Но замечательно, что во время недавнего торжества выставки Трирского хитона в различных газетах и журналах выражено было сомнение в его подлинности, имевшее довольно прочную для себя опору в том, что в Аржантейле близ Парижа оказался издревле хранимый, также считаемый подлинным хитон Христов, который одинаково служит предметом благоговейного поклонения. Еще ученый археолог и каноник трирский Вильновский, присутствовавший при открытии хитона в 1844 году, утверждал, и не без великой душевной тревоги, ту истину, что Трирский хитон представляет собой не что иное как кусок хитона, взятый от хитона в Аржантейле. Теперь же, когда вопрос о подлинности хранящейся в Трире святыни был поднят и во Франции, викарный епископ Аржантейльский объявил решительно, что подлинная риза Христова хранится в аржантейльском соборе, а в Трире находится не риза Господня, не туника, а длинная мантия вроде пеплума 2 , которую Спаситель не мог носить, так как ходил в одежде простого рабочего. Сверх того, Трирская риза сшивная, а это противно евангельскому повествованию; наконец, она – на шелковой подкладке, не однородного материала и не может быть древнее VI века. Между тем хранящаяся в Аржантейле риза – из цельного куска материи ручного тканья, соткана из верблюжьей шерсти, имееет не более 1 ½ и ¼ метра в ширину и длину и весьма напоминает своим фасоном туники, носимые рабочими в Иудее и доныне. В пользу подлинности этой ризы, по мнению аржантейльского епископа, говорят исторические документальные данные, из которых известно, что она хранилась со времен императрицы Елены в Константинополе, а затем императрицей Ириной подарена была Карлу Великому, который около 800 года передал ее на хранение своей племяннице, бывшей игуменьей аржантейльского монастыря. В документах, подтверждающих это предание, указывается на тогу или плащ Дитяти Иисуса; хроникер XIII века Матфей Парижский называет эту одежду туникой с прибавлением, что Святая Дева сделала ее, когда Иисус Христос был еще Дитя. Ввиду же того, что в Трирской ризе есть один кусок, весьма похожий на ткань Аржантейльской ризы, защитники последней прибегли к тому предположению, что этот кусок, быть может, был оторван от этой ризы и подарен той же Ириной трирскому собору.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Однажды она утешала царя Мириана, когда тот печалился о том, что послы его, получив от царя Константина часть животворящего древа Креста Господня и гвоздь, не принесли их в Мцхет, но оставили первую в Манглисе, а второй — в Ерушети. Святая говорила ему: — Не печалься царь! Так нужно было, — чтобы и границы твоего царства находились под защитой Божественной силы Христова Креста, и вера Христова распространялась. Для тебя же и твоего столичного города достаточно той благодати, что здесь пребывает пречестной хитон Господень. Присутствие хитона Господня под корнем кедра как при жизни святой Нины, так и после проявлялось истечением от столпа и его корня целительного и благовонного мира; это миро перестало течь лишь в XIII веке, когда хитон был вырыт из земли; обнаруживалось присутствие святого хитона и через наказание тех неверующих, которые из любопытства осмеливались прикасаться к этому месту. Католикос Николай I, который управлял Грузинской Церковью в середине двенадцатого века (1150–1160 гг.), известный святостью жизни и мудростью, замечая, что многие в его время сомневались, действительно ли находится под живоносным столбом хитон Господень, говорит, что хотя сомнение таких людей и естественно, ибо хитон Господень никогда не был открыт и никто никогда не видал его, но те знамения и чудеса — и прежние, и те, которые перед глазами у всех ныне совершаются, — происходят от хитона Господня при посредстве мироточивого столба. При перечислении бывших от хитона Господня чудес католикос Николай вспоминал, как была попалена вышедшим из земли огнем жена одного турецкого султана, которая из любопытства хотела открыть гроб Сидонии и посмотреть на хитон Господень; посланные же ею гробокопатели-татары были поражены невидимой силой. “Это чудо, — пишет он, — многие видели, и оно известно каждому”. Лет за 40 до смерти католикоса Николая Тифлис и Мцхет были действительно заняты сельжукскими турками, которые были потом изгнаны из Грузии царем Давидом Возобновителем, царствовавшим с 1089 до 1125 г. Католикос Николай указывал на истекавшее миро как на постоянное чудо, всегда и всеми видимое. “Все видят, — говорил он, — влагу на восточной стороне столба; по невежеству некоторые пытались замазать это место известью, но оказались не в силах остановить истечение мира. А сколько от него было исцелений, — мы все тому свидетели”.

http://pravmir.ru/riza-gospodnya-i-rossi...

Представитель Русской Православной Церкви принял участие в состоявшемся в Грузии праздновании в честь Хитона Господня 16 октября 2013 г. 17:08 14 октября 2013 года в Грузии состоялись торжества, посвященные празднику Мцхетоба-Светицховлоба, совершаемого Грузинской Православной Церковью в честь великих святынь — Мироносного столпа и Хитона Господня, принесенного на территорию нынешней Грузии в I веке. Центром торжеств традиционно является город Мцхета — древняя столица и духовный центр Грузии, где хранятся упомянутые святыни. Праздничную утреню и Божественную литургию в кафедральном соборе Светицховели возглавил Святейший и Блаженнейший Католикос-Патриарх всея Грузии Илия II в сослужении собора иерархов и сонма клириков Грузинской Православной Церкви. В богослужении принял участие прибывший в Грузию по благословению председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополита Волоколамского Илариона сотрудник ОВЦС иеромонах Стефан (Игумнов). В храме также молились премьер-министр Грузии Б. Иванишвили с супругой, представители дипломатического корпуса, аккредитованного в Тбилиси, и многочисленные паломники, в том числе члены делегации Российского клуба православных меценатов, посетившие в Грузию для участия в открытии выставки «Мерная икона: история и современность». Храм Светицховели в его нынешнем виде построен в Мцхете в XI веке на том месте, где, по преданию, в апостольские времена был положен под спудом Хитон Господень, который принесли в Грузию ее уроженцы Элиоз и Лонгиноз, свидетели крестных страданий Спасителя. Спустя некоторое время над местом положения Хитона выросло дерево, из которого был сооружен столп для одной из опор первого храма Светицховели, воздвигнутого в IV веке попечением святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Часть Мироносного столпа и Хитон Господень доныне почивают в древнем соборе Мцхеты. Установленный в их честь праздник носит статус государственного и является в Грузии нерабочим днем. Служба коммуникации ОВЦС /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3306708.ht...

Собор Светицховели, где хранится Хитон, это сердце Грузинской Церкви, закованное в камень и гранит. Имя «Сидония» на финикийском языке значит «рыба». Рыба – символ христианина, так как в воде, при крещении, человек получает вечную жизнь. Сидония стала первой христианкой Грузии. Не видя Христа, она полюбила Его всей душой, как одна из жен-мироносиц, и мысленно следовала за ним, как Мария Магдалина. Когда она услышала страшную весть о казни Христа, то ее любовь превратилась в страдание и боль, и она упала мертвой на землю, как лань, пронзенная стрелой охотника в самое сердце. Ее грудь стала священным престолом Хитона Господня. Так в древней Церкви в темницах на груди мучеников узники-христиане совершали литургию. Существует предание, что во время Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа Сидония выйдет Ему навстречу, держа в руках Хитон, как свидетельство своей вечной любви. Светицховели – это тот мистический центр, в котором сходятся и от которого расходятся световые лучи-радиусы, соединяющие Светицховели с каждым монастырем и храмом Грузии. А Сидония – его вратарница, которая отворяет для достойных дверь в священное пространство храма, во Святая святых, наполненное незримым духовным светом, напояет благодатью Хитона Господня, как водой бессмертия, всех, верой входящих в Мцхетский собор. Хитон Господень, обагренный кровью Спасителя, – это краеугольный камень Грузинской Церкви и ее сияющий венец. Композиционный центр иконы «Слава Грузинской Католикосской Церкви» – Животворящий Столп, а под ним – тело Сидонии с Хитоном на груди. Вокруг в молитвенном созерцании стоят святые Грузинской Церкви. Их сосредоточенные в духовном порыве лица озаряет мягкий, тихий свет, исходящий от Животворящего Столпа и Хитона Господня. Как райские цветы, как зажженные светильники, как драгоценные камни в Небесном Иерусалиме, как струи благоуханного мира, исходящего от Хитона Господня, как неувядаемый венок, сплетенный руками Богоматери, как лилии Кавказских гор и розы Карталинии, как звезды, сошедшие с небес на землю, как алмазы и рубины, хранимые в сокровищнице Церкви, как земные Ангелы, стоят вокруг гробницы Сидонии мученики, преподобные, исповедники, святители, затворники, пустынники, Христа ради юродивые, столпники и праведники – крепость, защита, слава и сияние Грузинской Церкви. Этот сонм святых, окружающих Хитон Господень, похож на золотую царскую диадему, венчающую Грузинскую Церковь .

http://azbyka.ru/otechnik/Rafail_Karelin...

Ранняя Церковь уже в те времена, когда составлялись евангельские повествования, в полной мере осознала мессианский характер 21-го псалма, в котором, как и в 53-й главе Книги пророка Исаии, увидела пророческое предсказание о крестных страданиях Сына Божиего. Все четыре евангелиста обращают внимание на связь между Ветхим Заветом и описываемыми ими событиями. Неоднократно на страницах Евангелий возникают аллюзии на ветхозаветные тексты, а события из жизни Иисуса воспринимаются как исполнение древних пророчеств. В наивысшей степени это характерно для истории Страстей. Именно в ней «слово Божие и события становятся взаимопроникаемыми: факты наполняются словами, то есть смыслом, и, наоборот, то, что до сих пор было только словом, подчас непонятным, становится реальностью и наконец раскрывает свой подлинный смысл». 498 Об этой особенности евангельских повествований о Страстях важно помнить при их рассмотрении. Евангелистов гораздо меньше интересуют подробности самой казни: они не описывают ее столь детально, как это сделал бы историк, подобный Иосифу Флавию. Авторы Евангелий скупы на детали. Их гораздо больше интересует, как история Страстей соотносится с мессианскими пророчествами Ветхого Завета: в ткань пророчеств они и вплетают эту историю. Чем объясняется внимание, уделяемое евангелистом Иоанном табличке с надписью, сделанной Пилатом, и хитону? Как мы видели, образ Пилата у Иоанна прописан гораздо детальнее, чем у других евангелистов, и мы можем предположить, что ему известны подробности процесса над Иисусом, не известные другим авторам. Что же касается хитона, то упоминание о нем может быть объяснено цитатой из псалма, которая благодаря этому упоминанию вводится в рассказ. В то же время возможно и другое объяснение. Известно, что и табличка с надписью «Иисус Назарянин, Царь Иудейский» и хитон Господень относятся к числу раннехристианских реликвий. Таблица, или титло (латинское titulus), по преданию, была обретена в 326 году императрицей Еленой во время ее путешествия в Иерусалим (эту таблицу в конце IV века упоминает римская паломница Эгерия). 499 Что же касается хитона Господня, то существуют различные предания касательно его судьбы. В частности, святыня, обозначаемая этим наименованием, хранится в кафедральном соборе Трира (Германия). Грузинское церковное предание связывает местопребывание хитона Господня с собором Светицховели в городе Мцхета. Как бы там ни было, нельзя исключить, что ранние христиане сохранили титло с креста Иисуса, а хитон выкупили у воинов и что автору четвертого Евангелия эти реликвии были известны.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

монахиня Иулиания (Соколова) Ризы Христа Спасителя Хитон – нижняя, довольно свободная, с широкими рукавами одежда, по длине доходящая до ступней ног. Хитону Христа Спасителя усвоен в иконописи цвет теплых оттенков – от коричневого, темно–малинового до красного и (реже) розового. По хитону надевался пояс. Через оба плеча хитона Спасителя, спереди и сзади, иконопись изображает узкие, как бы вытканные по одежде полосы – клавы, доходящие до подола. Клав –символ посланничества (миссии), поэтому он и усвоен, прежде всего, Христу Спасителю как посланному в мир Богом Отцом с определенной миссией – спасти мир 56 ‚ а затем и апостолам и пророкам как Божиим посланникам 57 , возвещавшим людям волю и словеса Божии. Цвет клава всегда больше или меньше отличается от цвета хитона. Очень часто он бывает желтого цвета разных оттенков и почти всегда украшается золотым ассистом. Гиматий (плащ) – длинный и широкий отрезок ткани, который надевался поверх хитона. Этот плащ беднякам служили покрывалом во время сна 58 . О том, что он имел значительную величину, можно судить по тому, что воины, распявшие Христа и разделившие между собой Его одежду, плащ разделили на четыре части: каждому воину по одной части 59 . Цвет этой одежды Христа Спасителя пишется всегда холодных оттенков – от голубого, синего до светло-–и темно–зеленого. Исключением являются такие иконы, как «Воскресение», «Вознесение», «Успение Божией Матери», на которых Христос Спаситель изображается в прославленном виде: все его одежды, сияющие славой, имеют золотисто–желтый цвет и украшаются золотым ассистом. На иконах «Преображения Господня» Христос – в белых одеждах. На Богородичных иконах ризы Богомладенца Христа почти всегда золотисто-желтого, разных оттенков, цвета и украшены золотым ассистом.  Этим Святая Церковь выделяет Его младенчество из обычного для всех людей и указывает на Его совечное и сопрестольное Богу Отцу существо. Обувь Спасителя, как и пророков и апостолов, представляет собой сандалии, состоящие из кожаных подошв, прикрепляющихся к ступням ремнями.    Есть иконы, где Христос пишется как Царь Славы, на  престоле. Тогда Его ризы также часто золотисто-желтые с золотым ассистом. Но как Царь царей Господь изображается в царских, по типу византийских, одеждах, на престоле и с короной на голове. Как Великий Архиерей Господь пишется в саккосе и с омофором‚ Читать далее Источник: Труд иконописца : [Сборник]/Монахиня Иулиания (М. Н. Соколова); [Вступ. ст. Алдошиной А. Е., Алдошиной Н. Е., с. 5-34]. - Сергиев Посад : Св.-Троиц. Сергиева лавра, 1998. – 158 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

111 В городе Трире (в Германии) чрез каждые 30–40 лет выставляется на две-три недели для чествования хранящийся замурованным в главном алтаре Трирского собора якобы подлинный хитон Господень. Во врем бывшего в 1892 г. торжества «выставки Трирского хитона» в различных западных газетах и журналах выражено было сомнение в его подлинности, имевшее довольно прочную для себя опору в том, что в Аржантейле, близ Парижа, оказался другой, тоже считаемый подлинным, хитон Христов. Вместе с этим оказалось, что Трирский хитон – сшивной и по своему материалу не может быть древнее VI века, а хитон, хранящийся в Аржантейле, не есть хитон, а только плащ пурпурного цвета. Возник горячий спор между самими католиками, и образовалась целая литература о хитоне; считавшаяся достоверными сказаниями о нем оказались не подлинными, а в результате – выставку Трирского хитона посетило не очень значительное число богомольцев-католиков. Все это само собой делает сомнительными подлинность не только Трирского, а и Аржантейльского хитона, а вместе с тем и самых сказаний о них. В противоположность этим, не имеющим под собой прочной исторической почвы, западнями сказаниями о хитоне Господнем с великой устойчивостью выступает непоколебимое верование нашей православной Церкви, основанное на едином, в себе согласном, древнейшем предании и подтвержденном ясными свидетельствами свыше. 112 Вероятно, по неудобству празднования сего события: в Великий поста, и было положено совершать это торжество 10 июля, накануне дня коронования царя Михаила Феодоровича. – См. Ц. Вед. 1905, 45. 113 Киево-Печерская обитель, основанная на дивных подвигах пр. Антония и мудро руководимая ее св. настоятелями вскоре, по благодати Божьей, созидаясь трудами самих иноков и украшаясь их строго подвижнической жизнью, сделалась великой и знаменитой. В Печерскую обитель шли любители строгого подвижничества (см. 28 янв., 19 нояб.) и оставались здесь на всю жизнь, a те, которым суждено было удалиться из нее, всячески старались хотя перед своей кончиной возвратиться в ее стены, и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Между прочим, в противность этому уверению говорит достопочтенный Кальмет, который видел святыню Аржантейля: «Еще до настоящего времени хранится хитон Господа нашего в Трире; а то, что можно видеть в приории Аржантейля, не есть хитон, а только плащ пурпурного цвета». В описаниях его же говорится, что «это только четыре куска разной величины». Ввиду позднейших заявлений и открытых споров о ризе Господней, по распоряжению трирского архиепископа произведено было специально для этого наряженной духовной комиссией исследование Трирского хитона. Не без пристрастия эта комиссия засвидетельствовала, что следствием не обнаружено ничего противоречащего старинным преданиям церкви Трирской. Хитон оказался сильно попорченным от времени; он со всех сторон закрытый, без швов, без узоров, материя темного цвета, из льна или хлопчатой бумаги; передняя покрышка из дамасской материи, должно быть, пурпура, задняя покрышка имеет вид газа. Знаменитый кусок, который, по мнению Вильновского, есть настоящий хитон Спасителя, можно видеть в части газа, покрывающего бок Трирского хитона, которая идет снизу и завернута вовнутрь. Так по поводу последней выставки хитона Господня в Трире сами католические представители и писатели разделились между собой по вопросу о подлинности этой святыни, между тем как протестанты за это время устно и письменно глумились над простотой веры католиков. Исходившие из одного же католического лагеря страстные прения и опровержения, составившие большую литературу о священном хитоне, однако, не удовлетворили ни ту, ни другую сторону и привели лишь к тому, что сравнительно с выставкой ризы Христовой в 1844 году в недавнюю выставку город Трир посетило не очень значительное число богомольцев-католиков. В противоположность этим не имеющим под собой прочной исторической почвы западным сказаниям о хитоне Господнем, с великой устойчивостью выступает непоколебимое верование нашей Православно-Русской Церкви, основанное на едином, в себе согласном древнейшем предании и подтвержденное ясными свидетельствами свыше. Мы имеем в виду изложить это верование, чтобы восполнить важный пробел в русской богословской литературе, почему-то за время полемики на Западе не противопоставившей западным сказаниям верование нашей Церкви о ризе Христовой.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

При постройке этого храма случились знаменательные события, указавшие местопребывание хитона Господня. Так, между прочим, когда таинственный кедр срубили и из ствола и ветвей его вырезали семь основных столпов для созидаемого храма, от пня усеченного кедра начало истекать благовонное миро, и многие приходившие сюда, особенно по распространении веры Христовой в Грузии при императоре Константине, помазывались этим миром и получали исцеление от болезней. Поэтому царь Мириан решил оградить это святое место внутри храма, сооруженного во имя Двенадцати апостолов, и с тех пор оно сделалось предметом глубокого уважения народного, даже язычников и магометан. Со временем грузинские цари заменили первый деревянный храм великолепным собором, утвердили при нем начальную архиепископию и сделали его своей усыпальницей. Между тем от того пня продолжало истекать чудесное миро в продолжение многих веков, пока дед царя Аббаса при отце грузинского царя Симона не вступил в Грузию со своими полчищами. Тогда многие здания были разорены и осквернены; такой же печальной участи подвергся и соборный храм: в нем неприятели ставили лошадей и скот, и с тех пор целебное миро перестало истекать от пня чудесного кедра. Что же касается собственно хитона Господня, то древнее предание, умалчивая об открытии его при святой Нине, однако же повествует о том, что во время нашествия на Грузию варварских племен Тамерлана (в конце XIV века) некоторый благочестивый муж, из опасения поругания этой драгоценной святыни храма от неверных, открыл гроб Сидонии и взял из него пречистый хитон Господень. О дальнейшей судьбе этого хитона известно лишь то, что по скором восстановлении мцхетского храма эта святыня сначала хранилась в ризнице архиерейской, а затем помещена в храме и в видах наилучшего соблюдения скрыта в церковном кресте. В начале XVII века эта великая святыня сделалась достоянием нашей Православной Церкви при следующих обстоятельствах. В 1624 году 27 июля русские послы в Персии В. Коробьин и Е. Кувшинов дали знать в Москву письмом к царю Михаилу Феодоровичу о том, что персидский шах Абуль-Аббас, с великим усердием тогда искавший дружественных сношений с Россией, намерен прислать к нему в виде дорогого подарка хитон Христов.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Господствующее в Православно-Русской Церкви предание указывает Грузию первоначальным местохранилищем хитона Господня, и указание на него отчасти связывает с личностью святой Нины ( 335 год), просветительницы Грузии. Племянница иерусалимского патриарха, воспитанная при гробе Искупителя, Нина с детского возраста любила внимать беседам о дальней Иверии некоторых просвещенных верой иерусалимских евреев, родственники которых уже со времен плена вавилонского обитали в этой местности. Ее очень озаботила участь хитона Христова, который достался в удел одному из этих поселенцев и был унесен им в столицу Иверии, Мцхет. После чудного видения Богоматери, указавшей Нине высокое поприще на Кавказе, она, напутствованная патриархом, с большими затруднениями прибыла в Мцхет с целью узнать что-либо о хитоне Господнем. Здесь она, между прочим, познакомилась с евреем Авиадаром, потомком того, кто некогда принес сюда эту святыню из Иерусалима, и по обращении его к вере Христовой в беседе услышала от него следующую трогательную повесть 3 о дивной судьбе хитона Господня, записанную даже царственными летописцами Грузии – Вахтаном и Вахуштием. По словам Авиадара, прадед его Елиоз, из рода первосвященника Илия, спустя с лишком 30 лет после поклонения персидских царей рожденному Пресвятой Девой Спасителю мира получил из Иерусалима от первосвященника Анны такое известие: «Тот, к Которому приходили персидские послы на поклонение со своими дарами, пришел в совершенный возраст и проповедует, что Он есть Мессия и Сын Божий. Идите в Иерусалим, чтобы видеть смерть Его, которую Он должен понести по закону Моисееву». Когда Елиоз собрался в дальнюю дорогу вместе с другими мцхетскими евреями, избранные из которых ежегодно были посылаемы в Иерусалим на праздник Пасхи, мать его – благочестивая старица – сказала: «Сын, иди по призыву царскому, но умоляю тебя: не участвуй в совете нечестивых против Того, Которого решили убить, потому что Он есть слово пророков, притча премудрых, свет язычников и жизнь вечная».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010