Глава I «Созижду Церковь Мою (Иисус Христос) – «яже есть дом Божий... столп и утверждение Истины»... «Егоже дом мы есмы " " (Ап. Павел). Одна и единственная Церковь создана Пастыреначальником и утверждена Апостолами. Отсюда – «Верую во Единую, Святую, Соборную и Апостольскую Церковь », ибо – «едино тело, един Дух... един Господь, един Бог и Отец всех, иже над всеми и чрез всех и во всех» (Ап. Павел). «Слово плоть бысть» и « мы видели славу Его» – «видели и свидетельствуем вам сию вечную Жизнь, которая была у Отца и открылась нам» (Ап. Иоанн). Сын Божий вошел в мир, к нам пришел; великая тайна воплощения, страдание и Воскресение – это реальность, которою живет Христова Церковь . «Невозможное стало возможным, мост установился между Богом и миром»... «Бог воскресил Его из мертвых, расторгнув узы смерти, ибо ей невозможно было одолеть Его... чему все мы свидетели» ( Дeяh. II, 24,32 ) отсюда – Радость Вечной Жизни и ее торжество: «Смерти празднуем умерщвление, адово разрушение, иного вечного жития начало». – Христос Воскресе! – « Сия есть победа, победившая мир – вера наша», и еще – «Он положил за нас душу Свою, и мы должны полагать души свои за братьев... не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит» – в этом сущность Православного исповедания и благовестия. Единая Христова Церковь и наряду с этим римское католичество, протестантство и из протестантства вышедшие секты, претендующие на присвоение себе имени Церкви Христовой. Где же подлинно Христова Апостольская Церковь , «Церковь Семи Вселенских Соборов и десяти столетий единства Христианского мира», а где Церковь , отступившая от основ раннего благовестия, т.е. Церковь новшеств? Можно ли рассматривать все существующие христианские исповедания и общества (секты) как равноценные? Что у них общее? В чем отступили они от учения Христа и Апостолов? Каждый православный христианин обязан знать: а) Православие, б) что представляют собой инославные исповедания и секты, в) в чем расходятся они с Православием и г) чем они обосновывают свои расхождения с учением Христа, с учением Церкви Христовой. Эти вопросы и составляют предмет сравнительного богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Znosk...

Ее сила и благодать раскрываются в жизни Церкви земной. Земная Церковь возникает и существует потому, что Церковь существует и пребывает в плане божественном, надчеловеческом. В пределе, в метаистории, оба они так же едины и неделимы, как и в основании. Церковь есть горний Иерусалим, имеющий сойти на землю. Небесная Церковь призывает к себе земную, как жених зовет невесту, а земная Церковь, как жена, ждет схождения возлюбленного своего Небесного Агнца, Который устроит брак их навеки. Но до скончания мира, пока идет процесс мировой истории и земная Церковь находится в становлении, в приготовлении к встрече Небесного Жениха, Христос не оставляет ее Своим попечением. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф. 5:25 ), искупил ее, «чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5:27 ), «ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» ( Еф. 5:29 ). Церковь есть предмет таинственной и дивной любви Божественной. Но первенствующая ипостась Церкви, ее личное средоточие есть Пречистая Дева Мария. И любовь Христа к Церкви раскрывается прежде всего как Божественная любовь к Невесте Неневестной, Пресвятой Богородице. Этим устанавливается связь между экклезиологией и мариологией. «Полнота богообщения... открывается для Церкви в образе Богоматери, ибо Пресвятая и Пречистая Дева – Матерь Божия, принадлежа по своей природе нашему миру и человечеству, в Успении своем является прославленным Христовым человечеством и есть поэтому сердце Церкви – ее личное воплощение и явление. Почитание Богоматери является поэтому необходимым постулатом не только правильного учения о Богочеловеке-Христе, но и о Его теле – Церкви. Экклезиология невозможна без мариологии» 437 . Дева Мария есть личное воплощение полноты и совершенства Церкви и в этом отношении Она превыше не только всего человеческого рода, но и ангельского чина. Как Матерь всего человеческого рода, Она непрестанно молится и ходатайствует за весь мир, и ничто в Церкви не происходит без Ее участия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Если же Церковь Христова, которая была вначале, не пала, но и доныне пребывает целой и невредимой, то ваша церковь , противники, которую вы называете обновленной, не является Церковью Христовой, и вы напрасно похваляетесь, что стали обновителями «падшей» Церкви Христовой. УКРЕПЛЕНИЕ: Столп и утверждение истины пребывает вовеки, как и сама истина Господня пребывает вовеки ( Пс. 116, 2 ). Но Церковь Христова есть Столп и утверждение истины ( 1Тим. 3, 15 ). Поэтому Церковь Христова пребывает вовеки, особенно имея неложное обетование Христово: Не оставлю вас сиротами ( Ин. 14, 18 ). И еще: и се, Я с вами во все дни до скончания века ( Мф. 28, 20 ). ЗДЕСЬ КРИЧАТ ПРОТИВНИКИ: Иудейская синагога многократно отпадала от веры. ВО-ПЕРВЫХ: Во времена Моисея, когда Аарон со всем народом поклонился тельцу ( Исх. 32 ). ВО-ВТОРЫХ: Во времена Илии, который говорил: остался я один, но и моей души ищут, чтобы отнять ее ( 3Цар. 19, 10 ). В-ТРЕТЬИХ: Во время Исаии и Иеремии, когда все отступили от Бога. Исаия говорит: Вол знает владетеля своего, и осел – ясли господина своего; а Израиль не знает (Меня), народ Мой не разумеет ( Ис. 1, 3 ). И Иеремия говорит: Ибо два зла сделал народ Мой: Меня, источник воды живой, оставили, и высекли себе водоемы разбитые, которые не могут держать воды ( Иер. 2, 13 ). И в Книге Паралипоменон пишется: Многие дни Израиль будет без Бога истинного, и без священника учащего, и без Закона ( 2Пар. 15, 3 ). В-ЧЕТВЕРТЫХ: Во времена Христа, когда изменилась вся синагога, со всеми своими порядками и чиноправлениями. Если же Иудейская синагога отпадала от веры, то и Церковь Христова может отпасть, и отпадет. Мы же ее обновили. ОТВЕЧАЮ: Между синагогой и Церковью огромные различия. ВО-ПЕРВЫХ: Если за крепостью синагоги нет обещания Божия, то Церковь имеет обещание Христово: на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее ( Мф. 16, 18 ). ВО-ВТОРЫХ: Если Церковь свободна, то синагога раба. Церковь знаменовала Сарра, жена Авраама, синагогу же знаменовала Агарь, раба. Но именно Агарь была отпущена и изгнана, а не Сарра. Так и синагоге подобает быть отпущенной и изгнанной, а не Церкви. Здесь надо рассмотреть вопрос об отпадении синагоги. ВО-ПЕРВЫХ: Не все поклонились тельцу: ни Моисей, ни левиты, ни священники этого не сделали ( Исх. 32 ). Так что не все отпадали от веры.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Есть одна святая Церковь , созидаемая святостью живущих на земле святых, хотя бы их было два или три человека. «Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18:20 ). Всякое наше святое действие и святое воздыхание созидают святую Церковь . Всякое наше зло выкидывает нас с корабля Церкви, причем при этом мы часто увлекаем за собой и других. Об этом и слова Тихона Задонского : «Все грешники вне Церкви святой находятся, хотя и в храм ходят, и молятся, и Таин причащаются». Следовательно, я могу стоять на молитве в храме, но в своем озлоблении на озлобленную на меня старушку и я, и она будем в этом своем состоянии вне стен единой, святой и апостольской Церкви. Есть церковь с маленькой буквы рядом или внутри Церкви с большой. Это неизбежная форма исторического пути Церкви и какое-то промыслительное определение Божие. Очень хорошо сказано об этом в Откровении во 2-й и 3-й главах, а также в 11-й: «И дана мне трость, подобная жезлу, и сказано: встань и измерь храм Божий и жертвенник и поклоняющихся в нем. А внешний двор храма исключи и не измеряй его, ибо он дан язычникам: они будут попирать святый город сорок два месяца» ( Откр. 11:1–2 ). Внешний двор храма – это и есть «вторая», не святая, иногда очень темная и страшная церковь , – церковь тех, кто, по слову святителя Тихона Задонского , «хуже идолопоклонников», церковь соблазняющая и отводящая от истинной Церкви, окружающая (или вкрапленная, как плевелы в пшенице на поле) святую и вечную Церковь Невидимого града. Вот в эту святую и единственную Церковь мы и должны верить, только в нее и верить, и верить так же, как в Бога, ибо можно сказать: незрима ее святость, но так же реальна, как святость Божия. За все время существования Церкви не было, кажется, найдено ни одного достаточно правильного определения ее, сверх тех трех, которые мы получили от апостолов: Церковь есть «Тело Божие», «полнота Наполняющего все во всем» и «столп и утверждение истины» ( 1Кор. 12:27 ; Еф. 1:23 ; 1Тим. 3:15 ). Очевидно, не нужно было больше и искать.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Fudel/m...

Заповеди даются в рамках Завета, особых отношений, которые Бог устанавливает со Своими людьми. Человек, находящийся вне этих отношений, может быть и честным гражданином, и заботливым семьянином, и добросовестным работником — но нельзя сказать, что он соблюдает заповеди. Он не соблюдает уже самую первую из них. Есть и другие заповеди, которые к «общечеловеческим» отнести нельзя — например, повеление Христа совершать Евхаристию в Его воспоминание: И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша [есть] Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк 22:19-20). Это тоже заповедь; и о ней тоже Господь сказал: Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди (Ин 14:15). Да, любовь ко Христу, как Он сам ее определяет, предполагает хождение в Церковь и участие в Евхаристии. А еще она предполагает — произнесем это страшное слово — догматику. Простейшее обращение ко Христу с молитвой: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного» уже предполагает исповедание Его Всеведущим (то есть способным услышать молитву) Господом и Судией — то есть Богом. Можно, конечно, отказаться произносить такую молитву, но в этом случае Ваше решение будет не менее «догматическим» — только связанным с другими догматами. В последнее время надо отметить и другое недоразумение, связанное со словом «любовь», недоразумение, когда саму Церковь объявляют не только чуждой, но и враждебной любви силой. Собственно, нет ничего необычного в том, что популярные философии и просто настроения масс, политические и религиозные движения ищут способ либо уничтожить Церковь, либо переделать под себя. Церковь есть скала, о которую постоянно с ревом бьются волны — так было в I веке, так остается и в XXI. В разные эпохи это совершалось под разными лозунгами — Церковь атаковали во имя отеческих богов, во имя разума и науки, во имя крови и расы, во имя справедливости и светлого будущего, теперь мы видим, как Церковь атакуют, по словам нападающих, во имя любви. Традиционные Церкви не рукополагают женщин во епископы? Они поступают так из ненависти к женщинам! Церковь рассматривает аборт как грех? Где же любовь к несчастным жертвам обстоятельств? Церковь не рукополагает в священный сан и не венчает между собой тех, кто упорно привержен содомскому греху? Церковь должна покаяться в ненависти к сексуальным меньшинствам!

http://pravoslavie.ru/37065.html

Значит, никакие силы зла никогда не увлекут Церковь к заблуждению. Иисус Христос сказал: «дана Мне всякая власть на небе и на земле... Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:18:20 ). Если Иисус Христос, вечная истина, пребывает с Апостолами и их преемниками до скончания века, то Церковь никогда не может впасть в заблуждение, иначе Его обещание не было бы истинным. Он также обещал Апостолам и их преемникам постоянную помощь Святого Духа, Учителя истины: «Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами во век» ( Ин.14:16 ). Если же Святый Дух, как Учитель истины, будет всегда пребывать с Апостолами и их преемниками, то Церковь не может впасть в заблуждение. Иисус Христос повелел слушать Церковь : «а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь» ( Мф.18:17 ). Мало того, Иисус Христос точно указывает, кого должно слушать: «слушающий вас, Меня слушает, и отвергающийся вас, Меня отвергается» ( Лк.10:16 ). Если же необходимо Церковь слушать, то она должна быть так же непогрешимой в истине, как и Сам Иисус Христос, иначе, впадая сама в заблуждение, Церковь , вводила бы в заблуждение и своих членов. Если бы Иисус Христос не оградил Свою Церковь от возможности впадать в заблуждение, тогда Он не мог бы угрожать вечным осуждением за непослушание Его Церкви. Апостолы тоже говорят о невозможности Церкви впасть в заблуждение, называя ее «столпом и утверждением истины» (Тим.3:15). Апостолы так были проникнуты убеждением в постоянной помощи и руководстве Святого Духа, охраняющего их от заблуждений, что постановление Апостольского собора (51:по Р. X.) они закончили словами: «ибо угодно Святому Духу и нам» ( Деян.15:28 ). Наконец, здравый разум человеческий говорит, что цель основания христианской церкви на земле требует признания невозможности истинной христианской Церкви впадать в заблуждения. Церковь должна приводить всех людей во все времена к вечному спасению и для этого каждый должен так веровать, как учит Церковь , а кто иначе учит и верует, те исключаются из Церкви ( Гал.1:8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

И, конечно, если мы поверим протестантам, что созданная Христом Церковь осквернилась языческими практиками, потеряла истину и уклонилась в заблуждения, то в таком случае мы объявляем, что врата ада Церковь одолели. И через это мы объявляем Господа Иисуса Христа лжецом, показывая, что Он обещал, но не сдержал Своего обещания. Есть и другое обещание, которое дал Господь. Он сказал: «Се, Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Господь не только обещает, что сама по себе Церковь будет устойчива, Он обещает, что Сам будет с Церковью Своей во все дни до скончания века. Здесь, как мы видим, нет ни слова о том, что Господь собирается сделать паузу со II по XVI век. Или, тем более, по XIX век. Уверения протестантов, что Церковь будто бы исчезла на целых полторы тысячи лет, прямо противоречат библейским словам. И апостол Павел со своей стороны пишет, что Богу будет воздаваться «слава в Церкви во Христе Иисусе во все роды, от века до века» ( Еф.3:21 ). То есть созданная Христом и распространенная через апостолов Церковь будет существовать на протяжении всех последующих поколений и прославлять Бога. Уверения протестантов в том, что эта Церковь будто бы исчезла на целых полторы тысячи лет, прямо противоречат этим библейским словам. Также стоит напомнить, что Христос обещал апостолам дать Духа Святого и сказал: «Когда же приидет Он, Дух истины, то наставит вас на всякую истину» ( Ин.16:13 ), «научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» ( Ин.14:26 ). Когда пришел к апостолам Дух Святой, мы знаем – в день Пятидесятницы, который и считается днем рождения Церкви. То есть Господь дает Духа Святого, и Дух Святой сохраняет Церковь . Сохраняет ее от искажения, от того, чтобы она уклонилась от истины. Поэтому апостол Павел и называет Церковь «столпом и утверждением истины» ( 1Тим.3:15 ). Потому что Дух истины наставляет ее и Сам Христос, Который есть Истина ( Ин.14:6 ), невидимо пребывает в ней. Отдельный человек или даже группа людей, конечно, могут уклониться в заблуждение, и так всегда было. Еще апостолы об этом предупреждали (см.: 2Пет.2:1 ; Гал.1:6–9 ). Но чтобы вся Церковь уклонилась в заблуждение – такое невозможно, поскольку это означает, что она перестала существовать.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

Итак, говорит здесь Церковь , что виноградник был у Соломона. Соломон – миротворец, это имя Христа Самого. был в Ваал-Гамоне, и он отдал этот виноградник сторожам. Кто эти сторожа? Это апостолы и их преемники. «Каждый должен был доставлять за плоды его тысячу сребренников», то есть каждый был должен приносить плоды, полноту серебра духовного. «А мой виноградник при мне», – Господь говорит, что, хотя я и отдал виноградник сторожам, но, тем не менее, Я Сам его не покинул, до сих пор продолжаю его охранять. Церковь предана наследникам апостолов – епископам, но при этом Господь не ушел из Церкви, он сам следит за своей Церковью , сам управляет ею. Это и видно, потому что бывали случаи, когда Бог сам вмешивался лично в жизнь Церкви. Это бывало очень часто, когда Господь спасал Церковь не через епископов, а через других людей. Но никогда Господь не разрушает начальной иерархии, Он сам продолжает охранять свой виноградник, Он не полагается просто на людей, Он до сих пор хранит Свою Церковь. «Тысяча пусть тебе, Соломон, а двести – стерегущим плоды его». То есть, цель – когда приносят плоды епископы, они зарабатывают себе награду, и апостолы, хотя, конечно же, они должны служить Богу. И дальше обращается к Невесте: «Жительница садов! [райских садов] товарищи внимают голосу твоему...» – твои небесные товарищи, ангелы, внимают голосу твоему, потому что через Церковь ангелы узнали о Боге то, что они не знали никогда раньше. Церковь является учительницей в том числе и ангелов. «…дай и мне послушать его». – Дай и мне послушать голос Бога, – обращается автор этой книги, Соломон, да и мы тоже обратимся к этому: «Дай и мне, Церковь , услышать голос Бога, дай мне услышать голос возлюбленного, который любит тебя и который влечет нас к Себе». А Церковь что отвечает? Она говорит: «Беги, возлюбленный мой; будь подобен серне или молодому оленю на горах бальзамических!» ( Песн.8, 14 ). На горах ароматных. Итак, Церковь говорит: «Беги, возлюбленный мой, стремись всегда, влеки нас за собою, беги сюда». Эти слова очень похожи на слова, которыми оканчивается Библия . Помните слова, которыми оканчивается Библия? – «Ей, гряди, Господи Иисусе!» ( Откр. 22, 20 ). Иди, Господи Иисусе, к нам, влеки нас, будь подобен серне быстроногой или оленю, который уничтожает змей духовных на горах ароматных, на горах бальзамических. И дай нам бежать за Тобой всегда. Влеки нас от радости к радости, и пусть этот бег никогда не закончится. Пусть мы вечно бежим за Тобою, и пусть этот бег никогда не прекратится в Твоем Царстве.

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Итак, плач о грехах, чистосердечное в них раскаяние и молитва о помиловании - вот первые средства для отвращения грозящих бедствий общественных. И доказательство на сие в примере Устюжан еще не единственное. Подобным им средством и Ниневитяне отвратили определение Божие о разрушении их города и когда покаялись, то увидел Бог, сказано, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них - и не навел (Ион. 3, 10). Впрочем, если вы, братие, знаете, что общественные бедствия суть следствия наших грехов, то не всего ли лучше отвращать их тем, чтобы избегать грехов? Конечно, так. Тогда и одна святая жизнь ваша предотвратит бедствия и вам к раскаянью прибегать не нужно будет. Аминь. Труды житейские тогда на пользу нам бывают, когда мы на оные испрашиваем благословение Божие (Слово о двою соседу, яко добро ходити в церковь и молитися) Много между нами богатых, много и бедных, и это неудивительно; но вот что замечания достойно: иной всю жизнь свою трудится, - работает, мучится день и ночь, а все у него и работа не спорится и, при всех усилиях, он из нужды выбиться не может; а другой и меньше его знает по работе и меньше трудится, а все и больше добывает его, и счастье и довольство так и текут к нему. - Отчего это? Да, в некоторых случаях, конечно и понять это трудно; но в иных дело просто объясняется. Два клирика, бывшие соседями, добывали себе хлеб насущный шитьем одежд. Один из них имел много детей, жену; содержал кроме них отца и мать и имел обыкновение каждый день ходить в церковь. Этот без нужды, с помощью Божьею, прокармливал свою многочисленную семью. Сосед же его несравненно лучше знал свое ремесло, в церковь не ходил, а работал даже и в праздники; но и одного себя прокормить не мог. Этот последний и позавидовал первому, и раз с гневом сказал ему: откуда и как богатеешь ты? Я несравненно больше тружусь тебя, а все-таки обнищал. Отчего так? Первый и говорит ему: я оттого богатею, что каждый день хожу в церковь и на пути в нее нахожу потерянное на дороге золото. И если хочешь со мною постоянно ходить в церковь, то, пожалуй, я согласен находимое золото, делить с тобою пополам " Бедный клирик поверил и также стал ежедневно посещать церковь. Что же? Хотя он никогда, никакого золота на дороге и не находил, но тоже вскоре приобрел достаток. Тогда первый сказал ему: " видишь ли, брат, сколько хождение в церковь принесло пользы и душе твоей и тебя как обогатило? Но поверь мне, что и я не ради золота, которого никогда не находил на пути, посещал церковь, а посещал потому, что веровал словам Господним: ищите прежде Царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам, и они оправдались на мне. А если я и сказал тебе о находимом мною золоте, то и в этом, как видишь, не погрешил, ибо подлинно, чрез хождение в церковь, оба мы: и ты, и я, приобрели все нужное нам " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/121/...

Меркулов. Ни епископа мы тогда не имели, ни власти его над собою не чувствовали. Миссионер. В обществе вашего австрийского согласия всегда ли существовали семь таинств? Чтобы быть последовательными и не отказываться от слов, прежде сказанных вами, вы должны дать ответ отрицательный, т. е., что не было у вас ни Церкви Христовой, ни таинств. Меркулов. Таинства у нас тогда были. Миссионер. Как же они могли быть без Церкви Христовой? Таинства без Церкви Христовой быть не могут. Сами же вы признали это. Меркулов. И Церковь Христова в течение 180 лет была. Ее не было видно. Когда набегает густое облако и закрывает от глаз наших солнце, и мы перестаем видеть его, значит ли это явление, что солнце пропало, и что его нет? Прошло облако, и явилось солнце. Прошли 180 лет гонений, и воссияла Церковь Христова. Миссионер. Солнце, скрываясь за облако, существует со всеми свойствами, которыми наделил его Творец, – со светом и теплотою. Церковь ваша в продолжение 180 лет совсем померкла, потеряла и свет истины, и теплоту Христовой благодати. Чтобы она светила и согревала, нужно было вновь сообщить ей свет и теплоту. Кто же в силах это сделать, кроме Творца Церкви, Иисуса Христа? Во всяком случае не простой же человек, митрополит Амвросий. Меркулов. Чтобы понять в чем дело, нужно брать Церковь в более обширном значении, а не в том, в каком рассматриваете вы. Миссионер. Какая же это у вас имеется в виду Церковь в более обширном значении? Значит, вы хотите говорить о какой-то другой Церкви, а не о той, о которой мы начали с вами беседу? Меркулов. Совершенно верно. Миссионер. Значит, у вас Церковь Христова не одна. Меркулов. Да, не одна, и понятие о ней неодинаковое. Самая меньшая церковь – это каждый христианин сам в себе. Разве не знаете, что вы храм Божий? ( 2Кор.3:16 ); вы храм Бога живаго ( 2Кор.6:16 ), по слову апостола. Далее, в обширнейшем смысле Церковь обнимает собою все времена: прошедшие, настоящие и будущие, все племена и народы, первородных, на небесах написанных, изначала умерших, ныне живущих и грядущих во Христа верующих. Вы приступили, – пишет апостол, – к горе Сиону и ко граду Бога живаго, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах ( Евр.12:22–23 ). Вот Церковь Божия, к которой мы приступили, и в которой спасается православный христианин.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Petrov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010