Господствующее в Православно-Русской Церкви предание указывает Грузию первоначальным местохранилищем хитона Господня, и указание на него отчасти связывает с личностью святой Нины ( 335 год), просветительницы Грузии. Племянница иерусалимского патриарха, воспитанная при гробе Искупителя, Нина с детского возраста любила внимать беседам о дальней Иверии некоторых просвещенных верой иерусалимских евреев, родственники которых уже со времен плена вавилонского обитали в этой местности. Ее очень озаботила участь хитона Христова, который достался в удел одному из этих поселенцев и был унесен им в столицу Иверии, Мцхет. После чудного видения Богоматери, указавшей Нине высокое поприще на Кавказе, она, напутствованная патриархом, с большими затруднениями прибыла в Мцхет с целью узнать что-либо о хитоне Господнем. Здесь она, между прочим, познакомилась с евреем Авиадаром, потомком того, кто некогда принес сюда эту святыню из Иерусалима, и по обращении его к вере Христовой в беседе услышала от него следующую трогательную повесть 3 о дивной судьбе хитона Господня, записанную даже царственными летописцами Грузии – Вахтаном и Вахуштием. По словам Авиадара, прадед его Елиоз, из рода первосвященника Илия, спустя с лишком 30 лет после поклонения персидских царей рожденному Пресвятой Девой Спасителю мира получил из Иерусалима от первосвященника Анны такое известие: «Тот, к Которому приходили персидские послы на поклонение со своими дарами, пришел в совершенный возраст и проповедует, что Он есть Мессия и Сын Божий. Идите в Иерусалим, чтобы видеть смерть Его, которую Он должен понести по закону Моисееву». Когда Елиоз собрался в дальнюю дорогу вместе с другими мцхетскими евреями, избранные из которых ежегодно были посылаемы в Иерусалим на праздник Пасхи, мать его – благочестивая старица – сказала: «Сын, иди по призыву царскому, но умоляю тебя: не участвуй в совете нечестивых против Того, Которого решили убить, потому что Он есть слово пророков, притча премудрых, свет язычников и жизнь вечная».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Когда в мае 251 года гонения прекратились, святитель Киприан собрал церковный Собор, который решил вопрос о падших. Карфагенский Собор осудил как тех, кто утверждал, что покаяние для вероотступников невозможно, так и тех, кто пытался воссоединиться с Церковью без искренних покаянных трудов и без воли епископа. Собор постановил, что отпадшие во время гонения могут вернуться в Церковь, совершив церковное покаяние и понеся епитимию. Этот же Собор отлучил от церковного общения расколоучителей Новата и Фелициссима, которые и сами к этому времени, разойдясь во мнении об отношении к падшим, порвали отношения друг с другом. Не ограничиваясь запрещением раскольников и желая оградить от гибельного раскола свою паству, святитель Киприан пишет свой знаменитый трактат «О единстве Церкви». По учению святителя Киприана, только прибывая в Церкви, сохраняя благодатное единство с ней, можно спастись. «От нее рождаемся мы, питаемся ее млеком, одушевляемся ее духом. Невеста Христова искажена быть не может: она чиста и нерастленна, знает один дом и целомудренно хранит святость единого ложа. Она блюдет нас для Бога, уготовляет для царства рожденных ею». Христиане призваны хранить единство Церкви. «Это таинство единства, этот союз неразрывного согласия обозначается в сказании евангельском о хитоне Господа Иисуса Христа. Хитон не был разделен и разодран, но достался целостно одному, кому выпал по жребию, и по ступил в обладание неиспорченным и неразделенным. Таинственным знамением своей одежды Господь предызобразил единство Церкви. Кто же столь нечестив и вероломен, кто настолько заражен страстью к раздорам, что почитает возможным или дерзает раздирать единство Божие, одежду Господню, — Церковь Христову?» Спасительное единство Церкви Христовой созидается единством с епископом всех членов Церкви. О единстве Церкви святитель Киприан пишет и в других трактатах этого времени, а также в своих письмах. Это учение святителя Киприана о Церкви закладывает прочный фундамент всей христианской экклезиологии.

http://pravoslavie.ru/6128.html

Львовское Успенское братство ) (1586). В 1910 г. вышел труд М., посвященный поездке в груз. историческую пров. Эгриси (Лазика) (ныне на территории Турции), в 1913 г.- поездкам в Абхазию и Сванети. Интересны работы М., посвященные источникам сведений о хитоне Господне (1897), о груз. языческих богах (1902), о религ. верованиях абхазов (1915), о груз. мон-ре Зарзма (1922); сочинения М. об арм. лексике в груз. версии апокрифа «Деяния Пилата» (1906), о деятельности груз. средневек. философа Иоанна Петрици (1909), о груз. приписках в греч. Коридетском Четвероевангелии (1911); его комментарии к груз. и арм. переводам Свящ. Писания (1913, 1915, 1916), а также публикации арм. версии библейской хроники Паралипоменон (1902), текстов груз. историков XII в. (1902), Мученичества Колайских отроков и др. источников (Критика и мелкие статьи//ТРАГФ. 1903. Т. 5. С. 53-73), Мученичества 3 близнецов-мучеников Спевсиппа, Елевсиппа и Мелевсиппа (1907) и др. Изд.: Переписка Фотия с арм. вел. кн. Ашотом и арм. патриархом Захариею/Текст и пер.: Н. Я. Марр//ППС. 1892. Т. 11. Вып. 1. С. 179-279; Сборники притч Вардана: Мат-лы для исслед. средневек. арм. лит-ры. СПб., 1894. Т. 2: Текст; Т. 3: Прил.: Описание 10 эчмиадзинских рукописей с указателем; 1899. Т. 1: Исследование; Сказание о католикосе Петре и ученом Иоанне Козерне: Из мат-лов для истории средневек. арм. лит-ры//Восточные заметки. СПб., 1895. С. 9-34; Житие Петра Ивера, царевича-подвижника и еп. Майумского V в./Груз. подлинник издал, пер., предисл. снабдил: Н. Я. Марр. СПб., 1896. (ППС; Т. 16. Вып. 2); Ефрем Сирин, прп. О днях празднования Рождества. Об основании первых церквей в Иерусалиме: Арм. текст с сир. отрывками в арм. транскрипции XII-XIII вв./Исслед., изд., пер.: Н. Я. Марр. СПб., 1900. (ТРАГФ; Кн. 1); Иосиф Аримафейский. Сказание о построении первой церкви в г. Лидде: Груз. текст по рукописям X-XI в. с 2 палеографическими таблицами/Исслед., изд., пер.: Н. Я. Марр. СПб., 1900. (ТРАГФ; Кн. 2); Ипполит Римский, свт. Толкование Песни песней: Груз.

http://pravenc.ru/text/2562396.html

Н. Древнейшим (2-я пол. XV в.) является цикл из 12 чеканных рельефов на серебряной позолоченной раке великомученика, находящейся ныне в ц. вмч. Георгия мон-ря св. Иоанна Нового в Сучаве (перенесена из старой митрополичьей церкви Мирэуци). В росписях храмов житийные циклы И. Н. сохранились в ц. вмч. Георгия Победоносца мон-ря Воронец (1547), ц. Воскресения Господня мон-ря Сучевица (нач. XVII в.) и в кафедральном (епископском) соборе в г. Роман (1648). Первые 3 цикла (включая раку) состоят из 11 сцен мучения и посмертных чудес (набор их варьируется), последний - из 15 (4 конечные сцены посвящены рассказу о неудачной попытке католиков похитить мощи святого). Надписи, к-рыми снабжены изображения, представляют собой краткий пересказ соответствующих фрагментов Жития (см.: Бакалова. 1991. 4. С. 74-77. Прил. 1-4). Все житийные циклы завершаются сценой перенесения мощей И. Н. в Сучаву. Традиция включения в храмовые стенописи житийного цикла И. Н. сохраняется и в XVIII-XIX вв., о чем свидетельствуют росписи собора мон-ря Секу и храма скита Сихэстрия-Секулуй (Там же. С. 74). Сохранилась житийная икона И. Н. (30-е гг. XVII в., ГТГ), долгое время считавшаяся образом мч. Иоанна Воина . Икона происходит из придела во имя И. Н. московской ц. Гребневской иконы Божией Матери, устроенного в честь небесного покровителя царевича Иоанна Михайловича, и, вероятно, была написана к освящению престола 29 мая 1635 г. Она имеет значительные утраты красочного слоя, особенно на житийных клеймах на левом поле. И. Н. изображен в рост в синем хитоне, препоясанном полосатым кушаком, и в красном гиматии. В правой руке держит крест, в левой - свиток. Средник окружают 16 клейм с подробными надписями на фоне: «Рождество Иоанна», «Крещение», «Прение о вере с итальянским купцом во время плавания в Белгород», «Купец доносит правителю города о желании Иоанна отречься от веры», «Иоанна приводят к правителю, и он исповедует христианство», «Иоанна избивают палками», «Иоанн перед правителем после пыток», «Иоанна заточают в темницу», «Иоанн перед правителем вновь отказывается отречься от веры» (изображение утрачено), «Иоанна, привязанного за ноги к коню, волокут по городу», «Усекновение главы», «Ангелы поют над телом Иоанна», «Некий иудей хотел застрелить «световидных мужей»», «Отпевание Иоанна», «Погребение Иоанна».

http://pravenc.ru/text/471404.html

Никто из мусульманских завоевателей не осмелился посягнуть на это место, прославленное знамением милости Божией - Животворящим Столпом. Риза Господня, вернее, одна из ее четырех частей, а именно срачи " ца (известны также части Ризы Господней в Западной Европе - в г. Трире, Германия, и Аржантейле, близ Парижа, Франция), как и Хитон Господень, оказалась в Грузии. В отличие от Хитона, Риза хранилась не в земле, а в сокровищнице собора Светицховели вплоть до XVII века, когда персидский шах Аббас I, опустошивший Грузию, вывез вместе с другими сокровищами и Ризу Господню. Чтобы расположить к себе царя Михаила Феодоровича, шах прислал в 1625 году Ризу Господню в дар Патриарху Филарету (1619-1633) и царю Михаилу. Natalya Redkozubova 27 января 2015, 21:03 Не совсем понятно, какому хитону покланяются католики в Трире, древнем городе Германии. Может это часть хитона Господня? Natalya Redkozubova 27 января 2015, 20:07 Благодарю, Тамара! Прекрасная статья! Спаси,Господи! mila t 13 ноября 2014, 06:39 Святая Сидония помолись о нас грешных. ГОСПОДИ БОЖЕ ОТЕЦ наших как ТЫ Могущественен и великолепен низкий поклон вам Тамара за красоту слога Елена Алёхина 24 октября 2014, 23:40 Спасибо огромное, дорогая Тамара, за прекрасный рассказ, для меня это новая познавательная информация!!! БОГ Вам в помощь!!! Лариса 19 октября 2014, 22:02 Ответ для Февронии:еврейские беженцы обосновались в Грузии после разрушения Первого Иерусалимского Храма 26 веков назад. В дни Пасхи,когда в Иеруслим стекались евреи отовсюду, шли туда и евреи из Грузии.Элиоз выкупил Хитон у сотника Лонгина, которому он достался по жребию. Феврония 19 октября 2014, 14:45 Тут ничего не пропущено? Не совсем понятно, как хитон достался мцхетским евреям? О хитоне жребий бросали воины... Простите Renata 14 октября 2014, 21:55 Nedavno posetila etot velicopepniy sobor, prilijilas k sviachennomu mesty, gde pokoitcsia Hiton IIsusa Hrista s blagogoveniem. Slava Gospodu, chto mne udalos eto sdelat! A vot istoriu o Sv. Sidonii ia kak-to podzabila. Spasibo Tamare za Statiu!! Serdse raduitsia. Натия 14 октября 2014, 13:11 Всех поздравляю с этим великим праздником Господи спаси и помилуй нас грешных .Аминь Татьяна 14 октября 2014, 10:15 Спаси вас Господи Тамара за прекрасный рассказ ,как мы мало ещё знаем прекрасного о нашем Спасителе и о Его святых. Святая Сидония моли Бога о нас грешных. Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/74312.html

О хитоне святого Тела Господня, не сшитом, но полностью тканом, который, согласно пророчеству Давида, был поделен по жребию, повествует евангельская проповедь : «Разделили ризы Моя между собою и об одежде Моей метали жребий» ( Ин.19:24 ; Пс. 22:18 ). Не умолчу о том, что слышал от некоторых об этой чистейшей одежде Агнца. Говорят, что хранится она в городе Галате 20 , в базилике, посвященной святым архангелам. Этот город отстоит от Константинополя на 150 римских миль, и в базилике этой есть сокровенная крипта, а в ней в деревянном ларце хранится закрытым это одеяние. Этот ларец почитается верующими со всем благоговением и усердием – и не без причины, ведь он содержит то одеяние, которого Господь удостоил касаться и покрывать им Свое Тело. Глава 8. О чудесах, бывших в церкви святой Марии Мария, благословенная Матерь Христова, как мы веруем, Дева до Рождества и по Рождестве, была вознесена, как я уже сказал ранее, Господом в рай при пении ангельских хоров. Поражает великолепно сооруженный императором Константином храм Ее, в которых некогда были привезены колонны. Из-за их величины их никак не могли поднять (а были они шестнадцати шагов в окружности). И после того как, спустя несколько дней бесполезной работы, все уже утомились, явилась святая Дева зодчему в видении, говоря: «Не печалься! Я покажу тебе, каким образом колонны можно поднять». Она показала, как устроены машины, каким образом соединены канаты и подъемники и чем занимаются рабочие, прибавив следующее: «Позови и троих юношей из училища, с помощью которых ты сможешь достигнуть желаемого». Пробудившись, он устроил все, как ему было указано и, призвав троих юношей из училища, быстро поднял все колонны. Это удивительное чудо открылось и видевшим это людям – то, что множество крепких мужей не смогло поднять, чудом подняли с великим искусством только трое юношей. Воспоминание этого чуда празднуется в середине одиннадцатого месяца 21 . А еще в церкви с. Маркиак в Арвернской 22  области хранятся святыни Богородицы 23 . Придя туда в вышеупомянутый праздник, я пошел в церковь для совершения торжественного бдения. Я поспешил в церковь темной ночью и увидел вдалеке через окна храма неисчислимое количество огней, как будто туда было принесено множество свечей и лампад. Думая, что некоторые верующие уже опередили меня, придя ранее на праздник, я подошел к дверям храма, постучал, но никого не нашел, обнаружив, что двери заперты на ключ и стоит полная тишина. Что далее? Иду к специально приставленному сторожу, чтобы ключами – они у него есть – отпер мне двери. Пока он ходил, я принес свечу из дома. Тем временем были отперты двери, и я, войдя внутрь, думаю, по причине мглы моих грехов, обнаружил, что свет, которому я удивлялся из дома, исчез, когда я внес свою свечу. Поистине, я не нахожу другую причину этого сияния, помимо чуда благословенной Девы. Глава 9. О мальчике, брошенном в огонь

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

Пришедши в Иерусалим, Елиоз присутствовал при распятии Иисуса Христа и тут же приобрел от одного из римских воинов доставшийся ему по жребию нешвенный Его хитон. Когда же вскоре возвратился на свою родину, Елиоз рассказал о случившемся в Иерусалиме и показал сестре своей Сидонии приобретенный им хитон Христов. В великой радости она вырвала из его рук эту одежду Богочеловека, стала лобызать ее и затем, прижав к груди своей, тотчас упала мертвой. Никакая человеческая сила не могла из рук умершей вырвать хитона Господня (которого никто, кроме ее, не был достоин вследствие общего неверия), так что Елиоз вынужден был похоронить сестру вместе с этой святыней. По другому же сказанию 4 девица Сидония, узнав от брата о распятии Господа, только после просьб получила от него хитон Его в подарок. Рассказы брата внушили ей веру в распятого Иисуса, и она тщательно и с благоговением сберегла священный Его останок и завещала по смерти своей непременно положить ее во гроб в этом хитоне вместо обычного савана. Вскоре по кончине Сидонии завещание ее было исполнено Елиозом, который свою сестру похоронил тайно в царском саду Адерския (из Арсакидов) и тем на долгое время укрыл местопребывание хитона от изысканий человеческих. Однако со временем тайна явлена была чудесно: над могилой Сидонии вырос величественный кедр, от которого по милости Божией стала истекать некая сила целебная, почему здесь и собирался народ в изобилии. На это-то таинственное место, сокрывшее священный хитон, и указал святой Нине Авиадар, и с тех пор она приходила сюда по ночам для усердной молитвы в тени кедра. Когда же в душе Нины начали возникать сомнения относительно того, что именно здесь скрыто великое священное сокровище, последовавшие чудные видения ей вскоре рассеяли те сомнения. Затем предание рассказывает, что когда грузинский царь Мириан, ясно ощутивший на жене своей и себе чудодейственную силу исповедуемой святой Ниной веры Христовой, пожелал по принятии христианства соорудить храм Господу, Нина указала ему избрать для этого то самое место в царском саду, где красовался кедр, прославленный многими знамениями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

словами раввинского предания; всем известные и всем понятные Божественные слова без нужды изменены в простонародный оборот речи: «это тело мое; это кровь июя " - смерть Господни представлена «носящеюся пред глазами Иисуса Христа» и апостолов, и следственно только мечтающеюся в воображении, а не предложенною в существе таинства, следственно мысль о пресуществлении всячески устранена. – Стр. 262. «Вы видели, сколь высокое дал Он (I. X.) ему (таинству Причащения) значение: хлеб – тело». Здесь сочинитель совсем впадает в неправославные слова, будто хлеб таинства только «значит» тело, а «не есть» истинное тело Христово. – На стр. 277 сочинитель говорить, что Иисус Христос , не отвечая Каиафе, поступил «как всякий благородный и мужественный человек» 6 Столько-то чести воздаеть Господу Иисусу священник Его церкви! – На стр. 307 сказано, что распятый Господь «распятых злодеев как бы обымал своими руками» 7 . На что понадобилась сочинителю сия предовольная мечта? На стр. 308 сказано хитоне Господнем: «его некогда показывали в кафедральной церкви Трирской». А что хитон сей в России, того сочинитель не хочет сказать детям Россиян. – На стр. 308 сочинитель сказывает, что дощечки с крестною надписью хранились в Риме, в богатом ящике, и что буквы на ней красные; но не говорит ни об обретении, ни о воздвижении креста 8 ; вообще он более знает и указывает древности, которые выставляет у себя западная церковь . – Так, на стр. 319 говорит он, что часть копья, пронзившего ребра Богочеловека, показывают в Риме, и другую в аббатстве Сент-Дени, в Париже – Стр. 314 –315. желая изъяснить восклицания: «Боже мой, Боже мой, вскую Ты оставил еси!» – вот что говорит сочинитель о Иисусе Христе «мы знаем, что Он любил в уединении молиться и укреплять Себя чтением Слова Божия; тоже делал Он и теперь на кресте. Он читал и перечитывал 2И-й псалом. Перечитывая его неоднократно, легко может случиться, что жестокость мук, превышающая меру человеческого терпении, против воли исторгла у Него то восклицание, которым начинался псалом и которое иначе Он произнес бы тайно».

http://azbyka.ru/otechnik/Elpidifor-Bars...

Нам же о силе, какую имеет это Древо, стало известно следующим образом: пришел к нам один человек, который передал очень древнюю мантию из чистого шелка, в которую, как он говорил, был завернут в Иерусалиме Крест Господень. Нам же, по невежеству 15 , показалось невероятным: почему ему была оказана такая милость, так как в то время, как он поклонялся Честному Древу, мы заметили, что не только не выглядел сановито, но еще и имел следы побоев. Он на это ответил: «Когда я уходил из Иерусалима, то познакомился с аббатом Футеном 16 , который имел большую власть вместе с августой Софией, так что они всем востоком как префекты. Он меня принял, и когда я уходил, то получил от него мощи святых и эту мантию, в которую в то время был завернут Святой Крест». После этого тот муж принес и передал мне мне ту мантию, я же принял ее, надеясь, что она может даровать исцеление больным лихорадкой – и скоро были они исцелены божественной силой. Я же разделил ее на множество частичек и дал верующим в благословение. Когда я дал одному аббату, который пришел ко мне через два года, частичку, и он выставил ее для поклонения – были исцелены двенадцать одержимых, трое слепых и двое расслабленных. Одному немому он положил эту частичку в рот, и как только она коснулась его зубов и языка, тотчас вернулись к тому голос и речь. В этих чудесах нас совершенно уверяет само обещание Господа, гласящее: «Все, о чем ни попросите во Имя Мое, веруйте, что получите – и будет вам» ( Мк.11:24 ). Глава 6. О копье и других орудиях страданий Господа и о гробе О копье, трости, терновом венце, колонне, у которой был ударяем в Иерусалиме Господь и Избавитель 17 . Многие, идя с верой к этой колонне, делают тканевые ремни и оборачивают их вокруг того столба. Они берут эти ремни для благословения, получая через них помощь при различных болезнях. Еще говорят, что терновые прутья этого венца будто бы зеленеют, и если бывает видно, что листья увяли, ежедневно они оживают божественной силой. И из гробницы, в которой лежало Господне тело, исходит удивительное чудо: часто то место наполняется ярким светом и после того орошается выступающей там водой, на которой небольшие глиняные жетончики. И рассылаются в разные части света 18 . От них многие больные получают исцеление. Интересно то, что они очень часто препятствуют приходу змей. Но что я, несмысленный, могу сказать об этом, если убеждает меня вера, что все, что коснулось святого Тела, – тоже священно? 19 Глава 7. О хитоне Тела Господня

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

К сюжету «Испрошение тела Иисуса Христа у Пилата» обращались создатели новгородских таблеток (кон. XV в., НГОМЗ); икона на этот сюжет есть в праздничном ряду иконостаса собора Св. Софии в Вел. Новгороде (1509), где И. А. изображен старцем в синем хитоне и в зеленом гиматии. С XVI в. в рус. искусстве получили распространение иконы «Воскресение - Сошествие во ад» с включением изображений праздников и Страстей Господних. Самое подробное изложение Страстного цикла представлено в иконографических программах 2 вологодских икон: «Воскресение - Сошествие во ад, со сценами земной жизни Иисуса Христа и с праздниками» Дионисия Гринкова (1567/68, ВГИАХМЗ) и на воспроизводящей ее часть иконе из ц. св. Иоанна Предтечи в Дюдиковой пуст. (рубеж XVI и XVII вв., ВГИАХМЗ). Кроме «Испрошения тела Иисуса Христа у Пилата», «Снятия с креста» и «Оплакивания» изображены «Перенесение тела Иисуса Христа в гробницу» и «Положение во гроб». На обеих иконах И. А.- средовек в красном хитоне и в темно-синем гиматии. На иконе «Воскресение - Сошествие во ад, с праздниками и со страстями» из собрания А. В. Анисимовой (кон. XVII в.) (Слово и образ: Рус. житийные иконы XIV - нач. XX. М., 2010. Кат. 6. С. 24-25) присутствует 3 композиции: «Испрошение тела у Пилата», «Снятие с креста» и «Оплакивание», где И. А. изображен старцем в синем хитоне и в коричневом гиматии. Как старец в вишневом гиматии он представлен на иконе «Воскресение Христово, с клеймами страстей» из праздничного ряда иконостаса ц. ап. Иоанна Богослова в Вологде в клеймах «Испрошение тела у Пилата», «Снятие с креста», «Оплакивание» и «Положение во гроб» (иконописцы Ермолай и Яков Сергиевы, Петр Савин, Семен Карпов, 1692, ВГИАХМЗ). На нек-рых иконах XVII в. присутствует сцена, лит. основа к-рой неизвестна. Перед Пилатом, держащим ризу Господню, судя по внешнему облику, стоит И. А. (икона посл. четв. XVII в. из собрания М. Де Буара (Елизаветина) - Русские иконы в собрании М. Де Буара (Елизаветина). М., 2009. С. 104. Кат. 50). В рус. искусстве Нового времени под влиянием западноевроп.

http://pravenc.ru/text/673659.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010