– Когда святыни вывезли из Гатчины, настоятель Павловского собора протоиерей Алексий Благовещенский (расстрелянный в 1938-м году) с любовью украсил фотографии Филермской иконы и десницы Иоанна Крестителя вышитыми им самим ризами. В нашем соборе сейчас есть частицы десной руки Иоанна Предтечи и Части Животворящего Креста Господня, у которых мы молимся и с которыми ходим крестными ходами. В нашем соборе есть частицы десной руки Иоанна Предтечи и Части Животворящего Креста Господня После войны настоятелем собора был духовный отец преподобномученицы Марии Гатчинской протоиерей Петр Белавский. Так как крестные ходы по улицам тогда были запрещены, при отце Петре крестный ход с изображениями святынь шел из верхнего храма собора в нижний. Сейчас в соборе идут реставрационные работы, и службы проводятся в нижнем храме, который уже отреставрирован. – Как возникла традиция проводить крестный ход со святынями? – В течение полувека (начиная с 1799 года) святыни находились в Зимнем дворце, в церкви Спаса Нерукотворного Образа. Во время освящения в 1852-м году Гатчинского Павловского собора, построенного в память Императора Павла, гатчинские жители обратились к Императору Николаю Павловичу с просьбой перенести в Павловский собор эти три святыни. Но он на это не согласился и повелел ежегодно приносить святыни для поклонения в Гатчину накануне дня празднования. И даже когда святыни покинули Россию, в Гатчине праздник перенесения святынь из Мальты в Гатчину оставался одним из самых любимых среди православных гатчинцев. 11/24 октября, в канун праздника, святыни переносили в Гатчинский дворец, где служилась вечерня, после чего торжественным крестным ходом шли по улицам города – в Павловский собор, где совершалась утреня, а на следующий день – литургия. Вплоть до революции святыни выставлялись для поклонения верующих на 10 дней. Когда Зимний дворец и его церковь разграбили, святыни удалось перевезти в Архангельский собор Московского Кремля. А в конце 1919 года Святейший Патриарх Тихон благословил доставить их в Павловский собор Гатчины. Генерал П.Н. Краснов в романе «Понять-простить» описал, как 13 октября 1919 года после литургии и молебна последний крестный ход со святынями перед их уходом из России шел по городу под дождем со снегом. Позже будущий настоятель собора протоиерей Алексий Благовещенский написал Патриарху Тихону о том, что после этого крестного хода святыни увезли в Эстонию, чтобы красные не уничтожили реликвии, не ограбили их драгоценные ризы. В присутствии графа Игнатьева и двух военных святыни забрал из собора настоятель протоиерей Иоанн Богоявленский – будущий епископ Таллинский Исидор, ставший духовником Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.

http://pravoslavie.ru/156909.html

Тема настоящей главы имеет свою характерную особенность в рамках всей проблематики Съезда Всегреческой Ассоциации Богословов. Соблюдение и использование духовных и культурных достижений Православия в современной реальности Объединенной Европы, несомненно являются первоочередной задачей не только конкретной Поместной Православной Церкви или ее духовных сил, но и всех поместных Православных Церквей в их всеправославном выражении и функционировании. Разумеется, тематика съезда касается с особой чуткостью проблематики греческой действительности, наверно в силу органического вступления Греции в Объединенную Европу Двенадцати. Но как бы то ни было, проблематика гораздо шире, так как непосредственно оказывает влияние на всю Православную Церковь , и особенно важна для самого духовного облика Европы, так как касается основ всей европейской цивилизации. Конечно, в Едином Европейском Акте, подписанном правительствами Двенадцати Государств Европейского Союза, предусматривается упразднение до 1992 г. экономических границ между государствами-членами, свободное передвижение людей по странам Союза и, вообще, приведение в действие новой реальности Объединенной Европы. Однако, эта реальность не исчерпывается тесными рамками общеевропейского рынка Двенадцати, основывающегося на однозначных экономических критериях, потому что Единным Европейским Актом начинается де факто реализация более обширного духовного общества европейских народов. Так или иначе, даже экономические критерии отношений сопровождаются глубокими духовными переменами в европейском пространстве, которые мы анализировали в других работах 12 . 1. Вопрос особой миссии Православия в новой европейской реальности не может и не должен оцениваться статическими или ретроактивными критериями, так как сама реальность имеет постоянно развивающуюся динамику, превосходящую программные выборы даже самих ее инициаторов. В самом деле, потрясающие политические, идеологические и социальные перемены, касающиеся православных, в основном, народов Вост. Европы, не могли быть предусмотрены инициаторами идеи Объединенной Европы. Эти изменения не только застали врасплох институты, ответственные за развитие процесса интеграции и экономического единства Европы Двенадцати, но и активизировали новые, неожиданные импульсы в переоценке перспектив идеи Объединенной Европы.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Другие важные темы – положение женщин в религиозных организациях, эвтаназия, государственно-конфессиональные отношения, проблемы семьи и защиты прав ребенка. Также тема образования и религии сегодня достаточно болезненна не только для России, но и для других стран. Именно поэтому участие в мероприятиях, которые проводятся Советом Европы по этой проблематике, для нас крайне важны. – В чем особенности конференции в Нижнем Новгороде? – Эта конференция была организована по инициативе Русской Православной Церкви. Впервые с идеей ее проведения весной прошлого года выступил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Поводом для того, чтобы конференция состоялась именно сейчас, стало председательство России в Совете Европы (как известно, все государства Совета председательствуют в Комитете министров по полгода, в алфавитном порядке). Это был тот редкий случай, когда мы могли предложить Европе вместе с нашим государством те темы, которые считаем важными для европейского общества. Первая – это тема межрелигиозного сотрудничества. Здесь России есть чем поделиться. Она является одним из очевидных лидеров. Достаточно вспомнить создание в России эффективно действующего Межрелигиозного совета и прошедший в июле этого года в Москве Всемирный саммит религиозных лидеров. Но эта тема крайне болезненна для многих других стран. И это при том, что межрелигиозное сотрудничество является одной из ключевых проблем для будущего Европы. Поэтому наша Церковь и сочла возможным вместе с Межрелигиозным советом России выступить одним из организаторов конференции. Это нашло поддержку и у Российского государства, и у Совета Европы. Это не единственная наша инициатива. В октябре этого года состоится еще одна конференция, посвященная изучению самого понятия прав человека – как оно развивалось, какие морально-этические представления лежат в его основе. Конференция в Нижнем Новгороде готовилась трудно, так как и у Совета Европы, и у самих религиозных организаций не было достаточного практического опыта совместной работы. Совет Европы является организацией политической, куда входят представители правительств и национальных парламентов. И механизмы, которые годами вырабатывались для принятия решений, были связаны с методами политической работы. Религиозные организации долгое время рассматривались как одна из форм общественной жизни, все более и более теряющая вес в современной Европе. Представление о том, что современное общество является светским, привело к тому, что государства и межгосударственные организации рассматривают позицию религиозных организаций как частную, и, следовательно, ее не обязательно учитывать при обсуждении необходимых для государств документов.

http://religare.ru/2_32647.html

Другие важные темы – положение женщин в религиозных организациях, эвтаназия, государственно-конфессиональные отношения, проблемы семьи и защиты прав ребенка. Также тема образования и религии сегодня достаточно болезненна не только для России, но и для других стран. Именно поэтому участие в мероприятиях, которые проводятся Советом Европы по этой проблематике, для нас крайне важны. – В чем особенности конференции в Нижнем Новгороде? – Эта конференция была организована по инициативе Русской Православной Церкви. Впервые с идеей ее проведения весной прошлого года выступил председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл. Поводом для того, чтобы конференция состоялась именно сейчас, стало председательство России в Совете Европы (как известно, все государства Совета председательствуют в Комитете министров по полгода, в алфавитном порядке). Это был тот редкий случай, когда мы могли предложить Европе вместе с нашим государством те темы, которые считаем важными для европейского общества. Первая – это тема межрелигиозного сотрудничества. Здесь России есть чем поделиться. Она является одним из очевидных лидеров. Достаточно вспомнить создание в России эффективно действующего Межрелигиозного совета и прошедший в июле этого года в Москве Всемирный саммит религиозных лидеров. Но эта тема крайне болезненна для многих других стран. И это при том, что межрелигиозное сотрудничество является одной из ключевых проблем для будущего Европы. Поэтому наша Церковь и сочла возможным вместе с Межрелигиозным советом России выступить одним из организаторов конференции. Это нашло поддержку и у Российского государства, и у Совета Европы. Это не единственная наша инициатива. В октябре этого года состоится еще одна конференция, посвященная изучению самого понятия прав человека – как оно развивалось, какие морально-этические представления лежат в его основе. Конференция в Нижнем Новгороде готовилась трудно, так как и у Совета Европы, и у самих религиозных организаций не было достаточного практического опыта совместной работы. Совет Европы является организацией политической, куда входят представители правительств и национальных парламентов. И механизмы, которые годами вырабатывались для принятия решений, были связаны с методами политической работы. Религиозные организации долгое время рассматривались как одна из форм общественной жизни, все более и более теряющая вес в современной Европе. Представление о том, что современное общество является светским, привело к тому, что государства и межгосударственные организации рассматривают позицию религиозных организаций как частную, и, следовательно, ее не обязательно учитывать при обсуждении необходимых для государств документов.

http://religare.ru/2_32647_1_21.html

В целом Резолюция призывает сочетать религиозное многообразие и уважение к религиозным взглядам со свободой выражения (в том числе, особо оговорено, художественного вообще и сатирического в частности). Понятно, проблема в том, как именно их сочетать. ПАСЕ предлагает основываться при этом на Европейской конвенции по правам человека и прочих документах, принятых Советом Европы в ее духе, и допускает разнообразие решений в разных странах. Любая традиционная религиозная организация имеет на этот счет другие взгляды (не совпадающие друг с другом), в чем-то совместимые в позицией Совета Европы, в чем-то и нет. Вопрос о криминализации богохульства, имеющий, кстати, не только два крайних решения, а и много промежуточных, – один из напрашивающихся моментов разногласий. С.Чапнин обвиняет ПАСЕ в неумении и нежелании " работать с религиозной проблематикой " . Церковь недовольна тем, в какой степени ее мнение учитывается в ПАСЕ и других международных организациях. Институты же Совета Европы готовы сотрудничать с религиозными организациями примерно в той же степени, что и с другими неправительственными организациями. Возможно, религиозные организации пока не самый приоритетные партнеры, и естественно, что они стремятся добиться большего влияния в Совете Европы (и в других международных структурах), – опять же, как и другие типы неправительственных организаций. Но церковное сознание не может принять сам статус " одних из многих " : для традиционно верующего Церковь – это, безусловно, самая значимая организация, несравненно более значимая, чем, например, экологические организации, да и сам Совет Европы. Здесь заложен очень большой эмоциональный конфликтный потенциал. Есть и другие ценностные расхождения. С.Чапнин пишет: " религия больше культуры " . А для секулярных деятелей, в том числе и в Совете Европы, религия – разновидность культуры. И это не только различия в используемой терминологии. Представители Церкви охотно поддерживают тезис о десекуляризации современного мира – из этой научной констатации (или гипотезы) делается вывод, что и формальная роль религиозных организаций должны быть повышена. А этого (пока?) не происходит.

http://religare.ru/2_32601.html

26 мая, в Неделю пятую по Пасхе, Святейший Патриарх Кирилл в сослужении членов делегации Русской Православной Церкви, а также главы Представительства Украинской Православной Церкви при европейских международных организациях епископа Барышевского Виктора, представителя Русской Православной Церкви в Страсбурге, настоятеля храма Всех святых игумена Филиппа (Рябых), представителей Болгарской и Румынской Православных Церквей, клириков Корсунской епархии Московского Патриархата совершил великое освящение ставропигиального храма Всех святых в Страсбурге и возглавил Божественную литургию в нем. На богослужении присутствовали католический архиепископ Страсбурга Люк Равель, мэр Страсбурга Р. Рис, постоянный представитель Российской Федерации при Совете Европы И.Д. Солтановский, посол России во Франции А.Ю. Мешков, генеральный консул России в Страсбурге Ю.А. Соловьев, председатель европейской ассоциации Страсбурга Р. Эррманн, дипломаты ряда стран. 26 и 27 мая Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл встретился с Генеральным секретарем Совета Европы Т. Ягландом, архиепископом Страсбурга Люком Равелем, Комиссаром Совета Европы по правам человека Д. Миятович, мэром Страсбурга Р. Рисом. 27 мая Генеральный секретарь Совета Европы г-н Т. Ягланд дал прием в своей официальной резиденции в Страсбурге, в котором, в том числе, приняли участие Председатель комитета министров Совета Европы, постоянный представитель Франции при Европейском Союзе г-н Ж.-Б. Маттей, Председатель Европейского суда по правам человека г-н Л.-А. Сицилианос и другие высокие представители европейской дипломатии. В тот же день Его Святейшество и сопровождающие лица отбыли в Москву. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Возблагодарить Бога за завершение строительства ставропигиального храма Всех святых в Страсбурге. 2. Признать важность посещения Патриархом Совета Европы и состоявшихся бесед с Генеральным секретарем г-ном Т. Ягландом и Комиссаром по правам человека г-жой Д. Миятович. 3. Выразить признательность Чрезвычайному и Полномочному послу России во Франции А.Ю. Мешкову, постоянному представителю Российской Федерации при Совете Европы И.Д. Солтановскому, генеральному консулу Российской Федерации в Страсбурге Ю.А. Соловьеву за содействие в организации визита Патриарха Московского и всея Руси в Страсбург.

http://patriarchia.ru/md/db/text/5444202...

За последние десятилетия все европейские страны столкнулись с большим притоком населения из других стран или регионов, культура которых резко отличается от европейской. Реагируя на происходящие изменения, в 2008 году Комитет министров Совета Европы принял Белую книгу по межкультурному диалогу, в подготовке которой принимало активное участие Российская Федерация, а Русская Православная Церковь также вносила свои предложения и принимала активное участие в обсуждении основных идей доклада. В мае 2011 года появился доклад Группы видных деятелей Совета Европы «Жить вместе — разнообразие и свобода в Европе XXI века». От России в ее работе принимал участие уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П. Лукин . Презентация доклада уже прошла в Германии, Италии, Великобритании и России. Во введении доклада видных деятелей говорится о том, что население Европы сократится на 100 миллионов жителей за 50 грядущих лет, если она откажется от иммигрантов. Такое сокращение может быть угрозой европейскому экономическому благополучию. Однако в этих документах главный акцент делается на положении выходцев из восточных и азиатских стран, а также цыган. Возрастает и число мероприятий, посвященных этим темам. Например, 22 сентября в Страсбурге пройдет встреча мэров городов по вопросам цыган. Неужели у русскоязычных общин Европы меньше проблем, заслуживающих внимания Совета Европы? Или более шире: неужели дефицит рабочей силы в Европе должен выводить из фокуса демографическую ситуацию коренного населения Европы? Настало время учиться отстаивать свои законные права на сохранение собственной цивилизационной идентичности в ее различных проявлениях. Я говорю именно о цивилизационной идентичности, а не о культурной, потому что первая гораздо шире. Она включает не только право на родной язык, культуру, но и на сохранение своей религии, связей с исторической Родиной, организацию коллективной жизни и гражданскую, экономическую, культурную активность в странах проживания. Любопытно, например, в докладе видных деятелей Совета Европы 2011 года смело предлагается закрепление и распространение в Европе двойной идентичности — турок-немец, североафриканка-француженка и другие.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1628382...

Так или иначе, Единый Европейский Акт определяет рамки более широкого политического и социального единства Европы, единства, которое осуществляется de facto и только на основе экономических критериев общеевропейского рынка, так как экономические критерии не могут полностью обособиться от политических и социальных взаимоотношений народов. Вызов европейской интеграции (1992) меняет автоматически и в большой степени картину политической, экономической и социальной карты Европы 15, хотя и не упраздняет своеобразия государств-членов, приводя в действие надгосударственные политические, экономические и общественные силы, которые независимо определят новую более широкую действительность. Таким образом, голос Объединенной Европы 12 все чаще наталкивается на постоянно усиливающийся вызов стремительных политических, социальных и экономических реформ, осуществляемых в странах Восточной Европы, которые требуют своего участия в реализации идеи общеевропейского дома. Этот вызов был немыслимым при подписании Единого Европейского Акта (1986), но сегодня является реальностью и это нельзя игнорировать или недооценить в теоретических перспективах и практических выборах ЕЭС, так как де факто расширяются рамки развития общего рынка и общеевропейской идеи. Перспектива общеевропейского дома не может и не должна строиться без народов Восточной Европы, являющихся носителями того же духовного и религиозного наследия и всегда вносивших свои конструктивный вклад в формирование политического облика Европы. В этом духе, Экуменическая Ассамблея Конференции Европейских Церквей (КЕЦ) и Совета Европейских Епископских Конференций (СЕЕК) Римо-католической Церкви (Базель, 1989), рассмотрели, в сознании полной своей ответственности, новую европейскую проблематику и расширили идею Объединенной Европы, включив в общеевропейский дом все народы и нации европейского пространства, имеющие общие основы, общую историю, общее культурное наследие и общие ценности. В этом духе Папа Иоанн Павел II провозгласил право всех европейских народов, от Атлантики до Урала и от Скандинавии до Средиземного Моря, жить по принципам Евангелия в общем доме, в Европе без границ, независимо от различий в политических программах, идеологических системах или военных союзах.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

— Руководство Русской Православной Церкви часто упрекают в экуменизме, не является ли присутствие Церкви в Совете Европы дополнительным раздражителем для религиозных консерваторов — противников экуменизма? — Присутствие Русской Церкви в Страсбурге никак не связано с экуменизмом. Конечно, есть люди, которых в принципе будет всегда раздражать церковная активность. Они имеют право на свое мнение, так же как и Церковь — на ведение своей работы. — Кто из мировых религий представлен на площадке Совета Европы? — Помимо православных здесь работают католики, протестанты, мусульмане, иудеи и другие. У католиков есть особый статус. Государство Ватикан является наблюдателем при Совете Европы. — Из Православных Церквей помимо Русской Православной Церкви кто присутствует в Совете Европы? Русская Православная Церковь Зарубежом, например, имеет своего представителя? — Надо отметить, что Православные Церкви Европы больше проявляют интерес к диалогу с Европейским Союзом, чем к диалогу с Советом Европы. Это понятно, так как практически все православные народы Европы проживают в государствах — членах ЕС. Поскольку Русская Церковь Заграницей является частью Московского Патриархата, то в ее отдельном представительстве нет необходимости. — На какие процессы Русская Православная Церковь может повлиять или влияет в Страсбурге? — Со времен ее основания у Церкви есть все возможности, чтобы влиять на мировоззрение людей, которое лежит в основе всех их решений и поведения. Как церковный представитель я хотел бы работать в Страсбурге, руководствуюсь этим подходом, а не заниматься лоббированием неких корпоративных интересов. — Почему Вы, выпускник МГИМО, выбрали церковную карьеру? Ведь здесь, в Страсбурге, Вы могли оказаться и дипломатом? — Я окончил МГИМО в 2001 году, став специалистом по политологии и международным отношениям. В 2005 году там же защитил кандидатскую диссертацию по политологии. После окончания университета я хотел стать просто священником, не думая о церковной дипломатии. Но в тот момент на жизненном пути я повстречал митрополита Кирилла (ныне Патриарх Московский и всея Руси), который пригласил меня работать в Отдел внешних церковных связей и который сильно повлиял и продолжает влиять на мое формирование в качестве церковного служителя. Тогда меня и вдохновила возможность соединить мои знания в области дипломатии и служение Богу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1465253...

Статья Вифлеемская святыня С принятием христианства на Руси вскоре зарождается особый благочестивый подвиг — паломничество во Святую Землю. Паломничества предпринимались для «сугубого молитвенного общения с Богом и Его святыми, к[ото]рому способствует непосредственное пребывание в местах их земной жизни и погребения» . Возвращаясь, паломники приносили на Русь различные святыни, кроме того, они создавали описания своих паломничеств. Подобные литературные произведения составили особый жанр душеспасительной литературы для читателей Древней Руси . Приносимые святыни вкладывались в иконы или кресты-мощевики, которые становились семейными святынями. Их описания от современников показывают, какие святыни приносились на Русь с Православного Востока. Приведем некоторые примеры. В наперсную икону с изображением Вознесения Господня, изготовленную из драгоценного металла в начале XV века в Суздальско-Нижегородском княжестве для княгини Марии, были вложены святыни: «Стыи Б[огороди]ца млеко и риза…» . Составители книги «Царский храм. Святыни Благовещенского собора в Кремле» отмечают следующее о данной иконе: «…в перечне священных частиц первое место, отводимое традиционным святыням, занимают Богородичные» . Через несколько лет для князя Ивана Даниловича был изготовлен ковчег-мощевик, на его обороте перечислены вложенные в него святыни: «губа с оцтом, млеко Б(д)чно…» . Известна эта святыня была и в XVI веке. Из Благовещенского собора в Кремле происходит наперсный крест-мощевик середины XVI века. На обороте вверху указаны святыни: «купена неопалимая, млеко Пречистыя…» . По заказу Соловецкого игумена Филиппа (1545–1566), будущего митрополита (1566–1568), в Великом Новгороде в 1560–1561 годах был изготовлен воздвизальный крест. Надпись на его обороте перечисляет вложенные в него святыни: «Древо Животворящаг[о] Креста Господня, плащаница Христова, камен[ь] Гроба Господня, Пречистые Богородицы млеко, ризы и пояс…» . Почти одновременно, в 1561 году, в Великом Новгороде был изготовлен также складень-мощевик для Семена Трусова, на боковых сторонах указаны вложенные в него святыни: «Древо Животворящего Креста, камень гробы Господня, трость Христова, млеко Пречистыя…» .

http://bogoslov.ru/article/6193608

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010