«Ибо Отец и не судит никого, но весь суд отдал Сыну…» (Св. Евангелие от Иоанна 5:23 ). Разве не один Господь будет судить вселенную? Разве не один только Создатель обладает этим Божественным правом? В исламе только Аллах будет вершить последний суд (Коран 6:62). В Ветхом Завете также говорится, что судить людей будет один лишь Господь Бог (Псалтирь 9:5; 49:6; Исайя 33:22; Иеремия 11:20). Следовательно, обладая подобными полномочиями, Христос не может не быть Богом. 4) «Как Отец знает Меня, так и Я знаю Отца» (Св. Евангелие от Иоанна 10:15 ). Разве мог подобные слова произнести обычный пророк? Разумеется, нет. Ни один смертный человек не знает Бога так же хорошо, как Бог знает человека. Это было бы так же абсурдно, как если бы глина знала своего горшечника (Исайя 45:9; Римлянам 9:20–21). Господь ведает все наши мысли и помышления ( Деяния 1:24 ). Мы же не разбираемся ни в Его мыслях, ни Его путях (Исайя 55:8–9). Следовательно, утверждая, что знает Отца так же хорошо, как и Отец знает Его, Спаситель указывает нам на Своё абсолютное знание, присущее одному лишь Богу. 5) «И Я даю им жизнь вечную, и не погибнут вовек…» (Св. Евангелие от Иоанна 10:28 ) Все мы знаем, что никакой смертный человек не сможет даровать ближнему жизнь вечную. Жизнь вечную даёт один только Господь Бог, а пророк может лишь поведать нам об этом. Иногда мусульмане говорят, что под вечной жизнью понимается само учение Христа, дающее Рай. «Мухаммад тоже дал людям “жизнь вечную”, поведав им об исламе!» — говорят они. Однако же, если мы откроем шестую главу Евангелия от Иоанна, то увидим, что жизнь вечная непосредственно связана с Таинством Евхаристии и всеобщим воскресением из мертвых: «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день» (От Иоанна 6:53-54 ). Таким образом, Христос не просто дает нам Своё учение, Он дает нам Самого Себя в Таинстве Евхаристии. Эта мысль подтверждается и другими библейскими цитатами (От Иоанна 1:4 ; От Иоанна 14:6 ; Первое послание Иоанна 1:2 ; Деяния Святых Апостолов 3:15), характеризующими Христа как ‘жизнь’. Поэтому, говоря о власти даровать жизнь вечную, Спаситель в очередной раз подверждает Своё Божественное достоинство. Учение о том, что только Бог даёт жизнь, подтверждается и Кораном, в котором Аллах называется единственным существом, имеющим подобную власть (Коран 40:68).

http://azbyka.ru/naibolee-rasprostranyon...

«И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек (1 Ин. 2:17).» Один талантливый, хотя и неверующий русский писатель М. Горький назвал человека существом или грудою костей, движимых страстями. Действительно, что лежит в основе иногда очень энергичной деятельности людей? Страсти. Вот под влиянием корыстолюбия один не спит ночей, рискует здоровьем и даже жизнью, решаясь на опасные торговые предприятия. Другой — ради сладострастия торгует своей совестью, разбивает чужое счастье. Третий — свои богатые способности отдает карьере, все уничтожая на своем пути, не стесняясь ни ложью, ни даже насилием и тайным убийством. Но все эти стимулы человеческой деятельности не только ложны, но и не устойчивы: они постепенно притупляются, а при испытаниях — болезни, позоре, нищете и особенно пред глазами смерти, они и вовсе падают; притом же не дают душе желанного наслаждения, так как всегда человек чувствует пустоту и неудовлетворенность. А что же должно руководить человеком в его деятельности? Воля, закон Божий. Пусть будет трудно нам исполнять заповеди Божий, так что мы с принуждением беремся за доброе и святое дело, но всякий раз, после совершения доброго дела в душу нашу нисходит мир, покой, радость. А впереди — вечная блаженная радость для исполнившего дело Божие, к которому Господом призван каждый в той или иной области. «Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас (1 Ин. 4:5—6).» Когда христианский проповедник говорит слово истины и слушает его атеистическая молодежь, она искренно смеется над проповедником, так как не понимает Христова учения. А юноши и девушки христианские — охотно и радостно внимают слову истины. Слово одно и то же, а почва разная! Господи! Кто вразумит нашу несчастную неверующую молодежь! Призри на нее и просвети ее светом Твоего богоразумия, чтобы признали они Тебя, истинного Бога, для собственного их счастья вечного. «Они от мира, потому и говорят по-мирски, и мир слушает их. Мы от Бога; знающий Бога слушает нас; кто не от Бога, тот не слушает нас. По сему-то узнаем духа истины и духа заблуждения (1 Ин. 4:5—6).»

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3774...

Вот как рассуждает о пользе поста св. Иоанн Златоуст : «молящийся как следует и постящийся немного требует; а требующий немного не будет любостяжателен; а нелюбостяжательный охотно подаст милостыню... Постящийся – легок, глубоковнимателен, молится трезвенно, лукавые вожделения погашает, умилостивляет Бога, и горделивую душу смиряет. Поэтому и Апостолы постоянно постились... Молящийся с постом не зевает, не потягивается, не бывает неповоротлив» (Злат. 7, 590). Правильно ли думают некоторые, что пост есть воздержание только от скоромной пищи, но без воздержания от обжорства, пьянства и других грехов? Нет, не правильно: разрешения или разговенья на обжорство, пьянство и на все вообще грехи в Церкви Христовой никогда не было и не будет. Что должно отвечать сектантам, когда они злорадно говорят, что в Православной Церкви, хоть и нельзя в постные дни есть мяса и молока, но зато можно, будто бы, пьянствовать и, вообще, грешить? Должно отвечать, что сектанты лгут на Православную Церковь , когда говорят так, потому что, по Христианской нашей вере, не только во время поста, но и, вообще, никогда пьянство и другие грехи не одобрялись и не одобряются. Правильно ли утверждают некоторые, что мяса постом нельзя есть потому, что оно само по себе греховно и есть творение диавола? Такое рассуждение не правильно. И так думают не христиане, а хлысты, скопцы, новый Израиль, беседчики, «братчики» или, как они зовут сами себя, «назореи». Все они безумно утверждают, что мясо есть бесовская пища. О них Св. Дух ясно говорит в слове Божием, что «в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстительным и учениям бесовским через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей, запрещающих вступать в брак и употреблять в пищу то, что Бог сотворил, дабы верные и познавшие истину вкушали с благодарением. Ибо всякое творение Божие хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается с благодарением» ( 1Тим. 4:1–4 ). Кто установил пост для людей? Сам Господь еще в раю и даже еще до грехопадения первых людей. Бог, сотворив Адама и Еву, дал им в пищу «всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя» ( Быт. 1:29 ); но на одни плоды Богом было положено запрещение, и именно, на плоды «дерева познания добра и зла» ( Быт. 2:17 ). Люди нарушили этот первый пост, послушав советов диавола, и удалились от Бога. От этого первого нарушения поста и начался грех . Поэтому-то и доныне люди, чтобы освободиться от греха, налагают на себя пост.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Varzha...

    «Но знает Бог, что в день, — говорит, — в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Многие, и особенно по­следователи нечестивого Порфирия, писавшего сочинения про­тив христиан и отторгшего многих от божественного учения, говорят: зачем Бог запретил познание доброго и лукавого? Пусть бы Он запретил лукавое; зачем Он запретил и доб­рое? Сказав: «а от дерева познания добра и зла не ешь» (Быт.2:17), Бог, говорят, запрещает человеку знать злое; но для чего запрещает знать и доброе? Нечестие всегда попа­дает в собственные свои сети и дает само основания для его опровержения. Не знание доброго запретил Бог, — Адам имел его и прежде, чем съел от дерева. Если он не обладал знанием, то как он узнает жену? Как говорит о ее природе: «кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт.2:23)? Как он пророчествует о будущем: «потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» (Быт.2:24), и так далее? Столько Он знал, и не знал доброго? Он знал Бога, хранил повеления Божии, имел знание, назвал столько имен; как же он не обладал знанием доброго? Итак, что же значит запрещение Божие? Не знание добра запрещает Бог, а хочет лишь, чтобы вместе с знанием добра не было знания зла. Разрешу нечестивое мудрование от Писания. Павел говорит: «не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую» (1Кор.10:21). Не обе чаши за­претил он; нет, святую он признал святой, а отверг не­чистую и непотребную. Так и Спаситель: «не можете служить Богу и мамоне» (Мф.6:24), — невозможно в одно и тоже время служить и Богу и демону. Так и Бог запретил знать злое, чтобы с добрым не смешивалось и знание злого.    4. Здесь остановим наше внимание. Почему же именно дерево названо было деревом познания добра и зла? Не потому, что оно имело такую природу, а потому, что носило такое зна­чение. Это особенность Писания. Укажу пример: в пустыне один источник воды назван был водою пререкания: «испытал тебя при воде пререкания» (Пс.80:8). Следует ли, что вода обла­дала такой природой, что вызывала народ на препирательство? Почему же Моисей при питье ее не препирался с Богом? Следовательно, эта вода названа была водой пререкания не потому, что имела такую природу, а по случаю происшедшего при ней события; так как народ там пререкался с Богом, то она и названа была водою пререкания.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3360...

«Но знает Бог, что в день, – говорит, – в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло». Многие, и особенно последователи нечестивого Порфирия, писавшего сочинения против христиан и отторгшего многих от божественного учения, говорят: зачем Бог запретил познание доброго и лукавого? Пусть бы Он запретил лукавое; зачем Он запретил и доброе? Сказав: «а от дерева познания добра и зла не ешь» ( Быт.2:17 ), Бог, говорят, запрещает человеку знать злое; но для чего запрещает знать и доброе? Нечестие всегда попадает в собственные свои сети и дает само основания для его опровержения. Не знание доброго запретил Бог, – Адам имел его и прежде, чем съел от дерева. Если он не обладал знанием, то как он узнает жену? Как говорит о ее природе: «кость от костей моих и плоть от плоти моей» ( Быт.2:23 )? Как он пророчествует о будущем: «потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей» ( Быт.2:24 ), и так далее? Столько Он знал, и не знал доброго? Он знал Бога, хранил повеления Божии, имел знание, назвал столько имен; как же он не обладал знанием доброго? Итак, что же значит запрещение Божие? Не знание добра запрещает Бог, а хочет лишь, чтобы вместе с знанием добра не было знания зла. Разрешу нечестивое мудрование от Писания. Павел говорит: «не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую» ( 1Кор.10:21 ). Не обе чаши запретил он; нет, святую он признал святой, а отверг нечистую и непотребную. Так и Спаситель: «не можете служить Богу и мамоне» ( Мф.6:24 ), – невозможно в одно и тоже время служить и Богу и демону. Так и Бог запретил знать злое, чтобы с добрым не смешивалось и знание злого. 4. Здесь остановим наше внимание. Почему же именно дерево названо было деревом познания добра и зла? Не потому, что оно имело такую природу, а потому, что носило такое значение. Это особенность Писания. Укажу пример: в пустыне один источник воды назван был водою пререкания: «испытал тебя при воде пререкания» ( Пс.80:8 ). Следует ли, что вода обладала такой природой, что вызывала народ на препирательство? Почему же Моисей при питье ее не препирался с Богом? Следовательно, эта вода названа была водой пререкания не потому, что имела такую природу, а по случаю происшедшего при ней события; так как народ там пререкался с Богом, то она и названа была водою пререкания.

http://azbyka.ru/otechnik/Severian-Gabal...

Царица южная восстанет на суд с людьми рода сего и осудит их, ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой; и вот, здесь больше Соломона. Как слушают и читают христиане Евангелие?.. Не сердце ли наю горя бе в наю [ Лк. 24, 32 ], когда молитвенно предстою во храме или когда с верою и любовью причащаюсь Святых Таин. Для чистых, говорят, все чисто [ Тит. 1, 15 ]. Это говорят, когда хотят оправдаться, делая вечер и пляску с девицами на воскресенье. Да чист ли человек? – Нечист, – и нечистому и чистое представиться может нечистым, и чистым может соблазниться. Лучше же удалиться от соблазна и не смотреть на то, что соблазняет, бегать суеты мира и держаться единого на потребу. С какими мыслями пойдут ученики и ученицы к обедне в воскресенье, когда накануне вдоволь танцевали? (Бал в гимназии на воскресный день 9-го декабря.) Благодарю Господа, удивившего на мне Свое долготерпение и Свое милосердие. Разгневался я на нищих вечером, и не дал им потребного для тела, и запер от них ворота, – но так уязвилась от этого и так возмутилась и такой подпала тесноте душа моя, что я должен был выйти на улицу, чтобы удовлетворить по возможности нищих, которым и дал, с выговором и рвением, потребное, – но и за всем тем теснота в сердце оставалась. Я ходил по улице и каялся во глубине души, убедительнейшим образом моля Господа помиловать меня. Наконец внял Господь молитве покаяния: возложил на меня державную руку Свою и оставил мне нечестие сердца моего. За сие славлю и благодарю и превозношу Его. Из-за пристрастия к тленным вещам растлеваю и смущаю окаянную душу мою, тогда как ничего нет дороже мира и любви и благодати Божией. Когда я оставлю пристрастия и буду бесстрастен? Когда буду горé зреть и презирать земное? Когда буду незлобив, как агнец? О, святии апостолы, приявшие Духа Небесного, всё земное оставившие как сор! Испросите мне у Господа, чтобы зреть горé. Агнцы незлобивые, [научите] меня кротости! Чистии сердцем! Научите меня чистоте и бесстрастию! Сей ли мир я люблю, в котором Господа славы убили и ко кресту пригвоздили? Те ли сребренники я люблю, из-за которых бесценный Господь был предан злодеям? Ту ли славу люблю, славу мира сего, которая пренебрегает славою Божиею! Вы друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете [ Ин. 5, 44 ].

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Был у евреев праздник Пятидесятницы. Все апостолы, с ними Божия Матерь и прочие верующие, – все были в одном доме и молились. Вдруг утром зашумела с неба сильная буря и наполнила дом, где находились апостолы, в воздухе показались языки или куски пламени и упали на каждого из них. В этой буре, в этих огненных языках и сошел Дух Святой на апостолов. 26 Что сделалось с апостолами, по принятии Духа Святого? Апостолы, исполнившись Духа Святой, начали прославлять Бога на разных языках, которых прежде не знали. Что говорил народ слыша апостолов, говорящих на разных языках, по принятии Духа Святого? Когда произошел шум, то многие из народа сбежались к дому, где были апостолы, и услышав, что они говорят разными языками, с удивлением говорили друг другу: «не все ли они Галилеяне! (т. е. Евреи из места Галилеи.) Как же мы слышим их говорящими на разных языках!» А люди, не понимавшие иностранных языков, насмехались и говорили об апостолах: «Они, должно быть, пьяны.» Что сказал при этом ап. Петр, и как поступили слышавшие проповедь его? Тогда апостол Петр стал на возвышенное место и сказал собравшемуся народу: «что вы удивляетесь нам? А иные говорят еще, что мы пьяны. Нет, мы не пьяны. Но мы получили Духа Святого. Вы знали Иисуса, посланного от Бога. Он творил между вами великие чудеса, но вы убили Его, пригвоздив ко кресту. Сей Иисус воскрес, вознесся на небо и излил на нас Духа Святого». Слышавшие это умилились и сказали Петру и прочим апостолам: «Что же нам делать?» Петр сказал им: «Покайтесь и креститесь во имя Иисуса Христа для прощения грехов, и вы также получите дар Святого Духа.» И они крестились. 27 Какое личное свойство Духа Святого? Дух Святой есть третье лицо Святой Троицы. Он имел равную силу и честь с Богом Отцем и Сыном. Поэтому и все свойства Его – общие с Богом Отцем и Сыном, т. е. Он и вечен , и вездесущ , и всемогущ и пр. Особенное же, личное свойство Святого Духа, это – то, что Он вечно исходит от Бога Отца подобно тому, как Бог Сын вечно рождается от Бога же Отца. Некоторые из христиан (так называемые католики) учат, что Дух Святой исходит и от Бога Сына. Но это неверно: потому что в слове Божием говорится только, что Он исходит от Бога Отца.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/n...

Аминь.   Беседа 58   " Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк. Тогда Иудеи не поверили " (Иоан.9:17-18)   1. Иудеи, желая опровергнуть чудо исцеления слепорожденного, еще блистательнее подтверждают его. – 2. Расспрашиваемый фарисеями, слепорожденный отвечает им смело и славословит Бога. 3. Ярость и разочарование фарисеев. – 4 и 5. Что написано в св. Писании, должно служить поучительным для нас примером. – Исцеленный слепорожденный как образец христианских добродетелей. – Нерадение и беспечность в делах религии. – Не должно терять времени и с жаждою нужно стремиться к познанию истины.   1. Св. Писание должно читать не просто и не как-нибудь, но со всяким тщанием, чтобы не впадать в затруднения. Вот и в настоящем случае справедливо кто-либо может придти в недоумение, каким образом (иудеи), сказав: " не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы " (Иоан.9:16), говорят слепому: " ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи " ? Не сказали: ты что скажешь о Нем, нарушившем субботу; но вместо обвинения указывают теперь на то, что могло служить оправданием. Что же должно сказать? Это были не те, которые говорили: " не от Бога Этот Человек " , но отделившиеся от них и говорившие: не " может человек грешный творить такие чудеса " . Желая еще более заградить тем уста и чтобы не подать повода думать, что защищают Христа, они выводят на средину и спрашивают того, кто испытал на себе Его силу. Заметь же мудрость нищего: он отвечает разумнее всех их. И во-первых, говорит: " это пророк " (9:17). Не испугался суда развращенных иудеев, которые противоречили и говорили: как Он может быть от Бога, когда не соблюдает субботы; но сказал, что Он пророк. " Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего " (9:18). Смотри, сколько употребляют способов, чтобы затмить и уничтожить чудо. Но таково свойство истины, что от того, чем люди думают подорвать ее, она становится сильнее, и просиявает чрез то, чем хотят затмить.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1094...

Святитель Григорий Нисский (17, 421). Если бы и не было обещано никакой награды, то удостоиться славить Бога само по себе является славою (43, 577). Слава Богу воздается и тогда, когда мы живем в союзе и единении, когда единодушно благословляем Бога, терпим того, кто немощнее нас, и не презираем отпадающего брата (43, 820). В теле прославляет Бога тот, кто не предается блуду, не пресыщается, не печется о внешнем украшении, кто заботится о себе лишь поскольку это нужно для здоровья: кто не прелюбодействует, равно как и та, которая не намащает себя благовониями, не расписывает красками своего лица, довольна тем видом, каким наделил ее Бог, и ничего не прибавляет искусственного (45, 649). Мы тогда прославляем Бога, когда во всех отношениях бываем праведны. За это и сами будем прославлены Им гораздо больше. Святитель Иоанн Златоуст (45, 652). Слава Богу в любви к заповедям Его и хранении их. Всякий христианин, который не славит Бога исполнением повелений Его и хранением заповедей, хуже неверного. Преподобный Симеон Новый Богослов (60, 254). Многие говорят, что ходят в церковь на молитву, славословие, воспевают Бога и благодарят, но это им не приносит пользы. Это значит, что они устами поют и благодарят Бога, но сердцем отстоят от Него как говорит о них Бог: " Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня " (Мф. 15, 8) и беззаконной жизнью бесчестят и хулят имя Божие... Разве они веруют в Бога? Нет. Истинная вера приносит добрые плоды и удаляется от злых дел. А они " говорят, что знают Бога, а делами отрекаются " (Тит. 1, 16), как учит апостол. Святитель Тихон Задонский (104, 55). " Хвалите Его со звуком трубным " , то есть в памятовании о Воскресении, которое, как написано, будет по звуку трубному (1 Кор. 15, 52). " Хвалите Его на псалтири и гуслях " , то есть языком и делом, когда будто по струнам ударяет в нас дух. " Хвалите Его с тимпаном и ликами " , то есть во плоти и душе, от которой, подобно ликам, восходят прошения к Богу.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/120/...

О чем говорит эта молитва? Отец, Который на небесах, Отец Небесный. Эти слова говорят о большой близости к нам Бога, о Его любви к нам, как отца к детям, и о том, что в каждом из нас есть получен­ное нами от Бога, как в каждом ребенке есть унаследо­ванное от родителей. Говорят эти первые слова молитвы Господней и о небесном мире, о том духовном мире, который такой же настоящий, как и мир физический, который мы видим, слышим, осязаем, обоняем. Чтобы молиться Богу, надо верить, что существует то, чего мы не можем видеть. Да святится имя Твое. Пусть все будут славить и любить Тебя. Помоги нам жить так, чтобы наша жизнь прославляла имя Божие на земле. Да приидет Царствие Твое. Пусть Ты будешь Хозяи­ном в моем сердце, в том, что я чувствую и думаю, пусть и моя жизнь, и жизнь всех нас будет принадлежать Тебе. Да будет воля Твоя. Пусть будет не так, как я хочу, а так, как Ты хочешь. Пусть люди делают на земле то, что Ты хочешь. Хлеб наш насущный дай нам на каждый день. Дай нам все то, что нам необходимо для нашей жизни. Прости нам грехи (долги) наши, как и мы прощаем должникам нашим. Прощать другим людям их недостатки, прощать им, если они нас обидели, прощать людям то, что в них несимпатично, – вот как мы можем заглаживать перед Богом наши собственные недостатки. И не введи нас во искушение, но избави нас от лукаво­го. У нас часто появляются плохие желания, и очень многое в той жизни, которая нас окружает, учит нас плохому. Есть плохие книги, плохие люди, плохие слова и мысли, есть наша жадность, лень, трусость. Нам часто хочется сделать что-нибудь, хотя мы чувствуем в глубине души, что это плохо. Вот это и называется искушением, и мы просим Бога осво­бодить нас от искушений и от той силы зла, которая нередко подбивает нас на плохие поступки и мысли. Эта молитва была дана Иисусом Христом ученикам Его. И уже две тысячи лет повторяют ее все христиане. Молит­ва «Отче Наш» – как бы камертон, по которому мы можем настраивать себя. Если сравнить нашу духовную жизнь с музыкой, то можно сказать, что ежедневная, простая, сми­ренная молитва настраивает душу человека, как музыкант настраивает музыкальный инструмент, чтобы он издавал чистый и верный звук. Что такое Церковь?

http://azbyka.ru/otechnik/Sofya_Kulomzin...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010