Завулон освободил пленных галльских воинов, которых обратил в христианство. И по примеру своего отца Нина с детства мечтала отдать себя делу просвещения язычников светом Христовой веры. Однажды Нина читала Евангелие от Иоанна и плакала над рассказом о казни Иисуса Христа. «Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет». Святая Нина задумалась: «Где же теперь обретается Хитон Господа нашего Иисуса Христа, вытканный руками Пресвятой Богородицы?» Престарелая христианка, воспитательница юной Нины, рассказала: «Далеко-далеко, к северо-востоку от Иерусалима, есть страна Иверия, а в ней – город Мцхета. Иудейский священник из этого города присутствовал при казни Спасителя. Он-то и выкупил Святой Хитон Господень у римского воина и отнес его в Иверию. Но жители этой страны остаются язычниками, покланяются идолам. Самой Пресвятой Богородице во время Ее земной жизни выпал апостольский жребий: идти в Иверию и просветить эту страну верой христианской. Но Ангел явился к Деве Марии и предрек, что Иверия станет Ее земным уделом впоследствии, а проповедь Евангелия придет на эту землю в свое время». Святая Нина день и ночь молилась Пресвятой Богородице, чтобы Она помогла ей отыскать Хитон Господень и обратить в христианство жителей Иверии. Предание повествует, что однажды девушке в тонком сне явилась Дева Мария, вручила ей крест, сплетенный из виноградных прутьев, и сказала: «Иди в страну Иверскую, благовествуй там Евангелие Господа Иисуса Христа, Я же буду тебе Покровительницею». Пробудившись, святая Нина нашла возле себя крест, виденный ею во сне. Девушка срезала прядь волос со своей головы и для прочности перевязала ими чудотворный крест. Святая Нина рассказала о явлении своему дяде, Иерусалимскому Патриарху. Взяв его благословение, девушка отправилась в неведомую страну, которую ныне именуют Грузией.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В шестой месяц послан был ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве Мария ( Лк.1:26 ). Святые Евангелисты ничего не повествуют о жизни Пресвятой Девы Марии до благовещения Ей ангелом о рождении от Нее Иисуса Христа. Эти события жизни Пресвятой Богородицы сохранились в своих писаниях святые отцы Церкви, почерпнувшие их из Священного Предания. Родители Пресвятой Девы Марии были праведные Иоаким и Анна. Иоаким происходил из царского рода Давидова, а жена его Анна – из первосвященнического рода Ааронова. Они жили в Назарете. Подобно Захарии и Елисавете, они были также бездетны. Глубоко скорбя об этом, они усердно молили Господа, чтобы Он даровал им дитя. Много обид и оскорблений они перенесли от иудеев за своё неплодие, открыто считавших их людьми грешными, порочными, отвергнутыми Богом. Иоаким и Анна уже состарились, но продолжали молиться о даровании им дитяти и дали обещание посвятить его Богу. И Господь внял молитве престарелых праведников и даровал им дочь Марию, Которую прославляют все племена 13 . Когда Божественной Отроковице исполнилось три года, родители Ее решили исполнить свой обет. Бог даровал им дитя, Богу же они хотели и отдать его. Созвав своих родственников и сверстниц Пресвятой Марии, они одели Ее в белую одежду и с зажженными свечами повели в Иерусалим, в храм Божий. Торжественно было это шествие. С радостью, а не со слезами расставались праведные родители с своей Преблагословенной дочерью. И господь показал Свою милость и благоволение к ним. В Иерусалимском храме Пресвятую Марию встретил сам первосвященник и, по внушению Божию, ввел Ее во Святое-Святых, знаменующее собою небо, куда сам со страхом и трепетом входил однажды в год. Трехлетняя Отроковица, Ведомая Духом Божиим, без посторонней поддержки взошла на пятнадцать ступеней и вступила во Святое-Святых. Праведные Иоаким и Анна оставили свою дочь при храме и возвратились домой 14 . Преблагословенная Мария жила при храме под надзором старших девственниц, посвятивших себя Богу.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/svyashe...

На другой день князь, взявши с собой врача, пришёл в то место, где был прежде Василий, хотел лечить его и не нашёл его там. Узнавши же, что его повезли в Печерский монастырь, подумал, что он умер, поспешно отправился туда и нашёл его так здоровым, как бы он никогда и болен не был. И услышав от него о дивных чудесах, князь весь приложился душой к пресвятой Богородице и к святому Феодосию. Симонович же Георгий, тысяцкий, ко многому своему подаянию прибавил ещё гривну шейную 69 , весом в сто гривен золота, и написал так: «вот я, Георгий, сын Симонов, раб пресвятой Богородицы и святого отца Феодосия, принимал благословение от святой руки его, слышал из его уст: прозри, и прозрел; пять лет был я болен глазами, блеска солнечного не видал и словом его исцелился. И вот я пишу грамоту последнему роду моему, чтобы никто не был отлучён от дома пресвятой Богородицы и святого Феодосия. Если же и в последнее убожество кто придёт и не сможет ничего дать, пусть будет положен в церкви сел их: везде защищает молитва Феодосиева. Когда мы приходили с половцами на Изяслава Мстиславича, увидали мы издали город высокий и пошли на него. И никто не знал, какой это город. Половцы бились под ним, но многие были ранены, и мы побежали от города того. После уже узнали мы, что это было село пресвятой Богородицы, а города тут никогда и не бывало. И сами, бывшие в селе не понимали, что делалось; только вышедши видели кровопролитие и подивились бывшему. Я пишу вам потому, что все вы вписаны в молитву святого Феодосия; он обещал отцу моему, как о всех чернецах, так и о нас молиться. И отец мой, ожидая исполнения обета святого, велел молитву его положить в гроб себе, в руку. И открылся он одному из тех богоносных отцов и сказал: «скажи сыну моему: я уже получил все блага по молитве святого. Постарайся и ты, сын мой, идти по моим следам добрыми делами. Если же кто не захочет благословения и молитвы и уклонится от них, возлюбя проклятие, пусть проклятие придёт на него! И потому всякий пусть имеет истинную любовь к святому Феодосию. Если же кто не будет иметь этого; тот под клятвою своих прародителей и отцов, и своей волей отвергает молитву и благословение и обет преподобного». 12. О зодчих

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Православное Мариепочитание Христовой Церкви чуждо западной односторонности и двух Ее крайностей: римского мариепоклонства и протестантского мариехульства. «Одинаковый вред в обеих этих ересях, и когда уничижают Деву, и когда, напротив, прославляют Ее сверх должного» (Панарион, против колларидиан. Св. Епифаний). 10. Мариехульство «Как вы говорите: «мы мудры, и закон Господень у нас?» А вот лживая трость книжников и его превращает в ложь» ( Иер.8:8 ). Как протест против римского мариепоклонства является протестантское мариехульство. Хотя святое Православие древняя неповрежденная истина Христова, естественно, осталось чуждым истории и борьбе отпавшего от него через разные лжеучения римского папизма с порожденным им протестантизмом, но невольное общение и столкновение с тем и другим происходили, и в настоящее время усиленно происходят. С грустью приходится отметить, что протестантствующее сектанство, по халатности и недосмотру ответственных кругов, в свое время проникло и в православную Россию и стало жить в нем, как болезненный нарост. Эта духовная губительная зараза имеется и в русском рассеянии. Среди русской эмиграции распространяется несколько сектантских изданий и немало брошюр. Часто выступая с хулами на Православную Церковь , один сектантский журнал недавно выступил с новою хулою против нее в вопросе о почитании Пресвятой Богородицы 4 . Озлобленная борьба с Христовой Церковью на земле ослепляет духовные очи, и хулы пали на святейшее евангельское лицо Пресвятой Девы Марии. Заявив, для вида, что «ни один христианин не может иначе и помыслить о Матери Господа, как только с глубочайшими чувствами уважения и почтительной любви» («Приз.» 14 стр.) и еще одной-двумя фразами в таком духе, весь выпуск в 24 страницы посвящен уничижению лица Пресвятой Девы во что бы то ни стало, вопреки рассудку и в прямом и для всех очевидном искажени и смысла евангельскаго текста. Господь и в отрочестве был «кроток и смирен сердцем» и был «в повиновении» у родителей, а сектант утверждает, что Он «отклонил наименование отца в отношении Иосифа», а также и авторитет Своей Матери, сказав: «или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит (не Иосифу и не Тебе), но Отцу Моему». Такую поясняющую вставку делает в тексте сектант.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

«И небеса прославят чудные дела Твои, Господи, и истину Твою в собрании святых. Ибо кто на небесах сравнится с Господом? Кто между сынами Божиими уподобится Господу? Страшен Бог в великом сонме святых, страшен Он для всех окружающих Его» ( Пс.88:6–8 ). Римская поместная церковь , постепенно отступая от Православия и наконец отделившись от состава Вселенской Церкви, от апостольского, братского союза поместных Церквей, не сохранила в чистоте и древнее учение о почитании Пресвятой Богородицы, преумножив и преувеличив это почитание, вплоть до восхищения прерогатив Божиих в пользу Пресвятой Девы Марии. 3 Римская церковь учит: «Преблагословенная Дева Мария в первом мгновении Своего зачатия, по особенной благодати Всемогущего Бога и особому преимуществу ради будущих заслуг Иисуса Христа, Спасителя рода человеческого, была сохранена свободною от всякой скверны первородной вины» (Булла папы Пия IX-ro). Из всеобщности первородного греха является исключением один Господь Иисус Христос . И никому не дано право быть зачатым во святости. Один Господь Христос зачат от Духа Святого и Он один свят от самаго зачатия Своего. «Из всех рожденных женами, нет ни одного совершенно святого, кроме Господа Иисуса Христа, Который по особому новому образу непорочного рождения, не испытал земного повреждения». «Один только Бог без греха. Обыкновенно все рождаемые от жены и мужа, то есть плотского союза, бывают повинны греху. Следовательно, кто не имеет греха, тот не был и зачат таким образом» (св. Амвросий Медиоланский ). Господь, приняв природу человеческую, обновил ее и воссоздал в Себе первом, очистив ее от первородного греха Адамова. Это дело Божие, дело Христово, принесшее спасение людям в обновлении в нас образа и подобия Божия. Не избрал Бог иного способа, чтобы обновить образ Божий в человеке и очистить грех человека, кроме Своего воплощения. Учение же о том, что еще до воплощения Сына Божия, в самом рождении Пресвятой Девы Ее природа приготовилась к восприятию Бога предочищением своим от первородного греха действием Духа Святого, предвосхищает спасительное дело Христово и дело самого воплощения, и умаляет значение последнего. Происходит извращение самого догмата воплощения.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Polskij...

Закрыть Беседы на тему Оглашения Предисловие. Часть 1 11.05.2024 95 Время на чтение 20 минут Фото: Из личного архива автора Дорогой брат или сестра! Если ты – читатель «Русской народной линии», значит, вероятно, ты – человек верующий. Даже не просто верующий, а, наверное, верующий в Господа Иисуса Христа, в Бога – Троицу, в Пресвятую Богородицу, в святых православной Церкви, в Ангелов… А в кого и во что еще ты веруешь? И что тебе даёт твоя вера? Есть ли у тебя доказательства ее истинности? Зачем ты веруешь? Что ты надеешься с помощью своей веры приобрести и от чего избавиться? Разные люди верят по-разному. В мире много различных религий и верований. Но, вероятно, ты считаешь себя православным человеком? Если это так, то – слава Богу! Православие – единственно истинная Вера по сравнению со всеми остальными религиями и христианскими конфессиями. Но для того, чтобы стать по-настоящему православным христианином, недостаточно просто верить в Господа Иисуса Христа, в Бога-Троицу, в Пресвятую Богородицу, в ангелов, иметь некоторые другие понятия о христианстве, посещать храм, читать молитвы и делать разные добрые дела. Православие потому и называется православием, тем отличается от других христианских конфессий, что содержит в себе правую веру, то есть Истину. Остальные христианские конфессии (католичество, протестантство, баптизм, адвентизм и проч.), хотя и имеют свои определённые понятия о христианстве и опираются в своем учении на Евангелие, однако эти их понятия искажены ложью в той или иной степени. Поэтому эти христианские конфессии в Православии называются еретическими (то есть ложными), и, пребывая в них, спастись невозможно. Чтобы быть по-настоящему православным христианином и иметь надежду на спасение, нужно иметь правильную веру, не отравленную никаким ядом лжи. «Вера в истину спасает, вера в ложь и в бесовскую прелесть – губит», – пишет святитель Игнатий (Брянчанинов). Святой Дух – Дух Истины, пребывающий в Церкви, не терпит никакой лжи. У Истины и лжи не может быть ничего общего, потому что отец всякой лжи – дьявол [ « Ваш отец диавол; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Он был человекоубийца от начала и не устоял в истине, ибо нет в нем истины. Когда говорит он ложь, говорит свое, ибо он лжец и отец лжи» (Ин. 8:44)]. Этому учит нас Сам Бог в Евангелии, как и тому, что Истина – это наш Господь Иисус Христос [ «Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6)]. Поэтому, если человек добровольно хранит в своем уме ложь, то он постепенно и незаметно для себя становится чадом сатаны. Но как же тогда он может быть членом Православной Церкви, в которой пребывает Дух Истины? «Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2Кор. 6:15).

http://ruskline.ru/news_rl/2024/05/11/be...

Это богословие в иконе «Одигитрия» представлено в живописном повторе, создающем круг зрительных ассоциаций, в котором смыкаются символы свитка, образы Христа и Божией Матери. Во многих иконах существует четкая согласованность в положении рук Божией Матери с Богомладенцем и Христа со свитком. При существующем к тому же общем подобии фигур Божией Матери и Христа возникает своеобразный композиционный повтор, как «колесо в колесе». Богородица держит Христа словно Евангелие, а Он Её в образе свитка, в котором написался Сам. Но Богородица являет в иконах не только Себя, но и Церковь , а значит, в руках Божиих оказывается всё Творенье (другой символ свитка), которое Он для спасения соединяет в Церковь . Для этого Он воплотился и принёс Себя в жертву. Так рождается образ Новой Церкви, в которой Христос соединил творение ради вечной жизни и вручил Ей Евангелие – Благой закон, ведущий ко спасению. Новая прославленная Церковь , единая с Небесным Иерусалимом, соединит землю с Небом после всех времён: И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И сказал Сидящий на престоле: се творю все новое. И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец ( Откр.21:2–3,5,6 ). «Воплощенна родивши Божественнаго Слова, благолепное освящение Благодатная, сего оказала еси: темже Твой храм обновляем» 73 . Богородица, «Взбранная Воевода победительная», Своим образом «Одигитрии» утверждает, что побеждающий наследует все ( Откр.21:7 ). Это проповедь Церкви о Себе Самой, свидетельствующей, что только через Неё человечество может восстать и соединиться с Богом. Её Он очистил Духом Святым, в Ней восседает на престоле и в Ней благословляет всех на крестный путь спасения. Поэтому иконография «Одигитрии» более других связана с апостольским служением Пресвятой Богородицы. При жизни Божия Матерь путешествовала мало, но после Своего воскресения Она начала проповедовать учение Сына Своими иконами. Именно в Сказаниях об «Одигитрии» больше всего говорится о самостоятельном передвижении образов, о нисхождении с них Самой Богородицы, о таинственных назиданиях и пророчествах. Римская, Иверская, Тихвинская, Выдропусская… – иконы-путешественницы, которые сами приходят туда, где нужно живое свидетельство о Христе или заступление Его Пречистой Матери. В иконах Смоленской, «Отрада и Утешение», «Скоропослушница» и других Божия Матерь являлась ожившей, внушая благоговейный страх.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/bozhija-...

16 апреля. Лазарева суббота. [В эту субботу Церковь вспоминает праведного Лазаря, которого Иисус воскресил спустя четыре дня после его смерти. Брат Марфы и Марии из Вифании, Лазарь был близким другом Христа. В то время Иисус ушел с учениками за Иордан. Сестры послали сообщить Ему, что Лазарь тяжело болен. К тому времени, когда весть достигла Иисуса, Он знал, что Лазарь уже умер, однако отправился в Вифанию, чтобы совершить небывалое чудо. Когда Иисус с учениками пришли в Вифанию, им сообщили, что Лазаря уже похоронили. Иисус попросил провести Его к могиле Лазаря и заплакал от скорби. Оказавшись возле погребальной пещеры, Он повелел отвалить камень, которым был завален вход, вознес молитву Отцу и воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами, и лице его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его, пусть идет. Тогда многие из Иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него (Ин 11: 43-45)]. Ил.: Воскрешение Лазаря. Дмитрий Савинков, 2003. - С.4; 7 апреля. Благовещение Пресвятой Богородицы . [В этот день Церковь вспоминает событие, с которого началась земная история воплощения Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил приносит Деве Марии весть о том, что Она станет Матерью Сына Божьего. В память об этой благой вести и назван церковный праздник. Слова одной из самых известных и любимых молитв Церкви, обращенных к Пресвятой Богородице («Богородице Дево, радуйся...»), почти буквально повторяют обетование Деве Марии, произнесенное архангелом Гавриилом]. Ил.: Благовещение. Джордж Лоуренс Буллейд, 1903. - С.5; 18 апреля. Начало Страстной седмицы. [Страстной седмицей в Церкви называют неделю, которая предшествует Пасхе. На этой неделе во время богослужения вспоминают Тайную Вечерю, предание Иисуса Христа на суд, страдания Спасителя, его Крестную смерть и погребение. Эту седмицу Церковь чтит особо: каждый ее день называется великим, потому что он связан с величием искупительного подвига Иисуса Христа]. Фото Сергея Горбунова/Троице-Сергиева лавра. - С.5;

http://foma.ru/bibliografija-foma-4-228-...

154 См. Дни Богослужения Правосл. Кафол. Вост. Церкви, lIpomouep. Дебольского. Т. 1. стр. 113–114. 156 И первосвященника 3ахарии не упоминается в «Древностях» Иосифа Флавия. Вероятно и 3ахария был только саганом или другим сановником из членов «священнического совета». См. выше примечание об Иссахаре. 157 Д. Б. стр. 121. Столь необычное введение Пресвятой Девы Марии в само Святая Святых Церковь поныне прославляет в своем песнопении: «Ангелы, вхождение Пречистой зряще, удивишася: како со славою Дева вниде во святая святых» (канон, п. 9, 21 ноября). 164 По воскресении Спасителя Апостолы имели обычай оставлять при трапезе своей одно место праздным и возглавие, на котором полагали хлеб в часть и честь Воскресшего, так, как бы Он находился при них неотлучно и Своим пречистым телом; а после стола возносили этот хлеб, называемый Господнею частью, славя великое Имя Пресвятой Троицы (в этом обыкновении Апостолов имеет свое начало и наш теперешний обычай готовить Св. Артос в день Пасхи). Имея вышеозначенный обычай, Апостолы и на третий день после Успения Богоматери, по окончании своей трапезы, хотели возносить хлеб, в часть Господню отложенный; но, как только они намеревались произнести свою обычную на этот раз молитву: «Господи, Иисусе Христе, помогай нам», то внезапно услышали горе – хвалебное пение Ангелов и увидали Пресвятую Деву на небесах „живу (т.е. с Ея пречистым телом), со множеством ангелов стоящую и неизреченную славою осиеваемую, яже и рече к ним: радуйтесь (Четьи – Минеи, 15 Августа). Это явление Богоматери открыло Апостолам тайну необретения тела Ея во гробе, т.е. что Она взята наконец на небо вместе с телом, и с сего времени возношение стали совершать в честь Богоматери, которое известно ныне под именем Панагии, – причем вместо: «Господи, Иисусе Христе», возглашали: «Пресвятая Богородице, помогай нам», – как и ныне поется: «Пресвятая Богородице, спаси насъ!» См. обо всем изложенном нами о Пресвятой Деве Марии в книге Дебольского – Дни Богослуж. Т. I. 168 Еще яснее о предании Спасителя, а именно за тридцать сребреников, предсказано у пророка Захарии: и скажу им: если угодно вам, то дайте мне плату мою; если же нет, – не давайте; и они отвесят в уплату мне тридцать сребреников. И сказал мне Господь: брось ее в церковное хранилище – отличная цена, в какую они оценили Меня! И взял я тридцать сребреников и бросил их в сокровищницу дома Господня ( Зах. 11:12–13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Titov/...

Для своего спасения мы должны познать самое главное: нужно стать младенцем, смириться и увидеть себя беспомощным и по телесным возможностям, и по умственным способностям. В этом случае нам откроется истина и мы сможем уподобиться древним святым. Не нужно думать, что раньше, например b IV или V cmoлemuu, все было возможно, а сейчас духовный мир от нас как бы удалился. Это не так. Но мы сами удалились от Бога из-за нашего нерадения, происходящего от гордости и лукавства. Аминь. 21 ноября 2000 года Введение во Храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы (Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28) В продолжение пути их пришел Он в одно селение; здесь женщина, именем Марфа, приняла Его в дом свой; у неё была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и, подойдя, сказала: Господи! или Тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? скажи ей, чтобы помогла мне. Иисус же сказал ей в ответ: Марфа! Марфа! ты заботишься и суетишься о многом, а одно только нужно; Мария же избрала благую часть, которая не отнимется у неё. Когда же Он говорил это, одна женщина, возвысив голос из народа, сказала Ему: блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! А Он сказал: блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его. Подвиг Пресвятой Богородицы Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! В Православной Церкви кроме Священного Писания, которое занимает важнейшее место в ее учении и сознании каждого истинного христианина, существует еще и Священное Предание. Богословски более точно сказать, что Священное Писание является его частью. По предположениям церковных историков, только через полтора десятка лет после основания Христианской Церкви была написана первая книга Священного Писания Нового Завета — Евангелие от Матфея. Все книги, вошедшие впоследствии в новозаветный канон, были составлены во второй половине и в конце I cmoлemuя, когда появилась его последняя по времени книга — Евангелие от Иоанна. Возможно, писания Нового Завета были впервые пересмотрены, отделены от писаний недостоверных и собраны воедино именно апостолом Иоанном Богословом или учеником апостола Петра — святым Климентом Римским .

http://azbyka.ru/propovedi/evangelskie-p...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010