Можно назвать и другой прием с текстом Нового Завета, такой же некрасивый, появившийся примерно в тот же период. Где-то с V в. начинает формироваться новозаветный годовой круг литургийных чтений. И там, на светлой седмице, идет чтение Деяний Апостольских (написанных, кстати, тоже Лукой), в которых излагается общинная жизнь Иерусалимской общины: « Все же верующие были вместе и имели все общее. И продавали имения и всякую собственность, и разделяли всем, смотря по нужде каждого» (Деян. 2:44-45) или «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4:32). Но именно эти самые важные фрагменты Деяний не читаются! (видимо, они показались составителями чтений чересчур коммунистическими). А ведь именно в них описывается освященный Христом и реализованный апостолами подлинно христианский образ общественной жизни. К сожалению мы, русские православные, слишком привыкли доверять грекам, не замечая их ловких подтасовок. V. Конечно, прекрасно, что церковь сумела покорить Империю. Однако, эта победа обошлась далеко не без потерь. Столкнувшись с мамонистским обществом она стала искать способы сближения с ним (о чем свидетельствуют обсуждаемые в статье манипуляции с Новыми Заветом). Обществом, надо сказать, совершенно нехристианским. А в дальнейшем церковь практически полностью примирилась с во многом капиталистическим социальным строем Империи, осуществив вместе с государством лишь его легкий косметический ремонт, но оставив его мамонистскую сущность. Государство и церковь (которая в социальных вопросах была в фарватере государства) очень боятся волнений, порожденных попранием справедливости. И в то же время спокойно относятся к вопиющей несправедливости социального строя мамоны. К сожалению, многие христиане не видят ничего страшного в мамонизме, бизнесе, частнособственнических отношениях, кредите и прочих современных реалиях. Однако в Новом Завете мы нигде не найдем ни полслова как-то положительно характеризующих все эти атрибуты капитализма. Это однозначно говорит о том, что все это несовместимо с христианством/7/. Однако, развивать эту тему мы в этой статье не будем, поскольку намерены удержаться в рамках заявленной темы.

http://ruskline.ru/news_rl/2023/12/05/bl...

Принимая во внимание светский характер государства и необходимость уважения свободы личности, мы считаем, что религиозное образование (в любой его форме) должно осуществляться на основе добровольности. Религиозное обучение детей может осуществляться только вне обязательной школьной программы и только с согласия родителей или опекунов. На наш взгляд, светское и христианское образование не противоречат, но, напротив, дополняют друг друга. Мы считаем полезным и желательным сотрудничество между светскими и христианскими учебными заведениями. Социальная позиция Протестантских Церквей России. М., 2009. Основы социального учения Церкви Христиан Адвентистов Седьмого Дня России (извлечения) 3. Церковь и государство Церковь и государство имеют разную природу, поэтому они не должны ни сливаться воедино, ни подменять друг друга. 3.1. ПРИРОДА ГОСУДАРСТВА Относительно природы и происхождения государства Церковь имеет следующие суждения: 1. Государство является земным установлением, институтом, одобренным Богом. Впрочем, установление это носит скорее вынужденный вследствие греха и потому временный характер. Время государства – от грехопадения до Второго пришествия Христа. Другими словами, оно, как и многие другие земные установления, утратит в Царстве Божьем свое предназначение. 2. Несмотря на то что государственная власть обусловлена человеческим грехом, своим происхождением она обязана Богу, «ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены» ( Рим. 13: 1 ). 3. Государственная власть облечена двойным авторитетом: с одной стороны, он исходит от Творца всякой власти – Бога, с другой – опирается на доверие и законопослушание своих граждан. 4. Государство – институт права, порядка и подавления зла. Его власть носит принудительный характер, поскольку оно призвано противодействовать эгоистическим поползновениям людей обустраивать свою жизнь за счет других. Принудительный характер государственной власти обусловлен присущим человеческой природе злом: «Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее, ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим. 13: 3, 4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Свящ. Людвик Важибок I. Пророческая миссия Церкви Человека называют «существом общественным», и с рождения до смерти он живет в различных группах, которые влияют на его жизнь, формируют характер, готовят к профессиональной и общественной деятельности. Наряду с семьей значительную роль в этом воспитании играет Церковь. Отцы Второго Ватиканского Собора отмечают: «Богу угодно, чтобы мы спасались не по одиночке, а целой общиной» 1 . Вначале Он призывает Авраама 2 вступить в общение и подружиться с Единым Богом. Затем связь с Богом укрепляется в семьях патриархов Израиля, чтобы принести плоды в виде союза (завета), заключенного на горе Синай 3 во время путешествия израильтян под предводительством Моисея в землю обетованную. Знаками связи с Богом, спасшим народ, стал Ковчег Завета со скрижалями, а после завоевания Ханаана – храм в Иерусалиме, построенный Соломоном. Люди, особо призванные Богом – патриархи, Моисей, Иисус Навин, судьи, пророки и цари – свидетельствуют о присутствии Бога и Его единении с Израилем. Богодухновенные авторы подчеркивают тайну избранности Израиля и любви Бога к нему: «Ибо ты народ святый у Господа, Бога твоего; тебя избрал Господь, Бог твой, чтобы ты был собственным Его народом из всех народов, которые на земле. Не потому, чтобы вы были многочисленнее всех народов, принял вас Господь и избрал вас; ибо вы малочисленнее всех народов; но потому, что любит вас Господь, и для того, чтобы сохранить клятву, которою Он клялся отцам вашим» ( Втор.7:6 ). В общине избранного народа осуществлялись служения, которые Иисус Христос передал Своей Церкви: пастырское, исполняемое патриархами, судьями и царями; священническое, исполняемое Моисеем, а затем Аароном и его потомками, а также пророческое, в котором участвовали Моисей и многочисленные пророки. Все служения способствовали освобождению от политического гнета и греха, то есть вели к спасению 5 . Создавая Свою Церковь как общину спасения, Иисус Христос поручил ей эти три важнейшие миссии: пастырскую, священническую и пророческую. По воле Иисуса Христа Церковь иерархична 6 . Епископы и священники помогают Папе управлять ею и опекать ее. Священническую миссию исполняют священники и диаконы, совершая таинства. Пророческую миссию, цель которой – проповедовать Слово Божие, исполняют люди, получившие на это особое разрешение. В пророческой миссии Откровение Бога передается через евангелизацию, проповедь и катехизацию 7 . Задача катехизации – помочь как общинам, так и отдельным верующим прийти к зрелой вере 8 . Вера включает в себя аспекты: воли, чувственный и интеллектуальный. Последний связан с постепенным познаванием всех Богооткровенных истин, важнейший источник которых — Священное Писание 9 .

http://azbyka.ru/katehizacija/podgotovka...

Слово апостола Иакова настойчиво звучало во всех общинах нарождавшейся Церкви: «Но скажет ктонибудь: «Ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих» Гот же евангелист соединяет религию и действие, служение Богу со служением людям: «Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и пдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» . Церковь Карфагена или Лиона собирала самых разных людей, каждый из которых находился в своей собственной личной, профессиональной, экономической и общественной ситуации; они были богаты или бедны, молоды или стары, но все являлись друг для друга братьями и сестрами. Все они сознавали, что отныне образуют одну семью, что должны жить в братстве, так сказать, на деле воплощать братство. Приняв эту программу, Восток и Запад, христиане как во Вьенне, в Галлии, так и в Эфесе действовали и противодействовали в силу своего собственного темперамента , что вызывало некоторое расхождение между установлениями и их реализацией. Например, деятельность вдов и диаконесс не была в равной мере распространена на Востоке и на Западе, поскольку тут и там были разные условия жизни. Восточный человек — эмпирик по своей натуре, он изобретает и импровизирует, тогда как житель латинского Запада склонен к организации и регламентации. Трудно представить себе некую усредненную христианскую общину, которая бы воплотила в себе в уменьшенном виде церковь крупного города. Мы больше знаем о положении дел в Риме, чем в Фиати- ре, но и Рим — еще не вся Церковь, как Париж — не вся Франция. Какая разница между столичным приходом и приходом маленького городка или провинциального центра? Рим не будет похож на Карфаген, если сравнивать их с точки зрения бюджета христианских общин. Недавно мэр Афин, побывав в Монреале, с удивлением узнал, что этот крупный канадский город тратит на уборку снега сумму, равную всему бюджету греческой столицы! У Афин другие проблемы, чем у Монреаля — так же, как потребности и ресурсы .

http://predanie.ru/book/216352-povsednev...

Таинство Брака Семья – это основная «клеточка» человеческого общества. Если семьи начинают распадаться, то с ними распадается и государство. С точки зрения христианства, каждая семья – это «малая церковь », в которой растут и формируются члены Церкви Христовой. Поэтому вполне понятно, какое большое внимание апостолы и их преемники всегда уделяли семье и заботились о ее единстве и крепости. Для благословения новой семьи Церковь установила таинство Брака. На этом таинстве жених и невеста обещают перед Богом хранить взаимную верность и любить друг друга. Священник же в особых молитвах испрашивает им благодать Божию для совместной жизни, для взаимной помощи и единодушия и для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брак установлен Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, Бог благословил их и сказал: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею» ( Быт. 1:28 ). Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской и подтвердил его божественное установление, сказав: «Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:27 ). И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью ( Быт. 2:24 ), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» ( Мф. 19:4–6 ). Апостол Павел, поясняя важность Божественного установления брака, добавляет: «Тайна сия велика», и уподобляет отношения между мужем и женой союзу между Христом и Его Церковью ( Еф. 5:31–32 ). Этот союз основывается на любви Христа к Церкви и на полной преданности Церкви воле ее Спасителя. Поэтому муж обязан самоотверженно любить свою жену, а жена должна уважать своего мужа и поддерживать его, как главу и руководителя семьи. «Мужья – говорит апостол Павел, – любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее… любящий свою жену любит самого себя… Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» ( Еф. 5:22–23 ). Поэтому супруги обязаны хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность. Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага. Семья есть основа не только общества, но и Церкви Христовой. В здоровой семье формируются будущие члены общества и верующие благочестивые христиане.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Центральную точку христианского настроения души составляет Христос, живой, любящий, во внутреннем союзе с Которым заключается корень и основание всей духовно-нравственной жизни христианина. „Пребудьте во Мне, и Я в вас. Как ветвь не может приносить плода сама собою, если не будет на лозе; так и вы, если не будете во Мне. Я есмь Лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода, ибо без Меня не можете делать ничего ( Ин.15:4,5 .). Таков церковно-народный идеал жизни и личности. Как же относится к нему наша интеллигенция? Она относится к нему так же, как и к церковно-народному мировоззрению. Прежде всего, забота о личном самоусовершенствовании, о спасении души своей представляется ей чем-то унизительным для истинного идеалиста. Истинный идеалист должен заботиться лишь о спасении других, а никак не себя самого; и притом, не о спасении души их, а об улучшении их общественного и материального положения. В основе этого взгляда лежит добрая мысль – отрицание эгоизма, но проводится эта мысль неправильно и вместо отрицания эгоизма приводит к утверждению его. Ведь церковно-народный идеал спасения души имеет в виду ничто иное, как именно искоренение эгоизма и насаждение вместо него любви к Богу и людям. Отрицая необходимость заботы о спасении души, интеллигенция тем самым бессознательно утверждает, что не надо бороться с своим эгоизмом, и таким образом делом подрывает то, к чему стремится на словах. Стремление служить человечеству, неподдержанное и невоспитанное внутренней борьбой с эгоистическими влечениями, оказывается в конце концов одними словами и, по вступлении в действительную жизнь, мало-по-малу совершенно исчезает. Это всё равно, как если бы кто, видя прекрасную реку, утверждал бы, что источник, из которого она начинается, не имеет ровно никакого значения и что не должно заботиться о его чистоте. Но ведь чем чище и обильнее источник, тем чище и полноводнее сама река. Так и в жизни. Чем чище и богаче душа человека, тем чище, богаче и шире его общественная деятельность.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Человек вступает в Церковь , умирая и воскресая со Христом в таинстве крещения, которое в православной традиции называется «святым просвещением». Купель крещения, как сказал святитель Кирилл Иерусалимский , гробница и лоно, могила и матерь. Человек умирает в водах крещения со Христом, чтобы возродиться в нового человека Царства Божия. Он умирают с Ним в купели для греховной и смертной жизни этого века, чтобы жить с Ним всегда в вечной жизни. Крещение совершается тройным погружением во имя Святой Троицы, «новопросвещенный» облачается в белую одежду спасения и получает через помазание святым миром «печать дара Духа Святого». Это личная Пятидесятница человека, как и крещение – его личная Пасха. Человек получает дар Духа Святого, чтобы быть способным к духовной жизни, в которую он был рожден в крещении. Сразу после таинства миропомазания новопросвещенный, даже если он младенец, ведется к евхаристической трапезе, чтобы причаститься хлеба Жизни, тела и крови Христа на брачной вечери Агнца Божия в Царстве Небесном. В православной традиции Церковь , как мы видели, называется «Царство Божие на земле». Она – Царство Отца, потому что она – Невеста Сына, Чья жизнь состоит в общении с Божественной природой, которая познается творением как «праведность и мир и радость о Святом Духе» ( Рим. 14, 17 ). «Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью» ( 2Пет. 1, 3–4 ). В Церкви Христовой люди вводятся в рай и становятся причастниками Божественного естества Святой Троицы. Евхаристическая жертва Церкви – всеобъемлющий акт ее самореализации как священного сообщества. Также евхаристия является выражением существа Церкви как самого спасения. Люди спасаются через Церковь , потому что само ее существование состоит в общении с Богом, в Котором все «небесное и земное» ( Еф. 1, 10 ). В Церкви люди участвуют в Божественной литургии Святой Троицы – «едином действии» трех Божественных Лиц: Отца, Сына и Святого Духа (слово «литургия» означает «общественное служение»). Они сослужат небесной литургии ангелов, присоединяются к непрестанному пению трисвятой песни Творцу. Они участвуют в космической литургии, соучаствуя небесам и земле и всему творению в «хвалении Бога» и «проповедании славы Божией» (см.: Пс. 18, 2 ). Они вступают в реальность несравненно более страшную и величественную, чем та, от видения которой на вершине горы Синай древний Моисей «трепетал от страха».

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/bog...

197 Святотатство сие называется иначе симониею, от имени Симона волхва, хотевшего за деньги получить дары Духа Святого. Этот Симон, – повествуется в книг Деяний Апостольских, – уверовал в Господа Иисуса Христа и, крестившись, не отходил от Апостола Филиппа, одного из семи диаконов. Жил он в городе Самарском. Когда находившиеся в Иерусалиме Апостолы услышали, что Самаряне приняли от Филиппа слово Божие, то послали к ним Петра и Иоанна, чтобы совершить над ними таинство Миропомазания (которое в то время совершалось чрез возложение рук), так как Апостол Филипп, как только диакон, не имел права совершать сего таинства – он только крестил). И вот, когда Петр и Иоанн возложили на крещеных Самарян руки и Самаряне приняли Духа Святого, то Симон, увидев, что чрез возложение рук Апостольских подается Дух Святой, принес им деньги, говоря: «дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святого». Но Петр сказал ему: «серебро твое да будет в погибель с тобою; потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия ( Деян. 8:9–21 )! От сего случая каждое незаконное приобретение священной должности называется теперь симонией. 198 Политическое учение в Западной Европе, особенно во Франции, принимающее за основание общественной жизни решительное уравнение всех членов общества, требующее общего пользования имуществом и уничтожения всякой личной собственности и исключительного владения; происхождение этого учения относится ко временам французской революции (конца прошлого века). 200 Под духовными Св. Апостол разумеет не духовенство, в тесном смысле сего слова, а всех вообще христиан, облагодатствованных в святых таинствах Церкви: во времена Апостолов еще не существовало теперешних терминов – «духовный» и «светский», а тогда все христиане назывались духовными. Здесь весьма кстати заметить то печальное явление, что у нас почему-то все христианские обязанности возлагают на одно лишь духовенство: духовенство одно обязано само учиться и других учить правилам религии, духовенство одно должно исправно ходить в церковь , духовенству одному не позволительно бывать на нескромных игрищах, вести разгульную жизнь и прочее; а так называемым «светским» у нас все разрешается: никто не изумится, если, например, светский ни разу в год не бывает в церкви, никогда не приобщается святых Таин, ведет самую разгульную жизнь, не знает даже, какими Евангелистами написано Евангелие, не говоря уже о содержании его, и т.

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

   Только не будем приписывать себе свои успехи, рассчитывать на свои силы, надеяться на свои усилия. Этим можно погубить все приобретенное. «Расеянный ум мой собери, Господи, и оледеневшее сердце очисти, яко Петру, дай ми покаяние, яко мытарю – воздыхание и якоже блуднице – слезы». Глава 4. ТАИНСТВО ПРИЧАЩЕНИЯ, ИЛИ ЕВХАРИСТИЯ    Причащение есть Таинство, в котором верующий под видом хлеба и вина вкушает (причащается) Самого Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа во оставление грехов и в Жизнь Вечную.        (Православный катихизис)    Приготовление Святых Даров для Причащения совершается на Евхаристии, почему это Таинство и имеет двойное название – Причащение, или Евхаристия.    Евхаристия в переводе с греческого значит благодарение.    В этом основополагающем Таинстве Церковь приносит благодарственную, хвалебную, умилостивительную и молитвенную жертву Богу за спасение всех людей – живых и умерших. Общественное богослужение, на котором совершается Евхаристия, называется Литургией (от греческого «литос» – общественный, общий, и «эргон» – служба, дело). В отличие от других общественных богослужений (утрени, вечерни, часов), где Господь наш Иисус Христос присутствует одной Своей благодатию, здесь Он присутствует непосредственно, действительно Пречистым Телом Своим и Святой Своей Кровию, и не только присутствует, но и питает Ими верующих. Приобщаясь Страшных Христовых Таин, мы уподобляемся святым апостолам, собранным на Тайную Вечерю, где Господь установил Таинство Святого Причащения. Но еще до того апостолы Христовы слышали слова своего Учителя о Таинстве Тела и Крови Его: «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет Жизнь Вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Ин. 6:53-56).    В тайне Боговоплощения Господь Иисус Христос входит в мир, состраждет ему, принимает на Себя все мировое бремя зла.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3845...

“Не всякий, говорящий Мне: “Господи! Господи!”, войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мф. 7. 21). Действительно, отнюдь не всякая религиозная вера приводит человека к спасению. Более того, даже правая вера, усвоенная формально, а потому и не производящая реальной внутренней перемены, не спасает человека. Так, многие люди время от времени посещают храм, однако их религиозная жизнь ограничивается лишь внешним исполнением обрядов. Евангельская истина не становится для них жизненным стержнем. В лучшем случае они могут почитаться христианами раз в неделю, когда посещают воскресную службу, а вся остальная их жизнь как бы выносится за скобки религиозных убеждений. Нравственные ценности христианства могут восприниматься такими людьми лишь умом, чисто теоретически, не воплощаясь в конкретные дела любви, милосердия и сострадания, в искреннее и самоотверженное горение духа. Наличие христианских убеждений проверяется жизнью, в которой верность заповедям Господним должна присутствовать при решении проблем в личной, семейной, профессиональной, общественной сферах. Находясь у станка, за письменным столом, у компьютера, за прилавком, за рулем, перед телекамерой, за профессорской кафедрой, на трибуне, в семье, на людях, — повсюду и всегда истинный христианин “ходит пред Богом”, поставляя себя пред очами Господа, стремясь оставаться верным Его заповедям. Находясь, к примеру, на совещании, где решается какой-то конкретный вопрос, такой человек обязан, конечно, действовать как профессионал. Но он не должен забывать и о своей принадлежности к христианскому миру, так что если предлагается решение, противоречащее религиозно-нравственным принципам христианства, его долг верующего состоит в том, чтобы непременно сказать себе: “Нет, такого решения я не подпишу, это против моей совести”. Христианская религия — это не только философско-этическая система. Это принцип жизни, способ бытия и твердое его основание: “Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и исполняет их, уподоблю мужу благоразумному, который построил дом свой на камне; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и устремились на дом тот, и он не упал, потому что основан был на камне. А всякий, кто слушает сии слова Мои и не исполняет их, уподобится человеку безрассудному, который построил дом свой на песке; и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры, и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его великое” (Мф. 7. 24–27).

http://mospat.ru/archive/86412-nagornaya...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010