Но моя благодарность не ограничивается одними только личными обстоятельства ми жизни. Нет, я благодарю Бога моего в особенности за вас и при всяком воспоминании о вас. И прежде всего благодарю Его за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне. Мы живем в такое время, когда религиозная жизнь видимо угасает среди людей великого света, когда многие из людей ничего не хотят знать о Церкви, религии и христианстве, когда у одних обнаруживается сознательная вражда против всякой религии, а у других – полнейшее к ней равнодушие. Что религиозная жизнь так же необходима для внутреннего благосостояния человека, как вдыхание чистого, свежего воздуха, что человек без религиозных потребностей похож на рабочего, никогда не выходящего из душной атмосферы какой-нибудь мастерской, – этого в настоящее время многие совсем не понимают! Что без религиозной жизни невозможно доброе воспитание детей – этого не признают. Еще хуже относятся в наше время к церковности. За религией еще оставляют некоторую долю значения, но за Церковью – никакой. И прежде всего многие совсем не признают того, что для христианина, как члена христианской Церкви, обязательно участвовать в общественной молитве, в общественном богослужении. И хотя нельзя сказать, чтобы наше тифлисское православное общество свободно было от этого вредоносного духа времен, хотя и здесь найдутся люди, которые, оставив пути древние, вступили, по слову пророка Иеремии, на стези пути непроложенного ( Иер.18:15 ), и почти никогда не переступают порога церкви, – тем не менее, однако же, я говорю: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне. Ибо как в продолжение всего моего служения у вас я всегда поставлял для себя правилом назидать в своих поучениях положительным только раскрытием смысла слова Божия, а не обличать и бранить тех, которые далеки от нас и не слушают нас, – так и сейчас, при расставании с вами, я имею в виду не тех, которые чужды церковной жизни, но вас, постоянно посещающих храм Божий, деятельно участвующих в церковной жизни и евангельское благовествование об Иисусе принимающих как дорогую весть о спасении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

«О сем надлежало бы нам говорить много, но трудно истолковать; потому что вы сделались неспособны слушать» ... «вас снова надо учить первым началам Слова Божия; и для вас нужно молоко, а не твердая пища. Всякий, питаемый молоком, не сведущ в слове правды, потому что он младенец. Твердая же пища свойственна совершенным, у которых чувства навыком приучены к различению добра и зла». ( Евр.5:11–14 ). Где исход из тяжелого положения? Таким образом ни семья, ни школа, ни общественная среда, ни новейшая литература не дают исхода из того тяжелого положения, в каком находимся все мы, русские – именующиеся православными – люди. Что происходит от незнания религии Ложный путь. Мы стоим перед замкнутой дверью и в лучшем смысле готовы «прелазить инде» в ту лучезарную область добра и правды, которая за ней скрывается, но ни за что не постучимся в самую дверь. Жизнь отошла слишком далеко от источника истинного блага и в этом корень зла. Неправильное воспитание развивает гордость личного разума истинного, оторвавшегося от разума Божественного, поиск связи с которым – цель человеческой жизни. В наш век одичания и забвения всего прошлого нашего отечества и Христовой Церкви, являются смельчаки, гордо заявляющие, что от них только начинается чистая вера, новая жизнь... но куда ведущая? – они и сами не ведают. Показание истории. История человечества показывает, что стремление к высшим запросам в жизни духа никогда не исчезало окончательно среди людей, хотя принимало и принимает часто ошибочное направление. Эпохи наибольшего увлечения рационалистическими теориями, торжества неверия, были также временем преобладания таинственных учений, мистического настроения. Показания современности. И в настоящее время, наряду с развитием прикладных наук, замечается сильный упадок веры. Находится много людей, которые начинают нападать на церковь , на христианскую веру, отрицают нравственность. Но можно откинуть ту или другую религию; но религиозности откинуть нельзя. Необходимость основательных религигозных знаний. При современных весьма хулительных нападках на христианскую веру и церковь у человека, не погрязшего в тину страстей, тину мирских удовольствий ( Пс.13:1 ), является омерзение; он сознает и желает опровергнуть нелепые мнения о религии, о нравственности; но, не имея прочных основных религиозных знаний не в состоянии этого сделать.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " О главном обетовании Вознесения 27.03.2013 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Вознесение Господне Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. О чем помолимся мы в праздник Вознесения Господня? Ни о чем, кроме как о том, «чтобы Отец Небесный дал нам Духа премудрости и откровения, — говорит Слово Божие, — к познанию Его, и просветил очи сердца нашего, дабы мы познали, в чем состоит надежда призвания Его для нас, и какое богатство славного наследия Его для святых, и как безмерно величие могущества Его в нас» (Еф. 1, 17-18). И как открывается, где находится сейчас воскресший Христос, Которого Отец Его «посадил одесную Себя на небесах, превыше всякого начальства, и власти, и силы, не только в сем веке, но и в будущем, и все покорил под ноги Его, и поставил Его выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1, 20-23). В Духе Святом мы образуем единое Тело, глава которого Иисус Христос. Христос — одесную Отца, а наша жизнь сокрыта с Ним в Боге. Это глубина нашего бытия. Мы — живые существа в тайне Бога, и мы знаем, что наша Глава — уже на небесах. Наши ноги — на земле, но наша глава — уже там, где Христос во славе. Церковь есть совершенное исполнение замысла Христова, она вся исполнена полнотой Христова Божества. Потому Бог соделывает ее светом мира, и хочет, чтобы этот свет был виден всем. Христос возносится на небо посреди апостолов. Христос уходит, как Он сказал, приготовить нам место и послать нам Святого Духа. Он поставил Своих апостолов свидетелями того, что произошло. И сегодня Церковь может являть силу и власть, дарованную Богом во Христе, благодаря этим людям, которые жили со Христом, видели Его умирающим на Кресте и видели так же Его после Воскресения. Глубина Вознесения — преображение, которое Он хочет совершить в нас, при условии, что мы дадим Ему это сделать. Он пришел не для того, чтобы немедленно избавить нас от смерти, но Он несомненно избавляет нас от нее. Мы уже воскресли из мертвых, поскольку мы во Христа крещены, но Господь хочет, чтобы мы приготовились ко крещению Пятидесятницы в Духе Святом и заранее соизмеряли свою жизнь с тем, что есть крепость Духа Святого. Хотя мы все плохо понимаем, как это происходит, как это сказано в Книге Деяний святых апостолов.

http://moral.ru/о-главном-обетовании-воз...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Что значит эта таинственная трапеза 24.12.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя Святых праотец Слово в Неделю святых праотец Сегодня мы совершаем память святых праотец — святых Ветхого Завета, которые до Христа уже были причастны Богу ожиданием Его пришествия в мир. И в этот день с особенной силой святая Церковь призывает нас, глядя на великие события, которые Бог совершил с избранным Им народом в прошлом, исполняться надеждой на будущее. Потому что Бог уготовляет верным Ему людям бесконечно большее. Свет Христов, выявляя до конца мрак истории, нарастает. И все победоноснее он действует в жизни Церкви избранного Богом народа. В Ветхом Завете, к которому мы чаще, чем обычно, обращаемся в течение Рождественского поста, есть один образ, связанный с сегодняшним Евангелием. Жизнь будущая показана как трапеза, которую народ, верный Господу, разделяет с Сыном Человеческим во веки веков. Об этом возвещает пророк Исаия, когда зовет всех жаждущих придти и почерпнуть воду бессмертия, и говорит о пище, которой все должны насытиться (Ис. 55, 1—2). Об этом каждому из нас напоминает псалмопевец, когда мы молимся Господу перед святым причащением: «Уготовал еси предо мною трапезу сопротив стужающим мне, умастил еси елеем главу мою, и чаша Твоя упоявающи мя яко державна» (Пс. 22, 5). И мы знаем притчу о Премудрости Божией, «которая построила себе дом» (Притч. 9), — каждый раз за Богородичными праздниками мы слышим этот текст. Подобно Премудрости, которая зовет всех проходящих мимо людей вкусить хлеба и вина, Церковь Божия зовет всех людей приобщиться трапезе, где хлеб и вино не просто образы того, что совершится, но реальная Божественная жизнь, которой мы приобщаемся уже сейчас. А самое главное — обещание лучшего, то есть пребывания с Богом, которое не кончится никогда. Этот пир, это общение души человеческой с Богом — то, что уготовано для всех. В этом смысл всего исторического пути Церкви. Сам Господь накануне Своих Страданий говорит, что Он уготовал нам Царство, как Отец уготовал Ему: «Да ядите и пиете за трапезою Моею в Царстве Моем» (Лк. 22, 30). И в Апокалипсисе мы читаем: «Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3, 20). На Тайной Вечери Господь говорит со всей Церковью в лице Своих учеников: «Очень желал Я есть с вами сию пасху прежде Моего страдания, ибо сказываю вам, что уже не буду есть ее, пока она не совершится в Царствии Божием». И потом, взяв чашу с вином и благодарив, сказал: «Приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие» (Лк. 22, 15—18).

http://moral.ru/praotec/

Поставить Христа на первое место в своей жизни было для меня тем, чего я никогда не делал, хотя я ходил в церковь всю жизнь. Я считал церковь чем-то вроде общественного клуба. Бывало, я надевал свой лучший воскресный костюм и надеялся, что люди не поймут, каким грязным я был в будни. Пользуясь маской религиозного лицемера, я пытался скрыть свое подлинное содержание. Многие считали меня ученым, но я был невеждой в духовных истинах. Некоторое время я был учителем в Воскресной школе, но это было похоже на то, как слепой ведет за собой слепого, потому что я не был новым творением во Христе. Я был вышеупомянутым ветхим человеком. Моя жизнь была пуста, подобно бесплодной смоковнице, которая будет посечена. Вы утверждаете, что не имеете ничего общего с ней? Можете ли вы с уверенностью сказать, что никогда не нарушали ваш завет с Богом с того момента, как стали христианином? Тому не верю! У нас есть все недостатки падших. «Если говорим, что не имеем греха,- обманываем самих себя, и истины нет в нас» ( I Ин. 1:8 ). Ведением или неведением, плотью или разумом, я склонен продолжать лгать и мошенничать, и воровать, и испытывать вожделение, и завидовать, и совершать прелюбодеяния! Писания учат, что мы не спасаемся от греха простым знанием Божественных заповедей, но спасаемся исключительно через Христа, и Он дает нам возможность творить волю Бога (см. Рим. 8:3 ). И вы, и я должны возрождать нашу преданность ежедневно. Еще ли вы грешник? Да, конечно; мы грешим все. Я был грешником, когда стал христианином, и грешником остаюсь до сего времени. Разница же в том, что я уже спасен милосердием Бога. Теперь во Христе я имею силу избежать согрешения преднамеренно или сознательно. Я могу исповедаться и отвратиться от моего греха, как только я осознаю его. Библия учит: «Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды» ( I Ин. 1:9 ). Каждое утро я возобновляю свою битву с сатаной и пытаюсь взять на вооружение Бога, потому что я не могу победить своими собственными силами. Я говорю: «Господи, Ты знаешь, какой я грешник. Я нуждаюсь в Твоей помощи и Твоем прощении».

http://azbyka.ru/zdorovie/za-porogom-sme...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской. И по смерти живая. Опубликовано: 28 августа 2023 И по смерти живая Круг светлых празднеств в честь Пречистой Богоматери Святая Церковь завершает праздником в честь Ее бессмертного Успения. Ублажая Ту, Которую по Ее боговдохновенному предречению ублажают вси роди (Лк. 1: 48), Церковь воспевает Ее ныне с такой славой, что эти песнопения кажутся как бы отзвуком пения ангельского, слышавшегося при Ее погребении и продолжающегося доселе на Небесах. Память и всякого замечательного человека окружают люди почитанием и прославлением. Даже люди не верующие в жизнь после смерти справляют годовщины смерти людей, почитаемых великими, потому что не умерли и после смерти великого человека его мысли и дела. Тем более не может остаться без славного почитания в христианском мире день Успения Богоматери, Матери Того, в Ком была жизнь и свет человеков (Ин. 1: 4). Кончиной увенчивается начало всякого дела, от нее получает свою истинную цену всё дело. Кончиной обнаруживается, была ли слава окончившего свой земной путь, дело своей земной жизни, лишь мнимой, мимолетным призраком, на краткое время вспыхнувшим и скоро угасшим пламенем, или та слава подобна отблеску огня, который, загоревшись в свое время, не угас, но продолжает гореть в сердцах множества людей, оживлять их во все времена. В празднование Успения Богоматери мы свидетельствуем, что доселе не память только о Ней жива в христианском мире, но Сама Она и по смерти жива , продолжает и из того мира, в который перешла по смерти, благодетельствовать оставшимся на земле. Как велика Богоматерь! Как достойна того, чтобы о Ней вспоминали, ублажая Ее, все роды! Из всего рода человеческого Она одна предызбрана Богом для того, чтобы сделаться Матерью Самого Бога во плоти! Тот, Кто почивает на святейших Херувимах, искал и нашел Себе престол, жилище в людях через рождение от Девы Богоматери. Псалмопевец Давид говорил: Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога. Все уклонились, сделались равно непотребными; нет делающего добро, нет ни одного (Пс. 13: 2–3). Были святые, но сделались таковыми не сами по себе, а по вере в Того, Кто, будучи Сам Богом, через воплощение на земли явися и с человеки поживе . О самих же людях говорили древние: не оправдается пред Тобой ни один из живущих (Пс. 142: 2).

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/866-...

Таинство соборования необязательно приводит к телесному исцелению больного. Мы знаем, что болезни часто посылаются для спасения человека, для удержания его от новых грехов, для дарования ему времени на спокойное углубление в себя и приготовление к переходу в иной мир. И когда человеку для наследования блаженной вечности полезнее оставаться больным, Таинство Соборования не приносит ему телесного исцеления, но, врачуя его душевные недуги, дает силы для правильного восприятия своей болезни и терпеливого ее перенесения, так что страдания от болезни делаются для человека спасительными. Таинство Соборования может совершаться и над телесно здоровыми людьми, потому что даруемая в нем благодать дает силы для борьбы с душевными недугами и грехами, от которых не свободен ни один человек. В настоящее время Таинство Соборования советуют принимать всем христианам один раз в год Великим постом. Таинство Брака Брак есть Таинство, в котором при свободном (пред священником и Церковью) обещании женихом и невестою взаимной верности друг другу, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и подается благодатьБожия для взаимной помощи и единодушия, и для благословенного рождения и христианского воспитания детей. Брак установлен Самим Богом еще в раю. По сотворении Адама и Евы, « благословил их Бог и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю и обладайте ею » (Быт.1:28). Иисус Христос освятил брак Своим присутствием на браке в Кане Галилейской (Ин.2) и подтвердил его Божественное установление, сказав: « Сотворивший (Бог) в начале мужчину и женщину сотворил их И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью, так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает » (Мф.19:4–6). Поэтому супруги (муж и жена) обязаны во всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность. Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага. Семья есть основа Церкви Христовой.

http://azbyka.ru/katehizacija/osnovy-pra...

Церковь ожидает того, когда все увидят Путь, Истину и Жизнь ( Ин.14:6 ) в Господе Иисусе Христе. Г. Традиционные приемы свидетельства православия в мире Слова Господа Иисуса Христа: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.5:16 ) и «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать все, что я повелел вам» ( Мф.28:19–20 ) – Православная Церковь воспринимает как Божественный Завет и основу своего свидетельства в мире. Приемы свидетельства Православия в мире в разное время были различны. Основной формой свидетельства Православия в мире является проповедь Евангелия: церковная проповедь, церковная письменность, различные формы миссионерства и другие виды благовестничества. Важным традиционным свидетельством Православия в мире является христианское воспитание в семье, учебных заведениях и христианских общинах в различных формах, приводить которые к единообразию не полезно, так как самой жизнью может быть показана целесообразность одних форм и необходимость совершенствования других. Важнейшей формой свидетельства Православия в мире является богослужение. Христианство проявляет себя и как духовно-образующая сила. «Вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше, написанное не чернилами, но Духом Бога Живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца», – учит апостол Павел ( 2Кор.3:3 ). Церковь подтверждает истинность проповедуемого ею учения личной жизнью своих членов. Это христианско-нравственная форма свидетельства Православия миру. Многочисленный сонм святых, просиявших в Православии и подающих людям пример святости христианской жизни, является свидетельством Православия и его действенности. Подвижническая жизнь в монастырях, а также общественное служение монастырей является еще одним свидетельством Православия в мире. Православная Церковь не стоит в стороне от жизни мира. Православный христианин сознает свои обязанности в служении человечеству в духе любви, мира и справедливости.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Это будет самый безошибочный и самый надёжный путь для организации миссионерской деятельности. Это будет пробуждение православной паствы от того летаргического сна, в котором она доселе пребывает; и это пробуждение необходимо и практически, и принципиально. Чтобы предохранить тело церковное от каких-либо болезней или ненормальностей в его жизни, нужно прежде всего, чтобы оно жило полной жизнью, и чтобы ничто не препятствовало его правильному развитию. А может ли жизнь общественная быть нормальной, если она бессознательна?.. Между тем жизнь церкви нашей, именно как общества верующих, и находится совершенно в периоде такой бессознательности и летаргии. Поэтому в нашем церковном обществе с одной стороны находят себе место всевозможные кривотолки, а с другой, и помимо всякого внешнего влияния, являются отклонения от церковной жизни и всякие религиозные заблуждения, иногда совершенно бессознательные. Какие «миссионеры» могут их предвидеть? Сколько «миссионеров» должно быть в каждом приходе, чтобы предупредить эти заблуждения и отпадения? Какие «постановления» Съезда помогут в этом обще-церковном горе? – Разумеется, ответ на эти вопросы может быть один: нужно церковно-приходское обновление, нужно восстановление или учреждение вновь церковно-общественной жизни. Без этого ничто не поможет, и самые гениальные открытия Съезда окажутся бессильными исправить недостатки нашей современной миссии и сделать её сильной. Пастырь, окружённый своей паствой, любимый ею и пекущийся о ней, – он сохранит её от всяких бед и без помощи «миссионеров». Но если пастырь, когда сын его попросит у него хлеба, подаст ему камень ( Мф. 7:9 ), то никакой миссионер не в силах будет спасти несчастного сына от уклонений от такого пастыря и всего его служения. «Если брат или сестра наги и не имеют дневного пропитания, а кто-нибудь из вас скажет им: идите с миром, грейтесь и питайтесь, но не даст им потребного для тела: что пользы?» ( Иак. 2:15–16 ). Совершенно так же и от красноречивых слов любого миссионера и от будущих, несомненно, очень основательных постановлений Миссионерского Съезда не будет пользы, если за ними не будут непосредственно следовать добрые дела пастырей Церкви, в виде всестороннего попечения о всех сторонах жизни их паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   И, наконец, замечательны слова святого Симеона о Спасителе Богомладенце:    « се лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет    пререканий»... Что это значит? Это значит, что Христос Спаситель не пройдет    мимо всей мировой истории людей, но напротив, явится центральною Личностью    на все века для всех людей в мире. К Спасителю будут относиться люди или    с ненавестью, или с любовью великою. И мы это видим на протяжении всей истории    человечества.О ком больше всего люди думали, говорили, спорили, писали, как    не о Христе Спасителе? Иные всячески злословили Его, Церковь Его, служителей и    последователей Христа Бога, старались изгладить самое имя христианства.    Другие- напротив, умирали за Христа, признавая Его своим Богом и Спасителем, любили Его всем сердцем, всю жизнь свою- личную и общественную строили по заветам Христовым. Так было, так и ныне есть, и так будет. И это потому, что Христос Спаситель был не только идеальнейший Всесвятой Человек, и такого не было и не будет никогда, но вместе с тем Бог, пришедший на землю и явившийся среди людей для их спасения. (Npop.Bapyxa,III,36—38; Mф.I:21—23; Ebp.XIII,8)...    Возлюбленные, пусть бушуют волны неверия, пусть люди не хотят признавать нашего Господа Спасителя, но мы, Его последователи и члены Его Святой Церкви Православной, и словами, и жизнью будем немолчно возвещать, что Иисус Христос есть истинный Человек и истинный Бог Наш, Спаситель мира, что Он воистину есть тот Камень, который отвергли строители, но который является краеугольным! (Mф.XXI,42). Аминь. О приеме в Святую церковь Православную обращающихся от обнов...    «Истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то    будет связано на небе; и что разрешите на земле,    то будет разрешено на небе» (Mф.XVIII,18).    Ты спрашиваешь меня, дорогой друг, как принимать обращающихся в Святую Церковь Божию обновленческих клириков, иереев и диаконов? По этому вопросу я много думая, беседовал со святителями Божиими и православными пастырями, а также обращался за руководящими данными к Святейшему Патриарху и отцу нашему Тихону.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010