Торжок. Домовая церковь Александра Невского и Василия Исповедника при бывшей учительской семинарии. /// Епархия неизвестна Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. В 1875 г. семинария имела желание устроить у себя храм. Был готов проэкт храма, ассигнована сумма на устройство его в количестве пяти тысячъ рублей и оставалось только выполнить желание, но Господь судил иначе: по неизвестньхм причинам устроиство храма не состоялось. Возник храм в 1884 году, и строителем его Господь определил быть новоторжскому 1-й гильдии купцу потомств. почетному гражданину Василию Александровичу Козьминых с женой Любовию Яковлевною. У них совершенно неожиданно скончался 6 января 1883 г. любимый сын отрок Васылий. Сердце родителей затосковало при виде такой большой семейной потери и искало утешения в молитве и делах благотворения. Всеведущий Царь неба и земли знал, коечно, души опечаленных родителей, и внушил мысль директору семинарии Алексею Григорьевичу Баранову написать к ним в том же месяеце (23 янв.) между прочим следующее: " При размышлении о Вашем несчастии мне пришло на мысль предложить Вам, если Вы пожелаете, почтить память усопшаго своего сына самым приличным и Богоугодным длом... По уставу семинарии при ней можеть быть церковь, настоятелемъ которой состоит законоучитель семинарии, что же касается до псаломщика, то его должность может исправляться воспитанниками семинарии, которые вмест с тем обязаны пет на клиросе... Может быть Вы пожелаете сделать пожертвование на устройство церкви в память покойнаго сына. При этом, я полагаю, возможным выполнить те условия, которыя желаете предложить " . На письмо А.Г. Баранова Васйлий Александрович, посоветовавшись с домашними своими, ответил, что согласен пожертвовать на устройство домовой церкви при учительской семинарии десять тысяч, но с тем условием: 1) чтобы храм был освящен во имя преп. Василия, память котораго православною церковью воспоминается 28 февраля, 2) чтобы во вновь устроенном храме совершалось во время службы поминовение отрока Василия и его усопших сродников. Этот ответ и положил начало настоящему храму.

http://sobory.ru/article/?object=57892

Глава 4. ГРАД, СТОЯЩИЙ НА ВЕРХУ ГОРЫ «И как, по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество – пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение – пребывай в служении; учитель ли – в учении; утешающий – во утешении; раздаватель ли – раздавай в простоте; начальник ли – начальствуй с усердием; благотворитель ли – благотвори с радушием» ( Рим. 12:6–8 ). Несомненно, что особенным промыслом Божиим светильник веры и благочестия отец Валентин был из Калужской епархии переведен в сердце России – Москву,– где смог наиболее потрудиться для спасения ближних, и в особенности – отходящих от пути Божия людей образованных. До своего перемещения в Москву протоиерей Валентин был некоторое время настоятелем храма Поливановской учительской семинарии близ Москвы и преподавал в ней закон Божий. Кроме новомученицы Анны 15 , на это указывают и архивные материалы о Поливановской семинарии 16 . В 1871 году о. Валентин был приглашен Московским губернским земством на должность законоучителя в Московской учительской семинарии, затем через два года был перемещен на ту же должность в Московское казенное реальное училище, за преподавательскую деятельность в которых пастырь также имел церковные награды – камилавку и наперсный крест. Здесь начинается главный период служения отца Валентина, когда уже явными для всех стали не только праведная жизнь пастыря, но и его благодатные дарования. Духовной Консисторией в 1874 году протоиерей Валентин был назначен настоятелем храма свв. равноапостольных Константина и Елены, расположенном в Тайницком саду, в юго-восточном углу Кремля, у кремлевской стены 17 . Нужно заметить, что назначение это состоялось по воле святителя Иннокентия (Вениаминова , 1797–1879), митрополита Московского и Коломенского, просветителя Америки и Дальнего Востока. По милости Божией, у отца Валентина были благочестивые покровители и друзья, но и дьявол часто возбуждал неприязнь к нему в людях недуховных, как это мы увидим в дальнейшем. «Печальное время переживала тогда столица, – пишет новомученица Анна. – Святые храмы, несокрушимые оплоты Православия по-прежнему стояли в ней, как незыблемые стены, святые иконы красовались драгоценными сияющими ризами, угодники Божии почивали в храмах нетленными мощами, но народ погибал от своих пороков и заблуждений. Дух маловерия и распущенности, как самая лютая зараза, повсюду входил в нетвердые головы. Толстой и другие лжеучители своей пагубной пропагандой вкрадывались в молодые неопытные сердца, подрывая в них основы веры и благочестия. Забыт был Господь, забыты были правила нравственности и чести; забыты были власть и порядок; страсти и пороки вырвались на свободу. И вот приезжает в Москву пастырь, молодой и ревностный. Любящей душой оплакивает он это развращение и решается всего себя отдать на служение спасению ближних» 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Valentin_Amfit...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Священномученик Прокопий (Титов) - архиепископ Одесский и Херсонский 7 мин., 22.11.2017 «Изложите ваши политические взгляды», — попросил следователь архиепископа Прокопия, арестованного в сентябре 1934 года. «Я считаю себя человеком аполитичным, — ответил владыка, — однако я являюсь убежденным последователем Православной Церкви и, как представитель последней, естественно, не могу относиться безразлично к тому, какая власть существует в стране, — преследующая Церковь или, наоборот, покровительствующая Церкви. Совершенно естественно, что к политическому режиму, который покровительствует деятельности Церкви, у меня больше симпатий, чем к политическому режиму, который преследует Церковь или ограничивает свободу ее деятельности... Добиваться свержения советской власти и вести в этом направлении какую-либо политическую работу я не считаю для себя возможным, как для представителя Церкви, к тому же я считаю, что идея неограниченной монархии в настоящее время отжила свое время и наиболее желательным в существующих условиях для меня представляется строй, обеспечивающий отделение Церкви от государства и гарантирующий Церкви свободу и невмешательство государства во внутреннюю жизнь Церкви».   Священномученик Прокопий родился в 1877 году в семье священника города Кузнецка Томской губернии Симеона Титова и в крещении был наречен Петром. Начальное образование Петр получил в духовном училище, в 1897 году он закончил Томскую духовную семинарию, в 1901 — Казанскую духовную академию. 21 августа 1901 года в Успенском монастыре города Уфы он был пострижен в монашество с именем Прокопий, 23-го — рукоположен в сан иеромонаха и назначен заведующим Томской церковно-учительской мужской школой. Одним из главных элементов религиозно-нравственного воспитания учеников было их участие в богослужениях: они посещали все воскресные и праздничные службы, читали и пели на них. Ученики двух старших классов, изучавшие церковный устав, поочередно посещали службы и в будние дни. В воскресные дни в школе устраивались религиозно-нравственные чтения, в которых принимали участие не только учителя, но и наиболее способные ученики. При церковно-учительской школе была воскресная школа, которой также руководил иеромонах Прокопий.

http://foma.ru/svyashhennomuchenik-proko...

Уже давно сознавалась нужда в учреждении в городе Костроме такого общества, которое поставило бы своей задачей изучение церковно-религиозной жизни в пределах Костромской епархии в ее прошлом и настоящем, исследование, охранение и собирание памятников местной церковной древности и истории, также распространение в обществе, и по преимуществу в духовенстве, церковных историко-археологических сведений, устройство выставок и публичных чтений церковно-историко-археологического характера. И вот в удовлетворение таковой епархиальной нужды назначена преосвященнейшим Тихоном в конце марта 1911 года комиссия из инспектора классов епархиального женского училища священника П. Алмазова и преподавателей духовной семинарии И. Баженова и И. Студитского для выработки проекта устава предположенного к учреждению церковно-археологического общества. Означенной организационной комиссией в мае того же года представлен на усмотрение Его преосвященства проект устава Костромского церковно-исторического общества, каковой и был представлен преосвященным Тихоном Святейшему Синоду на утверждение. Определением Святейшего Синода устав общества утвержден, и 3 июня в 7 часов вечера в актовом зале епархиального женского училища совершилось торжественное открытие преосвященным Тихоном Костромского церковно-исторического общества в присутствии около 200 лиц. Торжество это почтили своим присутствием преосвященный викарий Кинешемский Арсений, архимандриты монастырей Макарьевского Иов и Ипатьевского Платон, во главе с начальниками корпорации духовной семинарии, женского епархиального училища, мужского духовного училища, отец смотритель Кинешемского духовного училища и учитель оного С. Нарбеков, отцы законоучители гимназий, женской учительской семинарии, отцы протоиереи и священники города Костромы и благочинные 5[-го] Юрьевецкого округа протоиерей В. Панов и 4[-го] Нерехтского округа священник А. Виноградов , 7[-го] Костромского округа священник И. Успенский, 8[-го] Нерехтского округа священник К. Островский, директор народных училищ И. Виноградов и инспектор из 1[-го] Костромского округа Е. Орлов, воинский начальник В. Токмачев, генерал-майор А. Маргаритский, художник-архитектор Д. Милеев (производитель реставрационных и ремонтных работ в Ипатьевском монастыре), городской архитектор Н. Горлицын, полицеймейстер С. Моисеев и другие лица из местной интеллигенции, также учительницы и воспитательницы женского епархиального училища во главе с начальницей Л. Поспеловой, попечительница образцовой при женском училище школы Е. Божукова и другие. Торжество открытия церковно-исторического общества началось молебствием в Покровской церкви епархиального училища, совершенным преосвященным Тихоном в сослужении отца ректора семинарии протоиерея В. Чекана, кафедрального протоиерея П. Крутикова, ключаря кафедрального собора протоиерея Н. Краснопевцева и инспектора классов училища священника Н. Виноградова . Пред молебствием Его преосвященство с следующим словом обратился к присутствовавшим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Жизнеописание Митрополита Николая Николай (Могилевский Феодосий Никифорович), митрополит Алма-Атинский и Казахстанский родился в 1874 году в семье псаломщика села Комиссаровки, Верхне-Днепропетровского уезда, Екатеринославской губернии. Окончил Екатеринославское духовное училище и Екатеринославскую духовную семинарию. По окончании семинарии был учителем второклассной церковной школы. В 1903 году поступил послушником в Нилову пустынь Тверской епархии и в 1904 году был пострижен в монашество. 27 мая 1905 г. рукоположен в сан иеродиакона, а в октябре того же года – во иеромонаха. В 1911 году окончил Московскую духовную академию со званием магистранта. С 1911 по 1912 гг. – помощник инспектора Московской духовной академии. С 1912–1913 гг. – инспектор Полтавской духовной семинарии. С 1913–1916 гг. – инспектор Черниговской духовной семинарии. В 1915 году возведен в сан игумена. С 10 октября 1916 г. по 12 июня 1917 г. – архимандрит-настоятель Княже-Владимирского монастыря в Иркутске и заведующий Иркутской учительской миссионерской школой. 12 июня 1917 г. – первый выборный ректор Черниговской духовной семинарии. 26 октября 1919 г. хиротонисан во епископа Стародубского, викария Черниговской епархии. Хиротонию совершали в г. Чернигове: архиепископ Пахомий Черниговский и Нежинский и епископ Иоанн, викарий Новгород-Северский. С 1920 года – епископ Сосницкий, викарий той же епархии. С конца 1922 года несколько месяцев примыкал к обновленцам. Затем узнав о ложности действий последних, удалился от них и тайно скрывался в монастыре «Божье дело», приписанном к Ниловой пустыни. С 6 августа 1923 г. – епископ Каширский, викарий Тульской епархии. С 19 октября 1923 г. управлял Тульской епархией и Одоевской. Положение в епархии в это время было очень тяжелое. Обновленцы захватили большинство приходов. Но и со своей маленькой паствой епископ Николай упорно боролся против врагов православия. Когда обновленцы начали подготовку к собору 1925 года, епископ Николай разделял общее почти у всех православных архиереев мнение, что этот собор, на котором обновленцы заранее завладели для себя всеми преимуществами, может принести православию только вред. Поэтому он сделал предписание настоятелям и церковным советам не входить в переговоры с обновленцами. Тульское Епархиальное Управление принимало все меры для привлечения православных к участию в съезде и соборе, но епископ Николай и его паства твердо держались намеченной тактики.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Mogile...

Татьяна Котул Протоиерей Михаил Ильич Соколов Скачать epub pdf Михаил Ильич Соколов, один из выдающихся представителей петербургского духовенства, протоиерей Казанского собора, родился 30.09.1845 г. в семье священника Смоленской епархии. В 1861 г., окончив Архангельское Духовное Училище, будущий пастырь поступил в Архангельскую Духовную Семинарию, где инспектором, а позже и ректором, был его родной брат, архимандрит Донат. В продолжение всего семинарского курса М. И. Соколов жил в его квартире, пользуясь обширной научной библиотекой брата. По инициативе архимандрита Доната, в Семинарии часто устраивались студенческие богословские диспуты, на которых М. И. Соколов блистал начитанностью и даром слова. Будучи студентом, М.И.Соколов вместе с товарищами 4 года трудился в детском сиротском приюте Св. Петра. В этот период была заложена основа его будущей педагогической деятельности, в нём развились учительский такт и навыки работы с детьми. Помимо этого, М.И. Соколов, преподавал в Воскресной школе при Семинарии. Педагогическая деятельность увлекла будущего пастыря, он знакомился с лучшими статьями и книгами по педагогике, по методике первоначального обучения детей и по преподаванию Закона Божия, читал журнал «Учитель», изучал «Родное Слово» Ушинского и пр. Для получения высшего богословского образования три лучших студента Архангельской Семинарии были направлены в столицу. В 1867 г. М. И. Соколов поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию. Там он обучался на церковно-практическом отделении. Курс научной педагогики студентам читал тогда протоиерей И.Л. Янышев. То, что М. И. Соколов узнал о педагогике в Семинарии, здесь было раскрыто шире, научно, с глубоким убеждением в важности дела воспитания и обучения детей. В 1871 г. он окончил курс Академии со степенью кандидата богословия. Ещё, будучи на последнем, 4-м курсе Академии, он участвовал в конкурсе и давал пробные уроки при Комиссии на должность преподавателя греческого языка при Александро-Невском духовном училище, что ему вполне и удалось, благодаря научным знаниям и основательной педагогической практике. Училище было первой ступенью духовного образования. Оно располагалось тогда на наб. Обводного кан., 17 б. Здесь обучались от 300 до 470 мальчиков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Никанор (Каменский Никифор Тимофеевич), архп. Казанский и Свияжский Родился 25 мая 1847 года в семье диакона Астраханской епархии. В 1866 году окончил Астраханскую духовную семинарию и 3 ноября того же года был рукоположен во иерея. Вскоре овдовел и в 1870 году поступил в Казанскую духовную академию, которую окончил в 1874 году и назначен законоучителем Казанской учительской семинарии. 30  янв.1879 года утвержден в степени магистра богословия за сочинение “Изображение Мессии в Псалтири» (Казань, 1870) и 6 окт. назначен ректором Казанской духовной семинарии в сане протоиерея. 19 янв.1889 года пострижен в монашество, а 19 февраля возведен в сан архимандрита. 7 марта 1891года хиротонисан во епископа Чебоксарского, вик. Казанской епархии. С 16 апр.1893 года – епископ Архангельский и Холмогорский. С 10 февраля 1896 года – епископ Смоленский и Дорогобужский. С 1893 года – почетный член Казанской духовной академии. 2 янв.1899 года – епископ Орловский и Севский. С 28 марта 1902 г. – епископ Екатеринбургский и Ирбитский. С 26 нояб.1903 г. – епископ Гродненский и Брестский. 31  дек.1905 года удостоен докторской степени за диссертацию «Экзегетико-критическое исследование Послания Св.Ап.Павла к евреям». 9 дек.1905 года возведен в сан архиепископа и назначен архиепископом Варшавским и Привислеиским. С 5 апр.1908 года – архиепископ Казанский и Свияжский. Скончался 27 ноября 1910 года. Ревнитель и покровитель церковно-исторического и археологического направления в богословской науке и церковно-общественной деятельности. Основатель церковно-археологических комитетов в Смоленске и Гродно и церковно-исторических музеев в Орле и Варшаве. Редкая даровитая натура, оставившая после себя глубокий след, обладавшая даром прокладывать новые пути; пробуждать и оживлять застоявшуюся жизнь, полная кипучей энергии и глубокого жизненного такта. Будучи еще протоиереем, посетил святые места Востока: Афон, Палестину, Египет и издал описание своих путевых впечатлений. Став викарием Казанской епархии, неустанно работал над целым рядом ученых изысканий в области богословской и историко-археологической.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

О. в. было учреждено 1 окт. 1840 г. (после упразднения в 1828 униат. Луцкой епархии), местом пребывания Острожских епископов были Почаевская в честь Успения Пресвятой Богородицы лавра (до 1843), Житомир (1843-1860, 1916-1919), Дерманский Свято-Троицкий муж. мон-рь в Дубенском у. (см. Святой Троицы женский монастырь в с. Дермань) (1860-1873, 1915-1916), г. Кременец (ныне Тернопольской обл., Украина) (1873-1902). Острог стал центром вик-ства по причине того, что здесь находились правосл. Преображенский муж. мон-рь, при к-ром в 1796-1821 гг. располагалась Волынская семинария (после уничтожения обители пожаром семинария переведена в мест. Аннополь Острожского у.), и Волынская консистория (переведена в Житомир в 1843). После перехода в 1822 г. из унии в Православие Дерманского мон-ря в нем в 1833 г. было организовано уездное ДУ вместо ранее существовавшей униат. псаломщицкой школы. Уч-щем руководил настоятель мон-ря архим. Иерофей (Лобачевский), в 1845 г. хиротонисанный во епископа Острожского. В 1877 г. уч-ще переведено в мест. Клевань Ровенского у. Позднее в Дермани действовала псаломщицкая школа под руководством Острожских епископов, в 1920 г. переведенная в кременецкий в честь Богоявления монастырь . Острожский еп. Антоний (Флоренсов) наблюдал за состоянием Волынской ДС (в 1836-1902 находилась в Кременце), управлял Дерманским мон-рем, опекал Волынское епархиальное жен. уч-ще, острожское Кирилло-Мефодиевское братство. Острожский еп. Гавриил (Воеводин) являлся настоятелем житомирского Богоявленского мон-ря, ректором Житомирской пастырской семинарии. Под его управлением в церковном отношении состояли Дубенский и Острожский уезды. 5 сент. 1913 г. он освятил рядом с Дерманским мон-рем новое здание Волынской Феодоровской епархиальной церковно-учительской семинарии - единственного в епархии учебного заведения для подготовки учителей церковноприходских школ (семинария открылась в Дермани в 1906). Острожский еп. Аверкий (Кедров) в 1915-1919 гг. являлся настоятелем Дерманского Свято-Троицкого мон-ря, однако из-за военных действий жил в житомирском Богоявленском мон-ре. Под управлением викария с 1916 г. состоял основанный в 1910 г. Пляшевский Георгиевский скит, являвшийся первоначально отд-нием Почаевской лавры и получивший в 1916 г. статус самостоятельного мон-ря в непосредственном подчинении Волынско-Житомирской епархии. По благословению Острожских архиереев в ведении Пляшевской обители были основаны Иовский скит в с. Рудня-Почаевская Дубенского у. (1913), скит св. Гавриила Заблудовского (Белостокского) в с. Крыжи Кременецкого у. (1916) и Почаево-Богородичный скит в мест. Здолбуново Острожского у. (1914). Делалась попытка открыть в 1916 г. скит в с. Липки (ныне Гощанского р-на Ровненской обл.), скит был создан позднее - в 20-х гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2581685.html

Православное образование в подполье: страницы истории Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 28 декабря, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 50, 2007 Революция 1917 г. нанесла разрушительный удар по системе церковного образования в России, причём — всех его уровней. Всё началось с изъятия из “духовного ведомства”, то есть фактически — у Российской Церкви, её начальных, а затем и всех остальных учебных заведений. В июне 1917 г. Временное правительство национализировало церковно-приходские школы как созданные в своё время “с политическими целями”, а в декабре 1917 г. уже советский Наркомпрос подверг такому же изъятию и все другие церковные учебные заведения — “учительские семинарии, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища, миссионерские школы, академии” 1 . С конца 1917 г. Российская Церковь была поставлена перед необходимостью заново строить свою систему образования. Между тем в январе 1918 г. новая власть в своём знаменитом Декрете сформулировала новые условия, в которых теперь должно было находиться религиозное образование в России: оно более не могло иметь место там, где преподаются общеобразовательные предметы, и могло осуществляться лишь “част­ным образом” 2 . Тем самым религиозное образование изгонялось из системы национального образования России. Несмотря на сопротивление Поместного собора Российской Церкви, церковноначалия и учительских и родительских комитетов 3 , к концу гражданской войны старая система церковного образования перестала существовать. Наступило время поиска новых образовательных форм и творческого осмысления прежнего опыта 4 . В настоящем очерке мы не ставим себе целью дать целостную картину развития церковного образования советского периода, — это невозможно в силу ещё недостаточной изученности темы. Мы остановимся лишь на трёх страницах развития церковного образования в подполье, то есть в таких организационных формах, которые не были зарегистрированы в соответствии с советскими законами. 1-й и 2-й разделы статьи будут посвящены кружковому движению 1920-х гг., которое в большинстве случаев восполняло отсутствие начального и среднего церковного образования, а также попытке создания высшего учебного заведения Патриаршей Церкви в Москве в 1920–1930-е гг. В 3-м разделе мы обратимся к педагогическим идеям авторов церковного самиздата 1970-х гг. и прежде всего — к трудам тайного священника Глеба Каледы. Выбор именно этих примеров интересен, по нашему мнению, тем, что во всех трёх случаях церковные педагоги — епископы, священники, миряне — не просто пытались сохранить, законсервировать уже утраченную традицию, а искали и находили новые формы для церковного образования, вырабатывали новые идеи и подходы. 1. Образовательные кружки

http://pravmir.ru/pravoslavnoe-obrazovan...

Предисловие Предлагаемое нами «РУКОВОДСТВО ПО ГОМИЛЕТИКЕ» представляет собою конспективно изложенный курс лекций, читанных нами в 1941 году в Белграде на открытых там тогда, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Анастасия, Пастырско-Миссионерских Курсах, а затем, в 1951—1959 гг., в Свято-Троицкой Духовной Семинарии при Свято-Троицком монастыре близ селения Джорданвилль в штате Нью-Йорк, США. В основу «Руководства» положен прекрасный труд выдающегося профессора Киевской Духовной Академии и глубоко верующего православного христианина Василия Феодоровича Певницкого под заглавием: «Церковное красноречие и его основные законы» — С.-Петербург, 1908. Этот труд, явившийся плодом изучения всех вышедших до того времени руководств по гомилетике, является последним по времени в нашей дореволюционной гомилетической науке и, как нам кажется, несомненно лучшим и до сего времени непревзойденным трудом, живо и убедительно, в строго православном освещении знакомящим нас с основными законами церковного проповедничества. В этом причина широких заимствований, сделанных нами из этого труда, вплоть до самого метода распределения материала. В значительно меньшей степени использованы нами и другие руководства по гомилетике, а также многополезный «Сборник проповеднических образцов» преподавателя Донской Духовной Семинарии Платона Дударева (С.-Петербург, 1913) и книга проф. В. В. Сиповского: «История русской словесности», ч. 1, вып. 2. Мы будем глубоко благодарны Богу, если этот наш труд окажется полезным для всех готовящихся к принятию высокого сана священства, а также и для священнослужителей, ревнующих о том, чтобы проповедь их была действительно живым и действенным словом, а не одним лишь отбыванием формальной повинности, что всегда так губительно отражается на успехе пастырского служения вообще. Епископ АВЕРКИЙ Руководство по гомилетике Глава: ТЕОРИЯ ГОМИЛЕТИКИ. Сущность и значение предмета гомилетики Гомилетика — это наука, имеющая ближайшее отношение к пастырскому служению. В прежние времена, когда еще не был достаточно ясно установлен объем науки пастырского богословия и когда считали, что пастырство — это не более как совокупность известного рода прав и обязанностей, многие высказывали мысль, что пастырское богословие не может считаться наукой и изучение пастырского богословия как науки должно быть заменено просто выдачей особой должностной инструкции пастырям, которую каждый пастырь получает при вступлении в свою должность. В числе же пастырских обязанностей находится обязанность учить своих прихожан, наставлять и утверждать их в истинах св. Христовой веры. Вот эта-то учительская обязанность пастыря и является предметом науки гомилетики. Таким образом, гомилетика — это есть наука о церковном красноречии, или проповедничестве.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2765...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010