Главная цель моего посещения Саратовской земли это вместе с вами помолиться, молитвенно воздохнуть ко Господу и испросить у Него благословения на землю Саратовскую, на Церковь, зде пребывающую, и на каждого, кто с верой и любовью обращает к Нему свой взор; а также увидеть то, что произошло здесь за минувшие годы, и принять участие, может быть, в обсуждении тех вопросов, которые еще предстоит решить». В дар храму Святейший Патриарх Кирилл передал список иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость». Верующим были розданы иконки преподобного Сергия Радонежского с Патриаршим благословением. Завтра, 26 октября, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит чин великого освящения храма в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова Саратовской духовной семинарии и Божественную литургию в новоосвященном храме. Покровский храм, один из самых больших в Саратовской митрополии, был построен в 1876-1884 годах. В начале ХХ века была возведена отдельно стоящая колокольня. После революции все храмовое имущество было изъято, в 1929 году церковь была закрыта, колокольня снесена, здание подверглось значительной перестройке. В течение многих лет велась борьба за его возвращение Церкви. Об этом рассказывал на Юбилейном Поместном соборе 1988 года приснопоминаемый архиепископ Саратовский и Вольский Пимен (Хмелевской). По его словам, саратовский уполномоченный по делам религий клялся, что не допустит его передачи верующим: «Лучше разрушить его до основания, чем отдать вам». Покровский храм был возвращен Церкви в 1992 году. Его реконструкция потребовала значительных усилий. В настоящее время храм полностью восстановлен, завершено строительство колокольни, ее общая высота со шпилем составляет 66 метров. Центральный престол Покровского храма освящен в честь Покрова Божией Матери, левый придел — во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Святыни Покровского храма: икона с частицами мощей преподобного Сергия Радонежского и праведной Матроны Московской, ковчеги с мощами святителя Николая Чудотворца, святителя Луки Крымского.

http://patriarchia.ru/db/text/3809408.ht...

Несколько раз, даже в последние годы, поновлялся этот храм. В 1898 году с запада к нему приделали камен­ную паперть. После этого щедрый прихожанин, купец Ложкин, на свое иждивение построил новую колокольню, а через год прихожане перестроили алтарь, поновили весь храм, позолотили и покрасили его. В его архитектуре нет ничего особенного выдающегося. В основе — обычный четверик, завершающийся со всех сторон фронтонами. Над основным четвериком — другой четверик, выше его ротондообразная трибуна с куполом, завершающимся главою. По сторонам купола — 4 малые главы. С востока находится алтарная апсида, а с запада — другой, меньший по высоте, четверик для притвора и придельного алтаря. Наконец, еще западнее, двумя ярусами над церковным нефом возвышается колокольня. В главном четверике находится церковь св. Иоанна Бо­гослова, — а в притворе-трапезе — придел в честь Богоматери Живоносный Источник. Здесь нить ничего особенного, поражающего взоры — все здесь свежо и просто. А из образов полюбились старорусцам — образ Богоматери «Живоносный Источник» и образ св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Изображение Богоматери над купелью, около которой ле­жат недужные люди, обычного вида, а св. Богослов изобра­жен не совсем обычно. Указательный перст левой руки его приложен к губам, правая рука с пером лежит на книжном свитке, а над ухом его склонился ангел. Ангел шепчет ему тайны Божии, но при этом он гово­рит Апостолу: одно запиши, а о другом помолчи до вре­мени. И приложил Богослов палец к губам — как символ молчания; а другою рукою он пишет Апокалипсис. Возвышенное богословие, услышанное им в тайне, как гром, раздалось по всему миру и наполнило всю землю. Ему, как и ветхозаветным пророкам Даниилу и Ездре, было приказано не все оглашать миру, но «иное объяви миру, а иное тайно передай мудрым» (3 Ездры 14, 26). «Скрой слова сии и запечатай книгу сию до последнего времени» (Дан. 12, 4). Вот почему ап. Иоанн одной рукой пишет книгу, но в то же время кое-что и утаивает от людей, полагая на уста знак молчания. Не оттого ли и говорит он избран­ным христианам в своих посланиях: «не хочу писать чернилами на бумаге, а надеюсь поговорить к устам», т. е. для вас избранных Божиих, кроме тайн, написанных в книгах, я готов раскрыть сомкнутые уста, чтобы проповедать вам самое сокровенное.

http://sobory.ru/article/?object=48499

житие въ полдестъ; ризъ: ризы большие травчатые, подризникъ дорогильной новый полосатой, 2 пояса шелковые, двое поручи, 3 патрахели. Въ теплой церкви, а въ ней служба св. вел.-муч. Флора и Лавра, писанъ на краскахъ, венцы и гривна сребрянные басмяные; образъ Иоанна Бог. писанъ на золоте венецъ сребряной золоченой резной, киот древяная облита оловомъ золочена листовымъ золотомъ; да въ церкви царские двери, столпцы и сень писаны на краскахъ, надъ царскими дверьми въ таблеткахъ Божия милосердия: деисусъ и празники писаны на краскахъ, подле царские двери межу вратъ Успение Пресв. Б-цы венцы многие мелки сребряные басмяные; образъ Иоанна Бог. писанъ на краскахъ, венецъ и цата сребряные басмяные; образъ Леонтия Ростов. Чуд. писанъ на краскахъ, венецъ сребряной басманой, образъ Нерукотворенного Спаса, сосуды церковные: 2 кунгана большой, да малой, 2 блюда оловянные, 3-е медное, 2 чаши медныхъ, двои покровы служебные. Колокольня на столбахъ, верхъ покрытъ тесомъ, а на ней 6 колоколовъ, а те церкви и въ нихъ иконы и книги и ризы и колокола и всякое церковное строение В 1683 году храм состоял из холодной церкви во имя святителя Леонтия епископа Ростовского; теплой церкви во имя святых великомучеников Флора и Лавра; колокольни с шестью колоколами. О том, что храм существовал задолго до 1683 года, свидетельствует то, что именно в этом году священнослужители и прихожане просят у архиепископа Великоустюжского и Тотемского Геласия разрешение на построение нового здания холодной церкви из-за ветхости старого. В апреле 1683 года архиерейской грамотой было дано благословение на постройку новой холодной церкви во имя святителя Леонтия епископа Ростовского, которая и была надстроена над теплым храмом Флора и Лавра. «1684. Надъ зимнимъ храмомъ Флора и Лавра, въ Леонтьевскомъ конце, построенъ летний храмъ во имя Св. Леонтия Когда была построена и освящена новая Леонтьевская церковь точно неизвестно. По всей видимости, в это же время была перестроена и переосвящена во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова теплая церковь Флора и Лавра.

http://sobory.ru/article/?object=06416

Череменецкий монастырь – памятник единения Руси. В 1471 г. произошла битва при р. Шелонь, в которой московский князь Иван III разбил новгородское ополчение. Вскоре новгородские земли вошли в состав Московского княжества. В это время Ивану III становится известно о явлении на Череменецком оз. иконы с ликом его небесного покровителя, св. апостола Иоанна Богослова. По преданию, она открылась пастуху Мокию, крестьянину из окрестной д. Русыни (ныне Батецкого р-на Новгородской области). Икона светилась «лучезарным сиянием». Образ Иоанна Богослова стал особенно почитаем на Руси с XIII в., когда с его помощью были спасены от разорения пригороды Рязани во время Батыева нашествия. Явление иконы было воспринято великим князем как благословение его объединительной миссии. Вскоре на Череменецком оз. был основан мужской монастырь и при нем храм во имя св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Традиция относит явление иконы к 1476 г. Монастырь и Богословская церковь, еще деревянная, впервые упоминаются в Писцовой книге Шелонской пятины 1498 г. как относящиеся к Петровскому погосту. Следующие сведения отражают состояние Череменецкого монастыря спустя сто лет с момента его основания. В Писцовых книгах Шелонской пятины 1581–1582 гг. указывается, что в монастыре было две церкви – каменная (Богословская) и деревянная (Рождества Пресвятой Богородицы), 16 келий, конюшня, четыре житницы, мельница конная, ограда и, наконец, деревни и земли на трех погостах: Петровском, Дремяцком и Передольском. Бедствия, постигшие Полужье в конце XVI в., не обошли и Череменецкий монастырь. В 1580 гг. он был «зжен и воеван литовскими людишками». Монахи частью погибли, частью были уведены в плен. В обители остались лишь «черный поп» Закхия да два старца. Сожжены были все 16 келий. Но церкви и хозяйственные постройки уцелели. Второе разорение монастыря случилось уже в конце XVII в., когда по челобитной двух пришлых старцев, Симона и Прохора, его приписали к новгородскому Вяжицкому Никольскому монастырю. Вяжицкий архимандрит буквально разграбил Череменецкую обитель, перевезя к себе монастырскую казну, хлебные припасы, библиотеку, церковную утварь, уведя монастырских крестьян, а лошадей и скот распродав. Лишь ходатайство окрестных помещиков: Елагиных, Неплюевых и других – к самому патриарху Иоакиму остановили грабеж и вернули Череменецкому монастырю прежнюю самостоятельность, но без возвращения вывезенных ценностей. Впрочем, и сами местные помещики, бывало, норовили захватить самовольно часть монастырских угодий, из-за чего у монастыря с ними случались затяжные тяжбы.

http://sobory.ru/article/?object=00129

В 1783 году 3 октября, окончена черновая постройка всего здания храма. В мае 1784 установлен крест, а 11 июня позолочен купол. На алтарь и колокольню кресты установлены 29 июня, главы позолочены 17 июля. 23 мая 1785 года на колокольню внесены все колокола. В 1787 году 27 июня освящен придел в верхней соборной церкви во имя Троицы Живоначальной. После смерти Дмитрия Синельникова 5 сентября 1788 года, жена его Наталья Федоровна пожертвовала новый, резной деревянный и позолоченный иконостас для нижнего этажа храма, для приделов Введения в храм Пресвятой Богородицы, Николая Чудотворца и апостола евангелиста Иоанна Богослова, переименованного из Всех Святых, при последнем освящении третьего придела. В алтаре устроены жертвенники и горные места. Над иконостасом трудился Острогожец Алексей Лукьянович Асадченков. Вновь перемощен был и церковный помост, в связи с этим и проводилось переосвящение приделов в 1790 году в сентябре месяце. Немало сделано вдовой Синельникова и для второго этажа храма на собственные сбережения. В 1797 году горное место в алтаре, жертвенник. Храм обставлен множеством икон. Выполнено множество позолот и резьбы. Стены храма расписаны великолепной живописью. В храме хранилось множество дорогих вещей, подаренных еще царем Алексеем Михайловичем и супругой его Марией Ильинишной. Это и Евангелия, и кресты наперстные, и иная церковная утварь, иконы и картины, а также ризы и множество книг. Жертвовали для храма и другие люди, но вклад Синельниковой Натальи Федоровны несравненно выше иных. Ее стараниями, в храм подарены: наперстный крест серебряный, позолоченный весом в 2 фунта и 28 золотников. Серебряный ковчег для хранения св. таинств серебряный с позолотой весом в 9 фунтов 23 золотника. Потир и дискос с всеми принадлежностями серебряные с позолотой весом 6 фунтов. Серебряное с позолотой паникадило кованой работы, на 15 подсвечников весом в 2 пуда, 12,5 фунтов серебра. На позолоту его ушло 32 червонца в 3514 рублей. Воздухи синего бархата шитые жемчугом стоимостью 6000 рублей.

http://sobory.ru/article/?object=36308

В 1844-1854 годы храм расписали внутри и устроили отопление горячим воздухом. В 1872-1874 годы расширили трапезную, перестроили лестницу на второй этаж, устроили хоры, а чугуевский живописец И. Бунаков выполнил настенные росписи. Незабываемой страницей в духовном просвещении народа являлась многолетняя архипастырская деятельность архиепископа Амвросия (Ключарова) – хранителя христианского просвещения, открывшего более 60 храмов, благоустроившего духовные школы и основавшего богословско-философский журнал «Вера и разум» и украсившим монастырь величественным храмом в честь Озерянской иконы Божией Матери. Под его пастырским руководством в 1896 году был освящен новый двенадцатиглавый храм в честь Озерянской иконы Божией Матери с боковыми приделами – в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и великомученика Димитрия Солунского, а также был создан нижний храм, где нашел себе место упокоения владыка Амвросий и другие епископы: Христофор (Сулима), Алоллос (Терешкевич), Павел (Саббатовский), Феофил (Татарский), также в усыпальнице Свято-Покровского храма почивали святые мощи святителя Мелетия (Леонтовича), архиепископа Харьковского и Ахтырского. Другими древними святынями, имевшими непреходящее значение в истории края и хранившиеся в обители были позолоченная гробница, под сенью которой размещался Гроб Господень с расположенными по сторонам на пьедесталах евангелистами, а также старинные Евангелия, украшенные эмалевыми медальонами тончайшей ювелирной работой. Огромную ценность представляли собой кресты XVII века с мощами святых Киево-Печерских угодников и резной кипарисовый крест работы XVII века. Стены собора и трапезной церкви украшали прекрасно выполненные монументальные росписи на Библейские темы. В монастырской библитеке находились редчайшие издания: Острожская Библия печати 1581 года. Октоихи Московской печати 1618, 1683 годов, Требник Петра (Могилы), митрополита Киевского печати 1646 года, Евангелие Московской печати 1648 года и многое другое. В числе монашествующей братии в 1751 году находилось 11 иеромонахов, четыре иеродиаконов и 10 монахов.

http://sobory.ru/article/?object=14144

Верующим были розданы иконки Тихвинской Божией Матери с Патриаршим благословением. После Литургии состоялось гашение почтового конверта и почтовой карточки, выпущенных Почтой России по случаю 500-летия основания Успенского собора. Успенский собор Тихвинского Богородичного Успенского мужского монастыря строился в 1507-1515 гг. по инициативе великого князя Василия III на великокняжеские пожертвования специально для подобающего хранения чудотворной Тихвинской иконы Пресвятой Богородицы. Храм был освящен 15 августа 1515 г. архиепископом Новгородским Серапионом. Согласно замыслу великого князя, храм был создан по образцу Успенского собора Московского Кремля. Архитектор — итальянский мастер Фрязин, подрядчик — новгородский мастер Феодор Сырков. Собор был возведен из камня методом бутовой кладки и стал первым каменным строением на территории Тихвинского посада; представляет собой пятиглавый храм с луковичными верхами, имеет в плане удлиненный четырехугольник с тремя полукружиями для алтаря. Своды собора также каменные, для их поддержки предусмотрены шесть четырехгранных столбов (два из которых находятся в алтаре). Тихвинская икона Божией Матери размещается на правом столбе. Роспись храма принадлежит кисти известного мастера Логина Шустова. Хотя первоначальная роспись была сделана тихвинскими иконописцами еще в XVI и XVII в., фрески Шустова (писанные с 1794 по 1797 гг.) являются окончательными и хорошо сохранились до наших дней. Резной иконостас имеет пять ярусов, создан в XVII в. Сейчас его наполняют преимущественно иконы современного письма, исторические же иконы пребывают в запасниках Государственного Русского музея. Успенский собор имеет приделы в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова и пророка Божия Илии, возведенные в первой половине XVIII в. и перестроенные в 1820 г. Позднее, в 1823 г., к собору были пристроены помещения ризницы и библиотеки. Во время немецко-фашистской оккупации Тихвина собор пострадал незначительно (в отличие от других храмов и построек Тихвинского Успенского монастыря).

http://patriarchia.ru/db/text/4152196.ht...

Земли при церкви: усадебной 2340.5 кв. саж., пахотной 20 дес. 330 кв. саж. и сенокосной 3 дес. 940 кв. саж.; план и межевая книга на землю имеются. Приход состоит из села Мошнина и деревень: Иванькова, Коскова, Бабицева, Григорова, Темкина и Сивкова, в коих по клировым ведомостям числится 358 душ муж. пола и 368 жен.; все православные. В селе Мошнине имеется земская народная школа. В.Г. Добронравов, В.Д. Березин «Историко-статистическое описание церквей и приходов Владимирской епархии» выпуск 2. Губ. гор. Владимир, Типо-Литография В.А. Паркова, 1895 г. Село названо по р. Мошонке. Оно было дворцовым. Первое упоминание о храме — в патриаршей окладной книге за 1628 г.: «Церковь Покров Святей Богородицы в селе Мошнине… дани два алтына полпяты деньги». В писцовой книге 1675 г. сказано: «В Мошнине храм Покрова Божией Матери, в церкви книги, образа и ризы и всякая церковная утварь строение попов Петра Клементьева и Власа Петрова и мирские». Ныне существующая каменная церковь с колокольней построена вместо деревянной в 1820 г. по плану, представленному в 1813 г. на утверждение преосвященному Ксенофонту, епископу Владимирскому, губернским архитектором Петровым, на средства бывшего приходского помещика, надворного советника Петра Григорьевича Сенькова, с помощью приходских крестьян. Деревянный храм стоял южнее каменного, и на месте его престола был поставлен каменный столп. Престолов в каменном храме было три: Покрова Пресвятой Богородицы, в трапезной тёплые приделы: южный Святых апостолов Петра и Павла (освящён в 1816 г.) и северный Святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, выстроенный на средства крестьянина д. Иваньково Ивана Сергеевича Курганова в 1851 г. В 1854 г. храм обнесён каменной оградой. Причт с 1780 г. состоял из священника, дьячка и пономаря. До 1804 г. священником в храме с. Мошнино был Иван Феодоров, затем его сын Никита Иванов. В 1835 г. священником служил Иоанн Алексеевич Аников, родом из с. Коробовщина (ныне в Кольчугинском районе Владимирской области), окончивший курс во Владимирской духовной семинарии.

http://sobory.ru/article/?object=06591

Н.М. Садуакасов проинформировал владыку о социально-экономической ситуации в Костанайской области и о завершившихся в регионе посевных работах. По окончании встречи стороны обменялись памятными сувенирами. В этот же день митрополит Александр провел встречу с президентом АО «Соколовско-Сарбайское горно-обогатительное производственное объединение» Б.С. Мухаметкалиевым. Участниками встречи стали архиепископ Антоний и епископ Анатолий. Митрополит Александр рассказал Береке Сагатовичу о цели своего визита в Костанайскую епархию — участии в праздновании 1000-летия преставления равноапостольного князя Владимира, отмечаемом в нынешнем году во всем каноническом пространстве Русской Православной Церкви. Также владыка тепло поблагодарил руководителя Соколовско-Сарбайского предприятия и в его лице весь коллектив работников организации за труды по строительству Михаило-Архангельской церкви в поселке Качар Костанайской области. «Новопостроенный храм, после совершения чина великого освящения становится местом особого присутствия Божия. Искренне убежден, что воздвигнутый Вашим усердием храм, станет местом, куда в скорби и радости будут приходить люди, получать духовное утешение, учиться жизни по евангельским заповедям, исцеляться от душевных и телесных недугов. " Каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал " (Еф. 6:8), — говорит нам Священное Писание. Благодарю Вас за понесенные труды и возношу молитвы новомученикам и исповедникам Христовым, просиявшим на земле Казахстана, о Вашем здравии и благоденствии Вашей семьи», — сказал архипастырь. Во внимание к трудам по строительству Михаило-Архангельского храма митрополит Александр наградил Б.С. Мухаметкалиева орденом Православной Церкви Казахстана «Алгыс» («Благодарность»). Береке Сагатович поблагодарил главу Митрополичьего округа за награду и рассказал владыке об особенностях функционирования такого промышленного гиганта как Соколовско-Сарбайское предприятие. Участники встречи посетили храм во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова города Рудный.

http://vladimir.patriarchia.ru/db/text/4...

Прозвучали и выступления самих жителей Романовки: представителей педагогического сообщества, врачей, военных. Яркой и запоминающейся стала речь капитана I ранга Михаила Владимировича Петровского. В мероприятии приняли участие около 150 жителей Романовки, представители администрации поселка. Вопросов и возражений против строительства храма не было, положительное решение было принято единогласно. Отметим, что опыт организации слушаний в Романовском сельском поселении может стать интересным для любого прихода строящегося храма. Подробный рассказ и представление проекта, пояснительные беседы с местными жителями - это не только подготовка общества к понятию о необходимости храмового строительства, но и миссионерская, просветительская общественная деятельность. Можно заключить, что при качественной организации слушаний в наше стране будет меньше выступлений против строительства храмов. Ведь масштабность таких " акций " создается искусственно: активисты, за которыми стоят определенные политические силы, " накручивают " простых людей, которые просто не информированы о важности строительства храмов, о социальной и просветительской деятельности Церкви. В своем выступлении благочинный Всеволожского округа протоиерей Роман Гуцу отметил, что за последние 5 лет практически в каждом поселении района был восстановлен или построен храм, что, в свою очередь, придает правильный нравственный импульс людям - на примере поселков Невская Дубровка (церковь иконы Божией Матери " Взыскание погибших " ,) Кудрово (храм Святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова) и многих других.   " Взаимоотношения между людьми становятся чище, добрее, уважительнее и маленькие детки, подрастающее поколение, милостью Божией, приобретая правильные ориентиры в жизни, оберегаются от негативных явлений порой крайне неблагоприятной среды современного общества, " - подчеркнул отец Роман. Глава администрации МО " Романовское сельское поселение " Сергей Беляков, в свою очередь, выразил уверенность, что храм в поселке безусловно необходим, и при активном участии в процессе строительства органов власти различных уровней, инвесторов и поддержке самих жителей, с Божией помощью, в обозримом будущем проект по строительству храмового комплекса будет успешно реализован.

http://mitropolia.spb.ru/news/mitr/?id=1...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010