Новая история храма начинается 4 января 1996 года, когда по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия был учреждён приход воссоздаваемого храма Усекновения главы Иоанна Предтечи в Братееве. Немного позже силами прихода и настоятеля был построен временный храм Живоначальной Троицы, который до недавнего времени был единственным храмом на территории района. Тысячи людей поддержали идею воссоздания храма в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи, обращаясь в органы местного самоуправления и делая пожертвования. Сотни людей и организаций содействовали строительству. Храмовому комплексу, в который войдут: храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, часовня Божией Матери «Милостивая» и приходские здания, выделено место в южной части района Братеево, между микрорайонами 2а и 3а, в полутора километрах от первоначального положения братеевского храма. Замысел Анисимова А.А. по строительству храма в Братееве воплотила архитектурная мастерская ООО «Ракурс-АВ» под руководством Н. Эммануилова. Закладной камень был освящен 10 февраля 2010 года Архиепископом Истринским Арсением. Сейчас величественный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи стал украшением района. Небольшую золотую маковку, строгий шатер и крест можно заметить даже с МКАДа. Великим чином храм освящен 23 сентября Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом в честь Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Святыни [ править править код ] Престольные праздники [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: 115612, Москва, Ключевая ул., 24, корп. 1 Проезд: м. Алма-Атинская Телефон: +7 495 340 88 68 Электронная почта: hrambrateevo@mail.ru Паломнику [ править править код ] Актуальное расписание богослужений см. на официальном сайте храма По вопросам расписания обращайтесь по телефону +7 925 153 37 27 с 8:00 до 19:30. Дежурный священник: в будни с 11:00 до 16:30, субботу с 13:00 до 16:00 и выходные и праздники с 13:00 до 16:30. Телефон: +7 985 297 74 71

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Усекновен...

Храм во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи По донесению Трубчевского духовного правления за 1768 г., «придельная церковь во имя Св. Николая вся заклеплена, а в настоящей Предтечевской стены выведены против дверей и окон, в коих и решётки вставлены». Вероятно, вскоре Никольский придел был освящён и храм начал действовать, так как уездное Духовное правление требовало от храма исповедные ведомости уже за 1771 год. Окончательное освящение храма состоялось в 1777 году; первым его священником стал Изот Львов. Село Ямное не сразу получило своё нынешнее название: в документах 1780-х г.г. оно называется Яменской слободой, но уже к концу XVIII века именуется так же, как и сегодня. В состав прихода, кроме самого села, входили деревни Герасимово, Старая Погощь и Новая Погощь – в последней из них позднее появился собственный храм. В храме села Ямное было два престола: главный во имя Усекновения Главы Иоанна Предтечи и придельный во имя Николая Чудотворца. Зданием церковь была каменная, с деревянным завершением и деревянной же двухъярусной колокольней, пристроенной к церкви в 1850-х гг. В храме насчитывалось 18 окон; его размеры составляли 27×7 м, высота колокольни – 14 м. Колоколов имелось 4; печей в храме не было. Главной святыней храма являлась икона Глава Иоанна Предтечи, которая, по преданию, была спасена при пожаре деревянной монастырской церкви в 1766 году. По рассказам местных жителей, с этой иконой совершались крестные ходы в так называемое Старое Ямное, на бывшее место монастыря, где до конца XIX в. стояла небольшая деревянная часовня-«капличка». В 1899 году эта часовня сгорела. Богослужения в храме продолжались почти до Великой Отечественной войны. Лишь весной 1941 года храм был закрыт официально; его здание, по стандартной формулировке, должно было использоваться «под культурные нужды». В годы войны церковь была взорвана, а её руины местные жители постепенно разобрали на стройматериал. Место церкви обозначено памятным крестом, поставленным около 2010 г. 2 декабря 2015 г. на кордоне Старое Ямное состоялось освящение деревянной часовни в честь Усекновения главы Крестителя и Предтечи Господня Иоанна, сооружённой в память о существовавшем здесь монастыре, на средства благотворителей при поддержке музея-заповедника «Брянский лес» и братии Богородицкой Площанской пустыни.

http://sobory.ru/article/?object=54523

Сам по себе храм Усекновения был перестроен в конце XVII в., а подворье подверглось коренной реконструкции уже в следующем столетии. В конце 1750-х гг. на средства купцов Замятиных к церкви была пристроена трапезная, занявшая, в том числе, и площадку старой колокольни. В это же время начато строительство новой колокольни выходящей на Пятницкую улицу. Был построен только первый ярус, строительство было остановлено, потому что заказчик умер. И возобновлено только к 1780 г., когда у прихода появились деньги. Она умышленно возводилась на некотором удалении от храма – зато на красной линии магистральной Пятницкой улицы. Таким способом приход храма «что под Бором» добился, что церковь, спрятавшуюся в переулке, невозможно было не заметить при въезде и выезде из центра города. В советские времена весь церковный участок занимало управление продовольственными товарами райисполкома Советского района. На волне интереса к памятникам старины в конце 1960-х и начале 1970-х гг. колокольня была отреставрирована. В церкви был устроен выставочный зал «Художественное стекло». В 1990-е гг. церковь и колокольню передали верующим. К колокольне со стороны улицы Пятницкой пристроен дом причта храма Усекновения Главы Иоанна Предтечи, что под Бором. um.mos.ru История храмов Черниговского переулка восходит к XIV–XV векам, когда здесь находился Ивановский (Иоанна Предтечи) «под Бором» монастырь. Впервые он упоминается в летописи под 1415 годом в рассказе о рождении великого князя Василия II Темного. Иоанно-Предтеченский монастырь был расположен на окраине Москвы, на торговой дороге, в опасном с точки зрения возможного нападения врагов направлении. Само Замоскворечье — «Заречье» — и в то время, и позже (вплоть до начала XVII века) представляло собой небогатый ремесленный посад. В 1382 году Заречье было дотла уничтожено Тохтамышем, в 1409 году — Едигеем. В 1514 году по поручению великого князя Василия III итальянский зодчий Алевиз Фрязин («Новый») воздвиг на месте обветшавшей деревянной монастырской церкви каменный храм Усекновения главы Иоанна Предтечи, освященный 29 августа 1515 года. Это был, вероятно, первый каменный храм в Заречье.

http://sobory.ru/article/?object=02176

Источник: http://www.spblago.ru/?p=719 Пригород Сергиева Посада микрорайон Семхоз – это место, где жил и трагически погиб известный православный проповедник и писатель отец Александр Мень. Утром девятого сентября 1990 года священник был убит по пути из дома к железнодорожной станции, собираясь на службу в Сретенский храм в Новой Деревне. На месте гибели Александра Меня постепенно вырос мемориальный комплекс с часовней Усекновения главы Иоанна Предтечи и храмом преподобного Сергия Радонежского. Святыней храма является небольшая икона Иоанна Предтечи, написанная рукой отца Александра. Отец Александр Мень родился в Москве, его называли «миссионером для племени интеллигенции», а книги стали известны по всей стране и за ее пределами. Однако большая часть жизни знаменитого проповедника прошла в Подмосковье, где до конца своих дней он оставался сельским священником. Особенное место в судьбе отца Александра Меня занимал Сергиев Посад и Троицкая лавра. Он вспоминал, что «детство и отрочество прошли под сенью преподобного Сергия». В 1935 году еще младенцем будущий пастырь был тайно крещен в одном из домов в Загорске. В детстве Мень гостил здесь у схиигуменьи Марии, которая, по словам священника, во многом определила его жизненный путь. Бывая у инокини в Загорске, он часто посещал службы в Троице-Сергиевой лавре. В 1953 году Александр Мень поступил в Московский пушно-меховой институт, располагавшийся первое время в Балашихе на территории усадьбы Пехра-Яковлевское. В Балашихе он снимал жилье, пока институт не перевели в Иркутск. В 1958 году Александра Меня рукоположили в сан диакона и направили служить в Покровскую церковь в село Акулово Одинцовского района. В акуловский период он написал первый вариант «Сына Человеческого», хотя наброски к этой книге у него имелись еще с юношеских лет. Спустя два года отец Александр принял сан священника. Он стал служить в другой подмосковной сельской церкви – Покровском храме села Петровское Наро-Фоминского района недалеко от станции Алабино. Жил он в доме рядом с храмом, продолжая работать над религиозными сочинениями. В Алабино сформировался круг сплоченных прихожан, который он в шутку называл «аббатством». С 1965 года отец Александр переехал в дом родителей жены в поселок Семхоз – сегодня микрорайон Сергиева Посада. За год до этого он стал священником в Покровском храме в селе Черкизово Пушкинского района. В 1970 году он перевелся в другой приход Пушкинского района – в Сретенскую церковь в Новой Деревне, где служил до конца своих дней. Убиенного священника отпевали и погребли в ограде Сретенского храма 11 сентября 1990 года – в праздник Усекновения главы Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=00088

Вел. кн. Василий Димитриевич посылает в мон-рь св. Иоанна Предтечи, что под Бором просьбу помолиться о княгине. Миниатюра из Лицевого летописного свода. 70-е гг. XVI в. (БАН. 31.7.30-2. Л. 828 об.) Под 1514 г. летописи сообщают о возведении архит. А. Фрязиным ц. Иоанна Предтечи «за рекою... под Бором», «за Москвою рекою, за Болотом во граде Москве» (Владимирский летописец//Там же. Т. 30. С. 141-142; Никоновская летопись//Там же. Т. 13. 1-я пол. С. 18; Постниковский летописец//Там же. Т. 34. С. 11; Летописный свод 1518 г.//Там же. Т. 28. С. 348), однако археологические данные о храме в Черниговском пер. относятся лишь ко 2-й пол. XVII в. Храм был торжественно освящен 29 авг. 1515 г., в день своего престольного праздника в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Но следующий по времени источник, упоминающий ц. Иоанна Предтечи под Бором в Замоскворечье, «Строельная книга» 1657 г., сообщает о ней как о деревянной (Строельная книга 7165 г.// Забелин. 1891. Стб. 240). В росписи выданного в 1676/77 г. жалованья упоминаются служители «церкви Иоанна Предтечи, что был Ивановский монастырь под Бором» (Роспись жалованья, получаемого священно-церковнослужителями московских соборов, церквей и мон-рей//ДАИ. 1875. Т. 9. С. 333). Те же сведения содержатся и в реестре 1723 г.: «Церковь Иоанна Предтечи да предел Николая чюдотворца под Бором; а издревле на том месте при княжении был Ивановский девич монастырь» (Реестр церквей, находящихся в Москве, с показанием «строения лет, приходских дворов и расстояния от церкви до церкви места»//ОДДС. Т. 2. Ч. 1. С. 549). Но из известий о строительстве здесь каменного храма в 1514 г. и др. источников (Ладанных книг с 1613 г., Духовной грамоты кнг. Авдотьи Ивановны Шемякиной-Пронской 1564/65 г. (АРГ: АММС. С. 204)) достоверно можно утверждать лишь о существовании в XVI в. в Замоскворечье церкви, а не обители. Эти данные позволили исследователям сделать вывод, что к XVI в. мон-рь был перенесен на совр. место, на Кулишки, и стал женским ( Страхов. 1893. С. 5).

http://pravenc.ru/text/2564216.html

Отпевали отца Александра Меня 11 сентября, в день памяти Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Именно поэтому, когда на месте мученической кончины священника было решено построить памятную часовню, освятили ее в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Строительство часовни началось в 1995 году по проекту главного архитектора Сергиево-Посадского района В.Д. Журавлева. В 1997 году при финансовой поддержке благотворителей и добровольных помощников к часовне были пристроены алтарь и притвор. В сентябре 1998 года храм был торжественно передан Фондом имени о. Александра Меня в дар Московской епархии Русской Православной Церкви. 25 мая 1999 года по благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия состоялось освящение Престола. Со временем сюда стали приезжать паломники не только из Москвы и Подмосковья, но и других регионов России, ближнего и дальнего зарубежья. Небольшая часовня уже не могла вместить всех прихожан. Тогда было принято решение построить рядом с часовней более просторную церковь. 9 сентября 2000 г., в 10-ю годовщину со дня мученической кончины протоиерея Александра Меня, митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий освятил основание новой церкви во имя Преподобного Сергия Радонежского. По свидетельству историков, в древние времена именно в этом месте проходила Переславская дорога, соединявшая Московское и Ростовское княжества. По ней из Радонежа шел преподобный Сергий, чтобы найти место для молитвенного уединения. Древняя дорога отмечена здесь Поклонным Крестом и памятным камнем с надписью: «Здесь во времена преподобного Сергия проходил древний путь, соединявший Радонеж с Троицким монастырем». Проект храма был выполнен архитектором-дизайнером Ю.В. Серегиным под руководством главного архитектора Сергиево-Посадского района В.Д. Журавлева. Автор проекта взял за основу тип бесстолпного кубического одноапсидного храма с трехлопастным завершением фасада. На территории России такие церкви начали строиться в первой половине XVI века, сначала в Москве, а затем и за ее пределами. Ярким примером подобного сооружения являются церкви мученика Трифона в Напрудном и святителя Николая в Мясниках. Характерным отличием подобных храмов является крестчатый сомкнутый свод с врезанными по центральным осям цилиндрическими сводами. На их пересечении стоит глава со световым барабаном. Снаружи фасады расчленены пилястрами. К западному фасаду храма примыкает притвор с четырехгранной открытой шатровой колокольней над главным входом.

http://sobory.ru/article/?object=00088

Информация размещена перед входом в храм В 1665 году на средства толчковцев был сооружен теплый каменный Вознесенский храм с приделом Казанской Богоматери. 15 августа 1671 года ростовский митрополит Иона Сысоевич благословенной грамотой разрешил построить и освятить холодный храм в честь праздника Усекновения Главы Иоанна Предтечи с двумя приделами: первый-во имя святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, второй-во имя Казанских чудотворцев Гурия и Варсонофия. К концу XIX века возникла необходимость в срочном капитальном ремонте храма. С 1902г. проводились необходимые работы: замена фундамента подрядчиками Дудоровым и Кузминым. Был вынут по частям из-под всего храма весь прежний фундамент, состоящий из больших камней-булыжника и заменен новым, снаружи кирпичным на цементе, а внутри бетонным. В 1904 году исправлены и вызолочены все пятнадцать глав на храме. Работы производил крестьянин И.А. Краснов за 15 тыс.руб. В 1904 году начата и в 1905 году окончена промывка и реставрация стенописи. Работы производил крестьянин слободы Мстеры Владимирской губ. М.И. Дикарев за 7 тыс.руб., он же чистил и реставрировал иконы всего иконостаса и во всем храме за 3270 руб. В 1905 году чугунный пол заменен новым, плиточным из обожженной глины, и на всех трех входах в храм с улицы устроены гранитные площадки. Всего на ремонт церкви из средств Государственного казначейства благодаря поддержке министра финансов С.Ю. Витте было выделено 64 тысячи рублей. Большая часть средств была израсходована на исправление фундамента. 24 августа 1906 года состоялось освящение обновленной церкви. Теплая Вознесенская церковь снесена в начале 1950-х годов.  Т.А. Рутман " Храмы и святыни Ярославля " , 2-е издание, 2008 г. Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Толчкове созидалась на средства прихода - " мирским строением " , её великолепие свидетельствует о зажиточности обывателей Толчковской слободы и красноречиво говорит об их благочестии. Обратясь к истории, мы узнаём, что на рубеже XV-XVI веков на правом берегу реки Которосль сложилась одна из самых знаменитых ярославских слобод - Толчковская. Её жители занимались выделыванием кожи, и на многие вёрсты кругом не было им равных в этом ремесле. " Толчковской " же слободу назвали из-за того, что для дубления кожи использовалась толчёная кора деревьев. В древности, как гласит предание, берег Которосли служил местом языческих игрищ, приурочиваемых к самой короткой ночи в году. Постепенная христианизация сместила это празднование к кануну Рождества Иоанна Предтечи. Проверенным способом прекратить " бесование " было строительство храма на месте языческих " торжеств " . И храм построили - во имя Крестителя и Предтечи Господня Иоанна. Скорее всего, изначально он был посвящён Рождеству Крестителя и лишь впоследствии его престольным праздником стало Усекновение главы Иоанна Предтечи.

http://sobory.ru/article/?object=00214

Никольский собор был холодным, роль же тёплого храма в Зарайском кремле исполнял собор Усекновения Главы Иоанна Предтечи, который стоит, согласно преданию, на могилах зарайского князя Федора, княгини Евпраксии и их сына Иоанна, погибших при Батыевом нашествии, - там, где ещё в XIII веке построили первую деревянную церковь с тем же посвящением. В летописях XVII столетия (1525) собор уже числится каменным храмом, " что под колоколами " . В 1740-х годах ветхую церковь разобрали, и воздвигли новый храм, при этом сень-шатёр над погребением зарайских князей оказалась вне храма. Храм строили более 20-и лет, так-как не хватало кирпича на постройку сооружения. Зарайский протопоп Алексий подал Рязанскому епископу Алексию Титову отписки, докладывая " о не приведении в окончание новостроенной церкви Божией св. Иоанна Предтечи за не имением в довольствии кирпича " . К 1764 году собор был ещё не освящён. Строители, однако, определённо с задачей своей не справились. Как сетует священник Иоанн Добролюбов, автор " Историко-статистического описания церквей и монастырей Рязанской епархии " , " через 50 лет после постройки храма стены его в алтаре оказались ветхими, иконы в иконостасе полинялыми, одежды на престоле и жертвеннике от времени истлевшими; в осьмнадцатом году текущего (XIX) столетия своды в алтаре обрушились, а стены развалились " . Вновь восстановленный Предтеченский собор в 1821 году был богато украшен и имел три престола, из которых средний был устроен в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, правый - во имя апостолов Петра и Павла, левый - в честь равноапостольного князя Владимира. К алтарной стене собора примыкала колокольня, под коей прежде находилась трапезная прежней Предтеченской церкви. Храм был освящён Рязанским архиепископом Сергием 11 июля 1822 года. И этой ампирной церкви, возведённой в 1819-1821 годах на месте рухнувшего храма, тоже не слишком повезло с долголетием - простояла она менее восьмидесяти лет, и в 1901-1904 годах была " тотально реконструирована " . Впрочем, рискнём утверждать, что эта последняя перестройка оказалась удачной и храму пошла только на пользу.

http://sobory.ru/article/?object=00377

Здание этого храма специалисты относят к типичным образцам верхневолжской архитектурной школы и нередко сравнивают с аналогичными по времени ярославскими церквями. В декоративном оформлении фасадов использованы наличники с кокошниками килевидной формы, а также оригинальные полихромные изразцы, в изготовлении которых тогдашние мастера из Ярославля достигли высочайшего мастерства. Именно здесь в своё время были созданы оригинальные цветовые гаммы и замысловатые узоры для глазурованного кирпича, происхождение которых историки связывают с орнаментами богатых восточных ковров, привозимых торговцами по Волге из Азии. Изразцовое убранство Предтеченской церкви считается одним из красивейших среди угличских храмов. В этой церкви сохранились и уникальные росписи, созданные художественной артелью во главе с потомственным угличским иконописцем Дмитрием Григорьевичем Бурениным в 1845 году. В этот период храм активно перестраивали, в частности, преобразилась паперть, западная сторона которой ещё сохраняет фрагменты прежнего оригинального внутреннего декора. В 1930-х годах монастырь был закрыт, часть его зданий передана под жильё, храмы использовались в хозяйственных целях, позже стояли в запустении. Церкви бывшей обители отреставрированы к 1970-м годам. Храм Усекновения главы Иоанна Предтечи передан РПЦ в 1997 году. Последняя реставрация Иоанновского храма происходила в 2010-х годах. Из журнала: " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2019 " ...В 1854 году на средства происходившего из Углича рыбинского купца Николая Фотиева Баскакова выполнены росписи в церкви Усекновения главы Иоанна Предтечи Алексеевского монастыря – летнем храме обители. По условию от 27 января стоимость стенного письма составляла 750 рублей. Храм небольшой и стоимость не самая значительная, но эту работу с полным основанием можно признать одной из лучших в творчестве Д.Г. Буренина. Вероятно, росписи были выполнены во всех помещениях храма, но в настоящее время целостно сохраняются только в основном объеме. При взгляде на стены и своды в первую очередь привлекают внимание сложные многофигурные композиции и насыщенные затейливые орнаменты в стиле рококо.

http://sobory.ru/article/?object=05719

Да на старом церковном месте, где стоял пред сего храм Иоанна Предтечи за осыпью, пять келий. А в них живут нищие, питаются от церкви Божией. Келья Андрюшки Иванова,келья Афоньки Володимерова, келья Осипки Васильева, келья Петрушки Иванова. Поперек того двора4 сажени. Келья нищей Матренки. А земли под теми кельями в длину 15 сажен, поперек тож. Да против той же церкви Ивана Предтечи в осыпе место порожнее на кургане в длину 15 сажен, поперек 10 сажен. А по приправочным книгам было на том месте 10 келий нищих, а ныне на том месте тех келий нет> . Дальнейших сведений о судьбе этих деревянных церквей не имеется. В окладных книгах 1676 г. упоминается церковь Иоанна Предтечи; при ней в приходе 20 дворов посадских и 1 двор, в котором живет дворник. В 1806 г. вместо деревянных церквей был построен каменный храм с такой же колокольней, но в 1866 г. этот храм был разобран до основания и вместо него к 1874 г. построен новый, более обширных размеров. На время постройки каменного храма была построена деревянная церковь, которая по освящению нового храма в 1875 г. была разобрана. В новом храме устроено три престола: средний в память Усекновения главы св. Иоанна Крестителя, по бокам его в честь Собора Архистратига Михаила и прочих бесплотных сил и во имя трех святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого. Церковь богата украшена св. иконами и богата утварью и ризницей. Богатством украшений особенно отличаются местные старинные иконы: Спасителя, Божией Матери, Иоанна Крестителя, Трех святителей и Архистратига Михаила; напрестольное Евангелие в серебряном вызолоченном окладе, серебряные вызолоченные сосуды. По правую сторону амвона на бронзовом аналогии положен образ Воскресения Христова и двунадесятых праздников; в середине его врезан восьмиконечный серебряный вызолоченный крест, на обратной стороне коего написано: «части св. мощей — древо креста Господня, ризы Господни, Петра митрополита, Леонтия Ростовского, Василия Великого, Ефрема, мученика Христофора, Тихона чудотворца, Ефимия Суздальского, Муромских чудотворцев князя Константина с чады, Ярославских чудотворцев — князя Федора с чады, мученика Артемия, Лукияна, св. Дамиана, мученицы Ирины, камень горы Фаворской, камень, с него же вознесся Господь, Гроба Владычицы, жезл Моисеев, гроба Сергия чудотворца, Иакова Перского, мученицы Татианы, Пантелеимона и Ефимии Прехвальныя». Кроме этого, есть 4 небольших сребропозлащенных креста, вставленных в икону Воскресения Христова, с частицами св. мощей Муромских чудотворцев, и крест, употребляемый при водоосвящении, с частицами святых мощей с надписью: «сей Св. Животворящий крест в церковь св. Иоанна Предтечи приложил Данил Железников год 73 (?) здравия и спасения и поминовения душ наших».

http://sobory.ru/article/?object=34810

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010