В верхнем этаже престол и собственно храм. Этаж этот или лучше сказать храм, находящийся в сем этаже, состоит из отделений: алтаря, трапезной и паперти, находящейся уже под колокольнею и имеющей по обеим сторонам пристройки для ризницы с особыми ходами из трапезной. Вход в храм составляет особенная каменная пристройка с каменною же лестницей. Храм сей пятиглавый, с большою главою посередине и четырьмя малыми по бокам. Колокольня, помещающаяся над папертью храма, представляет собою прямой, тонкий, восьмигранный столб, заканчивающийся сперва семигранным полукругом, потом кубическим фонарем, и, наконец, грушеобразною главкою с четвероконечным крестом. Крыша на соборе из простого железа, а купола и кресты на храме и на колокольне - из белой жести. Собор со всех сторон окружен высокими деревьями, из-за которых в летнее время только и видна издали часть колокольни. Из внутренних украшений храма, конечно, первое священное украшение его есть издревле чтимая чудотворная икона св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Та ли самая эта икона, чудотворное явление которой послужило к основанию Череменецкого монастыря, или другая - об этом не сохранилось никаких письменных свидетельств. Самое древнее свидетельство, имеющееся о ней в монастыре, составляет надпись на ней, гласящая, что икона сия в 1707 году поновлена, но в чем состояло поновление, опять остается неизвестным. Икона в богатой сребропозлащенной ризе с стразовым венцом и украшена; риза сооружена в 1845 г. при строителе Варсонофии,а позолота на ней и украшения сделаны в 1858 г. при игумене Исихии; все это произведено от доброхотных дателей. Четырехъярусный иконостас, сделанный в половине прошлого столетия, в 1867 г. весь обновлен и богато вызолочен. Местные иконы в богато вызолоченных сребропозлащеных окладах и венцах. Венчающие иконостас богатый фронтон и большое распятие с предстоящими Пресв. Девой Марией и Иоанном Предтечей - все это представляет великолепный и в то же время древний строго-церковный вид, похожий на вид известного Кирилло-Белозерского собора.

http://sobory.ru/article/?object=08079

А. Боженко согласовал его для получения дальнейшей разрешительной документации. Возглавила проектирование архитектурных чертежей мастерская " Домус-плюс " во главе с архитектором Кириллом Храбрых. Создание конструктивно-строительной части проекта взяла на себя мастерская " Рост-проект " во главе с инженером С.Н. Ковылиным. Торжественное освящение главного престола храма во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова состоялось 4 октября 2009 года в рамках празднования 140-летнего юбилея Барнаульских духовных школ. Богослужение совершали епископ Барнаульский и Алтайский Максим, архиепископ Верейский Евгений и священнослужители из разных епархий. Нижний храм, расположенный в цокольном этаже имеет придел Святого Равноапостольного Великого князя Владимира (освящён 20 октября 2009 года) и крестильный придел преподобного Макария Алтайского (освящён 31 мая 2008 года). Звонница храма имеет 9 колоколов и размещена в трёх малых барабанах, опоясывающих центральный купол. Набор колоколов следующий: 1200, 700, 325, 160, 90, 40, 16, 10, 8 кг. Благодаря продуманной системе растяжек 9 колоколов звонницы управляются с одного рабочего места звонаря. По древней православной традиции на колоколах размещаются лики небесных покровителей, в том числе лик Божией Матери, ап. св. Иоанна Богослова, а также увековечены имена наиболее активных участников строительства храма. С сайта: Этот величественный храм построен в традициях раннемосковского зодчества. Как было уже отмечено, за основу был взят план-фасад, прорисованный архитектором из Москвы Ириной Тимофеевой. В процессе строительства архитектурные планы и чертежи разрабатывались барнаульским архитектором Кириллом Храбрых при участии настоятеля церкви о. Георгия Крейдуна. Здание храма кирпичное, на свайном фундаменте. Стены покрыты тонким слоем штукатурного раствора и покрашены белой краской. Отдельные элементы кровли выполнены полимерным листом зелёного цвета, а все главы покрыты нержавеющей сталью с напылением " под золото " . Храм имеет два этажа - цокольный и основной.

http://sobory.ru/article/?object=09836

Настоятель храма св. апостола Иоанна Богослова отметил, что в течение полугода, каждый воскресный и праздничный день, на улице, под окнами музея при любой погоде совершались богослужения, и сегодня у храма появилась «настоящая большая христианская община», которую пополнили, в том числе, и музейные работники. В связи с этим отец Петр от лица прихожан обратился к руководству музея с просьбой «разрешить наконец совершать богослужения в храме, принадлежащем по закону Церкви». Ректор РПУ полагает, что первое за 85 лет пасхальное богослужение в храме «может стать первым шагом дирекции музея к долгожданному диалогу с общиной, с Церковью» и позволит всем верующим работникам музея «встретить Пасху с чистым сердцем». История храма Иоанна Богослова под Вязом Храм Иоанна Богослова, что под Вязом, впервые упомянут в летописи в 1493 году. Появление первой деревянной церкви в конце XV века было связано, вероятно, с укрепленным острожком, который находился за пределами посада и прикрывал ближайшие подступы к Москве с востока. В черту города церковь вошла в первой половине XVI века после строительства стены Китай-города. Название «под Вязом» произошло от огромного вяза, который рос перед алтарем до 1775 года. Рядом с храмом до 1934 года проходила стена Китай-города. Нынешнее здание Иоанно-Богословского храма у Китайгородской стены было построено в 1825-1837 годах на месте кирпичного храма, сооруженного в 1658 году. Двухэтажное, с высоким цокольным этажом здание, выстроенное в формах ампира, представляет собой монументальный, прямоугольный в плане объем, завершенный круглым световым барабаном, перекрытым куполом. На втором этаже церкви, помимо главного престола, находились приделы Обретения главы Иоанна Предтечи и евангелиста Луки, в цокольном — Покрова Богородицы (главный придел), святителя Николая Чудотворца (южный придел) и святителя Митрофана Воронежского. С запада к храму примыкает невысокая, с прямоугольными в плане ярусами колокольня, сооруженная в 1840-х годах. Тогда же участок вокруг церкви был застроен домами причта, образовавшими архитектурный ансамбль, выдержанный в единых ампирных формах. Два дома, расположенные на красной линии по сторонам церкви, объединены с ней воротами. Открытые пространства Лубянской и Новой площадей позволяют сегодня воспринимать церковь с большого расстояния как важнейший архитектурный акцент застройки восточной части Китай-города.

http://patriarchia.ru/db/text/1438153.ht...

Такие библеисты, как Брюс Мецгер и другие (среди них можно назвать и русских исследователей Николая Никаноровича Глубоковского , известного дореволюционного исследователя Василия Васильевича Четыркина), занимались проблематикой толкования этой интересной, загадочной и порой непонятной для нас сегодня книги. Естественно, без вспомогательной литературы нам будет очень тяжело разобраться в контексте того идейного содержания, которое предлагает нам евангелист и апостол Иоанн Богослов в Откровении. – Книга Откровения звучит по-гречески «Апокалипсис». Часто встречаются названия фильмов вроде «Зомби-апокалипсис», «Апокалипсис сегодня»; говоря о каком-то коллапсе, кризисе, называют его апокалипсисом. Уместны ли такие сравнения с Книгой Откровения (Апокалипсисом)? – Действительно, Вы верно подметили, что сегодня многие термины и названия используются не в том контексте, в котором они были изначально. На самом деле от этого никуда не деться, но это не извиняет нас. Мы должны знать, в чем правильное толкование того или иного слова. Это относится не только к «апокалипсису», но и к термину « Церковь ». В среде людей, которые считают себя православными и являются таковыми, ходят в церковь , часто говорят: «Мы ходим в церковь », подразумевая, что идут в храм. Конечно, храм включает в себя понятие « Церковь », но Церковь не сужается понятием храма. Но это другой разговор. «Апокалипсис» – греческое слово, дословно переводится «приподнять завесу, открыть тайну». Мы привыкли говорить, что последняя книга Нового Завета и последняя книга Библии – это Апокалипсис, то есть Откровение Иоанна Богослова. Но это не совсем так. Если мы прочтем первый стих первой главы, то увидим, что там написано: «Откровение Иисуса Христа, которое дал Ему Бог, чтобы Он показал его Своим ученикам… » То есть это не откровение Иоанна Богослова. Иоанну оно было передано, а источником его, источником открытия тайны является Господь Иисус Христос. Это важно понять. Книги Нового Завета надписываются, но эта традиция формируется постепенно с формированием новозаветного канона, новозаветных канонических книг; раньше, в античной литературе и вообще в литературе первого века от Рождества Христова, была традиция писать краткое название книги по первым ее словам и в родительном падеже имя автора: Откровение (кого?) Иоанна Богослова. Но на самом деле это Откровение Иисуса Христа. Многие люди считают, будто апокалипсис – это крах всего, приписывают этот термин к критичным ситуациям, – такое не совсем верно. Но от этого никуда не деться, это уже вошло в жаргон, в фольклор, если угодно. Нам, христианам, просто нужно знать истинный смысл этого слова. Таким образом, Апокалипсис – это Откровение Божие нам, людям, о многих вещах, которые скрываются за символами и идеями этой интереснейшей книги.

http://azbyka.ru/apokalipsis/besedy-s-ba...

Блистательный образец псковской школы 16 века, храм создавался псковичами как градостроительная доминанта на важнейшей Великой улице города. С другой стороны, живописная композиция Никольской церкви перекликалась с храмами Василия на горке и Одигитрии на Печерском подворье, соединенными прихотливо изогнутой, уютной улочкой Враговкой. Ныне храм мощно выступает всеми своими апсидами на улицу Советскую (бывшую Великую) и хранится музейно. Церковь Святителя и Чудотворца Николая с Усохи. Построена на окраине большого болота, место это называлось «усохой». Каменное здание церкви было построено в 1536 году на месте сгоревшей деревянной церкви постройки 1371 года. В 1865 году к основному зданию была сделана пристройка, в которой разместили престол во имя святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Церковь стала трехпрестольной. С 1786 года к Николаевскому храму приписали церкви святого Василия Великого на Горке и святых праведных Богоотец Иоакима и Анны. К одному из углов храма была пристроена часовня «Неугасимая свеча», названная так потому, что перед образом Николая Чудотворца в ней постоянно горели свечи. В приходе церкви работала духовная семинария, женское учебное заведение, хозяйкой которого была Евдокия Костылева. Воспитанницы Ольгинского приюта принимали участие в хоре при церкви. В 1946-1974 годах были проведены крупные реставрационные работы здания, часовни и звонницы специалистами: В.А. Лебедевым, Ю.П. Спегальским, и Б.С. Скобельцыным. В ноябре 2005 года здание храма было возвращено православным верующим. http://www.kaliningradgid.ru/architecture/ Церковь Николы на Усохе — бывший кончанский храм древнего Опочского конца в Пскове. По свидетельству летописей, этот храм впервые был построен в 1371 г. Место, где он находился, в XV в. не раз выгорало — в 1406 г., когда «весь Псков погорел», в 1451 г., когда «погоре весь град Псков», и в 1466 г., когда пожар начался на Усохе. Надо полагать, что во время пожаров церковь получала повреждения. Рядом с храмом в древности было расположено кладбище («буй»). Под 1473 г. летопись сообщает: «Тоя же весне около буя святого Николе, у Вопочском конци, каменем оделав и врата каменыя изрядив, и садом яблонями насадили». Под 1536 г. в летописи вновь говорится, что «свершена бысть церковь святый Никола на Усохи» и «освещаю месяца декабря в 6 день». Новая церковь, вероятно, пострадала от пожара в 1550 г. Большой пожар в 1562 г. миновал ее, что видно из описания пожара, но в 1609 г., когда сгорел весь Псков, она, видимо, вновь была повреждена.

http://sobory.ru/article/?object=00262

В проекте 1792 года произошли существенные изменения. «… Во-первых, храм из … однопрестольного превращался в трехпрестольный, в плане имевший вид креста со смещением приделов к западу от центральной части. Мощный притвор имел утолщенные внутренние несущие стены, предназначенные для основания колокольни, форма которой резко изменилась, и стала являть собой … архаичный четырехугольник, прорезанный огромными проемами с полуциркульным завершением. Над почти плоской крышей по-прежнему предполагался шпиль, довольно больших размеров. Оконные проемы по-прежнему прямоугольники, стены почти лишены декора, и здание несколько оживилось карнизом и выступами приделов… Итак, предполагаемый двухпрестольный храм с главным алтарем во имя Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и приделом во имя равноапостольного царя Константина, уже на второй стадии превращается в трехпрестольный… Законченный в 1809 году постройкой, храм имел уже тот вид, который мы можем себе представить с помощью дореволюционных фотографий. Крестовое в плане здание с утолщенной притворной частью и приделами и несколько зауженной центральной частью, завершавшейся пятигранником алтарной апсиды. Форма колокольни не претерпевает значительных изменений. Вместо почти плоской крыши появилась четырехскатная, шатровая с высоким узким барабаном и красивой луковичной главкой… Крыша стала выше и зрительно воспринималась равной по высоте стенам здания, которые лишились своих прямоугольных окон… замененных… на проемы с полуциркульным завершением. Барабан купола – восьмерик, лишенный теперь своих световых функций… Потолок внутри храма был плоский. Это видно на чертеже церкви, сделанном в сентябре 1844 года. Над алтарной частью и приделами было по одному маленькому куполу – всего, таким образом, включая колокольню, храм имел 5 куполов… Стены имели членение рустованными лопатками. Ограда церкви довольно типична: на высоком цоколе кирпичные столбы с кованой решеткой. Имелось два прохода: центральный – против главного входа, и в северной части, недалеко от алтаря…»

http://sobory.ru/article/?object=15402

С тех пор главным нервом всей человеческой истории являются великие слова Иоанна Богослова: " Все это написано для того, чтобы вы поверили, что Иисус есть Сын Божий, и, веруя, имели жизнь вечную " . И ничего нового не происходит в течение этих двух тысяч лет. Те же ложь и клевета, та же мобилизация политических сил, та же мобилизация, если нужно, средств устрашения и угнетения, и вся история Церкви – это история мученичества и исповедничества. Но совсем особым образом эта история отобразилась в жизни нашего народа в XX веке, превзойдя все примеры кровавого уничтожения наследия Христова. Нигде, никогда, ни в одной стране не было сделано то, что было сделано у нас. Для того чтобы исторгнуть саму память, убивали священников, монахов, монахинь, верующих людей, взрывали храмы – мы знаем, что произошло и на этом месте. Кто же может доказать, что вся эта грандиозная борьба, требовавшая огромных сил – интеллектуальных, административных, военных, финансовых, – ведется против мифа? Никакой это не миф – это главный нерв истории. С какой же благодарностью народ наш откликнулся на свободу верить! Как стали возноситься к небу Божии храмы на всем пространстве исторической Руси! Но и про этот Божий храм, перед которым мы стоим, те же самые, что кричали: " Ученики украли Его ночью! " , – те же самые в момент тяжелейшего экономического кризиса говорили: " Зачем восстанавливать Храм Христа Спасителя? На эти деньги можно купить и сделать то-то, то-то или то-то " . Находились и предатели в рясах – как и сегодня есть среди нас такие, которые говорят: " А зачем собираться для молитвы? Давайте забудем! Давайте сделаем вид, что сегодня в нашей жизни ничего не происходит " . Происходит в нашей жизни, и очень значительное! Мы тогда восстановили Храм Христа Спасителя как символ возрождения Святой Руси, как символ нашей надежды, как символ нашей верности словам, что слышали мы сегодня от апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Когда у человека открывается перспектива Божиего Царства, в его жизни появляются знаки присутствия этого Царства. Это радостное биение сердца, когда соприкасаешься со святыней, когда причащаешься Святых Христовых Таин, когда делаешь добрые дела или когда поклоняешься святыне. Святыня есть материальный образ присутствия Божиего Царства в человеческой истории – так она всегда и воспринималась религиозным сознанием людей. И потому перед святынями поклонялись в самые тяжелые моменты истории и Александр Невский, и Дмитрий Донской, и Суворов, и Кутузов, и Нахимов, и маршал Жуков. Все они преклонялись пред святынями в судьбоносные моменты истории как перед знаками присутствия неба на земле – Божиего Царства; и Господь слышал молитву и великих, и неизвестных, и приклонял милость к нашему Отечеству.

http://religare.ru/2_94002.html

Храм закрыли, его имущество перенесли в Христорождественскую церковь, а здание в мае 1937 года было отдано под детский сад. На устройство клуба пионеров денег у властей не хватило... Вот как описывает дальнейшие события современник: " 13 января два представителя местных властей отобрали ключи у председателя церковного совета. А 15 января сорвали купола, кресты и сбросили к ограде кладбища. Ушли, а церковь оставили открытой, не заперли. В храм вошли хулиганы и надругались над святыней, осквернили утварь». Через некоторое время сюда пришли строители. В результате нового " переоборудования " ярус звона колокольни был снесен. Все проемы утратили свои «готические очертания» и превратились в прямоугольные. Кроме того, были пробиты новые окна. Здание разделили на два этажа. Из внутреннего убранства сохранились лишь следы старой росписи внутри купола и чугунная винтовая лестница. Южный пристрой был снесен, зато появился другой, из силикатного кирпича, примыкающий к основному объему с севера. Бывшее кладбище превратилась теперь в площадку для игр. К концу 1980-х годов от кладбища (а здесь захоронены сотни именитых граждан Выксы, в том числе и сам основатель заводов Иван Родионович Баташев) не осталось и следа. Старинное здание оказалось в центре современной застройки. В 1994 году церковь взята на государственную охрану как памятник архитектуры республиканского значения. А чуть позже - возвращена Нижегородской епархии. В истории старинного храма наступила пора возрождения: в трапезной его части разместились классы и жилые комнаты духовного училища, в другой - собственно храм. 10 июля 1996 года управляющим Нижегородской епархией Митрополитом Николаем (Кутеповым) был освящен престол церкви в честь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова и отслужена первая литургия. Для нужд ВДУ вдоль северного фасада церкви устроен еще один силикатный пристрой. Над куполом ротонды вновь появилась главка луковичной формы. Заново выбит южный вход. Напротив него построены две каменные церковные лавки, они соединены крышей и образуют собой символическую арку - вход во двор храма.

http://sobory.ru/article/?object=08838

В храмах сохранились тябловые иконостасы. На иконостасе верхней церкви имеется запись, рассказывающая об истории его создания в 1734 году. Иконы " писали иконописцы Дмитрей и Григорей Федоровы дети Поповы жители Нижнего Нова Града служители Синодального Благовещенского монастыря " . Среди икон, развешанных на стенах, есть написанные местными живописцами в XIX веке. В верхней трапезной находится икона, посвященная принятию христианства на Пермской земле. На фоне Иоанно-Богословского монастыря и горы Полюд изображен епископ Иона Пермский, который при князе Михаиле крестил жителей Перми Великой. По этому поводу в верхней части иконы составлена большая запись. Икона была выполнена в XIX веке по более старому образцу. Некоторые старинные предметы монастыря хранятся сейчас в музеях: деревянные оконные рамы XVII века со слюдой в железных переплетах, многоцветные печные изразцы местного производства начала XVIII века, образцы золотошвейного искусства XVII-XVIII веков, резное кресло XVIII века и т. д. www.perm1.ru/ Первая христианская церковь на Западном Урале, связанная с историей крещения Перми Великой Чердыни в 1462 г. Первое кирпичное здание Урала. В 1462-1463 гг. перм. князь Михаил Ермолаевич основал в Чердыни первый на Урале Иоанно-Богословский мужской монастырь и пожаловал ему земли, что подтверждено письменными грамотами. Первоначально монастырь имел одну церковь во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Согласно переписи М.Ф. Кайсарова 1623-1624 гг., в Чердыни уже существовал храм «Иоанна Богослова, каменный, верх шатром». Проезжавший в 1705 г. через Чердынь сибирский губернатор М. П. Гагарин по обету, данному им, перестроил церковь, для чего им были посланы пленные шведы-каменщики, окончившие перекладку церкви в 1718 г. Работами руководил «прикащик» Лев Колотилов, а наблюдал выборный Иван Ветошев. При реконструкции была разобрана крытая каменная галерея с овальной аркой, которая использовалась для крестных ходов вокруг церкви, и перестроена паперть. В связи с окончательным упразднением монастыря в 1784 г. церковь Иоанна Богослова была приписана к Богоявленскому приходу, а в 1912 г. передана вновь образованному Чердынскому Иоанно-Богословскому женскому монастырю (существовал до 1918 г.).

http://sobory.ru/article/?object=02967

Церковный ритуал начался накануне всенощным бдением. Чин освящения храма, с благословения Преосвященного Серафима, Епископа Полоцкого и Витебского, совершал благочинный монастырей Полоцкой епархии Архимандрит Герман, при участии настоятеля Невельского Собора и благочинного протоиерея Петра Петровского и настоятеля монастыря Игумена Порфирия. При колокольном звоне во всех городских церквях совершалось церемония торжественного перенесения св. Антиминса с крестным ходом из Соборного монастырского храма. Такое благоговейное зрелище сильно действовало на подъём религиозных чувств у населения, умиляло своею красотой и величественностью. Вслед за освящением храма была совершена Божественная Литургия отцом Архимандритом, в сослужении Игумена и трех священников, при многолюдном стечении молящихся и весьма стройном пении Монастырского хора. Во время причастного стиха Протоиерей Пётр Петровский сказал слово, приличествующее этому случаю. Закончилось торжество пением молебнов покровителю храма Св. Апостолу и Евангелисту Иоанну Богослову, с провозглашением многолетия. Все священнослужители и некоторые из почётных лиц были, затем приглашены в покои отца Игумена, где разделили хлеб-соль. Перед этим Предводитель Дворянства послал поздравительную телеграмму на имя Его Преосвященства Преосвященного Серафима, приславшего ответ следующего содержания: «Благодарю за участливое отношение к церковному торжеству. Прошу передать мой привет всем его участникам. Да будет же имя устроителя сего храма и всех благотворителей его незабвенно в граде сём и славно пред Богом!» По некоторым данным церковь Иоанна Богослова сгорела в годы Великой Отечественной войны. Кто-то утверждает, что она была специально сожжена оккупационными властями, за неугодные фашистам проповеди со стороны настоятеля храма. Достоверной информации на этот счёт нет. Правда заключается лишь в том, что на месте церковного плаца храма Иоанна Богослова в 1951 году была построена Невельская средняя общеобразовательная школа 5, располагающаяся на этом святом месте и в настоящее время. Геннадий Синицкий. Храм Иоанна Богослова. Серия «Храмы земли Невельской». Литературно-художественный, историко-краеведческий журнал «Великие берега», http://velikieberega.blogspot.com Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий × Добавить фотографии (можно загружать сразу несколько файлов) Только зарегистрированные пользователи могут добавлять фотографии в каталог.

http://sobory.ru/article/?object=56781

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010