119). Учебные пособия в приходских училищах состоят в следующем: таблицы азбучные, таблицы для складов, букварь Российский, прописи и руководство к чистописанию, первая часть арифметики, сокращенный катехизис, краткое наставление о сельском домоводстве, произведениях природы, о сложении человеческого тела и вообще о средствах к предохранению здоровья, Правила для учащихся и Детский друг (п. 132). Учители приходских училищ должны обучать и поступать по правилам, предписанным в книге под заглавием: Руководство учителям 1-го и 2 го классов (п. 133). Они каждое 1-е число месяца подают отчет об учениках начальству своему, т. е. смотрителю училищ (п. 135). В казенных селениях о священнике и об одном из почетных жителей, которым вверяется надзирание за приходским училищем, смотритель уездных училищ чрез директора представляет на утверждение университету. В помещичьих селениях предоставляется воле помещиков, как учредителей таковых училищ, поручить ли смотрение за оными другому кому-либо достойному носить сию должность, или самим иметь непосредственный за оными присмотр» (п. 138) 39 . В виду того, что священно- и церковнослужителей и их детей, получивших образование в средних и низших духовно-учебных заведениях, было недостаточно для занятия учительских должностей во всех приходских училищах, министерство народного просвещения нашлось вынужденным открыть в 1817 году при главном педагогическом институте, так называемый, «второй разряд» его – прототип позднейших учительских семинарий, «для образования учителей приходских и уездных училищ» 40 . В 1828 году декабря 8-го вышел новый устав учебных заведений, ведомства министерства народного просвещения. Этим уставом приходские училища, «особенная цель учреждения» коих была «распространение первоначальных, более или менее всякому нужных сведений между людьми и самых низших состояний (§ 4), открываются повсюду, где лишь представятся к тому средства; но учредители обязаны иметь при каждом законоучителя из живущих в том месте, или в соседстве священников (§ 5).

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

20. В обыскной книге, выданной в 1910-м году, Апреля 12 дня, за шнуром и печатью, 9 писанных листов, 91 не писанных. 21. Исповедныя росписи находятся в целости с 1898-го года. 22. Книги, до церковного круга подлежащие имеются все в одном экземпляре. В церковной библиотеке находится книг для чтения предназначенных 14 томов. 23. Церковные деньги в целости за ключом церковного старосты и печатью церковною. Неподвижной суммы состоит в кредитных учреждениях четыреста руб. ----- коп., а билеты находятся в целости на хранении в Муромском отделении Государственного Банка. Двести руб. из них положены 4% Государственной рентой на ремонт причтовых домов за 2742-м расписка Муромского отделения Государственного Банка за 7306-м; 100 рублей 4% Государственной ренты за 02074-м расписка Муромского Государственного Банка за 6433-м и билет в 100 рублей Государственного Комитета погашения долгов за 15054-м на вечный помин – хранятся в церкви. 24. Имеющиеся в приходе школы Земское училище в селе Чулкове, в котором обучается 42 мальчика и 19 девочек, всего 61 человек. Церковная школа помещается в дом ___ на содержание ее отпускается от ___ руб. ___ коп. В сем году в ней обучается ___ мальчиков ___ девочек. 25. При церкви состоит старостою церковным Потомственный Почетный Гражданин Сергий Иоаннов Тулупов который должность свою проходит с Августа месяца 1897-го года. 26. Преосвященный в последний раз посетил приход в 1897-м году. Июля 1 дня, когда состоялось освящение храма. II. 1. Священник Федор Павлов Лебедев, родился в 1883-м году Ноября 8 дня. Сын псаломщика. От казны жалования получает 300 рублей в год, а за вычетом узаконенных 2% - 294 р. За 1911-й год получил: казенного жалования, считая с 24-го Марта 1911-го года – 231 рубль 64 коп. Кружечных, считая с 3-го Апреля 1911-го года – 230 рублей. %% с капиталов на вечный помин – 6 руб. 7 коп. От земельных угодий, считая с 24-го Марта 1911-го года – 18 руб. 75 коп. За законоучительство, считая с 1-го Сентября 1911-го года – 10 рублей. Всего: 796 руб. 46 коп. Окончил полный курс во Владимирской Духовной Семинарии в 1906. До поступления во священника состоял учителем и законоучителем в Мальчихинском начальном училище, Ковровского уезда (с 07.09.1906 по 24.08.1908). Перемещен на учительское место в Вознесенское начальное училище, Ковровского уезда по прошению (25.08.1908). Перемещен на учительское место в Лелиневское начальное училище, Ковровского уезда по прошению (03.10.1910). Определен во священника в село Чулково, Муромского уезда (24.03.1911). Рукоположен во священника (03.04.1911). Состоит законоучителем Чулковского начального училища (с 01.09.1911). Никому не в родстве. В семействе у него: жена Клавдия Иванова Лебедева, родилась в 1882-м году Октября 30-го дня). Дети их: Борис родился в 1909-м году Июня 25 дня. Владимир родился в 1911-м году Января 1-го дня.

http://sobory.ru/article/?object=22343

Следующий этап формирования педагогической системы И. начался с создания в 1867 г. по его инициативе братства свт. Гурия. Уже через неск. лет в Казанской губ. действовали более 80 братских школ, учителями в к-рых были в основном воспитанники Казанской центральной крещено-татарской школы. С 1871 г. в Вятской, Симбирской, Уфимской губерниях началось массовое открытие школ Православного миссионерского общества , аналогичных братским. И. принял активное участие в создании мн. епархиальных комитетов об-ва. В 80-х гг. братство свт. Гурия по инициативе И. открыло собственные педагогические учебные заведения: Чувашскую, Вотскую (удмуртскую) и Черемисскую (марийскую) центральные школы. Однако возможности общественных миссионерских орг-ций были ограниченны. Система И. стала основой принятых 26 марта 1870 г. «Правил о мерах к образованию населяющих Россию инородцев». С нач. 70-х гг. она получила широкое развитие в земских школах, а после 1884 г.- и в церковноприходских. И. убеждал в ее необходимости руководителей народных училищ, епархиальных и уездных училищных советов, земских управ тех уездов, где жили «инородцы», а иногда добивался отстранения от должностей шовинистически настроенных руководителей органов просвещения и земств. Крупными центрами распространения системы И. стали Симбирская чувашская учительская школа под рук. его ученика И. Я. Яковлева , открытая в 1871 г., и Казанская инородческая учительская семинария. И. превратил учительскую семинарию в центр подготовки кадров национальной интеллигенции и духовенства народов Поволжья и Урала, обучение носило строго правосл. характер, большинство выпускников через 10-15 лет становились священниками. И. считал необходимым соблюдение канонического права в отношении 30-летнего возраста рукополагаемых во иереи (Неокес. 11; VI Всел. 14), критиковал существующую систему духовного образования, выступал против приема «инородцев» в духовные семинарии и академии и добился решения Синода о допустимости рукоположения «инородцев» при начальном уровне знания богословских дисциплин.

http://pravenc.ru/text/389465.html

Переписка по отношениям и просьбам, поступающим к Обер-прокурору Святейшего Синода, и по собственному его усмотрению, об ускорении производства дел в Святейшем Синоде и Епархиальных Управлениях. Собрание сведений о состоянии духовного ведомства и составление из них ежегодного всеподданнейшего отчета. Дела, подлежащие особой тайне, и другие важнейшие, по усмотрению Обер-прокурора 9 (§ 2. там.) Распределение сих предметов по отделениям и столам зависит от непосредственного распоряжения Обер-прокурора. (§ 3. там.) При упразднении в 1867 г. существовавшего при Святейшем Синоде Духовного Учебного Управления, переписка по управлению духовными академиями и училищами девиц духовного звания, равно и дела по инспекторской части переданы в Канцелярию Обер-прокурора Святейшего Синода. (14 Мая 1867 года. Выс. пов. П. С. 3. 44570 Указ. 26 Мая 1867 г. 22.) Правления духовных семинарий и училищ не сообщают более к 1 Мая в Канцелярию Обер-прокурора сведений об имеющихся вакантных учительских должностях в Семинариях и училищах и помощников Инспектора; но обязываются о каждой, имеющей вновь открыться после 1 Июня, учительской вакансии и помощников инспектора в семинариях немедленно сообщать по прежнему в Канцелярию Обер-прокурора. (Указ. 29 Апреля1884 г. 4. О введ. в дейст. нов. акад. Уст.) Упомянутые правления, если имеют в виду, для замещения открывшихся вакансий кандидатов, соответствующих требованиям Семинарского и Училищного Уставов, изъясняют о таковых кандидатах в сообщениях своих Канцелярии. (§ 2. прав. о зам. учит. дол. и пр. при Указ. 15 Июля 1874 г. 34.) В сообщениях об учительских вакансиях Правления обозначают непременно время выбытия, или смерти учителей, предмет преподавания, и, где окажется нужным, самые классы, в которых предмет преподается. (§ 3. там.) Все такие сообщения правлений, по получении их, немедленно передаются Канцелярией Обер-прокурора в Учебный Комитет при Св. Синоде. (§ 5. там.) Советы духовных Академий одновременно с представлением своих соображений о распределении окончивших курс воспитанников на те вакансии, о которых сведения были доставлены им Семинарскими и училищными правлениями, сообщают Обер-прокурору относительно воспитанников, не получивших в первый раз назначения на духовно-учебную службу, с присовокуплением сведений о том, к какой должности признается тот или другой из воспитанников наиболее способным; каковые сведения и принимаются центральным управлением во внимание при последующем в течение учебного года замещении вакансий в училищах и семинариях. Такое замещение означенных вакансий производится Обер-прокурором Св. Синода по докладам Учебного Комитета (Указ. 29 Апреля1884 г. 4 ср. 22 Августа 1884 г. Выс. утв. Уст. прав. дух. сем. и учил. §§ 56 и 61).

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

Обучение осуществляли священники, диаконы и дьячки, а также учителя и учительницы, окончившие преимущественно церковно-учительские школы и епархиальные училища. Деятельность школ находилась в велении попечительского совета, куда входили заведующий школой, попечители, учителя, представители от города или земства, выборные лица от населения, пользующегося школой. Лица, входившие в состав церковно-приходских попечительств, должны были быть православного вероисповедания. На совет возлагались заботы о благоустройстве школы во всех отношениях, открытие церковно-приходского попечительства разрешалось уездными отделениями епархиальных училищных советов. В связи с началом русско-японской войны 1904–1905 годов государственные ассигнования па церковную школу сократились. Количество школ стало уменьшаться. Определением Временного правительства от 20 июня 1917 года почти все церковно-приходские школы были переданы из ведения Святейшего Синода в ведение министерства народного просвещения. Передать должны были все начальные школы, включённые в т. н. школьную сеть и получавшие от казны пособие, а также учебные заведения, подготавливающие преподавателей для них: второклассные и церковно-учительские школы. Отторгнутыми оказывались более 37 тысяч учебных заведений, тогда как под управлением Синода оставалось около одной тысячи школ. Это означало фактическое уничтожение церковной школы, так как реквизировали школы вместе со зданиями, где проходили занятия и размещались библиотеки. После 1917 года церковная школа была полностью ликвидирована постановлением Совета народных комиссаров от 24 декабря 1917 года «О передаче дела воспитания и образования из духовного ведомства в ведение народного комиссариата по просвещению». Ч Чечёточка, обыкновенная чечётка, или просто чечётка (лат. Carduelis flam-mea) певчая птица семейства вьюрковых отряда воробьинообразных. Очень маленькая птичка, величиной примерно с чижа. Длина тела 12–15 см, крыла – 6,9–8,5 см, размах крыльев 19 23 см; вес 10–15 г Самец сверху буровато-серый, варьирует до светло-серого.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

Переводческая работа идет непрестанно и теперь, и библиотека инородческих переводных книг непрерывно пополняется новыми выпусками их. Труд казанских переводчиков возбудил удивление и в иностранцах, когда им случайно пришлось познакомиться с ним. Несколько лет тому назад, сообщает К.П. Победоносцев , в Альзасе, в городе Мюльгаузе, почтенный реформаторский пастор Матье устроил учреждение под названием Библейский музей и начал собирать туда со всей вселенной издания Священного Писания на всевозможных языках и наречиях. Услышав от кого-то, что и в Руси есть кое-какие переводы на инородческие языки, он обратился, говорит Константин Петрович, ко мне за сведениями и пришел в крайнее изумление, получив огромный ящик книг Священного Писания, изданных в Казани; имея самое превратное понятие о нашей церковной жизни, лютеране не ожидали от нас ничего подобного. Правда, еще слишком много упорного труда предстоит комиссии, так как далеко не весь Новый Завет переведен даже на татарский язык; на калмыцком же, например, языке миссионерские издания начаты только с 1892 года. При этом в конце 1891 года Переводческая комиссия понесла невознаградимую потерю: умер незабвенный председатель ее Н.И. Ильминский . Однако все переводческое дело теперь уже представляется настолько основательно организованным и прочно поставленным, что можно и впредь вполне надеяться на надлежащее продолжение его с Божьей помощью. Заботами Братства святителя Гурия и при содействии Переводческой комиссии с течением времени в г. Казани и в других местах целесообразно организованы были и затем прочно поставлены в материальном отношении образцовые инородческие училища, которые стали рассадником грамотности и духовного просвещения для самых глухих мест среди инородцев. Таковы казанская учительская семинария для всех инородцев, директором которой был сам Н.И. Ильминский , казанская центральная крещено-татарская школа, симбирская чувашская учительская школа и центральное вотское училище в д. Карлыган Вятской губернии. Не забыто при этом и женское образование у инородцев: для женщин открыты школы при крещено-татарской в г. Казани и при чувашской школе в г. Симбирске. Все питомцы этих школ – инородцы – возвращались в родные деревни, они являются там лучшими распространителями грамотности и христианского просвещения. Они выступают у себя дома обыкновенно в качестве народных учителей, но немало вышло из них и достойных священнослужителей, именно: из инородцев до 1892 года рукоположены были 61 священник и 14 диаконов. Не остались в долгу эти школы и у Переводческой комиссии: с первых же выпусков они дали прекрасных переводчиков-исполнителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Silvestr_Olshe...

При разборе уголовных преступлений, к суду привлекается и само общество в лице особых «присяжных заседателей». «Присяжные заседатели» избираются по жребию из среды правоспособных членов общества и судят преступников не только по закону, но и по совести, принимая во внимание все обстоятельства, при которых было совершено то или другое преступление. Новый суд дозволяет судящимся поручать ведение своих дел людям опытным и знающим законы, так называемым, присяжным поверенным. Этим достигается скорость и справедливость нового суда. Заботы о просвещении. С первых же дней своего царствования, император Александр II обратил самое серьезное внимание на образование русского народа. Заботами его было сделано весьма много доброго и полезного для народного просвещения. До того времени у нас были чрезвычайно редки народные училища, содержавшиеся на средства правительства и общества. Теперь, особенно со времени введения земских упреждений, число народных училищ у нас необыкновенно возросло. Скоро сеть народных школ покрыла все широкое пространство великой России. Для подготовления правоспособных учителей в народные школы и городские низшие училища, были открыты в разных городах России учительские семинарии и учительские институты. Наряду с земством в деле народного образования стало с особенным усердием и успехом трудиться приходское духовенство. Заслуга духовенства для народного образования в России и до того времени была велика. Духовныя лица в селах и отчасти даже в городах до самого царствования Александра II были единственными учителями народа. Церковные школы, содержавшиеся ими, были тогда почти единственными рассадниками грамотности в русском народе. Но, при существовании крепостного права, просветительная деятельность духовенства была значительно стеснена. Теперь, с освобождением крестьян, когда и само правительство и русское общество сознало необходимость народного образования, деятельность духовенства по части народного просвещения оживилась. Рядом со школами министерскими и земскими начали появляться церковно-приходские школы, которые были делом совершенно свободного усердия духовенства. К сожалению, не везде и не всегда земство и духовенство в деле народного образования работали согласно. В иных земствах обнаружилось прискорбное стремление устранить духовенство от участия в народном образовании. Особенно полезна и незаменима была просветительная деятельность духовенства там, где не были введены земские учреждения, напр. в Западной России. Здесь духовные лица, по прежнему, оставались единственными учителями народа, а церковно-приходские школы были часто единственными рассадниками грамотности в народе.

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/ot...

Митрофорный протоиерей Протоиерей Протодиакон Диакон Псаломщик Всего, чел. Источник: составлено автором по данным Табл. 17 раскрывает, с одной стороны, присутствие лиц с весьма высоким ученым и образовательным цензом: докторов наук – 29 чел., магистров – 55 чел., кандидатов наук – 180 чел., имеющих (по современным понятиям) «высшее образование» – 101 чел. Всего – 365 чел., или 63,5% членов Собора. С другой стороны, и участие ряда лиц, в современном представлении, практически не имеющих образования (оценочно, ок. 35 чел.). 29 участников не указали своего уровня образования или указали его таким образом, что невозможно оценить реальный его уровень. Таблица 17. Состав ВПС по ученым степеням и званиям, образованию 135 , чел. Ученая (научная) степень, образование Доктор – богословия, церковной истории, церковного права Доктор – политэкономии, всеобщей истории, славянской филологии, государственного права Магистр – богословия, церковного права, русской истории Кандидат богословия Кандидат университета, юридических наук Магистрант богословия и философии, политэкономии Выпускник духовной академии Выпускник духовной семинарии Ученый лесовод Выпускник Пажеского корпуса Выпускник Академии Генерального штаба Выпускник университета, института Выпускник артиллерийского, военного, кадетского училища Выпускник консерватории Студент духовной семинарии Выпускник учительской семинарии Выпускник духовного училища Выпускник миссионерской школы, курсов Студент духовной академии, семинарии, духовного училища не закончивший курс обучения Выпускник гимназии, лицея, городского (уездного, земского), технического, реального, начального училища Выпускник школы подпрапорщиков Выпускник приходского училища Выпускник (земской, сельской, псаломщической, ветеринарной) школы Выпускник 7 класса гимназии Выпускник ЦПШ Получивший домашнее образование Грамотный Всего, чел. Источник: составлено автором по данным Выводы: 1 . Работа Собора проходила в крайне сложных условиях смены политического уклада на территории Российской империи, вызванной февральскими и октябрьскими революциями 1917 г.

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/missio...

Не все дети духовенства Минской епархии получали образование в Слуцкой семинарии. Весь почти Речицкий уезд отправлял своих детей в Чернигов. По ведомости 1811 года в Черниговской семинарии числилось 16 человек семинаристов из Речицкого уезда 2522 . Между тем, в Минской семинарии иноепархиальных воспитанников было немного: в том же 1811 году всего лишь двое – один из Могилёвской епархии и один из Черниговской 2523 . По классам ученики распределялись крайне неравномерно, начиная от четырёх 2524 и до двадцати пяти человек 2525 . По ведомости 1811 года самый молодой семинарист был в низшем классе грамматики – восьми лет, самый старый, двадцати пяти лет, в классе богословии 2526 . Не все семинаристы оканчивали начатое образование. Мы имеем список выбывших из семинарии учеников в продолжение 1811 года. Их оказывается целых пятнадцать человек. Один, студент богословии, уволен, по указу консистории, «для вступления в брак и промоции во священника». Два ученика риторикии двое из обучавшихся в классе русской грамоты выбыли в дьячки. Три ученика риторики определены канцелярскими служителями в консисторию. Один ученик риторики и один из обучавшихся начаткам латинского языка взяты в архиерейский дом. Три ученика риторики, один из низшего класса грамматики и один из обучавшихся русской грамоте променяли семинарские скамейки на пономарские места 2527 . VII Внушительным, хотя и отдалённым, а потому и безвредным раскатом грома пронёсся в Минской епархии именной высочайший указ св. синоду 22 декабря 1796 года: «Видев из ведомостей от синода представляемых, сколь великое число состоит священноцерковнослужительских детей, праздно живущих при отцах своих, и, желая устроить состояние их с лучшей выгодой, как для общества, так и для них собственно, повелеваем, наполня из них места, во-первых, штатныя священническия и церковнослужительския, во-вторых, учительския не только в духовных училищах, но и в городовых школах по губерниях учрежденных, всех прочих, остающихся затем излишними, обратить в военную службу, где они будут употреблены с пользою по примеру древних левитов, которые на защиту отечества вооружались.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

Инспектор нашел, что открытие этой школы действительно будет хорошо и сделает честь семинарии, и обещал свое содействие ученикам в этом деле. В дальнейшем своем осуществлении мысль Владиславлева встретила препятствие, с одной стороны, в том, что подобного еще примера нигде не было, чтобы ученики открывали ежедневную школу при семинарии, а с другой – в том, что нужно было обеспечить существование этой школы в материальном отношении. Тем не менее мысль эта не могла совсем умереть в сердцах учеников, горячо сочувствовавших ей и желавших осуществить ее, особенно потому, что и время этому пособило. Вскоре раздался свыше призыв духовенства всей России посвятить свои силы на дело народного образования; по всей России стали открываться церковно-приходские народные школы старанием и средствами самого же духовенства, звание народных учителей само собою слилось с званием священнослужителей; являлась потребность предварительного основательного практического подготовления будущих кандидатов священства к званию народных учителей, и тогда-то сама собою ясно выказалась потребность открытия при семинарии такой школы для детей, в которой бы ученики семинарии могли специально подготовляться к будущей своей учительской миссии в среде простого народа. Державною волею Освободителя его, призванного к образованию. Могли ли теперь ученики остановиться пред самым главным препятствием осуществления своего желания, именно пред препятствием «нет примера»? Они сами захотели быть примером для учеников всех прочих семинарий. Составили прошение они, за общим подписом богословов и философов, подали его ректору, а для обеспечения школы на самое первое время учебными принадлежностями собрали по подписке между собою до тридцати рублей. Ректор обратил на это свое внимание и с сочувствием отнесся к нему. Составлены были программы преподавания в школе пространного катехизиса и Св. Истории, объяснения литургии и других церковных служб, русской грамматики, географии, арифметики, церковного пения, чистописания и счетоводства, в старшем отделении, – изучения молитв, церковного и гражданского чтения, счисления, пения и чистописания в младшем отделении; определен был порядок занятий в школе и контроля над нею.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Burcev/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010