Родителям Христос проповедует о преданной любви в деле воспитания своих детей и указывает на отца, который даже блудного сына по его возвращении принимает радостно в свои объятия. Но в то же время, остерегая от такой любви к детям, которая ради них пренебрегает высшей целью, Он напоминает: «Кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф. 10, 37 ). Христос признает всю важность телесно-духовного воспитания детей, однако воспитание духа в Его глазах выше и важнее развития тела и приобретения земных сокровищ, ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» ( Мф. 16, 26 ). «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; Но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляет и где воры не подкапывают и не крадут; Ибо, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» ( Мф. 6, 19-21 ). «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все (земное) приложится вам» ( Мф. 6, 33 ). «Царствие Божие не пища и питие, но праведность и мир и радость во Святом Духе» ( Рим. 14, 17 ). На этих основаниях установил Христос вечно истинное понятие о воспитании. Воспитание человека, по духу Евангелия, есть его возвышение из низменности и чувственности к Божественному совершенству. Воспитание должно выработать в человеке не только внешнее доброе поведение, не только внешние добрые формы жизни, но должно делать человека новым творением Божиим, должно выработать такие внутренние основы жизни, чтобы доброе поведение воспитываемого было служением Богу в духе и истине и проникало в сокровенные изгибы душевной жизни, вытекало из радостной преданности своему Господу, чтобы отношения человека к Богу были истинно сыновними [Дерн.–Метод.З.Б., с. 267–268, 327]. Созидавшееся на евангельских началах новое общество отличалось не столько внешними формами жизни, сколько более глубокими ее внутренними основами. Выражения «новый человек», «новое творение Божие», «добрая ветвь», «храм Духа Святого» и другие были точным определением многообразных сторон нового мира, восстановленного Иисусом Христом. Преображение родителей Святым Духом побуждало их скорее вести детей в наследие блаженства. Отсюда происходило настоятельное желание окрестить своих младенцев и ввести их в Церковь. Допустив крещение младенцев, Церковь совершила великий акт христианского воспитания. Дитя не только находилось под внешним попечением христиан, принявших на себя обязательство воспитать по-христиански малых сих, но на крещеных детях сверх того почивала благодать Святого Духа, совершавшая таинственное охранение младенческой души от зла и укреплявшая ее на началах правды, мира и радости во славу Божию. 2.3. Учение о человеке апостола Павла

http://azbyka.ru/deti/pravoslavnye-tradi...

Фома. Но я всегда думал, что сердцами нужно завладевать любовью, а потому, в деле воспитания, на первом плане должна быть любовь, если хотят, чтобы из него вышло нечто прочное и полезное. Священник. Это совершенно верно – но любовь должна быть разумная, истинно человеческая, следовательно, не такая любовь, которую имеют и животные к своим юнцам, не чувственная и плотская любовь, но такая, какой требует дух христианства. Разумная любовь всегда соединяется с известной строгостью, как это явствует из многих мест Священного Писания. Так, например, в книге Сираха говорится: «Лелей дитя, и оно устрашит тебя; играй с ним, и оно опечалит тебя. Не смейся с ним, чтобы не горевать с ним и после не скрежетать зубами своими. Не давай ему воли в юности и не потворствуй неразумию его. Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе. Учи сына твоего и трудись над ним, чтобы не иметь тебе огорчения от непристойных поступков его» ( Сир.30:9–13 ). А в книге Притчей читаем: «Кто жалеет розги своей, тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его» ( Притч.13:25 ). «Не оставляй юноши без наказания: если накажешь его розгою, он не умрет; ты накажешь его розгою и спасешь душу его от преисподней» ( Притч.23:13–14 ). Пётр. Вот это – чудные слова, которые Дух Святой влагает в сердце всех воспитателей. Но они, кажется, в настоящее время совершенно забыты, почему наша молодежь из-за модного воспитания выходит такой, что за неё и за будущее нельзя не страшиться. Священник. Вот почему желательно, чтобы родители всегда помнили, как много зависит от истинного христианского воспитания и ближайшим образом – честь родителей, ибо благовоспитанные дети для родителей – величайшая честь и слава. Если отцу или матери можно с основанием сказать: «У тебя честные, благовоспитанные дети», – то в этом больше для них чести, чем если бы их похвалили за то, что они своим трудом и бережливостью нажили большое состояние. Такие родители имеют почёт и от самих детей своих, так как они всегда ведут себя так, что не забывают пятой заповеди Божией. Хорошо воспитанные дети боятся причинить своим родителям какую-нибудь скорбь и неприятность или даже позор и стыд. Они никогда не оставляют своих родителей без помощи, если наступают для них дни старости, бедности и лишений. Здесь уместно слово Священного Писания: «Кто наставляет своего сына, тот будет иметь помощь от него и среди знакомых будет хвалиться им» ( Сир.30:2 ). Такой же смысл имеет и другое слово: «от чад своих познается человек», – то есть благовоспитанные дети суть лучшая рекомендация для родителей.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Bogoj...

—195— ных христиан, ради укрепления их и воспитания во Христе Церковь допускает как бы некое приближение недоступного для их брачного идеала к мере их восприемлемости – в расторжении и повторении брака, низводя догму брака или его идеальность в канон или законность. Это – с одной стороны. А с другой: в таинстве покаяния, в тех же целях воспитания и укрепления о Христе немощных чад своих, Церковь оставляет и очищает временные и случайные нарушения чистоты идеально христианского брака через прелюбодеяние не только сердечное, но даже и телесное 1681 . Итак: «есть скопцы, кои сами оскопили себя для царства небесного». Эта цель христианского самооскопления ведет нас к последней и наивысшей духовно-таинственной или богочеловеческой стороне христианского брака, раскрываемой ап. Павлом в послании к Ефесянам Еф.5:22–33 . Цель самооскопления в идеально-христианском браке, по слову Спасителя, есть Царство Небесное. А к этому царству ведет, в него переходить и с ним сливается Церковь . В Церкви, по ап. Павлу, существо, первооснова и конечная Цель христианского брака. «Жены, – говорит Апостол, – должны подчиняться своим мужьям как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, Он – Спаситель (своего) тела (т.е. Церкви). Но как Церковь подчиняется Христу, так и жены мужьям во всем. Мужья, любите (своих) жен, как и Христос возлюбил (Свою) Церковь ... Так должны мужья любить своих жен, как свои тела, – любящий свою жену себя самого любит, ибо никто никогда свою плоть не ненавидел, но питает и греет ее, как и Христос – Церковь (Свою), потому что – члены мы тела Его (от плоти Его и от костей Его, как и жена от мужа), почему оставит человек отца и мать и привяжется к жене (своей), и будут двое в плоть одну. Тайна сия велика, – я говорю в отношении ко Христу и к Церкви». Апостол возводить брак к таинственным глубинами богочеловечества Спасителя, поскольку оно осуществляется и проявляется в Церкви, как в Его теле, созидаемом и чествуемом её Богочеловеческою Главою – Спасителем.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Мы не можем без трогательного умиления читать ответ Иисуса книжникам и фарисеям, которые явилась к Нему с упреком: «почему ученики Иоанновны и фарисейские постятся, а Твои ученики не постятся»? В ответ на это «сказал им Иисус могут ли печалиться и поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут поститься. Но прийдут дни, когда отнимется у них жених; и тогда будут поститься, в те дни» 89 . И эту самую естественную общечеловеческую радость брачного торжества Христос понимал, разделял и поддерживал потому, что Он знал глубокий смысл брака и таинственное его значение. Своим участием в радости брачного торжества, Он охранял и возвышал чистоту и святость этого таинственного и поистине священнейшего акта в жизни человека. И как далеко и высоко отстоит этот Евангельский брак в мыслях Христа от того будничного акта в современной жизни, который опошлили люди и извратили до полного скотоподобия, – и даже хуже того! IV. Высота и духовное значение брака по притчам Христа Высота и духовное значение брака по притчам Христа. Брак – образ царства небесного. Осуществление основной идеи христианского брака, т. е. идеи раскрытия тайны царства Божия (в браке или в безбрачии), – обязательно для всех Апокалиптическая картина. Взгляд Христа на высоту брачного торжества. Объяснение Его взгляда на брак. Особенно таинственная высота и духовное значение брака раскрывается Христом в Его Божественных притчах. «Царство небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего» 90 . Брак – это образ царства небесного, и не просто образ, но основание и развитие царства небесного, в смысле его распространения путем семейного воспитания. В браке – зерно этого царства небесного. Через брак реализуется это царство небесное! Через брак размножаются наследники царства небесного и становятся сынами этого царства Божия путем христианского воспитания. Отсюда, быть званным на брачный пир – особая честь, и пренебрежение к этому зову и самому торжеству строго наказывается изгнанием и лишением такой высокой чести. Даже явившийся на этот пир не в брачной одежде был строго наказан. Царь приказал слугам «связав ему руки и ноги, возьмите его, и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (ст. 13).

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Alfeev/i...

– дает мудрость для совершения правды: Господь дает мудрость; из уст Его – знание и разум; тогда ты уразумеешь правду и правосудие и прямоту, всякую добрую стезю ( Притч. 2, 6, 9 ). Мужество, или сила Святитель Амвросий Медиоланский различает два проявления мужества: Мужество в подвигах военных и мужество «в скромных трудах частного домашнего подвижничества», то есть в отношении к другим людям и в отношении к самому себе. 1. Мужество в отношениях с другими людьми – решимость и способность осуществлять требования справедливости. Этот вид мужества проявляется и в военных подвигах, и в общественном служении, в делах любви к Родине. В 1434 году сын Юрия князь Димитрий Шемяка опустошил страну Вологодскую; несчастные жители бежали из своих жилищ и скитались в лесах, не зная, где приклонить голову, многие умирали с голоду. Толпы разоренных стекались за пищей в обитель преподобного Григория Пельшемского, и он помогал им, насколько мог. Одушевляясь любовью к Отечеству, он решился сказать правду Шемяке: «Князь Димитрий, – говорил пустынник, – ты творишь дела не христианские. Ступай лучше в страны языческие, к людям, не знающим Бога. Христианские вдовы и сироты вопиют против тебя перед Богом. Сколько людей гибнет из-за тебя от голода и стужи, и если не прекратишь междоусобия, кровопролития и насилия, то сам скоро лишишься и славы, и княжения!» Шемяка, рассерженный правдой, приказал сбросить святого Григория с высокого моста на лед реки. Сильно разбившись, преподобный несколько часов лежал без чувств. Наконец он пришел в себя и, с трудом встав с места, сказал окружавшим его: «У немилостивого князя и слуги немилостивы, но скоро погибнут они, несчастные». Как ни жесток был Шемяка, но опомнился, уступил обличениям Григория и оставил Вологду. Это мужественное ходатайство святого за несчастных усилило в народе уважение к преподобному и его обители. Преподобный Ефрем Сирин так говорит о важности мужества: «Кто благодушествует и мужается в опасности, тот, если и умирает, умирает доблестно, а если остается жив, делается славным. Поэтому если и смерть доблестна, и жизнь прославлена, то мужественный приобретает выгоды, равно как и малодушный получает себе в удел двоякое зло, потому что и смерть его позорна, и жизнь его бесславна».

http://azbyka.ru/deti/osobennosti-vospit...

Как создать православную семью Скачать epub pdf Предисловие Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. Как возникла первая семья «Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему ( Быт. 2, 18 ). И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (ст. 22). «Закон брака» заключается в следующих словах: сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна ( Быт. 2, 24 ). «Важен супружеский союз: ему вверено Богом продолжение бытия рода человеческого». Муж и жена «приемлют от Творца благословение умножения рода своего, по Его намерениям, в чистоте побуждений и радости чадолюбия» ( Быт. 1, 28 ). «Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар». Для супругов «благословением и счастием признается видеть своих детей». Обязанности супругов От супругов требуется, чтобы они хранили «брак честен и непорочен», жили целомудренно. «Девство и брак не для всех, но целомудрие для всех. Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешнем веке ( Тит. 2, 11–12 ). Что значит целомудренно? Или в чистоте девства, или в честности брака, в том и другом случае с отвержением мирских похотей, и, в особенности, плотских похотей, яже воюют на душу» ( 1Пет. 2, 11 ). Следовательно, супруги «должны убегать плотской нечистой любви». «Под именем целомудрия Спаситель учит более, нежели одной телесной чистоте: что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» ( Мф. 5, 28 ). Равным образом и словами заповеди – не пожелай жены искреннего твоего – «запрещаются мысли и желания сладострастные или внутреннее прелюбодеяние», не  упоминая уже о той «мерзости, о которой Апостол Павел советует и не говорить христианам ( Еф. 5, 3 ), – прелюбодействе, когда находящиеся в супружестве беззаконно обращают супружескую любовь к посторонним».  «Когда запрещается грех любодейства, то чрез сие предписывается супружеская любовь и верность».

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

Нагибай выю его в юности и сокрушай ребра его, доколе оно (дитя) молодо, дабы, сделавшись упорным, оно не вышло из повиновения тебе ( Сир.30:1:12 ). Подобные наставления встречаем и у Соломона. Кто жалеет розги своей, – говорит он, – тот ненавидит сына; а кто любит, тот с детства наказывает его ( Притч.13:25 ). Наказывай сына своего, доколе есть надежда, и не возмущайся криком его. Гневливый пусть терпит наказание, потому что, если пощадишь его, придется тебе еще больше наказывать его ( Притч.19:18–19 ). Когда наши критики встречают подобные выражения в сочинениях, служащих выражением религиозно-житейских воззрений наших предков, например, в «Поучениях крестьянам» или в «Домострое», они рады предаться глумлению над архаической системой воспитания и не щадят слов для наказания ее будто сурового бесчеловечия. Но нам кажутся мелкими, поверхностными и ненаучными воззрения современных критиков, хвалящихся своей будто бы гуманностью. Они привязываются к словам, но не хотят понять идеи, под ними скрывающейся, за внешней формой не видят правды тех начал, какие священные писатели внушают родителям и воспитателям для более успешного выполнения ими своего долга по отношению к детям, вверяемым их попечению. Христианская религия в этих словах, подающих повод нашим критикам к укоризнам и глумлению, предписывает или советует в деле воспитания поддерживать твердую и строгую дисциплину. Она хочет, чтобы дети в своих родителях и воспитателях признавали власть и подчинялись их распоряжениям, какими они, по движению своей любви к детям, стараются упорядочить их неокрепшую волю... Она считает неблагоразумным и опасным, если дети растут по своей воле, никем и ничем не сдерживаемые, и если им позволяют безнаказанно заявлять свое упрямство, делать, что хотят, совершать разные грубые выходки и проступки. Покорность и повиновение разумной родительской воле – одно из главных качеств, какие религия заповедует воспитывать в детях. Добрый христианин, живущий по началам веры, по изображению Апостола, – это человек, хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью ( 1Тим.3:4 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Развод осуждается Церковью как грех, т. к. он приносит душевные страдания супругам (или одному из них), и особенно детям. Вместе с тем развод запрещен Господом не безусловно. Если супруги соблюдают верность друг другу, то Церковь старается сберечь целостность всеми присущими ей средствами – назиданием, молитвой, участием в таинствах. Допустимое основание для развода – прелюбодеяние, которое оскверняет святость брака и разрушает связь супружеской верности. Жена в христианском браке должна повиноваться своему мужу, потому что «муж есть глава жены, как Христос глава Церкви.», «как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем». «Мужья, любите своих жен, – обращается апостол Павел к супругам, – как и Христос возлюбил Церковь. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» ( Еф. 5, 22–33 ). В христианском браке муж – глава семьи, и всю заботу о материальном устроении берет на себя, жена же во всем его помощница и друг. Супруги едины во всех своих устремлениях. «Муж делами и словами насаждает в доме благочестие; жена. наблюдает за домом, но кроме этого занятия у нее имеется более настоятельная забота о том, чтобы семья трудилась для Царствия Божия». (Протоиерей Нефедов Г. Таинства и обряды Православной Церкви. С. 143) Обращаясь к Господу за помощью, они не позволяют приблизиться к семейному очагу раздорам, вражде, ненависти. Таковы условия, при которых брак бывает счастливым для обоих супругов. В энциклопедии семейной жизни, домашних обычаев, традиций русского хозяйствования – «Домострое», книге, написанной известным церковным и государственным деятелем священником Сильвестром во времена Иоанна Грозного, в середине XVI века, помещено «Послание и наставление отца сыну». В нем, в частности, говорится о том, какие взаимоотношения должны быть между мужем и женой. И домочадцев своих одевай и содержи в достатке, люби и жену свою и в законе живи с ней по заповеди Господней: в воскресенье, и в среду, и в пятницу, и по праздникам Господним, и в Великий пост близости избегайте, живи добродетельно, в посте и в молитве, и в покаянии; жизнь по закону – во славу Бога и ради вечного царства, а любодеев и прелюбодеев осудит Бог.

http://azbyka.ru/deti/traditsii-pravosla...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 1  голос:  5.0 из  5) Оглавление В суете дней мы, родители, пытаемся уделить своим детям хоть капельку внимания. Порой ограничиваемся этой капелькой. Совесть чиста —  сделал свое дело. сделал, да не сделал. Ведь воспитать настоящего человека таким образом невозможно. Как воспитать ребенка в духе христианского благочестия? Кто примет одно такое дитя во имя Мое, тот Меня принимает; а кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Мф. 18: 5-6 . Предисловие Прекрасные плоды ревностной разработки науки воспитания в настоящее время учеными и государственными мужами нашего отечества ничего, по-видимому, не оставляют желать более для руководства благонамеренных воспитателей; и читатель, конечно, не много найдет в сей книге нового в сравнении с изданной в 1845 году книгой «О воспитании детей в духе христианского благочестия». Несмотря на это, автор утешает себя приятной надеждой, что его желание содействовать пользе общества и Церкви изданием исторических очерков «Практическое воспитание детей по учению святых отцов Церкви» не сочтут неосновательным и излишним. В основание своей надежды он полагает различные потребности общества. Для одного из воспитателей достаточно простого совета и наставления в духе веры из уст современника; для другого нужно наставление в духе веры, подтвержденное доводами разума и опыта; третий, не довольствуясь авторитетом современника, хочет слышать христианское наставление от имени учителей первых веков христианства; иные, руководясь ученой любознательностью и потребностью полного, всестороннего знания предмета, желают иметь под руками, кроме простого наставления или научного изложения мыслей и правил, общую или частную историю науки и практики воспитания; некоторым наконец, чуждым ученой любознательности, полезнее и нужнее пример воспитания, образец, достойный подражания.

http://azbyka.ru/deti/prakticheskoe-vosp...

Разделы портала «Азбука веры» Филарет Московский (Дроздов) Святитель Филарет Московский (Дроздов) " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" ( 1  голос:  5.0 из  5) Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. Как возникла первая семья «Брак есть таинство, в котором, при свободном пред священником и церковию обещании женихом и невестою взаимной их супружеской верности, благословляется их супружеский союз во образе духовного союза Христа с церковию и испрашивается им благодать чистого единодушия, к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». Брак установлен Самим Богом в раю. И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника подобного ему ( Быт. 2:18 ). И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку (ст. 22). «Закон брака» заключается в следующих словах: сего ради оставит человек отца своего и свою мать и прилепится к жене своей; и будут два плоть одна ( Быт. 2:24 ). «Важен супружеский союз: ему вверено Богом продолжение бытия рода человеческого». Муж и жена «приемлют от Творца благословение умножения рода своего, по Его намерениям, в чистоте побуждений и радости чадолюбия» ( Быт. 1:28 ). «Зачатие и рождение совершаются не без Промысла Божия; то и другое есть Божие дело, Божий дар». Для супругов «благословением и счастием признается видеть своих детей». Читать далее… Рекомендуемые статьи Ссылки Популярное Сейчас в разделе 41  чел. Всего просмотров 2.1 млн. Всего записей 582 ©2024 Азбука супружества к содержанию Входим... Куки не обнаружены, не ЛК Размер шрифта: A- 15 A+ Тёмная тема: Цвета Цвет фона: Цвет текста: Цвет ссылок: Цвет акцентов Цвет полей Фон подложек Заголовки: Текст: Выравнивание: Сбросить настройки

http://azbyka.ru/semya/kak-sozdat-pravos...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010