Если же и оный «голос крови» не откроет «дверей Божией совести» у людей того или другого племени, или колена, – то во всяком случае откроет «помышления сердец» сынов человеческих в том племени, или в том колене и для «суда абсолютной правды Божией», и для «суда» самих сынов человеческих о себе пред абсолютной правдою Божиею. Наконец, в-третьих, момент наивеличайшего, – в последних степенях и в высшей силе, – свидетельства славы Божией в человеках и славы самих человеков в Боге; этот же «момент свидетельства славы Божией в человеках и славы самих человеков в Боге» есть до конца момент исполнения «человеком Божиим» своего служения «делу Божию» в людях, т. е. восприятию людьми благовестия о Царстве Божием и принятию самого «Царствия Божия, пришедшего в силе» ( Мк.9:1 ): «вот дело Божие, – говорил Иисус Христос иудеям, – чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал» ( Ин.6:29 ); в рассуждении же самой сей веры в людях Иисус Христос сказал Своим ученикам: «не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод вам пребывал» ( Ин.15:16 ). Где же, спрашивается, имел «пребывать плод», или в ком? Всюду – «во всем мире», где Царство Божие имело утвердиться, утвердилось, утверждается и будет утверждаться, «и есть плодоносно и растимо» ( Кол.1:6 ). В сем отношении Апостолы и пророки, как служители «зиждительству и утверждению» Церкви Божией в мире, и именуются в Св. Писании вторыми основаниями Церкви на Краеугольном Камне, т. е. на Христе, Спасителе мира: во Христе, – говорит Ап. Павел, – мы имеем доступ к Отцу, в одном Духе…, бывши утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» ( Еф.2:18–20 ). Поэтому слава Иисуса Христа, как Бога-Спасителя рода человеческого, простирается, так сказать, и на Апостолов, а равно на всех тех «равноапостольных» мужей и жен, которые, в деле служения Царству Божию на земле, не знают пределов верности, преданности и личного самоотвержения даже до подвига – «положить душу свою за Христа ( Ин.13:37–38 ), а в «пастырстве – за своя овцы» ( Ин.10:11 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann-Ivanov/b...

" Крест - лестница на Небо " марта 2018 Митрополит Варсонофий возглавил Божественную литургию в Чесменском храме В Неделю Крестопоклонную, 11 марта, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий возглавил Божественную литургию в Иоанно-Предтеченском (Чесменском) храме . Его Высокопреосвященству сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, благочинный Московского округа, настоятель храма протоиерей Алексий Крылов с клиром и другие священнослужители. Митрополит обратился к верующим с архипастырским словом. " Мы совершили поклонение Кресту Господню и всю седмицу будем прибегать под его сень, - начал владыка. - Господь пришел на землю, чтобы совершить наше спасение, исполнить волю Отца Небесного. Воля Отца - это Крест. Спаситель и молился в Гефсимании: " Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем не как Я хочу, но как Ты " (Мф. 26:39). Но воля Отца была непреклонна, потому что спасение человечества совершается только через Крест. И Господь совершил его. Сегодня в Евангелии мы слышали, что Он призывает каждого, кто хочет пойти в Царство Небесное, взять крест и следовать за Ним " . " Это значит - жить по воле Божией, - продолжил архипастырь. - Когда нам предстоит выбор - исполнить волю Божию или человеческую, мы должны исполнить волю Божию. Воля человеческая не приводит к Царству Небесному. Крест - лестница, которая возводит на Небо. Как Господь через Крест пришел к Воскресению, так и мы через крест - исполнение заповедей Божиих - наследуем Его Царство. Поэтому если у нас бывают скорби, болезни, нужно взирать на Крест. Господь не был грешником, но пострадал больше, чем мы. По Своей воле взял Крест, чтобы спасти каждого из нас " . " Ранами его мы исцелились " (1Пет. 2:24). Будем прикладываться ко Кресту Господню и просить, чтобы непостижимая его сила помогла нам, оградила на путях жизни. Мы выходим из дома, осеняя себя крестом, садимся есть и ложимся спать, осеняясь крестом. Только так мы ограждаем себя от полчища бесов, и сила Господня помогает нам все преодолевать и идти по крестному пути " , - заключил митрополит Варсонофий.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

Лишив себя этого блаженства или постоянного общения с Богом, человек стал мало-помалу забывать своего Творца, несмотря даже на то, что все в мире свидетельствует о Нем: «небеса проповедают славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь« 403 . »Что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им: ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество от создания мира, чрез рассматривание творений, видимы, так что они безответны " 404 . Но Бог как любвеобильный Отец, зная, что человек, по забвению своего Творца, все более и более будет уклоняться в сторону порока, решил воздействовать при посредстве поразительных явлений, т.е. чудес, и этим самым вести человека к религиозно-нравственному усовершенствованию, к Царству Божию. Как премудрость и любовь Божии, так и все могущество Божие является основанием возможности чуда. «Бог обладает неограниченной силой все производить и над всем владычествовать» 405 . Никто и ничто не может воспрепятствовать Ему или остановить на мгновение совершение Его воли 406 . Кроме свидетельства Св.Писания о делах всемогущей воли Божией, можно находить бесчисленные прямые удостоверения этого свойства Божия как в Св.Писании 407 , так и в святоотеческой письменности 408 . Чудо, по самому существу своему, немыслимо без этого свойства Божия. Только Тот, Кто может сделать все, что хочет и как хочет, – только всемогущий Бог может сотворить поразительное, сверхъестественное, необычное деяние – чудо, великое и непосильное для ограниченных сил, не только ввиду их подчинения законам природы, но и вследствие того, что чудо есть действие, направляющее погибающего человека к вечному спасению. Высота цели, ради которой и творится это сверхъестественное деяние, всего более говорит об исключительности своей причины и свидетельствует о всемогуществе Божием. Бог – неограниченный, всемогущий Владыка мира и человека, сотворивший все Своей свободной, всемогущей волей 409 , есть абсолютно самостоятельное Существо и в бытии мира и человека нисколько не нуждается, тогда как мир как творение Бога зависит от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/chu...

От этой идеи все исходит и к ней же возвращается, так что нельзя найти в Евангелии ни одного слова, ни одного действия, что не относилось бы к Царствию Божию» 2 . Провозвещая об этом Царстве Божием – во время своей жизни на земле, Спаситель и начало, и первое воплощение, осуществление этому Царству так же полагал на земле, а не только на небе, в царстве славы, в будущей жизни, как то хотят толковать некоторые. Это видно уже из вышеприведенных слов самого Спасителя, свое выступление на проповеди ставившего во временную связь с приближением Царства Божия. Еще немного ранее Его то же прорек Св. Иоанн Предтеча. «Покайтесь, – взывал он, – ибо приблизилось Царство Небесное. Ибо Он (т.е. Христос) тот, о котором сказал пророк Исайя: глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези ему» ( Мф.3:2–3 ). Здесь Иоанн Предтеча определенно ставит во временную зависимость приближение Царства Божия от явления Христа: царство приблизилось, ибо явился Христос. Значит, Христос явился не только для проповеди Царства Божия, но и для положения ему начала самым своим появлением. И сам Спаситель неоднократно потом свидетельствовал, что Царствие Божие с Его пришествием на землю уже началось. «Если Я, – говорил Он иудеям, – Духом Божиим изгоняю бесов, то конечно достигло до вас Царствие Божие» ( Мф.12:28 ; ср. Лк.11:20 ). Иудеи думали, что Христос силою Вельзевула изгоняет бесов; конечно, таковые далеки были от Христа, от учения Его и от жизни по Нему, далеки от жизни в Царствии Божием. А кто из них почитал Его творящим силою Божией, тот был уже Христов, тот, по Его выражению, уже жизнью своей близок к Царствию Божию; «достигло» значит, проявилось видимо здесь на земле. Поэтому-то когда Христос увидал, что книжник разумно отвечал, то сказал ему: «не далеко ты от Царствия Божия» ( Мк.12:34 ). А книжник этот высказал Христу веру в Единого Бога и необходимость любить Его всем сердцем, всем умом и всею душою, и всею крепостью и любить ближнего как самого себя… Значит, кто имеет веру и таковую любовь, тот близок к Царствию Божию и обратно: Царствие Божие близко к такому человеку, – к человеку, живущему на земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Cheltso...

Отказ от брака не есть произвольное требование. Напротив, он отвечает природе грядущего Царства, ибо в нем, согласно ( Мк. 12:25 пар.), «не будут ни жениться, ни замуж выходить». Эсхатологическое Царство разрешает не только от привязанности к закону, но превосходит также изначальные определения, данные при творения. Отказ от брака соответствует совершенству новой телесности. Однако это совершенство еще не является реальностью настоящего времени, в том числе и для последователей Иисуса Христа. Эсхатологическое совершенство не может быть самовольно предвосхищено (ср. 1Кор. 4:8 ). Отказ от брака возможен только в том случае, если он «дан» ( Мф. 19:11–12 : «кому дано»), то есть когда он – благодатный дар для служения ( 1Кор. 7:7 : «каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе»), а не когда он – требуемое законом условие служения. Так широта, независимость, новизна и видимое разнообразие отношения Иисуса Христа к браку могут быть поняты как единство, только с точки зрения грядущего Царства. То же справедливо и для Его высказываний об отношении к государству. Б) Речи о государстве 1 . Вообще говоря, в Евангелиях «правители и цари» представлены в очень невыгодном для них свете. Достаточно упомянуть царя Ирода ( Мф. 2 ), который в своем параноидальном стремлении удержать за собою власть готов был идти на любые преступления. Или безвольного тетрарха Ирода Антипу ( Мк. 6 ), убившего пророка Иоанна Крестителя. Или, наконец, прокуратора Иудеи Понтия Пилата, через которого Римская государственная машина отдала на распятие Иисуса Христа. Государство, предстающее в таком виде, есть прямая противоположность Церкви и Царству Божию. Таким оно представляется нам не только в Евангелиях, но и в книге Откровения. Однако, – и это тоже утверждает Священное Писание , – антихристианство не составляет самой сущности государства как такового. Самое принципиальное отношение к государству высказал Сам Иисус Христос в ответе на искушающий вопрос в Иерусалимском храме. Вспомним это место. «И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лице, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу. И дивились Ему» ( Мк. 12:13–17 ). На эту ситуацию следует взглянуть, учитывая реалии того времени.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Отказ от брака не является произвольным требованием, напротив, он отвечает природе грядущего Царства, ибо в нем, согласно Мк 12. 25, «не будут ни жениться, ни замуж выходить». Эсхатологическое Царство не только разрешает от привязанности к закону, но превосходит также изначальные определения, данные при творении. Отказ от брака соответствует совершенству новой телесности. Однако это совершенство еще не является реальностью наст. времени, в т. ч. и для последователей Иисуса Христа. Эсхатологическое совершенство не может быть предвосхищено самовольно (ср.: 1 Кор 4. 8). Отказ от брака возможен только в том случае, когда он является благодатным даром, способствующим совершенному служению (Мф 19. 11: «кому дано»; 1 Кор 7. 7: «...каждый имеет свое дарование от Бога, один так, другой иначе»), а не требуемым законом условием служения. II. Речи о гос-ве. В Евангелиях «правители и цари» представлены в невыгодном для них свете: царь Ирод (Мф 2) в своем параноидальном стремлении удержать за собой власть готов идти на любые преступления; безвольный тетрарх Ирод Антипа (Мк 6) убивает прор. Иоанна Крестителя; прокуратор Иудеи Понтий Пилат, уступая иудеям, отдает на распятие Иисуса Христа. Гос-во, имеющее таких правителей, есть прямая противоположность Церкви и Царству Божию. Свое отношение к гос-ву Иисус Христос высказывает в Иерусалимском храме: «И посылают к Нему некоторых из фарисеев и иродиан, чтобы уловить Его в слове. Они же, придя, говорят Ему: Учитель! мы знаем, что Ты справедлив и не заботишься об угождении кому-либо, ибо не смотришь ни на какое лицо, но истинно пути Божию учишь. Позволительно ли давать подать кесарю или нет? давать ли нам или не давать? Но Он, зная их лицемерие, сказал им: что искушаете Меня? принесите Мне динарий, чтобы Мне видеть его. Они принесли. Тогда говорит им: чье это изображение и надпись? Они сказали Ему: кесаревы. Иисус сказал им в ответ: отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мк 12. 13-17). В годы земной жизни Иисуса Христа проблема отношения Израиля к политической зависимости от Римской империи сконцентрировалась на вопросе о подати кесарю.

http://pravenc.ru/text/344423.html

Отче наш небесный! Ты Господь неба и земли, Ты Един Царь всей вселенной, – Царь Всемогущий, Твое есть царство над нами и над всею вселенною; посему верно и крепко уповаем, что Ты, избавишь нас от всех бед сущих в мире и введешь нас в царство Твое вечное, идеже всех нас упокоишь от всех болезней и трудов, немощей и лишений, скорбей и несчастий. Ибо Твоя, Отче святый, сила всемогуща: Ты создавший мир из ничего – одним словом Своим, – силен сделать все, что Тебе угодно, – силен, во мгновении ока, изменить самую жизнь нашу, извлечь нас из сей бездны погибели, и даровать все потребное к животу и к благочестию, да водворимся в вечном царствии Твоем! Твое, Отче наш, царство и сила, но Твоя же потому и слава! Куда ни посмотришь, везде видна Твоя слава: непостижимым величием славы Твоея исполнены небо и земля. Славу Твою являют созданные Тобою небесные светила; Твою славу возвещает, так великолепно украшенная, вся вселенная! Если такая неподражаемая слава является во всех делах Божиих, то можно судить – какою славою Сам Он облечен, и каким великолепием украсит Он нас – чад Своих?! Итак, да не превозносится лукавый дух над нами; ибо Божия есть слава, и она будет и пребудет над нами, и в нас самих, как и во всей вселенной. И в слове Божием возвещается великая слава Божия. Там сказано: «Когда сотворены были звезды, восхвалиша мя гласом велиим вси Ангели Мои». Когда появились светил возженных миллионы, и пошли в свой круговой ход в пространствах эфирного неба; тогда и сами они составили из себя неизобразимо величественный и стройный хор, воспевающий до сих пор славу Божию. Нельзя было первым очевидцам сего хора не восхвалить славы Божией велиим гласом. Так они и доныне хвалят Тебя немолчно: и мы Отче наш, будем славить Тебя непрестанно: только даруй нам дух усердной, пламенной молитвы, – исполни нашу молитву, и прославим имя Твое в век, охотно принесем Тебе хвалу и славу, и будет слава Твоя вечна. Ибо Твое есть царство, и сила, и слава во веки веков. Небо и земля мимо идет: но царство Божие не будет иметь конца. Небо и земля погибнут; но сила Божия пребудет во веки. И самые небеса, как сказано, обветшают, как риза или одежда свиются; но слава Божия продлится во век; и не будет царству Божию, равно как и силе, и славе Его, конца. Аминь.

http://azbyka.ru/otechnik/Iustin_Polyans...

По разумению св. отцов и учителей Церкви, как-то: св. Афанасия Александрийского , Евсевия Кесарийского , блж. Феодорита и др., – в сем псалме есть немало изречений, в которых ясно предсказывается о рождении Иисуса Христа от семени Давидова, о Царстве Его и спасительном страдании за род человеческий с. 289; 6, с. 419–420]. На этом основании и сей псалом причтен к числу мессианских псалмов, пророчествующих о лице Мессии – Христа, а потому и слово разума в надписании его означает, что на псалом сей нужно смотреть как на поучительную песнь о лице Христа, Сына Божия. Пс.88:2–5 Милости Твоя, Господи, во век воспою, в род и род возвещу истину Твою усты моими. Зане рекл еси: в век милость созиждется: на небесех уготовится истина Твоя. Завещах завет избранным Моим, кляхся Давиду рабу Моему: до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой. Начиная псалом сей, псалмопевец выражает свою решимость всегда прославлять и возвещать своими устами неизменную милость Божию к Давиду, а чрез него и к потомкам его и царству его, и верность Божию касательно осуществления обетований, данных Богом Давиду и семени, т.е. потомству, его. Ибо я уверен, говорит он, «что навек основана милость, на небесах утвердил Ты истину Твою, когда сказал: «Я поставил завет с избранным Моим, клялся Давиду, рабу Моему» (ст. 3 и 4 в пер. с евр.). Здесь незаметно переводит речь свою на Бога, вводя говорящим Самого Бога. В век милость созиждется, т.е. будет устроена и воздвигнута милость Божия, именно – спасение и благодать, даруемые Христом. На небесех уготовится истина Твоя, т.е. истина Твоих обетований вечна, тверда, ибо определена к исполнению на небе, где все неизменно, непреложно. Завещах завет избранным Моим, т.е. Аврааму и Иакову, т.к. им дал обетование о Христе ( Быт.22:18, 28:14 ). Кляхся Давиду рабу Моему, т.к. когда сказал: «Иже будет от чрева твоего, и уготовлю царство Его: той созиждет дом имени Моему, и управлю престол Его до века. Аз буду ему во Отца, и той будет ми в Сына» ( 2Цар.7:12–14 ; 1Пар.17:11 ; Пс.131:11 ; Ис.9:7 ; Лк.1:32 ). Ясно, что во всех сих изречениях, равно как и в следующих, сего псалма (ст. 5): до века уготоваю семя твое, и созижду в род и род престол твой, – говорится о Мессии, т.е. Иисусе Христе, ибо только Царство Его есть Царство вечное. Бог с клятвою обещал ему (Давиду), как говорит св. апостол Петр, «от плода чресл его воздвигнуть Христа во плоти и посадить на престоле его» ( Деян.2:30 ). Слова: в род и род, по толкованию блж. Феодорита, означают, что «престол Мессии будет процветать во всяком роде» христианском с. 421].

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Razum...

Пр. Иеремия, обличая лжепророков в том, что они не умеют или не желают отличать истинные откровения Божии от собственных измышлений и простых сновидений, при этом указал на то, что они не обнаруживают и попытки к тому, чтобы узнать истинную волю Божию, и если обращаются к нему с вопросом: «какое откровение (бремя) от Господа?» то с этим вопросом они соединяют совсем другой смысл, разумея под словом бремя не вообще волю Божию, но понимая это слово в смысле тяжкого бедствия, угрожающего от Бога (см. выше 33 ст.). Имея в виду такое отношение к откровениям Божиим со стороны лжепророков, пр. Иеремия: а) убеждает их к тому, чтобы они старались узнать, что есть воля Божия (35 ст.) и б) угрожает им наказанием Божиим за то, если они будут спрашивать лишь о том, какое бедствие им угрожает (34 и 36 ст.). 37–40 ст. В этих заключительных словах пр. Иеремия, повторяя высказанное выше (35 ст.) увещание «спрашивать истинного пророка (не о том, какое бедствие угрожает от Бога, а) какое вышло откровение от Бога» (37 ст.), присовокупляет при этом, что «если они и после этого будут спрашивать о бремени в смысле бедствия, а не в смысле откровения (ср. 33 ст.), то за это они будут тяжко наказаны: «если-же вы еще будете говорить: бремя Господне (т. е. станете спрашивать истинного пророка о том, какое бедствие угрожает от Бога), то посему (сего ради) так говорит Господь: так как вы говорите это слово – бремя Господне, не смотря на то, что Я послан к вам сказать, не говорите: бремя Господне (38 ст. ср. 36 ст.); то за это (сего ради) Я возьму и удалю (повергу) от лица Моего вас и город ваш, который я дал вам и предкам вашим (39 ст.), и отдам вас на вечное поношение и на вечный срам, который никогда не забудется» (40 ст.). Выражение: Аз возму и повергу вас от лииа Моего – значит то же, что изгоню вас из земли вашей. Это видно из снесения настоящих слов с другими подобными: отвергу вас (иудеев) от лица Моею, якоже отвергох всю братию вашу, все семя Ефремово (7:15), где пророк угрожает царству иудейскому участью подобною той, какая уже постигла царство израильское (семя Ефремово); а это последнее было тогда уже рассеяно в плену ассирийском. Следовательно в таком же смысле нужно понимать и угрозу пророка в отношении иудейского царства (ср. 4Цар. 24:20 ). Удаление же иудеев в плен называется удалением от лица Божия в том смысле, что в земле обетованной на избранном месте, именно в Иерусалиме ( 3Цар. 8:16 ), Господь благоволил принимать иудеев с молитвами и дарами в храме пред лицом Своим ( Втор. 16:16 ); с удалением же в плен они лишились возможности являться в храм иерусалимский пред лицом Господа (ср. об этом толк. на Ис. 1:12 ). 10. Утешительные пророчества пред открытием суда Божия над иудеями и предсказания о временах нового завета. Глава 30

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Spasskij/...

Придет и день последнего Суда Божия, называемого Страшным. Из слов Христовых мы знаем, что мы предстанем на этом Суде не только своей бессмертной душой. Перед ним силой Божией, по звуку трубы архангела воскреснут мертвые — Где бы ни находился прах людей — в земле ли, на дне ли морей и океанов,- и земля, и вода отдадут своих мертвецов. Воскресшие тела, по учению нашей веры, восстанут преображенными, обновленными, свободными от наших теперешних немощей и нужд, восстанут для того, чтобы соединиться с бессмертной душой каждого из нас. На Страшном Суде Божием каждый из нас должен дать ответ во всем, что он сделал в жизни своей земной. По слову Божию, одни из нас на этом Суде будут названы “благословенными”, которым предназначено царствие небесное, Другие проклятыми, идущими в муку вечную. Почему так неодинакова будет участь людей: вечная радость и вечная мука? Св. апостол Павел на это отвечает: “Что посеет человек, то и пожнет” ( Гал.6:7 ). И в другом месте он же сказал: “Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе” ( 1Кор.15:43 ). Каждый из нас сам себе готовит участь. И будущие муки и будущие радости для каждого из нас будут плодом той жизни, какою живет и с какой умрет каждый из пас. Та “награда” нищим духом, кротким, милостивым, о которой говорит Господь в Своих заповедях о блаженствах, не будет какой-то внешней наградой человеку за его подвиги, но будет продолжением и углублением того счастья жить с Богом и исполнять Его святую волю, какое истинный раб Божий уже носит в земной своей жизни. Путь к вечным радостям нам указан в святом Евангелии. Господь наш и приходил на землю для того, чтобы, указав нам этот путь, позвать нас идти за Ним этим путем к царству будущего века. Он же и сказал нам в одной Своей притче: “Раб тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много” ( Лк.2:47 ). Мы все знаем Его святую волю, — мы ее должны исполнить в своей земной жизни. Мало того, что мы знаем эту волю Божию, нам Богом даны все средства помочь в деле исполнения этой воли.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-na-...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010