«Пилат искал отпустить Его. Иудеи же кричали: если отпустишь Его, ты не друг кесарю» – Ин. 19:12 . «Боязливых же, и неверных, и скверных, и убийц… участь в озере, горящем огнем и серою» – Отк. 21:8 . «Уныние, охватывая все силы души… тяжелее всех других страстей» – Прп. Максим Исповедник . Четыреста глав о любви. Храбрый умирает однажды, трус – сто раз. «Мысль об ожидаемом и день смерти производит (в людях) размышления и страх сердца» – Сир. 41:2 . «В тот момент, когда человек с благодарностью примет от Бога посланные ему страдания, он сразу войдет из них в такой мир и счастье, что всем кругом него станет светло и радостно». – свящ. Александр Ельчанинов. Записи. «Долготерпеливый лучше храброго, и владеющий собою лучше завоевателя города». – Прит. 16:32 . Отсюда и до конца письма – блестящая критика всех позиций экзистенциализма. См. Письмо «Возникает понятие “повседневной объективной (а на деле узко-субъективной) реальности”, ограниченной рамками примитивного материализма». – Иеромонах Серафим (Роуз) . Христианский реализм и современный идеализм. «Смерть доказывает нам реальность того, что мы считали призрачным и призрачность того, что считали реальным». – свящ. Александр Ельчанинов. Записи. «Наши дрязги, ссоры, злоба – это «не-сущее», хотя оно как-то существует; в то время, как выдуманное доброе более реально, хотя оно и выдумано» – там же. «Находящийся в жизни сей еще не счастлив из-за неясности конца; тот же, кто закончил отпущенный ему срок и 6еспрекословно заключен концом своей жизни, тот уже невоз6ранно 6лаженствует». – свт. Василий Великий . Беседы на псалмы. Зубы удаляли без наркоза. «Если путешествующие из города в город нуждаются в проводнике, то уж насколько больше душа, разрешившись от тела и переходя в вечную жизнь, нуждается в тех, кто будет ее вести». – Свт. Иоанн Златоуст . Беседа на воскрешение Лазаря. «В нашей жизни мы знаем наверно только то, что мы умрем; это единственно твердое, для всех общее и неизбежное. …Любя мир, его красоту и радости, мы должны включить в нашу жизнь этот последний завершительный и тоже, если мы захотим, могущий быть прекрасным, момент: нашу смерть». – свящ. Александр Ельчанинов. Записи.

http://azbyka.ru/fiction/pisma-iz-preisp...

Позвольте мне, Monseigneur, привести здесь несколько личных фактов; быть может они послужат к тому, чтобы несколько смягчить строгость вашего суждения. Моя деятельность в качестве профессора богословия продолжалась 47 лет, с 1823 по 1871 год. В течение этого долгого времени я преподавал противоположное тому, что определено Пием IX в 1870 году. Весь свет знал или мог знать, чему я веровал и учил по этому вопросу; различные апостолические нунции, здесь один за другим следовавшие, не могли этого не знать. Они обращались со мною благосклонно и ни они, никакой либо немецкий или французский, или английский епископ никогда не сказали ни одного слова и не сделали никакого намёка, из которых бы я мог узнать, что они недовольны моим преподаванием. Я учил тому, чему научился от моих учителей, что для меня подтвердилось моими исследованиями и что я находил в исторических и богословских трудах, которые считал наиболее основательными, именно: что непогрешимость папы есть мнение, очень поздно выдуманное, но теперь терпимое в церкви; приписывать же его всему католическому миру было бы, как выразился один очень распространенный английский катехизис, протестантскою клеветою. Я знаю от множества неопровержимых свидетелей, из признаний, проскользнувших у них, что ватиканский собор не был свободен, что на нем прибегали к угрозам, запугиваниям, обольщениям. Я знаю это от епископов, которых письма сохраняю, или которые мне устно сознавались в этом. Тот же самый мюнхенский архиепископ, который отлучил меня, приходил ко мне на другой день по возвращении из Рима и рассказал мне подробности, не оставившие во мне никакого сомнения. Правда, все эти прелаты покорились, все в свое оправдание говорили: «мы не хотим делать раскол» (схизму). И я не хочу быть членом схизматической общины; я изолирован. Убежденный, что изданный против меня приговор несправедлив и напрасен, я продолжаю считать себя членом великой католической церкви, и сама церковь устами святых отцов говорит мне, что такое отлучение не может вредить моей душе.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Yanyshev...

Почему дерзают они своими нечестивыми устами изрыгать змеиный яд? Ведь это глубокое непонимание второй заповеди Закона Моисеева: «Не делай себе кумира, и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не покланяйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой» ( Исх. 20, 4 ). Что значит эта заповедь? Смысл ее совершенно ясен. Она запрещает творить себе кумиров, то есть идолов, запрещает вместо Бога Истинного почитать бездушных истуканов, подобных тем, которых почитали древние ассиро-вавилоняне, древние египтяне, греки и римляне и другие языческие народы. Египтяне почитали быка Аписа; были безумцы, которые почитали обезьян, крокодилов, различных гадов. Почитали солнце и луну и делали их изображения. Изображениям своих выдуманных, несуществующих богов: Ваала, Астарты, Зевса, Аполлона, Гермеса и прочих, изображениям животных и гадов поклонялись как истинным богам в уверенности, что в идолах живут воображаемые боги. Вот это действительно идолопоклонство. Сущность его в том, что люди отвращаются от Истинного Бога и служат бесам. Из многих повествований о жизни угодников Божиих мы знаем, что во многих таких идолах, действительно, жили бесы, которых святые апостолы и преподобные изгоняли молитвой ко Господу. Имеет ли наше почитание святых икон что-либо общее с этим, напоминает ли – хотя бы отдаленно – идолопоклонство? Конечно, нет. Мы не обоготворяем святые иконы, но, почитая святой образ, воздаем честь Истинному Богу, или Его Пречистой Матери, или святому угоднику, изображенному на иконе. Взирая на святой образ телесными очами, мы обращаем духовные очи к первообразу. Святые иконы, подобно Священному Писанию , напоминают нам о реальных лицах и событиях. Разве не действительно воплотился и жил на земле, среди нас Господь и Бог наш Иисус Христос, изображениям Которого мы воздаем честь и хвалу? Разве не жила на земле Пресвятая Богородица, образ Которой написал святой евангелист Лука? И Она благословила этот образ и сказала: «С этим образом пребудет навсегда Моя благодать». Знают ли об этом неразумные сектанты? Разве не слышали они, сколько чудес совершается от икон Пресвятой Богородицы?

http://azbyka.ru/otechnik/Luka_Vojno-Jas...

Поэтому и мы говорим: молитесь и о нас; и говорим это не ради того только, чтобы говорить, но искренно желая ваших молитв. Если я принял на себя обязанность ходатайствовать о всех вас и должен буду дать отчет в этом, то тем необходимее становится для меня ваша молитва . Ради вас я принял на себя большую ответственность; следовательно, и вы должны подавать мне большую помощь. «Приветствуйте всех братьев лобзанием святым» ( 1Фес.5:26 ). О, какая теплота! О, какие мысли! Так как он, будучи в отсутствии, не мог сам приветствовать их лобзанием, то приветствует чрез других. Так и мы делаем, когда говорим: поцелуй его за меня. Так и вы сохраняйте в себе огонь любви, – расстояние не составляет для нее препятствия, напротив она наполняет собою разделяющее пространство и везде находится. «Заклинаю вас Господом прочитать сие послание всем святым братиям» ( 1Фес.5:27 ). И здесь не столько наставление, сколько любовь: чтобы, таким образом, говорит, мне и с ними беседовать. «Благодать Господа нашего Иисуса Христа с вами, аминь» ( 1Фес.5:28 ). И не просто повелевает он (прочитать послание всем), но с заклинанием, делая и это по влечению пламенного своего сердца, – чтобы они, если бы и не захотели обратить внимание на его просьбу, ради заклятия исполнили то, что было им заповедано. Тогда весьма боялись этого; а ныне и это попрано. И часто бывает, что наказываемый раб, заклиная и Богом и Христом Его, говорит: дай Бог тебе умереть христианином, – и никто не слушает, никто не обращает на это внимания; если же будет заклинать (наказывающего) собственным его сыном, то всякий тотчас, хотя против воли, хотя с скрежетом зубов, уменьшает однако свою ярость. Опять иной, которого влекут и ведут на средину площади, в присутствии эллинов и иудеев, заклинает влекущего самыми страшными клятвами, – и никто не слушает его. Чего не скажут эллины, когда верный заклинает верного и христианина, и это не приносит ему никакой пользы, напротив мы еще больше обнаруживаем к нему презрение? 3. Хотите ли, я расскажу вам одно происшествие, о котором сам слышал? Говорю не выдуманное мною, а слышанное от лица, заслуживающего доверия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Пришедши в Гефсиманский сад, Господь оставил прочих учеников и взял с Собою трех свидетелей славы преображения – Петра, Иакова и Иоанна. Но и эти избранные Апостолы не могли разделить последнего молитвенного подвига Иисуса Христа. Отдалясь от них немного и преклонив колена, Он троекратно молился до кровавого пота: Отче Мой! Если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты ( Лк. 22:42 ). Хотя Божество было непричастно никакому страху, но человечество Христово ужасалось и тосковало, прося Бога пронести мимо чашу страданий, уготованную Спасителю. Вместо того, чтобы бодрствовать и молиться, по заповеди Господа, избранные ученики Его, утомленные событиями дня, заснули. Они проснулись тогда, как Иисус Христос сказал им: Кончено; пришел час, вот предается Сын человеческий в руки грешников ( Мф. 26:45 ). Предатель Иуда, взяв отряд воинов и служителей от первосвященников и фарисеев, пришел в Гефсиманский сад и поцелуем – этим знаком дружеской любви – указал вооруженной толпе Иисуса. Господь, Который мог бы множество Ангелов призвать на защиту Свою, добровольно отдался в руки пришедших за Ним. Апостол Петр хотел ножом защищать своего Учителя, но был остановлен Самим Иисусом, и затем ученики разбежались. Была уже ночь; но враги Христовы не спали, ожидая выполнения давних своих намерений. Сначала привели Иисуса в дом Анны архиерея, а потом к первосвященнику Каиафе, где собрались члены судилища. Здесь многие наемные лжесвидетели пытались взвести на Узника какое-либо обвинение; но показания их были ничтожны. Молчание со стороны Господа было ответом на все эти рассказы, частию выдуманные, частию извращенные. Тогда Каиафа, обращаясь к Иисусу, сказал Ему: Заклинаю Тебя Богом живым, скажи нам: Ты ли Христос Сын Божий? На это первосвященник получил утвердительный ответ и затем, казалось бы, должен был или признать истину слов Его, или показать, почему они несправедливы; а он только разодрал одежды свои, в знак того, что якобы слышит богохульство, и сказал своим советникам: Он богохульствует; на что еще нам свидетелей? Вот теперь вы слышали богохульство Его.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Kazanskij...

( Пс. 32:15 ) Более того, Сам Господь Иисус удостоверяет нас, что даже столь незначительное событие, как падение малой птицы, не может совершиться без воли Бога - Не две ли малые птицы продаются за ассарий? И ни одна из них не упадет на землю без [воли] Отца вашего; ( Мф. 10:29 ) И с философской точки зрения, и с точки зрения библейского Откровения в теистической вселенной можно только очень условно говорить о “естественных” и, уж тем более, “необходимых” последствиях – как и о “случайностях”. Не происходит и не может произойти ничего, чего бы не определил Бог – или попуская, или активно действуя». Как раз поэтому и не возможно совместить Бога Писания и Предания, Бога Церкви и наблюдаемой Вселенной с выдуманным богом гуманистов. Тут необходим выбор между той реальностью о которой нам говорит Откровение и умопостроениями гуманистов. Но совершая этот выбор важно помнить еще об одном факте. Если мы будем верить в такого Бога, который не награждает и не наказывает, то мы автоматически лишаемся права на молитву. Если Бог только дает Свою любовь, но никаким образом не вмешивается в нашу жизнь, то и всякая молитва к Нему бесполезна. Особенно это касается молитв о прощении, об благом ответе на Страшном Суде, и даже обычных молитвах об умершем. По справедливому замечанию Сергея Худиева , «что произойдет с нашей верой, нашей надеждой, нашей молитвенной жизнью, если мы все-таки всерьез примем представления о воздаянии как о “естественных, необходимых последствиях”? Мы рассмотрим некоторые неизбежные последствия – не возможные, а именно неизбежные – последствия таких представлений. Любая просительная молитва – от “доброго ответа на страшном суде Христовом просим” до “долгоденственное и мирное житие, здравие и спасение, и во всем благое поспешение, подаждь, Господи..” – исходит из того, что наша временная и вечная участь определяется Богом. Бессмысленно просить Бога о чем бы то ни было, если воздаяние – это “естественное, необходимое следствие” наших поступков. В самом деле, митр.

http://azbyka.ru/mogut-li-spastis-nekres...

Разделы портала «Азбука веры» Достаточно ли одной Библии? Вопрос о соотношении Священного Писания и Предания — камень преткновения в многовековых спорах православных христиан с протестантами. Последние уже в XVI веке провозгласили знаменитый тезис: Sola scriptura ( лат. только Писание), утверждая, что для полноценной христианской жизни достаточно одного текста Библии. В нем, говорят они, содержится ровно столько, сколько нужно для спасения человека, а Предание — это какое-то позднее, выдуманное и совершенно лишнее нагромождение, от которого необходимо избавиться. Православные же богословы с таким подходом категорически не согласны. Церковь учит, что Священное Предание — это древнейшая форма передачи Божественного Откровения. Так, из той же книги Бытия мы узнаем, что Бог непосредственно общался с Адамом, Авраамом, Исааком, Иаковом, Моисеем. Мы видим, что Авель знает, как приносить жертву Богу от первородных стада своего и от тука их ( Быт.4:4 ). Ной знает какие животные «чистые», а какие «нечистые» ( Быт.7:8 ). Авраам знает, что такое десятина, когда дает ее Мелхиседеку, царю Салима ( Быт.14:20 ). И, заметим, никто из них не читал Писание, которое тогда, очевидно, еще и записано не было. На протяжении многих веков ветхозаветные праведники жили без сакрального текста Писания, так же как, впрочем, и ранние христиане долго обходились без текста Нового Завета, сообразуя свою духовную и повседневную жизнь с устным Преданием Церкви. Таким образом, можно сказать, что Писание — это записанная часть Предания, и именно поэтому они не существуют друг без друга. Сами апостолы неоднократно призывали верующих держаться Предания: Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам ( 1Кор.11:2 ); Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим ( 2Фес.2:15 ); Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас ( 2Фес.3:6 ).

http://azbyka.ru/zachem-pravoslavnym-svy...

Разделы портала «Азбука веры» См. также АУДИОВЕРСИЮ Часто священнику задают вопрос, приведенный в заглавии, и начинают оправдываться. – Нам надо выспаться, побыть с семьей, сделать домашние работы, а тут надо встать, идти в церковь . Зачем? Конечно, для того чтобы обосновать свою лень, можно найти и не такие возражения. Но сначала следует понять, какой смысл в еженедельном хождении в храм, чтобы затем уже сравнить с этим наши самооправдания. Ведь требование это не выдумано людьми, а дано еще в Десяти Заповедях: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни вол твой, ни осел твой, ни всякий скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой почил; посему благословил Господь день субботний и освятил его» ( Исх.20:8-11 ). За нарушение этой заповеди в Ветхом Завете полагалась смертная казнь, как за убийство. В Новом Завете большим праздником стало воскресенье, потому что Христос, восстав из мертвых, освятил этот день. По церковным правилам нарушитель этой заповеди подпадает отлучению. Согласно 80 правилу VI Вселенского Собора: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или кто-либо из сопричисленных к клиру, или мирянин, не имея никакой настоятельной нужды, или препятствия, которым бы надолго устранен был от своея церкви, но пребывая во граде, в три воскресные дни в продолжение трех седмиц, не придет в церковное собрание: то клирик да будет извержен из клира, а мирянин да будет отлучен от общения». Вряд ли Творец стал бы давать нам нелепые повеления, да и церковные правила написаны вовсе не для того, чтобы мучить людей. В чем же смысл этой заповеди? Все христианство вырастает из самооткровения Бога Троицы, явленного чрез Господа Иисуса Христа. Вхождение в Его внутреннюю жизнь, участие в Божественной славе – это цель нашей жизни. Но так как «Бог есть любовь и пребывающий в любви – в Боге пребывает, и Бог в нем» , по слову апостола Иоанна ( 1Ин.4:16 ), то и войти в общение с Ним можно только через любовь.

http://azbyka.ru/zachem-kazhdoe-voskrese...

Разделы портала «Азбука веры» Что делать, если вера слабеет, охладевает? Иногда кажется, что её уже нет… Вопрос закрыт для новых ответов. Похожие вопросы 4 Ответа А какая альтернатива вере? Богоотступничество и вера в вечную смерть (атеизм)? Меня вдохновляют эти слова: “Тогда Иисус сказал двенадцати: не хотите ли и вы отойти? Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни” ( Ин.6:67–68 ). Самая крепкая вера – вера, основанная на личном опыте. У каждого верующего он есть — опыт непосредственного участия Бога в его жизни. У каждого была такая минута, когда он не мог не понять: это Господь. Когда приходит сомнение, нужно просто вспомнить эту минуту. К потере веры человек обычно идёт постепенно, так же, как и к обретению веры. И то, и другое — результат множества маленьких шагов, нравственных падений, которые мы совершаем. В наше время большим искушением является душевредная информация: антицерковные сайты, блоги, телеграмм-каналы. Человек соблазняется грехами других людей и теряет веру. Чтоб укрепилась вера нужно по вере жить. Святых подвижников спрашивали: как обрести дар любви? И они отвечали: делай дела любви, и сердце твое обретет любовь . То же и с верой. Требуется обращаться к Богу и стремится исполнять Его заповеди. Очень полезно читать Евангелие и жития святых и подвижников веры. Ну, и очевидно – регулярно Причащаться. Бывают такие случаи, когда человек считает, что теряет веру в Бога, но он её и не имел. Например, один мужчина рассказал, что он перестал верить в Бога, после того как сильно болела его дочка, он много молился, но спасти дочь так и не удалось. На самом деле этот мужчина потерял не веру в Бога. У него, как и у многих других людей, была точка зрения, что есть нечто, которое называется «богом». Этот мужчина был уверен, что, если у этого нечто сильно попросить, то обязательно получишь. Первое же испытание показало, что это выдуманная вера. Встать против неверия насмерть: не давать ему хода, гнать сомнения, молиться и жить так, словно твердо веруешь. Бог зачтет Вам это в духовный подвиг, вернет веру и “претерпевший до конца спасется”.

http://azbyka.ru/vopros/chto-delat-esli-...

Разумеется, подобное отношение к обрядовым правилам характерно не только для иудеев, о которых речь в Евангелии, но и к представителям иных религий. Так, например, правоверный мусульманин должен молиться Богу определенное число раз в день. Для этого он носит с собой коврик для молитвы: где бы он ни находился, он постелит свой коврик, упадет на колени, произнесет свои молитвы и пойдет дальше. Есть рассказ об одном мусульманине, преследовавшем с ножом в руках человека, чтобы убить его. Когда раздался зов к молитве, он тут же остановился, постелил молитвенный коврик, преклонил колени, как можно скорее произнес молитвы, вскочил и погнался дальше за своей жертвой. Это, конечно, анекдот, но анекдот показательный. Абсолютно то же самое можно утверждать и о множестве христиан, которые регулярно ходят в церковь , занимаются чтением Писания, молятся по расписанию, постятся в положенные дни, короче говоря, «благочестивы» во всех отношениях, но при этом носят в своем сердце вражду, злобу, зависть и гордыню, то они – такие же лицемеры, как и те, к которым обратился Иисус Христос в Своей речи. 2. Во-вторых, Иисус обвинил законников в том, что они заменяют Закон Божий выдуманными человеческими правилами. Эти правила были тонко, до мелочей разработанными толкованиями Закона. Показателен пример, который приводит Иисус Христос. Этот пример связан со словом клятвы «корван». Это слово значило дар и употреблялось для обозначения предметов, специально посвященных Богу. Все, что было корван , как бы уже было возложено на алтарь, другими словами, оно было совершенно изъято из обычного пользования и стало собственностью Бога. Человек, давший обет посвятить часть своих денег или своего имущества Богу, объявлял их корван , и после этого они уже никогда не могли быть использованы в обычных и мирских целях. Ведь, согласно Закону, нельзя нарушать клятву! «Если кто даст обет Господу, или поклянется клятвою, положив зарок на душу свою, то он не должен нарушать слова своего, но должен исполнить все, что вышло из уст его» ( Числ. 30,3 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010