Паки: Духовный мистический, таинственный разум, от Богословцов разделяется на различные толкований образы, а именно на три, яже Греческим языком глаголются: Аллегория, Анагога, Тропология. Якоже бо три суть богословския изряднейшия добродетели, Вера, Надежда и Любовь : сице и три в разуме духовном толкований образы. Аллегория согласует Вере, Анагога Надежде, Тропология Любве. Что же есть Аллегория, Анагога и Тропология, внемлите: хощете ли научитися, о несмысленнии Галате, раскольническии пустоумнии учители и кривотолки, и разумейте, аще можете разумети. Аллегория речение греческое, славянским языком в Апостоле, в послании к Галатом, в главе 4, в зачале 210, в стихе 24 глаголется иносказание. Есть же образ толкования, знаменующь в Писании святом кроме письменного разума нечто ино, приличное вере или церкви воюющей на земли; якоже се: Авраам два сына име: единого от рабы, а другого от свободным 459 ; то убо по письменному сказанию самым бе делом. Аллегорически же, еже есть иносказательне, знаменует Бога, имущего два сына, сиесть, два народа, и два завета от него данные: Иудейск, – от рода Авраамля, и Христианск – от языков; Иудейск бе в работе закона Моисеева, Христианск есть в свободе благодати Христовы. Иудейск закон бе плотян, Христианск духовен, и якоже тогда по плоти родивыйся (сын Авраамль) гоняше духовного, по обетованию рожденного: тако ныне Иудейское сонмище, от Христа отпадшее, злобною ненавистию своею гонит Христову церковь . Анагога речение греческое, аще и неудобно есть к переводу на язык славянский, обаче может славянски рещися, вышний разум. Есть же образ толкования, знаменующь в Писании святом кроме писменного разума ино нечто, приличное жизни вечной, еяже чаем, или церкви, в вышних торжествующей, к нейже прейти желаем, и надеемся; якоже се глаголет Бог в псалмах: кляхся во гневе моем, аще внидут в покой мой 460 . По письмени убо разумеется земля обетованная в Палестине, в нюже не внидоша самые Израильтяне, изшедшии из Египта, но токмо дети их внити сподобишася: анагогически же, еже есть вышним разумом, разумеется жизнь вечная на небесех, юже обеща Бог любящим Его, идеже церкви торжествующей имать быти покой истинный, в оньже не внидут грешнии без покаяния от жизни сея отходящии.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

(Стр. 449–450). 2344 Сочинения А. С. Хомякова, издан. 3-е (Москва, 1886) т. 2-й, стр. 52, 53, 55, 72, 78, 108, 191 и др. 2345 Ультрамонтанами (от ultra и montes), в отличие от галликан, называются собственно итальянские (заальпийские) католики, а в переносном смысле все сторонники и защитники светской власти пап и самых крайних их притязаний. Главным представителем этой партии был иезуитский богослов кардинал Беллярмин. 2348 Овербек. Единственный верный исход для либеральных членов римско-католической церкви «Христиан. Чтение» 1870 г. Ч. 2-я, стр. 980-я. 2349 Т. е. сборник, перечень заблуждений – Syllabus errorum… как начинается полное его название. Папские буллы и энциклики обыкновенно называются по тем словам, с которых они начинаются. Содержание Силлабуса – в ст. Ив. Пл-ва: О значении Индекса и Силлабуса в католическом мире и их взаимном отношении («Вера и Разум» 1887 г., отд. церковн. Ч. II, стр. 91–109. 2350 Письма о современном состоянии религиозной жизни за границей («Христианск. Чтение» 1870 г., ч. I, стр. 921-я). 2354 Письма эти потом вышли отдельною книгою под заглавием «Папа и собор». Эта книга переведена и на русский язык – прот. Ладинским (Берлин–С.-Петербург, 1870). Теперь окончательно установлена принадлежность этой книги Дёллингеру. По смерти Дёллингера, эта книга явилась (в 1892 г.) в пересмотренном (проф. Фридрихом) виде под заглавием: «Папство» (Das Papsthum). Беляев Происхождение старокатоличества, Москва, (1892, стр. 5–6). 2355 В. Добронравов. Десять лет из истории старокатолического движения. (1871–1881 гг.) («Христ. Чтен.» 1890 г., ч. II, стр. 259–260). 2358 Содержание регламента соборных заседаний см. в «Христианск. Чтении» 1870 г., ч. I, стр. 925–937. 2360 Любопытно, что не смотря на все запрещения и предосторожности, Аугсбургская Всеобщая Газета (а отчасти и некоторые другие газеты, французские и немецкие) во всё время собора получала и сообщала день за днем весьма точные и подробные сведения о ходе соборных рассуждений и о происшествиях на соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В греческих Требниках (Goar, Habert., см. в Христианск. Чтен. 1844 г., ч. 2, стр. 56) и в Требнике, изданном при Патриархе Никоне (лист 73-й), положено употреблять и мыло при омовении престола. Из описания этого обряда Симеоном Солунским видно, что оно употреблялось и в его время. Но употреблялось не для освящения престола, как говорят мнимые старообрядцы, ибо престол освящается молитвой священнодействующего и св. миром, а только для очищения его и приготовления к освящению. Но у м. Петра Могилы (в его Требнике), в Требниках Московских (Москва, 1754 г., л. 319; там же 1834 г., л. 95), в особенно напечатанном Чине освящения храма (Москва, 1770 г.; там же 1834 г., в Дополн. Требнике) ничего не упомянуто о мыле. Причина сего объясняется следующими словами одного пастыря нашей Церкви: «Поскольку мыло употребляется только для омовения трапезы, которая и без оного может быть омовена, особенно когда деревянная, хорошо выглажена и чиста; следовательно, и употреблять его, или нет, едино есть» (Преосвящ. Ник., Арх. Астр., в ответ на вопрос старообр., стр. 87. Москва, 1839 г.; Христианск. Чтен. 1834 г., ч. II, стр. 56. О значении и древности действий, совершаемых при освящении храмов). Если при омовении престола упомянуто (в Требниках) и о мыле, то для того, что оно может быть употреблено как вещь особенно служащая к чистому мытью, дабы исполнить омовение сколь можно лучше, уважительнее к вещи столь достаточной, какова трапеза в алтаре. Если кто представляет себе какое-то мыло со всякою нечистотой, хотя люди для того моют им вещи и сами моются, чтобы очищать и очищаться, то в Церковном Обряднике, переведенном с греческого языка, разумеется мыло греческое, благовонное; а такое мыло, по свидетельству греков (Отв. преосвящ. Никифора, Астрах., гл. 6; см. также: Путешествие к св. местам Василия Барского, изд. Спб., 1819 г., стр. 344), составляется из золы, которая выбирается из просеянного пепла и чистой извести и перемешивается с деревянным маслом, иногда с розовой водой (Истина св. Соловецкой обители, преосв. Игнатия, Архиеп. Донского и Новочеркасского, Спб., стр. 45, 46).

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Nik...

Указатель, стр. 177–237), что в монастырской б-ке, в разрозненном или отрывочном виде, находились творения всех писателей аскетов, на которых ссылается устав преп. Нила о скитском житии; (См. Отчет профессорск. стипендиата Георгия Левицкого. Христианск. Чтен. 1895 г. Март-Апрель. Приложение, стр. 229) примечательно, что в описании не встречаем произведений с именем Кассиана Римлянина , как не встречаем имени этого отца и в уставе преп. Нила, хотя влияние Кассиана на устав несомненно. 1276 Проф. Н. К. Никольский, Общинная и келейная жизнь в Кирилло-Белозерском м-ре. Христианск. Чтен. 1907 г. Август, стр. 165–166, 170. Кассиан был игуменом Кирилло-Белозерского м-ря 1448–1469 г.г. Павел Строев, Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской церкви. СПБ. 1877 г., стр. 55. 1279 Паисий Ярославич составил «Сказание известно о каменном монастыре и о первоначальниках каменного монастыря». Православн. Собес. 1861 г., I, стр. 199–214. Кассиан был одно время игуменом Спасокаменного м-ря, ibid., стр. 210. 1280 Первым игуменом Спасокаменной обители был Афонский постриженик Дионисий, который ввел в Спасокаменном монастыре «устав святыя горы», ibid., стр. 201–202. О другом игумене обители Кассиан (см. предыдущ. примеч.) известно, что он, по поручению в. кн. Василия Васильевича и митрополита Ионы, ездил «во царьград о церковном исправлении к патриарху» и после путешествия снова возвратился «в пострижение свое на каменной», ibid., стр. 210. 1282 Епифаний в своем «Слове похвальном» преп. Сергию (написанном в XV в. В. Ключевский, Древнерусские жития., стр. 111–112) почитает необычным явлением, что преп. Сергий «не взыска царствующаго града, ни святыя горы». Житие преп. Сергия. Памятн. Древн. Письменн. 1885 г., 159. А. И. Соболевский, Переводная литература Московской Руси XIV–XVII в. СПБ. 1903 г., стр. 9–13. 1283 Ф. Успенский, Очерки по истории византийской образованности, СПБ. 1891 г., стр. 258, 267, 269, 271, 349–354. 1284 Н. К. Никольский, Материалы для истории Древнерусской духовной письменности, СПБ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

356 Путь ко спасению, стр. 269; ср. о Покаянии стр. 154–157; Сборник аскетических писаний, стр. 89, § 47. 358 Путь ко спасению, стр. 270; ср. Внутренняя жизнь, стр. 20; Письма к разным лицам, стр. 262–263. 365 Начертание христианск. нравоучения, стр. 152–156; ср. Письма о христианск. жизни, стр. 62–63; Мысли на каждый день года, стр. 192–193. Преосвящ. Феофан при разъяснении аскетических терминов основывался главным образом на творении препод. Филофея Синайского (Добротолюб.) т. III, 459–460, см. Начертан. 152. 370 И в своей обширной переписке он редко дает обстоятельные ответы о средствах и способах борьбы с какой-либо страстью, а ограничивается большей частью краткими советами, или же отсылает ко 2-му тому Добротолюбия /См. напр. письмо собран. писем, вып. IV, стр. 104. 373 Там же, стр. 276. О внешней жизни по духу жизни новой нами будет сказано ниже – в особом отделе. 378 В духовной жизни, по словам преосвящ. Феофана, на основании слова Божия и писаний отеческих, можно различать три возраста с некоторыми характеристическими особенностями в каждом: младенческий, юношеский и мужской. Младенческий возраст от начала жизни христианской до образования, с свойственной ему вообще нетвердостью, незрелостью и послаблением в побуждениях ( 1Кор.3:1 ). С установлением форм жизни в детском возрасте, начинается систематический, неопустительный сравнительно с детством труд над образованием себя, искоренением страстей и насаждением добродетелей – отличительная черта юношеского возраста. Наконец, после борьбы и подвигов юношеского возраста начинается вкушение покоя и сладости духовных благ в мужеском возрасте; характеристическая особенность его – твердость, опытность, познание тайн ( Сир.4:13 ). См. Начертание христ. нравоучения, стр. 132–136; ср. о Покаянии, стр. 153. 384 Добротолюбие, т. II, стр. 89, §137 (Св. Иоанна Кассиана – о борьбе с духом гордости); ср. Сборник аскетических писаний (Душеспасительные главы Леонтия иерея – «Ягода, падшая на землю, скоро загнивает, и добродетель гибнет, если бывает с тщеславием. Как дым от навоза никто не считает курением фимиама, так не приемлется Богом добродетель тщеславная»), стр. 142, §§ 95, 96.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Niko...

Мединой Мухаммед назвал древний южноаравийский город Ясриб, откуда родом была его мать. Когда в Мекке новому учению Мухаммеда был дан отпор, он вместе со своими немногочисленными последователями обосновался в соседней Медине. Год этого переселения (ар.: хиджра), 622-й, принят в исламе за начало мусульманского летосчисления. Мухаммед объявил Мекке джихад, т.е. священную войну, которая частенько сводилась к ограблению мекканских караванов, но не ограничивалась этим: с легкой руки Мухаммеда во все века до сегодняшнего дня под знаменем джихада льется кровь. В 630 г. Мекка была покорена и объявлена столицей ислама, но Мухаммед остался в Медине. В 632 г., совершив хадж (паломничество) в Мекку, он умер; похоронен в Медине. Цит. По: Николай Сербский (Велемирович), свт. Феодул, или раб Божий. Саратов. 2005. С. 278. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Духовное возрождение Европы. Агония Церкви. М. 2006. С. 328. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Духовное возрождение Европы. Агония Церкви. М. 2006. С. 328. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Духовное возрождение Европы. Агония Церкви. М. 2006. С. 374. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Духовное возрождение Европы. Агония Церкви. М. 2006. С. 374. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Духовное возрождение Европы. Агония Церкви. М. 2006. С. 375. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Духовное возрождение Европы. Агония Церкви. М. 2006. С. 387. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Духовное возрождение Европы. Агония Церкви. М. 2006. С. 387. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Духовное возрождение Европы. Агония Церкви. М. 2006. С. 387. Творения святителя Николая Сербского (Велимировича). Духовное возрождение Европы. М. 2006. С. 252. Комментарии ( 2): Сергей 17 марта 2016г. 21:16 " ... Подобные поступки животных нельзя подвести под закон самосохранения. Это инстинктивная, или полусознательная, или даже сознательная жертва ради других. Это отказ от части своего блага и своей жизни ради других. "

http://bogoslov.ru/article/4866176

Грузино-российский конфликт, следствием которого стало усиление кризисных явлений в международной политике, ставит Совет Европы перед серьезным выбором: явить миру еще один пример политической коррупции или же, следуя своему мандату и призванию, выступить в качестве гуманитарного арбитра, для которого первостепенную значимость имеют даже не обстоятельства случившегося, а долгосрочные последствия этого международного и межчеловеческого конфликта. Здесь нужен подход, целью которого является предотвращение подобных конфликтов в будущем, благо Европы в целом. Чего же было бы логично ждать в сложившейся ситуации от Совета Европы? Прежде всего честного, принципиального подхода к проблеме, который предполагал бы обсуждение всех уже принятых решений по одностороннему признанию независимости новых государств на европейском пространстве. И тогда пришлось бы или поставить под сомнение все подобные решения, или же признать все эти решения и обратиться к самому главному: к формулировке новых принципов в ситуации, когда старые уже не действуют, т. е. к определению общих правил игры в будущем. Правил, которые, основываясь на универсальных правах человека, будут действительны для всех европейцев без исключения. Если бы Совет Европы именно таким образом поставил вопрос, сразу стало бы ясно, кто из его членов следует «блоковому мышлению», а кто исходит из заботы о благе Европы в целом. У Церкви и таких международных организаций, как Совет Европы, есть одна несомненная точка пересечения: они призваны смотреть дальше и выше актуальной политической ситуации, поскольку их главной заботой является жизнь каждого конкретного человека в ее целостности, в единстве ее материальных и духовных аспектов. Церковь следует этому призванию. Последует ли ему и Совет Европы? Игумен Филарет (Булеков), представитель Русской Православной Церкви при Совете Европы в Страсбурге 26 сентября 2008   Источник: " Ведомости " Ваш Отзыв Поля, отмеченные звездочкой, должны быть обязательно заполнены. Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов отдельных материалов.

http://blagovest-info.ru/index.php?ss=2&...

— Как вы доносите позицию Русской Православной Церкви по тем или иным вопросам до Совета Европы и как ее отстаиваете? — Прежде всего, мы активно участвуем в развитии нового для Совета Европы направления работы — религиозного измерения межкультурного диалога. Пока в рамках этого направления проводятся встречи только раз в год. В 2012 году конференция, посвященная роли молодежи в религиозном измерении межкультурного диалога в Европе, прошла в Албании. Другая форма работы состоит в проведении рабочих встреч с ответственными чиновниками Совета Европы и дипломатическими представителями стран-членов. Я стараюсь регулярно встречаться с теми, кто работает в различных структурах Совета Европы. Еще одним важным способом работы является организация визитов и встреч церковных делегаций в Совет Европы. Например, находясь недавно в паломничестве в Эшо (под Страсбургом) к раке святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, архиепископ Бориспольский Антоний , управляющий делами Украинской Православной Церкви, встретился с заместителем генерального секретаря Совета Европы и главой генерального директората по развитию демократии. На встречах он рассказал о церковных трудах, направленных на достижение согласия в обществе, а также высказался о нарушениях прав христиан в Европе. Кроме того, представительство готовит различные документы по актуальным темам и распространяет их в Совете Европы. Как институт гражданского общества Церковь может опереться на правозащитную деятельность. В 2008 году Архиерейский Собор принял документ о правах человека . В этом документе признается важность правозащитных механизмов. В том же духе был позже принят документ о богохульстве и клевете против Церкви. Защита прав предполагает обзор ситуации, деятельность специализированных общественных организаций, информирование через СМИ и, наконец, юридическую работу. Представительство Русской Церкви в Страсбурге действует как правозащитный институт. Но нельзя забывать, что представительство учреждено в 2004 году при приходе Всех святых в Страсбурге. Поэтому ядром нашей жизни в центре Европы является приходская жизнь. Она задает правильные ориентиры для свидетельства о Православии и дает силы на дипломатическую деятельность.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2523249...

— Какие задачи ставил перед Вами Патриарх при назначении? — Учитывая мою давнюю вовлеченность в разработку позиции Русской Церкви по правам человека и опыт международных контактов, Святейшей поставил передо мной задачу дальнейшего расширения церковной деятельности при Совете Европы. Мой предшественник — отец Филарет (Булеков) — заложил очень хорошую основу, построив работу представительства в Страсбурге с нуля. Мне предстоит приумножить достигнутое. — Как воспринимает Совет Европы Ваше присутствие в стенах своей организации? — В Совет Европы мы приходим так же, как и другие представители религиозных общин и гражданского общества. Однако такая открытость к сотрудничеству с религиозными организациями появилась совсем недавно. И Россия внесла свой вклад в изменение ситуации. В 2006 году, когда наша страна председательствовала в Комитете министров Совета Европы, продвижение межкультурного и межрелигиозного диалога было одним из приоритетов ее программы. Начав в 2007 году разработку Белой книги по межкультурному диалогу, в частности раздела, посвященного межрелигиозным отношениям, Совет Европы стал активно консультироваться с традиционными европейскими религиозными общинами. А буквально недавно, 12 апреля этого года, были приняты рекомендации ПАСЕ, в которых говорится о необходимости создания рабочего пространства для диалога Совета Европы и религиозных и нерелигиозных организаций. Вот какая дистанция пройдена всего за несколько лет. — Церковь — довольно консервативная организация, как удается Русской Православной Церкви находить общий язык с представителями либеральной Европы? — Церковь может находить общий язык с людьми разных политических взглядов, если в своей деятельности они прислушиваются к своей совести. Совесть — это некий встроенный в нас Богом «механизм», который точно подсказывает нам, что есть добро, а что зло. Действительно, Совет Европы имеет репутацию рупора ультралиберализма в Европе. Так стало не потому, что людей с либеральными взглядами больше, а потому, что они более организованы и активны. Однако такие ценности, как права человека, демократия и верховенство права, важны и для людей консервативных взглядов. Задача церковного представителя состоит в том, чтобы по возможности строить добрые отношения с разными силами, при этом, конечно, не поступаясь христианскими принципами.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1465253...

Митрополит Антоний (Паканич): Совет Европы поддержал позицию невмешательства Украинской Церкви в политические процессы 7 мая, 2015. Митрополит Бориспольский и Броварской Антоний (Паканич) Слово «партия» в переводе с латыни — это часть от целого, а слово Церковь, по-гречески — эклессия, означает собрание. Официальная Делегация Украинской Православной Церкви во главе с митрополитом Антонием (Паканичем) посетила Страсбург (Франция) с 25 по 28 апреля. Владыка присутствовал на открытии культурной программы посвящённой празднованию 1000-летия со дня преставления св. равноап. князя Владимира, а также провёл несколько встреч в Совете Европы. Специально для портала «Правмир» митрополит Антоний рассказал о поездке. — Владыка, Вы вернулись из Страсбурга, где у Вас состоялось несколько важных встреч с представителями Совета Европы. Чем  важны для Православной Церкви эти встречи, что вы обсуждали? — Достаточно насыщенными оказались  встречи с представителями Совета Европы. Еще до нашего визита в Страсбург, Отдел внешних церковных связей УПЦ отправил в Совет Европы отчет о религиозной и межконфессиональной ситуации в Украине. Поэтому в беседах с представителями Совета мы касались в первую очередь именно этих тем. Во время переговоров, мы, со своей стороны, подчеркивали, что УПЦ отстаивает равенство прав религиозных общин перед законом и всегда стоит на стороне межконфессионального мира. В качестве примеров наша делегация рассказала о нескольких фактах помощи, которую оказала УПЦ другим христианским конфессиям, права которых нарушались в зоне вооруженного конфликта в Донбассе. Все представленные нами факты будут взяты в работу соответствующими органами Совета Европы, а Комиссар по правам человека, господин Нильс Муйжниекс попросил нас и в дальнейшем информировать Совет Европы о нарушении религиозных свобод в Украине. Также представители этой организации поддержали позицию невмешательства в политические процессы в стране, которую с самого начала заняла наша Церковь. Поддержка со стороны УПЦ любой политической партии или течения, любой стороны конфликта, неизбежно приведет к еще большей конфронтации и разделению.

http://pravmir.ru/mitropolit-antoniy-pak...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010