О, если бы знали наши несчастные рабочие, кто ими руководит, кто подсылает к ним смутьянов-подстрекателей, то с ужасом отвернулись бы от них, как от гадин ядовитых, как от зачумленных животных! Ведь это – так называемые “социал-демократы”, это – революционеры, давно отрекшиеся от Бога в делах своих, они отреклись, а может быть, и вовсе не знали веры христианской, поносят ее служителей, ее уставы, издеваются над ее святынями. Главное гнездо их за границей: они мечтают весь мир поработить себе; в своих тайных секретных протоколах они называют нас, христиан, прямо скотами, которым Бог дал, говорят они, образ человеческий только для того, чтоб им, якобы избранникам, не противно было пользоваться нашими услугами. С сатанинскою хитростью они ловят в свои сети людей легкомысленных, обещают им рай земной, но тщательно укрывают от них свои затаенные цели, свои преступные мечты. Обманув несчастного, они толкают его на самые ужасные преступления, якобы ради общего блага и, действительно, обращают его в послушного себе раба. Они всячески стараются вытравить из души или, по крайней мере, извратить святое учение Христово; так, заповедь Христова говорит: не укради, не пожелай себе ничего чужого, а они говорят: все – общее, бери у богатого все, что тебе нравится. Заповедь Христова говорит: делись с ближним твоим последним куском, последней копейкой, а они учат: отнимай у других все, что тебе надобно. Заповедь Христова говорит: воздадите Кесарево Кесареви, Бога бойтеся, Царя чтите, а они говорят: никакого Царя не нужно, Царь – тиран. Заповедь Божия говорит: в терпении вашем стяжите души ваши, а они говорят: в борьбе обретешь ты право свое. Заповедь Христова велит полагать души свои за други своя, а они учат губить людей ни в чем неповинных, убивать их только за то, что они не согласны с ними, не идут на разбой, хотят честно трудиться и готовы до смерти стоять за закон, за Царя, за Церковь Божию. Заглянуть в свое сердце надо: чем оно живет, ради чего и для кого оно бьется? К совести своей прислушаться надо.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

«Учение о Пресвятой Троице, повторяет он, так важно, что в вере христианской нет важнее и возвышеннее этого учения». Затем, излагая веру о тайне троичности Лиц, отец Иоанн говорит: «Где нет тайн? Человек сам для себя – и в своей душе, и в своем теле – есть тайна. Есть бесчисленное множество тайн и в окружающей нас природе: человек так мало знает в сравнении с тем, чего еще не знает, – несмотря на успехи современных естественных наук, – что каждый из нас должен смиренно сознаться, вместе с одним из древних мудрецов, в том, что мы знаем лишь только то, что ничего не знаем. Не знать, как должно, Пребожественной Троицы со стороны христианина было бы безумною дерзостью и неблагодарностью. Итак, братия, заканчивает он свою вступительную беседу о величайшем догмате христианской веры, будем помнить, что от правильного познания Трисиятельного Божества зависит наша судьба. Се есть живот вечный, да знают Тебя единого истинного Бога, и Его же послал еси И. Христа ( Ин.17:3 )». Приступая к беседе о явлении Бога во плоти, он восторженно восклицает: «О, чудо чудес! Бог, содержащий вселенную всю словом Своим, сделался человеком, чтобы человека вознести на первое блаженство. Ужасеся о сем небо и земли удивишася концы, поет Христова Церковь , яко Бог явися человеком плотски». В других своих беседах о. Иоанн касается главных основ христианской нравственности, а именно – учения о блаженствах Евангельских. Как в предыдущих, так и в дальнейших поучениях, – везде заметно самостоятельное развитие его мысли, которая особенно сильно всегда действует на окружающих тем, что все сказанное им прочувствовано в глубине сердца и неукоснительно применялось и применяется им до сих пор в обыденной жизни. Так, во вступительной беседе об основах христианской нравственности, о блаженствах Евангельских, он обращается к слушателям с такими словами: «Кто вы, предстоящие здесь во святом храме и смиренно внимающие немощному слову незнатного проповедника? Не буи ли мира, не немощные ли и худородные, большею частью, слушатели мои? Блаженны вы, нищие духом, ибо ваше есть царствие небесное: ибо сознавая свое духовное невежество, свою греховность, пришли сюда! Но где же знатные, ученые и богатые?», продолжает он. «Очень мало их. Почему? Потому что многие из них говорят себе: мы богаты, обогатились и ничего не требуем. Мы учены, у кого нам и чему еще учиться? Грешны мы, – говорят они, – правда, но кто же не грешит? Так уже создан человек, говорят, чем же он виноват? Хотя вовсе не так создан, а самовольно таким сделался и бывает. Вот как мыслят, как судят, как говорят гордые мира сего! Итак, блаженны нищие духом, т. е., считающие себя за ничто, яко тех есть царство небесное».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Толстовщина от Льва Толстого: 1881 г. Молоды все секты и всех их до тысячи; создали их люди, по научению диавола. Посему, должно вопрошать сектантов; кто позволил вам создавать свои «церкви», помимо Церкви Божией для погубления ее? Неужели думаете одолеть Церковь Божию? Разбор возражений сектантов Сектанты говорят: Истинная Церковь была уничтожена язычеством («Баптисты, их задачи и цели», изд. русск, баптистов, Р. н-Д., 09, стр. 8). Православный ответ: Это невозможно, ибо Христос, Победитель ада и смерти ( Откр.1:8,18 ), Вседержитель, обещал Церкви Своей неразрушимость ( Мф.16:18 ). Сектанты говорят: Если доказать сектантам, что они сами основали церковь («Баптисты, их учения и задачи», стр. 2), они говорят: правильно это, потому что Апостол сказал: «Я, по данной мне от Бога благодати, как мудрый строитель, положил основание, а другой строит на нем» ( 1Кор.3:10 ), – так и мы положили основание своей церкви и строим. Православный ответ: Сектанты читают, но не дочитывают до конца стиха: «но каждый смотри, как строит. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос » ( 1Кор.3:11 ). Господь устроил единую Церковь , основанием и главой ее положил Себя и кроме этого основания и Церкви, – других не может быть. Ап. Павел полагал основания церквей, но не враждебных ей, а согласных с единой Церковью , новые общества «прилагались», как отдельные части к целому, как новый этаж к основному зданию; Господь желал единства Церкви и согласия, а не множественности. Сектанты говорят: Еще потому можно строить Церковь , что сам ап. Петр заповедал это: «сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» ( 1Пет.2:5 ). Православный ответ: Христиане, действительно, должны созидать добрую христианскую жизнь, как »дом духовный», как " духовные жертвы, благоприятные Богу«, но новые веры и церкви, противные основанной однажды на Христе, недопустимы, ибо они отвергают вместе с жидами камень, »Который сделался Главою угла« ( Пс.117:22 ), забывши: 1Кор.2:11 . Апостолы приносили «благоприятные Богу жертвы», но сект не создавали и им противились.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Сектанты говорят: Каяться нужно пред Богом только: Мф.11:28 ; Лк.7:37–38 ; Лк.15:20 ; Ин.14:6 ; Деян.4:11, 12 ; Деян.12:1 ; 1Тим.2:5–6 ; Ин.6:37 («Бапт.», 1909, Православный ответ: Верно: нужно каяться Богу, но пред людьми, как некогда Давид пред Нафаном, как приходящие к Иоанну Крестителю; как «многие из уверовавших приходили, исповедуя и открывая грехи свои» ( Деян.19:18 ), как перед ап. Петром каялся согрешивший Симон Волхв. Священники «только свидетели» покаяния и разрушители грехов властью, данной им от Бога ( Ин.20:21–23 ). Сектанты говорят : что власть прощения грехов, действительно дарована Христом, но исключительно только Апостолам, которым Христос говорит: примите Духа Святого; кому простите грехи, тому простятся, но не всем пастырям. Православный ответ : Православные в ответ сектантам должны спрашивать их; скажите: имел силу прощения грехов ап. Павел, когда в Ефесе «многие из уверовавших приходили исповедуя и открывая дела свои?» Имели силу прощения грехов ап. Тимофей и Тит? Конечно, имели. Если так, то не двенадцать, но все истинное священство Христово имело это право и имеет его. Христос основал Церковь Свою не на время жизни Апостолов, но до скончания мира. Посему-то Господь и сказал: «се, Я с вами во все дни до скончания века»: Значит, не только с 11 Апостолами, но и с их преемниками. С кем Христос, те и имеют право прощения грехов. Сектанты говорят: Пс.31:5 ; Пс.50:3 ; 2Цар.12:13 . О покаянии и прощении Давида; так же и они – сектанты, каются и очищаются. Православный ответ: Если право прощения грехов было даровано только Апостолам, а не преемникам, тогда только 11-ти принадлежит и право крещения и причащения. Тогда и все Христианство только для современников апостольских, однако, этого сектанты не признают ( Евр.10:1–4 ). Сектанты говорят: Деян.8:18, 22 : Петр сказал Симону: «сердце твое не право пред Богом. Итак, покайся в сем грехе твоем и молись Богу; может быть, отпустится тебе помысл сердца твоего». Православный ответ: Здесь не отвергается таинство Покаяния, а скорее требуется.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

Сказал безумный Саул: «сыщите мне женщину волшебницу» ( 1Цар.28:7 ). Он делается вторым Адамом , обольщаем женщиной. И говорит ей: «поворожи мне» ( 1Цар.28:8 ); оставив пророчество, он низвергается к прорицанию. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Будем осте­регаться, братие, чтобы нам не потерпеть крушения подобно безум­ному, исповедуя Бога на словах и отвергаясь Его делами: называя Его благим и милостивым, но, не оказывая милости ни больному, ни бедному, ни притесняемому. Что можно отрицать Бога не только сло­вами, но и делами, и нося имя христианина, говорить точно так же, как и безумный: «нет Бога», об этом свидетельствует апостол, говоря: «они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются» ( Тит.1:16 ). Насколько дела сильнее слов в отношении убедительности, настолько тяжелее – отвергаться Бога на деле, чем отрицать Его устами или в сердце. «Сказал безумный». А говорящий устами: возлюблю Тебя, Господи, и в сердце ненавидящий брата своего, как он любит Бога, оказываясь ослушником Его слов: «и люби Господа, Бога твоего, всем сердцем твоим, и всею душею твоею и всеми силами твоими, и люби ближнего твоего, как самого себя» (Второз.6:5; Лев.19:18 )? Господь говорит: «кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое» ( Ин.14:23 ). Значит, кто не соблюдает, тот не любит. Устами называет Бога, а в сердце говорить: «нет Бога». Свидетель Господь, говоря­щий: «приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня» ( Ис.29:13 ). «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Что тот, кто ненавидит брата своего, и Бога ненави­дит, хотя бы устами взывал и кричал, что любит Бога, об этом говорит евангелист Иоанн в послании: «кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец: ибо не любящий брата своего, которого видит, как может любить Бога, Которого не видит?» ( 1Ин.4:20 )? Итак, когда такой человек признает Бога на словах, не отре­каясь явно, он кует нечестие в сердце. «Сказал безумный в сердце своем: «нет Бога». Подтверждая эту мысль, пророк ниже говорит: «неужели не вразумятся все делающие беззаконие», исповедающие Бога на словах и отрицающие его делами своими, «по едающие народ Мой, как едят хлеб?...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

что Он был распят  — “и за их слова: «Мы ведь убили Мессию Иисуса, сына Марии, посланника Божьего», а они не убили его и не распяли Они не убивали его (4.157)”; разумеется, отвергает  триединство Божие : — “не говорите: «троица» 1 , а удержитесь же себе на благо. Поистине, Бог — только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок (4.171); Бог один, не рождал Он и не был рожден (114.2–3); не веруют такие, кто говорит: «Господь из трех есть третий», — тогда как нет иного божества, кроме единого Бога (5.73) Поистине, Бог не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей кто придает Богу сотоварищей, тот измыслил великий грех (4.48)”; а также дает понять, что  последователи Христа исказили Евангелие  — “А среди них есть такие, которые своими языками искривляют Писания, чтобы вы сочли это Писанием, хотя оно и не Писание, и говорят: «Это — от Бога», а это не от Бога, и говорят они на Бога ложь, зная это. Не годится человеку (имеется в виду Христос), чтобы ему Бог даровал Писание, и мудрость, и пророчество, а потом он сказал бы людям: «Будьте рабами мне вместо Бога» (3.78–79). Они устами скверными своими хотят свет Божий погасить (9.32) они забыли часть того, о чем до этого их поучали (5.14)” 2 . Мусульмане, пытаясь объяснить очевидное противоречие Корана и Евангелия, доказать несомненную для них истинность Корана, говорят, что Христос и христиане первых веков не исповедовали Троицы, не почитали Христа ни Богом, ни Сыном Божиим (а только пророком), что Он не был распят и, соответственно, не был ни Искупителем, ни Спасителем человечества, но все эти учения появились уже намного позднее — в III и IV bb., как искажение Его первоначального учения. По их словам, под влиянием этих вот искажений и был впоследствии испорчен первоначальный текст Евангелия. Вот только некоторые, самые типичные примеры такого рода заявлений: “Христос пришел с истинной религией, но те, кто были после него, обожествили его и смешали его чистое учение с тем ложным, что шло от них самих, и придумали новую религию, которую назвали «христианством» Тора, Псалмы и Евангелие сохранились у иудеев и христиан, но они во многом исказили их, заменили слова и выражения, отбросили многие части, добавили свои собственные идеи, в чем сегодня признаются” 3 .

http://pravmir.ru/koranicheskie-skazaniy...

что Он был распят – «и за их слова: «Мы ведь убили Мессию Иисуса, сына Марии, посланника Божьего», а они не убили его и не распяли Они не убивали его (4.157)»; разумеется, отвергает триединство Божие: – «не говорите: «троица» 1 , а удержитесь же себе на благо. Поистине, Бог – только единый Бог . Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок (4.171); Бог один, не рождал Он и не был рожден (114.2–3); не веруют такие, кто говорит: «Господь из трех есть третий», – тогда как нет иного божества, кроме единого Бога (5.73) Поистине, Бог не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей кто придает Богу сотоварищей, тот измыслил великий грех (4.48)»; а также дает понять, что последователи Христа исказили Евангелие – «А среди них есть такие, которые своими языками искривляют Писания, чтобы вы сочли это Писанием, хотя оно и не Писание, и говорят: «Это – от Бога», а это не от Бога, и говорят они на Бога ложь, зная это. Не годится человеку (имеется в виду Христос), чтобы ему Бог даровал Писание, и мудрость, и пророчество, а потом он сказал бы людям: «Будьте рабами мне вместо Бога» (3.78–79). Они устами скверными своими хотят свет Божий погасить (9.32) они забыли часть того, о чем до этого их поучали (5.14)» 2 . Мусульмане, пытаясь объяснить очевидное противоречие Корана и Евангелия, доказать несомненную для них истинность Корана, говорят, что Христос и христиане первых веков не исповедовали Троицы, не почитали Христа ни Богом, ни Сыном Божиим (а только пророком), что Он не был распят и, соответственно, не был ни Искупителем, ни Спасителем человечества, но все эти учения появились уже намного позднее – в III и IV bb., как искажение Его первоначального учения. По их словам, под влиянием этих вот искажений и был впоследствии испорчен первоначальный текст Евангелия. Вот только некоторые, самые типичные примеры такого рода заявлений: «Христос пришел с истинной религией, но те, кто были после него, обожествили его и смешали его чистое учение с тем ложным, что шло от них самих, и придумали новую религию, которую назвали «христианством» Тора, Псалмы и Евангелие сохранились у иудеев и христиан, но они во многом исказили их, заменили слова и выражения, отбросили многие части, добавили свои собственные идеи, в чем сегодня признаются» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Maksim...

1Ин.4:3 .  а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире. Решительным признаком истинного пророка или учителя христианского Апостол выставляет исповедание им явления Бога во плоти в лице Господа Иисуса Христа: это основной догмат христианства, в прологе Евангелия Иоанна выраженный в словах: « Слово плоть бысть» ( Ин 1:14 ). Напротив, отвергающий эту основную истину Боговоплощения тем самым показывает, что он не от Бога, а от диавола и антихриста: таковы были, напр., докеты, о которых упоминает св. Ириней Лионский , а также, вероятно, и другие подобные лжеучители такого же антихристианского духа. Антихрист в строгом и тесном смысле слова еще не пришел, но дух антихриста уже во многих лжеучителях действует. «Апостол говорит, что антихрист уже в мире, разумеется, не самолично, а в лице лжепророков, лжеапостолов и еретиков, предваряющих и приготовляющих его пришествие» (Феофил.). Точнее и ближе определить лжеучение обличаемых затруднительно, но во всяком случае это – не гностические еретические учения II века, а не развившиеся еще в систему лжеучения I века. 1Ин.4:4 .  Дети! вы от Бога, и победили их; ибо Тот, Кто в вас, больше того, кто в мире. 1Ин.4:5 .  Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. 1Ин.4:6 .  Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаём духа истины и духа заблуждения. В утешение и подкрепление верующих Апостол возвещает им, что победа истинного учения евангельского над лжеучением несомненна (ср. ниже 1Ин.5:4 ), так как Дух Божий или Дух Христов, обитающий в верных, безмерно больше того духа воли, который действует в боговраждебном мире вообще, в особенности же в лжеучителях. Это апостольское утешение верующим вполне соответствует изречению Самого Господа к ученикам в Его прощальной беседе: « дерзайте, ибо Я победил мир» ( Ин 16:33 ), и подобно этому обетованию Господа, сильно было внести полное ободрение в сердца христиан. Но пастырская любовь и попечение Апостола обращает и на другую сторону дела. Апостол «дает им еще другой признак для узнания лжепророков, в том, что немало печалило простецов из самых верных. Некоторые из них, естественно, могли скорбеть, видя, что тех многие принимают весьма усердно, а их презирают. Апостол и говорит: не скорбите, если многие вас презирают, а их принимают, ибо подобное стремится к подобному. Они от мира и говорят мирское, т. е., учат плотским пожеланиям, почему и слушателей имеют таких же, т. е. развратные развратных. А мы, будучи от Бога и удалившись от мирских похотей, становимся для них неприятными. Нас же слушает тот, кто живет целомудренно и посему знает Бога и готов слушать нас» (Феофил.). В последних словах ст. 6 Апостол, суммируя все сказанное о различении духов, «как бы прилагает печать к сказанному» (блаж. Феофил.).

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Сектанты говорят: Флп.1:15–19 . Можно и сектантам проповедовать, верить и спасаться по своему, и Апостолы тому радуются. Православный ответ: нет, не рады Апостолы, и нельзя сектантам отдельно учить, потому что ап. Павел говорит о тех, которые «притворно», по зависти и любопрению проповедуют, а сектанты лживо проповедуют против Церкви Божией, извращая Писание ( 2Пет.3:15–17 ). Сектанты говорят: Нам не нужно официальной Церкви, потому что верим во Христа нашего Спасителя, и Апостол посему говорит нам: ( Еф.2:5, 8 ): «благодатью вы спасены чрез веру, и сие не от вас, Божий дар, не от дел, чтобы никто не хвалился». Православный ответ: 1) Слова эти сказаны христианам Ефесским, которые принадлежали к единой истинной Церкви Христовой, а не к сектантам, составившим, помимо Христа, самодельную церковь . 2) Означает это, что Господь верующим в Церкви даровал все в полноте для спасения ( 2Пет.1:3–4 ). Но это не значит, что все спасутся, как не всякий, кто получил очень большое наследство, могущее его на всю жизнь обеспечить, будет всегда жить в достатке: иной все прокутит. Так и в спасении. Посему, 3) и разъясняется в другом месте Писания: мы спасаемся Евангелием, если преподанное удерживаем так, как Апостолы нам благовествовали ( 1Кор.15:1–2 ), а не как выдумали сектанты. 4) Что именно нельзя, отделяясь от единства любви в Церкви, спастись одной верой, видно из слова апостола: «если имею... всю веру, так что могу и горы переставлять, а не имею любви, – то я – ничто» ( 1Кор.13:2 ). Сектанты потеряли любовь, возненавидевши Церковь Божию, горделиво выделяясь в самодельную общину, и они – ничто. Сектанты уподобляются своей верой бесам: ибо «и бесы веруют, и трепещут» ( Иак.2:19 ), но не спасутся, так как в гордости отделились от Бога, Ангелов и небесной Церкви, составивши свое самодельное общество, « церковь лукавнующих», прообраз сектантских церквей. Сектанты говорят: Рим.3:20, 28 . Нам не нужны церковные законы и постановления, потому что «делами закона не оправдается никакая плоть, ... ибо мы признаем, что человек оправдывается верою, независимо от дел закона».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

А другой по тому же поводу пишет: «По-моему, отношение интеллигенции к этим событиям должно формулироваться словами “Какое нам дело?!” Ни горевать, ни радоваться нам тут нечего»... «Не враждуя и не дружа, оставим в покое этот чуждый наш мир. Его радость не наша радость, его горе не наше горе, у нас там нет надежд и нам там нечего опасаться» 6 . Другие представители интеллигенции не так безучастны и, напротив, глубоко и искренно интересуются церковными вопросами; но тем не менее это нисколько не приближает их к церкви. Они не признают ее в настоящем виде за истинную церковь Христову; историческое христианство , по их мнению, представляется односторонним; церковь исказила Евангелие, извратила его дух и смысл, а потому они мечтают о другой церкви, о церкви «будущего» и ищут для себя новых путей 7 . При этих исканиях, говорят они, посредство священника нам не нужно 8 , а куда заходят они без такого посредства, о том свидетельствуют, напр., прямые заявления, что «интеллигенция не признает Христа» и «никогда не примет догмат о богочеловечестве Иисуса Христа». Они заявляют, что «каждое десятилетие подвигает нас к новому состоянию умов, к новым формам богопонимания, к новой, совсем особенной, нравственности», или, что «русского человека может прельстить… полное освобождение всякого живущего на русской земле от церкви и кошмара “христианского государства”» 9 . Где же причина такого разлада, такого или безучастного, или отрицательного отношения к церкви? «Мы», говорят они – «мы, люди современной культуры, никакой веры не имеем, ничего кроме проснувшейся жажды веры». «Мы – неверующие, но …томимые смертельной жаждой Бога и любви» 10 . «Теперь больше, чем когда-либо, сердце русской интеллигенции готово раскрыться на призыв к вере во Христа Спасителя и, уверовав, возродиться» 11 … И при все том, несмотря на такие признания, эта интеллигенция от церкви уклоняется и глуха к ее призывам. Уклоняется потому, что «христианство историческое», говорят, «не удовлетворяет светски образованных людей нашего времени, не вмещает в себя их запросы».

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Sokolo...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010