В 1994 г. возобновилась деятельность Екатеринбургского ДУ. В 1997 г. продолжительность обучения в уч-ще увеличилась до 4 лет и преподавание стало вестись по семинарской программе, открылся сектор заочного обучения; в 2001 г. уч-ще было преобразовано в Екатеринбургскую ДС. В 2007/08 уч. г. на пастырско-богословском отд-нии семинарии обучались 87 чел. очным образом и 242 чел. заочно. В том же году состоялся 1-й выпуск певческо-регентского отд-ния семинарии. В наст. время в семинарии работают 56 преподавателей. В фондах семинарской б-ки хранится более 50 тыс. книг, есть собрание рукописных и старопечатных книг XVI-XX вв., насчитывающее ок. 400 единиц хранения. В 2001 г. при верхотурском Николаевском мон-ре открылось 2-годичное Верхотурское ДУ для окончивших 9 классов общеобразовательной школы. Воспитанники ДУ получают полное среднее образование в местной вечерней школе и осваивают учебную программу 1-го курса Екатеринбургской ДС, лучшие выпускники получают право поступать на 2-й курс семинарии. В 2007/08 уч. г. в Верхотурском ДУ обучались 24 воспитанника, работали 10 преподавателей. В 1994 г. в епархии начал работу Екатеринбургский центр дистанционного обучения Православного Свято-Тихоновского богословского ин-та (см. Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет ). В 1996 г. было воссоздано епархиальное Церковно-археологическое об-во, целью к-рого является изучение истории Православия на Урале. В 2008 г. в епархии имеется 183 церковноприходские школы, школы для взрослых открыты в 114 приходах. Для обучения и повышения квалификации педагогов церковноприходских школ на базе Екатеринбургской ДС организованы катехизаторско-педагогические курсы. В сент. 2007 г. начались занятия в Екатеринбургской правосл. учительской семинарии, задачей к-рой является подготовка педагогов для церковноприходских школ. Открыто заочное отд-ние, на к-ром обучаются 108 учащихся, в 2008/09 уч. г. планируется набор на очное отделение. В 2008 г. в епархии имеется 5 правосл. общеобразовательных учреждений: Свято-Алексеевская правосл. школа и правосл. гимназия во имя Царственных страстотерпцев (обе в Екатеринбурге), правосл. гимназия «Альфа» в Каменске-Уральском и правосл. школа в г. Заречном, правосл. гимназия в Верхотурье. С 2001 г. при Екатеринбургском социальном ин-те Российского гос. профессионально-педагогического ун-та осуществляется подготовка по специальности «теология». Клирики епархии проводят факультативные занятия по основам православной культуры, в 2008 г. только в Екатеринбурге такие занятия проходят в 61 общеобразовательной школе, 40 детских учреждениях, 4 колледжах и вузе.

http://pravenc.ru/text/189617.html

И. Яковлева, на полном от него иждивении, с платою от комитета по 200 руб. за каждого, где эти мальчики пробыли до августа 1890 года, когда они были переведены в хутор Плетнева и определены в местную церковно-приходскую школу с меньшим окладом за их содержание. В 1891 году они были определены в Новочеркасское духовное училище. Комитет не раз поднимал вопрос о проведении нескольких калмыцких мальчиков чрез духовно-учебные заведения, для приготовления из них лиц, годных для миссионерской деятельности между соплеменниками. В 1891 году вопрос этот был решен в положительном смысле. Своих питомцев, обучавшихся в Плетневской церковной школе Санжо Пудинова и Имомжу Абушинова, имевших 12 лет от роду и круглых сирот, комитет поместил в Новочеркасское духовное училище, а Петр Чеминов, 17 лет, из учительской семинарии переведен в Донскую духовную семинарию с особого разрешения на то Святейшего Синода. При этом указом Святейшего Синода, от 12 июня 1891 года, имеющим и до сих пор руководительное значение, предложено было первых двух просветить св. крещением до достижения 14-летнего возраста и вместе с сим дозволено правлениям семинарии и училища и впредь принимать калмыцких детей в состав учащихся, если данный опыт окажется удачным, с применением к таким воспитанникам льгот, изложенных в синодальном определении 11 марта-5 апреля 1869 года. В исполнение сего синодального указа Пудинов и Абушинов 25-го августа 1891 года были крещены священником Александром Власовым в градо-Александровской церкви и названы первый – Александром и второй Николаем. Таким образом, все пять воспитанников приюта были просвещены св. крещением. Содержание этих воспитанников в духовно-учебных заведениях комитет принял на себя и это свое обязательство исполнял до окончания ими курса. На содержание Чеминова в год комитет отпускал от 200 до 260 рублей, а на содержание Пудинова и Абушинова около 500 рублей в год. По окончании в 1898 году курса в духовной семинарии Чеминов был командирован комитетом на миссионерские курсы в Казанскую духовную академию по монгольскому отделу. Содержался он на казенной стипендии, а на проезд ему комитетом дано было 130 рублей. По окончании курса он поступил 1 июня 1900 года учителем в Платовскую церковно-приходскую школу и помогал притчу Платовской церкви в миссионерской деятельности. В 1903 году был назначен миссионером противокалмыцким и рукоположен во священники при Платовской церкви сверх штата. В декабре 1906 года Чеминов был определен священником в один из приходов в русском поселении в Донецком округе, где и ныне состоит.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Stepanov...

За свою семилетнюю и многополезную службу Высокопреосвященный юбиляр был возведён в 1856 г. 21 декабря в сан архимандрита. В 1845 году 6 ноября Высокопреосвященный юбиляр из инспекторов академии был перемещён на должность ректора и профессора в Киевскую духовную семинарию, где пробыл только один год. И однако за это короткое время успел оставить по себе незабвенную память проницательного администратора и милостивого начальника, заботливого о нуждах семинарии и её питомцев. По предложению ректора Иоанникия увеличено было число членов правления, его инициативой основан по мудро выработанной им программе старейший и практичнейший из духовных журналов «Руководство для сельских пастырей». Основанием этого журнала Высокопреосвященный навсегда увековечил память свою в Киевской семинарии, возвысив её значение для всей России как литературной руководительницы всего духовенства по вопросам пастырского служения и практики. Для ректора семинарии, как редактора, и для всей учительской корпорации, в течение свыше тридцатипятилетнего периода издания журнал этот, служит неиссякаемым материальным подспорьем. 4 декабря 1859 г. Высокопреосвященный юбиляр был назначен ректором родной ему Киевской Академии, где однако также оставался недолго – не более года. Будучи милостивым вниманием высшей церковной власти призван для управления столичной академией, как нуждавшейся тогда, по тревожному состоянию умов столичной молодёжи, в управителе мудром, твёрдом и энергичном. Кратковременное начальствование юбиляра в Киевской Академии ознаменовано успокоением и умиротворением бывшей несколько взволнованною перед тем внутренней жизни заведения, и усовершенствованием учебно-воспитательного и экономического её строя. По предложению ректора Иоанникия, в академии введены были годовые экзамены для всех студентов и по каждому предмету и учреждены экзаменационные комитеты, что прежде не соблюдалось строго и не велось надлежаще. Это нововведение было как нельзя более верной мерой к тому, чтобы побудить студентов к усердным занятиям и отвлечь их внимание от внешних интересов, волновавших молодёжь 60 годов.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Тихвинский Федор Васильевич (1862–?) – бывш. священник, член Всероссийского крестьянского союза. Депутат II Гос. Думы от Вятской губ., труд. Священник с. Чудинова Орловского уезда, за либеральные взгляды находился в опале, за что был переведен служить из Уржумского уезда в село. Законоучитель местной гимназии. Участвовал в издании газеты «Трудовой Народ» (1907). В Думе выступал с речами по аграрному вопросу и за отмену смертной казни. После роспуска Думы за политическую деятельность был лишен священного сана. – 318, 319 Тихомиров Лев Александрович (19.01.1852–16.10.1923) – народоволец, затем религиозный публицист и философ. В 1870–1880 гг. – один из главных идеологов революционной партии «Земля и воля», член Исполкома партии «Народная воля». После разгрома партии в 1881–1882 гг. эмигрировал в Париж. За границей Тихомиров пережил духовный перелом и поворот к православию. Он публично отрекся от своих революционных взглядов и в 1888 г. написал работу «Почему я перестал быть революционером», направил царю личное покаянное послание и в том же году получил разрешение вернуться в Россию, где написал многочисленные книги и статьи православно-монархического содержания. С 1909 по 1918 г. – редактор и издатель монархической газеты «Московские ведомости». Автор книг «Монархическая государственность» (1905) и «Религиозно-философские основы истории» (1918). Умер в Сергиевом Посаде. См. библ. – 290 Тихон, епископ Костромской см. Тихон (Василевский Николай), архиепископ Тихон (Василевский Николай) (01.05.1867–17.07.1927) – архиепископ Курский и Обоянский, обновленческий «митрополит» Киевский и Галицкий. В 1891 г. окончил Киевскую духовную академию, кандидат богословия, инспектор Ладинского епархиального женского училища. С 1892 г. – учитель Херсонского духовного училища. С 1893 г. – учитель Полтавского духовного училища. 28.06.1895. пострижен в монашество. 17.07.1895 рукоположен во иеромонаха. С 1895 г. – инспектор Томской духовной семинарии. С 1897 г. – инспектор Минской духовной семинарии. В 1898 г. возведен в сан архимандрита и назначен ректором Минской духовной семинарии. С 09.12.1899 – председатель Минского епархиального учительского совета. 26.05.1903 хиротонисан во епископа Балтского, викария Подольской епархии. 16.06.1905 – епископ Костромской и Галичский. 11.07.1914 возведен в сан архиепископа. 11.07.1914 г. – архиепископ Курский и Обоянский. С 15.05.1917 архиепископ Курский и Белгородский; с 02.09.1917 на покое. С 1917 г. епископ Воронежский и Задонский. В 1923 г. уклонился в обновленческий раскол и был возведен в сан обновленческого «митрополита» Киевского. Возглавлял Гомельскую, Воронежскую, Киевскую обновленческие кафедры. Скончался на Воронежской обновленческой кафедре без воссоединения с Православной Церковью. – 259

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/tserko...

В виду ухода ректора семинарии архим. Никодима, Н.Д. Грязев заговорил со Скворцовым о моей кандидатуре. Тот хотел поговорить с Епископом. Я не просил. 14 декабря Н.Д. Грязев вызвал меня к себе по телефону и рассказал, что он только что был у Епископа и говорил с ним обо мне. Извинившись, что вторгается в его область, Н[иколай] Дм[итриеви]ч высказал Епископу, что считает мою кандидатуру на должность ректора семинарии наиболее желательной в виду до некоторой степени общегосударственного значения вопроса о наилучшей подготовке пастырей церкви и учителей. Меня же он знает как человека громадной энергии, выдающейся трудоспособности, твердых правых убеждений, горячего националиста и в силу этого как нельзя более подходящим для роли ректора семинарии в настоящее время. Преосвященный высказал на это Н.Д. Грязеву, что он принципиально желал бы ректора-монаха, но ничего не имеет против меня, весьма ценит меня и не знает, как заменить меня на должности епархиального наблюдателя школ; что представлять от себя он никого не будет и уполномачивает Н.Дм-ча обо всем написать Товарищу Обер-Прокурора Синода А.П. Роговичу, с которым Губернатор хорошо знаком. Я выразил Ник. Дм-чу свою благодарность за внимание, а на вопрос о своем желании сказал, что, в виду выражения Владыки, что «ничего не имеет против меня, как кандидата», и я могу лишь сказать, что тоже ничего не имею против, если буду назначен. На следующий же день Ник. Дм-ч написал письмо Роговичу. Вскоре затем к епископу пришел запрос обо мне. Он ответил почти слово в слово то же, что говорил Губернатору. На Рождестве Н.Д. Грязев просил меня поехать с ним в Повенецкий уезд, так как ему хотелось бы на местах ознакомиться с деятельностью Карельского Братства и вообще с положением дел в Карелии. 2 января 1911 г. мы выехали в Повенец, видели местных деятелей, устроили совещание Отделения Братства, и затем объехали пограничные приходы Повенецкого уезда, знакомясь со школами, учительским персоналом, священниками. Дорогой Ник.Дм-ч высказал желание, чтобы я обдумал вопрос об издании особого еженедельного или двухнедельного издания специально для народа, непременно с направлением православно-национальным, где давалось бы освещение церковных вопросов, политическое обозрение в национальном освещении, наиболее популярный сельско-хозяйственный отдел, окраинные вопросы, м.б., местная хроника, сообщения из уездов.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2010/0...

50 Причты церквей, прилагая копии документов к брачным обыскам должны взыскивать, с брачующихся герб. сбор по 80 коп. за каждый лист и документ, за исключением тех случаев, когда церков. причт, согласно Примеч. в прил. к 26 ст. Т. 10, ч. 1 Св. Зак. Гражд. изд. 1887 г., копии с брачных документов вписывает в самую книгу под обыском, гербовый сбор с такой копии не требуется; виновные в представлении в Консисторию, при обысках, копии с документов, неоплаченных герб. сбором, подлежат ответственности по 105 ст. Уст. о герб. сбор. (По изд. 1893 г. Т 5, ст. 127). 51 Браки воспитанников Дух. Академий должны быть отклоняемы Советами Академий, допуская изъятие только в крайних исключительных случаях по особо уважительным причинам, с непременным, притом, смещением воспитанников с казенного на собственное содержание и с донесением об этом каждый раз, чрез местных Преосвященных Св. Синоду (ук. Св. Син. 26 Окт. 1879 г. 9768, на имя Мит. Макария). А определением Св. Син. 10 Декабря 1876 г. запрещено давать позволение на вступление в брак и окончившим курс воспитанникам Д. Академий до 1 Сентября. (Ц. Вестн. 1876 г. ) 52 Немых и глухонемых, обращающихся к священникам для повенчания, можно венчать, требуя, чтобы они выражали свое согласие на вступление в брак с известным лицом какими-либо соответственными благопристойными знаками (Резол. Митр. Москов. Филар. 4 Нояб. 1843 г.). Слепых, находящихся в здравом уме, можно также венчать, с соблюдением надлежащих формальностей, как и при обыкновенных браках по закону (Резол. Митр. Филар. 1 Мая 1845 г. в Душеп. Чтении). Больных также можно венчать, но непременно в церкви; страдающих же заразительными болезнями, при очевидной их опасности, т. е. при гниении носа, глаз, челюстей и т.п. не должно венчать, разве на то есть разрешение Епархиальной власти. (Практ. Рук. Хойнацкого, стр. 5 о браке). 54 Окончившие курс воспитанники Духовных Семинарий, до определения их на епархиальную или духовно-училищную службу, если не заявить желания перейти в какое-либо другое ведомство, должны почитаться состоящими в духовном ведомстве, в качестве кандидатов на священно-церковно-служительские и учительские должности в епархии (опр. Св. Син. от 12 Июня – 12 Дек. 1885–1886 г. за 1137. Ц. Вест. 51–52, 1886 г.), а также и увольняемые по разным причинам из Духовных Семинарий и Училищ, до окончания полного курса, семинарские и училищные воспитанники, а равно и воспитанники, окончившие училищный курс, но не поступившие, для продолжения образования, в другие учебные заведения, впредь до выхода их из духовного ведомства, считаются состоящими в сем последнем и могут подлежать назначению на епархиальную службу (опр. Св. Син. 12 Мая – 8 Июля 1887 г. 881. Ц. . 29, – 1887 г.), а потому на вступление в брак означенные воспитанники Семинарий и Училищ должны испрашивать разрешение епархиального Преосвященного.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/sborni...

26) Преподаватели по прочтении каждого экземпляра сочинений представляют его для просмотра ректору. Срок для прочтения сочинений долгосрочных полагается не более трех недель, считая этот срок со дня подачи сочинения учениками, для экспромтов – двухнедельный, и для урочных-до следующего урока. 27) Каждый месяц наставник прочитывает несколько сочинений из разряда лучших, средних и худших в классе и обстоятельно разбирает их при участии учеников. 28) После возвращения ученикам сочинений, писанных на одну и ту же тему, преподаватель рекомендует ученикам внимательно просматривать к известному уроку сочинения и сделанные в них его замечания, и в продолжение этого урока не только указывает общие недостатки в сочинениях, но и подробно выясняет, как именно следовало бы написать сочинение. 29) В случае последовательного преуспеяния ученика в письменных работах, в отметке годового балла не следует ограничиваться механическим сложением и делением баллов, а ставить балл согласно усмотренных впоследствии успехам. 30) Для поощрения учеников к лучшему писанию сочинений делаются два раза в год собрания всех учеников. На этих собраниях, в присутствии начальников и наставников, объявляются имена учеников, пишущих лучшие и худшие сочинения. Некоторые из лучших сочинений при этом читаются самими авторами и последние награждаются назначенными правлением книгами. 31) Правила эти могут быть изменяемы и дополняемы по усмотрению правления, по предложениям, основанным на указаниях учебного комитета и личного опыта преподавателей. Проект изучения инородческих языков в Казанской Духовной Семинарии 335 . Комиссия, составленная по приглашению Братства св. Гурия, для суждения об учреждении в Казанской Духовной Семинарии кафедры инородческих языков, рассмотрев все подробные данные об инородцах в Казанской Епархии (доставленные Консисторией за 1887 год), пришла к следующим заключениям: 1) Так как инородцев в Казанской Епархии весьма много (а именно татар 636.885, чуваш 452.618, черемис 111.889, мордвы 21.561, вотяков 8.934 и мещеряков 3.468, а всего 1.234.775 душ; в этом числе крещеных татар 42.638, из коих отпадших 11.083, чуваш 424.631, черемис 95.607, мордвы 10.827, вотяков 75.16, а всего 581.219 душ) и они помещаются во многих приходах (в 294-х), то необходимо привлекать к священно-церковнослужительству в инородческих приходах и вообще к миссионерству среди инородцев возможно большее число достойных лиц, напр. из числа обучавшихся в Казанской инородческой Учительской Семинарии, подготовленных к миссионерским трудам специально.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

А в другом, что той же участи подвергнуты здания духовной семинарии и духовною училища. Я не знал ещё, какая комиссия явилась ко мне, велел вызвать того, кто передавал эти ордера. Явился Великосельцев. Я с ним беседовал с полчаса – решительно и откровенно, причём, конечно, заявил ему, что здание епархиального дома принадлежит Союзу св. Софии. Ввиду того что он всё же человек интеллигентный, с ним можно было говорить, но, разумеется, наши точки зрения оказались диаметрально противоположными. Потом эта комиссия рассматривала все здания, причём, кроме хулигана Громцева, все, по словам о. Никифоровского, держали себя прилично. Мною сразу были мобилизованы все силы. Вызвал я Кутейникова, устроено было в тот же день собрание правления Союза св. Софии, на которое были приглашены и члены совета приходских организаций; а вчера было общее собрание Союза св. Софии, завтра будет соединённое собрание Союза и церковно-приходских организаций. Павлов, Кутейников 95 и Казанский (лжебольшевик) уже были у Великосельцева, хотя результаты посещения их не удовлетворили. Доктор Михель от больничных масс тоже посылает энергичный протест. Потерять это здание – значит потерять нам велию возможность что-либо делать для народа. Что касается семинарии и духовного училища, то и о них также будет возбуждён протест, но корпорации как будто не склонны противиться устройству в семинарии учительского института, а в духовном училище – высшего начального училища. Итак, до скорого свидания. Там у Вас – одни тяготы, здесь – другие. Но всё же лучше и спокойнее быть у себя, на месте, в настоящее время предстоящей борьбы. Благословите. Ваш усердный послушник Е. Алексий. 24 мая 1918 г. Богослужения у нас идут по старому времени, иначе всенощную пришлось бы править в два ч[аса]! Епархиальное собрание, по всей вероятности, придётся вести в епархиальном училище, т. к. вся семинария занята Красной Армией. Письмо 48 Лл. 49–50 об. 4 июля 1918 г. Новгород. Дорогой и глубокочтимый Владыко! Ожидалась вчера оказия – о.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Только сумма, отпускавшаяся на содержание Московской академии и училища при Александро-Невском монастыре, была значительнее 2 000, именно: на содержание первой комиссия определила по прежнему отпускать 4 450 р. в год из доходов коллегии экономии, которые до того отпускались из соляной конторы 218 , следовательно, сумма, отпускавшаяся на Московскую академию, не была увеличена; на содержание Александро-Невской семинарии в 1784 г. велено к тому, что она получала прежде (2 146 р. 90 ½ коп.) прибавить 2 353 р. 9 ½ коп., так что все содержание Невской семинарии простиралось до 4 500 р. 219 Таким образом, оклад на содержание семинарии к 1784 году определился в 2 000 руб., а на все духовные школы, которых было 28, с 1784 года отпускалось 77 тыс. р.; между тем, в этих учебных заведениях, по ревизии 1782 года одних учащихся считались 11 329 человек. Нечего и говорить о том, как недостаточен был этот оклад, особенно в виду заявленных Екатериной требований расширить программу преподавания в семинариях и, следовательно, увеличить число преподавателей. При таком ограниченном окладе, конечно, нечего было о думать о вознаграждении трудов учителей «довольнейшей заплатой». Maximum учительского оклада, даже в Московской академии, простирался только до 300 р. в год, a minimum его нисходил до 15 р. в год. Трудно, конечно, с математической точностью вычислить отношение отпускавшихся коллегией экономии сумму на содержание семинарий к прежним средствам семинарского содержания, вследствие беспорядочности сбора последних; можно с уверенностью сказать одно, что до 1780 гг., до которых коллегия экономии отпускала на каждую семинарию не более 800 р., прежние средства семинарий, по крайней мере большей части из них, были достаточнее новой суммы, назначенной правительством. Таким образом, материальное обеспечение духовных училищ с отобранием церковных имений и уничтожением сборов на этот предмет с белого духовенства в продолжение почти 20 лет царствования Екатерины стало гораздо ограниченнее прежнего и гораздо в большей степени стало зависеть от распорядительности архиереев и умения их изыскивать сторонние средства.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Znamenski...

В случае болезни или отсутствия смотрителя, помощник исправляет его должность. Примечание. В помощь инспекции в училищах может быть учреждаема должность надзирателей из окончивших курс семинарии в первом разряде, определяемых Епархиальным Преосвященным, по рекомендации смотрителя и его помощника, после трехмесячного испытания. (§ 60.) 8 Об учителях Учители училищ определяются на должность при начале учебного года Святейшим Синодом, по представлениям академических советов, а в течение учебного года Обер-прокурором Святейшего Синода, по докладам Учебного Комитета. Примечание. При недостатке лиц с академическим образованием, допускаются к исправлению учительских должностей студенты семинарии, по рекомендации семинарского Правления, утверждаемые Преосвященным (§ 61.) Могут быть приглашаемы для преподавания в училище, с утверждения Епархиального Преосвященного, и наставники из других ведомств, с назначением им вознаграждения по соглашению их с училищным Правлением. (§ 62.) Учители со степенью магистра и кандидата богословия, с учеными степенями других высших учебных заведений Империи, или с свидетельствами на право преподавания в средних учебных заведениях, имеющие до 12-ти уроков в неделю, получают по штату положенное жалованье (700 р.),а выслужившие пять лет – увеличенное (900 р.), действительные же студенты академии и студенты семинарии – уменьшенное (420 р.), причем за каждый годичный урок, сверх 12-ти, полагается добавочное вознаграждение первым по 50 р., а выслужившим пятилетие по 60 р., вторым же по 20 р. Примечание. Жалованье это может быть увеличиваемо из местных средств, с утверждения Епархиального Архиерея, если съездом духовенства будет это признано возможным и нужным. (§ 63.) Каждый учитель должен преподавать свой предмет по установленной программе и учебнику, не употребляя письменных к нему дополнений без крайней нужды. (§ 64.) На учителей возлагается наблюдение, во время их уроков, за порядком и тишиною в классе, причем учеников, нарушающих спокойствие, они или сами подвергают взысканиям или доносят об них смотрителю. (§ 65.)

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010