Из обыкновенного рассказа гида я никогда бы не узнал о том, что, например, Пантеон — это вовсе не Пантеон, а храм святой Геновефы Парижской, построенный по обету Людовиком XV, на месте древней церкви, где находились мощи покровительницы города на Сене и гробницы первых христианских короля и королевы Галлии. Гора Монмартр (гора Мучеников) называется так потому, что на ней пострадал святой Дионисий Ареопагит, первый епископ Лютеции (Парижа), вместе со своими спутниками. Для меня было открытием, что во Франции хранятся Терновый Венец и Туника Спасителя, гвоздь от Распятия, частицы Креста Господня, часть одеяния Пресвятой Богородицы, мощи святой Марии Магдалины, святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии, святой царицы Елены и многие другие древние христианские святыни, каждая из которых заслуживает отдельного исследования. Наконец, я узнал, что в городе Амьен к северу от Парижа, в кафедральном соборе со времен крестовых походов хранится честная глава святого Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. Именно об этой святыне и пойдет речь в моей статье. Из церковной истории нам известно о трех обретениях главы святого Иоанна Предтечи. Первое совершилось в IV веке, второе — в V веке, а третье — в IX веке. Эти события отмечены праздничными датами в святцах: 24 февраля (9 марта) — первое и второе обретение, а 25 мая (7 июня) — третье обретение. Святитель Димитрий Ростовский, опираясь на Священное Предание и труды ранних церковных историков, приводит множество сведений о честных мощах великого Предтечи под соответствующими датами в Четьях-Минеях. После усекновения честной главы святого Иоанна Предтечи нечестивая Иродиада надругалась над ней и не позволила предать ее погребению вместе с телом святого. Вместо этого Иродиада закопала ее в своем дворце в «бесчестном месте» 1 . Тело же тайно забрали и погребли ученики святого. Упоминаемая евангелистом (Лк. 8, 3) Иоанна, жена Хузы, приставника царя Ирода, знала, где Иродиада закопала честную главу. Она решила перезахоронить ее на Елеонской горе в одном из поместий Ирода.

http://pravmir.ru/neobychnaya-franciya-i...

Храм сильно переделали в XIX веке, но все переделки удалили во время реставрации в 60-х годах XX века. В 1962-ом на купольном своде центрального столпа были расчищены фрагменты первоначальной росписи — изображение круга со спиралями из красных кирпичиков. Интересно, что значение этой росписи ученые до сих пор не раскрыли. Народные традиции праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи В народе праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи называли также Полетовщик, Полеток, Иван-пролеток, Репный праздник, Головосек, Иван — осенний торжок, Иван-постный, Иван-пост и так далее. На традиции празднования сильно влияли древние языческие верования и бытовые суеверия. Многие христианские символы в народном сознании исказились и приобрели гротескное значение. Например, в праздник Усекновения нельзя было есть круглые плоды и овощи, потому что... они похожи на главу пророка. Яблоки, картофель, арбузы, лук, репа были под запретом. Старались спрятать подальше острые предметы: они напоминали простому люду меч, которым воин отсек голову святого. Поэтому овощи не резали, а хлеб ломали руками. В некоторых регионах со стола убирали плоды и напитки красного цвета — цвета крови Крестителя. Но были народные традиции, больше связанные с погодой и календарным циклом, нежели с язычеством. День Усекновения главы Иоанна Предтечи считался началом осени: «С Иван-поста мужик осень встречает, баба свое бабье лето начинает». Этот праздник — начало «Репных Дней». Постились строго, не водили хороводы и не пели песен, потому что  «Иродова дочь плясанием и песнями выпросила отрубить голову Иоанна Крестителя». К праздничному столу было принято звать бедняков и странников. Рекомендовано для использования на уроках ОПК.    КИКТЕНКО Елизавета Сохранить Поделиться: Поддержите журнал «Фома» Журнал «Фома» работает благодаря поддержке читателей. Даже небольшое пожертвование поможет нам дальше рассказывать о Христе, Евангелии и православии. Особенно мы будем благодарны за ежемесячное пожертвование. Отменить ежемесячное пожертвование вы можете в любой момент здесь

http://foma.ru/11-sentyabrya-2013-usekno...

Печальная история прекрасного храма. Великолепный снаружи, пустой внутри, со страшным слепым иконостасом, усиливающим впечатление отрешенности от внешнего мира, в резных рамах которого нет ничего, кроме воздуха. А еще под высокими куполами гуляет ветер, завывая и пытаясь что-то вам рассказать, и в уголке слышен какой-то скрип. Образа со стен вещают древние притчи, глядя на вас в упор. Впечатление от всего этого непередаваемое - сплошная загадка, недоумение, сожаление, притягательная таинственность и дивная яркая красота того, что всё же здесь осталось… Среди множества уникальных памятников архитектуры Ярославля своим необычным внешним видом и внушительными размерами выделяется церковь Иоанна Предтечи – самый красивый храм города, история существования которого началась задолго до того, как он был выстроен в камне. Первая Предтеченская церковь в Толчковской слободе появилась в 1644 г. Грамоту на её строительство и освящение выдал жителям слободы митрополит Ростовский и Ярославский Варлаам (Старорушин), отличавшийся любовью к благоустройству и благоукрашению храмов. Как и большинство храмов тех лет, Иоанно-Предтеченская церковь была деревянной. К сожалению, о её внешнем виде и внутреннем убранстве сведений не сохранилось, лишь известно, что она была довольно мала и кроме главного престола, освящённого в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи, в церкви был освящён придел в честь Казанской иконы Божьей Матери. Эта церковь просуществовала недолго. Уцелев во время большого городского пожара летом 1658 г., когда огнём были уничтожены три обители, около тридцати церквей и более тысячи частных домов, Предтеченский храм полностью сгорел весной следующего, 1659 г., в день Светлого Христова Воскресения сразу после литургии. Причиной пожара, как отмечено в летописях, стала «воля Божия или небрежение служителей церковных». Вскоре после пожара прихожане начали строительство нового деревянного храма, торжественное освящение которого в честь Вознесения Господня по завершению строительных и отделочных работ было совершено в 1665 г. Посвящение новой церкви празднику Вознесения для прихожан имело глубокий смысл, ведь, по преданию, именно на месте их слободы когда-то существовал Вознесенский женский монастырь, разрушенный до основания поляками в годы Смуты.

http://sobory.ru/article/?object=00214

Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Лядовский Усекновенский скальный мужской монастырь — православный скальный мужской монастырь в честь усекновения главы Иоанна Предтечи Могилев-Подольской епархии Украинской Православной Церкви. Лядовский монастырь — один из древнейших в Украине. Он основан в 1013 году родоначальником русского монашества преподобным Антонием Печерским, расположен на высоких меловых кручах с целебными источниками. При обители имеется гостиница. Содержание История [ править править код ] Лядовский монастырь — один из древнейших в Украине. Он основан в 1013 году родоначальником русского монашества преподобным Антонием Печерским на его пути со святой горы Афон в Киев. Прп. Антоний поселился в скальных пещерах, где высек себе келью, которая и сегодня носит его имя. Это место особенно почитаемо в Лядовском монастыре. Келья остается неизменной на протяжении последнего тысячелетия. По своим размерам она похожа на афонскую пещеру, в которой и начал свое монашеское житие преподобный. В монастыре сохранились также другие пещеры, костницы и пещерные храмы, высеченные в скале монахами много столетий назад. Первый и главный пещерный храм Лядовского монастыря освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. С внешней стороны этого храма возвышается огромный монумент — неотесанная глыба известняка, которая сверху донизу покрыта многочисленными древними надписями на разных языках и различными эмблемами, которые высекались посетителями и паломниками монастыря. Эту глыбу можно считать единственной известной древней монастырской летописью, сохранившейся до наших дней. Внизу под храмом и слева от него находятся древние крипты-костницы. Второй храм соединен с первым переходом в толще меловой скалы, и освящен в честь великомученицы Параскевы названой Пятницей. Третий храм был создан в память самого основателя этого монастыря, преподобного Антония, и находится рядом с кельей преподобного, соединяясь с ней пещерным переходом.

http://azbyka.ru/palomnik/Лядовский_Усек...

Традицией Предтеченского храма в Толчкове было проведение крестных ходов, которые всегда вдохновляли и радовали паству в своем единении служения Богу. Еще в 1667 году, по завершении возведения теплого каменного Вознесенского храма Предтечевского прихода, владыка Иона (Сысоевич) дал, по прошению прихожан, благословленную грамоту на совершение ежегодного крестного хода в приходской престольный праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи из ярославского Успенского собора в Толчковскую слободу. На другой престольный праздник – Рождества Иоанна Предтечи – митрополит Иона благословил успенского протопопа «со кресты ходить по вся годы, молебная совершить и воду освятить как ходят и к иным церквам» в 1672 году, к началу строительства каменной церкви Иоанна Предтечи. Надо полагать, что ежегодное совершение двух крестных ходов поддерживало предтечевских прихожан в трудах по устроению храмов и давало дополнительные средства на их завершение. Сопровождались крестные ходы любимой ярославцами Толгской иконой Божией Матери. Вот такая насыщенная и плодотворная работа велась при этой замечательной церкви. " Песнь Песней " . Фреска храма До революции к храму, этой жемчужине русского зодчества, относились с большим вниманием: в 1830 году были возобновлены некоторые фрески, а в 1855 году вызолочен иконостас. Кирпичный пол храма был заменен на чугунный. В 1894 году храм посетил министр финансов С.Ю. Витте и отметил, что храм требует капитального ремонта. От Императорской археологической комиссии были откомандированы специалисты, определившие места и степень разрушения храма. После многих второстепенных работ по анализу причин разрушения в 1903 году приступили к реставрации уникального сооружения. Для реставрации была выделена сумма в 64 080 рублей, которая позже, по мере расширения реставрационных работ, несколько раз увеличивалась. Под наблюдением опытных архитекторов была проведена полная замена фундамента: каменные булыжники, на которых был построен храм, были заменены бетонными плитами под храмом и кирпичными по периметру, так как именно неравномерная осадка фундамента была причиной возникновения существенных трещин. Последние также были исправлены. Были промыты и отреставрированы стенные росписи, реставрированы иконы всего иконостаса. Чугунный пол был заменен плиточным, позолочены 15 куполов храма. К 1906 году храм был восстановлен во всем древнем великолепии.

http://pravoslavie.ru/4446.html

Законченным образцом московско-ярославского стиля является спроектированная архитектором ц. во имя свт. Алексия, митр. Московского, в Новой Либаве (ныне Лиепая, 1905-1907). Трехчастный храм имеет завершения в виде невысокого шатра (квадратная в плане столпообразная высокая колокольня) и миниатюрного декоративного пятиглавия над главным кубическим четвериком на 4-скатной кровле. Двуцветные фасады покрыты сплошным ковром декора в виде килевидных кокошников, наборных колонок наличников, аркатурно-колончатых поясов, ширинок, крестов, сухариков. В храм ведет крыльцо под шатром, низкая трапезная соединяет притвор с главным объемом, фасады которого завершены поясами мелких профилированных килевидных кокошников. К 5-гранной апсиде примыкают угловые компартименты. Л. построил ряд 3-частных храмов из булыжника и кирпича, в основе которых читается тоновский образцовый проект. Ему приписывается несложная по решению ц. Св. Троицы в Алуксне (Латвия; 1894-1895). Еще более простую композицию имеет Михаило-Архангельская ц. в Кяхри (Эстония; 1900). Ее минимальная отделка включает оригинальные оконные наличники со щипцами, напоминающие о народном деревянном зодчестве. 30 апр. 1897 г. имп. Николай II утвердил проекты и сметы Л. на постройку церковных зданий в Лифляндской губ. Основной кубический объем ц. Рождества Пресв. Богородицы в Логозе (ныне Лохусуу в у. Ида-Вирумаа, Эстония; 1897-1898) завершен низкой 4-скатной кровлей, увенчанной малой луковичной главкой на барабанчике. Соединенная с ним трапезной в 2 оси квадратная в плане колокольня имеет шатер с главкой. С запада к ней примыкает завершенное такой же главкой на пирамидальной кровле характерное для Л. открытое крыльцо. Декор, присущий данной группе построек, отличается тонкой прорисовкой и заостренностью форм, напоминающей о модерне, в нем доминирует мотив треугольных щипцов-фронтонов. Церковь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи на Ивановском кладбище в Риге. 1913–1929 гг. Церковь Усекновения главы св. Иоанна Предтечи на Ивановском кладбище в Риге. 1913–1929 гг.

http://pravenc.ru/text/2110891.html

В XVII веке храм представлял собой бесстолпный, перекрытый сомкнутым сводом четверик с современным ему северным приделом. Крыльцо располагалось у южной стороны храма. С запада, на одной оси с основным объёмом, находились трапезная и колокольня. В 1757 — 1760 годах колокольня и трапезная, обветшавшие «от великого звона», были сломаны и на средства купца Ф. Ф. Замятина были возведены новые сооружения. На старом подклете бывшей трапезной была поставлена расширенная трапезная с двумя приделами, Никольским и Космодамианским. Основание разобранной колокольни вошло в объём притвора, завершённого в 1770-е годы. С восточной стороны от храма (а не с западной, как обычно), на углу Черниговского переулка и улицы Пятницкой, одновременно с трапезной начали строительство новой колокольни. В это же время значительно изменил свой облик и четверик основного объёма: лишившись придела он получил оформление в стиле барокко середины XVIII века. Эти работы продолжались несколько десятилетий. Так, колокольню продолжали строить еще в 1781 г. Известно, что ограда комплекса по переулку отстраивалась также после пожара 1787 года. А в 1798 году с западной стороны от церкви появился одноэтажный каменный церковный дом «с регулярною фасадою». За несколько десятилетий реконструкции всего комплекса стиль барокко был вытеснен классицизмом, что сказалось на архитектуре его отдельных частей. В 1896—1904 годах при участии архитектора Ф. О. Шехтеля были реставрированы стенные росписи и иконостас. Описание. Сложившийся разновременный архитектурный комплекс, занимающий угловое владение в начале Черниговского переулка, состоит из церкви с трапезной (дом 4/2 строение 8), отдельно стоящей колокольни (дом 4/2 строение 1), значительно перестроенного церковного дома (дом 4/2 строение 5) и ограды. Основной объём церкви Усекновения Главы Иоанна Предтечи под Бором в целом сохранил черты постройки XVII века. При перестройке 1758 года были прорублены большие окна, верх церкви приобрёл снаружи форму купола с «полуглавиями» в центре фасадов, над куполом поднялся восьмигранный световой барабан, образуя подобие второго яруса. От декора XVII века сохранился венчающий карниз и оформление южного портала, ранее скрытого крыльцом. Само крыльцо, за исключением нижней части в виде полой сводчатой камеры, не дошло до наших дней. Остальная часть декора XVII века была восстановлена по сохранившимся фрагментам. Во внутреннем оформлении на сводах и стенах четверика различимы фрагменты орнаментальной росписи конца XVII века, а также скрытая побелкой живопись конца XIX в.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Власти Москвы помогут отреставрировать патриаршее Черниговское подворье 10.12.2012 Москва возьмет на себя ремонт фасадов храма Черниговских чудотворцев - одной из архитектурных жемчужин Замоскворечья. Соответствующая договоренность уже имеется с руководителем департамента культурного наследия города Москвы Александром Кибовским, сообщил глава синодального Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион в ходе пресс-показа процесса реставрации храма Усекновения главы Иоанна Предтечи под Бором, входящего в комплекс зданий подворья, и ансамбля храма в честь иконы Божьей Матери " Всех скорбящих Радость " на Большой Ордынке. " Мы также будем всем миром собирать средства на то, чтобы реставрировать и другие постройки - в частности, сохранившееся неподалеку здание просфорни, которое неоднократно перестраивалось в советское время и ныне также требует реставрации " , - заявил владыка, слова которого приводит сайт ОВЦС. Митрополит Иларион напомнил, что подворье включает в себя комплекс из шести зданий XVII-XVIII веков, в том числе храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, храм во имя святых мучеников Михаила и Федора Черниговских, странноприимный дом, который сейчас находится в аварийном состоянии и требует капитального ремонта, колокольню, которая реставрируется. " Позор, что в центре Москвы, в непосредственной близости от Кремля, здания находятся в столь ужасающем состоянии. Мы будем привлекать и спонсорские средства " , - отметил архиерей. Он напомнил, что на днях патриарх Кирилл провел заседание наблюдательного совета Общецерковной аспирантуры, которая располагается на территории подворья. В ходе заседания речь, в частности, шла о необходимости срочного ремонта странноприимного дома, который находится в аварийном состоянии " и, если срочно не приступить к его ремонту, - просто обрушится на головы людей " . Что касается храма в честь иконы Божьей Матери " Всех скорбящих Радость " , то его реставрация уже осуществляется силами города. Владыка поблагодарил А.Кибовского за грамотный подход к реставрации и за предоставление лучших специалистов в этой области. Он рассказал, что в настоящее время с помощью властей Москвы осуществляется ремонт фасадов храма, по завершении которого планируется провести ремонт интерьеров. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 10.12.2012 16:43:55

http://drevo-info.ru/news/14354.html

Приволжский район. Церковь Бориса и Глеба в Плетенях. Борисоглебская церковь /// Объект утрачен Карта и ближайшие объекты Построена в 1816 г. в Плетенях. Трехпрестольная. Главный – мчч. Бориса и Глеба, приделы Усекновения главы Иоанна Предтечи, великомученицы Екатерины. Церковь была построена в классическом стиле, имела круглую колокольню, каменную ограду. Над каждым приделом был свой барабан с куполом и крестом. В советские годы церковь была уничтожена, на ее месте был разбит сквер ДК меховщиков. Из книги: «Путеводитель по храмам и монастырям города Казани», составитель Г.В. Фролов - Казань: Центр инновационных технологий, 2005 г. Борисоглебская церковь в Плетенях построена в 1816 году на средства прихожан, каменная, теплая, 3-х престольная: главный - во имя святых мучеников благоверных князей Бориса и Глеба, приделы - с правой стороны в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, с левой во имя св. великомученицы Екатерины. Священник Петр Митрофанович Руфимский, 46 лет. При церкви два приходских училища, в которых обучаются 250 чел. Приходская деревня – Поповка. Всего в приходе 156 дворов, 583 жителя, русские православные. Из издания Казанской Духовной Консистории «Справочная книга Казанской епархии», Казань-1904 г. Январь 1930 года для церкви был тягостным – в Рождественский сочельник заслуженный протоиерей Петр Руфимский подал заявление в НКВД о том, что с 4.01 настоящего 1930 года за слабостью здоровья службу оставляет. Дела шли крайне плохо: ни погасить налоговой задолженности, ни содержать храм община была не в состоянии. Беспомощность в разрешении сложившейся ситуации вылилась в феврале 1930 года в роковое для церкви решение: «Борисоглебская религиозная община находится в рабочем районе, состояние верующих бедное. Вышеуказанного (налога) по бедности платить не может. Ввиду чего просит ТатЦИК расторгнуть договор, заключенный осенью 1929 года религиозной общиной и Советом Рабочих, Крестьянских, Красноармейских Депутатов». У общины был шок. ТЦИК же ликовал, конечно, – такая победа над Богом, религией, Церковью – атеизм торжествует. Правительственная комиссия при ТЦИКе по рассмотрению религиозных дел, уже 5 февраля, постановляет – «действие договора, заключенного с общиной, прекратить и церковь закрыть, с передачей здания под культурные нужды». Борисоглебская община решила соединиться с Михаило-Архангельской кладбищенской религиозной общиной, о чем 6 февраля было подано заявление в ТНКВД, а церковное имущество передано в Госфонд. Относительно здания Борисоглебской церкви можно сказать следующее: недолгое время ее пытались приспособить под культурные нужды, но сочли, что лучше ее вовсе разобрать и материал использовать для советского строительства, а кладбище срыть. Поросший бурьяном пустырь глубокой душевной болью все еще напоминал местным жителям о стоявшем на этом месте храме.

http://sobory.ru/article/?object=32764

Москва. Церковь Михаила и Феодора Черниговских под Бором. Церковь Михаила князя и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Известно, что на этом месте находился деревянный храм (упоминается в 1625 г.), нынешний же построен в 1675 году как придельный к соседней церкви Иоанна Предтечи, и до 1920-х годов оставался приписным к ней. Теперь, напротив, церковь Иоанна Предтечи числится приписной к этому храму. Оба имеют статус Патриаршего подворья. Храм освящен в честь князя Михаила Черниговского и его ближнего боярина Феодора, умерщвленных в 1246 году в ставке Батыя за отказ пройти языческий обряд. В документах XVII века храм значился в честь Сретения Михаила; это дает основания предполагать, что именно тут в 1578 году были встречены мощи св. князя Михаила, перенесенные в Москву по желанию царя Иоанна IV Грозного. Позднее мощи были перенесены в Архангельский собор Московского Кремля. В 1740 году к храму был пристроен южный придел св. Екатерины, разобранный в 1830 году. К XIX веку была утрачена шатровая колокольня, а основной четверик подведен под четырехскатную крышу. Был закрыт в 1924 году и передан баптистам, позже использовался как склад. В 1977 году вместе с соседним храмом Иоанна Предтечи церковь стали реставрировать. К 1982 году были восстановлены главы, крытые зеленой глазурованной черепицей, четырехскатное покрытие четверика расшито с восстановлением ярусов кокошников. Возвращен верующим в 1991 году, освящен 3 октября 1993 года, в день памяти Михаила и Феодора Черниговских. Михаила, благоверного князя, и боярина Феодора, Черниговских чудотворцев церковь По преданию, на этом месте 14 февраля 1578 г. москвичи встретили святые мощи мучеников князя Михаила и боярина его Феодора, перенесенные из Чернигова в Москву. До конца XVII века храм именовался в честь Сретения святых мощей Черниговских чудотворцев, с престольным праздником, приходившимся на 14 февраля. Деревянный храм на этом месте известен с 1625 г. Каменный храм освятили 25 октября 1675 г. Сохранился его двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом, который венчает два яруса кокошников и глухое пятиглавие. Окна обрамлены пышными наличниками, вход – торжественным порталом. Не сохранилась примыкавшая с запада к трапезной шатровая колокольня, разобранная в середине XIX века. В 1695 г. храм перестраивался на средства купчихи И.И. Малютиной. В 1740 г. был проведен ремонт храмов Черниговских чудотворцев и стоявшего рядом Усекновения главы Иоанна Предтечи, после чего в облике обоих зданий появились элементы стиля барокко. Тогда же к трапезной пристроили придел во имя великомученицы Екатерины, разобранный в 1830 г. В 1812 г. храм сильно пострадал и около двадцати лет стоял упраздненным. В начале 1830-х годов его отремонтировали, были устроены новые иконостасы в стиле ампир.

http://sobory.ru/article/?object=02171

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010