Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИКОЛАЙ I (Гулаберисдзе) [груз. ], католикос-патриарх всей Грузии (нач. 50-х гг. XII в.- 1177/78), гимнограф. Жизнь О происхождении и жизни Н. известно из его соч. «Слово о Столпе Животворящем, хитоне Господнем и Церкви главной» ( (?), (?)(?) (?)): в описание одного из чудес, происшедшего в мцхетском патриаршем соборе Светицховели , гимнограф включил нек-рые автобиографические сведения. В частности, рассказывается о том, как Н. и его спутнику, ведшему груженную вином лошадь, удалось чудесным образом перейти у с. Цицамури разлившуюся и бушевавшую р. Арагви: их вел свет Животворящего Столпа. Из этого отрывка становится известно, что Н. был родом из восточногруз. провинции Кахети и приблизительно в 20-х гг. XII в. пришел к своему дяде по отцу, мон. Симеону (католикос-патриарх всей Грузии Симеон IV (Гулаберисдзе ; 1128-1144)), к-рый в то время подвизался в мон-ре во имя прп. Саввы Освященного в Армази под Мцхетой ( Николай (Гулаберисдзе). 2007. С. 53). Н. занимал пост предстоятеля Грузинской Православной Церкви в период царствования Георгия III (1156-1184): в «Слове о Столпе...» Н. описал единственный происшедший в период его предстоятельства случай нарушения чина совершения хиротонии и в связи с этим упомянул имя супруги царя - царицы Бурдухан. Согласно груз. церковной традиции, архиереев хиротонисали в Светицховели. Когда Н. занял Патриарший престол, он во время проверки священноначалия и клира выяснил, что несколько действующих епископов по разным причинам оказались нехиротонисанными. Он хиротонисал их в Светицховели, кроме одного - еп. Руисского Тимофея, чему воспрепятствовали, как указано в сочинении, «тяжелая зима» и противление царицы Бурдухан, очевидно покровительствовавшей мон-рю Руиси и Руисской епархии. В результате Н. был вынужден хиротонисать еп. Тимофея «в своей церкви» (не названа; возможно, имеется в виду кафедральный собор в Руиси). Той же ночью одному почтенному монаху (имя не указано) во сне явился Животворящий Столп «в виде старца, окутанного невероятным сиянием», к-рый обвинил Н. в нарушении церковных канонов. Н. глубоко каялся в содеянном и писал, что недопустимо нарушать церковные законы, установленные Господом и переданные человеку через Духа Святого, кто бы ни подвигал на это - представитель высшей церковной иерархии или глава государства. По мнению Н., глава Церкви сам должен быть гарантом соблюдения церковного законодательства ( Николай (Гулаберисдзе). 2007. С. 56-57).

http://pravenc.ru/text/2566054.html

Чудо благодатного огня. Воскресал ли Христос? Информация о первоисточнике При использовании материалов библиотеки ссылка на источник обязательна. При публикации материалов в сети интернет обязательна гиперссылка: " Романов-на-Мурмане " ( romanov-murman.narod.ru ). Преобразование в форматы epub, mobi, fb2 " Православие и мир. Электронная библиотека " ( lib.pravmir.ru ).   ЧУДО БЛАГОДАТНОГО ОГНЯ Это чудо происходит каждый год накануне Православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и Пещеру, в которой был положен снятый с Кресла Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшим. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке. Вот как происходит чудо схождения Благодатного Огня в наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира в напряженном молчании следят за Патриархом. Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господний, ища хоть чего-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне входит внутрь. Там, стоя на коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого Огня. Долго длится иногда его молитва.... И вдруг на мраморной плите Гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков юлубоватого цвета. Он прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передаст Армянском Патриарху, а затем и народу. В это мгновение и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма. Свидетели этого чуда описывали его в 1988 году так: “Каждый человек ощущает эту благодать по-своему, в меру человеческого сердца, кто сколько может вместить.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

Поучение 35. На Воздвижение Честнаго Креста Господня В раю выросло древо искушения и падения, на Голгофе – древо искупления и спасения – крест Христов, в раю нашелся плод греха и смерти, на Голгофе созрел плод добродетели и вечной жизни. Каким оружием диавол погубил людей, таким же оружием спасает нас Христос. Одно древо разлучило Бога с человеком, другое соединило и примирило; одно навлекло проклятие, другое сняло клятву, низвело благословение; одно тяжестью греха низвело во ад и предало людей вечной погибели, другое – чрез степени добродетелей соделалось лествицею, возводящею к небесам и двери райские всем отверзло. О! треблаженное древо, на нем же распятся Христос, Царь и Господь 21 , и пр. Итак, нет другого пути в рай, кроме страданий, нет другой лестницы, ведущей на небо, кроме креста. И если сам Христос – за древо греха поднял на рамена древо спасения, за плод смерти испил чашу смертных страданий; почто же ты, христианин, уклоняешься от креста, не хочешь принять наказания за грех , которым грешишь, испить чашу страданий, которую сам своими грехами заслужил? Заблуждаешься, если в жизни настоящей избираешь себе широкий и веселый путь; грешишь, если еще простираешь руку к запрещенному плоду, которым искушает тебя диавол; погибнешь, если пьешь беззаконие яко воду, и покрываешь себя листьями смоковницы пороков и беззаконий, опоясуешься грехом, яко вервием. Смотри на терновый венец Искупителя, и смиряй свою гордыню; присматривайся к язвам гвоздинным, и не собирай руками тленных сокровищ; всматривайся в прободенное ребро и не люби ничего мирского, ибо в мире царствует только похоть плоти, похоть очей и гордость житейская 22 . Погрузись ты мыслью в тайну креста Христова, брось греховную багряницу и облекись в хитон Христов, спасающий тебя. Отклони от уст своих чашу удовольствий земных, припоминая оцет с желчью смешанный, который вкусил твой Искупитель. Вспомни заушение Его по ланитам, и если кто ударит тебя в ланиту, подставь ему и другую ради Христа. Распни и ты себя со страстьми и похотьми! Не считай крест соблазном для себя, по примеру Иудеев, и безумием в подражение Еллинам, – крест есть Божия сила и Божия премудрость 23 , крест орудие твоего вечного спасения. Не замечаешь ли, что князи людстии, как некогда Иудеи, собрашася вкупе на Господа и на Христа Его 24 ? Ученые своими безбожными науками, собравшись вкупе на Христа, отвергают веру в Бога в Троице святой покланяемого и в искупителя мира – Богочеловека; богатые собрались вкупе на Христа и обирают Его и братьев Христовых; знатные собрались вкупе и предаются грехам и беззакониям; и бедные ныне только жребий бросают о хитоне Христовом, или разрывают его на части для починки своих рубищ, чтобы тщеславиться нищетою Христовою. И теперь Спасителю мой! Тебя распинают уже не Иудеи, но христиане своею нераскаянностью, – весь мир, ибо весь мир во зле лежит 25 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Разделы портала «Азбука веры» Пожертвовать «Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях...» ( 1  голос:  5.0 из  5) Здравствуйте, дорогие мальчики и девочки. Сколько же святынь есть в нашей Православной Церкви! Чудотворные иконы, святые мощи угодников Божьих. Даже вещи, которые когда-то принадлежали святым людям, почитаются православными, ведь эти вещи через святых освещены благодатью Божией. Но есть просто удивительные святыни, вещи, которые служили самому Спасителю во время его земной жизни. Я говорю о ризе Господней, или, как её ещё иногда называют, хитоне, одежде, которую два тысячелетия назад носил Иисус Христос. Поразительно, но она сохранилась до наших дней, и мы с вами сегодня имеем возможность поклониться этой святыне. Но было время, когда Риза Господня была скрыта от людских глаз. Обрели мы её благодаря усердию святой равноапостольной Нины. О том, как это было, я вам сейчас расскажу. Жила святая Нина давно, в конце третьего века. Когда ей исполнилось 12 лет, родители решили посвятить ее  служению Господу. Отдали Нину на воспитание к одной доброй женщине по имени Нианфора, которая рассказывала Нине о Христе. Та полюбила Нину как родную дочь и очень много рассказывал ей о Христе, о Его жизни, страданиях и воскресении из мёртвых. Рассказала она и о том, как воины на Голгофе бросали жребий, кому из них достанется хитон Спасителя. Нину до глубины души тронул этот рассказ. – Как бы я хотела увидеть этот хитон, прикоснуться к нему, – воскликнула она. –Скажи, а где он сейчас? – Говорят, ответила ей Неамфора, тот воин, которому он достался по жребию, увёз его на свою родину в Далёкую Иллирию, так называлась тогда Грузия. Сердце Нины сжалось: если бы можно было отправиться в иверию и отыскать хитон Господень! – Скажи, Неамфора, – спросила Нина. – А в этой стране живут христиане? – Нет, не, ну люди той стороны не знают Истинного Бога и находятся во тьме языческой. Ещё больше захотелось Нине оказаться в неведомой стране, чтобы рассказать людям об Истинном Боге. Каждый вечер она молилась Пресвятой богородице, чтобы её желание исполнилось.

http://azbyka.ru/deti/zhitija-svjatyh-de...

Чудо схождения Благодатного огня Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены…. 21 апреля, 2006 Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены…. Благодатный огонь на Пасху в Иерусалиме Это чудо происходит каждый год накануне православной Пасхи в Иерусалимском храме Воскресения, который накрывает своей громадной кровлей и Голгофу, и пещеру, в которой был положен снятый с креста Господь, и сад, где Мария Магдалина первой из людей встретила Его воскресшего. Храм воздвигнут императором Константином и его матерью царицей Еленой в IV веке, и свидетельства о чуде восходят уже к этому времени. Вот как оно происходит в наши дни. Примерно в полдень со двора Иерусалимской Патриархии выходит крестный ход во главе с Патриархом. Процессия входит в храм Воскресения, направляется к часовне, возведенной над Гробом Господним, и, трижды обойдя ее, останавливается перед ее вратами. Все огни в храме потушены. Десятки тысяч людей: арабов, греков, русских, румын, евреев, немцев, англичан — паломников со всего мира — в напряженном молчании следят за Патриархом. Патриарх разоблачается, полицейские тщательно обыскивают его и самый Гроб Господень, ища хоть чего-то, что может произвести огонь (во время турецкого владычества над Иерусалимом это делали турецкие жандармы), и в одном длинном ниспадающем хитоне предстоятель Церкви входит внутрь. На коленях перед Гробом, он молит Бога о ниспослании Святого огня. Долго длится иногда его молитва… И вдруг на мраморной плите гроба появляется как бы огненная роса в виде шариков голубоватого цвета. Святейший прикасается к ним ваткой, и она воспламеняется. Этим прохладным огнем Патриарх зажигает лампаду и свечи, которые затем выносит в храм и передает Армянскому Патриарху, а затем и народу. В это же мгновение десятки и сотни голубоватых огней вспыхивают в воздухе под куполом храма.

http://pravmir.ru/chudo-sxozhdeniya-blag...

Ханты-Мансийской митрополии из Сербии передали икону «Белый ангел Милишевский» 16 ноября 2023 г. 17:27 16 ноября 2023 года в г. Ханты-Мансийске состоялась передача Ханты-Мансийской митрополии иконы «Белый ангел Милишевский» от церкви святителя Николая г. Белграда (Республика Сербия). Святыню передала сербская делегация. В ее состав вошли председатель Общества сербско-русской дружбы и русских соотечественников «Наисус» Джордже Янкович, председатель Ассоциации Героической 549-й моторизованной бригады «Царь Душан Силни» Владан Ранкович и координатор Всероссийского общественного движения «Волонтеры Победы» в Республике Сербия Ольга Литвина. «Мы очень рады передать вам самую благословенную и самую известную икону Сербии " Белый ангел " , которая имеет долгую историю, чтобы этот ангел своими крыльями покрыл вашу епархию и благословил на долгие года», — отметила Ольга Литвина. Принимавший святыню митрополит Ханты-Мансийский и Сургутский Павел поблагодарил гостей и в свою очередь передал им икону небесного покровителя Югры святителя Нектария, архиепископа Тобольского и Сибирского. «Дай Бог, чтобы святитель Нектарий помогал всем нашим собратьям на Сербской земле объединяться в молитве и ходатайствовал пред Богом о нашем спасении», — сказал владыка Павел. Икона «Белый ангел Милишевский» была освящена 12 ноября 2023 года в православной сербской церкви святого Николая в Вишнице г. Белграда. «Белый ангел» — фрагмент одной из фресок в Вознесенском храме монастыря Милишево, основанного в начале XIII века. На ней изображено явление Архангела Гавриила мироносицам у Гроба Господня. Ангел в белом хитоне сидит на камне и рукой указывает женам на пустую гробницу Христа, возвещая Воскресение Спасителя. В конце ХХ века данный образ стал национальным символом православной Сербии. Удивительная история произошла в апреле 1999 года, когда страна подвергалась бомбардировкам НАТО. Итальянскому пилоту Валерии был дан приказ выпустить по сербскому монастырю ракеты. На подлете она увидела в небе образ белого ангела и не выполнила приказ. Лишь позже она нашла этот образ, а потом приехала в монастырь, чтобы еще раз увидеть икону. Фреска с изображением белого ангела стала символом мира и надежды. Передача иконы состоялась в рамках VIII Международного гуманитарного форума «Гражданские инициативы регионов 60-й параллели». Участниками проекта стали более 500 жителей и гостей ХМАО, в том числе из Китая, Сербии и Белоруссии. Образ будет храниться в кафедральном соборе Воскресения Христова г. Ханты-Мансийска. Ханты-Мансийская митрополия /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

В памятниках изобразительного искусства сохранились сцены гибели И. А., отличающиеся от визант. минологиев и, возможно, связанные с влиянием истории ап. Иакова, брата Господня. Согласно этой версии, И. А. был сброшен с крыши храма. Такое изображение сохранилось на миниатюрах Штутгартского Пассионала (Stuttg. Cod. bibl. 56-58, ок. 1130, см.: Boeckler A. Das Stuttgarter Passionale. Augsburg, 1923. Add. 30). В мозаиках Сан-Марко в Венеции (нач. XIII в.) среди циклов апостольских мучений представлено, как некий иудей сталкивает И. А. с крыши здания, имеющего форму октагона с куполом на колоннах, 2-й раз И. А. представлен лежащим у подножия. Изображения И. А. в памятниках зап. искусства даже в рамках визант. влияния сближают его с ап. Иаковом, братом Господним: напр., в мозаиках капеллы Палатина в Палермо (1132-1140) И. А. представлен стоящим в облачении епископа (в полиставрии, с омофором и с книгой). Подобным же образом, как епископ с омофором и с Евангелием, рядом с Петром и Павлом, И. А. представлен на фресках в крипте Сан-Лоренцо в Фазано (XI-XII вв.). В зап. иконографииИ. всегда изображается как апостол в античном хитоне и гиматии с Евангелием, позднее - с атрибутами мученичества. В Др. Руси центром особого почитания И. А. был Вел. Новгород. На новгородских иконах встречаются его изображения, связанные с патрональной темой, как, напр., на иконе «Рождество Богоматери» в качестве поясного образа в медальоне на поле с подписью (кон. XIV - нач. XV в., ГТГ). Образ И. А. присутствует в новгородских рукописях Хроники Космы Индикоплова в составе композиции со святыми в медальонах по сторонам Креста Господня (известны неск. экземпляров, созданных в 1-й пол. XVI в.: рукопись 1539 г. из собрания кн. Оболенского, входившая в августовский том Великих Миней по Софийскому списку (РГАДА. Ф. МИД. 159. Л. 6); из б-ки свящ. Сильвестра, духовника царя Иоанна Грозного, вложенная в 1552 г. в Соловецкий мон-рь (РНБ ОР. F.IV.683. Л. 1 об.), и из б-ки Софийского собора в Вел. Новгороде (РНБ. Соф. 1197. Л. 5)). И. А. изображен в медальоне по пояс (с подписью: «оагиос иаковъ алфеевъ») в нижнем ярусе и составляет пару со свт. Сильвестром, папой Римским. И. А., зрелый муж, в античных хитоне и гиматии, с короткими волосами и бородой, на плечах его - омофор, на покровенной левой руке - книга. В подобном варианте очевидно смешение с иконографией ап. Иакова, брата Господня, также почитавшегося в Вел. Новгороде. В храме в честь иконы Божией Матери «Знамение» на Ильине ул. в 1615 г., согласно росписи новгородских мон-рей и церквей, существовал придел во имя ап. Иакова Алфеева, где, несомненно, была его храмовая икона (Опись Новгорода 1617 г./Ред.: В. Л. Янин. М., 1984. Ч. 2. С. 329).

http://pravenc.ru/text/200309.html

Между прочим, в противность этому уверению говорит достопочтенный Кальмет, который видел святыню Аржантейля: «Еще до настоящего времени хранится хитон Господа нашего в Трире; а то, что можно видеть в приории Аржантейля, не есть хитон, а только плащ пурпурного цвета». В описаниях его же говорится, что «это только четыре куска разной величины». Ввиду позднейших заявлений и открытых споров о ризе Господней, по распоряжению трирского архиепископа произведено было специально для этого наряженной духовной комиссией исследование Трирского хитона. Не без пристрастия эта комиссия засвидетельствовала, что следствием не обнаружено ничего противоречащего старинным преданиям церкви Трирской. Хитон оказался сильно попорченным от времени; он со всех сторон закрытый, без швов, без узоров, материя темного цвета, из льна или хлопчатой бумаги; передняя покрышка из дамасской материи, должно быть, пурпура, задняя покрышка имеет вид газа. Знаменитый кусок, который, по мнению Вильновского, есть настоящий хитон Спасителя, можно видеть в части газа, покрывающего бок Трирского хитона, которая идет снизу и завернута вовнутрь. Так по поводу последней выставки хитона Господня в Трире сами католические представители и писатели разделились между собой по вопросу о подлинности этой святыни, между тем как протестанты за это время устно и письменно глумились над простотой веры католиков. Исходившие из одного же католического лагеря страстные прения и опровержения, составившие большую литературу о священном хитоне, однако, не удовлетворили ни ту, ни другую сторону и привели лишь к тому, что сравнительно с выставкой ризы Христовой в 1844 году в недавнюю выставку город Трир посетило не очень значительное число богомольцев-католиков. В противоположность этим не имеющим под собой прочной исторической почвы западным сказаниям о хитоне Господнем, с великой устойчивостью выступает непоколебимое верование нашей Православно-Русской Церкви, основанное на едином, в себе согласном древнейшем предании и подтвержденное ясными свидетельствами свыше. Мы имеем в виду изложить это верование, чтобы восполнить важный пробел в русской богословской литературе, почему-то за время полемики на Западе не противопоставившей западным сказаниям верование нашей Церкви о ризе Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

“Жизнь святого Петра сохранялась для его Церкви, пока ей нужна была его жизнь и духовная помощь. Подобно Моисею, ему было дано видеть обетованную землю, в которую Господь вел свой народ, хотя сам он не мог войти в нее. Он слышал о том, что гонение прекратилось на западе и в Палестине; он получил известие об эдикте, разрешающем свободное отправление христианского Богослужения, который исторгли у Галерия его предсмертные агонии, — тогда святой Петр был призван последовать за своими собратьями и закончить собою длинный ряд мучеников за Христа” 29 . По личному приказанию Максимиана Петр, архиепископ Александрийский, был схвачен и посажен в темницу. Это известие вызвало большое стечение народа к месту заключения Святителя с намерением воспрепятствовать воинам причинить ему какое-либо зло. В это время еретик Арий предпринимает лицемерную попытку примирения с Церковью: он обращается за содействием к наставнику училища Ахилле, а также к Александру — будущим предстоятелям Церкви. Но их ходатайства святой Петр отверг и рассказал им о своем видении. Ночью ему явился Христос-младенец в раздранном хитоне. На вопрос святителя Петра: “Кто Ти, Спасе, ризу раздра?” — Он ответил, что это сделал Арий 30 . Святитель Петр, зная, что встреча с клириками, пришедшими просить за Ария, будет последней, обращается к ним с прощальной беседой. “В ней вспоминает он о всех ужасах гонения и о своих заботах о Церкви. С глубоким сознанием исполненного долга он говорит о себе: «Я не переставал день и ночь писать господнему стаду, порученному мне, утверждая их в единстве Христовом». Высказав затем похвалу мученикам-пресвитерам и всем исповедникам Христа, он останавливается на Мелитии: «Что мне сказать вам о Мелитии? Вы хорошо знаете, какие скорби причинил он мне своим поступком Об одном прошу вас, — остерегайтесь его козней! Сам я готов совершить путь, завещанный мне Господом моим, и ознаменовать служение, мною принятое, верностью Ему. Моя совесть спокойна, ибо я никогда не уклонялся от прямой своей обязанности — возвещать вам то, что вверено было мне от Господа Будьте внимательны и вы к вверенному вам стаду, ввиду предстоящих опасностей Церкви Христовой»” 31 .

http://pravmir.ru/svyashhennomuchenik-pe...

Да, Христос безгрешен, а Иоанново омовение было символом покаяния и веры в грядущего Мессию. Иисус лично не нуждался в таком омовении, но Он все-таки совершил обряд, и Церковь усматривает в этом поступке Спасителя очень глубокий смысл. Прежде всего, погружением в реку наравне с другими кающимися Христос показывает, что добровольно и всецело подчиняет Себя всем условиям падшего мира. А раз грешники должны были пройти очистительный ритуал во имя Того, Кто искупит их грехи, то и Сам Искупитель проходит этот же обряд, чтобы подчеркнуть связь между Ним и теми, кто в Него верует. Своим омовением Иисус исполнил последнюю заповедь Ветхого Завета, и одновременно — освятил грядущее новозаветное Таинство Крещения. Теперь всякий, над кем оно совершается, незримыми ниточками соединен с Богом, Который пришел в мир ради спасения каждого из нас. 6. Что символизирует собою погружение в воду? Почему именно вода является ключевым образом праздника? Для людей погружение в купель связано с покаянием — то есть с радикальной переменой своего внутреннего мира и очищением от тех духовных язв, которые поразили всех нас после грехопадения Адама. А очистившись, человек становится способным принять ту благодать, которая даруется Христом через Крещение. Почему именно воду избрал Христос? Потому что это как раз то вещество, вне которого и без которого немыслима сама биологическая жизнь. Это первоэлемент всего земного бытия. Например, посылая космические аппараты на другие планеты, ученые ищут в первую очередь воду в любом ее виде. Без воды невозможно протекание большинства химических реакций. Она всегда была символом жизни и чистоты, и неудивительно, что Христос освящает вещественный мир через воду, а не каким-либо иным способом. 7. Как изображается событие Богоявления на православной иконе? Праздничная икона Крещения Господня содержит очень мало подробностей, акцентируя внимание молящегося лишь на главном. В центре иконописец изображает Иордан, в котором по колени (иногда — по пояс или по грудь) стоит Христос. Спаситель — обнажен. Существуют древние фрески, где Он вовсе наг, безо всякой одежды. Однако такие росписи — довольно редки, и в основном на иконе Иисус либо в набедренной повязке, либо в полуспущенном хитоне с обнаженным торсом. Возле Спасителя на берегу стоит Иоанн и правой рукой льет на голову Христа зачерпнутую ладонью воду.

http://foma.ru/12-voprosov-o-prazdnike-b...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010