О Себе как о Хлебе жизни Господь говорил еще прежде Великого Четверга. Евангелист рассказывает, как люди, не вразумляясь теми делами, которые перед ними творил Господь, просили еще чудес и знаков: «Какое Ты дашь знамение, чтобы мы увидели и поверили Тебе?» — говорили они и вспоминали те времена, когда вышедший из Египта еврейский народ на пути в Землю обетованную, скитаясь в пустыне, питался чудесной небесной манной: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: «хлеб с неба дал им есть» (Ин. 6: 31). Между тем это историческое событие, описанное в Ветхом Завете, является также прообразом таинства, которое Господь открывает в Новом Завете, в новом Своем союзе с человеком ( 2 ). Манна — символ нового, вечного Хлеба. И Господь отвечает просящим чуда: «Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой даст вам истинный Хлеб с небес, ибо Хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру. Я есмь Хлеб Жизни». (Ин. 6: 32–33, 48). И если те отцы, говорит Он дальше, которые ели манну в пустыне, все равно умерли, то Хлеб, сходящий с небес, таков, что вкушающий его не умрет, но будет жить вовек. Смерть вошла в человека и пришла в мир в результате грехопадения, отпадения человека от Бога — источника жизни. И кроме смерти физической — умирания тела, есть смерть души — забвение Бога. И наоборот: жизнь вечная, которая не пресекается никакой смертью, — это жизнь с Богом. Об этом говорит Сам Господь: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5: 24). И жизнь вечная, жизнь «с избытком» — это не что)то, что придет за гранью земного существования; жизнь вечная начинается для человека тогда, когда он обретает веру во Христа Спасителя и соединяется с Ним в молитве и таинствах Церкви. Литургия как учебник богословия. Литургия оглашенных В начале ХХ века в Русской Церкви, накопившей к этому времени огромный богословский потенциал, было высказано множество предложений, касающихся обновления Литургии ( 3 ) и возрождения литургической жизни. В частности, среди них назывались такие изменения, как чтение священнослужителями Евангелия лицом к народу, чтение Анафоры вслух, изъятие ектении об оглашенных и другие. Начавшийся период гонений прервал богословские дискуссии, а многие их участники, как священнослужители, так и миряне, были репрессированы и, приняв смерть за веру, стали святыми Церкви. Перед Церковью же долгие годы стояла задача не богословского творчества, а элементарного выживания. И теперь, сто лет спустя, мы снова стоим перед теми же вопросами, причем теперь их решение связано с гораздо бо?льшими трудностями, потому что за эти годы высота духовной культуры была утрачена, а восприятие многих вещей искажено ( 4 ).

http://zavet.ru/a/post_1296232697.html

Апостол Павел вопрошает коринфских христиан: «Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова»? ( 1Кор. 10:16 ). «Кто будет есть хлеб сей или пить чашу сию недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет в осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор. 11:27–30 ). Возможно ли согрешить человеку против обычных хлеба и вина? И в среде причастников I в. от Р.Х. были верующие, по грехам своим недостойные Святого Причастия. Очевидно, что тогда к Таинству допускали всех верующих. Иеговисты в своем догматическом максимализме дозволяют участвовать в Таинстве только «безгрешным», рожденным от Духа, чем вступают в явное противоречие со Священным Писанием. Указывая на сугубую важность Таинства, Апостол поясняет: один хлеб, т.е. Христос, сказавший о Себе:»Я есмь хлеб жизни» ( Ин. 6:48 ), и мы, многие одно тело, ибо «все причащаемся от одного хлеба», т.е. Христа-Спасителя. Если бы христиане Апостольской Церкви разумели под святой Евхаристией простые хлеб и вино, а не Тело и Кровь Христовы, то не было бы Апостолу нужды указывать на ту особенность, что верующие во всех общинах причащаются от одного хлеба, что, конечно, невозможно, если толковать о хлебе буквально, как об одном огромном каравае. Во времена Апостолов совершались сотни и тысячи преломлений, и когда святой Павел говорит: все причащаемся от одного хлеба, – это означает, что в Причащении верующим подается один и тот же Небесный Хлеб, воплотившийся Сын Божий. Члены «малого стада» иеговистов охотно напоминают, что в своей земной жизни ходят «узким путем», который «тернист и нелегок». Потому их жизнь исполнена многих страданий. Эту чашу страданий, убеждены они, завещал им Сам Христос: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь? Они отвечали: можем. Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить и крещением, которым Я крещусь, будете креститься» ( Мрк. 10, 38–39 ). Приняв малую часть истины, иеговисты исказили главное, превратив хлебопреломление в дежурную форму, свидетельствующую об участии членов «небесного правительства» в Христовых крестных страданиях.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/lozhnye-...

«Отче наш!» – потому что Он наш Создатель, сотворивший нас из ничего, и потому что через Сына Своего по естеству сделался для нас Отцом по благодати. «Иже еси на небесех» – потому что Он почивает во святых, будучи свят, как написано; святее же нас Ангелы, пребывающие на Небе, и чище земли – Небо. Потому Бог преимущественно и есть на Небесах. «Да святится имя Твое». Поскольку Ты свят, то освяти имя Своё и в нас, освяти и нас так, чтобы мы, сделавшись Твоими, могли святить Твое имя, возвещать его, как святое, прославлять его в себе, а не хулить. «Да приидет Царствие Твое». Будь нашим Царем ради наших добрых дел, а не врагом за наши злые дела. И да приидет Царствие Твое – последний день, когда Ты примешь Царство над всеми (и над врагами также), и Царство твое будет вечно, каково оно и есть. Ожидает оно, впрочем, достойных и готовых к тому времени. «Да будет воля Твоя, яко на небеси, и земли». Утверди нас, как Ангелов, чтобы воля Твоя была исполняема в нас и нами, как и в них; да будет не наша воля страстная и человеческая, но Твоя, бесстрастная и святая. И как Ты соединил земное с Небесным, так и в нас, находящихся на земле, да будет Небесное. «Хлеб наш насущный даждь нам днесь». Хотя мы просим и о Небесном, но мы смертны и как люди просим для поддержания нашего существования и хлеба, зная, что и он – от Тебя и что Ты один ни в чем не имеешь нужды, а мы связаны нуждами и в Тебе полагаем дерзновение своё. Прося только хлеба, мы не просим излишнего, но – необходимого для нас на настоящий день, так как мы научены не заботиться о завтрашнем дне, потому что Ты печёшься о нас и в настоящий день, будешь заботиться и завтра, и всегда. Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь – Хлеб живой, Небесный, Всесвятое Тело живого Слова. Кто не будет есть этот Хлеб, тот не будет «иметь в себе жизни» ( Ин. 6:53 ). Это – Хлеб насущный, потому что Он укрепляет и освящает душу и тело, и «ядущий хлеб сей будет жить вовек» ( Ин. 6:51 ). «И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим». В этом прошении выражены весь смысл и вся сущность божественного Евангелия, ибо Слово Божие и пришло в мир для того, чтобы оставить нам наши беззакония и грехи, и, воплотившись, для этой цели совершило всё: пролило Свою Кровь, даровало Таинства во оставление грехов и это заповедало и законоположило. «Прощайте, и прощены будет», – говорит Оно ( Лк. 6:37 ). И на вопрос Петра, сколько раз в день отпускать согрешившему, отвечает: «до седмижды семидесяти раз», имея в виду: без счета ( Мф. 18:22 ). Кроме того, Слово Божие определяет этим успех самой молитвы, свидетельствуя, что если молящийся отпустит, то отпустится и ему, и если оставит, то оставится и ему, причем оставится в той мере, в какой он оставит ( Лк. 6:36–38 ) грехи против ближнего и Создателя, потому что этого хочет Владыка. Ибо все мы равны по природе и все вместе рабы, все погрешаем, отпуская не много, получаем весьма много, и давая прощение людям, сами получаем прощение от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Simeon_Solunsk...

Путь апостолов, на который их наставляет Иисус, – это путь к Богу Отцу. Единственный путь к Нему – через Сыновство Христово. Поэтому Иисус Сам был тем путём, который необходимо было проложить, чтобы открыть человечеству дорогу ко спасению. Следующими этот путь суждено пройти Его ученикам как наиболее подготовленным к тому, чтобы следовать Его тропою. В том выражается их единство с Ним, что они через Него тоже стали сынами Божьими. В притче о виноградной лозе ещё более полно раскрывается тема единства Христа и Его учеников. Ученики и все те, кто последует за ними и уверует уже после них, – это ветви животворной лозы. Без помощи Божией они бесплодные ветви, но как только оказываются привиты ко Христу, по словам апостола Павла, они, оставаясь самими собой, преисполняются Божественной жизнью. Когда Божество Христово наполняет нас, оно уподобляет нас не друг другу, но Творцу, и только в этом случае мы раскрываемся в своей неповторимости. Эта уникальность обещана каждому из нас в Книге Откровение: Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам: побеждающему дам вкушать сокровенную манну, и дам ему белый камень и на камне написанное новое имя, которого никто не знает, кроме того, кто получает ( Откр.2:17 ). Готовые пойти за Христом и есть те побеждающие и вкушающие манну небесную, причём манна небесная, манна сокровенная и есть Сам Христос, Который есть хлеб, как и в Таинстве Евхаристии. Этими словами апостол напоминает нам, что Господь и есть источник духовной пищи и силы верующего: Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же, сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет. Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин.6:48–51 ). Спорным для богословов является момент толкования белого камня как символа. Согласно ветхозаветной традиции первосвященник носил на нагруднике двенадцать камней с именами двенадцати колен Израилевых. Здесь же главным представляется то, что имя, высеченное на камне, будет новым и неизвестным никому, кроме того, кто им будет заново наречён, что говорит о том, что награда для каждого будет разной и измерена она может быть только тем человеком, который будет её удостоен. В готовности следовать за Христом, вкушая пищу духовную, и быть уникальным в своей встрече с Ним и есть один из аспектов того единства, о котором идёт речь.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В – Значит твёрдо решено, что Дух – собственный для Сына, притом совсем не только ввиду того, что Он есть Слово, явленное от Отца, но и когда полагается, что Он стал человеком, таким, как мы. 389 . Поэтому, хотя Он и существует как Жизнь всего по —137— причине неизреченного рождения от Живаго Бога, о Нём говорится, что Он оживотворяется вместе с нами. Но тогда можно увидеть, что Он с одной стороны – охотно уделяет собственной плоти славу подобающих Божеству деяний, а с другой стороны – усваивает относящееся к плоти, некоторым образом словно бы придавая это и Своей собственной природе через единение по домостроительству. 390 А – Но разве 391 , что приходить свыше и с небес и быть в состоянии животворить всё, чему Он пожелает послать жизнь, более всего подобает Тому, Кто по природе есть Слово от Бога Отца? 392 А – Так что же? 393 допустить, что творить по Божески – свойственно человеческой природе? В – Я-то, со своей стороны, – нет. А – Тогда почему Он хотя и животворит нас как Бог, однако не через причастие только Святому Духу, но и тем, что предлагает для съедения воспринятую плоть? 394 А именно, Он —138— сказал: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин.6:53 ). А когда однажды иудеи зло осмеивали Его, пытаясь отдать первенство, не знаю как, блаженному Моисею, и открыто говорили: «Отцы наши ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Какое Ты дашь знамение, чтобы мы поверили Тебе? ( Ин.6:31 ; ср. 6:30). Что же совершаешь Ты, Который будто бы доставил нам тело с небесной высоты?», Он ответил: Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и даёт жизнь миру (ср. Ин.6:33 ). И кроме этого снова, чуть ли не пальцем указывая на Себя в собственном теле, сказал: Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. Ядущий Мою Плоть и шлющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нём. Как послал Меня живый Отец, и Я живу Отцем, так и ядущий Меня жить будет Мною ( Ин.6:51,56–57 ). Однако разве не вер-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

И сим ясно показал Господь, что Он народ, взятый в удел Его, будет питать небесною пищею во все странствование его по пустыне жития сего, пока не внидет в радость Господа своего. Также не во образ ли животворящей Своей крови, истекшей из прободенного ребра, Господь, храня жизнь народа Своего в безводной пустыне, повелел рабу своему Моисею поразить камень, из коего и потекли источники для утоления жажды шестисот тысяч человек? Подобно сему Господь показал Себя раз питателем пяти тысяч человек в пустыне через размножение пяти ячменных хлебцов, от коих оставшихся кусков после насыщения всех оставалось еще двенадцать полных корзин. А в другой раз от семи хлебов насытил четыре тысячи: да при устех, как сказано, двоих свидетелей станет всяк глагол ( Мф.18:16 ). Хотя и там были тысячи свидетелей, однако ж, не однажды, а дважды сотворил Господь одинаковое чудо, чтобы никто не мог подозревать тут какого обмана и сомневаться в истине. Всеми сими примерами Господь не то ли показал людям, что Он один будет питать всю вселенную? Когда же, изумленные великим чудом, тысячи народа потекли вслед Иисуса, желая еще чудесного насыщения; тогда Он, открывая им о таинственной Своей пище, начал учить их так: старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую дает вам Сын человеческий ( Ин.6:27 ). Не вразумленные прежним чудом просили показать им новое знамение, что действительно дает Он им пищу, пребывающую в жизнь вечную: отцы наши, – говорили они, – ели манну в пустыне, как написано: хлеб с неба дал им есть. Какое же Ты дашь знамение, чтоб мы увидели и поверили Тебе? ( Ин.6:31 ). Что Ты делаешь подобное тому? И Господь на это отвечал им: истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Бог – Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру ( Ин.6:32, 33 ). Когда же они на сие сказали: Господи! подавай нам всегда такой хлеб ( Ин.6:34 ), тогда Он со всею ясностью возвестил им: Я есмь хлеб жизни. Отцы ваши ели манну в пустыне, и умерли.

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Filejsk...

Христос знал, что собравшихся к Нему людей, в данном случае, интересует не столько само чудотворение, – ибо чудес они видели уже очень много, – сколько именно вчерашнее чудо насыщения хлебами. Раз Он накормил их вчера, то почему не накормит сегодня и завтра, и каждый день? Ведь Моисей кормил Израиля «манной в пустыне», «Небесным хлебом» в течении многих и многих лет; почему же Иисус, как истинный «Пророк;, Которому должно придти в мир», – как они сами вчера признали, – не может, или не хочет делать того же, что делал Моисей? Хлеб, насущный хлеб, как ежедневное питание, – вот основная проблема жизни. Так думали те люди, и так думают миллионы людей до сего дня. Но Христос учил иначе. Он говорил: «Не ищите, что вам есть, или что пить, и не беспокойтесь, потому что всего этого ищут люди мира сего; ваш же Отец знает, что вы имеете нужду в этом. Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам». ( Лк.12:29–31 ). В данном случае, Господь накормил хлебом тысячи людей, пришедших к Нему в пустыню, слушать слово о Царствии Божием; И Он же отказался превратить камни в хлеб, когда, в начале Своего служения, Сам взалкал, а диавол искушал Его сотворить это чудо. Далее, вся 6-ая глава от Иоанна, являясь продолжением краткого повествования евангелиста о чуде насыщения хлебами и хождения по водам, посвящена беседе Иисуса Христа о хлебе жизни, о вере в Сына Божия, о воскресении из мертвых, о жизни вечной и, наконец, о Тайне Плоти и Крови Сына Человеческого. Беседа происходила в синагоге капернаумской. Сюда собралось множество народа, пришедшего из всех мест, куда долетела молва о чуде насыщения хлебами, и все ученики Христовы; были и больные, жаждущие исцелений; были книжники и фарисеи. Пред ними всеми, Христос открыто говорил о Себе, как Сыне Божием, пришедшем отдать «Плоть Свою за жизнь мира» ( Ин.6:51 ). Народ не понимал речи Христа и требовал от Него " знамений с неба», как того и раньше многократно требовали книжники, фарисеи и саддукеи ( Мф.16:1–3 ). Иудеи ссылались на Моисея, который давал их предкам «хлеб с неба» ( Ин.6:31 ) – манну небесную; но то, что вчера им дал Христос, их, по-видимому, не удовлетворяло. Это не было достаточным «свидетельством», т. к. умноженный хлеб – все же был хлеб земной, а не небесный.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Отче наш! – потому что Он наш Создатель, сотворивший нас из ничего, и потому что через Сына Своего по естеству сделался для нас Отцом по благодати. Иже еси на небесех – потому что Он почивает во святых, будучи свят, как написано; святее же нас Ангелы, пребывающие на Небе, и чище земли – Небо. Потому Бог преимущественно и есть на Небесах. Да святится имя Твое. Поелику Ты свят, то освяти имя Своё и в нас, освяти и нас так, чтобы мы, сделавшись Твоими, могли святить Твое имя, возвещать его, как святое, прославлять его в себе, а не хулить. Да приидет Царствие Твое. Будь нашим Царем ради наших добрых дел, а не врагом за наши злые дела. И да приидет Царствие Твое – последний день, когда Ты примешь Царство над всеми (и над врагами также), и Царство твое будет вечно, каково оно и есть. Ожидает оно, впрочем, достойных и готовых к тому времени. Да будет воля Твоя, яко на небеси, и земли. Утверди нас, как Ангелов, чтобы воля Твоя была исполняема в нас и нами, как и в них; да будет не наша воля страстная и человеческая, но Твоя, бесстрастная и святая. И как Ты соединил земное с Небесным, так и в нас, находящихся на земле, да будет Небесное. Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Хотя мы просим и о Небесном, но мы смертны и как люди просим для поддержания нашего су ществования и хлеба, зная, что и он – от Тебя и что Ты один ни в чем не имеешь нужды, а мы связаны нуждами и в Тебе полагаем дерзновение своё. Прося только хлеба, мы не просим излишнего, но – необходимого для нас на настоящий день, так как мы научены не заботиться о завтрашнем дне, потому что Ты печёшься о нас и в настоящий день, будешь заботиться и завтра, и всегда. Но и другой хлеб наш насущный даждь нам днесь – Хлеб живой, Небесный, Всесвятое Тело живого Слова. Кто не будет есть этот Хлеб, тот не будет иметь в себе жизни . Это – Хлеб насущный, потому что Он укрепляет и освя щает душу и тело, и ядущий хлеб сей будет жить вовек . И остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим. В этом прошении выражены весь смысл и вся сущность божественного Евангелия, ибо Слово Божие и пришло в мир для того, чтобы оставить нам наши беззакония и грехи, и, воплотившись, для этой цели совершило всё: пролило Свою Кровь, даровало Таинства во оставление грехов и это заповедало и законоположило. Прощайте, и прощены будете, – говорит Оно . И на вопрос Петра, сколько раз в день отпускать согрешившему, отвечает: до седмижды семидесяти раз, имея в виду: без счета . Кроме того, Слово Божие определяет этим успех самой молитвы, свидетельствуя, что если молящийся отпустит, то отпустится и ему, и если оставит, то оставится и ему, причем оставится в той мере, в какой он оставит грехи против ближнего и Создателя, потому что этого хочет Владыка. Ибо все мы равны по природе и все вместе рабы, все погрешаем, отпуская не много, получаем весьма много, и давая прощение людям, сами получаем прощение от Бога.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=524...

На это Петр сказал: «Господи! К кому нам идти? Ты имеешь слова вечной жизни». Вот как он ответил. Он понял, что этот Небесный хлеб есть слово вечной жизни, что оно больше всего нужно человеку, и если человек это слово услышит, если он его поймет, если он его вложит в свое сердце и будет жить по этому слову, тогда и хлеб земной ему приложится. Ибо сказал Господь: «Ищите прежде всего Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам»  . Разве не приложится? Разве у человека, живущего по Евангелию, не будет и труд лучше, и жизнь совсем другой? Он будет жить и трудиться по правде Божией. И будет хлеб, и все будет. А самое главное, чтобы был хлеб Небесный, питающий душу. Вы сегодня, которые причащались и которые молились, только присутствуя на этом таинстве, подумайте, что этот хлеб остался на земле. Это кровь и плоть Господа, который отдает нам Себя, Свое спасение, Свою силу, Свою любовь. И только остается вопрос: с кем мы? С теми, которые не поняли и соблазнились, кто это слово отверг от своего сердца, испугавшись, что оно слишком жесткое, или же с апостолами, которые сказали: «К кому нам идти? Ты, Господи, имеешь слова вечной жизни!» Аминь. 5 августа 1984 г.  Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Итак, дорогие мои, мы с вами проводили праздник Крещения. Господь уже вышел на проповедь, возвещая Царство Божие и показывая его Своими чудесами, показывая людям воочию, что когда Он пребывает с людьми, тогда исчезают болезни, отираются слезы, тогда радость воцаряется на земле. И даже пост в те дни Господь отменил, сказав: это время как бы брачного, свадебного веселья, поэтому не будет никакого поста, а «когда отнимется Жених, тогда будут поститься и печалиться»  . А сейчас, пока Господь с ними, — это время радости! И на нас с вами падает далекий отблеск той радости. Множество людей с замиранием сердца слушали слова Господни. Эти слова произносили и раньше… Древние, знакомые слова, и в то же время они казались новыми! «Заповедь новую даю вам, — говорит Господь, — да любите друг друга»  . Весь мир наполнен ненавистью и злобой, «а Я говорю вам, — продолжает Господь, — молитесь за гонящих вас… Как ты хочешь, чтобы с тобой поступали люди, так и ты поступай с ними».

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=735...

Действительно, «все были научены Богом», но лишь немногие приняли сердцем и умом эту Божью науку. Иисус говорил им о хлебе жизни вечной, о духе, а слушатели оставались на точке зрения материальной. Поэтому они ужаснулись, когда услышали дальнейшие слова Христа: «Я – хлеб живый, сшедший с небес: ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб, же, который Я дам есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира». ( Ин. 6:51 ). Недоумение Иудеев перешло в спор друг с другом. Одни из них старались понять Христа, найти смысл в Его речах, другие отмахивались от них говоря: «Как Он может дать нам есть Плоть Свою?» Возможно ли – чтобы люди ели плоть, т.е. тело человеческое и этой пищей поддерживали свою жизнь? Иудеи старались понять слова Христа в буквальном и материальном смысле, а такое понимание приводило их к выводам противоестественным и нелепым; Христос говорил о духе, а они помышляли о материи; Христос учил о жизни вечной, а они связали свою мысль с жизнью временной; Христос учил о небесном, а они требовали земного. Зная мысли своих слушателей и ту сумятицу, которая охватила их сердца, Христос преподал им, как и всему человечеству, истинное учение о Святой Евхаристии. Он сказал: «Истинно, истинно говорю вам; если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Кровь Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную; и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем». ( Ин. 6:53–56 ). Эти великие, но странные и страшные слова Христа были, как бы преддверием скорого конца земного служения Мессии-Христа, и приближением Тайной Вечери. Но в этом смысле, никто из присутствующих в синагоге капернаумской не понял тайны слов Христовых. Он говорил «от вышних», а они были «от нижних». Он учил о небесном и вечном, а они были погружены в интересы дел временных и земных. «Как. послал Меня живый Отец, и Я живу Отцом», – продолжал Христос, – так и ядущий Меня жить будет Мною. Сей-то есть хлеб, сшедший с небес. Не так, как отцы ваши ели манну и умерли: ядущий хлеб сей жить будет вовек». ( Ин. 6:58 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010