– Мы странники божьи, ни грады, ни веси не имамы. Вот, наверно, тогда еще пришла мне эта мысль, и до сих пор я ею живу, что истинный наш современник не тот, кто для себя потребляет достижения нового времени, а для кого современность открывает свет на свое прошлое. В свете современности как понятны были мне эти люди, презирающие место своего пребывания и собирающие дух свой в пространстве. Мы сами, революционеры того времени, готовые идти на какие угодно страдания, чтобы только поднять дух своего народа, привести его в движение, дух, остановленный косностью царя и его чиновников, мы сами отчасти были похожи на бегунов: мы были странники в своем народе, мы не держались ни села родного, ни города, правда нам была дороже родного села. Конечно, я отлично понимал, что движение революции ничего общего не имеет сдвижением сектантов-бегунов, но законы истории не всегда совпадают с законами сердца. Мне очень захотелось найти в лесах какого-нибудь бегуна, постараться самому раствориться в его вере, с тем чтобы темному человеку попробовать открыть новый свет, помочь ему не тратить движение своего духа просто на передвижение тела по грешной земле, захваченной будто бы антихристом. И еще, самое главное, – мне хотелось своими глазами посмотреть на такого человека. И я увидел такого человека, и не одного. При первых их нападениях на мою веру в революцию я поступал, как молодой волчонок, когда к нему приближается и хочет напасть борзая собака: волчонок ложится на спину, поднимает вверх ноги и открывает живот. Так я в разгаре нашего спора повертывался вверх животом и соглашался проклинать царское правительство, как антихриста, и царских чиновников, как бесчисленное отродье антихриста. Тогда оказывалось, что мы люди близкие и что нам остается только сговориться в подробностях о нашей общей борьбе с царями. Так много я находил себе друзей на островах и в глухом сузёме, но не могу сказать, чтобы я хоть одного человека из них мог бы сделать современным борцом за правду без всяких химер пережитого прошлого.

http://predanie.ru/book/221325-osudareva...

  Солов jeb А . «Законник» цара Стефана Душана 1349 и 1354 г. С. 87. Перевод дается по изданию: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века. М., 2000. С. 472.  «Если властелин или властеличич будет уличен как перебежчик или как другой какой (преступник) моего царства и если окрестные села и жупа восстанут на грабеж его дома и его имущества, что он оставил, те, которые это сделают, да будут наказаны как изменники моего царства» (Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века. С. 482).  «О разбойнике: И если окажется, что разбойник перешел через владения пограничного властелина и ограбил где-нибудь и снова воротился с добычею, да платит пограничный властелин всемеро» (Там же).  «Повелевает мое царское величество по всем землям и городам и по жупам и по украйнам: да не будет разбойника и вора ни в коем пределе, и таким образом да укротится воровство и разбой: в котором селе найдется вор или разбойник, то село да будет разграблено, а разбойник да будет повешен головою вниз, а вор да будет ослеплен, а господин того села да будет приведен связанным к моему царскому величеству и да платит за все, что натворил (зла) разбойник и вор с исперва, а вдобавок да будет (он) наказан как вор и разбойник» (Там же).  Свободные, они никоим образом не склонны ни стать рабами, ни повиноваться, особенно в собственной земле. См.: Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. 1. М., 1991. С. 369. Ощущение баштины как своей земли, безусловно, должно было способствовать воскрешению этого древнего архаического комплекса.   Солов jeb А . «Законник» цара Стефана Душана 1349 и 1354 г. С. 189. Перевод дается по: Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. Древность и средние века. С. 477.  Historia Turcobyzantina/Ed. V. Grecu//Ducas. Istoria Turco-Bizantina (1341–1462) [Scriptores Byzantini 1. Bucharest: Academia Republicae Popularis Romanicae, 1958].   Jaru h В . Константин Философ и ньегов живот Стефана Лазаревича деспота Српског//Гласник српског ученог друшства. 1875. Кн. XLII. С. 260.

http://pravoslavie.ru/62453.html

В это время они состояли в ведомстве невских кирпичных заводов, управлялись прапорщиком Егором Немчиновым, делились на партии и работали на заводах, чередуясь помесячно. В 1792 году они подчинены петербургской казенной палате, и, разделенные на несколько команд, работали в садах Летнем и Таврическом. В 1798 г. они подчинены гоф-интендантской конторе; в 1801 году Государь Павел 1 подарил их г. Апрелеву, а по Высочайшему повелению 20 июня 1802 года, жители возвращены в ведение конторы и им приказано именоваться мастеровыми. С 1852 года Никольское подлежало ведомству царско-сельского дворцового правления, в 1860 году, департаменту уделов. Ныне жители Никольского, на положении крестьян, платят подушный оклад и несут другие повинности и владеют землею и лесом, купленными у помещика Дубенского. За это они обязались заплатить Дубянскому 200000 р. сер. Но так как они платить не могли, то за них заплатило царскосельское дворцовое правление, а они погашали долг постепенно. Крестьяне не подлежали рекрутскому набору, а с 1860 года эта льгота продолжена была еще на 12 лет; 2) деревня Захожье, в 6 верстах к северо-востоку от церкви, среди леса, основанная, по преданию, лесовщиком, крестьянином Родионом. Около 1761 года деревня подарена была, Елизаветою Петровною, духовнику ее, протоиерею Дубянскому. В 1764 году она принадлежала духовнику Екатерины 2 протоиерею Феодору Яковлевичу Бецкому. 93 В 1800 году она перешла к сыну протоиерея Дубянского, отставному майору Якову Федоровичу Дубянскому и состояла за родом Дубянских до 1852 года. Когда жители села Никольского купили, в 1852 году, землю и лес у помещика Дубянского, то крестьяне деревни Захожья, сделавшись вольными, обязались выплачивать царскосельскому дворцовому правлению сумму, которую правление внесло помещику за крестьян села Никольского; 3) деревня Чертово в 4 верстах на юго-восток от церкви. Прежде она находилась верстою ближе к церкви, где ныне охотный двор графа Толстого. В 1771 году она принадлежала действительному камергеру Николаю Наумову Чеглокову, в 1810 году перешла к Якову Федоровичу Дубянскому, а в 1828 году куплена помещиком Балашевым и вместе с другими крестьянами, переселенными из Юдина (Московской губернии), перенесена на нынешнее место; 4) деревня Пустынька в 2½ верстах от церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

A у тех селех два випнограда: един у Крутшеве, а другы у Пещи (Пеки, Ипек), що был выше Пещи Архипискупове, Захак на Бистрицы, и на нем ульяник (пчельник) с ульяри, а имена им: Добрько, брат мой Братослав, Браен, Гноуса. И сим ульярем да не работе никоере (никакой) ине, лише да cy улиярие, и яко никоим временем погине улияник, да га тии улиярие от себе поставляю. A у призрене села (те села, как видно из Хрисовула Святого Симеона частию пожертвованы от сына его, Стефана Первовенчанного, а частию в последствии Урошем 1, Великим Кралем): Слабодраже, Непробище, Момоуша, обе Хотьчи, долня и горня, и половина Доброделении, а друга половина Свете Богородице Студенческе; и половина винограда у Жельчищих, а другая половина Свете Богородице Студеничске, улияник у Трновци, ниже долние Хотьче, а за ним два улияра у Моравицах, Брезова и с заселиями у Лозницы, у Мораве виноград у Зете половина Камениц с людьми, а именем, Домоушики, у Плаве село Досуге и с заселиями. А се власи (исчисляются имена влахов, приписанных к монастырю, во главе стоит: Князь Воихна с детию, зет му Превослав с детию…….) A се власи, коих е Господин Краль придал светей церкви (исчисляются имена влахов с семьями), а планина Добри Доли, а пашища Царинскому добитку Раковица. И куде не (и где бы ни было в) державе Кралевства ми, кто доходе из туге земле к светои церкви сущии людие тези земле, или е парик (земледелец), или влах, или кто-либо того землянин, да си их има церкви. Сего ради видев Кралевство ми, ере (что) бяше потрен хрисовул Господина и отца ми Великаго Краля Стефана Уроша, и зговорев се Кралевство ми си Архиепископом вторим Евстафием, и с Госпождом материю ми, Кралицом Еленом и с всеми Епископы Сербскими: Епископом Зетским Иоанном. Епископом Рашским Филипом, Епископом Звечанским Данилом, Епископом Хвостенским Иоанном, Епископом Холмским Ефстафием, Епископом Призренским Дамияном, Епископом Топличским Герасимом, Епископом Бодимльским Германом, Епископом Лимлянским Андонием, Епископом Скопским Николом, Епископом Добрским Иоанном, Епископом Моравским Курилом, и приписах хрисовул сии Светые Богородице Хиландарские.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Сего же ради дах от Господства моего обители Пресветые Богородици Хиландарскои село Ельшаницу Гюрга Ненишикя, с мегями и с заселци и с всеми правинами села того, а заселк му Толановина, а заселк му Гюргево, на чем cy седели кртеше, и заселк му Ресник и село Ельшаница Градислава Тепчие и с церковию и с мегями и с заселци и правинами села того, а заселк му Грабец, а заселк му Гриби, и заселк му Шиконе, и заселк му Ошляк, и заселк му Звиздали, и заселк му Слатина. Сиа вса приложи Господство ми обители Пресветые Богородици Хиландарскои, вспоменутием Кур Герасима и з зговором отца Игумена Кур Неофита и всеи братие Лавры Хиландарские, яко да се дае непресекомо на всако лето больнице Хиландарскои сто онгии. Сие же мое малое приношение, иже дах и писанием подобнем зде више уписах, никим же неотьемлемо в просвещение храму Пресветые Богородици Хиландарскои и в упокоение, иже ту в немощех живущих св. и честных инок, мне же в помен вечныи и благословение, яко да молитв их ради всприму прощение многих ми согрешении, понеже аз видев, яко ничто же плзова прежде нас бывших Господь земльное богатство, понеже от них взеше се и иним преподаше се, точию от сих чают восприети, еже Богу вручише. Сим и аз ревнитель бих и принесох малое сие приношение, яко же она вдоваа две лепты, иже от Тебе неизречено родшему се. Кто ли дерзнет отсть что от сих выше писаных мною, да разорит его Господь Бог… В лето 6888 (1380), Индиктион .в. (2-й). † В Христа Бога благоверни Стефан Кнезь Лазарь.» † В 1389 году, Июня 15-го, произошла кровавая Косовскаа битва, в которой погибнули оба соперника: Князь Лазарь и Турецкой Султан Мурат. С 1389 по 1406 Царица Милица, вдова Лазарева (в монашестве Евгения), и Стефан Лазаревич, ея сын, управляли совместно. Сын Мурата, Баязит I, оставил им владение Сербской землей, но под тем условием, что Стефан должен участвовать с своим войском во всех войнах Турецкаго Султана и платить ему ежегодную дань. Сильнейшим по Стефане из Сербских властелей был Вук Бранковичъ, 32 женатый (с 1363 года) на сестре Стефановой, Маре.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

Ротмистр губернского шквандрона Емельян Ретькин от 11-го Июля 1721 года донёс Святейшему Правительствующему Духовному Синоду следующее: В нынешнем 721-м году минувшего месяца Февраля 10 дня из Старицкой Земских Дел Канцелярии по требованию нашему прислан к нам к розыскным делам вор и разбойник Старицкого уезду вотчины вдовы княгини Ирины Петровой дочери князь Фёдоровской жены Троекурова села Красного Холму крестьянин её Семён Белоусов, который во Ржеве и во Твери в расспросе и с пыток показал многие татьбы, и разбои, и пристани, в том числе показал имеющую себе заведомо пристань и принос заведомо ж воровских пожитков в Можайском уезде Великого Государя дворцовой Златоустовской волости села Златоустого на попа Ивана Иванова. Также ходил-де он, вор и разбойник Белоусов, по повелению его, попову, и с детьми его с Васильем да с Леонтьем, которые с ним, попом, живут вместе, на многие разбои. И ныне он, поп, по тому Белоусова оговору содержится у нас в городе Старице у розыскных дел и довёлся с помянутым Белоусовым очных ставок, но точию без снятия с него, попа, священного чина ныне разыскивать им очных ставок давать нам невозможно, о чём я, нижеименованный, минувшего месяца Мая 21-го дня в Москву преосвященному Игнатию, митрополиту Сарскому и Подонскому, и писал, чтоб о снятии с предъявляемого попа Ивана Иванова священного чина куда пристойно определить указом. На которое моё письмо от него архипастырства минувшего ж Мая 31 дня 721-го году из Москвы получил ответствие, что по именному-де Царского Величества указу учинён Святейший Правительствующий Духовный Синод, и всякое-де ведомство духовных дел определено ведать в предъявляемом Правительствующем Синоде, и, не получа-де из Правительствующего Духовного Синода указу, того ему чинить невозможно. Того ради вашего святейшего правительства прошу, дабы повелено было о снятии с вышепредъявляемого попа Ивана Иванова священного чину Тверской провинции в город Старицу ко архимандриту определить указ; также и впредь, ежели по розыскным делам к таким священного чина людям будут у нас касаться какие вины, тому же подобны, повелено бы было от вашего святейшего правительства с таких священные чины сымать предъявляемому Старицкому архимандриту, дабы в том продолжении такие злодеи и их сообщники какого себе способу ко уходу и скрытию не получили.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > Золотая пыль 11.08.2004 441 Время на чтение 4 минуты Дорогу забыли после того, как федеральная трасса Москва - Минск обогнула ее стороной. И тракт превратился в бездорожье. Уцелели закатанными в асфальт примерно 100 километров пути Смоленск - Дорогобуж. Выживший участок может стать туристической Меккой России. ПРАВНУЧКИ ЯМЩИКОВ Как и много веков назад, старая Смоленская дорога начинается с ямщицких станций еще XVI-XVII веков - Надва, Лубино и Пнево. От Надвы осталось кладбище, заросшее репейником. В Лубине, где была ставка Наполеона и где состоялся знаменитый бой на Ватутиной горе в 1812-м, тоже некого спрашивать о прошлом. И лишь в Пневе, когда-то крупнейшей почтовой станции, едва теплится придорожная жизнь. На пять домов здесь живут две старушки - Ольга Лашкевич и Тамара Расторгуева. Остальные дома заколочены. - Это не Новомосковский тракт, - показывает на узкую ленту асфальта Ольга Лашкевич, по старинке называя Смоленскую дорогу Новомосковской, - это спрямленный тракт, настоящий шел извилисто. Свою правоту бабушки подкрепляют рассказами и доводами дедов и прадедов. Себя бабушка причисляет к ямщицким, то есть вольным крестьянам, избежавшим крепостного права. Это они сохранили предание о том, что, кто бы ни строил тракт, все заканчивалось обвинениями в растрате казны. И только позже их именами называли села. Так было с царскими инженерами Соловьевым и Никитиным. Так происходит и сегодня. СОЛОВЬИНАЯ ТРЕЛЬ Соловьево назвали в XVIII веке в честь царского инженера Ивана Соловьева, впервые вымостившего сезонную дорогу щебнем. Въезд в деревню - словно въезд в историю. Справа в полусотне метров от нее переправа через Днепр, где состоялись исторические сражения 1812 и 1941-1942 годов. Сзади, километрах в 15, ближе к ямщицким станциям, - здания бывшего фашистского концлагеря. В нем снова, как и в XIX веке, располагается аптека села Кардымово. Литые решетки на окнах отбивают интерес к истории - в XIX веке умели делать окна в толстую клеточку. Каменные стены такой мощи, что их пять метров ширины кажутся пятью годами заключения. Впереди - начало Смоленского партизанского края, а по округе разбросаны усадьбы Грибоедовых, Глинки, Гедеоновых.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2004/0...

А который князь вотчину свою напишет брату родному, или двоюродному, или племяннику, родного брата сыну, или какому-нибудь ближнему роду (родственнику), кроме тех степеней, в которых можно между собою жениться: и государь, того посмотря, по вотчине, и по духовной, и по службе, кому какую вотчину напишет, велит указ учинить. А которого князя не стало бездетна и останется у него жена, и откажет ей муж в духовной что-нибудь из вотчины, то жить ей на этой вотчине до смерти; а как ее не станет, то вотчина на царя, а душу ее велит государь из своей казны устроить. А который князь напишет жене в духовной всю свою вотчину, а вотчина будет велика, то государь о той вотчине указ учинит». Вследствие этого распоряжения встречаем грамоты с любопытными выражениями, например: «Я, царь и великий князь, пожаловал князя Бориса Дмитриевича Палецкого, отца его и братьев вотчиною, по брата его, князя Андрея духовной грамоте. Жить князю Борису в тех селах и владеть ему ими до смерти, а умрет или пострижется, то по нем дать за те села в монастыри, по нашему уложенью, деньги, а те села взять на меня, царя и великого князя». До нас дошла любопытная докладная грамота государю о покупке боярином Шереметевым вотчины: в грамоте покупатель говорит, что он покупает «по жалованной царской грамоте». Но, преклоняясь все более и более пред значением единого властителя и самодержца, члены дружины, теперь принявшие название людей служилых, ревниво берегли родовую честь при служебных столкновениях друг с другом: число местнических случаев увеличивается все более и более. Это умножение местнических случаев мы не можем приписать только тому, что от описываемого времени дошло до нас большое количество более полных известий о них; мы имеем полное право принять, что были причины, действительно увеличивавшие местнические случаи в описываемое время. Во время усиления Московского княжества за счет других княжеств Северо-Восточной России дружина князей московских наполнялась пришельцами, которые получали место по назначению великого князя, их принимавшего; если это место не казалось им достаточно почетным, то они отъезжали в другие княжества; если оставались, то начинали новую службу, независимую от прежних преданий; притом число их было невелико; число походов, в которых бы сталкивались многие из них, было также не велико; служебные отношения предков были так недавни, так на памяти всех, что трудно было им при самом назначении подавать повод к столкновениям, а если и случались они, то решались легко.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Solovev...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Император Константин VII Багрянородный. «О церемониях Византийского двора». Отрывок: О приеме княгини Ольги. Сочинение императора Константина VII Багрянородного «О церемониях византийского двора» содержит ценнейшие сведения о пребывании в Константинополе св. княгини Ольги. Иператор повествует о том, как он принимал в своем дворце Ольгу, перечисляет дары, поднесенные ей и членам ее посольства. Текст и примечания приводится по изданию: Литаврин Г.Г. Византия, Болгария, Древняя Русь (IX — начало XII в.) Приложение 1. С. 360. О времени и обстоятельствах пребывания Ольги в Константинополе см. Литаврин Г.Г. К вопросу об обстоятельствах, месте и времени крещения княгини Ольги. Текст Другой прием — Ольги Росены. Девятого сентября, в четвертый день [недели], состоялся прием, во всем подобный вышеописанному, по прибытии Эльги, архонтиссы Росии. Сия архонтисса вошла с ее близкими, архонтиссами-родственницами и наиболее видными из служанок. Она шествовала впереди всех прочих женщин, они же по порядку, одна за другой, следовали за ней. Остановилась она на месте, где логофет обычно задает вопросы. За ней вошли послы и купцы архонтов Росии и остановились позади, у занавесей. Все дальнейшее было совершено в соответствии с вышеописанным приемом. Выйдя снова через Анадендрарий и Триклин кандидатов, а также триклин, в котором стоит камелавкий и в котором посвящают в сан магистра, она прошла через Онопод и Золотую Руку, т. е. портик Августия, и села там. Когда же василевс обычным порядком вступил во дворец, состоялся другой прием следующим образом. В Триклине Юстиниана стоял помост, украшенный порфирными динисийскими тканями, а на нем — большой трон василевса Феофила, сбоку же — золотое царское кресло. За ним же, позади двух занавесей, стояли два серебряных органа двух партий, ибо их трубы находились за занавесями. Приглашенная из Августия, архонтисса прошла через Апсиду, ипподром и внутренние переходы самого Августия и, придя, присела в Скилах. Деспина между тем села на упомянутый выше трон, а ее невестка — на кресло. И [тогда] вступил весь кувуклий, и были введены препозитом и остиарием вилы: вила первая — зосты, вила вторая — магистратиссы, вила третья — патрикииссы, вила четвертая — протоспафариссы-оффикиалы, вила пятая — прочие протоспафариссы, вила шестая — спафарокандитатиссы, вила седьмая — спафариссы, страториссы и кандидатиссы.

http://sedmitza.ru/lib/text/443901/

– А какая в прошлом году в это время была погода на Юго-западном фронте? – Холодная, – ответил генерал Иванов. – До свиданья! – сказал вдруг Государь, протягивая генералу руку. Итак, Кауфмана за его честную и откровенную беседу 9-го ноября расцеловали, а 9-го декабря уволили; генерала Иванова, бывшего главнокомандующего, кавалера св. Георгия 2-ой степени, оборвали, а потом отвернулись от него. И то, и другое было весьма симптоматичным. По указанию из Царского, Государь взял твердый курс и теперь, во избежание волнений, попросту отклоняет всякий разговор, могущий так или иначе обеспокоить его. Мера достаточно действительная для многих, кто, служа царю верой и правдой, хотел бы сказать ему горькую, но нужную правду... Какой же смысл говорить правду, когда ты знаешь, что, в лучшем случае, не дослушав, отвернутся от тебя, и в худшем, – как беспокойного или даже революционера, выгонят тебя? И всё же, находились люди, которые, рискуя и тем, и другим, продолжали попытки раскрыть Государю глаза. К числу таких лиц принадлежал временный заместитель генерала Алексеева, генерал В. И. Гурко. Хотя в Ставке он был калифом на час, но держал он себя чрезвычайно смело, совершенно независимо. Даже, когда он говорил с великим князем, чувствовалось, что говорит начальник Штаба, первое лицо Ставки после Государя. И перед Государем он держал себя с редким достоинством. Вот он-то, как передавали мне тогда близкие к нему люди, а после и он сам, не раз настойчиво говорил с Государем и о Распутине, и о всё разрастающейся, грозившей катастрофой, внутренней неурядице. Но выступления Гурко, как и выступления всех лиц этого лагеря, были бесплодны. Государь всецело подчинился влиянию Царского Села и упрямо шел по внушенному ему оттуда пути. Увольнение Кауфмана взбудоражило, было, Ставку. Но за время войны и не такие неожиданности и передряги приходилось переживать обитателям Ставки и, однако, они успокаивались от тяжких переживаний. Успокоились скоро и на этот раз. Жизнь в Ставке потекла обычным порядком. Ни с фронта, ни из Петрограда чрезвычайных известий не приходило. Так продолжалось до 18 декабря. Этот день не забыть всем, кто был тогда в Ставке!

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Shavel...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010