Когда Святая Дева смутилась при появлении сияющего Архистратига Небесного Войска в Назарете, в доме старца Иосифа, то сказал Ей Гавриил: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца [ 3 ]. А когда невинная и кроткая Мария по-детски спросила: кАк будет это, когда Я мужа не знаю? - отвечал Ей вестник небесный: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя… У Бога не останется бессильным никакое слово [ 4 ]. Не появились ли все семена, Феодул, и растительные, и животные, по слову Божию? Действительное, праисконное семя и есть слово Божие. Силой Его слова возникло и человеческое семя в первом человеке, праотце рода человеческого, Адаме. И сказал Бог, и стало так,- написано на первой странице Книги жизни [ 5 ], единственной сияющей среди груд мрачных испещренных бумаг. Так сказал Бог, чтобы Святая Девица Мария родила Христа, и стало так. Что может воспротивиться слову Божию? Ему не смогла противостать тьма, когда Бог сказал: да будет свет [ 6 ],- и появился свет. Не могла противостать ему и земля, когда Бог заповедал ей произрастить из себя зелень и траву с семенем. Не могли противостать ему и мрачные просторы вселенной, когда Бог сказал, чтобы в этих просторах воссияли солнце, луна и звезды. Ни вода, ни воздух не решились сказать: " Нет " , когда Бог заполнил их рыбами и птицами. Ни земля не взбунтовалась, когда загремело повеление Божие появиться из нее животным, и всем скотам, и зверям земным по роду их; ни прах земной не восстал, когда Художник художников взял его для создания человека, высшего Своего творения на земле. Воистину, так же ничто на небе и на земле не могло воспротивиться слову Божию, повелевшему: " Да родится от Пречистой Девицы Марии Иисус Христос, Спаситель мира " . А как только Бог сказал, стало так. И зачала Мария по слову Божию, и родила Сына, и нарекла Ему имя Иисус. Без похоти плоти и без желания мужа, но от Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1306...

Когда испугалась Святая Дева при появлении сияющего архистратига небесного воинства в Назарете, в доме старого Иосифа, сказал ей Гавриил: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего..., и будет царствовать..., и Царству Его не будет конца»( Лк.1:30–33 ). А когда невинная и наивная Мария по-детски спросила: «Как будет это, когда Я мужа не знаю?», ответил ей вестник небесный: «Дух Святый снизойдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя..., у Бога не останется бессильным никакое слово» ( Лк.1:34–37 ). Теодул, разве всякое семя – и растительное, и животное – не по слову Творца возникло? Собственно, праисконное семя и есть слово Творца. В силу Его слова возникло и человеческое семя в первом человеке, праотце рода человеческого, в Адаме. «И сказал Бог... И стало так», – написано на первой странице Книги Бытия, которая единственно светится в грудах мрачной испещренной бумаги. Как сказал Бог , что Святая Дева Мария родит Христа, и стало так. Что может противопоставиться слову Божию? Ему не смог противостоять мрак, когда Бог сказал: «Да будет свет»; и стал свет. Ни земля не могла ему противостоять, когда ей Бог повелел, чтобы пустила из себя траву и растения с семенем. Ни мрачное вселенское пространство не могло противостоять ему, когда Бог повелел, чтобы в этом пространстве засияли солнце, луна и звезды. Ни вода и воздух не посмели сказать: «Нельзя», когда Бог наполнил их рыбами и птицами. Ни прах земной не воспротивился, когда зазвучало повеление Божие, чтобы из него возникли животные, и весь скот, и все звери земные по видам их. Не уклонился прах земной и тогда, когда Художник над художниками взял его как материал для человека, самого возвышенного создания Своего на земле. Воистину так, ничто на небе и на земле не могло противостоять слову Божию: Да от Пречистой Девы Марии родится Иисус Христос , Спаситель мира. Но как Бог сказал, так и стало. И зачала Мария по слову Божию, и родила Сына, и дали ему имя Иисус. Без похоти телесной и без воли мужа родила от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Кто может обратиться и еще раз стать ребенком? Мария была и всю Свою жизнь оставалась отроковицею, по целомудрию и простодушию, по страху Божию и послушанию Богу. Не вошла ли Она в Царствие Сына Своего еще и прежде Его проповеди о Царствии? Вот, Царствие Божие внутри Нее было (Лк.17:21)! Как дитя, Она и смутилась при явлении ангела; как дитя, и размышляла, что бы это было за приветствие. В Ней нет ничего искусственного, изворотливого, наигранного, но все по-детски просто, целомудренно, ясно и прямодушно. Великий Гавриил, присутствовавший при сотворении человека в начале времен и имеющий силу насквозь презирать души человеческие, видел взволнованные помышления Пречистой Девы яснее, нежели мы можем видеть тела. Итак, узрев Ее душевное смущение, он поспешил умирить его умилительными словами: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога. Не бойся, Дитя! Не бойся, благодатная Дщерь Божия! Не бойся, Благословеннейшая из всех смертных, ибо благословение Божие снизойдет чрез Тебя на весь род человеческий! Не бойся, ибо Ты обрела благодать у Бога. (Богодухновенный Андрей Критский, проникая в мысли великого архангела, так объясняет благовещение Пресвятой Деве: " Не бойся, Мария! Ты обрела благодать у Бога, благодать, коей не приняла Сарра, коей не ощутила Ревекка; обрела благодать, коей не удостоилась ни славная Анна, ни Феннана, ее соперница. Ибо, хотя они стали матерями, все же в бесчадии утратили девство, а Ты, становясь Материю, сохраняешь и девство Свое неповрежденным. Итак, не бойся; Ты обрела благодать Божию - благодать, коей, кроме Тебя, никто от вечности не обретал " . Слово на Благовещение.) Сии последние слова свидетельствуют против утверждения некоторых западных богословов о так называемом " непорочном зачатии " , то есть о том, будто Дева Мария зачата и рождена от Своих родителей без тени греха Адамова и ответственности за этот грех. Если бы сие было так, к чему бы архангелу говорить: Ты обрела благодать у Бога? Благодать Божию, включающую в себя понятие прощения, обретает, во-первых, нуждающийся в ней, а во-вторых, ищущий ее. Нет, Пресвятая Дева приложила исполинский труд для возвышения Своей души к Богу, и на этом пути возвышения встретила Ее благодать Божия. Умирив Девическую душу Марии, крылатый вестник Божий теперь передает Ей главное послание небес: и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца. Божий вестник глаголет точно до подробностей. Зачнешь во чреве, то есть в теле; как и Псалмопевец употребляет схожее выражение: и дух прав обнови во утробе моей (Пс.50:12). Подчеркивая во чреве, архангел словно желает заведомо предостеречь против лжеучения еретиков-докетов, будто бы Христос не имел настоящего тела, и не был по-настоящему рожден, и не был настоящим телесным человеком, но только призраком телесного человека.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1132...

Таким царем по подобию языческих царей был Саул. Впрочем, в царствование Давида, признававшего себя носителем власти Господа, Бог милостиво относился к еврейскому царю и придал этому земному царству высокое значение символа грядущего царствования семени Давидова – Сына Божия ( 2Цap. VII, 12 – 13,16 ). Когда с разрушением царств израильского и иудейского прекратилось и такое посредственное царствование Божие над евреями, тогда через пророков и яснее и полнее было предсказано, под символом восстановленного престола Давидова, грядущее царствование семени Давидова, как Божие царствование духовное, внутреннее: «и дам вам», предрекал Господь, «сердце новое, и дух новый дам вам; и возьму из плоти вашей сердце каменное, и дам вам сердце плотяное. Вложу внутрь вас дух Мой, и сделаю то, что вы будете ходить в заповедях Моих, и уставы Мои будете соблюдать и выполнять» ( Ueз. XXXVI, 26, 27 ). Эти слова вложу внутрь вас дух Мой напоминают нам первое сотворение человека Богом: «и создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» ( Быm. II, 7 ). Это два творческих акта. То первобытное вдуновение жизни выделило человека из внешней природы и сделало его душою живою (душевная жизнь), а это позднейшее излияние духа Божия в сердца людей (Иол. II, 28 – 32) выделяет царство Божие из царств человеческих ( Дah. VII ) и создает внутри человека духовную жизнь. Как получивший от Бога дыхание жизни, человек есть образ Божий; воспринимая в себя дух Божий, он становится по подобию Божию. «Все мы люди по образу Божию есьмы; быть же по подобию Божию есть принадлежность одних тех, которые по великой любви свободу свою поработили Богу. Ибо когда мы не бываем своими самим себе, отвергаемся себя, тогда бываем подобны Тому, Кто по любви Своей примирил нас с Собою; чего никто не может достигнуть, если не убедить души своей не увлекаться прелестями жизни самодовольной и самоугодливой» (Диадох). Духовный человек есть новая Божия тварь ( 2Kop. V, 17 ; Гaл. VI, 15 ), новый человек ( Eф. II, 15; IV, 23 ; Koл. III, 10 ); он рождается свыше ( Uoah. III, 3 ) от Бога, подобно как душевный человек рождается от крови, от похоти плоти ( Uoah. I, 13 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

1:1, 2)? Если Сын — Творец веков, то и лежат они во власти Сына. Тоже самое, что говорит Павел (заключается и в словах): « которые Отец положил в Своей власти », потому что властью Отца здесь называется Сын, как Его сила и мудрость: « Христа, Божию силу и Божию премудрость » (1 Кор. 1:24). 15. « Не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый » (Деян. 1:7, 8). « Примете силу » — не для того, чтобы разведывать о временах и летах, но чтобы верить Владыке. « И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли ». Не измеряй порядка слов, но силу власти. Он сказал: «возвестите всюду»; это показывает Его силу, если слово перешло в дело. Могу и я, не столько со властью, сколько с тщеславием, сказать предстоящим или немногим слугам и братьям: идите к народам и научите всех, всех обратите, победите варваров, поразите всех противящихся царству. Слова исходят, но если за ними не следует дело, я не только осуждаюсь, как лжец, но и наказываюсь, как безрассудный хвастун. Итак, нужно судить слова Спасителя не по тому, что Он сказал, но по тому, что сделал. Он сказал: « научите все народы » (Матф. 28:19). Если слова не оправдались делом, это было хвастовство, а не божественная власть. Сказал также: «проповедайте даже до края земли ». Если есть какой–нибудь край, непричастный проповеди, значит, повеление оказалось ложным. Если же блеск дел затмил самые слова — истинны свидетели и истинен свидетельствуемый. « Сказав сие, Он поднялся в глазах их » ( И сия рек, зрящым им взятся ) (Деян. 1:9). Мог, конечно, Господь вознестись не явно, но так как имел свидетелями воскресения глаза учеников, то и теперь делает их самовидцами вознесения. «… Он поднялся в глазах их, и облако взяло Его из вида их. И когда они смотрели на небо, во время восхождения Его » (Деян. 1:9; Лук. 24:51; Деян. 1:10), вознесся, поднялся, несся вверх и взошел». « Ибо Христос вошел не в рукотворенное святилище… но в самое небо, чтобы предстать ныне за нас пред лице Божие » (Евр.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=682...

1–4. И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его имена богохульные. Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него – как у медведя, а пасть у него – как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть. И видел я, что одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелела. И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним? До сих пор, кончая 12-й главой, в видениях Иоанну являлся по преимуществу горний мир – Небо, и в нем Господь и Агнец, ангелы и святые, и наконец, жена – Церковь Христова; даже дракон, и тот отражался все на том же небесном своде. Теперь же видение переносится к нам, на землю. И сам Иоанн стоит на берегу моря – у вод, означающих, по 15-му стиху 17-й главы, людей и народы, и племена, и языки (ср.: Ис.8:7–8; 17:12 ; Иер.46:7–8 ). Там он увидел выходящего из вод морских зверя. Уже самое наименование его зверем указывало на его жестокость и кровожадность, именно на зверство его. Еще больше символизировалось это в подробностях внешнего вида его, ибо в нем сочетались вид барса, ноги медведя и пасть льва. «Барс, по объяснению Мейера, напоминает лукавство и неверность, смелость и свирепость; твердые лапы медведя указывают на хладнокровие и осторожность, упорство и бесстыдство; пасть льва говорит о высокомерии и алчном властолюбии, а все в совокупности свидетельствует о коварстве и жестокости» (Виноградов) 286 . Дракон-диавол дал ему и свою силу, и свою власть с престолом своим; это символизируется и в самом начале – тем, что у зверя, вышедшего из моря, имеется голов и рогов столько же, как и у самого дракона. В образе необъятных вод морских символизируется в Писании «множество народов» неспокойных, мятущихся и враждебно настроенных «к Царству Божию – к народу Божию» (Орлов), так что зверь этот вышел «из среды грешного, боговраждебного человеческого мира» 287 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/apokal...

27. Ин. 3:27 . Иоанн сказал в ответ: не может человек ничего принимать на себя, если не будет дано ему с неба. Ин. 19:11 ; Евр. 5:4 Иоанн сказал в ответ: он не входит в их чувства, а прямо начинает раскрывать величие Христово сравнительно с собою. – Не может человек и пр.: это общая религиозная истина в отношении к Царству Божьему на земле. Всё здесь на земле делается по воле Божией; всякие дарования, всякое положение человека в этом Царстве Божием, всякие успехи – всё основывается на свободной воле и определении Божием. А отсюда следует, что нужно покоряться этой воле, в чувстве смирения преклоняться пред этою волею и орудиями проявления её, в этом находить высшее успокоение духовное, а не питать, например, чувство ревности и зависти к дарам и успехам других. Успокойтесь, говорит Креститель, ни я не могу восхитить или принять на себя такого служения, какого не дано Мне Богом, ни Иисус, о Котором вы говорите; а если Он так действует, как действует, то, значит, это по воле Божией, значит, Ему так должно действовать по Божию велению; тут не должно быть места ни ревности, ни зависти к великим успехам Его. «Посему вы за раз согрешаете дважды, раз – тем, что противитесь определению Божию, а другой – тем, что предпринимаете невозможное. Вместе с сим он их и успокаивает несколько тем, что побеждающий их не человек, но Бог» (Феофил.). 28. Ин. 3:28 . Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: не я Христос, но я послан пред Ним. Ин. 1:20, 23, 30 ; Мф. 11:10 ; Деян. 13:25 . Вы сами и пр.: Креститель ясно говорил прежде, что он не Мессия, а предтеча Его ( Ин. 1:20, 23 и далее и парал.), и теперь повторяет то же самое, ссылаясь на свидетельство самих учеников. Если же я – только предтеча Мессии, то следует, что я ниже Его и вам не следует возвышать меня пред Ним и завидовать успехам Его. Иоанн здесь не называет имени Иисуса как Мессии, но из всего хода речи несомненно, что говорит он именно о Нём, Иисусе, как Мессии, а о себе только как о предтече Его. 29. Ин. 3:29 . Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха. Сия-то радость моя исполнилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Luzin/t...

5–6. Пойте Господеви, преподобнии Его, и исповедайте память святыни Его: яко гнев в ярости Его, и живот в воли Его: вечер водворится плачь, и заутра радость. Желая превознести Господа (ст. 2), Давид, но только сам исповедует – прославляет Его благость, но призывает и всех других благочестивых людей к тому же. – «Пойте Господу, преподобные – святые Его, и проповедуйте о Его святой памяти», – что он никогда не забывает о своей благости: ибо Он проявляет свой гнев в сильной степени – в ярости, но и живот в воли Его, жизнь в благоволении Его, т. е. Он желает человеку не гибели, а жизни; а потому, по гневу Божию – «вечером приходит плач, а утром, по милости Божией, наступает радость» (ст. 12). – Так бывало именно с Давидом и неоднократно во время гонений: ночью ему предстояла гибель, а утром он видел совершенное избавление – от гонителей. 7–8. Аз же Рех во обилии моем: не подвижуся во век. Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу: отвратил же ecu лице Твое, и бых смущен. Избавившейся от преследований, помазанный на царство над всем Израилем, овладевши крепостью Сионом, перенесши сюда и Ковчег Завета и сам водворившийся здесь же, Давид был во обилии – в полном благоденствии, думал и говорил: не подвижуся во век – не поколеблюсь на царском троне. В основании такой надежды царя было благословенье и обетование Господа, данные ему и его долу – царственному потомству. Желая сохранить это обетование и, в силу того, благоденствие своего царства, Давид молил Бога: Господи, волею Твоею подаждь доброте моей силу или – по благоволении Твоему, Ты, Господи, даруй крепость доброте моей – моему благоустроенному царству, во главе которого находится святая гора Сион, где дом Божий и дворец царский. Но Ты, Господи, отвратил лице свое – как бы сокрылся от меня – и я был смущен – проникся чувством грусти – при мысли, что Ты не продлишь моего благоденствия. Такое смущение явилось у Давида по поводу одного несчастного обстоятельства при перевезении Ковчега Завета на Сион. – Когда перевозили Ковчег Божий, то «некто левит, именем Оза, простер руку свою к Ковчегу Божию, чтобы придержать его, и взялся за него; ибо волы наклонили его. Но Господь прогневался на Озу; и поразил его Бог там за дерзновение, и умер он там у ковчега Божия. И опечалился Давид... И устрашился Давид в тот день Господа, и сказал: как войти ко мне ковчегу Господню»?.. ( 2Цар.6:3,6–9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

90 . И будут сожигать оружие, щиты и латы, луки и стрелы, и булавы и копья: семь лет будут жечь их ( Иез.39:9 ). 91 . И дам Гогу место для могилы, и семь месяцев будут хоронить их, чтобы очистить землю ( Иез.39:1112 ). 92 . В четырнадцатом году по разрушении Иерусалима и храма в видении показан был в духе пророку великий храм в великой славе, ибо слава Господня наполняла весь храм ( Иез.43:5 ). 93 . И слышал пророк глас Божий: Это место престола Моего и место стопам ног Моих, где Я буду жить среди сынов Израилевых, народа христианского, во веки ( Иез.43:7 ). 94 . Вот закон храма: на вершине горы все пространство его вокруг – Святое святых; вот закон храма! ( Иез.43:12 ). 95 . Иезекииль – созерцатель дивных видений. Был отведен в плен Вавилонский. Время его служения 592563 гг. до Р. X. Видел отверстыми горние врата и славу Божию. Пророчествовал о Добром Пастыре – Сыне Человеческом ( Иез.34:3031 ), о воскресении, первенцем которого стал Иисус Христос ( Иез.37:627 ), о таинстве Приснодевства Богородицы ( Иез.44:13 ), предсказывал о войне с Гогом ( Иез.39:111 ). 96 . В 597 г., за одиннадцать лет до разрушения Иерусалима, в возрасте 25 лет отведен в плен Вавилонский и жил при реке Ховаре, в Тель-Авиве. В 30 лет, на пятом году пленения, призван к пророческому служению. Видел Сына Человеческого. До падения Иерусалима (587) пророк обличает, предсказывал гибель города и народа, призывал к покаянию, а потом утешал народ надеждой на освобождение из плена. 97 . В 572 г. Дух Божий перенес пророка на гору Сион и показал храм и славу Его ( Иез.43:512 ), через восточные врата явившуюся, где во веки престол Царя славы Христа с источником воды живой ( Иез.47:16 ) – Церковью Христовой, возводящей к Свету вечности, Царству славы, Новому Иерусалиму. Это же созерцал и Иоанн Богослов. 98 . При пророке Иезекииле израильский народ переживал время гнева Божия. При Навуходоносоре (605562 гг. до Р. X.) Иерусалим был трижды взят халдеями, разрушен; евреев переселили в Вавилон. Во время 70-летнего плена пророки Иеремия, Иезекииль и Даниил пророчествовали истину и правду Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/sotnit...

А творить что-либо во славу Божию – не значит творить нравственно безразличное действие, – это значит – творить действие нравственно доброе. В другом месте Апостол требует все совершать во имя Господа Иисуса Христа: «Все, что вы делаете, словом или делом, все делайте во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» ( Колос. 3:17 ). В таинственной книге Апокалипсис есть слова страшные по своему глубокому смыслу: «Ангелу Лаодикийской церкви напиши: так говорит аминь, свидетель верный и истинный, начало создания Божия: знаю твои дела; ты не холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но как ты тепл, а не горяч и не холоден: то извергну тебя из уст Моих» (3 гл. 14–16). Эти слова показывают, что возвышенный христианский закон не терпит серединности в нравственной области, спокойного пассивного пребывания между добром и злом, не терпит состояния, в котором человек «ни тепл, ни холоден», не терпит безразлично-нравственных действий. Эти слова показывают, что это серединное состояние ясно свидетельствует о слабости человеческого духа, узости его нравственной натуры. Эта серединность имеет и ту опасность, что человек при таком состоянии впадает в самообман, не сознает своей нравственной убогости: ему советуется помазать глазной мазью глаза, чтобы видеть, как он жалок и убог! (ст. 18). Осуждая фарисейское отношение свободной воли к нравственному закону, свящ. писание требует, чтобы любовь к добру и стремление к царству Божию, проникли до последней глубины человеческой души, и чтобы отсюда они распространялись на всю без исключения жизнь человека, на все слова и все движения его, объединяя их в одной конечной цели и сообщая всем им нравственный характер. Поэтому и безразличных действий с нравственной точки зрения нет и быть не может. 10. Христианская добродетель. Ее сущность и свойство. Единство христианской добродетели при ее многоразличии Понятие. Если свободные наши действия согласны с нравственным Законом Божьим и совершаются по чисто-нравственным побуждениям, то они называются нравственно-добрыми, если же не согласны и совершаются не по нравственным побуждениям, то называются безнравственными, злыми, греховными. Из деятельности чисто нравственной, началом и основанием коей служит искренняя любовь к Богу и ближнему, происходит добродетель.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010