И так как Он не имел специально, так сказать, толковательной цели при Своем учении вообще, а пользовался лишь удобными обстоятельствами, чтобы научать людей тому, что есть воля Божия благая и совершенная, то, кроме Нагорной Беседы мы встречаем большей частью отрывочные изречения, разъясняющие истинный смысл этих основных заповедей, как и всех других, основывающихся на них. Но и в этих нечастых случаях очевиден единый общий дух толкования, послуживший основой и Апостольского толкования и вообще всего новозаветного учения 442 . Главное разъяснение свое основные заповеди закона получают в двух, как и они сами, имеющих между собой неразрывную, внутреннюю связь, изречениях Господа: Мф. 9:13 (12:7) и 23:23 срав. также 7:12. Первое изречение: «милости хочу, а не жертвы» (из Оссии 6:6) сказано Господом по поводу негодования фарисеев на общение Его и учеников Его с мытарями и грешниками, и выражает собой великую ветхозаветную истину, в чем должно составлять истинное Богоугождение, – чего желал Бог от человека уже в Ветхом Завете: любовь и милосердие к ближнему – вот истинная, приятная Богу жертва со стороны человека, а не жертва собственно т. е. как жертва, как известные, обрядовые действия, не соединенные с вытекающей из любви к Богу любовью к ближнему, мытарь ли он, грешник ли, мало того, даже неприязненный ли он человек. Ибо Господь в другом случае говорит: «если ты принесешь дар твой (жертву) к жертвеннику, и там вспомнишь, что брат твой имеет что-либо против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда прийди и принеси дар твой» (Мф. 5:23–24). Так любовь к Богу и Богоугождение в духе толкования Господа, неразрывно связано с любовью к ближнему 443 . «О благость! О неизглаголанное человеколюбие!» восклицает Св. Златоуст. Господь повелевает, чтобы поклонение Ему было оставлено ради любви к ближнему 444 . Эту же мысль выражает Господь раздельнее в другом месте. Именно, обличая фарисеев и книжников в ложности направления, принятого ими в отношении к законной части Писания, – в привязанности их к мелочной обрядности без вникания в дух закона, мало того, – в усилении этой обрядности и вообще внешней стороны выдуманным уже позднее Писания преданием (галаха), говорит, что из-за этой внешности они оставили важнейшее (βαρτερα) в законе: суд, милость и веру (Мф.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

Иакова (Деян.21, 20 — греч. μυριδες). Так что все попытки ввести сосчитать число выдуманных ими «небесных правителей» совершенно не согласны с Библией. Надо сказать несколько слов по поводу слов «крещение во имя Иисуса Христа». Оно вовсе не означает, будто апостолы употребляли иную форму крещения нежели заповедал Христос (Мф. 28, 19), а значит «крестится крещением, установленным от Иисуса Христа, а не Иоанновым или другим каким-либо, а христианским, во имя св. Троицы» . То что формула крещения «во имя Отца и Сына и Святого Духа» применялась с самого начала свидетельствует древнейший памятник апостольского христианства «Дидахе», написанный около 70–90 гг. в Сирии. Он гласит: «что касается крещения, крестите так: наперед провозгласив все это, крестите в живой воде во имя Отца и Сына и Святого Духа. Если же нет живой воды, крести в другой воде; если же не можешь в холодной, то в теплой. А если нет ни той, ни другой, возлей воду на голову трижды во имя Отца и Сына и Святого Духа» . При внимательном чтении Писания становиться очевидным, что именно тринитарную формулу применяли и апостолы. Об этом свидетельствует рассказ Деяний о крещении ап. Павлом учеников Иоанна. «Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса» (Деян. 19, 1–5). Из этого отрывка видно, что для ап. Павла факт незнания существования Святого Духа свидетельствует о неправославной форме крещения. Что свидетельствует о том, что он крестил всех в согласии с постановлением Господним, во имя Отца и Сына и Святого Духа. Помнить это важно потому, что Свидетели Иеговы отвергли библейскую форму крещения в три погружения с призыванием имени Трех Божественных Ипостасей.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Из числа иудеев вышли и Исайя, и Иеремия, и Иезекииль, и Амос, и другие пророки. Но настанет время и настало уже, говорит Иисус, когда не на этой горе и не в Иерусалиме будете вы поклоняться Отцу. Это очень важная, хотя на первый взгляд и парадоксальная формулировка. «Время настанет» — значит, оно еще не наступило. И тут же — «и настало уже». Оно уже здесь. Оно уже настало, это время, которое только наступает. Чрезвычайно важный для понимания Евангелия момент: христианство есть религия будущего, но того будущего, которое уже здесь, которое уже наступило, уже переживается нами. И об этом мы говорим на каждой Божественной Литургии, благодаря Бога за то, что Он «царство даровал еси будущее». «Даровал еси» — значит, уже даровал будущее царство. Царство Божие, Царство Небесное, жизнь вечная — это нечто из области будущего, но это будущее нам уже даровано. Об этом же говорит фраза: «Яко грядет час, и ныне есть…» — «Но настанет время и настало уже». Итак, наступает и настало время, когда «не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу». Бог здесь назван не просто Богом, Творцом и Создателем, нет, здесь Он назван Отцом: «Будут поклоняться Отцу в духе и истине…» Что такое истина, мы более или менее себе представляем. Истина освобождает, если мы ее познаем: «И познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32). Истина явлена нам во Христе. Истина — это Он Сам, потому что на вопрос Пилата: «Что есть истина?» — наверное, каждый из нас ответил бы: «Вот Истина, она в лице Иисусовом стоит перед тобой». И Сам Он говорит: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14:6). Сегодня по-русски «истина» — это «правда», в славянском же языке «правда» — это «справедливость». На славянский язык словом «правда» переводится греческое слово «справедливость», а нетрудно понять, что истина и правда, истина и справедливость — вещи разные. То, что мы сегодня подразумеваем под словом «правда», означает то, что не выдумано, то, что есть на самом деле, именно «алетейя», или истина. «Поклоняться Богу в истине» — значит вести с Ним диалог, реально чувствуя Его присутствие, не выдумывая Его, но находясь с Ним в реальной связи, в реальных отношениях.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=719...

икон, сектанты опираются на Исх. 20:3–5 , где говорится: «Не делай себе кумира и никакого изображения... не поклоняйся им и не служи им». Это вторая заповедь. Но она совсем не запрещает почитать изображение истинного Бога, в том виде, в каком Он являл Себя людям. Вторая заповедь запрещает делать кумиры (истуканы) и подобия, или изображения, выдуманных, неистинных богов, каким поклонялись язычники. Слова заповеди: «никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли, не поклоняйся им и не служи им – ясно указывают на то, что , нельзя делать истуканов, статуй неистинных богов, поклоняться им и служить, «ибо Я Господь Бог твой» – говорится далее ( Исх. 20:5 ). Не должны также никого смущать и слова «никакого». В четвертой заповеди сказано, что в субботу нельзя творить никаких дел ( Исх. 20:10 ; Втор. 5:14 ), однако же сектанты на основании этой заповеди не делают того вывода, что в субботу нельзя творить добрых дел. Сам Господь Иисус Христос укорял тех людей, которые на основании четвертой заповеди считали невозможным в субботу творить добрые дела ( Мф. 12:10–12 ). Сам пророк Моисей, чрез которого Господь дал десять заповедей, делает, по повелению Господню, херувимов для скинии ( Исх. 15:18, 26:1 ). Это и свидетельствует, что выражение «никакого изображения» относится к почитанию истуканов, статуй языческих богов, но никак не применяется к изображению истинного Бога в том виде, в каком Он являл Себя людям, а также и св. ангелов и святых угодников Божиих. Словом, идол или кумир есть изображение таких ложных богов, которых никогда не было, которых никто не видел и которые ничего не стоят. Между тем св. изображения, или св. иконы, наоборот, есть спасительное для нас изображение действительного, истинного Бога, Который был, и есть, и будет, и Который есть Творец и Спаситель наш. Пример изображений кумирных и идолопоклоннических: Дагон ( 1Цар. 5:2 ), Ваал (Иерем. 19:5), Вил ( Дан. 4:13 ), Астарта ( 4Цар. 23:7 ) и др.; пример иконных св.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rukovods...

Как беспечны мы в своей мнимой самостоятельности… Мы устраиваем свою повседневность, у нас есть обязанности, ответственность, мы получаем образование, создаем семьи, пытаемся чего-то достичь. Кажется, что мы сами творим свою жизнь, и вот тогда происходит роковая ошибка: человек начинает «верить в себя». По сути — самонадеянно вменять себе в заслугу все то, что он, по его мнению, совершил, достиг, открыл. И тут было бы кстати открыть Библию и вспомнить о некоем человеке и о том, что имения у него было: семь тысяч мелкого скота, три тысячи верблюдов, пятьсот пар волов и пятьсот ослиц и весьма много прислуги; и был человек этот знаменитее всех сынов Востока (Иов 1, 3), а еще о том, что случилось с ним дальше. Правда, при этом было бы неплохо помнить еще, что был этот человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла (Иов 1, 8). Мы кажемся себе порой такими же — верующими,— но в кого мы верим? Если в Бога, то что есть наша вера, какова ей цена? Даже тысячная доля тех испытаний, которые пришлись на долю Иова многострадального, способны запросто каждого из нас припечатать к земле — если только не довериться Тому, Кто знает нас с рождения и видит все наши пути. Тому, Кто повел нас дорогой скорбей, потому что наши собственные глаза давным-давно привели нас в глушь и болото, выход из которых возможен только через доверие и терпение, через поданную руку и послушание Поводырю, Который обрел потерянных не только в подобных нашим житейских трясинах, но и в бездне адова отчаяния, за пределами смерти. Можно, конечно, просто «верить в завтрашний день». Но где и кто мне даст гарантию, что он наступит? Могу ли я доверять человеку, обещающему мне рассвет и доброе утро? Вообще, доверие — явление, давно забытое большинством взрослых людей. Мы перестали доверять не потому что не верим другим. Мы не доверяем другим, потому что врем себе. Почему ребенок так легко доверяет, а взрослый так просто обманывает его доверие? Потому что в чистоте детского сердца осталась еще правда. Маленький человек чувствует и понимает Бога, и потому верит: тот, кто больше и сильнее, всегда поможет и никогда не бросит. А нам, повзрослевшим и лукавым, верить в себя выдуманного проще, чем верить себе.

http://pravoslavie.ru/90534.html

Как не верующих в воскресение мертвых, Христос посрамил саддукеев воскрешением Своего друга Лазаря Четверодневного. Однако и это чудо их не убедило. Про таких неверующих сказано в евангельской притче о богатом и Лазаре: Аще кто от мертвых воскреснет, не имут веры ( Лк.16:31 ). Злоба и слепота саддукейская заставила их помышлять об убийстве обоих – и Воскресившего: От того убо дне совещаша, да убиют Его ( Ин.11:53 ), и воскрешенного: Совещаша же архиерее, да и Лазаря убиют, яко мнози его ради идяху от иудей и вероваху во Иисуса ( Ин.12:10–11 ). Именно саддукеи, во главе со своим старейшиной, первосвященником Каиафой, приговорили к смерти Христа за то, что Он свидетельствовал Божественную Истину. Они же раздражались более других людей на апостолов за их проповедь о Воскресении Спасителя. Так, после исцеления Петром и Иоанном хромого, к ним приступили священники и начальники стражи при храме и саддукеи, досадуя на то, что они учат народ и проповедуют в Иисусе воскресение из мертвых; и наложили на них руки, и отдали их под стражу до утра ( Деян.4:1–3 ). Саддукеи скрупулезно изучали Священное Писание, из которого они знали и о Воскресении мертвых. Но они не уверовали в силу Живого Бога. Не верующие в общее воскресение мертвых саддукеи искушали Спасителя выдуманной ими историей о семерых братьях, последовательно имевших одну жену. На лукавый вопрос: В воскресение которого от седмих будет жена? ( Мф.22:28 ) Господь ответил им: Прельщаетеся, не ведуще Писания, ни силы Божия ( Мф.22:29 ). Господь не полемизировал с саддукеями. Это было безполезно. Когда они видели силу ангелов – они отрицали существование ангелов. Когда им предъявлялся факт воскресения – они отрицали возможность воскресения. Для них духовной нормой являлась хула на Духа Святого, поэтому Христос Спаситель отказался показать им какое-либо знамение (кроме знамения Ионы пророка), так как их скептический ответ был предрешен ( Лк.11:29–30 ). Христос предупреждал Своих учеников, чтобы они остерегались закваски саддукейской ( Мф.16:6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Когда же несколько удалились от Церкви, то сказали притворившемуся мертвецом: «Ну, теперь вставай!» Ответа не было. Они стали толкать его, ответом было опять молчание. Наконец же, к ужасу своему, они заметили, что мнимый их мертвец стал мертвецом действительным и что жизнь оставила его. «То чудо, – говорит сказание, – уведася от всех и бысть на всех страх и ужас». Итак, братие, подлинно нехорошо поступают те, которые не желают помочь ближнему и которые, чтобы уйти от дела, выдумывают на себя те или другие несчастья; а также, как видите, справедливо и то, что и выдуманные ленивыми несчастья и на самом деле постигают их. А зная сие, что мы должны делать, братие? Во-первых, всегда по любви христианской должны помогать другим – кто чем может, помня, что любовь к ближнему должна выражаться не в словах, а в делах, как и говорит Апостол: «Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» ( 1Ин.3:18 ). А во-вторых, не должны забывать и того, что «мерзость, – как говорит Слово Божие, – пред Господом – уста лживые» ( Притч.12:22 ) и что «погубит [Господь] говорящих ложь» ( Пс.5:7 ). Да будет же после сего любовь наша к ближним нелицемерна и, «доколе есть время, будем делать добро всем» ( Гал.6:10 ). Аминь. 22-й день 301. Чего особенно мы не должны опускать из вида в час смертный (Из жизни священномученика Евсевия, епископа Самосатского. Чет. Мин. июня 22) Когда приближается к нам час смертный, то что мы обыкновенно делаем? Молимся, каемся перед Богом в своих грехах и приобщаемся Св. Таин. Но одно ли только это мы должны в час смертный делать? Нет, мы должны еще и проститься со всеми и, главным образом, простить еще всех, не исключая даже и злейших наших врагов. Почему же мы должны особенно сделать и сие последнее? Потому что так поступали Господь и святые Его. «И когда пришли, – говорит про Господа Евангелист Лука, – на место, называемое Лобное, там распяли Его и злодеев, одного по правую, а другого по левую сторону. Иисус же говорил: Отче! прости им, ибо не знают, что делают» ( Лк.23:33–34 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Viktor_Gurev/c...

Когда же Он сказал: «все исполнил», – а может быть не исполнил, ибо иначе не было бы сказано ему: «соблюди заповеди», – Господь, обличая его страсть, сказал ему: «если хочешь быть совершенным, пойди продай все имение твое и раздели бедным, и приходи, и следуй за Мною ( Мф.19:17–22 ), обещая часть апостолов тем, которые так поступят. Но Он не возвещал последователям Своим другого Бога Отца кроме Того, Который изначала был возвещен Законом, и никакого другого Сына, ни Матери, Помышления Эона, подвергшегося страданию и падению, ни Плеромы из тридцати Эонов, оказавшейся пустою и несостоятельною, ни басни, выдуманной другими еретиками, а учил исполнять заповеди, изначала предписанные Богом, отрешиться от прежней страсти посредством добрых дел и следовать за Христом. А что раздача имения бедным разрушает прежнюю страсть, это показал Закхей, говоря: «вот половину имения моего отдам нищим, и если кого чем обидел, воздам вчетверо» ( Лк.19:8 ). Глава XIII. Христос не отменил естественных заповедей Закона, но устранил иго Ветхого Завета, дабы человек свободно и с сыновнею преданностью служил Богу 1. И что Господь естественные (заповеди) Закона, которыми человек оправдывается и которые до законодательства соблюдали оправдавшиеся верою и угодившие Богу, не разрушил, но распространил и восполнил, это открывается из Его слов. «Сказано древним, – говорит Он, – не прелюбодействуй; а Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем». И еще: «сказано: не убивай; а Я говорю вам, что всякий гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду». И – сказано: «не преступай клятвы; а Я говорю вам: не клянитесь вовсе, но да будет у вас слово: да, да; нет, нет» ( Мф.5:21–22,27–28,33–37 ), и прочее такое. Все это содержит не отрицание и разрушение прежнего, как утверждают последователи Маркиона, но восполнение и распространение, как и сам Он говорит: «если праведность ваша не превзойдет праведности книжников и фарисеев, то не войдете в царство небесное» ( Мф.5:20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Irinej_Lionski...

«Когда приидет Сын Человеческий во славе Своей» (Мф. 25: 31) судить мир, то славой Его будут не выдуманные людьми знаки для подтверждения внешнего могущества. Славой Его будет полное исполнение Самим праведным Судией всего закона. А суд будет с креста и крестом, о котором и Сам Христос Спаситель сказал: «Тогда явится знамение Сына Человеческого на небе» (Мф. 24: 30). Но слава и правда суда Божия – это и милость к обездоленным, забота о которых поручена нам Самим Господом, сказавшим: «Так как вы сделали это одному из сих [страждущих, алчущих] братьев Моих меньших, то сделали Мне», страдания которых Он сравнил со Своими. А меньших вокруг нас неисчислимое количество, но мы не замечаем их, а хотим, чтобы только нас заметил и утешил Господь. Но «благословен Бог и Отец Господа нашего Иисуса Христа, Отец милосердия и Бог всякого утешения, утешающий нас во всякой скорби нашей, чтобы и мы могли утешать находящихся во всякой скорби тем утешением, которым Бог утешает нас самих!» (2 Кор. 1: 3–4). Мы призваны к жертве радостной, светлой – служить ближнему и тем самым служить Христу Вот к какой жертве призваны мы – не непосильной, не тягостной и угрюмой, но к жертве радостной, светлой – к служению ближнему и, значит, к служению Самому Господу. И это единственное, что хоть как-то может оправдать наше христианское имя. В таком сердечном стремлении и в смиренных размышлениях да проведем святые дни Великого поста, чтобы приблизиться к Господу и не быть отвергнутыми Им в день Воскресения и Суда. Аминь. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Зинаида 5 марта 2018, 09:13 Дорогой Владыка, дорогие насельники Сретенского монастыря! Большое вам спасибо за такую службу, за ваш Храм, который сошел как бы с неба. Страшно даже наступать на эти мраморные ступени, взирать на эти чудные иконы и, кажется, что это все не наяву, а во сне, что такого просто на может быть на этом свете. Первый раз была на службе в вашем новом Храме. Низко кланяюсь всем создателям, благотворителям, помощи вам всем Божией на многая лета!

http://pravoslavie.ru/111202.html

Матфей добавляет, что Иисус спросил: Друг, для чего ты пришел? ( Мф. 26, 50 ) Неужели Иисус не знает, для чего Иуда пришел?.. Этим вопросом Матфей показывает нам, что до последнего, даже когда для Него Самого уже не остается шанса, Иисус заботится о своих учениках и желает им исправления и спасения. Для Иисуса уже ничего не изменить – Его схватят. Но для души Иуды этот вопрос может оказаться целительным. Может быть, Иуда еще раз задумается над тем, что сделал, и покается. Хотя Иоанн ничего не сообщает о поцелуе Иуды, тот лишь приводит воинов ко Иисусу, – библеисты отдают предпочтение свидетельству Синоптиков. Поцелуй в голову – это традиционная форма приветствия учителя. Эта деталь не могла быть выдумана. Кто пошел арестовывать Иисуса? Для начала нужно сказать, что Иуда, по всей видимости, не был несчастной жертвой обстоятельств, овечкой, сбившейся с правого пути. Его отношения с иудейскими вождями, которые за несколько недель до ареста Иисуса положили убить Его, были прочными. В предании, относящемся к самому раннему времени, Ап. Петр говорит о Иуде, как о …бывшем вожде тех, которые взяли Иисуса ( Деян 1:16 ). Тридцать сребреников, скорее всего, были не полной платой, а задатком, и в случае успешной операции Иуде было обещано гораздо больше. Как сообщают Синоптики, в сопровождение Иуде, который возглавил процедуру ареста, были даны воины иудейского первосвященника. Иосиф Флавий и Талмуд характеризуют эту личную гвардию первосвященника как «крайне испорченных» людей, которые по указанию начальства били людей дубинками. Впрочем, согласно Иоанну, это был отряд римских воинов. Если свидетельство Иоанна верно, значит, римские власти подключились к делу Иисуса уже на этой стадии, а это значит, что план ареста Иисуса был согласован заранее. Альберто Джакометти «Поцелуй Иуды» Этот столб отмечает место, где Иуда дал Христу предательский поцелуй. Внизу виден покрытый зеленью холм. Это «Акалдама» – «Земля крови». Здесь было кладбище для бездомных. По преданию, это место было куплено иудейскими первосвященниками на деньги Иуды: «Тогда Иуда, предавший Его, увидев, что Он (Иисус) осужден, и, раскаявшись, возвратил тридцать сребренников первосвященникам и старейшинам, говоря: согрешил я, предав кровь невинную. Они же сказали ему: что нам до того? смотри сам. И, бросив сребренники в храме, он вышел, пошел и удавился. Первосвященники, взяв сребренники, сказали: непозволительно положить их в сокровищницу церковную, потому что это цена крови. Сделав же совещание, купили на них землю горшечника, для погребения странников; посему и называется земля та «землею крови» до сего дня» ( Мф. 27:3-8 ).

http://azbyka.ru/parkhomenko/strasti-xri...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010