Так действовал государь вообще, так действовал он и во всех частных случаях – и его имя с невольным уважением произносилось во всей Европе. Когда в политических кругах Европы произносимо было одно название император, то всякий знал, что этим названием обозначался никто другой, как только император Всероссийский Николай, потому что как бы он только один из всех современных ему правителей достоин был носить имя и титул императора в собственном и строгом смысле слова. Конечно, обаянию имени Николая и полновесности его политического значения много способствовало тогдашнее положение Европы, где более или менее сильное слово и дело могло исходить разве только из Австрии, до 1848 года далеко еще не находившейся в таком положении, в каком она стала находиться после революции 1848 года, между тем как другие государства, особенно после великих событий войны 1812–1813 годов, покрывшей славою русское оружие и на полях освобожденной им Европы, или и сами по себе, или же благодаря испытанным от поработителя Европы – Наполеона бедствиям были сравнительно слабы. Пруссия, с её тогдашним 15-миллионным населением и в значении королевства, вовсе не пользовалась таким весом в международной политике, каким пользуется она теперь, стоя во главе Германской Империи. Франция, раздробленная и ослабленная после вышеупомянутой войны, и тому же еще более ослабляемая почти непрерывными переворотами, совершавшимися внутри её в течение 1825–1855 годов, также не представляла в себе ни достаточно опасной силы, ни прочной гарантии для поддержания основ, все еще существовавшего при Николае, хотя, более только на бумаге, чем на деле, Священного Союза. Другие государства, не исключая и Англии, при её островном положении, еще менее могли рассчитывать на выдающееся значение в международной политике. И только к концу царствования императора Николая, при неизменности начал и положения его собственной политики, политическое положение остальной Европы в значительной мере изменилось. Зоркое наблюдение императора Николая за внешнею политикою побуждало и его подданных, так или иначе заинтересованных в ней, внимательно следить за нею. Не мог быть равнодушен к ней и духовный вождь значительной части подданных Николая, притом населяющих одну из столиц Российской Империи, живущих в сердце России Москве, – святитель Филарет. Не мог он так или иначе не касаться её и в своей проповеди, тем более, что его слову с церковной кафедры и в этом отношении многие придавали веса и значения больше, нежели слову политика, и обыкновенно с нетерпением ждали, что скажет о том или другом событии Филарет.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить решение Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви об избрании игумена Иова (Бандманна) викарием Германской епархии, оставив место и время совершения его хиротонии на усмотрение Священноначалия Русской Зарубежной Церкви.   ЖУРНАЛ 110 СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Минского и Заславского Вениамина, Патриаршего экзарха всея Беларуси, о состоявшемся заседании Синода Белорусского Экзархата. Справка: Согласно статье 8 главы XII Устава Русской Православной Церкви: «Журналы Синода Экзархата представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить журналы Синода Белорусского Экзархата от 14 декабря 2020 года 39-60).   ЖУРНАЛ 111 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Корсунского и Западноевропейского Антония, руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, Патриаршего Экзарха Западной Европы, о представлении на утверждение Священного Синода журналов Синода Патриаршего Экзархата Западной Европы. Справка: Согласно пункту 12 Внутреннего Положения о Патриаршем Экзархате Западной Европы: «Журналы Синода Экзархата, подписываются всеми его членами, представляются Священному Синоду и утверждаются Патриархом Московским и всея Руси». Согласно пункту 10.м Внутреннего Положения: «Синод Экзархата представляет на утверждение Священного Синода кандидатуры игуменов (игумений) монастырей епархий Экзархата». ПОСТАНОВИЛИ: 1. Утвердить журналы Синода Патриаршего Экзархата Западной Европы от 10.12.2020 1-11). 2. В связи с представлением Синода Патриаршего Экзархата Западной Европы (журнал 11 от 10.12.2020) назначить на должность игумена монастыря в честь иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость» в Бельгии архимандрита Иоанна (Реммери), клирика Брюссельской епархии.   ЖУРНАЛ 112 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного митрополита Корсунского и Западноевропейского Антония, руководителя Управления Московской Патриархии по зарубежным учреждениям, о журналах Синода Патриаршего Экзархата Юго-Восточной Азии, представленных на утверждение Священного Синода Преосвященным митрополитом Сингапурским и Юго-Восточно-Азиатским Сергием, Патриаршим Экзархом Юго-Восточной Азии.

http://patriarchia.ru/en/db/text/5742436...

И. Герцен, поклонник нарождающегося французского социализма, резко критикует жизненные и культурные отношения на «чужом берегу». Киреевский вернулся домой, если не разочарованный, то во всяком случае неудовлетворенный. К концу жизни он признает, что «Европа уже сказала свое слово» и будущее принадлежит не ей. Киреевский не отвергал всего сказанного Европой, но находил там много примеров такого, чего юная культурой Россия не должна брать как пример. Культура Европы была для Киреевского старые меха, изсохшие, но крепкие житейским опытом. Молодое, крепкое вино должна была влить туда Россия для своей и общечеловеческой пользы. Тогда бы получилась единая, сильная опытом Запада и духом Православия. Весь ход западной культуры, (а для Киреевского ход и развитие истории Европы в развитии и внутреннем содержании ее культуры), приведший к иссяканию живых сил духа на Западе, было поступательное усиливающееся развитие рационализма от дней Рима до его современника Маркса. Это было обусловлено тем отчуждением религии и философии, веры и знания, которое господствовало на Западе и расщепило духовную целостность тамошнего человека и культуры. Три начала, сковавшие развитие Европы, «Римская Церковь , древне-римский мир и возникшая из насилия завоеваний государственность – определили весь круг дальнейшего развития Европы». Эта формула, выдвинутая Гизо, была принята Киреевским, однако, давшим ей немного другое содержание. Два последних элемента явились внешними рамками, наполненных и духовно оформленных первым – римской церковью, католичеством, которое и определило весь характер духовной жизни Европы. Создаваясь в борьбе, «железом и гордостью», выдвигая на первый план «крайнюю внешность и формальность отношений» (феодализм), живя в «ненависти сословий», западная государственность теряла идею народности в тенетах слагавшихся условий жизни. Феодальная эпоха интересует Киреевского своей внутренней стороной. Это было детище, взрощенное на почве «формально-правового» Рима, где «наружная рассудочность брала перевес над внутренней сущностью вещей», где религия исповедывала культ государства, где все «противоречило духу христианства».

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

С ЧЕГО НАЧАЛАСЬ БОРЬБА ЗА СВОБОДУ - НАЧАЛО ЛИБЕРАЛИЗМА Однако, к сожалению, как говорит немецкая пословица, «вместе с грязной водой они выплеснули и ребёнка». Яростно критикуя католическую церковь, одни европейские мыслители, вместо того, чтобы «вернуться к Христу», о чём так искренне просили их простолюдины Европы, стали всё дальше отдаляться от Его учения. Увлечённые критикой католицизма, европейские богословы не стали вдаваться в вопросы «поисков Бога», но просто заменили католическое учение «более удобными» трактовками веры, которые позволяли человеку жить и действовать более свободно, без постоянной оглядки на Бога. Реформация в Европе не возвратила европейцев к Христу, но способствовала их дальнейшему освобождению от Христовой нравственности. А другие учёные мужи так вообще со временем стали проповедовать отказ от Бога, заменяя веру в Него различными фантастическими представлениями (пантеизм, деизм, агностицизм и так далее). Так, в Европе после эпохи Возрождения произошла величайшая ментальная революция - впервые в истории человечества человек отказался не от какого-то конкретного божества, но от Бога вообще. С этих пор человеческая жизнь стала разменной монетой в «буднях великих строек» Европы и освобождённому от Бога человеку совесть уже не мешала устраивать свою жизнь за счёт жизни и благосостояния других людей. Постройка Версаля, например, обошлась абсолютистской Франции в десятки тысяч жизней простонародья. В протестантской Англии за бродяжничество казнили десятки тысяч согнанных со своей земли крестьян. В Германии периода Реформации Крестьянская война унесла жизни ста тысяч человек. И это было только началом Нового времени - эпохи освобождения человека от Бога и Его нравственности. А далее пошло по нарастающей - революции, войны, перевороты, колониальные захваты. Освобождённый от Бога человек постоянно в войне вплоть до наших дней. Европа Нового времени фактически полностью освободилась от учения Иисуса Христа. Католицизм уже к началу второго тысячелетия от Рождества Христова только в названии сохранял связь с Христом. Многочисленные протестантские церкви самим фактом своего существования недвусмысленно говорят о спекуляциях и паразитировании на имени Христа. Атеизм, наконец, становится главным идейным течением свободной Европы. С освобождения Европы от католицизма начался путь освобождения Европы от Бога вообще, от Христовой нравственности. И свободный от Бога человек стал теперь сам себе судия.

http://ruskline.ru/analitika/2018/01/04/...

Достаточно вспомнить знаменитое «дело Дрейфуса» (1896-1906), показавшее столь тотальную продажность юридической системы Франции, что у всей Европы перехватило дух. «Дело Дрейфуса» раскололо европейский мир, накалив его до точки кипения и став во многом прологом Первой мировой войны. Еще более символична история «культурного террора» начала XVI в., когда до христиан Европы начали доходить факты многочисленных антихристианских кощунств, обнаруженных в еврейских религиозных книгах. Скандал обрел общеевропейский размах, а «диспут о еврейских книгах» вылился в десятилетие горячего противостояния «гуманистов» и традиционалистов (1507-1516). Победили «гуманисты», причем на стороне последних оказались и император и даже папа. Увы, уже в это время в Европе все можно было купить за деньги. Не был исключением и папский двор. «Процесс» пробудил революционный дух Европы и стал естественным прологом Реформации. Но один из самых трагических эпизодов европейской исторической памяти - Цареубийство. Казнь короля Карла в 1625г. в Англии ознаменовала начало нового «вестфальского порядка» Европы, когда, вместо единой власти Церкви и Римской Империи, в христианском мире восторжествовала власть национальных государств, а вместо единого христианского человечества - политически враждующие «нации», которых стало очень удобно стравливать друг с другом. Первым же непосредственным следствием Цареубийства стал геноцид католической Ирландии, в которой, после походов карательных экспедиций Кромвеля, осталось едва ли более 10% населения. Непосредственно за казнью Людовика XVI в. 1793 г. последовал геноцид традиционной католической Вандеи. В долгосрочном же плане силам разрушения с помощью внедренных в сознание европейцев идей «свободы, равенства, братства» удалось взломать всю традиционную парадигму христианской Европы. Убийство Николая II в 1918-м г. в России стало началом уничтожения русской культуры, аристократии и народа. Убийством Царской семьи силы разрушения открыли эпоху глобального террора против традиционной христианской цивилизации, каким стал весь ХХ век, и которая продолжается и сегодня.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/09/18/ma...

За пределами этого цивилизационного ядра западной Европы, могут быть выделены, как особые и периферийные культурные модификации – скандинавская и, не вполне однородные с ней, с одной стороны, исландская, а с другой – финская и остзейская, а также, британская и, принципиально отличающаяся от нее, культура католической и кельтской, по своим этническим и культурным корням, Ирландии, Иберийская цивилизация в Испании и Португалии, но также и баскская в Пиренеях, южноитальянская, которая включает в себя, тесно родственную материковому югу Италии, Сицилию и своеобразную культуру Сардинии, вероятно, также и Корсику, несмотря на ее принадлежность Франции. Совершенно особый уголок южной Европы – католическая и арабоязычная Мальта; наконец, к западнохристианской цивилизации принадлежит католический восток западной Европы, в пределах которого могут быть выделены, с одной стороны, Польша, а с другой – Венгрия и, долгое время входившие в орбиту ее господства, Словакия и Хорватия. Западная и восточная разновидности Христианской цивилизации сосуществуют параллельно не со времени крещения Европы. Христианский запад существенно разошелся с Христианским востоком в эпоху папства и феодализма, крестовых походов и схоластики, иными словами, во втором тысячелетии от Рождества Христова, но процесс разделения начался, естественно, раньше: на востоке – при императоре Ираклии, радикально пересмотревшем политику своих предшественников, стремившихся удержать или восстановить единство и целостность Римской империи, и сделавшем решительный шаг в сторону эллинизации нового Рима; на западе, аналогичное значение имели события, происшедшие на рубеже 8–9 столетий, когда Карл Великий и папа Лев III создали, в действительности, впервые, западную Римскую империю. Плоды разделения созрели к 1054 г. А хрестоматийная дата разделения единой Римской империи на две – западную и восточную – 395 год, отмеченный кончиной св. Императора Феодосия Великого и его завещанием, является вполне фиктивной – в таком роде, как разделил империю св. Феодосий в своем завещании между сыновьями, ее делили не раз и до, и после него, когда, при наличии соправителей, и при территориальном распределении границ их власти, сохранялось единство правовой системы, – это было похоже, скорее, на выделение уделов младшим сыновьям московских государей, когда, в действительности, удельная система уже прекратила свое существование на Руси.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

в гостях у протоиерея Михаила Осоргина в Кламаре ЖМП 9 сентябрь 2011 /  5 сентября 2011 г. Епископ Корсунский Нестор: Православная Европа между прошлым и будущим Корсунская епархия объединяет приходы на территории ряда стран Западной Европы: Франции, Швейцарии, Испании и Португалии. В настоящее время епископ Корсунский управляет также приходами Русской Православной Церкви в Италии. Особенности культурной, экономической и политической жизни в Западной Европе формируют здесь значительно иной, чем в России, контекст для развития приходской жизни и миссионерского служения. — Ваше Преосвященство, что представляет собой на сегодняшний день Корсунская епархия? — Сегодня в Западной Европе трудно отыскать такой город, большой или малый, в котором не было бы общины наших соотечественников (я имею в виду, разумеется, выходцев не только из России, но из всех стран канонической территории Московского Патриархата). Пастырское окормление этих общин входит в сферу ответственности нашей епархии. И несмотря на то что число наших приходов многократно возросло за последние 10–15 лет (сегодня это 33 прихода и более 20 евхаристических общин в Корсунской епархии и 49 действующих приходов в Италии), мы еще очень далеко от того уровня организации церковной жизни, который бы соответствовал реальным духовным потребностям нашей паствы. Помимо новых эмигрантов, приток которых особенно значителен в Италии, Испании и Португалии, среди наших прихожан — потомки прежней эмиграции, ведь у нас, преимущественно во Франции, есть приходы, ведущие свою историю с 20-х и 30-х годов прошлого века, а Свято-Никольский приход в Риме помнит еще Гоголя и Брюллова. Кроме того, существуют общины, в которых большинство членов является представителями местного православия, то есть православные французы, итальянцы, испанцы и т.д. — Часто приходится слышать, что церковная жизнь в странах Старой Европы постепенно угасает. Могут ли православные эмигранты повлиять на этот процесс? — Вы имеете в виду церковную жизнь традиционных для Европы христианских конфессий? Я не думаю, что число воцерковленных или, как говорят на Западе, практикующих христиан в процентном соотношении сильно отличается в России от стран Старой Европы. Но тот духовный подъем, который наша Церковь переживает последние годы, возрождаясь после периода гонений, воспринимается на Западе как ободряющее свидетельство стойкости и жизнеспособности христианства в целом. Поэтому значительная по своим размерам православная эмиграция, без сомнения, оказывает и будет в дальнейшем оказывать еще большее влияние на духовное состояние Западной Европы и на взаимоотношения Церкви и общества.

http://e-vestnik.ru/interviews/episkop_k...

Сегодня осуществляется новый проект объединения Европы. Политическая элита 27 стран – от Португалии до Латвии, от Лапландии до Кипра – пытается объединить Европу новой конституцией. В этой конституции даже не упоминается о христианстве. Отрицают всё, чего достигли святитель Бонифаций и его ученики, принесшие свет Христов народам Европы и утвердившие единство в Западном Патриархате. И хотя новый проект не военный, а политический и экономический, он не приведет к подлинному единству, ибо отрицает само основание Европы – веру Христову. В конце VII и в VIII столетиях два англичанина – святой Виллиброрд и святой Бонифаций, за которыми последовали их ученики, покинули Англию и озарили светом Евангелия тьму северо-западной Европы. Их влияние распространилось на всю Европу от Рима до Скандинавии благодаря последовавшим после них другим английским миссиям. В IX веке два грека: святой Кирилл († 869; память 14 февраля и 11 мая) и святой Мефодий († 885; память 6 апреля и 14 мая), за которыми последовали ученики, озарили светом Христовым тьму юго-восточной Европы. Их влияние распространилось на всю восточную Европу – от Чехии до Урала – благодаря миссиям, последовавшим за ними. Уверен: пока это не будет признано всеми, единства в Европе не будет, а будут лишь коррупция и мелочный расчет. Но сегодня мало кто желает все это признать. Если однажды это все-таки произойдет, то мы возвратимся к временам, когда не было еще разделения на католиков и протестантов. Мы возвратимся к временам, предшествовавшим середине XI века, – когда не было еще разделения христианства на Католицизм и Православие. Это будет возвращение к временам, когда уже обозначилась главная проблема, корни которой – в жажде власти самого сильного и агрессивного из германских народов – франков. Поскольку когда умер последний из поколения учеников святого Бонифация – святой Виллехад († 789), преставившийся почти ровно через 100 лет после приезда святого Виллиброрда во Фризию в 690 году, франки признали иконоборческую ересь и ввели в свою Церковь ложное понимание Пресвятой Троицы. А в XI веке они фактически присвоили себе власть в Риме.

http://pravoslavie.ru/54317.html

Европа же – задолго до своей Христианизации, переступила рубеж, отделяющий примитивные, или патриархальные, если угодно, доисторические общества от цивилизации, предполагающей существование государств, письменности, сложной социальной системы, а также, поселений городского типа. В связи с этим, необходимо уточнить: характеризуя цивилизацию Европы, как Христианскую, не следует до конца отождествлять понятия «Европейская» и «Христианская» цивилизации, такое сближение их, лишь указывает на то лицо Европы, которое она имела на протяжении веков, по меньшей мере, во второй половине первого, и во втором тысячелетии от Рождества Христова, но, разумеется, не изначально. И, все же, право Европейской цивилизации на наименование ее Христианской подкрепляется тем еще обстоятельством, что в античную эпоху, значение топонима «Европа» было существенно более локальным и, применительно к той эпохе, известным аналогом средневековой или новой Христианской Европы – был мир классического средиземноморья, включавший в себя прибрежные территории трех частей света: средиземноморье, а не Европа, оставалось регионом и Христианской цивилизации, однако, лишь до экспансии ислама , которая спутала старые историко-географические карты. И в прошлом, и ныне, Христианская цивилизация выходит далеко за границы Европы: не говоря уже о российской Сибири, Ливане, Эфиопии, Армении, Грузии, неведомо по какой причине совершившей в последние годы картографическую революцию и включившей себя в Европу, при том, что, расположенная к западу от нее Турция, за исключением, действительно, Европейской Фракии, спокойно остается в Азии, – это еще и целый континент – Америка, Северная и Южная, сопоставимая в наш век с Европой и численностью населения, и своим политическим и экономическим весом. И, все же, по праву первородства, Америка должна уступить Европе приоритетное право на имя «Христианская цивилизация». В то же время, в Европе и исторически, и актуально присутствует мир Ислама – в прошлом, в Испании и на Балканах, ныне, по меньшей мере, – в турецкой Фракии, Албании, на северном Кавказе и, фрагментарно – в Поволжье и в Предуралье.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Такова версия трагических событий в Пантелеймоновом монастыре в 1913 году. Надо отметить, что наивысшего обострения греко-русские отношения достигли в Ильинском скиту в 1880 году [lx] .     Современность   Сейчас многое меняется в мире: Греция вошла в состав Объединенной Европы. Существование Афона, закрепленное в Конституции Греции, приходит в противоречие с законами Европы. И вот уже сами греки, вернее, некоторые гречанки выдвинули требования об отмене «аватона», закона запрещающего женщинам посещать Афон. Делается это под предлогом того, что ныне любая территория Европы должна быть доступна гражданину ЕС. Афон сегодня требует защиты, православные страны Европы переживают нелегкие времена. Сербия фактически раздавлена, Греция стала должницей Европы и разорена. Что могут потребовать за долги? Освободиться от религиозных предрассудков? Скандал с афонским монастырем Ватопед показал подлинный атеистический настрой Греции. В средние века монастырю делали гигантские пожертвования. Почему, на каких основаниях, он должен отдать эти вклады государству? Монастырская собственность не принадлежит отдельным лицам. Почему же она так волнует греческое общество? Почему никого не беспокоит собственность отдельных лиц, ведь среди греков немало богатых людей? Никого не волнуют собственность мультимиллионеров, а церковь кто-то провозгласил благотворительной организацией. Прошедшая кампания в греческих СМИ очень напомнила большевистскую вакханалию послереволюционного периода с циничным грабежом церкви под шумок помощи голодающим Поволжья. Тогда хотели накормить голодающих накормить телами расстрелянных  во имя этой помощи священников, монахов и мирян. С подобным цинизмом столкнулась Греция в ватопедском вопросе. Греческие телеведущие, явно не православного исповедания, открыто издевались в эфире над монахами [lxi] . А в России арест игумена вызвал громадный резонанс. Депутаты Законодательного собрания Петербурга приняли обращение к министру иностранных дел РФ Сергею Лаврову о поддержке арестованного в Греции отца Ефрема.

http://isihazm.ru/1/?id=384&sid=6&iid=16...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010