В церкви сама обстановка располагает человека к усердной молитве, ибо взирая на святые иконы и священные изображения, слушая церковные песнопения и чтения из Священного Писания, участвуя в благоговейно совершаемом богослужении, человек возвышается от земных интересов и желаний к горнему миру, получает освящение души, просветляет свои чувства. Но самое главное, ради чего необходимо приходить на Богослужение, это Святое Причащение. Это центр всех богослужений и молитв, это величайшая милость к падшему человеку, так как в Таинстве Причащения (Евхаристии) мы теснейшим образом соединяемся с Богом. «Я Хлеб Живой, Сшедший с небес; Ядущий Хлеб сей будет жить вовек; Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Иоанна 6;51) «Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни; ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь во Мне пребывает и Я в нем» (Иоанна 6; 53,56). (Иметь плакаты с данными цитатами.) Если христианин не участвует в общественных богослужениях, то он находится в опасном состоянии духовной гордости, когда он не способен к общению с верующими в любви. Господь говорит, что самая большая из всех заповедей, это заповедь любви к Богу и ближнему. Когда человек не посещает храм без уважительной причины, он не может пребывать в любви, но, очевидно, впал в состояние прелести, в которой он не видит истинного своего состояния. Да избавит нас Милосердный Господь от такой пагубы! «Без Церкви нет спасения!», – учил новомученик епископ Иларион Верейский. О Таинствах Церкви. Духовная жизнь протекает таинственно, Господь сранивает ее с ростом колоса, у которого незаметен рост, если следить за ним, но в результате он приносит явный плод. Так и духовная жизнь – незаметна, таинственна, но результаты ее явны. По причине незаметности, таинственности протекания духовной жизни некоторым церковным священнодействиям было усвоено название «Таинство». Важнейшие из них – Исповедь и Причастие. Таинство Святой Исповеди своими корнями уходит в начало Нового Завета: «Покайтесь! Ибо приблизилось Царствие Небесное!», – так началась проповедь и Иоанна Крестителя, и Господа Иисуса Христа.

http://azbyka.ru/katehizacija/poyasnitel...

Весть о чуде с Лазарем зажгла в людях веру в то, что наконец-то должны начаться изменения. Тот, перед Кем отступает сама смерть, должен сделать что-то такое, что перевернет жизнь людей. И на самом деле именно для того, чтобы раз и навсегда в корне изменить жизнь всех, живших когда-либо на земле от Адама, и всех, кто когда-либо родится, Христос стал Человеком. И для того чтобы завершить Свою миссию, Он и отправился в Иерусалим. От «Осанна!» к «Распни!» Но «Осанна сыну Давидову!» сменилась криком: «Распни, распни Его!», радость — злобой. Почему так произошло? Люди ждали Мессию, но видели в нем земного царя, который вернет процветание и благополучие, освободит от плена. Они ошиблись только в одном: Христос действительно — Царь, только другой. Он царствовует не во дворцах и вершит власть не силой армии и оружия. Царство Христово не земное — Небесное, «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21). Пилат, осудивший Господа на смерть, несколько раз спрашивает: «Ты Царь Иудейский?» (Ин. 18, 33, 37), но в ответ слышит: «Ныне Царство Мое не отсюда… Я на то родился и на то пришел в мир, чтобы свидетельствовать о истине» (Ин. 18, 36–37). Царство Христа – в истине. Истина же в том, что «так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3, 16). Христос царствует на Кресте. Простирая Свои руки на древе Креста, Он зовет всех к Себе, раскрывает Свои объятия, чтобы принять каждого «труждающегося и обременного», чтобы «успокоить» его (Мф. 11, 28). Христос «кроток и смирен сердцем» (Мф. 11, 29). Господь спасает нас не силой оружия, не гениальными реформами общественного устройства или экономики. Господь спасает силой Любви, дошедшей до Креста. Для верующих Страстная седмица, которая следует после праздника Входа Господня в Иерусалим, становится воспоминанием спасительных страданий Господа Иисуса Христа (церковно-славянское слово «страсть» переводится в данном случае как страдание). Каждый день седмицы посвящен определенным событиям из жизни Спасителя.

http://pravoslavie.ru/78375.html

Для возрастания в духовной жизни и для все более ясного различения воли Божией, для все более точного ее исполнения пригодны все средства, предлагаемые Церковью : участие в святых Таинствах, чтение Слова Божия и духовных книг, общественные и частные молитвы, очищение своего сердца от недостойных христианина помыслов, ограничение своих естественных потребностей (пост) и стремление к исполнению заповедей, даже в том случае, когда еще не возникло к этому настоящего расположения. Необходимо и личное общение с людьми, живущими церковной жизнью, испрашивание у них духовных советов, особенно у своего духовного отца. Эти советы следует исполнять, как и все, в чем человек прозревает указание свыше. Необходимо еще развивать все свои дарования, следуя своему призванию и обращая его на служение Богу и людям. Какое значение отводится в работе над собой молитве? Среди всех указанных средств исключительное значение имеет молитва. В ней сердцевина духовной жизни, которая просто не существует без молитвы. Молитва бывает частной и общественной, а по своему содержанию – хвалебной, благодарственной и просительной. Прошения возносятся за себя и за других как о даровании внешних, так и духовных благ, в особенности же о прощении грехов, о помощи в борьбе с искушениями и, наконец, об указаниях свыше относительно того, как поступить по воле Божией. Бог отвечает на такую молитву, особенно если она касается других. Молитва за других – путь к любви и плод любви. Еще выше совместная молитва . «Если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы они ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного; ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» ( Мф. 18, 19–20 ). 6. Жизнь Иисуса Христа как образец нравственного совершенства для Его последователей Жизнь Иисуса Христа как образец: требования к последователю Христову, совершеннейший нравственный характер Иисуса Христа, подражание смирению Христову, связь с Небесным Отцом, преуспеяние в премудрости и в любви у Бога и людей, готовность и решимость исполнять волю Отца, значение молитвы в желании подражать Отцу, вступая в общение с людьми по воле Отца; пастырская любовь Христа, простирающаяся ко всем и к каждому доходчивостью Его слов и переживанием возвещаемого, учение со властью; любовь к природе, благодеяния Христа при исполнении общественного служения, новая заповедь людям, возрождение в нового человека, поступающего по примеру Христа Что требуется от последователя Христова?

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Nefed...

ДУХОВНЫЕ СИЛЫ К ЕДИНЕНИЮ Но как возможно осуществление такого единения людей в Церкви, в церковной общественности? Ведь естественное греховное состояние человека более соответствует созданию только правового общества, потому что грех и есть самоутверждение или себялюбие, которое охраняется гражданским правом. Действительно, для человека, пока он будет охранять своё греховное состояние, совершенное единение будет пустой мечтой, которой не суждено осуществиться в действительности. Но здесь всё, именно, и разрешается истиной Церковью. Христос не учил только о единстве, о Церкви, но создал Церковь. Христос дал заповедь: любите друг друга, но одной этой заповеди совершенно недостаточно. Эта заповедь, как всякая другая заповедь, сама собою ничего создать не может, если нет у человека сил для её осуществления. И если бы христианство ограничивалось только одним учением о любви, оно было бы бесполезно, потому что в наличной человеческой природе, искажённой грехом, нет сил для проведения в жизнь этого учения. О любви говорил и Ветхий Завет, и даже язычники, но этого мало. Разум признаёт, что заповедь любви хороша, но человек постоянно встречает в самом себе иной закон, противоречащий закону ума и пленяющий его закону греховному (Рим. 7:22-25). Чтобы быть хорошим человеком, вовсе недостаточно лишь различать, что хорошо и что плохо. Разве мы сомневаемся, что грешить дурно? Почему же мы все же грешим, зная это? Потому что одно дело - знать, а другое дело - жить. Кто наблюдает за движениями души своей, тот хорошо знает, как грехи и страсти борются с разумом и как часто они его побеждают. Разум гнётся под напором страстей; грех, как туман, закрывает от нас солнце истины, связывая все добрые силы нашей души. Сознающая силу греха душа всегда готова сказать вместе с царём Манассией: " Связана я многими узами железными так, что не могу поднять головы. " Может ли нам, в таком печальном состоянии, помочь одно только учение о любви? Но в том-то сила и значение дела Христова, что оно не ограничивается одним только учением. Человечеству даны новые силы, а потому и становится для него возможным новое церковное единение. Эти силы даны, прежде всего для того чтобы, в воплощении Сына Божия, человечество теснейшим образом соединилось с Богом. В Церкви и продолжается всегда и неизменно единение человека со Христом. Это единение - источник духовной жизни, а без единения со Христом - духовная смерть. В чём же это единение? Христос говорил: " Я - хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить во век; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне " (Иоанн. 6:51-56).

http://pravoslavie.ru/sretmon/illarion/c...

Если-бы Христос Свое дествие объединения верующих в Него не отличал от такого же действия Святаго Духа, то в Его речах многое для нас осталось бы совершенно непонятным!. Мы не отрицаем, что по учению Христа Духу Святому принадлежит начало единения христианской церковной жизни. Но это начало представляется в речах Христа не абстрактным и безличным принципом общественной жизни, каков, напр., принцип братского отношения ко всем людям (любовь к ближнему), но сознательным, личным существом, концентрирующим в известном направлении жизнь всего общества верующих во Христа. Эта мысль просвечивает не только в речах Христа, но и в посланиях апостольских. Апостолы всегда ясно отличали как лицо Христа от лица Св. Духа, так и действия Христа от действий Св. Духа, на что мы находим доказательства даже и в самих евангельских повествованиях. Евангелист Иоанн (7: 39), упомянув, напр., о речи Христа, содержащей в себе учение о дарах Св. Духа, замечает: „Сие сказал Он (т. е. Иисус Христос) о Духе, которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен“. Едва-ли нужно доказывать, что евангелист не смешивает здесь Св. Духа с самим Иисусом Христом. 4. Учение Господа нашего Иисуса Христа о Церкви или Царствии Божии на земле. Условия необходимые для вступления в Царствие Божие или Церковь Христову 587 „Сын человеческий не для того пришел на землю, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих“ ( Мф. 20:28 ); кровь Его пролита за многих во оставление грехов ( Мф. 26: 28 ); Он был распят на кресте, дабы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную ( Иоан. 3:15, 16 ); Он пришел взыскать и спасти погибшее ( Лук. 19: 10 ), призвать не праведников, но грешников к покаянию ( Мф. 9:13 ). Еще Иоанн Креститель проповедывал о том, что в его время приблизилось царствие Божие. Это царствие Божие на земле (т. е. Церковь ) было основано Христом для того, чтобы верующие удобнее могли пользоваться Его крестными заслугами для достижения своего спасения.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Butkev...

И сказал: посему оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два одною плотью (Быт.2:24), так что они уже не двое, но одна плоть. И так, что Бог сочетал, того человек да не разлучает» (Мф.19:4-6)    Св. апостол Павел говорит: «Тайна сия велика; я говорю по отношении ко Христу и к Церкви» (Еф.5:31-32).    Союз Иисуса Христа с Церковью основывается на любви Христа к Церкви, и на полной преданности Церкви в волю Христову. Отсюда муж обязан самоотверженно любить жену, а жена обязана добровольно, т. е. с любовью, повиноваться мужу.    «Мужья», говорит апостол Павел, «любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... любящий свою жену любит самого себя (Еф.5:25, 28). Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела» (Еф.5:22-23).    Поэтому супруги (муж и жена) обязаны во всю жизнь хранить взаимную любовь и уважение, взаимную преданность и верность.    Добрая христианская семейная жизнь есть источник личного и общественного блага.    Семья есть основа Церкви Христовой.    Таинство брака не обязательно для всех, но лица, добровольно остающиеся безбрачными, обязаны проводить чистую, непорочную и девственную жизнь, которая, по учению Слова Божия, выше брачной жизни, и есть один из величайших подвигов (Мф.19:11-12; 1 Кор.7:8, 9, 26, 32, 34, 37, 40 и др.). ТАИНСТВО СВЯЩЕНСТВА    Священство есть таинство, в котором правильно избранный человек (в епископа, или пресвитера, или диакона), через архиерейское рукоположение, получает благодать Святого Духа, для священного служения Церкви Христовой.    Это таинство совершается только над лицами, избираемыми и посвящаемыми в священнослужители. Степеней священства три: диакон, пресвитер (священник) и епископ (архиерей).    Посвящаемый во диакона получает благодать служить при совершении таинств.    Посвящаемый во священника (пресвитера) получает благодать совершать таинства.    Посвящаемый во епископа (архиерея) получает благодать не только совершать таинства, но и посвящать других для совершения таинств.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3880...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " Как измерить глубины любви, не измерив глубин зла? 24.09.2016 Рубрика: Проповеди протоиерея Александра Шаргунова Метки: Неделя перед Воздвижением Слово в Неделю пред Воздвижением Скоро Церковь снова поставит нас перед Крестом Христовым, чтобы укрепить нас. Чтобы мы не оглядывались назад, не роптали, не унывали, а научились любви Господней. В Неделю перед Воздвижением мы слышим слово Христово, возвещающее нам тайну Креста: «Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах». Христос сошел с небес, чтобы возвестить нам истину Божию. Чтобы принести на землю ту любовь Божию к человеку, которая была явлена в Совете. И вознести нас на небо этой любовью. Он пребывал с людьми и умер за них, и возвратился к Своей славе. И эта слава теперь принадлежит всем, поклоняющимся Его Кресту. Крест Христов открывает нам, что вся наша жизнь, земная и вечная, должна быть непрестанным благодарением Богу. Но как измерить глубины любви, не измерив глубин зла? Крестом Своим Христос входит во все потоки нашей грязи и крови. Зло, присутствующее на всяком месте и во всякое время в мире, сконцентрировалось в Великую Пятницу в час тьмы на Иерусалимской Голгофе. Он взял на Себя все наше зло и стал грехом и клятвой за нас. Не это ли означало таинственное изображение медного змия в пустыне, о котором напоминает сегодня Христос? «Как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому». Люди Израиля устремлялись к непостижимой для них тайне спасения. Змей был вознесен, они смотрели на него, и их мысли обращались к Богу. И они получали исцеление силой Божией, доверяя Ему свою жизнь. Так было при явлении прообраза Креста Христова. Несравненно большее будет, когда откроется Сам Бог, сама распятая Божия любовь. Когда люди обратятся ко Христу и ко Кресту Его, и уверуют в Него, они обретут вечную жизнь. Он жизнью и смертью Своей заплатил, чтобы уверить нас в этом. Никто не может называться христианином, пока не уверует в это. Он — Единородный Сын Божий и Слово Божие — един с Богом Отцом, и Он — Сын Человеческий — точно так же един с нами. До смерти, и смерти крестной.

http://moral.ru/pered-vozdvizheniem/

Однако современная жизнь протекает далеко от этих идеалов. Частная жизнь многих современных христиан открывает ужасающие картины человеческого падения. На фоне этого падения забыта христианская добродетель целомудрия. В этом коловороте современной жизни без нравственных устоев находимся и мы все. К сожалению современное зло захватило многих наших соотечественников в эмиграции. Примеры об этом многочисленны и ужасающие. Молодая супружеская жизнь разрушается изменой одного из супругов. Молодая супруга коварно обманывает своего мужа, входя в любовную связь с верным другом её мужа. Родители потворствуют. Молодые люди боятся жениться или выходить замуж из-за возможной измены супружеской жизни. На этой почве разрушаются семьи. Муж и жена, прожившие более десяти лет на родине, в эмиграции расходятся: она вступает в незаконное сожительство с другим мужчиной, а он с другой женщиной. Взрослые дети остаются беспризорными. Подобных примеров можно было бы привести сколько угодно. На пастырской конференции в Северной Америке один священник жаловался, что ему некого выбирать в Приходской совет, потому что в его приходе развилось сожительство без церковного брака. В одном приходе нашей епархии развалилось приходское сестричество, когда был введён устав, запрещающий сожительство. В двух других приходах невозможно было организовать сестричество по тем же причинам. Все эти печальные явления свидетельствуют о том, до какой степени забыта, отвергнута добродетель целомудрия. Мы подняли этот вопрос в надежде, что кто-либо прочитает и извлечет для себя пользу. Может быть, он воспламенится желанием стать проповедником целомудрия. Такая миссионерская работа нужна Церкви во спасении человеческих душ. Нужно об этом проповедовать с церковных амвонов. Следует всем общими усилиями восстанавливать в частной жизни, семейной и общественной, великую христианскую добродетель – целомудрия Грехи языка. Библия говорит о лжи и о грехах языка почти столько же, сколько о каком- либо другом предмете. Апостол Иаков поучает, что: “Язык огонь, прикраса неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет всё тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны” ( Иаков 3:6 ). Одной из больших проблем в Христианстве являются грехи языка. Если ты можешь обуздать язык, то можешь обуздать и себя. Если можешь обрести победу над своим языком, тогда будешь иметь действительную и прочную победу. Но Апостол Иаков предостерегает: “Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных, укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда” ( Иаков 3:7-8 ).

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

Одни ли мужья разрушают семейное счастье? Конечно, нет. И женам слово Божие дает заповедь, как они должны поступать в отношении мужей: «жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу. Как церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». О, если бы всякая жена приняла к сердцу эти слова Господа, не стало бы тогда в семьях частых ссор из-за сварливости жен, из-за нежелания их вести добрым порядком хозяйство, нетерпеливости их в материнских и супружеских болезнях, воспитании детей. Напротив, она могла бы внести мир в семью свою и сделать отрадною свою жизнь и трудовую жизнь мужа своего. Послушаем, как изображает добрую жену премудрый царь Соломон. Он был обманут и вовлечен в порок дурными женами, и он же заметил в женах то, чем они могут быть драгоценны для семьи и мужа. «Кто найдет добродетельную жену? Цена ее выше жемчугов. Уверено в ней сердце мужа ее. Она воздает ему добротой, а не злом во все дни жизни своей; с охотою работает руками своими. Она встает еще ночью и раздает пищу в доме своем и урочное служанкам своим. Она чувствует, что занятие ее хорошо и светильник ее не гаснет и ночью. Она простирает руку бедному и нуждающемуся. Не боится стужи семья ее, потому что тепло одета руками ее. Уста свои открывает с мудростью и кроткое наставление на языке ее. Она наблюдает за хозяйством и не ест хлеба праздности. Встают дети – и ублажают ее, муж – и хвалит ее: «много было жен добродетельных, но ты превзошла их всех». Миловидность обманчива и красота суетна; но жена, боящаяся Господа, всегда достойна хвалы». ( Притч. 31:10–30 ). Наряду с проявлениями грубых отношений в крестьянской семье, в средних и высших классах браки уничтожается все более и более распространяющимся возмутительным явлением, что мужчины одновременно с законной женой имеют побочных жен. Весьма печальное состояние нравов доходит до того, что развратники открыто появляются с наложницами в семьях, в местах общественных увеселений. Законные жены сидят дома с детьми, страдая сами и влияя своей разбитой душой на молодые сердца детей. Какое будет это влияние? Оно отравит в детях веру в добро, в жизнь, как разумное явление. Следствия могут быть поэтому неисчислимо вредны. В подобных случаях самое лучшее, если мать разумная и покорная Промыслу страдалица, а если она сама завяжет связи на стороне, увлечется погоней за весельем и обманчивыми блеском, дети вынесут из времени воспитания одно дурное. От ошибки или преступности одной семьи со временем образуется несколько таких семейств.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Sokolov...

Последняя мысль раскрыта в кн. Экклезиаст, где Соломон исповедует от лица целого человечества тщету своих предприятий Старался он водворить на земле правосудие – но вот беззаконие, правду – но вот неправда (Эккл. III, 16); с горечью разочаровывается он во всех своих намерениях и признает, что «кривое не может сделаться прямым, и чего нет, того нельзя считать» (I, 15). Естественные мирские средства деятельности, которые автор названной книги считает единственными для влияния церкви на общественную жизнь, могут только изменять внешние формы жизни, но ни исправить человеческих сердец, ни переменить общественных нравов. Как слепых сделать зрячими и хромых ходячими или пустыню цветистым садом не может естественная сила, так и людей сделать добрыми. А может все это лишь сила новой благодатной жизни, то Христово духовное самораспятие, которое нам открывается со дня Его крещения. И к этому-то дню явления новой жизни церковь применяет древнее обетование: «возвеселится пустыня и сухая земля, и возрадуется страна необитаемая и расцветет, как нарцис. Великолепно будет цвести и радоваться, будет торжествовать и ликовать... Укрепите ослабевшие руки, и утвердите колена дрожащие. Скажите робким душею: будьте тверди, не бойтесь. Тогда откроются глаза слепых и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь ибо пробьются воды в пустыню, и в степи потоки» ( Uc. XXXV, 1 – 7 ). Общественный переворот начался именно в тот день, когда людям открыт был Христом новый путь смирения, новая жизнь. Но в чем же ее сила? Как она действует на общество? А в том, что эта новая жизнь коренится в душах всех, сотворенных по образу Божию существ, в высших стремлениях их совести, в желании высшей жизни и свободы от греха. Раз явившись на землю, она как могучий поток заливает собой мир, она уничтожает сама собою, без ухищрений политики или силы оружия, уничтожает своих врагов как железным цепом, по слову Михея, как силою единорога, по слову Валаама. Не из учреждений политических, но именно из подвига свободных душ идет очищение нравов: оно как зерно горчичное, из малого семена вырастающее само собою в огромное дерево, как закваска малая, вскисающая поверх сосуда, оно как все истребляющий огонь для греха, лишь бы он возгорелся, как меч, разделяющий народы и семьи.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010