Аннотация В статье рассматривается педагогическое наследие священномученика Фаддея Успенского применительно к современной теории и практике воспитания с целью поиска целостного подхода к развитию личности воспитанника. Образование может быть и средним, а воспитание должно быть высшим. Высшее воспитание – это доброта. Умный человек – добрый человек. Недобрый человек – неумный человек. И больше всего надо у Бога именно этого просить – доброго взгляда на жизнь. Архимандрит Мелхиседек Артюхин Знание без доброты – мудрость дьявольская. Святитель Филарет Московский . Современная образовательная парадигма тяготеет к христианским истокам. На государственном уровне в официальных документах среди приоритетных задач значится духовно-нравственное воспитание школьников. Вместе с тем на практике учителя сталкиваются с рядом проблем: психологические конфликты, разделяющие учителя, родителя и ребёнка; акцент преимущественно на интеллектуальном и физическом развитии воспитанников; массовая загруженность учителей; трудности осуществления духовно-нравственного воспитания на практике. Эти вопросы требуют глубокого осмысления и поиска целостного подхода к их решению. В этом смысле обращение к труду архиепископа Фаддея Успенского , новомученика и молитвенника, актуально и своевременно, так как наряду с самоотверженным служением Церкви и заботой о пастве он всю жизнь посвятил педагогической деятельности. Ниже мы отметим и прокомментируем основные мысли из «Записок по дидактике» священномученика Фаддея Успенского , которые привлекли наше внимание. Обладая чуткой и тонкой душевной организацией, болея всем сердцем за воспитание детей, за поиск верных подходов к преподаванию и духовно-нравственному росту самих педагогов, Владыка Фаддей делится мыслями о воспитании, основанными на глубоком личном педагогическим и молитвенным опыте. Владыка подчёркивает, что первостепенной задачей школы является воспитание детей в христианском духе. Это особенно верно для начальной школы. Вслед за К.Д. Ушинским , «отцом русской педагогики», и «самоотверженным подвижником народного просвещения» С. А. Рачинским, владыка Фаддей утверждает, что краеугольным камнем педагогики является вера Христова 1 . «Ибо всякий, пытавшийся ниспровергнуть камень сей, сам сокрушался и повергаем был в неисходную скорбь, тоску и смерть души, посему будем приступать к Нему, камню живому, человеками отверженному, но Богом избранному, драгоценному, и сами, как живые камни, устроять из себя дом Духовный Христу!» – с такими словами выступил священномученик на открытии педагогических курсов 2 .

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

прот. Александр Дернов Заключение Что полагается в основу учения о воспитании? – Всесторонность взгляда наших отечественных учителей – точных провозвестников Богооткровенного учения и психологов. – Чему они отдают первенствующее значение? – Развитие духа, возможное только при религиозно-нравственном воспитании. – Непременная забота воспитателя о религиозности питомца. – Задача религиозно-нравственного воспитания. – Возвышенность и широта церковного идеала воспитания. – Примеры, доказывающие справедливость этого. – Слова митрополита Антония, также доказывающие это положение. – Причина печального положения настоящего времени. – Только благодатное воздействие св. Церкви может уничтожить это печальное положение. Проследивши, хотя и в кратких очерках, воззрения и мысли русских учителей об истинно-христианском воспитании, – от того далекого прошлого, когда светлый луч христианства впервые осветил сознание русского человека, и до наших дней, – мы можем с уверенностию утверждать, что у нас, на святой Руси, в основу учения о воспитании всегда полагались истинно-христианские взгляды. Наши учители, говоря о воспитании, обнимают своим взором все решительно стороны природы человека, все стороны его развития и его деятельности и всю его жизнь, начиная с пребывания его во чреве матери 537 , продолжая его младенчеством 538 , детством 539 , отрочеством 540 , юностью 541 , мужеством 542 и оканчивая его старостью 543 . Высказанные ими мысли, руководствующие к сознательной разумной и правильной, педагогической деятельности, являются такими истинами, которые никогда не теряют своего интереса, – которые, будучи старыми по происхождению, в то же время остаются всегда новыми и в этом смысле вечными. Как и приведенные нами во второй части нашей книги св. отцы Церкви, и наши отечественные учители являются также точными провозвестниками Богооткровенного учения и в то же время не менее замечательными психологами, как и св. отцы и учители Церкви 544 . Имея в виду всего человека, все стороны его духовно-телесной природы, наши учители главное, первенствующее значение отдают его духовной стороне, жизни души, – этой высшей идеальной стороне жизни человеческой.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» О книге свящ. Василия Сокольского «Христианское воспитание и обучение детей школьного возраста» В Избранное ( 1  голос:  5.0 из  5) На репринтном издании редкой старинной книги значится: «Казань, Типо-литография Казанского Университета, 1909 год». За семь лет до революции автор  понимает, куда всё движется, но верит: воспитание и образование спасают. Правда, убедиться в своей правоте пишущему не довелось: дети, получившие христианское воспитание и образование по Сокольскому, едва вошли в возраст, а в Империи уже полыхнул костер революции. Более чем на 70 лет о религиозном воспитании и образовании в России забыли. Идеи Сокольского отошли на второй план. Но сейчас к его трудам с интересом возвращаются и открывают новое, а на деле – хорошо забытое старое. Так что же за книга перед нами? Актуально, через «ять» Поясним: в начале ХХ века Казанский Университет носил звание Императорского и был одним из 25 лучших вузов страны. Правда, знал он и вольнодумные студенческие волнения, из-за которых его едва не закрыли в 1902 году, и преобразования: после 1905 года его управление стало во многом автономным. В издательстве такого вуза издавали передовую литературу, привлекавшую общественный интерес, и книга о. Василия Сокольского – в числе этих прогрессивных изданий. Автор цитирует известных ученых своего времени, сведущих в области педагогики, российских и зарубежных, а также древних философов и художников эпохи Возрождения, спорит или соглашается с ними и вовлекает в горячую полемику читателя. В книге 149 страниц, она состоит из пяти глав:  В последней главе подробно рассматриваются практические вопросы катехизации: изучение молитв, Священная история, собственно катехизис, богослужение. Книга написана живым публицистическим слогом, легким и не «занаученным» и увлекательным настолько, что иногда перестаешь замечать старинную орфографию с ерами и ятями и узнаешь в авторе собрата и современника. «Лучшим из людей, то есть христианином»

http://azbyka.ru/deti/svjashh-vasilij-so...

Закрыть itemscope itemtype="" > Инструкция для родителей от святых О советах святых отцов и собственном детстве рассказывает митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил 18.04.2019 804 Время на чтение 5 минут Воспитание начинается с утробы Воспитание ребенка начинается еще в утробе матери. Преподобный Сергий, сосуд Духа Святого, удивлял окружающих и свою мать еще до своего рождения. И в современном мире, когда мама во время беременности часто ходила в храм, причащалась, по ребенку это заметно. Феофан Затворник, святой XIX века, бил тревогу, говоря о том, что в школах дается неправильное воспитание, детей учат безбожию. И предупреждал, что, если так будет продолжаться, в конце концов у нас не останется христианства, не останется христианского духа, только личина, оболочка. Родители, с которыми святитель Феофан переписывался, жаловались, что дети их, вырастая, отходят от веры, от Православия. Конечно, для них это было очень тяжело. А святитель отвечал: если в ребенке посеяно благочестие, не надо бояться, надо предать его в руки Божии, и эти семена в свое время взойдут. У него есть и своеобразная инструкция для родителей, чьи дети перестали воспринимать, говоря современным языком, христианские ценности. Он предлагает сначала выбрать подходящее время и спокойно поговорить с ребенком, выяснить, что его смущает. А выяснив, развеять его сомнения, уничтожить этих идолов. И после этого, с любовью, ни в коем случае не унижая ребенка, внушать истинные христианские ценности. Ему вторит один из святых нашего времени, афонский старец Паисий. Он сравнивает детей с картошкой. Если молодую картошку потереть, кожура сойдет сама, а старую картошку надо чистить. А если она еще полежит, то начнет гнить, и гниль придется вырезать... Вот почему так важно воспитание, полученное в детстве. Причем детей надо не просто учить, им надо показывать пример. Сами родители должны возрождаться от греха, бороться со страстями. Дети копируют поведение родителей на очень тонком уровне. Еще один совет старца - причащать детей как можно чаще. Тело и Кровь Христовы - величайшая святыня, которая питает душу и тело маленького человека. Ребенок - как часы с пружиной

http://ruskline.ru/opp/2019/aprel/18/ins...

Воспитание детей: каким оно должно быть? Мысли на праздник Рождества Пресвятой Богородицы – 8-го сентября. «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу, Мария же благую часть избра, яже не отъимется от нея»   ( Лк. 10, 41–42 ) Одной из самых тяжелых проблем нашего больного времени для честных и порядочных родителей является воспитание детей, которое стало неимоверно-трудным потому, что детей, по какой-то указке «свыше», систематически развращают, воспитывая из них настоящих закоренелых преступников, для которых ничего не стоит не только обидеть, ограбить, но и убить человека. Празднуемый ныне 8-го сентября ст.ст. праздник Рождества Пресвятой Богородицы дает христианским родителям указующую нить, как надо правильно вести воспитание детей, чтобы избавить их от страшной участи пойти путем современной жуткой преступности. В этот день, как плод усиленных молитв родителей, родилась от неплодной прежде матери Анны Та Пречистая Дева, Которая, как достойнейший в мире сосуд, была избрана Господом для Своего вочеловечения. Долго молились Богу великие праведники Иоаким и Анна, умоляя Бога даровать им дитя, но молитва их не была услышана до тех пор, пока Анна не изрекла обещание, что рожденное ею дитя будет принесено в дар Богу. Едва Анна в молитве своей произнесла это обещание, как предстал пред нею Ангел Божий. «Молитва твоя услышана», сказал он, «воздыхания твои проникли облака и слезы твои канули пред Господом. Ты зачнешь и родишь дщерь благословенную, Которая будет выше всех дщерей земных. Ради Ея благословятся все роды земные, Ею дастся спасение миру и наречется Она Мариею». Услышав эти слова, Анна, в великой радости, повторила свое обещание: «Жив Господь Бог мой! если у меня будет дитя, то отдам его Господу на служение – пусть оно служит Ему день и ночь, восхваляя святое Имя Его во всю жизнь». Предсказание Ангела исполнилось, и праведная Анна исполнила свое обещание. У нее родилась дочь Мария, и она посвятила Ее на служение Богу. Проводя жизнь, достойную обета, жизнь, отрешенную от земной суеты, Дева Мария, высшим благом для Себя поставив общение с Богом и угождение Ему, сподобилась высшей благодати – стала Матерью Воплотившегося от Нее Господа, вознесена превыше всякой твари и сделалась честнейшей и славнейшей самих воинств ангельских.

http://azbyka.ru/otechnik/Averkij_Taushe...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Стрижев А.Н. Школа православного воспитания " decoding="" title="" ( 6  голосов:  5.0 из  5) Оглавление В удивительное время мы живем… Забыв обо всем на свете, и о Боге, о своих детях в том числе, мы думаем только о том, как бы реализоваться в этом мире. Стоит ли удивляться тому, что наши дети убивают, изгаляются над слабыми, ни во что не ставят родителей? В этой книге звучит уникальная православная педагогическая мысль, и не одна.. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Книга посвящена широкому кругу проблем православного воспитания, вопросам освоения накопленного педагогического опыта и просвещенного наставничества. Рассчитана на учителей воскресных школ и православных гимназий, на внимание родителей, стремящимся воспитать своих детей благоразумными и благочестивыми. Материалы сборника снабжены редкими иллюстрациями. Наш сборник по затрагиваемым темам не имеет себе подобных. Православная педагогика: страницы истории В младенческой чистоте и непосредственности восприняли русские люди истины христианской веры, не искаженные ересями и лжеучениями. И по мере усвоения этих истин возрастала и крепла великая нация, избрав водительницей совести Церковь, устроительницу жизни земной и вечной. Симфония церковной и светской власти в Святой Руси целиком отвечала народному идеалу. Впоследствии этот идеал был выражен в понятии триединства — Православие, Самодержавие, Народность. Соответственно идеалу и строилось обучение отроков, верноподданных Отечества. Сословные перегородки не умаляли света, изливаемого православным просвещением: Ломоносов был тому ярким примером. В народных школах, в городских училищах, в стенах семинарий шла подготовка новых поколений к вступлению в жизнь. Программы и уставы учебных заведений соответствовали своему времени. И если теперь кому-то видится в них перегруженность элементами схоластики и нормативной дидактики, то не ищет ли он в тех давних параграфах отображения своих педагогических исканий? Ищет, и зачастую не находит! А истина пребывает все там же, где и была,— в Священном Писании. И даруется она через новозаветное сознание.

http://azbyka.ru/deti/shkola-pravoslavno...

Я сейчас назову одну такую идею, которую считаю внушенною, но заранее знаю, что за это многие обзовут меня обскурантом, мракобесом и другими не менее “лестными” име­нами существительными и прилагательными. Я прошу об одном: не искажать моей мысли, взять самое зерно ее и поглубже в него вдуматься. Итак, слушайте: я утверждаю, что идея всеобщего обучения в том виде, как ее понимают наши радетели народного просвещения, есть внушение, гипноз, мечта, здравым разумом не приемлемая при современных условиях народной русской жизни. Знаю, мне скажут: вы – враг народного просвещения, поборник невежества и т. п. Но кто же доказал, будто всеобщее обучение есть просвещение народа? Эти два понятия отстоят одно от другого, как небо от земли. Всякое обучение, не исключая даже и обучения в высших учебных заведениях, в разных университетах и академиях, есть только именно обучение, сообщение той или другой суммы знаний, развитие только одной стороны человеческого духа – умственной его деятельности да притом еще далеко не всегда имеющее нравственную ценность. А это еще не есть просвещение. Вспомните, как опреде­лял наш великий Гоголь понятие просвещения. Просветить, говорит он, значит высветлить, насквозь пронизать все духовное существо человека чистым светом Христова учения, очи­стить его от всякой духовной нечисти: лжи, суеверия, нравственной нечистоты. Было бы недобросовестно с нашей стороны не признаться, что такого просвещения почти ни одна школа не дает, или если какая и дает, то в очень малой степени. С большею справедливостью следовало бы просвещением называть не обучение, а воспитание, следовало бы переставить в отношении их ценности эти два понятия: во-первых – воспитание, во-вторых – обучение. Для жизни не столько нужно обучение, сколько воспитание, и во всяком случае – воспитание в христианском духе есть само по себе добро, а обучение само по себе ни добро, ни зло: это только средство делать добро или зло, а без воспитания чаще всего является злом. Дока­зано, что с возрастанием грамотности возрастает и преступность, и это, конечно, потому, что дают детям в руки нож, а не научают их употреблять его на пользу себе и другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Софья Куломзина. Цели христианского воспитания Первое, основное, весьма насущное и нелегкое задание, стоящее перед христианским воспитателем, – пробудить в ребенке ощущение реальности Бога 3 декабря, 2014 Первое, основное, весьма насущное и нелегкое задание, стоящее перед христианским воспитателем, – пробудить в ребенке ощущение реальности Бога Сегодня исполняется 111 лет со дня рождения Софьи Сергеевны Куломзиной. Ниже опубликованы отрывки из её книги «Наша Церковь и наши дети» о целях христианского воспитания. Ощущение реальности Бога Первое, основное, весьма насущное и нелегкое задание, стоящее перед христианским воспитателем, – пробудить в ребенке ощущение реальности Бога. Другими словами, важно помочь ребенку узнать Бога, а не только узнать о Боге. Именно это ощущение реальности Бога почти совершенно отсутствует в современном обществе. Я помню, один молодой студент так это выразил: «Я не то, что не верю в Бога, – сказал он, – но Он кажется таким нереальным». Многие люди, не будучи принципиальными атеистами, лично просто не ощущают Бога, Его власти, Его присутствия в их жизни как реальной Личности, с Которой их связывают определенные отношения. Для многих христиан – православных, католиков и протестантов – церковные обряды, нравственные ценности, этнические и национальные традиции более реальны, чем простой факт, что Бог существует, что Его присутствие в нашей жизни ощутимо, что каждый из нас связан с Богом. Когда ребенок достигает подросткового возраста, ощущение реальности Бога становится все более и более смутным. Жизнь подростков насыщена интересами и эмоциями, не имеющими ничего общего с тем, что они понимают под религией. Забыта ежедневная молитва, поскольку родители больше не следят за ней (и действительно, молитва не должна становиться такой же привычкой, как чистка зубов!). Религия часто отождествляется с хождением в храм и соблюдением внешних правил и привычек. Подростки считают – и это хуже всего, – что это «не для них». Именно тогда, когда дети начинают мыслить самостоятельно, пускай еще весьма незрело, когда они начинают открывать себя как личность, пускай эгоцентрично, о религии им слишком часто твердят в авторитарном стиле: «Библия говорит…», «Церковь учит…», «священник говорит…»

http://pravmir.ru/sofya-kulomzina-tseli-...

История и пути Промысла Божия 3.1. Святоотеческое наследие и воспитание юношества Председатель: епископ Якутский и Ленский Зосима; Сопредседатель: игумен Петр (Пиголь), первый проректор РПИ св. ап. Иоанна Богослова, декан философско-богословского факультета, гл. редактор альманаха «К Свету», кандидат богословия. Куратор: Балашова Елена Григорьевна, сотрудник издательского сектора Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ. Время проведения: 2 февраля, 10.00. Место проведения : Конференц-зал гостиничного комплекса Свято-Данилова монастыря; Б. Староданиловский пер., 5. Проезд: м. «Тульская». 1. Епископ Якутский и Ленский Зосима. «Архиепископ Феодор (Поздеевский) и духовное образование и воспитание юношества». 2. Епископ Бостонский Михаил (Русская Православная Церковь Заграницей). «Святитель Иоанн Шанхайский: плоды духовного воспитания». 3. Архимандрит Нафанаил (Крикота), ректор Почаевской Духовной семинарии. Приветственное слово. 4. Игумен Петр (Пиголь), первый проректор РПИ св. ап. Иоанна Богослова, декан философско-богословского факультета, гл. редактор альманаха «К Свету», кандидат богословия. «Святоотеческие основы взгляда монаха Климента (Константина Николаевича Леонтьева) на образование и воспитание». 5. Иеромонах Диомид (Кузьмин), казначей Казанско-Богородицкой Площанской пустыни, сотрудник Отдела агиологии Брянской епархии. «Старец Василий Кишкин и его последователи: опыт христианского воспитания». 6. Иерей Георгий Павлович, историк (Дивеево). «Преподобная Александра, Первоначальница Дивеевская: образ христианского жития». 7. Иеромонах Иннокентий (Ольховой), эконом Свято-Данилова монастыря. «Просветительская деятельность архиепископа грека Никифора (Феотокиса) (1731–1800) в России». 8. Монахиня Сергия (Ежикова), настоятельница Петропавловского монастыря, заведующая отделом агиологии Брянской епархии. «Архимандрит Даниил (Троицкий) и его пастырско-педагогическое наследие». 9. Бездетко Елена Владимировна, преподаватель агиологии и агиографии РПИ св. ап. Иоанна Богослова. «Особенности мученических житий в свете формирования православного мировоззрения».

http://pravoslavie.ru/425.html

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети " decoding="" data-lazy-srcset="" data-lazy-sizes="" title="" > ( 28  голосов:  4.0 из  5) Оглавление Нет никаких оснований для самодовольства, когда мы говорим о современной церковной жизни и о достижениях в области воспитания детей и молодежи. В некоторых отношениях наша эпоха имеет нечто общее с эпохой раннего христианства. Христианская вера, то есть вера в то, что Иисус Христос — Богочеловек, что Бог Троичен и что Церковь — это живое Тело Христово, — эта вера исповедуется меньшинством, да и это меньшинство разделено и расколото. См. книги С.С. Куломзиной в Православной библиотеке . Введение Нет никаких оснований для самодовольства, когда мы говорим о современной церковной жизни и о достижениях в области воспитания детей и молодежи. В некоторых отношениях наша эпоха имеет нечто общее с эпохой раннего христианства. Христианская вера, то есть вера в то, что Иисус Христос — Богочеловек, что Бог Троичен и что Церковь — это живое Тело Христово, — эта вера исповедуется меньшинством, да и это меньшинство разделено и расколото. Христианские символы, праздники и традиции в значительной степени утратили свою жизненность. Они либо уходят из нашей жизни, либо становятся объектом торговли, либо отождествляются с кулинарными или национальными обычаями и слишком часто сводятся к чему–то приятному, но не очень понятному. Во многих странах человек должен обладать немалым мужеством, чтобы исповедать, что он — христианин. И даже там, где не существует враждебного отношения к религии, культура от религии отделена. Трудно обрести какое–либо христианское содержание или христианское понимание жизненных ценностей среди тех впечатлений, которые получает современный ребенок дома, в школе, читая книги, журналы, знакомясь с рекламой. Это относится и к тем семьям, которые регулярно посещают храм. Ребенок растет сегодня в обстановке, весьма напоминающей эпоху Римской Империи.

http://azbyka.ru/deti/nasha-tserkov-i-na...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010