Свящ. Кр. Иванов 4) Прозоров Г., свящ. Поучение в неделю 28 по Пятидесятнице: «в чем причина современного отчуждения людей от Царствия Божия, или Церкви Христовой».//Миссионерское Обозрение, 1897, Декабрь, кн. 2. С. 771–775 И начаша вкупе отрицатися вси. ( Лк.14:18 ). Один человек царь ( Мф.22:2 ) устроил большую вечерю и звал многих. Когда настало время вечери, по восточному обычаю, послан был раб сказать званным: идите, все уже готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Один сказал: «я купил землю, мне нужно посмотреть ее; прошу тебя, извини, что не могу прийти». Другой извинялся тем, что ему необходимо испытать только что приобретенных волов. А третий даже и не извинялся, но просто заявил, что женился и не может прийти. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу: «пойди скорее по улицам и переулкам города, и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. Раб исполнил волю господина, но остались места. Господин тогда сказал рабу: «пойди по дорогам и изгородям (вне города) и убеди прийти, чтобы наполнился дом мой». «Сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моей вечери: ибо много званных, но мало избранных». Так закончил притчу Господь Иисус Христос. В притче этой изображается то отношение к Царству Божию (Церкви Христовой на земле и вечному блаженству на небе), в какое поставляют себя в нему разные народы и лица. В историческом смысле под званными кроме других разумеются современные Господу Спасителю представители и вожди еврейского народа и вообще Израиль, который, в течение длинного ряда веков особыми путями Промысла Божия, приготовляем быль к пришествию Мессии и вступлении в Его благодатное царство, представленное в притче под образом царской вечери. Этому народу даны обетования и прообразы, закон и пророки; среди него Господь воздвигал нарочитых мужей, которые боговдохновенным словом, в ярких и поразительных чертах, за много веков вперед личность Мессии и Его вечное царство. Но когда, по исполнении времен, открылось на земле это самое царство, первозванные, зарывшись в мipckue интересы и чувственные удовольствия, отказались прийти на духовную вечерю Господа. Вместо них приглашены были все нравственно-труждающиеся и обремененные, – те нищие духом, слепые и увечные, те грешники и мытари, которых презирали гордые мнимою праведностью своею законники и фарисеи, но с которыми вечерял Христос Спаситель, и которые, по слову Его, ближе были к Царству Божию и шли к Нему впереди первых; а также (званные были) и язычники, которые, живя доселе вне града Божия, блуждали по распутиям мipa, но которые, изведавши всю тяжесть жизни вне отчего дома, наболевшею душой и исстрадавшимся сердцем жаждали обновления и лучшей жизни. Почитая за неслыханную для себя честь – приглашение на Царскую вечерю, они с великою радостью (и готовностью) явились на духовный ужин и здесь обрели высшее благо – свое спасение. Таков исторический смысл притчи.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Скачать epub pdf Четвёртое прошение Мф.6:11 .  Хлеб наш насущный даждь нам днесь Переходим к четвёртому прошению Молитвы Господней: «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Прежде всего хочется задать себе самому и слушателям вопрос: почему, в каком порядке это прошение поставлено на этом месте? т.е. почему оно стоит на четвёртом месте – после трёх прежних и перед пятым? Мне приходит такая мысль. Первые три прошения, а также воззвание к Отцу Небесному, можно назвать небесной частью молитвы. Правда, в третьем – уже напоминается «и на земли»... Следовательно, казалось бы, будто мы от неба перешли уже к земле. Но когда мы просим, чтобы и на земле была воля Божия, воля Бога, воля небесная (а на небе нет иной воли, кроме Божией: в Едином Боге, в ангелах и святых), то в конце концов мы хотим того, чтобы на земле было, как и на небе, по-Божьи. Значит, в сущности, мы желаем, чтобы всё и здесь творилось, как угодно Богу на небе. А так, как Богу угодно, чтобы нами всё совершалось во славу Божию и во спасение души нашей, а спасение наше и состоит в том, чтобы мы готовились к Царству Небесному, к Царству Божию, – значит, земная жизнь является лишь путём туда, временной, странноприимной гостиницей, а целью, концом стремлений остаётся тоже Царство Небесное, Царство Божие, Божественная, или для твари – благодатная, жизнь во Святом Духе. Таким образом и третье прошение обращает нашу душу к Богу же – так и подобает, но только местом воли Божией является уже не небо, а земля. В четвёртом прошении излагается прошение прямо о земном, не только в смысле действия, но и предмете прошения: о хлебе земном. Правда есть толкование о том, что под хлебом можно разуметь духовное питание, т.е. Святое Причащение Тела и Крови Христовых. Так и Сам Христос сказал о Себе: «Не Моисей дал вам хлеб с неба (т.е. манну), а Отец Мой вам истинный хлеб с небес дает. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это сказали ему: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Иисус же сказал им (евреям): Я есмь хлеб жизни: приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда» ( Ин. 6, 32–35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Fedch...

Толкование Евангелия на каждый день года. Среда 28-й седмицы по Пятидесятнице Лк, 90 зач., 18, 15—17; 26—30 Тогда приносили к Иисусу младенцев, чтобы Он прикоснулся к ним; ученики же, видя то, возбраняли им. Но Иисус, подозвав их, сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него. Слышавшие сие сказали: кто же может спастись? Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу. Петр же сказал: вот, мы оставили все и последовали за Тобою. Он сказал им: истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной. Кто узнал благодать Божию, будет естественно желать, чтобы Христос благословил и его детей. Мы видим, как приносят ко Господу младенцев, вероятно, еще не умевших ходить, может быть, даже грудных. Но никто не бывает слишком мал или слишком юн, чтобы нельзя было ему предстать пред Господом. Одно благодатное прикосновение Христа исполняет детей блаженства. «Их приносили к Нему, чтобы Он коснулся их». Мы не должны удивляться, что когда мы обращаемся ко Христу или желаем, чтобы наши дети были с Ним, это может вызвать чье-то недовольство. Увы, порой даже в Церкви. «Ученики, видя это, возбраняли им». Многих из тех, кому возбраняют ученики, их Учитель зовет к Себе. Господь говорит: «Пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им». Пусть никто и ничто — ни при каких переменах времени — не мешает детям приходить ко Христу! Дети тех, кто принял крещение и принадлежит Царству Божию, должны так же принадлежать этому Царству. «Подобно тому, как дети свободных рождаются свободными», — говорит святой Иоанн Златоуст. И те взрослые наиболее приятны Господу, кто с детской верой принимает Его. «Кто не примет Царства Божия как дитя, не войдет в него», — говорит Христос. Это значит — с благодарностью и смирением, с радостной готовностью ответить всею своею жизнью на дар Христов. Пока не достигнет человек этого устроения всецелой самоотдачи, вон не сможет никогда войти в Его Царство.

http://pravoslavie.ru/3816.html

Царствие Божие, или Благодать Духа Святого, одно и то же. И можно сказать, что Царствие Божие – есть Благодатное Царство (а не земное). Об этом Царстве мы и молимся во втором прошении Молитвы Господней. Воистину, оно есть «не от мира сего», а от Бога. Но хотя Царство Божие, по существу своему, «не от мира сего», однако все мы живём в сем земном царстве. И все дни нашей жизни мы должны посвящать исканию благодатного Царства. Это выяснено преподобным Серафимом в его чудной беседе о цели христианской жизни: всё земное есть лишь средство для основной христианской цели. Потому мы обязаны упражнять все свои силы для исполнения не только личных подвигов (молитвы, постов, милостыни и пр.), но и для исполнения обязанностей государственных, общественных, семейных и т.д., как говорит апостол Павел: «Едите ли, пьёте ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию» ( 1Кор.10:31 ); всё мы должны обращать в стяжание благодати Духа Святого, в возрастание во Христе, в приобретение Царства Божия, в приготовление к Царству Божию, к Царству Небесному. Но оно – как мы видели – начинается ещё здесь. Теперь нужно нам остановиться на словах: «Да приидет». В Молитве Господней Царство Божие представляется не пришедшим уже, а желательным, просимым, будущим. Что это значит? Значит ли это, что оно не пришло ещё ко мне лично или не явилось вообще в мир, и мы молимся, чтобы Царствие Божие пришло теперь к людям? Это не относится к пришествию в мир и Самого Господа Иисуса Христа. Сам Он, вслед за Иоанном Крестителем, говорил лишь: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» ( Мф.3:2,4:17 ), а не пришло уже. И у евангелиста Марка говорится: «Пришел Иисус в Галилею, проповедуя Евангелие Царствия Божия и говоря, что исполнилось время и приблизилось Царствие Божие: покайтесь и веруйте в Евангелие» ( Мк.1:14–15 ). То же и у евангелиста Луки( Лк.10:9–11 ). Что же означает это слово «приблизилось?» Следовательно, оно ещё не пришло, не наступило ещё – даже и с пришествием Господа Иисуса Христа. Даже и по Воскресении Своём Он ещё, в продолжение 40 дней являясь ученикам, говорил им «о Царствии Божием». И ученики ещё не могли отрешиться от земных, общежитейских воззрений и спрашивали Господа: «Не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилю?» ( Деян.1:6 ). В ответ на это Он сказал им ясно: «Вы примете силу, когда сойдёт на вас Дух Святый» ( Деян.1:8 ). И это произошло в день Пятидесятницы, когда на них сошёл Дух Святой в виде огненных языков, и они «начали говорить на иных языках» ( Деян.2:3–4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/otche-...

—621— существованием Λογος’у, т. е. Слову. «В мире был, и мир чрез Него начал быть, и мир Его не познал» ( Ин.1:10 ). Очевидно, что всем этим и учением о Логосе, в частности, устанавливается совершенно иной взгляд на язычество и естественную жизнь, «жизнь мира сего» вообще, чем какой мы рассматриваем. Нельзя относиться к естественной жизни человечества, как к чему-то противоположному святости, находящемуся вне Божия освящения, вне царства Его. Слово Божие в основание земного человеческого общества или государства полагает нравственное начало справедливости и не видит никакого противоречия между церковью и государством, поскольку государство, основанное на правде, является служением этой правде в своих пределах. Всякому известны классические места посланий Ап. Павла к Тимофею, Римлянам, Колоссянам, где трактуется о происхождении, сущности и значении земной власти. Она имеет Божественное происхождение и государство через то получает религиозную санкцию; поэтому христиане приглашаются к повиновению власти, даже языческой, – римской ( Рим.13:4–6 ). Основание для признания нравственного значения государства следующее: «Начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же делаешь зло, бойся: ибо он не напрасно носит меч; он – Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое» ( Рим.13:4 ). Ясное дело, что по этому учению государство является органом Божественной власти на земле, поскольку эта власть основывается на правде. Итак ясно, что человеческие общества или государства могут входить в состав царства Божия на земле. Да и странно было бы утверждать, что есть какой-нибудь уголок вселенной, который был бы не подвластен Богу. Ап. Павел говорит, что царству Христа должно быть покорено все, чтобы во всем был Бог, «потому что все покорил под ноги Его. Когда же сказано, что Ему все покорено: то ясно, что кроме Того, который покорил Ему все. Когда же все покорит Ему; тогда и сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» ( 1Кор.15:27–28 ). Этими словами ясно исключается тот узкий смысл, который дается царству Божию в рассматриваемом воззрении.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

A назначение это огромно и прямо безмерно. О нём можно судить уже на основании тех целей, которые предлежат на земле Царству Божию. – Цели эти предуказаны были ещё в Ветхом Завете. О них именно говорил прор. Даниил, объясняя сон царю Навуходоносору. «Тебе царь было такое видение: вот, какой-то большой истукан; огромный был этот истукан... стоял пред тобою... Ты видел его, доколе камень не оторвался от горы без содействия рук, ударил в истукан... и разбил его. Тогда всё вместе раздробилось», сделалось подобно праху на летних гумнах, и ветер развеял всё; «а камень, разбивший истукан, сделался великою горою и наполнил всю землю» ( Дан. 2:31–35 ). Что это за «камень» видел во сне Навуходоносор и какого «истукана» разбил он? Прор. Даниил частью разъясняет видение царя. Под истуканом, разлетевшимся в прах от удара камня, надо разуметь все могущественные языческие царства, бывшие до Христа, На них «пало» благовестие Христово, и они под влиянием евангелия растеряли до оснований свои языческие устои. Камень означает Христа (ср. Ис. 28:16 ), Который, положив начало Царству Своему на земле, Своему влиянию покорил «всю землю». Не тех или других людей, не те или нные стороны жизни, а «всю землю» – всё, что мы видим и осязаем. Отсюда уже можно заключать о задачах, предлежащих христианам. Их дело, очевидно, не сводится к составлению богослужебных канонов и покаянных правил только; они обязаны «всю землю» покорить Христову благовестию, – обязаны Его дыханием оживить все виды своих отношений – личные, семейные, общественные и государственные. С этой точки зрения, – сказать, что – не дело христиан создавать нормы социально-экономических отношений между людьми, значит преступно суживать назначение евангелия на земле; значит, говорить слова, противные не только прор. Даниилу, но и Самому Господу Спасителю. Да. Повторяем это настойчиво, борясь с тем духовным рабством, предрассудкам, которые нас окружают, – разбивая хоть малую часть той цепи, в которую христиане многие сами себя и добровольно заковали. Спаситель, указывая на задачи Своего Царства на земле, уподобил его «закваске, которую женщина, взявши, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё» ( Мф. 13:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

В сотворенном Премудрым Богом мире мы видим самые разнообразные существа, и в то же время замечаем самую строгую последовательность в переходе от низшей ступени к высшей – от минералов к царству растений, от царства растений к царству животных, от царства животных к человеку. Поэтому должны быть существа более совершенные, чем человек, и ближе человека стоящие к Богу. Такими существами являются ангелы, имеющие подобно человеку разум и свободную волю, но не имеющие ничего телесного. О существовании ангелов Слово Божие говорит в Ветхом и Новом Завете ясно и часто. В Ветхом Завете: один из высших ангелов (херувим) охраняет рай, по изгнании из него наших падших прародителей; ангелы выводят Лота из Содома; ангел удерживает руку Авраама при принесении Исаака в жертву; ангел Рафаил сопутствует молодому Товии; ангел спасает трех отроков в пещи огненной и др. В Новом Завете: ангел возвещает Захарии о рождении Инна, Пресв. Деве Марии – о рождении Спасителя мира, Иосифу – об избрании Пресв. Девы Марии в Матерь Божию, Вифлеемским пастырям – о рождении Спасителя. Ангел Господень является во сне Иосифу и повелевает с Божественным Младенцем и Матерью Его бежать в Египет, ангелы служат Иисусу Христу в пустыне, укрепляют Его в саду Гефсиманском, отваливают камень от дверей гроба Христова, являются Женам–мироносицам и возвещают о воскресении Господа и проч. Ап. Павел в послании к Евреям говорит о Сыне Божием, что Он «столько превосходнее ангелов, сколько славнейшее пред ними наследовал имя. Ибо кому когда от ангелов сказал Бог: Ты сын мой, Я ныне родил Тебя. Также, когда вводит Первородного во вселенную, говорит: «и да поклонятся Ему все ангелы Божии.» ( Евр.1:4–6 ). Ангелов бесчисленное множество, и они различаются по своим совершенствам. Возвышаются ангелы над человеком, прежде всего, своей чисто духовною природой, так как они не имеют ничего телесного; потом – своей особенною близостью к Богу, для непосредственного служения Которому они и сотворены. Если в Слове Божием говорится о телесных явлениях ангелов, то это нужно понимать так, что они, по воле Божьей, принимали только кажущееся, призрачное тело. Ангелы превосходят людей также и своим высоким знанием: они, как чистые духи, знают все для них познаваемое одним умственным взором, а не так, как приобретают свое знание люди, переходя от одного предмета к другому. Так как они сотворены Богом невинными, и воля их вполне согласуется с волею Божественною, то они наслаждаются и блаженством: «ангелы их (верующих в Сына Божия) на небесах всегда видят лицо Отца Моего Небесного», сказал Спаситель (Мф.18:10).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pro...

Воины Российской армии, в прошлом весьма религиозные и чтящие христианские заветы, были весьма преданы своим командирам, воинскому долгу, потому что воспитывались на религиозных идеалах, которые поднимали престиж воинской службы». Вот рассуждения тех, кто не на словах, а на деле занимается воспитанием молодых воинов, и мне представляется, что многие и многие наши священнослужители, братья и сестры рассуждают подобным же образом, разумно полагаясь на мудрость и опыт предыдущих поколений. Поэтому-то такую горечь и недоумение вызывает слова отца Петра о том, что патриотизм – это конечно хорошо, но вот поиск врагов нашей Церкви пора прекратить. На одном из «круглых столов» протоиерей Димитрий Смирнов возразил игумену. Он не только сказал, что у Церкви есть враги, но и предложил даже создать сайт «Враги Церкви» с подробной информацией обо всех недоброжелателях. Очень актуальная и здравая мысль в наше неспокойное время. Еще хотелось бы привести слова из проповеди замечательного и всем известного старца, недавно почившего отца Иоанна (Крестьянкина) , как раз о бдительности нашей. «“И как ты сохранил слово терпения Моего, то и я сохраню тебя от годины искушения, которая придет на всю вселенную, чтобы испытать живущих на земле” (Откр. 3: 10). А то, что во всем мире наступила именно такая година, уже не у кого не вызывает сомнения. “Тайна беззакония”, восставшая в свое время на самого Бога и изгнанная на землю, объявила еще тогда беспощадную – не на жизнь, а на смерть – войну против всего Божественного, в чем бы и как бы оно не проявлялось: – на христианское государство, хранящее нравственный уклад народной жизни; – на христианскую Церковь, несущую слово Божественной истины; – на христианскую душу… “Предтечи антихриста” уничтожили православную Россию. И вот сегодня, на наших глазах происходит едва ли не последний страшный натиск сил ада на то, что еще хранит остатки истинной Божественной духовности, – на Православную Русскую Церковь. Слово Божие предупреждает нас о имеющей явиться страшной последней брани, когда «восстанет народ на народ и царство на царство» (Мф. 24: 7). Это значит, что народ Божий – православные христиане, вписанные в книгу жизни и принадлежащие царству Божию, должны повести ее с народом беззакония – богоборцами и лжеучителями, принадлежащими царству тьмы…

http://pravoslavie.ru/5767.html

Вопрос о земной власти был признан безразличным для царства Божия или, по крайней мере, не имеющим к нему прямого отношения ( Мк.12:14–17 ). От одного только ига пришел Спаситель освободить людей, от ига греха с его следствиями, от власти диавола, «князя мира сего», только победой над царством зла и над главой его, диаволом, открывался путь царству Божию ( Мф.12:22–29 ; Лк.10:17–19 ; Ин.12:31 ; Мф.6:13; 4:1–11 ; Мк.1:12–13 ; Лк.4:1–13 и др.). Другими словами, не политическая, а духовная свобода, свобода от власти греха и тьмы, была теперь объявлена главным и существенным в царстве Мессии, сообразно с новым общим характером его. В иудейском ходячем воззрении на царство Божие национально-эсхатологическая сторона выдвигалась в ущерб индивидуально-этической. Последняя теперь находит полное признание себе в евангельской проповеди царства Божия. В отличие от чисто земного царства иудейской апокалиптики проповедуемое Евангелием царство Мессии есть царство духовное, нравственное, «царство не от мира сего», царство истины и добра ( Ин.18:36–38 ). Это – царствование Бога внутри людей, в сердцах их. «Быв спрошен фарисеями, когда прийдет царствие Божие, Иисус отвечал им: не прийдет царствие Божие приметным образом (μετ παρατηρσεως); и не скажут: вот, оно здесь, или: вот, там. Ибо вот, царствие Божие внутри нас ( βασιλεα το Θεο ντς μν στιν, regnum Dei intra vos est – Лк.17:20–21 ), или, как объясняет ап. Павел, «царство Божие не пища и питие, но праведность и мир, и радость во Святом Духе. Кто сим служит Христу, тот угоден Богу» ( Рим.14:17–18 , ср. Кол.1:12–13 ; 1Фес.5:5 ) 969 . цается лишь в его противоположности Богу и царству Его, в той мере, в какой он является ареной греха и власти диавола в отчуждении и обособлении от Бога, когда замыкается в себе с забвением о Боге и в себе самом видит цель свою. Отрицается не творение и не блага земные, а злоупотребление ими, неправильное отношение к земным благам, и всему указывается свое место. Духовное выше материального, небесное – земного, и потому в царстве Божием материальные блага ставятся в подчиненное отношение к духовным в противоположность иудейской и мирской оценке вещей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Второй вывод Жезлу Иосифа кланялся Иаков, жезл Аарона хранился с великим почетом в златокованом ковчеге, жезл Моисея был чудотворным. Все эти жезлы были проображением Креста Христова, как было сказано выше. Если же тень Креста Господня была в таком почете, то насколько более мы должны почитать саму истину и поклоняться Кресту Господню, обращая внимание не на вещество, из которого сделан Крест, а на содержание образа и отношение его к Самому на нем распятому Иисусу, как и Иаков поклонился не веществу жезла Иосифова, но Таинству, предвиденному и начертанному в жезле. Глава 2. Твердость Камня Веры о Кресте Господнем от Нового Завета Из Божественного Писания ясно видим, что Христос, Спаситель наш, был распят на Кресте не случайно, не вынужденно, не за свои грехи, но по Своей воле избрав Крест в Свое прославление, наше же спасение. Он избрал Крест, как алтарь для принесения непорочной жертвы, чтобы ею умилостивить Бога, разгневанного на нас. Он избрал Крест, как некую лестницу, по которой Он взойдет на престол и получит царскую власть, и Его царству не будет конца. Он избрал Крест, как орудие нашего избавления, которым содеял спасение на земле. Он избрал Крест, как некое мерило, которым измеряется цена искупления рода человеческого. Он избрал Крест, как оружие, которым победил диавола и упразднил его власть. Из всего этого ясно, в какой чести Крест был у Христа, Спасителя нашего, если Он выбрал его по Своей воле и стал причиной его прославления. Если же Крест был в чести у Христа, как лестница, вознесшая Его к славе и царству, то насколько более в чести должен быть Крест Господень у нас, чтобы мы избавились от врагов и получили спасение. Хочешь ли узнать, как Христос по своей воле избрал Крест? Послушай, что Он говорит в Евангелии от Иоанна: Я отдаю жизнь Мою, (...) Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее ( Ин. 10, 17–18 ). И снова: Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили ( Деян. 2, 23 ), И снова: Бог же, как предвозвестил устами всех Своих пророков пострадать Христу, так и исполнил ( Деян. 3, 18 ). И снова: Ибо поистине собрались в городе сем на Святого Сына (...) Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой ( Деян. 4, 27–28 ). Видишь, что Христос избрал Крест по своей воле, а не вынужденно.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Javorsk...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010