Августейшее имя Ее – с одной стороны, и с другой – имя чтимого во всей России пастыря о. Иоанна Кронштадтского , устроившего один из первых и лучший, прочно поставленный дом трудолюбия, служат нам ручательством того, что в новом направлении общественной благотворительности не будет подавлено чисто-религиозное, нравственно-христианское начало, искони присущее милосердию нашего народа. Благотворительность ни в каком случае не может быть поставлена вне всякого влияния Церкви, не может быть лишена религиозного характера, – иначе она будет лишена и нравственного значения 110 . Только при таком направлении учреждение домов трудолюбия восстановит истинное христианское значение милостыни, источник которой – теплое сострадательное чувство, а цель – уничтожение нужды, нищеты и страдания; только при таком направлении новое дело обратится в орудие нравственного воспитания и благотворителей, и нуждающихся. Замечательно в этом отношении воззрение древнего богооткровенного законодательства, которое также стремилось соединить вместе и труд и благотворение: «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; и виноградника твоего не обирай до чиста, и попадавших ягод в винограднике не подбирай; оставь это бедному и пришельцу» ( Лев. 19:9–10 ). Так неимущий получал милостыню, но взять ее должен был собственным трудом и усилиями. Взгляд этот глубоко был усвоен Ветхим Заветом. «Каждому человеку, – говорит премудрый Соломон, – назначен труд по мере его» ( Еккл. 6:7 ); «человек рождается на труд, как птица на летание», сказано в книге Иова 5:7. Христианство, восполнившее и завершившее древний богооткровенный закон, начинает новую эпоху в истории труда, в корне изменив отношение к нему. До христианства знали только подневольный труд раба и считали его презренным, несовместимым с достоинством человека. Известный римский поэт только повторяет убеждение своих современников, когда говорит: «Ненавижу я этот простонародный (чернорабочий) сброд и держусь от него как можно дальше»...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Vostorgo...

В Символе веры исповедуется «едино Крещение». Крещение есть духовное рождение и совершается только раз в жизни, так как и однажды человек рождается физически. Один Еосподь, одна вера, одно крещение (Еф. 4:5). Крещение не повторяется. Ни отречение от веры, ни великое множество грехов со всей тяжестью их не упраздняют неизгладимой Печати Божией на однажды крещеных. Проступок сына не разрывает его связи с отцом. Всегда открыт путь покаяния для христианина, отрекшегося от веры и просящего опять принять его в Церковь (о чём напоминает Господь в притче о блудном сыне). Крещение — это отречение от власти сатаны, который и после крещения нападает на душу. Поэтому жизнь настоящего христианина — непрестанная борьба во имя приобретения и сохранения плодов христианской веры, надежды и любви. Это путь духовной закалки христианина. Каким бы трудным он ни был, он увенчается успехом, если христианин усерден в своем начатом делании и укрепляется надеждой на Спасителя, сказавшего: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16:33). Таинство Миропомазания Миропомазание есть таинство, в котором верующему при помазании освященным миром подаются дары Святого Духа, которые укрепляют его в духовной христианской жизни. Грех повсюду окружает человека. Склонность ко греху очень сильно удручает человеческую природу. Поэтому крещенному необходима особая Божественная помощь — дар Святого Духа, укрепляющий его духовные силы. Первоначально святые апостолы преподавали дары Святого Духа во утверждение новокрещеных через возложение рук: Находившиеся в Иерусалиме апостолы, услышав, что Самаряне приняли слово Божие, послали к ним Петра и Иоанна, которые, придя, помолились о них, чтобы они приняли Духа Святого. Ибо Он не сходил еще ни на одного из них, а только были они крещены во имя Господа Иисуса. Тогда возложили руки на них, и они приняли Духа Святого (Деян. 8:14–17). В конце I в. по причине умножения верующих апостолы и их преемники епископы уже не успевали возлагать руки на каждого новопросвещенного христианина, поэтому таинство утверждения верующих по апостольскому благословению стало совершаться через помазание святым миром по примеру того, как помазывались миром ветхозаветные пророки, первосвященники и цари перед началом своего служения. 

http://azbyka.ru/deti/zakon-bozhij

Вечное хотят подчинить временному, небесное – земному, святое – грешному. Что может быть ужаснее, безнадёжнее, преступнее такой духовной слепоты, такого крайнего неразумия, от которых лишь один шаг до самых глубин адовых? Такие настроения, проявляющиеся в нашем обществе, не сулят нам “нового счастья” в грядущем году. Пасхальные послания Пасхальное послание, 195 Преосвященного Епископа Афанасия аргентинской, парагвайской и уругвайской пастве. ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ! “Потому что и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи наши, праведник за неправедных, быв умерщвлён по плоти, но ожив духом”  ( 1 Пет.3 18). “Христос за всех умер, чтобы живущие уже не для себя жили, но для умершего за них и воскресшего” ( 2 Кор.5:15 ). Господь наш Иисус Христос пострадал и воскрес от гроба за весь мир, за всех людей, чтобы Своею пречистою Кровью всех привести ко спасению. Он воскрес, чтобы через веру в него все сделались сынами Божьими ( Гал.3:26 ; Иоанн, 1:12). Поэтому весь христианский мир так радостно прославляет Воскресшего Господа, поэтому Пасха Христова является величайшим христианским праздником. По счастливому совпадению в этом году все Христианские Церкви вместе празднуют “Сей нареченный и святой день, праздников праздник и торжество из торжеств” – “Пасху Божию спасительную, двери райские нам отверзающую.” В этот праздник более, чем в иное время, чувствуется общность веры у всех христиан, несмотря на их вероисповедные расхождения. Все века христианские народы Востока и Запада ежегодно торжественно празднуют Воскресение Христово. Каждый по-своему выражает радость по этому поводу. Но из всех народов русский народ наиболее глубоко воспринял радость веры в Воскресшего Господа. Он вложил в празднование Пасхи столько духовного восторга и столько искренней веры, что она переходит порою как бы в видение. Пасхальная радость заполняла всю его душу, охватывала всё его существо. Воскресший Христос Жизнодавец был для него поистине “ Путь, и Истина и Жизнь ” (Иоанн 14:6). Живое ощущение Воскресения Христа так глубоко укоренилось в душе русских людей, что не притупилось и до ныне, несмотря на тяжёлые условия многолетнего террора и запуганности в Советском Союзе. Антирелигиозная пропаганда и безбожное воспитание юношества не уничтожили целиком живой веры в Бога. Неизжитое сокровище веры православной является главным средостением между верующим народом и коммунистической властью.

http://azbyka.ru/propovedi/slova-i-pouch...

Вопрос этот важен и актуален особенно в современной России. Что такое патриотизм? «Если же кто о своих и особенно о домашних не печется, тот отрекся от веры и хуже неверного» (1Тим.5:8). Согласно толковому словарю, «патриотизм» - это преданность, любовь к своему отечеству, к своему народу. Настоящая же любовь по своей сути – духовна (ведь Сам Бог есть Любовь), она – плод Духа Святого. Именно такая жертвенная, безусловная любовь позволяет человеку отдать собственную жизнь ради спасения ближних и Родины. Потому Христос и говорил: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя» (Ин. 13; 15). Что понимается под Отечеством? Это страна, где мы родились, выросли, где живут наши родители; это общество, народ, в среде и под благотворным влиянием которого мы получили воспитание и образование, его нравы, обычаи и духовная культура. Совокупность всего этого составляет то, что принято называть Отечеством. Патриотизм – явление всеобщее в человеческом роде, и он также естественен, законен и понятен, как все нормальное и необходимое в жизни человека. Коренное свойство истинной любви – активность и жертвенность (самоотверженность). Любить свое Отечество такой любовью – долг христианина. Эта любовь у него – та же любовь, по которой «узнают узника Христова», любовь, полагающая в требуемых случаях «положить душу свою за други своя» (Ин. 13;15). Патриотизм и христианская традиция. Раннее христианство. Христианская вера указывает христианину для подражания многие примеры самой чистой любви и привязанности к Отечеству в Аврааме, Иакове, Моисее, пленном народе иудейском. Высочайший пример любви к Отечеству представляет Сам Господь Иисус Христос. Будучи послан на землю для спасения всего мира, Он прежде всего пришел к своим единоплеменникам, «к овцам погибшего дома Израилева» (Мф. 10; 6). Он избрал местом проповеди неблагодарную Иудею, в которой не имел даже где главы преклонить, и, несмотря на то, что видел одну ненависть и преследование со стороны соотечественников, старался «собрать их около Себя, как птица собирает своих птенцов под свои крылья»; когда же они того не восхотели, не приняли Его, возненавидели и захотели убить, Он скорбел и плакал об их ослеплении, предвидя ожидавшую их погибель (Мф.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=18&iid=177...

Все эти установки объединяет то, что какие-то определенные внешние правила навязываются ребёнку под угрозой лишения любви и внимания родителей. Все они – искажение любви, хоть и в разных формах. 1)  Напомню, что этот образ взят из Книги Апокалипсис : «Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих» ( Откр.3:15–16 ). Слово «тепл» можно перевести выразительным «теплохладный». «Теплохладный» значит ни горячий, ни холодный, то есть, равнодушный и духовно бесперспективный… Формирование нравственности ребёнка Елизавета : Наверное, одной из наиболее волнующих родителей-христиан тем является тема формирования нравственности у ребёнка. Перед нами стоит вопрос: каким образом вырастить ребёнка так, чтобы он воспринял христианские нормы жизни и поведения, чтобы отношение к жизни у него стало христианским и соответствовало высокой нравственной планке, заданной Церковью? Как сделать так, чтобы ребёнок перенимал самое доброе от родителей: и правила поведения на внешнем уровне, и внутренние состояния, – чтобы он к ним настолько привык, что они стали бы его частью? Понятно, пока ребёнок маленький, он будет стараться оправдать родительские ожидания, с большим или меньшим успехом он будет жить в соответствии с родительскими нормами морали и поведения. Но как сделать так, чтобы и потом, когда ребёнок войдет во взрослую жизнь, он бы уже сам, самостоятельно следовал тем же принципам? Все мы, родители-христиане, преследуем, прежде всего, именно такую цель в воспитании детей. Важно, чтобы человек усвоил, даже скажу, растворил в себе эти христианские категории, чтобы они стали его частью. Понятно, что наши дети, пока они еще живут в любящей христианской семье, более или менее послушны. Они, конечно же, выполняют то, что мы от них требуем: посещают храм, стараются быть добрыми, милосердными, честными, не жадничать и так далее. Но хочется, чтобы потом, когда дети начнут жить самостоятельной взрослой жизнью, эти нормы не только остались, но и укрепились в них.

http://azbyka.ru/parkhomenko/vospitanie-...

Вы слышали, что сказано древним: не прелюбодействуй. А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем. Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну. И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» ( Мф. 5:21–30 ). Естественная нравственность человека никогда не была способна подняться на такую высоту смысла, а тем более, на такую высоту исполнения. Обучение именно этому, освященному новозаветной благодатью нравственному закону, являлось и является целью христианской педагогики. Без божественной благодати устроение сердца человеческого в соответствии с новозаветными заповедями невозможно. Обучение общечеловеческому естественному нравственному закону на основаниях гуманизма есть откат назад в историю, регресс в сравнении с педагогикой христианской, идущей не от этики (социально обусловленного поведения), но от укорененного в Боге сердца… Но регресс этот адептами гуманизма не замечается… Здесь нужно подчеркнуть: суть кризиса заключается в отсутствии научной конкретики… Но откуда она может появиться, если, как выше было уже сказано, основой гуманистической педагогики являются так называемые общечеловеческие ценности? Все, на что способна педагогика в этом случае, есть безликое перечисление этих самых ценностей, наборы которых, несколько отличающиеся, можно увидеть в любом современном учебнике по педагогике. Это: умение сочувствовать и сопереживать, быть справедливым и лояльным, общительным и доброжелательным, уважительным, честным и проч., но когда дело касается конкретного воплощения этих качеств, которых в «Словаре по этике» описано более 1500, оказывается, что все эти нравственные качества понимаются и воплощаются в разных культурах по-разному, зачастую, в противоположном значении? То, что это так, подтверждается в этих же самых учебниках по педагогике, в главах, посвященных межэтническим проблемам.

http://azbyka.ru/deti/pedagogicheskoe-do...

Глава 7 . Значение видимой или обрядовой стороны чинопоследований Христианского Богослужения для воспитания веры человека и для возведения оной в человеке от силы в силу, от степени в степень. Мера возраста веры в человеке как условие приятия благодатных даров Св. Духа. Уяснение указанных положений из свидетельств Св. Писания. Созрение веры и момент наивысочайшего напряжения и выражения оной. Совершаемое тайнодействие и священнодействие в отношении к созрению веры и к моментам наивысшего напряжения и выражения оной в человеке При всем том однако этим еще не исчерпывается значение для человека видимой или обрядовой стороны чинопоследований Христианского Богослужения: насаждение или «вера, говорит Апостол, от слышания, а слышание от слова Божия» ( Рим. 10:17 ). Таким образом, слово – духовнейшее из посредств человеческих предполагается само собою для проповедания Евангелия и для возбуждения веры в людях. Но вера, как всякое другое чувство человека, как всякое вообще проявление духовной жизни человека, имеет степени своего возраста; человек, по слову Св. Писания, может находиться только «в начатках пути Господа, т. е. в начатках веры ( Деян.18:25 ); само членство человека в Царствии Божием, т. е. удостоение получения оправдания и освящения во Христе требует созрения веры, требует, позволяем себе выразиться, нормальной в данном случае высоты оной, ведомой, конечно, в своей мере одному Богу; но, тем не менее, это созрение веры, эта, так сказать, нормальная высота оной основывается нами на данных свидетельствах Священного Писания, Иисус Христос одному из последователей Своих, просившему позволения следовать за Ним, сказал: «следуй за Мною!... Иди, благовествуй Царствие Божие!»; другому на просьбу: «я пойду за Тобою, Господи! Но прежде позволь мне проститься с домашними моими» сказал: «никто, возложивший руку свою на плуг, и озирающийся назад, неблагонадежен для Царствия Божия» и вместе с этим отклонил просителя от общества Своих последователей ( Лк.9:59–62 ), а о третьем засвидетельствовал, что «он не далек от Царства Божия» ( Мк.12:34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/o-z...

Глава четвертая. Образование желательной способности § 92. Важность 1. Последняя цель нашей жизни, как многократно уже говорено было прежде, есть теснейшее, по мере приемлемости существа человеческого, единение с Богом в жизни вечной. В продолжение временной жизни мы непрерывно должны более и более приближаться к Богу, пока, наконец, там, в стране совершения, чрез единение с Ним достигнем полного блаженства. Но этого теснейшего единения с Богом можно достигнуть только посредством совершенной любви. Поэтому главную заповедь Господь Спаситель изрекает так: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею, и всею мыслию твоею. Сия есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей, – продолжает Господь, – возлюбиши искренняго твоего яко сам себе. В сию обою заповедию весь закон и пророцы висят ( Мф. 22:37–40 ). Непрестанно возрастать в сей любви, чтобы она со дня на день становилась чище и крепче, – вот в чем состоит назначение нашей земной жизни! Только эта любовь истинно усовершает все дела наши; без нее и самые блистательные подвиги ничего не значат на весах вечной Правды ( Мф. 10:41 и след., 1Кор. 13:1 и след.). Здесь говорится о любви в духе и истине, по которой человек, обнимая верою своего Искупителя и одушевляясь Его Духом, всецело предается Богу, желает только того, что угодно Ему, и только потому, что это Ему угодно. Такая истинная, деятельная любовь, хотя обыкновенно сопровождается сладостным ощущением таинственного общения с Богом, но это не необходимо. Свободная воля, возбуждаемая и подкрепляемая Божественною благодатию, может предаваться Богу и во время самой сильной внутренней сухости. Кто так лишен был утешения, как Господь Спаситель наш, когда вися на кресте, Он взывал: Боже Мой Боже Мой! вскую Мя оставил еси? И однако ж, когда более обнаружилась любовь Его, как не в то же время, когда Он приносил Свою жизнь в жертву за грехи мира и с сыновнею преданностию взывал к Небесному Отцу: Отче, в руце Твои предаю дух Мой! 2. Хотя каждую способность в воспитаннике надобно усовершать так, чтобы чрез то усиливалась или, по крайней мере, не ослаблялась любовь к Богу и ближним (§ 8), но это правило особенно должно иметь в виду, когда говорим об образовании воли или способности желательной, ибо все достоинство человека зависит от усовершения воли и только одна святая любовь соединяет нас с Богом, последнею нашею Целию. Все просвещение ума, все образование чувства, вся тонкость внешнего поведения не имеет истинного достоинства, если при том не усовершается воля или не возвышается нравственное образование души. Воспитатель может заслуживать одобрение, образуя только разум своего воспитанника, может обольщать не знающих дела, воспитывая в детях только так называемые благородные чувства или приучая их к тонкости во внешнем обхождении, но удовлетворить своему долгу и совершенно достигнуть цели воспитания он может единственно посредством истинного христианского образования воли в своих воспитанниках.

http://azbyka.ru/otechnik/Evsevij_Orlins...

Главное внимание должно быть уделено отношению к Богу и ближним. Причем под ближними, согласно Евангелию, понимаются не только люди, которые нам приятны, но все, встретившиеся нам на жизненном пути. И прежде всего — члены нашей семьи. Христианская жизнь для семейных людей начинается в семье и ею же проверяется. Здесь лучшее поле для воспитания в себе христианских качеств: любви, терпения, прощения, принятия. Читайте также — Фрагмент общей исповеди Покаяние на греческом языке звучит как «метанойя», буквально — «перемена ума». Недостаточно признать, что в жизни совершал такие-то и такие-то проступки. Бог — не прокурор, а исповедь — не явка с повинной. Покаяние должно быть переменой жизни: кающийся намерен не возвращаться к грехам и всеми силами старается удержать себя от них. Такое покаяние начинается за какое-то время до исповеди, и приход в храм к священнику уже «запечатлевает» происходящую в жизни перемену. Это крайне важно. Если человек намерен продолжать грешить и после исповеди, то может, с исповедью стоит повременить? Нужно оговорить, что когда мы говорим об изменении жизни и отказе от греха, то имеются в виду прежде всего грехи так называемые «смертные», по слову апостола Иоанна, то есть несовместимые с пребыванием в Церкви. Такими грехами христианская Церковь издревле считала отречение от веры, убийство и прелюбодеяние. К грехам такого рода можно отнести и крайнюю степень других человеческих страстей: злобу на ближнего, воровство, жестокость и прочее, что может быть прекращено однажды и навсегда усилием воли, сочетающимся с помощью Божией. Что же касается грехов мелких, так называемых «повседневных», то они во многом будут повторяться и после исповеди. К этому надо быть готовым и принимать это смиренно как прививку против духовного превозношения: совершенных среди людей нет, безгрешен только один Бог. «Прощайте, и прощены будете», — говорит Господь. — «Каким судом судите, таким будете судимы». И еще более сильно: «Если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой». Если мы просим у Бога прощения, то сами должны прежде простить обидчиков. Конечно, бывают ситуации, когда попросить прощения непосредственно у человека невозможно физически, либо это приведет к обострению и без того сложных отношений. Тогда важно, по крайней мере, простить со своей стороны и не иметь в сердце ничего против ближнего.

http://pravmir.ru/kak-podgotovitsya-k-is...

Двадцать первый день. Св. муч. Юлиань Тарсянин. (О райском блаженстве). I. Св. муч. Юлиан, память коего совершается ныне, по смерти отца, язычника жил с матерью христианкою в киликийском г. Тарсе и был воспитан ею в христианской вере. Во время гонения на христиан при Диоклитиане, юноша Юлиан, сын бывшего сенатора, подвергся преследованию и истязаниям за веру. В продолжение года его мучили различно в разных местах Киликийской области. Мать его следовала за ним повсюду и, наконец, была схвачена в городе Эгее, когда она, выпросив позволение посещать сына в темнице, под тем предлогом, чтобы уговорить его отречься от Христа, сама, между тем, умоляла его оставаться твердым в вере даже до смерти. Тогда была и она предана мучениям вместе с сыном; ей отрезали пяты ног; Юлиан же, после ужасных мук, осужден на лютую смерть: он брошен в море в мешке, наполненном гадами. Он пострадал 18-ти лет от роду, в 290 году. Св. Иоанн Златоуст почтил память его в одной из бесед своих. II. Св. муч. Юлиан, вытерпев в течении целого года самые разнообразные и мучительные страдания за Иисуса Христа и наконец приняв самую лютую смерть, которую измыслила диавольская злоба язычников, – приняв и такие страдания и такую смерть для того, чтобы не лишиться блаженства в раю со Христом Спасителем и всеми святыми, учит нас, братия, достигать блаженной жизни в раю, несмотря на все препятствия узкого и скорбного пути к нему. Что же такое рай и как нам получить райское блаженство? а) Рай – это благословенное отечество прародителей наших, это любезное пристанище надежды нашей, это единственный желанный предмет любви христианской, последнее воздаяние вере христианина!.. И кого бы нам спросить, братие, кто бы нам поведал: что такое рай? Спросим о том двоих богомудрых мужей, которые видели его воочию, это св. апостолы Иоанн Богослов и Павел. Иоанн говорит: «и вознес меня (ангел) в духе на великую и высокую гору и показал мне великий город, святый Иерусалим, который нисходил с неба от Бога» ( Апок. 21, 10 ). Но сей город был только образом рая Божия, на который если бы мы когда-нибудь удостоились взглянуть, то очи наши уверились бы в красоте его, а ум наш все же не постигнул бы, что такое рай. Ап. Павел был восхищен до третьяго неба, в самый рай Божий; он видел то, чего никогда не видели очи людския, чего «не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» ( 1Кор. 2, 9 ); там слышал он слова, которых на человеческом языке нельзя и пересказать ( 2Кор. 12, 4 ). Вот два человека видевшие рай: один из них Иоанн – орел Богословия, другой – Павел, сосуд избранный. Но оба они говорят о нем не ясно и прикровенно. Стало быть и никакой человек не объяснил бы нам, что такой рай. Не даром же один праведник говорил: «о рай Божий! мы можем тебя приобресть, но не можем тебя умом нашим постигнуть!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010