II. Келейные записки. Из Оптинского архива В Российской государственной библиотеке, в составе Оптинского архива 405 , находится подлинная рукопись старца Варсонофия под названием «Келейные записки», которые велись им на протяжении 1892–1896 годов 406 . Это были годы его духовного возмужания, постепенного возрастания и становления как старца – боговдохновенного пастыря, которого один из его современников по праву назвал «духоносным воином Божьей рати» 407 . Послушник Павел Плиханков задумал составить книгу житий современных подвижников и начал собирать для нее материалы – записи размещались по тематическим отделам в алфавитном порядке. И хотя работа осталась незавершенной, «Келейные записки» оптинского скитянина представляют собой удивительную, высокодуховную книгу. «Записки» содержат также многочисленные заметки о жизни русского монашества, высказывания святых Отцов Церкви, материалы, готовившиеся будущим Старцем для публикации в журнале «Душеполезное чтение». «Келейные записки» старца Варсонофия – выдающийся памятник православной аскетической и назидательной литературы рубежа XIX–XX веков. Они стали, в какой-то мере, неким прообразом многих произведений таких известных церковных писателей, как Евгений Поселянин (Е. Н. Погожев) и Сергей Александрович Нилус. «Келейные записки» сохранились до наших дней в первоначальном виде. Записи расположены в алфавитном порядке. Переплет «Записок» – дермантиновый, с кожаным корешком и уголками. До разорения Оптиной Пустыни в 1924 году рукопись хранилась в библиотеке Иоанно-Предтеченского скита 408 . В настоящем издании текст «Келейных записок» восстановлен в их первоначальном виде – по копии с рукописного оригинала. Незначительная редакторская правка обозначена квадратными скобками. В круглых скобках – примечания самого преп. Варсонофия. Приведенные в них пространные перечни намеченных для записи тем вводят нас в круг замыслов о. Варсонофия относительно тех сюжетов, которые он намеревался включить в «Записки». Так, он предполагал сделать запись о своем сновидении 1885 года – о крепости неприступной с крестом, о явлении старца Амвросия, о монахине Казанского монастыря, опускаемой в пропасть на шнурках – «не душа ли моя?», о видении в Перми таинственного нищего, о составлении Брюсова календаря на 1877 г. и т. д. Перечни тем довольно обширны, и многое из них было реализовано в «Келейных записках» будущего старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

В постные дни – рыбы коренной по полтора, да свежей по полтора фунта. На пиво, для всех учителей, солоду ячного четырнадцать четвертей, для варения меда или патоки –по пуду. Для учеников, на каждого, в год, ржаной муки по три четверти, пшена по полтора, да гречневых круп по полтора четверика и по денежному калачу в дни праздничные и воскресные; соли по 24 ф.; капусты рубленой серой потребное число; сальных свечей, денежных, с 1-го октября по 1 апреля, по две на четыре человека, на ночь; мяса в день по одному фунту на каждого. В постные дни масла конопляного по полукрюку, дров трехполенных по две сажени с половиной на печь, в зиму. А на казенном коште держать учеников только понятных и надежных и единых сирот, и им давать на два года по шубе овчинной, да по кафтану сермяжному, по шапке в двадцать копеек, на год по две пары рубашек с портами, по башмакам и чулкам, к зиме всем по одним рукавицам с вареги. 28 Из записок Иоанна келейника. 92 29 Записки Иоанна келейника. Также в жизнеописании преосвященного Тихона при его сочинениях. 30 Из записок Иоанна келейника. 100 31 Христанское чтение. 1834. 32 Записки Иоанна келейника. 104 33 Записки Чеботарева. 34 Этот монастырь в 40 верстах от Воронежа и стоит на берегу болотистой реки Усмань. 35 Записки Чеботарева. 36 Записки Чеботарева. 112 37 Жизнеописание святителя Тихона при его сочинениях. 114 38 Записки Иоанна келейника. 39 Записки Чеботарева. 116 40 Записки Иоанна келейника. 41 Святитель Тихон не служил литургии, вероятно, по своим недугам, о которых он писал еще в первом прошении в Святейший Синод. Преемник св. Тихона, Тихон II, спрашивал св. Синод: дозволят ли уволенному епископу, если он пожелает, священнодействовать или служить литургию? Святейший Синод нашел даже излишним такой вопрос (29 мая 1769 г.). Так как св. Тихон был уволен от должности по собственному прошению, то Синод приказал не только не препятствовать в священнодействии Тихону, но даже снабдить его необходимой для служения ризницей. Трудно понять, по какому поводу Тихон II задавал такой вопрос Синоду о Тихоне I.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

584 По «слову св. Григория» (прилож. стр. 25) пользовались тропарем Рождеству Богородицы; по «Заповеди св. вторую трапезу крестили тропарем Пресвятые Богородицы (Проф. Смирнов, Древнерусский духовн., стр. 126, 392, материал). Очевидно, пользовались не одним и тем же тропарем, а разными. 592 См. статью Велинского «К литературной истории жития Василия Нового2. Записки Им. Новороссийск. Универс., т. 109, 1907 год, стр. 175–176. Там же на 189–190 стр. о пьянственном мытарстве по ркп. 18 в. Имп. Публ. Биб. 7. 1. 701. 596 Чин исповедания, помещенный в устав преп. Саввы, ркп. Импер. Публ. Биб. гл. 103, ч. 1. Отчет о шестнадцатом присуждении наград гр. Уварова. СПБ. 1874 г., стр. 136. Krek, Einleitung in die slav Literat. 2 изд. Стр. 407, прим. 1. 597 Ркп. Софийск. библ. л. 195–196, 224. Христианск. Чтение 1877 г., ч. 1, стр. 433. Статья Каратыгина – Обзор некоторых особенностей в чинопоследованиях рукописных требников, принадлеж. биб. СПБ. Дух. Академии. 603 Может быть здесь имеется в виду известная легенда о пьяном, пожелавшем в вывороченном тулупе испугать проходившего мимо Спасителя. 605 Жизнь и творчество крестьян Харьковской губ. Очерки по этнографии края. Под редакцией В.В. Иванова, Изд. Харьковск. Губерн. Статическ. Комитета, т. 1, 1898 г., стр. 297. 607 Бестужев-Рюмин. Русск. истор. 1, стр. 24. «Пирра – не была божеством-создателем» Соловьев. Русск. истр. Кн. 1, стр. 76, прим. 5. 613 Розыскания в области русск. дух. стиха, 13. Сборник отдел рус. языка и слов. Импер. Акад. Наук, т. 46. 614 Верования сербов в судьбу мы касались в нашей статье: «Мифологический элемент в сербской народной поэзии. Среча и Усуд». Филол. Записки 1901 г., вып. 1, 2. 631 Пыпин. Истор. рус. лит. Изд. 2, 1902 г., ч. 1, стр. 259. – Точнее Азбуковник был реальным словарем к важнейшим произведениям древне-русской литературы, преимущественно церковной, как определяет азбуковник. Тихонравов. Сочин. Т. 1, ст. 40 – Древнейший азбуковник словотолкователь помещен в Новгородской кормчей 1282 г.; другой по времени подобного рода памятник найден в списке сочинений Иоанна Лествичника 1431 г. Напечатаны Калайдовичем. Экзарх. Болг. Приложение 12 и 13, ст. 193–197. Распространение Азбуковников отностится к 14–16 векам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Закрыть itemscope itemtype="" > «Мы не ощущаем нужды заниматься научными исследованиями подлинности этой святыни» В Белоруссии к Дарам волхвов приложилось более 480 тысяч богомольцев 24.01.2014 420 Время на чтение 3 минуты В пятницу, 24 января, Дары волхвов покидают Минск. Более 1 миллиона человек, по предварительным данным, поклонились привезенным с Афона Дарам волхвов за время пребывания этой великой святыни в России и Белоруссии , передает РИА Новости. Дары волхвов впервые в истории выносятся на поклонение за пределы Греции. По данным оргкомитета, за 10 дней нахождения святыни в России ей успели поклониться почти 600 тысяч человек, в Белоруссии за неделю — более 480 тысяч. Сегодня на несколько часов святыню привезли в Центр детской онкологии в Боровлянах, передает « МИР 24 ». Священнослужители совершили молебен, после чего к Дарам приложились маленькие пациенты, их родители и медицинский персонал. Перед входом в клинику сразу выстроилась очередь из пациентов других больниц. Днем ранее, 23 января, состоялась пресс-конференция, посвященная пребыванию Даров волхвов в Белоруссии. Она прошла в минском Доме милосердия, сообщает сайт Белорусского Экзархата . На вопросы журналистов отвечал архимандрит Парфений, игумен монастыря св. Павла (Афон). «Что касается аутентичности этой святыни, - сказал настоятель монастыря, - у нас нет никаких сомнений в ее подлинности. Мы не ощущаем никакой потребности и нужды заниматься научными исследованиями подлинности этой святыни, потому что она не единожды сама доказывала свою подлинность и аутентичность теми чудесами, которые Господь посылал верующим людям, молившимся у нее. В Греческой Церкви сохранилось много реликвий времен Иисуса Христа, которым с точки зрения человека трудно было сохраниться, но промыслом Божиим они дошли до наших дней. Мы не ощущаем необходимости подтверждения научного этой святыни, потому что через эту святыню совершалось множество чудес». Говоря о пребывании святыни на Руси, архимандрит отметил, что «власти, как в Беларуси, так в России и Украине , гарантировали нам полную безопасность, поэтому мы ничего не боимся. Во-первых, мы надеемся на Бога, а во-вторых, не сомневаемся в тех гарантиях, которые дали нам представители украинских властей».

http://ruskline.ru/news_rl/2014/01/24/my...

Как уже говорилось, в октябре 1919 г. прежние мальтийские святыни были вывезены из Гатчины в Эстонию, затем их доставили в Копенгаген, где передали вдовствующей императрице Марии Федоровне, супруге императора Александра III. 13 октября 1928 г. Мария Федоровна скончалась. В том же году ее дочери великие княгини Ксения и Ольга передали Филермскую икону (и две другие святыни) Архиерейскому Синоду Русской Православной Церкви за границей, располагавшемуся в югославском г. Сремски Карловцы, и вскоре этот чтимый образ был доставлен в Германию и помещен в православном соборе Берлина. Летом 1932 г. Первоиерарх Зарубежной Русской Церкви митрополит Антоний (Храповицкий) передал гатчинские святыни на хранение королю Югославии Александру I Карагеоргиевичу. 20 июля владыка Антоний в письме к бывшему личному секретарю генерала П.Н. Врангеля Н.М. Котляревскому отмечал: «…наши Петроградские святыни до сих пор лежат в сейфе Министерства Двора, а не в церкви. Говорят, что по желанию Высочайших Особ их возьмут в строящуюся церковь загородного дворца в Дедине» . Вскоре король поместил святыни в дворцовой церкви в Белграде, а в 1934 г. перенес в завершенную церковь загородного дворца на острове Дединьи. В докладе владыки Антония Архиерейскому Синоду от 10 декабря 1932 г. подчеркивалось: «Принимая названные Святыни, и, передавая их на хранение Его Величеству Королю Александру, я неизменно признавал их за собственность Российских Императоров. Поэтому и преемники мои, как Председателя Архиерейского Синода, собственником Святынь должны признать Главу Российского Царственного Дома и если Святыни будут переданы кому-либо из моих преемников Королем Югославии, то на того Преосвященного ляжет долг обратиться к Главе Российской Династии за указаниями, как с ними поступить» . К сожалению, это условие временной передачи в дальнейшем было забыто. 6 апреля 1941 г. нацистская Германия без объявления войны напала на Югославию, немецкие бомбардировщики совершили налет на Белград. Через два дня, 8 апреля, король Петр III Карагеоргиевич, уезжая ввиду военной опасности вместе с Сербским Патриархом Гавриилом (Дожичем) из Белграда, взял святыни с собой. Вскоре они прибыли на территорию Черногории – в монастырь св. Василия Острожского (Острог), вытесанный в скале на высоте 840 метров над уровнем моря.

http://bogoslov.ru/article/3741485

Дело в архиве Св. Синода. 1751 г., 356. 9 Там же. 10 Впрочем, сначала, по случаю смерти архиепископа Стефана, жалованье, как ему, так и прочим учителям, вместе с ним окончившим курс, давалось прежнее, какое они получали за преподавание еще в продолжении своего образования, т.е. 50 р. и 9 четверти ржи. Поэтому все учителя вместе вынуждены были просить о назначении штатного жалованья, – и, как скоро это было разрешено им, – Тимофею Савельичу пришлось получить, за преподавание двух предметов в продолжении года, двойное жалованье. 11 «Записки Чеботарева». 12 Другой келейник рассказывает о подобном обстоятельстве, бывшем с ним в Воронеже, в бытность его на епархии. «В зимнее время, он отправился однажды к одному больному, в возке на паре лошадей (как нередко он езжал). Кучер, остановясь на полдороге, слез с козел, а с ним и келейник, чтобы поправить что-то около лошадей. В это время лошади вдруг понесли повозку. Св. Тихон, видя угрожающую опасность, отворил дверцы и на всем скаку лошадей выпрыгнул из повозки, – и Бог сохранил его совершенно невредимым. Он не только не повредился, даже и не упал, но как будто был кем подхвачен и поддержан. («Записки Иоанна Ефимова келейника»). 13 «Записки Чеботарева». 14 «Записки Чеботарева». 15 «Записки Чеботарева». 16 Дело в архиве Св. Синода. 1761 г., 93. 17 «Записки Чеботарева». 18 «Записки Чеботарева». 19 Там же. 20 Дело в архиве Св. Синода. 1763 г., 150. 21 В 580, 120 и маленький – в 15 пудов. 38 22 Дело в архиве Св. Синода. 1764 г., 154. 40 23 Дело в архиве Св. Синода. 1764 г., 154. 24 Дело в архиве Св. Синода. 1763 г., 154. 25 11 июля 1763 г., предписал совершать непременно преждеосвященную литургию в св. четыредесятницу. 26 3 сентября и 22 ноября 1767 г. Так, один священник за непредставление своих детей в черкасскую семинарию, кроме денежного штрафа, был наказан ссылкой на три месяца в монастырь. 27 Учителям, каждому в год, ржаной муки по четыре четверти, пшеничной на булки по четверти, круп гречневых по четыре, пшена по два четверика, масла конопляного по ведру, коровьего по пуду, соли по пуду, капусты рубленой и огурцов потребное число, мяса в день по три фунта, а в господские, праздничные и воскресные дни – по четыре.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=742...

181 Святитель Тихон – Патриарх Московский и всея России. Москва: Сретенский монастырь, Фонд патриарха Тихона, 1995. 184 Святитель Тихон – Патриарх Московский и всея России. Москва: Сретенский монастырь, Фонд патриарха Тихона, 1995. 186 Послание Святейшего Патриарха Тихона 25 сентября (8 октября) 1919 г.//Акты Святейшего Патриарха Тихона и позднейшие документы о преемстве высшей церковной власти. 1917–1943 гг. М.: Иэд-во Правосл. Свято-Тихоновского Богословского Института. С. 163–164. 187 Святитель Тихон – Патриарх Московский и всея России. Москва: Сретенский монастырь, Фонд патриарха Тихона, 1995. 193 Стрельникова Е. Р. История Православной миссии: миссионеры-подвижники; материалы и документы; дневники, воспоминания и записки миссионеров. Белгород: Белгородская православная духовная семинария, 2005. 195 Стрельникова Е.Р. История Православной миссии: миссионеры-подвижники; материалы и документы; дневники, воспоминания и записки миссионеров. Белгород: Белгородская православная духовная семинария, 2005. 196 Стрельникова Е.Р. История Православной миссии: миссионеры-подвижники; материалы и документы; дневники, воспоминания и записки миссионеров. Белгород: Белгородская православная духовная семинария, 2005. 197 Стрельникова Е. Р. История Православной миссии: миссионеры-подвижники; материалы и документы; дневники, воспоминания и записки миссионеров. Белгород: Белгородская православная духовная семинария, 2005. 198 Стрельникова Е. Р. История Православной миссии: миссионеры-подвижники; материалы и документы; дневники, воспоминания и записки миссионеров. Белгород: Белгородская православная духовная семинария, 2005. 200 Стрельникова Е. Р. История Православной миссии: миссионеры-подвижники; материалы и документы; дневники, воспоминания и записки миссионеров. Белгород: Белгородская православная духовная семинария, 2005. 201 Стрельникова Е. Р. История Православной миссии: миссионеры-подвижники; материалы и документы; дневники, воспоминания и записки миссионеров. Белгород: Белгородская православная духовная семинария, 2005.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

250 Ириней, епископ Лионский, святой. Сочинения. Пять книг обличения и опровержения лжеименного знания (Пять книг Против ересей). СПб., изд. И.Л. Тузова, 1990. Переиздано в Библиотеке отцов и учителей церкви, т. II, Паломник, М., 1996, кн. 3, гл. 23, п. 3. 254 Агада. Сказания, притчи, изречения Талмуда и Мидрашей, пер. С.Г. Фруга, М., изд. «Раритет», 1993, с. 15. 257 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 63. 261 Как тут не вспомнить горьковского ужа из «Песни о соколе». Он не разумеет сокола, не ведает неба. «Рожденный ползать – летать не может! … Земли творенье – землей живу я». 265 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 64. 267 Здесь вполне уместно вспомнить дуновение и плюновение крещаемого на сатану во время крещальных обетов. Крещаемый умерщвляет в себе семя змиево. 271 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 65. 279 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 65–66. 280 Цитируется по Сантала Ристо. Мессия в Ветхом Завете в свете раввинистических писаний. «Библия для всех», СПб, 1995, с. 27. 284 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 66. 288 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 67. 291 Филарет, мит. Московский, святой. Записки к книге Бытия, ч. 1. Изд. Московского общества любителей духовного просвещения. М., 1867, с. 67. Читать далее Источник: Этюды по Ветхому Завету. Руководство к изучению Священного Писания/Священник Геннадий Фаст. – В 2-х кн. - Красноярск : Енисейский благовест, 2007-2008./Книга 1. – 2007. - 352 с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Gennadij_Fast/...

II. Keлeйhыe записки Из Оптинского архива В Российской Государственной библиотеке, в составе Оптинского архива 405 , находится подлинная рукопись старца Варсонофия под названием «Келейные записки», которые велись им на протяжении 1892–1896 годов 406 . Это были годы его духовного возмужания, постепенного возрастания и становления как старца – боговдохновенного пастыря, которого один из его современников по праву назвал «духоносным воином Божьей рати» 407 . Послушник Павел Плиханков задумал составить книгу житий современных подвижников и начал собирать для неё материалы – записи размещались по тематическим отделам в алфавитном порядке. И хотя работа осталась незавершённой, «Келейные записки» оптинского скитянина представляют собой удивительную, высокодуховную книгу. «Записки» содержат также многочисленные заметки о жизни русского монашества, высказывания святых Отцов Церкви, материалы, готовившиеся будущим Старцем для публикации в журнале «Душеполезное чтение». «Келейные записки» старца Варсонофия – выдающийся памятник православной аскетической и назидательной литературы рубежа XIX–XX веков. Они стали в какой-то мере неким прообразом многих произведений таких известных церковных писателей, как Евгений Поселянин (В.И. Погожев) и Сергей Александрович Нилус. «Келейные записки» сохранились до наших дней в первоначальном виде. Записи расположены в алфавитном порядке. Переплёт «Записок» – дерматиновый, с кожаным корешком и уголками. До разорения Оптиной Пустыни в 1924 году рукопись хранилась в библиотеке Иоанно-Предтеченского скита 408 . В настоящем издании текст «Келейных записок» восстановлен в их первоначальном виде – по копии с рукописного оригинала. Незначительная редакторская правка обозначена квадратными скобками. В круглых скобках – примечания самого преп. Варсонофия. Приведённые в них пространные перечни намеченных для записи тем вводят нас в круг замыслов о. Варсонофия относительно тех сюжетов, которые он намеревался включить в «Записки». Так, он предполагал сделать запись о своём сновидении 1885 года – о крепости неприступной с крестом, о явлении старца Амвросия, о монахине Казанского монастыря, опускаемой в пропасть на шнурках – «не душа ли моя?», о видении в Перми таинственного нищего, о составлении Брюсова календаря на 1877 г. и т. д. Перечни тем довольно обширны, и многое из них было реализовано в «Келейных записках» будущего старца.

http://azbyka.ru/otechnik/Varsonofij_Opt...

" Церковный вестник " и Парламентская ассамблея Совета Европы. Комментарий к комментарию РЕЛИГАРЕ RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_32601.html 18 сентября 2006 Александр Верховский " Церковный вестник " и Парламентская ассамблея Совета Европы. Комментарий к комментарию Источник:  http://religion.sova-center.ru Сова-Центр Как известно, Русская православная церковь считает недопустимыми, в том числе – и в правовом смысле, такие действия, как выставка " Осторожно, религия! " или публикация карикатур на пророка Мухаммеда. С другой стороны, первые лица европейских институтов не раз выступали в том духе, что свобода высказываний не должна чрезмерно ограничиваться, в том числе и в области, затрагивающей чувства верующих людей. И вот недавно, в конце июня 2006 года, Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) приняла Резолюцию 1510 " Свобода выражения и уважение религиозных верований " , текст которой можно считать официальной позицией большинства в Совете Европы, в который, напомним, входит и Россия. В последнем номере " Церковного вестника " его ответственный редактор Сергей Чапнин опубликовал пространный комментарий к этой резолюции, и нам представляется, что некоторые места этого комментария очень существенны и нуждаются, в свою очередь, в комментарии. Приходится отметить, что С.Чапнин цитирует в статье не совсем точный перевод Резолюции – и ошибки перевода (наверное, случайные) тоже характерны. Даже в названии: выражение " religious beliefs " (религиозные верования, убеждения) переведено как " чувства верующих " , хотя последнее выражение характерно именно для российского публичного дискурса, а не для терминологии Совета Европы. Ключевым в Резолюции является ее первый пункт, утверждающий, что свобода выражения применима и к высказываниям, которые могут " шокировать, оскорблять (обижать, задевать) или беспокоить (тревожить) государство или любую часть населения " ( " shock, offend or disturb the state or any sector of population " ), и дается ссылка на ст.10 Европейской Конвенции по правам человека, в которой есть определенный список ограничений свободы слова, но указанных ограничений, действительно, нет. Так что зря С.Чапнин пишет, что Резолюция неправомерно, вразрез со ст.10 Конвенции, уклоняется от защиты " чувств верующих " : уклоняется, да и понятия такого не использует, но – в точном соответствии с этой статьей.

http://religare.ru/2_32601_1_21.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010