Но Я сказал вам, что вы и видели Меня, и не веруете» ( Ин.6:35–36 ). 2. Так еще прежде говорил и Иоанн: еже ведает, глаголет, «и что Он видел,.. о том и свидетельствует; и никто не принимает свидетельства Его» ( Ин.3:32 ). Равным образом, и Христос: «мы говорим о том, что знаем, и свидетельствуем о том, что видели, а вы свидетельства Нашего не принимаете» ( Ин.3:11 ). Делает же это, предупреждая их и показывая, что их неверие не смущает Его, что Он не ищет славы и знает сокровенные их мысли, как настоящие, так и будущие. «Я есмь хлеб жизни». Намеревается уже приступить к учению о таинстве, и сначала беседует о Своем божестве, говоря: «Я есмь хлеб жизни», – потому что это сказано не о теле. О теле говорит под конец: «хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя» ( Ин.6:51 ), – а теперь говорит о божестве. Плоть (Христова) ради Бога Слова есть хлеб, равно как и этот хлеб ради наития на него Духа бывает хлебом небесным. Здесь Христос не приводит свидетелей, как в прежней беседе, потому что имеет свидетельство в чуде над хлебами, да и иудеи все еще показывали вид, что верят Ему, между тем как там противоречили Ему и порицали Его. Вот почему Он здесь и говорит прямо. Между тем иудеи, надеясь насладиться пищею телесною, остаются и не смущаются, пока впоследствии не потеряли всякой надежды. Но Христос, не смотря и на это, не замолчал, а напротив, сказал многое в их вразумление и обличение. Они же, называвшие Его пророком в то время, как ели, теперь соблазняются и называют Его сыном тектона. А тогда не соблазнялись, когда ели хлебы, но говорили: «это Пророк», и хотели сделать Его царем. По-видимому, они досадовали на то, что Он сказал: «Я сошел с небес»; но настоящей причиной их негодования было не это, а то, что они потеряли всякую надежду насладиться телесною трапезой. Если бы они действительно негодовали (на те слова), то им следовало бы спросить и узнать, каким образом Он есть хлеб животный и как сошел с неба. Между тем этого они не делают, а ропщут. И что не это их соблазняло, видно из следующего. На Его слова: «Отец Мой дает вам хлеб», они не сказали: умоли Его, чтобы дал; а что? «Подавай нам хлеб». Хотя Он и не сказал: Я даю, но: «Отец Мой дает», однако же, из желания пищи, они признали, что и Он может подать ее. Каким же образом, признав, что и Он может подать пищу, они могли потом соблазняться, и притом тогда, как услышали, что Он дает ее? Итак, какая же тому причина? Они услышали, что больше не получат уже пищи, и поэтому опять начали не верить и в оправдание своего неверия представляют то, что Его слово слишком высоко. Поэтому Он и говорит: «вы и видели Меня, и не веруете», указывая, с одной стороны, на чудеса, с другой, на свидетельства Писаний. «Они, – говорит, – свидетельствуют о Мне» ( Ин.5:39 ). Еще: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня» ( Ин.5:43 ). Еще: «как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу» ( Ин.5:44 )? «Все, что дает Мне Отец, ко Мне придет; и приходящего ко Мне не изгоню вон» ( Ин.6:37 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

А кто привлечен Отцем и приходит ко Мне, тому Я точно дам жизнь, – Я воскрешу Его в последний день (потому имею право называть Себя хлебом сшедшим с небеси, Хлебом Божиим). Впрочем не так это должно понимать, будто кто может почерпать свои наставления от Отца мимо Сына. Нет: никто не видел Отца, кроме Сына и только Сын может сообщать истинное познание об Отце. Слово, которым учит Отец чрез Сына, заключается в чудесах. После того Господь начинает снова раскрывать, что так как чрез Него только и можно войти в общение с Отцем, в причастие жизни вечной, то и следует, что Он и есть хлеб жизни вечной. Вкушавшие манну, говорил Он, все умирали. Но Я есмь хлеб живый, подающий жизнь вечную. И потому ядущий хлеб сей будет жив во век. Доселе Господь под именем хлеба разумел Свое учение, которое верующему доставляет жизнь вечную, как Он раскрывал прежде и в Иерусалиме ( Иоан. 5:24 ): слушаяй словесе Моего и веруяй пославшему Мя имать живот вечный. Теперь прибавляет еще нечто особенное, более соответствующее понятию о хлебе небесном: и хлеб, его же Аз дам, плоть Моя есть, юже Аз дам за живот мира. Это хлеб, который Сам Он готовится дать верующим, хлеб, принесенный Им – (кому? конечно – Отцу) за жизнь целого мира: тогда как о прежнем хлебе Он говорил: Отец мой дает вам хлеб истинный (ст. 32). Здесь с одной стороны Он представляет плоть Свою, человечество Свое, приносимое как жертву искупительную за мир: с другой – как пищу, дающую верующим живот вечный: подобно как в скинии и храме были хлебы предложения, которые приносились как жертва Богу и которые потом предоставлялись в пищу священникам. Иудеи вступают в спор между собой (не с Иисусом): как можно дать есть плоть свою людям? Господь еще определеннее выражает сказанное о Своей плоти. «Нечего в этом сомневаться и нечего перетолковывать. Это именно так, как Я сказал: хлеб жизни есть плоть Моя. Следовательно, кто хочет иметь жизнь вечную, тот должен вкусить от плоти Моей и от крови Моей. Ежели не будет есть плоти Сына человеческого и пить крови Его, то не будет иметь в себе жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

чудеса, совершаемые Христом по воле Бога Отца, удостоверяют, что Он есть Жизнодавец – Ин 6:27 ). «Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин.6:51 ). Установление сего таинства «Иисус взял хлеб (τν ρτoν) и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, едите: сие есть Тело Мое (τoτ στι τ σμ μoυ). И взяв чашу, и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя (τoτo γρ στι τ αμ μoυ) 200 Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов» ( Мф.26:26–28 ; ср. Мк.14:22–24 ; Лк.22:19–20 ). Видимая сторона таинства «Взял хлеб... взяв чашу» ( Мф.26:26–27 ); «взяв хлеб... взяв чашу» ( Мк.14:22–24 ); «взяв хлеб... также и чашу» ( Лк.22:19–20 ); «взял хлеб... также и чашу» ( 1Кор.11:23–25 ). Невидимая сторона таинства В таинстве причащения под видами хлеба и вина Господь Иисус Христос преподает нам в спасительную пищу Самого Себя – Свое пречистое Тело и Свою животворящую Кровь: «сие есть Тело Мое... сие есть Кровь Моя» ( Мф.26:26–28 и др.), а не образ или знак Моего Тела, Моей Крови. «Веруем, что в сем священнодействии (таинстве евхаристии) присутствует Господь наш Иисус Христос не символически, не образно (τυπικς, εκoνικς), не преизбытком благодати, как в прочих таинствах, не одним наитием иили через проницание хлеба так, чтобы Божество Слова входило в предложенный для евхаристии хлеб, как последователи Лютера неискусно и недостойно изъясняют; но истинно и действительно, так, что после освящения хлеба и вина хлеб пресуществляется и преобразуется в самое истинное Тело Господа, Которое родилось в Вифлееме от Приснодевы, крестилось в Иордане, пострадало, погребено, воскресло, вознеслось, сидит одесную Бога Отца, имеет явиться на облаках небесных; а вино претворяется и пресуществляется в самую истинную Кровь Господа, Которая во время страдания Его на кресте излилась за жизнь мира. Иными словами мы верим, что после освящения хлеба и вина остаются уже не эти вещества, но самое Тело и Кровь Господня под видом или образом хлеба и вина...

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

Тогда Христос открыл Иудеям тайну хлеба жизни. Он сказал им: «Истинно, истинно говорю вам: не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес; ибо хлеб Божий есть тот, Который сходит с небес и дает жизнь миру». Но Иудеи не поняли слов Христа. О каком хлебе Он говорит? каков это хлеб? Если этот хлеб более велик и истинен, чем была «манна небесная», то надо чтобы Христос подавал его людям не временно, а постоянно. И, в недоумении, они сказали: «Господи, подавай нам всегда такой хлеб». Они, конечно, предполагали, что речь идет о материальном хлебе, обеспечивающем земное человеческое существование. Они, видимо, никак не могли предвидеть, что сейчас услышат из уст Христа о Нем Самом... А Христос сказал им: «Я – есмь хлеб жизни». «Отцы ваши ели манну в пустыне и умерли; хлеб же сходящий с небес, таков, что ядущий его не умрет». Но и эти слова не были поняты слушателями Христа. Народ недоумевал, что это значит, что Он Сам себя называет " хлебом», и что «Он сошел с небес»? И говорили между собою: «Не Иисус ли это, сын Иосифов, Которого отца и мать мы знаем? Как же говорит Он: Я сошел с небес»? Слова Христа им казались нелепостью, звучащей как бы даже насмешкой над слушателями. Как, на самом деле, думали они, может быть, чтобы этот человек «сошел» с неба? И как можно верить этим словам и следовать за этим учителем? В синагоге послышались слова ропота и неудовольствия. Но Иисус сказал им: «Не ропщите между собою: никто не может придти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня; и Я воскрешу его в последний день...» ( Ин.6:43–44 ). Здесь, перед слушателями Христа, встали новые недоуменные вопросы: об Отце, пославшем Мессию, о воскресении из мертвых, о последнем дне, о вере в Иисуса Христа, как обетованного Мессию. Все эти труднейшие для них и таинственные вопросы, конечно, не были доступны для понимания массы всего народа, но для тех, кто были «истинными израильтянами» подобно Нафанаилу и подобно ученикам, принявшим свидетельство и крещение Иоанново, эти вопросы были не новы. Лучшие люди Израиля ждали Мессию и узнавали Его в лице Иисуса Христа. Все историческое прошлое избранного народа было пророчеством о явлении Мессии и о Его искупительной жертве. А последний ветхозаветный пророк, Иоанн Креститель, прямо указал народу на Иисуса, говоря: «Се Агнец Божий, вземлющий грехи мира». Пророки все свидетельствовали об Искупителе. Весь народ слышал и видел учение и чудеса Христовы – все были научены Богом. Но те кто не принял Крещение Иоанново, кто окаменил сердце свое, -те, конечно, ничего не поняли и понять не могли.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/chudesa...

Христос есть Хлеб жизни и этот Хлеб не всех, но только наш. Как говорим мы: Отче наш , потому, что Бог есть Отец, познающих Его и верующих, так и Христа называем нашим хлебом, потому что Он и есть хлеб тех, которые прикасаются Телу Его. И ежедневно мы просим: да дастся нам этот хлеб, чтобы мы, пребывающие во Христе, и, ежедневно принимающие Евхаристию в снедь спасения, будучи, по какому-либо тяжкому греху, отлученными от приобщения, и лишенными Небесного Хлеба, не отделились от тела Христова, так как Господь говорит в наставление наше: Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира ( Ин. 6:51 ). Когда Он говорит, что, ядущий хлеба Его, жив будет вовеки, то этим показывает, что живут те, которые прикасаются Его телу и, по праву приобщения, принимают Евхаристию. Итак, должно бояться, и молиться: да не отделится кто-либо от тела Христова, подвергшись запрещению, и не удалится от спасения, как угрожает Господь, говоря: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни ( Ин. 6:53 ). Потому-то, и просим мы ежедневно: да дастся нам хлеб наш, чтобы нам, пребывающим и живущим во Христе, не удалиться от освящения и тела Его (там же). В Письме к епископу Цецилию Киприан обличает тех, которые по невежеству или простоте, опасаясь, чтобы при вкушении ими утром вина не было запаха Крови Христовой, приносили в Евхаристии одну только воду, не смешивая ее с вином. Заметив вначале, что, сообразно, с преданием Господним вода в Евхаристии непременно должна быть растворяема вином, так как, в противном случае, она не будет представлять вида крови Христовой, святой отец доказывает необходимость употребления в Евхаристии вина различными прообразами этого Таинства и, вместе с тем, жертвы: жертвоприношениями Ветхого Завета и среди них – поднесением Аврааму хлеба и вина Мельхиседеком. Здесь (при установлении Таинства Евхаристии) мы видим, что чаша, которую Господь приносил, была растворена, и то, что назвал Он Своей Кровью, было вино.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Blagor...

Кто от благословенных Иисусом хлебов ел и насытился, тот чувствует в себе сильнейшее желание ближе узнать Сына Божия и спешит к Нему. Оттого дает Он превосходную заповедь в словах: Старайтесь не о преходящей пище, а о пище остающейся для жизни вечной, которую дает вам Сын человеческий ( Ин 6,27 ). А когда затем слушатели, спрашивая Христа, говорили: Что нам делать, чтобы творить дела Божии (т.е. дела Богу угодные), то Иисус сказал им в ответ: Вот дело Божие, чтобы вы веровали в Того, Кого Он послал ( Ин 6,28–29 ) 175 . Но послал Бог, как написано в псалме, Свое Слово и их исцелил ( Пс 56,20 ), т.е. больных; и те, кто верит этому Слову, те творят дела Божии, представляющие собой пищу 176 , остающуюся для вечной жизни ( Ин 6,27 ). И истинный хлеб небесный (который должен быть различаем от манны, бывшей лишь прообразом действительного небесного хлеба), говорит Он, дает вам Мой Отец, ибо хлеб Божий есть Тот, Который сходит с небес и даст жизнь миру. ( Ин 6,32–33 ). Но этот истинный хлеб есть тот, которым питается истинный, созданный по образу Божию, человек ( Кол 3,10 ; т.е. главнейшая составная часть человеческого существа, Созданная по образу Божию, душа); питающийся этим хлебом становится подобен Творцу 177 . А если так, то чему приличнее быть душевной пищей, как не слову Божьему? Или для разума того, кто постигает Божественную мудрость, что может быть драгоценнее ее? И что иное, как не истина, более соответствует духовной природе? А если кто-нибудь возразит против этого и скажет, что Он (Христос) не учит ведь молитве о ежедневном хлебе, как о чем-то (от Него Самого) отличном 178 , тот пусть выслушает, как Он и в Евангелии по Иоанну говорит о сем хлебе то как о чем-то от Него Самого отличном, то так, что Он-то и есть этот самый хлеб. Как о чем-то (от Него Самого) отличном говорит Он о сем хлебе в словах: Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес ( Ин 6,34 ) 179 . А к тем, кто Ему отвечал: Подавай нам такой хлеб всегда ( Ин 6,34 ), говорит Он о сем хлебе, отождествляя оный с Самим собой: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда ( Ин 6,35 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Origen/o-molit...

Равным образом и ап.Павел не говорит, что мы принимаем в причащение обыкновенные хле6 и вино и лишь для воспоминания и смерти Христовой, а учит: «чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? хлеб, который преломляем, не есть ли прибщение Тела Христова? ( 1Кор. 10:16 ), причем далее поясняет: «один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» ( 1Кор. 10:17 ). Если бы верующие принимали в евхаристии простые хлеб и вино, то хлебов должно бы быть столько, сколько совершалось преломлений; между тем, по словам апостола, все христиане причащаются от одного хлеба. Очевидно, в причащении подается верующим всегда один и тот же хлеб «небесный», «живый», «хлеб жизни» ( Ин. 6:33, 35, 51 ), т. е. воплотившийся единородный Сын Божий. В 11 гл. 1 Кор. апостол говорит: «кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней... ибо кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны, и немало умирает» (ст. 27, 29 – 30). Эти слова ясно показывают, что, по мысли апостола, освященные на евхаристии хлеб и вино представляют собой нечто необычайное, святое, а потому недостойное отношение к ним влечет за собой осуждение, а для некоторых, напр., Коринфян, сопровождалось болезнями и даже смертью. Правда, ап. Павел называет предлагаемое на евхаристии тело Христово «хлебом», но потому, с одной стороны, что оно таким представляется нашим внешним чувствам (на таком же основании в Св. Писании ангелы называются мужами – Быт. 19:5, 8 ), а с другой – потому, что служит для христиан сверхъестественной пищей ( Ин. 6:55 ), в Св. же Писании всякого рода пища называется хлебом. 584 Притом же хлеб и вино, претворенные на евхаристии в тело и кровь Христовы, не только сохраняют свойственный им вид, но и подвергаются всем свойственным им переменам, подобно тому, как и Христос, будучи Богом, вполне сохранял вид человека ( Фил. 2:7 ; Мф. 13:55, 56 ) и испытывал телесные нужды и состояния, напр., голод ( Лк. 4:2 ), жажду ( Ин. 19:28 ), сон ( Лк. 8:23–24 ) и боль ( Лк. 22:44 ; Мф. 27:46). 585

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Plo...

Эта беседа, смысл которой для слушателей остался непонятным, у Иоанна содержится в той же главе, что и рассказ о насыщении пяти тысяч. Она начинается со слов, обращенных к народу: Истинно, истинно говорю вам: вы ищете Меня не потому, что видели чудеса, но потому, что ели хлеб и насытились. Старайтесь не о пище тленной, но о пище, пребывающей в жизнь вечную, которую даст вам Сын Человеческий, ибо на Нем положил печать Свою Отец, Бог ( Ин. 6:26–27 ). Собеседники Иисуса ссылаются на то, что их отцы ели манну в пустыне ( Исх. 16:14–15 ), и приводят по этому поводу слова из Псалтири: Хлеб небесный дал им ( Пс. 77:24 ). Иисус отвечает: Не Моисей дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. На это ему говорят: Господи! подавай нам всегда такой хлеб. Он отвечает: Я есмь хлеб жизни; приходящий ко Мне не будет алкать, и верующий в Меня не будет жаждать никогда ( Ин. 6:31–35 ). Таким образом, для Иоанна очевидно: чудо насыщения пяти тысяч было совершено Иисусом в преддверии Тайной Вечери, которую Он совершит с двенадцатью учениками. На Тайной Вечере хлеб и вино были изменены в Тело и Кровь Иисуса, прообразом чего было еще одно чудо превращение воды в вино в Кане Галилейской. У Иоанна два чуда – превращение воды в вино и насыщение пяти тысяч пятью хлебами – становятся двойным прообразом Евхаристии. Не случайно и то, что у Иоанна рассказ об умножении хлебов начинается с упоминания о приближении Пасхи иудейской. Тайная Вечеря тоже была совершена накануне Пасхи, и Евхаристия воспринималась как событие, имеющее прямое отношение к пасхальному торжеству, которое для христиан наполнилось новым содержанием, ибо Пасха наша, Христос, заклан за нас ( 1Кор. 5:7 ). Для синоптиков связь между описанным чудом и Евхаристией тоже очевидна: это явствует хотя бы из тех евхаристических терминов, которые они используют и при рассказе о чуде, и при изложении событий Тайной Вечери. Тот факт, что небольшого количества хлеба хватило на огромную толпу людей, несомненно, воспринимался синоптиками как образ таинства, объединяющего Церковь по всей вселенной.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Истолковывая четвертое прошение Молитвы Господней, блаж. Феофилакт присовокупляет: «…И тело Христово есть насущный хлеб, о неосужденном причащении которого нам должно молиться». Сын Божий Сам свидетельствовал о Себе, что Он есть Хлеб Жизни. Он учил: «Я хлеб живой, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин. 6:51 ). Святые Отцы учат, что Святое Причастие будет совершаться даже в тяжелые дни царства антихриста. Тела и Крови Христовой при антихристе не будет только у тех, которые ему последуют, приняв его печати, а у святых, которые от него (антихриста) укроются, непрестанно будет сие Таинство. О непрерывном совершении Таинства Святого причастия ап. Павел изрек: «Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет» ( 1Кор. 11:26 ). В Кириловой книге сказано: «…И сие есть жертва, которую церковь христианская приносит во всем мире Господу Богу и до скончания века приносити имать тело и кровь Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в память смерти Его и сие пророчество поистине ко уверению, понеже сильно и непобедимо есть». Смысл этих слов велик. Если мы молимся: «хлеб наш насущный дай нам на сей день», – имея в виду под хлебом насущным и Святое Причастие, то мы, таким образом, просим Бога, чтобы во все, даже самые тяжелые дни нашей жизни Он сподобил бы нас пребывать в литургическом общении с истинной Церковью Христовой. Как мы видим, четвертое прошение Молитвы Господней касается и вопросов, связанных с нашей литургической жизнью, социальными потребностями, с необходимостью непрестанно изучать Божественное Откровение (Библию). Такая многоплановость свидетельствует об уникальности человеческой природы, которая соединяет в себе небесное и земное, плотское и духовное, человеческое и Божественное. Во всех аспектах нашей жизни, как связанных с жизнью нашего тела, так и нашей души, мы должны стремиться к чистоте. Чистота в литургической жизни человека раскрывается в его особом серьезном отношении к Таинству Святого Причастия. Сказано: «Посему, кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней. Да испытывает же себя человек, и таким образом пусть ест от хлеба сего и пьет из чаши сей. Ибо, кто ест и пьет недостойно, тот ест и пьет осуждение себе, не рассуждая о Теле Господнем. Оттого многие из вас немощны и больны и немало умирает» ( 1Кор. 11:27–30 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

Кроме того, Логос сам себя называет и небесным хлебом. «Не Моисей», говорит Он, «дал вам хлеб с неба, а Отец Мой дает вам истинный хлеб с небес. Ибо хлеб Божий есть тот, который сходит с небес и дает жизнь миру. Хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» ( Ин. 6:32, 33, 31 ). Здесь через присоединенный знак обозначено таинство (евхаристического) хлеба, и потому что хлебом Господь плоть свою называет, говоря о ней, что она при сгорании мира воскреснет, подобно тому как пшеница всходит из посева и тления. Но что в качестве хлеба при посредстве огня должно быть приготовлено для церкви торжествующей, то значит, как хлеб должно быть испечено. Но это обстоятельнее мы изложим в книге «О воскресении». А как так Господь сказал: «Хлеб, который Я дам, есть плоть Моя»; так как далее плоть кровью орошается и так как кровь иносказательно и вином называется, то должно следующее иметь в виду: как хлеб, в смещение (вина с водой) в раздробленном виде опущенный, вино в себя поглощает, водянистых же составных частей в себя не принимает, подобным образом и плоть Господа (Дух Святой, церковь ), состоя хлебом небесным, всасывает в себя кровь, т. е. небесных из людей, воспитывая их до бессмертия; и лишь с плотскими пожеланиями она не имеет дела, предоставляя им гибнуть. Таким образом о Логосе под различными чувственными образами говорится. Называется Он пищей, плотью, питанием, хлебом, кровью, молоком; всем этим Господь состоит для нас, в Него верующих, дабы мы возрастали в Нем. Никому поэтому пусть не кажется странным наше уверение, что это о крови Господней говорится под образом молока. Не о ней ли же иносказательно говорится и под образом вина? «Он моет в вине одежду свою, и в крови гроздов одеяние свое» ( Быт. 49:11 ). Это место означает, что в Его (Святом) Духе тело Логоса ( церковь ) достигает красоты и славы, подобно тому как и Он сам своим Духом питает тех, которые страстно добиваются общения с Ним. А то, что и кровь собой означает Логоса, свидетельствует «кровь праведного Авеля» ( Быт. 4:10 ; Евр. 12:24 ), к небу вопиющая. Кровь никогда не может издавать голоса; иное дело если под кровью разуметь Логоса. Праведник древнего времени есть прообраз нового Праведника; и вопиющая кровь древняя вопиет с отношением к крови новой. Вопиет же эта кровь к Богу не сама по себе, но вопиет под образом ее Логос, так как ею предзнаменован был Он, должный пострадать. Но и плоти самой, и обращающейся в оной крови молоко, в котором они как бы ответ некий на свою любовь встречают, доставляет освежение, и оно содействует собой их приумножению.

http://azbyka.ru/otechnik/Kliment_Aleksa...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010