Беседа    Придите сюда, все сироты, не имеющие ни отца, ни матери, ни друзей, здесь соберитесь! Вот вам Матерь, Пречистая и Благословенная Дева, много лучшая родившей вас.    Сказал некогда Создатель: «Если бы и мать забыла дитя свое, то Я не забуду тебя» (Ис. 49:15). О, сколь велико благоутробие Божие! Но Пресвятая Дева так же может сказать, ибо уподобилась в благоутробии благому Богу.    Смотри, как Она сироту Татьяну матерински помиловала, лютого мучителя отогнала от нее и здоровье ей подала. И кто не сможет возложить надежды на благоутробие Ее, видя Ее, столь милостивую и чадолюбивую?    Слышали ли о неясыти, растерзывающей свою утробу ради птенцов? То же видите в Голубице райской, Пречистой Богородице. Пощажена ли утроба Ее возлюбленная, говорю, Сын сладчайший? Не растерзан ли люто страданиями?     «Расхищали Его все проходящие дорогою» (Пс. 88:42), так ради нас был Сын Девический замучен, чтобы нам от смерти избавиться.    И кто здесь Ту Деву не наречет Матерью себе, видя Единородного Сына Ее растерзанного, чтобы мы усыновление получили, чтобы нам «дать власть быть чадами Божиими» (Ин. 1:12).    Кто не читал об орле, очень преданном своим чадам? «Орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими» (Втор. 32:11). Но Матери нашей Преблагословенной даны были «два крыла большого орла», уповаем, что Она покроет нас «под кровом крыльев Своих» (Откр. 12:14; Пс. 60:5).    Извещаемся о покровительстве Ее святым Андреем юродивым. Он видел Ее во Влахернской церкви, людей покрывающую, — такое имеет о чадах Своих прилежное попечение. Не забудь же и меня, хоть и негодного, о Матерь всепетая! Нравоучение    Добра к нам Матерь Пресвятая Богородица, значит, нужно, чтобы и мы были Ей не злыми сыновьями. Не не ведаем, какого человека Господь Матери своей Преблагословенной под Крестом усыновляет на Голгофе: «Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой. Потом говорит ученику: се, Матерь твоя!» (Ин. 19:26—27). Девственника — Деве, чистого — Пречистой, любимого ученика — любимой Родительнице дает за Сына.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2821...

Что же вы, мудрецы, надмеваясь от своей гибельной мудрости, испытываете пути господни? Если вы все знаете, ответьте мне, почему Иоанн Креститель, великий святой, не сотворил ни одного чуда ( Ин. 10, 41 ), а предатель Иуда творил чудеса ( Мф. 10 )? Что говорить тогда о Самом Боге, Который есть везде, но не везде творит чудеса! Перестаньте же, лишенники, неистовствовать. Разве не слышите, что говорит Бог в Книге Иисуса, сына Сирахова: Чрез меру трудного для тебя не ищи, и что свыше сил твоих, того не испытывай. Что заповедано тебе, о том размышляй; ибо не нужно тебе, что сокрыто. При многих занятиях твоих, о лишнем не заботься: тебе открыто очень многое из человеческого знания; ибо многих ввели в заблуждение их предположения, и лукавые мечты поколебали ум их ( Сир. 3 , 21–24). ОТВЕЧАЮ НА ТРЕТЬЕ: Знаем, что святые, пребывая на Небе, уже не могут обрести новых заслуг, но ради прежних своих заслуг на земле они могут упросить Бога о многом. Если же скажете, что за свои земные заслуги они уже получили награду, то знаем и это, но к их награде относится и то, что они друзья Божии. Как друзья Божии, они могут упросить Бога силой дружбы, что мы часто видим и на земле. Так, воин, хотя и получил уже от царя за свою воинскую службу достойное возмездие, но может ходатайствовать и за других: силой и дружбы, и прежних заслуг, и царь часто выполняет их просьбу с большей легкостью, нежели от того, кто никогда царю не служил. Претыкание десятое: Нечестиво приравнивать Создателя к созданию. Но мы делаем это, призывая святых. ПЕРВОЕ: Мы обращаемся к Богородице: Пресвятая Богородица, спаси нас. Но это приличествует только одному Богу, к Которому обращаемся так: Ты нас милуешь и спасаешь, Боже наш, и Сам Бог говорит о Себе у Пророка Исаии: Я, Я Господь, и нет Спасителя кроме Меня ( Ис. 43, 11 ). ВТОРОЕ: Называем Богородицу нашей надеждой и говорим: На Тебя всю нашу надежду возлагаю, Пресвятая Дева. Но это противоречит Писанию – проклят человек, который надеется на человека ( Иер. 17, 5 ). ТРЕТЬЕ: Называем Богородицу Дверью Милосердия, Источником Милости, Утешением, Радованием. Это же Апостол Павел приписывает Богу Отцу. Благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих ( 2Кор. 1, 3–4 )!

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

Ее сила и благодать раскрываются в жизни Церкви земной. Земная Церковь возникает и существует потому, что Церковь существует и пребывает в плане божественном, надчеловеческом. В пределе, в метаистории, оба они так же едины и неделимы, как и в основании. Церковь есть горний Иерусалим, имеющий сойти на землю. Небесная Церковь призывает к себе земную, как жених зовет невесту, а земная Церковь, как жена, ждет схождения возлюбленного своего Небесного Агнца, Который устроит брак их навеки. Но до скончания мира, пока идет процесс мировой истории и земная Церковь находится в становлении, в приготовлении к встрече Небесного Жениха, Христос не оставляет ее Своим попечением. «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее» ( Еф. 5:25 ), искупил ее, «чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна» ( Еф. 5:27 ), «ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» ( Еф. 5:29 ). Церковь есть предмет таинственной и дивной любви Божественной. Но первенствующая ипостась Церкви, ее личное средоточие есть Пречистая Дева Мария. И любовь Христа к Церкви раскрывается прежде всего как Божественная любовь к Невесте Неневестной, Пресвятой Богородице. Этим устанавливается связь между экклезиологией и мариологией. «Полнота богообщения... открывается для Церкви в образе Богоматери, ибо Пресвятая и Пречистая Дева – Матерь Божия, принадлежа по своей природе нашему миру и человечеству, в Успении своем является прославленным Христовым человечеством и есть поэтому сердце Церкви – ее личное воплощение и явление. Почитание Богоматери является поэтому необходимым постулатом не только правильного учения о Богочеловеке-Христе, но и о Его теле – Церкви. Экклезиология невозможна без мариологии» 437 . Дева Мария есть личное воплощение полноты и совершенства Церкви и в этом отношении Она превыше не только всего человеческого рода, но и ангельского чина. Как Матерь всего человеческого рода, Она непрестанно молится и ходатайствует за весь мир, и ничто в Церкви не происходит без Ее участия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ekk...

Христос, как Сын в доме Его – Отца небесного. Дом же Его мы, если только дерзновение и упование, которыми хвалимся, твёрдо сохраним до конца ( Евр.3:6 ). Некоторые из нашего рода, по дару благодати, достигли равноангельской чистоты и святости. Приснодева же Мария, преблагословенная Матерь Божия , славою и честью превзошла самых высших ангелов, и Церковь величает Её честнейшею херувимов и славнейшею без сравнения серафимов. Апостол Павел перечисляет признаки, объединяющие членов церкви Христовой. Одно тело и один дух, как вы и призваны ко единой надежде вашего звания. Один Господь, одна вера, одно крещение, один Бог и Отец всех, который над всеми и чрез всех и во всех нас ( Еф.4:4–6 ). В этих словах Апостола даётся особое значение призыванию в Церковь , которое, как указано выше, не одинаково у ангелов и человеков, и засим ставится такой признак, как едино крещение, который не может быть приложен к церкви ангельской. Правда, что, как не согрешившие, ангелы не имели нужды в крещении; но в этом-то, совершенно разнствующем от нашего, способе вступления в Церковь и состоит отличительный признак Церкви земнородных от собора ангельского. Апостол Павел говорит: Один хлеб, и мы многие одно тело, ибо все причащаемся от одного хлеба ( 1Кор.10:17 ). На основании сих слов Апостола, в образе совершения таинства Евхаристии отцы церкви (Ириней, Златоуст) видели образ церкви Христовой. Обращаясь к частностям совершения этого великого таинства, нельзя не заметить, что на проскомедийном дискосе кругом Агнца располагаются частицы, вынутые в честь Пресвятая Богородицы, девяти чинов благоугодивших Господу святых, частицы за живых и усопших, значить только за прославленных и нуждающихся в небесной помощи членов Церкви рода человеческого. Пред освящёнными Дарами воспоминается «о всех в вере почивших праотцах, отцах, патриархах, пророках» и пр. также бывших членах церкви земной. Но при сем же возвещается, что мы, предстоя Господу на молитве, изображаем херувимов и посему должны отложить всякое житейское попечение, чтобы достойно возвеличить Царя всех, ангельскими невидимо доруносима чинами, и священнодействующий иерей приносит благодарение Господу, что Он принимает от нас жертву любви и хваления, хотя и предстоят Ему несравненно лучшие нас служители – тысячи архангелов и тмы ангелов, херувимы и серафимы, победную песнь поющие, вопиющие, взывающие и глаголющие.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/i...

К приведенным свидетельствам можно присоединить и другие, – не менее важные. Так, едва Пресвятая Дева обрела «во чреве от Духа Святого» ( Мф.1:18 ) и «во дни сии» направилась в дом Захарии, чтобы приветствовать свою родственницу Елизавету, последняя при встрече с Ней не только «громким голосом» назвала Ее благословенной в женах, но и исповедала Ее Матерью своего Господа, что то же, – Богородицей. Примечательно, что св. Евангелист отметил: Елизавета исповедала сие не сама по себе, не от себя, а «исполнившись Святого Духа», – по внушению Духа Святого ( Лк.1:39–41 ). Подобные мысли читаются в словах св. ап. Павла: «Когда пришла полнота времени. Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от Жены» ( Гал.4:4 ). «Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» ( 1Тим.3:16 ). Молитвенное почитание Девы Марии в Православной Церкви велико. Нет ни одной православной семьи, в доме которой не было бы Ее святой иконы. Нет ни одного православного христианина, жизнь которого так или иначе не была бы соединена с памятью Божией Матери или с молитвенным обращением к Ней. В богослужении же Православной Церкви пречистое, преблагословенное имя Ее поминается и призывается всегда. Но, призывая своих чад почитать Пресвятую Деву Марию, святая Православная Церковь вместе с тем наставляет, что это почитание должно быть не как Богу, а только как Святейшей всех святых, что воздаваемая Ей честь относится к Самому Богу. С почитанием Божией Матери в Православной Церкви соединяется особая теплота, нечто родное, дорогое. Ублажая Божию Матерь, Православная Церковь прославляет и святых, – друзей Христа Спасителя ( Ин.11:11 ; Ин.15:14–15 ). – И в этом прославлении реализуется в жизни Церкви Апостольская вера. Св. ап. Павел, – этот учитель о Церкви, – в одном из своих посланий учит о Церкви Небесной и земной. – Торжествующей и воинствующей, – и свидетельствует о их взаимном отношении. «Вы приступили не к горе осязаемой, – пишет он, – но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу» ( Евр.12:18 ; Евр.12:22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

К приведённым свидетельствам можно присоединить и другие, не менее важные. Так, едва Пресвятая Дева обрела во чреве от Духа Святого ( Мф.1:18 ) и во дни сии направилась в дом Захарии, чтобы приветствовать свою родственницу Елизавету, последняя при встрече с Ней не только громким голосом назвала Её благословенной в женах, но и исповедала Её Матерью своего Господа, что то же – Богородицей. Примечательно, что святой евангелист отметил: Елизавета исповедала сие не сама по себе, не от себя, а исполнившись Святого Духа – по внушению Духа Святого ( Лк.1:39–41 ). Подобные мысли читаются в словах святого апостола Павла: Когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от Жены ( Гал.4:4 ). Великая благочестия тайна: Бог явился во плоти ( 1Тим.3:16 ). Молитвенное почитание Девы Марии в Православной Церкви велико. Нет ни одной православной семьи, в доме которой не было бы Её святой иконы. Нет ни одного православного христианина, жизнь которого так или иначе не была бы соединена с памятью Божией Матери или с молитвенным обращением к Ней. В богослужении же Православной Церкви пречистое, преблагословенное имя Её поминается и призывается всегда. Но, призывая своих чад почитать Пресвятую Деву Марию, Святая Православная Церковь вместе с тем наставляет, что это почитание должно быть не как Богу, а только как Святейшей всех святых, что воздаваемая Ей честь относится к Самому Богу. С почитанием Божией Матери в Православной Церкви соединяется особая теплота, нечто родное, дорогое. Ублажая Божию Матерь, Православная Церковь прославляет и святых – друзей Христа Спасителя ( Ин.11:11, 15,14,15 ). И в этом прославлении реализуется в жизни Церкви Апостольская вера. Святой апостол Павел – этот учитель о Церкви – в одном из своих посланий учит о Церкви Небесной и земной – Торжествующей и воинствующей – и свидетельствует об их взаимном отношении. Вы приступили не к горе осязаемой, – пишет он, – но вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и Церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу ( Евр.12, 18 :22–23).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Sku...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010