Ныне существующая на городском кладбище церковь, посвященная святому апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, построена по благословению Тверского архиепископа Платона (впоследствии Московского митрополита) купцом Иваном Иаковичем Морозовым и освящена была в 1782 году. Кладбище для затверецкой части (для прихожан Собора, Благовещенской, Воскресенской, Вознесенской, Пятницкой, Богоявленской, Георгиевской, Знаменской, Успенской и отчасти Сретенской, Климентовской и Иоанно-Предтеченской церквей), по ходатайству граждан г. Торжка было открыто в 1772 г. Побуждением для храмоздателя Ив. Ак. Морозова посвятить кладбищенскую церковь святому Иоанну Богослову, кроме того, что здесь существовал Иоанно-Богословский монастырь, было и то, что как он, так и его сын получили при святом крещении имя святого апостола. Кроме того, Императрица Екатерина II, во время проезда из Москвы в Санкт-Петербург, принимала г. Морозова, как известнаго Ей своею благотворительностию, выслала ему из Старицы для новостроющагося храма икону святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова; икона эта помещена в иконостасе над могилой сына Морозова, 15-летняго отрока Иоанна, надмогильная плита коего находится ныне вне храма при южной двери, при входе в церковь. В воспоминание царскаго дара иконы (святого евангелиста Иоанна Богослова) ежегодно, 8 мая, совершается крестный ход из Борисоглебскаго монастыря в кладбищенскую Богоявленскую церковь. Длина Богословской церкви 11 1/2 саженей, шиоина - 8 саженей, высота 13 саженей. В 1865 году на средства церковного старосты, Новоторжского почетного гражданина Якова Никит. Уварова в церкви был произведен значительный ремонт. На плафоне трапезы живописцем (из г. Старицы) Николаем Мишуриным написана картина Воскрешения мертвых: по гласу трубы архангела усопшие выходят из своих мест, находящихся на Богословском кладбище; на картине точно воспроизведены кладбищенский храм (Иоанна Богослова, Иоанна Дамаскина и пр. Марии Египетской), а также кресты и памятники, расположенные вокруг церкви. Кирпичный пол в церкви заменен деревянным; престол устроен из кипарснаго дерева. Все иконы (20), писанныя в 1781 году, за исключением только иконы преподобного Иоанна Дамаскина, были возобновлены живописцем за 1000 рублей. В благодарность Якову Уварову за возобновление им храма, испрошено разрешение у архиепископа Филофея освятить кладбищенскую церковь в честь святого апостола евангелиста Иоанна Богослова и брата его святого апостола Иакова Зеведеева, имя которого носил Яков Никит. Уваров; возобновленный храм был освящен 30 апреля 1867 года.

http://sobory.ru/article/?object=02442

Первое упоминание о церкви Иоанна Богослова относится к 1702 году. В конце двадцатых годов ХХ столетия храм был закрыт. Здесь располагались клуб, типография, зал для занятия тяжелой атлетикой, восьмерик использовался как жилой дом. Потом храм стал пустовать и употреблялся лишь как распивочная и туалет. В 1990 году храм вновь был открыт для служения. Первоначально служились молебны в наиболее сохранившемся Петропавловском приделе. 21 мая 1991 года в день памяти святого евангелиста Иоанна Богослова в южном приделе храма святых первоверховных апостолов Петра и Павла была впервые после длительного перерыва совершена с 1929 года совершена Божественная Литургия. http://www.podolskoe.ru/krasnoe/main.htm Церковь Иоанна Богослова построена в 1706 г., каменная. В прошении, поданном в Поместный приказ 6 мая 1703 г. от имеритинского царя Арчила, написано: «обещание сына моего Александра построить в Московском уезде, в подмосковной своей вотчине, в селе Красном, Пахово тож, церковь во имя Иоанна Богослова каменную, а к той церкви земли дает священнику с причетники 10 четвертей, да сенных покосов 10 копен», и просил, чтобы оную землю утвердить за оною церковью и об этом уведомить Патриарший казенный приказ. Вследствие этого прошения Поместным приказом 24 декабря того же года дано было знать Патриаршему приказу, что земля с сенными покосами утверждена к церкви Иоанна Богослова, которая будет построена в сельце Красном, Пахово тож. В декабре 1706 г. царь Арчил Вахтангиевич Имеритинский входил с прошением в Патриарший казенный приказ с прошением, в котором объяснял: «в прошлом, государь, 1703 г. по обещанию сына моего царевича Александра в Московском уезде, в подмосковной его вотчине, в селе Красном, Пахово тож, построил я церковь каменную во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, а та церковь еще не освящена», и просил дать ему из Патриаршего приказа освященную грамоту… В 1709 г. церковь Иоанна Богослова стояла не освященною, и когда она была освящена из документов не видно. Пахово по писцовым книгам 1627 – 28 гг. было сельцо на реке Пахре, Московского уезда, Лукомского стана, «поместье за князем Иваном Борисовичем Черкасским; в сельце двор боярский с деловыми людьми и двор конюшенный, да за рекою Пахрою, на перевозе, 3 двора бобыльских с 4 чел.», к сельцу принадлежали деревни: Горки и Гавриловка на реке Пахре и Страдань на речке Страдании. В 1646 г. этим поместьем владел племянник князя И. Б. Черкасского князь Яков Черкасский.

http://sobory.ru/article/?object=06087

Из этого следует вывод, что стоявшая неподалеку от этого места более древняя деревянная церковь, в 1824 разобранная и перевезенная в село Маколово, была построенная первопоселенцами в первые годы существования Саранской крепости, и имела то же наименование, что и настоящий храм. Исследователь истории Саранска профессор И.Д. Воронин выдвинул версию, согласно которой на этом месте еще со времен царя Иоанна Грозного в лесу существовало русское поселение, которое называлось Ивановым или Богословским, жители которого и построили самую первую церковь во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. До революции при Иоанно-Богословской церкви имелось 113 десятин пашенной и лесной земли. Богослужения вел один штат церковно- и священнослужителей. Рядом с храмом в собственном доме на улице, в честь храма именовавшейся 1-й Богословской, жил протоиерей Димитрий Иоаннович Охотин. Храм был закрыт для богослужения в начале 30-х годов XX века. Через несколько лет, по настоятельным просьбам верующих, его вновь открыли, но опять закрыли в феврале 1938 года из-за того что, якобы, «церковь пришла в ветхое состояние, что грозит обвалом». В 1946 году церковь была опять открыта (благодаря письму прихожан в адрес союзного правительства) отреставрирована и заново расписана. К этому времени она стала соборной, поскольку оставалась единственной действующей в Саранске. Здание поставлено на учет, как памятник архитектуры XVII века федерального значения. В этом качестве храм пребывала до освящения нового Свято-Федоровского собора. В 1991 году, с образованием Саранской и Мордовской епархии храм стал кафедрой правящего архиерея – епископа (ныне митрополита) Варсонофия. В 2002 году на территории прихода построено 2-хэтажное здание духовно-просветительского центра, на первом этаже которого находится крестильная церковь, освященная в честь Богоявления Господня 20 января 2003 года. Главный престол храма освящен во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, правый престол – в честь Благовещения Пресвятой Богородице, левый – во имя святителя Николая Мирликийского чудотворца. В храме находится чтимый список с чудотворной Владимирской иконы Божией Матери, датируемый XVI веком.

http://sobory.ru/article/?object=04452

В 1890 г., 27 августа, прихожанка, помещица сельца Грязей Александра Андреевна Орловская, пожертвовала в храм издавна хранившийся в семействе дворян Ямщиковых деревянный ларец (вышиною в 4 вершка, шириною 3 вершка), в котором под серебряной ризою находились часть ризы Господней, часть древа Креста Господня, риза Богоматери, вервь с кровию Иисуса Христа, камень Гроба Господня, камень - стопа Господня и части святых мощей: Иоанна Предтечи, евангелиста Матвея, евангелиста Марка, евангелиста Луки, апостола Андрея, апостола Иакова, святых Симеона, Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Петра митрополита, Алексия митрополита, Ионы митрополита, Филиппа митрополита, Николая Чудотворца, Сергия Чудотворца, Кирилла Новоезерского; преподобных Зосимы и Савватия, святого Александра, Варлаама Хутынского, великомученика Георгия, великомученика Димитрия, мученика Артемия, мученика Никиты, святых мучеников Иоанна, Феодора Стратилата, Андрея Стратилата; Анны пророчицы, Анны матери Богоматери, великомученицы Варвары, мученицы Ирины, Марии Египетской, первомученицы Феклы и мученицы Пелагеи. Время и место приобретения этой святыни Ямщиковыми остались, за смертью их, неизвестными. Земли при храме было 36 десятин 456 кв. сажен. Причт состоял из священника, диакона и псаломщика, казённого жалованья с 1902 г. они получали 550 рублей, процентов от церковного капитала - 119 р. 25 к. Приход составляли с. Горячкино (40 дворов), деревни Преображенское (22 двора) в 3 верстах, Сычи (15 дворов) в 5, Прасолово (17 дворов) в 5, Ершово (34 двора) в 3, Вельяшево (15 дворов) в 7, Рагозники (11 дворов) в 6, Тиунцево (17 дворов) в 6, Каменки (селом владела княгиня Евдокия Михайловна Одоевская, в 1773 г. с. Каменки переведено по просьбе крестьян из прихода храма Рождества Христова в с. Вешки Гжатского уезда Смоленской губернии), Рогачёво, Лыкшево, сельцо Грязи (33 двора) в 3-х, сельцо Псарьки (2 двора) в 4-х верстах, переведённое в Горячкинский приход по просьбе помещиц девиц Евдокии, Феодосии и Мавры Васильевых Коноплёвых.

http://sobory.ru/article/?object=46029

Проверяйте себя время от времени. Берите наугад какую-нибудь книгу Ветхого Завета и попытайтесь читать её, пытайтесь понять, что во Христе должно быть понятно нам из этих Писаний, что открывает нам Бог через эти священные буквы. Если вам ничего не понятно, то это знак того, что нужно трудиться и упражняться. Ну, и конечно, нужно читать Новый Завет. С него и начинать надо, потому что благодать открывается от силы в силу через написание Нового Завета. Ну и вообще, в День памяти какого-нибудь из священных писателей, например, Матфея или Луки, или Иоанна Богослова, или апостола Петра (у него есть в писании два соборных послания), или апостола Иуды (не Искариотского), брата Господня, или Иакова, или ветхозаветных писателей, Моисея, например, или Давида. Очень хорошо было бы взять себе за правило почтить память священного писателя чтением его книги в тот день, когда он поминается Церковью. Завтра, например, память Матфея. Не все смогут быть в храме Божием. Кто-то работает, милиционер, доктор идёт на дежурство, пилот будет управлять самолётом, машинист тепловоза будет вести тепловоз. Не каждый человек может прийти в храм, даже те, кто хотят. Как нам почтить святого евангелиста и ученика Господня, единого от двенадцати? Можно почитать в этот день Евангелие от Матфея. Таким образом, мы почтим святого Апостола и евангелиста, память которого совершается церковью. Мы прочитаем часть его книги, которая сохраняется в церкви и почитается как драгоценность. И потом, когда будет память  евангелиста Иоанна Богослова, или память Моисея, или память пророка Амоса, или Осии, или Исаии, или Иеремии, прекрасно было бы, если бы мы привыкли в день памяти этих святых находить их книги и читать их. В храме они должны читаться в виде паремий. Проповедовать нужно о жизни этих святых писателей и о смысле книг, которые они написали, и мы сами должны обязательно приклонить своё ухо к тем живым словам, которые они оставили нам на страницах Священного Писания. Я предлагаю вам сверять свою жизнь с церковным календарём.

http://radonezh.ru/analytics/28-11-2014-...

Старая деревянная церковь в 1792 году была перестроена и освящена в честь архистратига Михаила. День за днем благоукрашался и каменный Смоленский храм, его композиция всё более усложнялась, так архитектор Адмиралтейств-коллегии Андреян Дмитриевич Захаров пристроил к церкви северный придел. В 30-е годы XIX века продолжалось благоустроение Смоленского храма - с юга на средства церковного старосты купца Илии Антонова в 1831 была начата пристройка Ильинского придела, освященного 24 июня 1833 года. Тогда же надстроена на один ярус колокольня и сделана новая просторная паперть с западной стороны. В другой пристройке, возведенной по проекту академика К. Н. Вербицкого, был 1 октября 1892 освящен придел Иоанна Предтечи, который украшал иконостас в византийском стиле кисти М. М. Васильева. Северный и южный приделы были украшены шестиколонными дорическими портиками. При храме был устроен звон, " приличный столичному кладбищу " ; положено начало церковной библиотеке. В 1932 году из закрытого Казанского собора в церковь была передана величайшая национальная святыня - икона Казанской Божией Матери. В сентябре 1940 года Смоленская церковь была закрыта, Казанская икона была передана в Князь-Владимирский собор. В период послевоенного потепления отношения Советского государства к Церкви, храм был возвращен верующим и вновь освящен 8 февраля 1947 года, тогда же его интерьер приобрел современный вид. В послевоенные годы этот храм был единственным действующим на Васильевском острове и привлекал огромное количество верующих. Недаром его называют одним из самых намоленных в Петербурге. В наши дни храм имеет три престола: главный - освященный в честь Смоленской иконы Божией Матери, северный - в честь иконы Божией Матери " Милующая " , или " Достойно есть " , и южный - в честь святой блаженной Ксении Петербургской. В северной части храма находится Рождественский придел, не имеющий отдельного престола. Северный придел исторически был первым приделом храма. Его освящение состоялось 26 сентября 1790 года в честь святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Его чтимый образ относится, очевидно, к эпохе Петра I. Старец-евангелист изображен поколенно; в его левой руке раскрытая книга, в правой - перо. Перед его иконой, находящейся слева перед иконостасом, часто молятся о ниспослании помощи в учении, ибо святой апостол и евангелист Иоанн Богослов покровительствует учащим и учащимся. По благословению митрополита Ленинградского и Новгородского Григория (Чукова) в 1950 году Смоленскому храму был передан список особо чтимой, старинной иконы Божией Матери " Милующая " , или " Достойно есть " . Еще в 1887 году иеромонах русского Пантелеимонова монастыря на святой горе Афон Арсений пожертвовал этот образ в новостроившийся храм Галерной гавани.

http://sobory.ru/article/?object=00742

Почти все образа современны с постройкой церкви, но из этого должна быть исключена икона св. Иоанна Богослова, которая гораздо древнее и особенно почитаема прихожанами. Иконостас и вообще вся внутренность церкви сохранились без всяких поправок со времени сооружения. Особенно замечательны царские врата, по резьбе и оригинальности рисунка. Как эти врата, так равно и церковь были неоднократно срисовываемы и напечатаны во многих снимках в разных изданиях. При входе в церковь с правой стороны находится другой образ Иоанна Богослова с чудесами, позади которого есть следующая надпись: «Лета июля, в котором написана сия святая икона Иоанн Богослов в дом его в церковь на Ишне реке по своему обещанию поставил Анатолий Андреев сын». Кроме этого, есть древние довольно оригинальные брачные венцы. Крестный ход совершается один – 8 мая, в день храмового праздника. В настоящее время село Богослов приписано к Юрьевской слободе. В древности это место называлось «Устретенский перевод», а прилегающая к нему часть г. Ростова – «Устретенской стороною». А. А. Титов «Ростовский уезд Ярославской губернии». Москва. В Синодальной типографии, 1885 г. В Ярославской области сохранился единственный деревянный храм, построенный в те же годы, кога завершалось строительство Варницкого монастыря - это деревянная церковь во имя евангелиста Иоанна Богослова на реке Ишне (1687-1689). К тому же церковь расположена в двух-трёх километрах от обители. Бревенчатый сруб закрыт поздней (XIX века) тесовой обшивкой. Несмотря на это, храм производит удивительно гармоничное впечатление. Из книг и В.И.Вахрина " Троице-Сергиев Варницкий мужской монастырь в Ростове Великом. Родина Преподобного Сергия Радонежского " . - Медиарост, 2014 Перед нами единственный памятник древнерусского деревянного зодчества на Ярославской земле. Сооружённая в конце XVII столетия, эта церковь находится в удивительно живописном месте, овеянном древними преданиями. Именно здесь на реке Ишне преподобный Авраамий встретил апостола и евангелиста Иоанна Богослова и получил от него благословение на подвиг утверждения христианства в Ростовской земле. Кроме того, он передал тростниковую трость, которой Авраамий снёс идола бога Велеса и основал на месте языческого капища Богоявленский Авраамиев монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=00597

В 1929 г. храм Иоанна Богослова закрыли, а церковная утварь была растащена и перепродана. Многие иконы публично сжигались на Житной площади. В здании церкви размещались склад магазина, отдел главного архитектора, торговый техникум. В апреле 1997 г. здание летнего храма возвратили верующим. 21 мая 1997 г., в престольный праздник, здесь была совершена первая Божественная литургия. В короткое время храм преобразился. Источник: http://www.mepar.ru/eparhy/temples/?temple=317 Первоначально церковь апостола и евангелиста Иоанна Богослова находилась на территории Коломенского кремля, была деревянной, а когда сгорела, то в 1733 году новую каменную Иоанно-Богословскую церковь с приделом святого мученика Иоанна Воина начали строить за крепостными стенами на торговой Житной площади. В писцовых книгах 1577-1578 года церковь упомянута как " Ивана Богослова, древяна, клецки, а в ней деисус стоячей... " . На Ивановских воротах, находившихся рядом с тогдашним храмом находился белокаменный резной образ XVI века - " Богородицы и предстоящего Апостола Иоанна " , позже перенесённая в каменный храм. Ивановские ворота располагались на участке, имеющем ключевое, стратегическое значение - на пересечении двух дорог: Владимирской и Астраханской, в юго-западной части огромной торговой площади. Церковь, стоящая ныне внутри двора, который образован четырьмя корпусами торговых зданий, была построена в 1756 году. Строили этот храм долго, в 1739 случился в Коломне большой пожар, в результате которого работы пришлось приостановить. К 1752 году, известно, что церковь " стояла выложенной от фундамента на три с четвертью аршина " . В марте 1752 года по просьбе священника Сергия Петрова дано дозволение на выдачу сборной книги для построения храма. Здание было закончено постройкой благодаря " кошту доброхотных дателей " и " тщанием приходских людей " в 1768 году при ней была выстроена каменная колокольня (разобрана в 1819 г.). В начале XIX века была расширена трапезная (в 1811 году устроен придел иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " , в 1814 году освящался придел св. мученика Иоанна Воина). В 1829-1835 гг. изменена архитектурная отделка храма, в 1848 году устроены придельные иконостасы. Они представляли собой красивую композицию в виде триумфальной арки и колоннад (когда в 1909 году за ветхостью иконостасы хотели заменить, Московское археологическое общество не дало согласия ввиду их красоты и художественного интереса " ).

http://sobory.ru/article/?object=01120

В 1992 г. храм возвращен верующим, богослужения возобновлены в 1993 г. Храм практически полностью восстановлен. При храме действует воскресная школа для детей. Исторический обзор о строительстве, разрушении и воссоздании храма святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова на Бронной г. Москвы В середине XVI века между Тверской и Малой Никитской улицами (в то время — самая окраина Первопрестольной) была устроена слобода государевых оружейников-бронников, крупнейшая слобода в этой части города. Их более вековое пребывание запечатлено в названии улиц и переулков: Большая и Малая Бронные, Палашевский, Гранатный и др. Московские «пансыри» и сабли были настолько хороши, что в 1589 г. бухарские послы испрашивали разрешения купить их. Один из переулков, проходящий по самому центру этого района, назван Богословским по одноименной церкви в честь апостола Иоанна Богослова. Дату основания главного слободского храма, тогда еще деревянного, можно относить к последней трети XVI века в промежутке между 1570 и 1597 гг. На это указывает тот факт, что в документах начала XVII века церковь упоминается в списке храмов, не получавших никогда ругу, то есть денежные или земельные жалования из царской казны. Ругу приходским церквям, официально упраздненным Стоглавым собором 1550 года, еще выплачивали в течение последующих двух десятилетий. Следовательно, первый деревянный храм апостола Иоанна Богослова в Бронной слободе, скорее всего, мог возникнуть только после 70-х гг. XVI века, когда вновь строящиеся храмы уже не получали царскую ругу. В тоже время храм не мог возникнуть позднее 1597 г., так как на Петровском чертеже города Москвы 1597–1599 гг. между Тверскими и Петровскими воротами в слободе бронников уже отмечена Иоанно-Богословская церковь. Наступившее в начале XVII века Смутное время напрямую коснулось жизни Бронной слободы. Царские оружейники, оставшиеся верными русскому правительству и не желавшие служить «ляхам», представляли серьезную проблему для польско-литовских захватчиков. 19 марта 1611 г. в ответ на произвол поляков в Москве вспыхнул народный бунт. Для скорейшего подавления сопротивления москвичей враги решили поджечь город с разных концов. Согласно летописи, специальные карательные польские отряды «начаша жещи посады, и городы, и в Белом городе все пожгоша, и деревянный город с посады пожгоша». Слободчане спешно покидали свои разграбленные и сожженные дома. Смута не просто изменила привычный слободской уклад, она фактически уничтожила существование самой Бронной слободы. Лихолетье в буквальном смысле стерло память о прежней жизни слободы бронников. В огне безвозвратно исчезли все приказные, слободские и церковные документы, содержавшие сведения о становлении и первых временах существования Бронной слободы, а вместе с ней и храма Иоанна Богослова на Бронной.

http://sobory.ru/article/?object=03413

При Гагариных усадьба достигает наивысшего расцвета. Известно, что император Павел I останавливался здесь у Г.П. Гагарина на обратном пути с богомолья из Троице-Сергиевой Лавры. По воспоминаниям современников, князь Гагарин был умным и веселым человеком, обладавшим литературным даром. Его интересовали богословские вопросы, что побудило его написать несколько религиозных книг. Последние годы жизни он провел в Москве и в своем имении Богословское-на-Могильцах, и об этом также повествуется в его книге «Забавы уединения моего в селе Богословском», посвященной философским размышлениям. Г.П. Гагарин скончался 19 января 1808 г. и погребен в храме ап. и ев. Иоанна Богослова. Последним владельцем Богословского-на-Могильцах был сын Гавриила Петровича — Павел, после смерти которого во второй половине XIX в. село переходит в государственное ведомство, а усадьба постепенно приходит в упадок. С этого времени храм начинает значительно перестраиваться. Каменный храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова был сооружен в 1767 г. как домовый и предназначался для семьи Щербачевых. Имя автора постройки неизвестно, но архитектура храма позволяет предположить, что им был один из ведущих мастеров середины XVIII в. Вероятно, что кроме храма этим же зодчим была разработана и планировка усадьбы. До перестроек XIX в. храм представлял собой уникальное по композиции здание: в центре постройки располагается стройная колокольня, являющаяся своеобразной осью симметрии. С востока и запада от нее - одинаковые объемы летнего и зимнего храмов. На белокаменной кровле 2-го яруса колокольни находились открытые площадки с балюстрадой, с которых можно было полюбоваться видом окрестностей усадьбы. Над ярусом звона помещались куранты, перезвон которых разносился далеко за пределами Богословского-на-Могильцах. После перехода усадьбы в государственное ведомство храм становится приходским. Малая его площадь не удовлетворяет прихожан, и в 60-е годы XIX в. расширяется летний храм, а в 1892 г., на средства церковного старосты Василия Петровича Ангина (лесопромышленника из с. Талицы), к зимнему храму пристраивают два придела: северный - в честь священномученика Василия Херсонского и мученицы Татьяны, и южный - в честь Поклонения веригам апостола Петра и Анны-пророчицы. Ко времени освящения этих приделов зимний храм был расписан под руководством мастера Коротаева, иконы для приделов выполнены мастером Гавриловым, а резные иконостасы изготовлены в мастерской Фролова.

http://sobory.ru/article/?object=02106

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010