их догматика, которая учит отвергать святые иконы, не призывать святых и т. д. 7). Истинная Церковь Христова есть Невеста Христова, о которой Господь сказал Пророку Осии в главе 2: И обручу тебя Мне навек, и обручу тебя Мне в правде и суде, в благости, и милосердии. И обручу тебя Мне в верности, и ты познаешь Господа ( Ос. 2, 19–20 ). И Апостол Павел в Послании к Ефесянам, в главе 5, говорит: Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь (Еф. 5, 25). И ниже: Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь (Еф. 5, 28–29). И ниже: Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви (Еф. 5, 31–32). Он также обращается к Коринфской Церкви он: обручил вас Единому мужу, чтобы представить Христу чистою девою ( 2Кор. 11, 2 ). Из этих слов следует, что истинная Церковь Христова есть Невеста Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Вопрос. Что должно заключить из сказанного? Ответ. То, что общество штундистов, которое насчитывает не много более сорока лет своего существования, не составляет Церкви Христовой. Вопрос. Не говорят ли штундисты, что они веруют, как веровали христиане первенствующей Церкви, так что после того, как Церковь впала в заблуждения, в которых она пребывает и до настоящего времени, в конце девятнадцатого столетия Бог послал их (т. е. штундистов) восстановить в среде христиан истинную веру в Него? Ответ. Да, они часто высказывают эти нечестивые мысли, забывая обетования Господа нашего Иисуса Христа: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ея» (Мф.16:18). «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век... Утешитель же Дух Святый, Котораго пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:17, 26 ). «Я с вами во вся дни до скончания века» (Мф.28:20). Итак, Церковь не может впасть в заблуждение, и мысль штундистов, что Иисус Христос не исполнил своих обетований о Церкви, исполнена страшного нечестия. Вопрос. Что должно ответить штундистам на их замечание, что не они отделились от православной Церкви, а Церковь отделилась от них? Ответ. Православная Церковь насчитывает около двухсот миллионов своих членов, а штунда имеет самое малое число своих последователей; учение Церкви так же древне, как и самое христианство , а учение штунды появилось во второй половине девятнадцатого столетия и христианской древности оно совсем неизвестно, – очевидно, что штундисты отделились от Церкви, а не наоборот. Малая часть, оторвавшаяся от горы, не может быть названа самой горой. Вопрос. Что обыкновенно отвечают штундисты, когда спрашивают их, где была истинная Церковь Христова до появления их секты? Ответ. Они отвечают, что Церковь была невидима, что всегда были христиане, которые веровали так, как они веруют, но что они не решались открыто исповедывать свою веру. Вопрос. Что должно заметить об этом? Ответ. Такой ответ может удовлетворить только очень легковерных людей; для всякого мыслящего человека очевидно, что люди в тайне верующие в одно учение, а открыто исповедующие другое, как делали невидимые штундисты, суть низкие лицемеры, предатели своей религии, не имеющие ничего общего с истинными последователями Христа, открыто и твердо исповедующими свою веру, которые составляют истинную Церковь Христову.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksij_Dorodn...

Епископ Львовский и Галицкий Филарет: Церковь не может участвовать в политических процессах Известно, что Украинская Православная Церковь осудила политическое Православие, чем привела в соответствие Законы Украины об отделении Церкви и Государства и свою апостольскую миссию в современном мире. 1 декабря, 2013 Известно, что Украинская Православная Церковь осудила политическое Православие, чем привела в соответствие Законы Украины об отделении Церкви и Государства и свою апостольскую миссию в современном мире. Епископ Львовский и Галицкий Филарет выступил с обращением в связи с политической ситуацией во Львове и всей Украине. Текст обращения опубликован на сайте  Львовской епархии : Возлюбленные братья и сестры! С особым сожалением и страхом наблюдаю за ситуацией, сложившейся в последние дни в нашем государстве! Святая Церковь, конечно, не может принимать участия в политических процессах, поскольку Она Богом установленный организм, соединяющий этот мир с миром небесным. Известно, что Украинская Православная Церковь осудила политическое Православие, чем привела в соответствие Законы Украины об отделении Церкви и Государства и свою апостольскую миссию в современном мире. В то же время, Церковь — единственный источник истины, которая всегда была и останется неотступной от Евангельского учения. Святая Православная Церковь объединяет верующих с различными политическими убеждениями, на которые они имеют право, как полноценные граждане своей Родины. Но невозможно спокойно наблюдать за тем, как насилие и ненависть набирают колоссальные масштабы и начинают владеть чадами одной Церкви разных социальных и должностных статусов!Голос Церкви сегодня звучит словами Христа: «Да будут все едино, как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, [так] и они да будут в Нас едино, — да уверует мир, что Ты послал Меня» (Иоан. 17:11). Нельзя допустить, чтобы сегодня граждане одного государства утонули в реках собственной крови через свои убеждения! Поэтому мы молимся Вседержителю, чтобы Он наполнил наши сердца любовью, как об этом говорит Господь: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я воз­любил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои уче­ники, если будете иметь любо­вь между собою» ( Иоанн. 13:34-35 ).

http://pravmir.ru/episkop-lvovskij-i-gal...

Земная Церковь – воздвигнутый Господом мысленный дом для наших душ, который соединен с Церковью Небесной. 164. Что сказал Христос при создании Своей Церкви? – «И Я говорю тебе: ты Петр, и на семь камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» ( Mф. XVI, 18 ). Древне-греческое слово «петра» значит – скала, «петрос» – камень. Господь назвал апостола Симона Ионина скалою веры, когда он исповедал, что Иисус есть Сын Божий. Таким образом основа Церкви есть вера в истину Боговоплощения . В состав Церкви входят не иные, но именно так верующие. 165. Тогда, что значит веровать в Церковь ? Мы веруем в Церковь подобно тому, как веруем в Божий Промысел, устрояющий наше спасение. Веруем в Церковь потому, что: 1) Главою Церкви является Сам Христос; 2) действием Святого Духа Церковь преисполнена Христовой благодати; 3) члены Церкви получают от Нея освящение Таинствами и в Ней утверждаются в истинной вере, что ведет их ко спасению. Со времен апостольских христиане знали, что уверовать во Христа значить присоединиться к Церкви. Так и апостол Павел поступил в Дамаске после своего обращения от иудейства к вере Христовой. ( Дeяh. IX, 18 ). 166. Что мы находим в Священном Писании о Главе Церкви, о воздействии на Церковь Святого Духа и о спасительности пребывания в лоне Церкви для христианина? " Ибо Христос для того и умер и воскрес, чтобы владычествовать и над мертвыми и над живыми» ( Puм. XIV, 9 ). ». . И все покорил под ноги Его и поставил Его выше всею, главою Церкви» ( Eф. I, 22 ). " Мы же всегда должны благодарить Бога за вас, возлюбленные Господом братья, что Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал вас ко спасению« ( 2Фec. II, 13 ). 167. Чем Церковь отлична от всех других обществ в том, что касается ея членов? Отлична тем, что умершие продолжают быть членами Церкви в невидимом мире, чего не может быть в мирских сообществах. Умерший отходит душею от своего тела, но не от Церкви, которая распространяется и на небесный мир. Часть видимая, как и небесная, суть два крыла единой Церкви, составляя единый нераздельный организм, живущий одним Духом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«И воспевши пошли на гору Елеонскую» (Мф.26:30). Из моего далека я слышу, Господи, как поешь Ты с учениками Твоими лучшую песнь земли и – единую песнь неба. Ты вышел с Тайной вечери и идешь в Свой Гефсиманский сад, молясь Отцу о роде человеческом, восходящем в Твою Церковь . «Не о всем Мире молю, но о тех, которых Ты дал Мне, потому что они Твои... Соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты мне дал, чтобы они были едино, как и Мы». С Тобою – Церковь Твоя, Невеста Твоя, причастившаяся Телу и Крови. Она будет изнемогать, и Ангелы будут Ее укреплять. Она станет склоняться ко сну, отяжелевшими веками своими, а Ты будешь Ее пробуждать... Ты поешь, Господи, а я прислушиваюсь к этой Песне, которую Ты поешь с учениками Твоими. Созерцание первое «Он держал в деснице Своей седм звезд; и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч и лице Его, как солнце, сияющее в сил своей. И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу Свою, и сказал мне: не бойся; Я есмь первый и последний. И живый; и был мертв, н се, жив во веки веков, аминь» ( Откр.1 ). Надо человеку отрешиться от всякого чувственного восприятия, материалистического сознания и эгоистического разумения, чтобы познать Тайну Церкви, лицом к Лицу, в пречудном единстве Пресвятой Троицы, чтобы увидеть явление Ее в совершенном Божием вочеловечении... В этих тайнах сокрыта жизнь Церкви. Премудрость Божия, Господи Иисусе Христе, Ты созидаешь храмы человеческие, освящая их святыней Своего Божества! Тело Божественное, Ты созидаешь тела человеческая, освящая их Неизреченным Твоим Телом: «Полнотою наполняющаго все во всем» ( Еф.1 ). Единый от Святой Троицы, Бога Единого, в творении, в искуплении и освящении мира, Ты основал Свою Церковь («созижду Церковь Мою»), и в этой Церкви явил Самого Себя, заключив в Ней всю Свою Жизнь с человечеством. Ты – Глава, Разум, Дух Своей Церкви; Ты – Ее Истина, Слово, Путь и Жизнь... Церковь же есть Твоя Плоть и Кровь. Нельзя Церковь мыслить, ни созерцать, ни постигать вне Тебя; и Ты не благоволишь Себя являть вне Своей Церкви. Всюду, где Ты говоришь о Своем Царстве, Ты говоришь этим о Своей Церкви. И Церковь Твоя есть царствование Твое в мире, человеке и ангеле. Церковь есть жизнь Твоего Духа, любовь Твоего Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Shahovsk...

И поэтому неудивительно, что наши святые говорят: границы Церкви — это границы Евхаристии. Кто не имеет причастия в Церкви, основанной Христом, тот вне ее. И, возвращаясь к «теории ветвей», мы видим и с этой стороны ее несостоятельность — поскольку не может быть так, чтобы совершенно разделившиеся между собой сообщества, называющие себя церквями, все в равной степени имели подлинное таинство Тела и Крови Христовой. Как пишет апостол: «разве разделился Христос?» (1 Кор. 1:13). Христос один, и Тело Его одно. Поэтому и Евхаристия одна, совершаясь непрерывно на протяжении двух тысяч лет в единственной подлинной Церкви Христовой. Наша задача — найти эту Церковь, которую основал Господь Иисус Христос и которая со времен апостольских сохраняет непрерывно и веру апостольскую, и таинства, включая Евхаристию. Эта Церковь — истинная. Остальные сообщества, которые называют себя церквями, если они отделены от нее, — не истинны. Мы не можем сказать, что все церкви созданы Христом, потому что Господь сказал: «Я создам Церковь Мою» (Мф. 16:18), а не: «Я создам Мои церкви». Церковь одна, непрерывно сохраняющая свое единство на протяжении веков. Именно Библия говорит нам, что непрерывность существования и неизменность учения это сущностные признаки Церкви. Сколько ни доводилось мне беседовать с протестантами об этих вопросах, я не мог избавиться от ощущения, что мои собеседники не понимают реальности Церкви, что это вообще такое. Они зачастую представляют ее как просто человеческое собрание: «Вот приехал я в некий город, нашел нескольких единомышленников, мы стали собираться вместе, читать Библию, молиться — вот это и церковь». Но на самом деле это просто кружок по интересам, который ты сам создал. А где же та Церковь, которую создал Христос? Обычно при разговоре о Церкви наши протестантские друзья ссылаются на одну и ту же цитату: «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Им кажется, что эти слова сказаны как принцип определения Церкви (любые двое-трое, собравшиеся во имя Христа), но если мы вместе внимательно прочитаем данный евангельский отрывок, то увидим, что толкование это ошибочное. Потому что всего на несколько стихов выше, в этой же самой речи Христос говорит: «если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи Церкви; а если и Церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» (Мф. 18:16-17). Значит — двое или трое единомышленников это еще не Церковь. Церковь это нечто другое и гораздо более авторитетное.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010