Светицховели: тайна Хитона Христова (+ ФОТО) Именно здесь, вдохновленный проповедью святой Нины, крестился первый христианский царь Грузии — Мириан. Место для крещения царя было выбрано не случайно. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира — Хитона Господа нашего Иисуса Христа. 16 октября, 2012 Именно здесь, вдохновленный проповедью святой Нины, крестился первый христианский царь Грузии — Мириан. Место для крещения царя было выбрано не случайно. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира — Хитона Господа нашего Иисуса Христа. 14 октября в Грузии отмечается праздник Хитона Господня — Светицховлоба, или Мцехтоба. Центр празднования — собор Светцховели в древней столице страны Мцхете, ставший символом всей христианской Грузии. По преданию, именно здесь, вдохновленный проповедью святой Нины и молитвами своей уже обратившейся ко Христу супруги Наны, крестился первый христианский царь Грузии — Мириан. В купели, по сей день стоящей в соборе, крестят и теперь. Святая Сидония и Хитон Спасителя Место для крещения царя было выбрано не случайно. Предание Грузинской Церкви сохранило память о пребывании здесь величайшей святыни христианского мира — Хитона Господа нашего Иисуса Христа. Споры о нахождении Хитона Спасителя велись веками. Версия событий, распространенная в Грузии, такова: частицы Ризы Господней, находящиеся в России (часть Ризы находится также и в Трире), к цельнотканому Хитону отношения не имеют — это другая часть одежды Спасителя. Разделить Хитон было бы невозможно, ибо он распустился бы на отдельные нитки. Сам же Хитон находится под храмом Светицховели. Крест: слева от креста — святая равноапостольная Нина, справа — святой царь Мириан. В кресте находятся частицы Креста Господня Предание гласит, что Хитон был привезен в Грузию мцхетскими евреями раввином Элиозом и его братом Лонгинозом, которые присутствовали на распятии Господа и протестовали против несправедливого суда Синедриона. Элиоз передал ризу своей благочестивой сестре, девице Сидонии, которая слышала о проповеди Христа и признавала Его обетованным Мессией. Сидония, получив в руки святыню, потрясенная убийством Праведника, произнесла пророчество о конце царства Израиля и тут же скончалась. Никакими силами вырвать из рук усопшей Хитон Спасителя не удалось — так ее с ним и похоронили в царском саду. Столп Животворящий

http://pravmir.ru/sveticxoveli-tajna-xit...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Нана, св.равноап. - житие СВЯТАЯ РАВНОАПОСТОЛЬНАЯ НИНА, ПРОСВЕТИТЕЛЬНИЦА ГРУЗИИ. ЦАРЬ ИВЕРСКИЙ МИРИАН И ЦАРИЦА НАНА Дни памяти: Январь 14, Октябрь 1 Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию(память 23 апреля). Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284 - 305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха (некоторые называют его Ювеналием). Двенадцати лет от роду, святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание. Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19, 23 - 24). На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень (сведения о нем помещены 1 октября), старица Нианфора пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери. Сама Пречистая Дева во время Своей земной жизни была призвана апостольским жребием к просвещению Грузии, но Ангел Господень, явившись Ей, предрек, что Грузия станет Ее земным уделом впоследствии, при скончании времен, и Промысл Божий уготовал Ей апостольское служение на Афоне (также именуемом Уделом Божией Матери).

http://pravicon.com/info-3625

Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии: житие, иконы, молитвы 27 января, 2015. Новостная служба Войдя в Мцхет, древнюю столицу Грузии, святая Нина нашла приют в семье бездетного царского садовника, жена которого, Анастасия, по молитвам святой Нины, разрешилась от неплодства и уверовала во Христа. Сегодня, 27 января, Церковь отмечает день памяти святой равноапостольной Нины, просветительницы Грузии. Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии: житие, иконы, молитвы Святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии, родилась около 280 года в городе Коластры, в Каппадокии, где было много грузинских поселений. Ее отец Завулон доводился родственником святому великомученику Георгию. Он происходил из знатного рода, от благочестивых родителей, пользовался расположением императора Максимиана (284 — 305). Находясь на военной службе у императора, Завулон, как христианин, содействовал освобождению пленных галлов, принявших христианство. Мать святой Нины, Сусанна, была сестрой Иерусалимского Патриарха (некоторые называют его Ювеналием). Двенадцати лет от роду, святая Нина пришла в Иерусалим вместе с родителями, у которых была единственной дочерью. По их обоюдному согласию и по благословению Патриарха Иерусалимского, Завулон посвятил свою жизнь служению Богу в пустынях Иорданских, Сусанна была поставлена диаконисой при храме Гроба Господня, а воспитание святой Нины было поручено благочестивой старице Нианфоре. Святая Нина проявила послушание и прилежание и через два года, при помощи благодати Божией, твердо навыкла исполнять правила веры и с усердием читала Священное Писание. Однажды, когда она, плача, сопереживала евангелисту, описывающему распятие Христа Спасителя, мысль ее остановилась на судьбе Хитона Господня (Ин. 19, 23 — 24). На вопрос святой Нины, где пребывает Хитон Господень (сведения о нем помещены 1 октября), старица Нианфора пояснила, что нешвенный Хитон Господень, по преданию, отнесен мцхетским раввином Элеазаром в Иверию (Грузию), именуемую Уделом Божией Матери. Сама Пречистая Дева во время Своей земной жизни была призвана апостольским жребием к просвещению Грузии, но Ангел Господень, явившись Ей, предрек, что Грузия станет Ее земным уделом впоследствии, при скончании времен, и Промысл Божий уготовал Ей апостольское служение на Афоне (также именуемом Уделом Божией Матери).

http://pravmir.ru/cerkov-prazdnuet-svyat...

III. Чин посвящения и рукоположения до степени священника Сей чин и следующая за ним часть требника переведены на славянский языке с латинского. А латинский перевод их сделан частию с коптского, частию с арабского языка, и помещен в старинном издании византийских историков, которым и пользовался в книгохранилище святогробского греческого монастыря в Иерусалиме. В обоих этих книгах, особенно замечательны следующие места: 1)  В чине посвящения иподиакона: «Помолитеся вси предстоящие, да снидет на него Дух Святый в словесех наших». Поистине молитвенное слово, как чистейшее проявление разумной души нашей, по невещественности своей есть самый соответственный Духу Святому орган, чрез который он действует благодатно. 2)  B заповеди Священнику: «Имеющий ти получи разрешение покровен прияет к тебе исповедати грехи свои». От сюда видно, что Копты исповедуются пред священником закрыв лица свои. Во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Бога единаго I. Поставление анагноста, сиречь чтеца Посвященный станет без хитона пред олтарем с покровенною главою, и долу преклонь выю. Епископ же станет на ступени олтаря. Приведшие ставленника снимают с него покров. Епископ речет им: Вы ли свидетельствуете, яко сей есть во истину достоин посвящения; и они свидетельствуют, рекше: «тако, наш отче, достоин есть». Тогда епископ, вземлет ножницы и стрижет главу его крестообразно, единожды посреди и четырежды по странам, глаголя: «во имя Святыя Троицы». По сем глаголет благодарение, и, прияв кадильницу, благословляет ю, и обращся лицеем к западу, глаголет сию молитву: Смиренно просим и молим Тя Господи, Господи Боже: приими раба Твоего (имярек.) чтеца в церковь Твою, да почивает ум его на правде и истине Твоей. Даждь ему страх службы Твоей, сотвори его достойна прикасатися священным сосудам, да будет благоговейный анагност, сиречь чтец пред Тобою, и тако приобрящет благодать Твою со всеми благоугодившими Тебе от века. Понеже милосердие, сущее в воле Твоей, есть приращение Тебе чести и почитания от коегождо служащего и поклоняющегося Тебе, Отче, Сыне и Душе Святе.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

1 Светицховлоба: воспоминание о принесении в Грузию Хитона Господня, празднование Столпа Животворящего, Крещения Грузии и воздвижения патриаршего кафедрального собора Светицховели Абиатар (Авиафар), прп. и Сидония, прав., IV в. Мириан, св. груз. царь (265-342), крестивший Грузию, и его супруга св. царица Нана Мелхиседек I, свт. , католикос-патриарх Грузии, + 1033 2 Давид и Константин, князья Аргветские, великомученики, + 740 4 Евдемон I (Диасамидзе), сщмч., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1642 5 Григорий Ханцтели (Хандзтийский), прп., основатель Кларджетской пустыни и мон-рей Хандзта и Шатберди, + 861 Собор Кларджетских святителей, мучеников и преподобных отцов и жен, учеников и сподвижников прп. Григория Ханцтели (Хандзтийского), VIII-IX вв.: Амона (прп.), Андрей (прп.), Анастасия (прп.), Арсений (прп.), другой Арсений (прп.), Василий III Кларджетский, Гавриил (прп.), Георгий Зарзмский (Зарзмели), Георгий Мерчуле (прп.), Георгий Опизели (прп., 3-й настоятель мон-ря Опиза), Григорий Шатбердели (прп.), Давид (прп.), Димитрий (прп.), Епифаний Чудотворец (прп., настоятель мон-ря Хандзта), Езра (прп.), Захария (прп.), Захария Анчели (свт., еп. Анчийский, чудотворец), Зинон (прп.), Иаков (прп.), Иларион (свт., католикос Картли (Мцхетский)), Иларион Парехели (прп.), Иларион Убисели (прп.), Иоанн (мч.), Иоанн (прп.), Макарий (свт.), Макарий Опизели (прп.), Маркел (Маркелаос) (прп.), Матой (прп.), Михаил Зарзмели (прп.), Михаил Парехели (прп.), Нерсе Ишхнели (прп.), Павел (прп.), Петр (прп.), Савва Ишхнели (свт., еп. Ишханский), Самуил (прп.), Софроний Шатбердели (прп., возобновитель мон-ря Шатберди), Стефан Мтбевари (свт., еп. Тбетский), Теместия (Феместия) (прп.), Феврония (прп.), Феодор (прп.), Феодор Недзвели (прп.), Хведиос (Хведий) (прп.), Христофор (прп.), Шио (прп.) 7 Иосиф Мохеве (Хевский), прп., + 1763 13 Антоний Чкондидели, свт., митр. Чкондидский,+ 1815 г., и его ученик Иаков Чкондидели, иером., прп. 16 Зенон Икалтоели (Икалтойский), прп., один из Сирийских отцов, основателей монашества в Грузии, VI в. 17 Иосиф Чудотворец, свт., католикос-патриарх Вост. Грузии (Мцхетский), + 1764/70 19 Николай Двали, мч., пострадавший в Иерусалиме + 1314 26 Александр (Окропиридзе), свт, еп. Гурийско-Мингрельский, 1907 28 Неофит Урбнели, еп. Урбнисский, свт. VII в. 29 Серапион Зарзмели, прп., + 900 30 Иоатам (Иотам) (Зедгенидзе, Зидгинидзе), мч., + 1465 31 Собор Тбилисских мучеников (100 тыс.), + 1227/1240

http://pravoslavie.ru/41585.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Прп. Петр Монемвасийский. Миниатюра из Евангелистария. Кон. X в. (греч. νλαβος от ναλαμβνω - воспринимать, возлагать [одежду]), часть облачения великосхимника (см. Схима , Постриг ) - перевязь, крестовидно возлагаемая на плечи, спину и грудь, образующая по форме Андреевский крест. Известен с IV в., первоначально надевался непосредственно на хитон , мог быть кожаным либо сплетенным из льняных или шерстяных нитей. А. стягивал одежду монаха, чтобы она не мешала во время работы, на что указывали в своих сочинениях прп. Иоанн Кассиан Римлянин , прп. Венедикт Нурсийский . Авва Дорофей дает А. символическое толкование: «Мы носим на раменах своих знамение креста, как говорит Господь: возьми крест свой и последуй Мне» (Поучение 1). Со временем А. становится гораздо просторнее и длиннее (одно из ранних изображений представлено на миниатюре с образом прп. Петра Монемвасийского в Евангелистарии - Sinait. gr. 204. Fol. 5, кон. X в.). Формуляры визант. Евхологиев предписывают возлагать А. на постригаемого в великую схиму поверх хитона, паллия и куколя (напр., Vat. gr. 1836. Fol. 58v, XI-XII вв.; Crypt. Γ. β. XLIII. Fol. 83, XI в.; Sinait. gr. 967, XIII в.- Дмитриевский. С. 229; Goar. P. 411; Εχολγιον τ Μγα. Σ. 213-214). Возложение А. может сопровождаться особыми литургическими формулами . Согласно М. Ваврику, древнейшая редакция формулы на возложение А. (IX-XII вв.) такова: «Восприемлет брат наш N аналав святой и ангельской схимы [образа], в качестве доспеха веры и надежды» (Αναλαμβνεται δελφς μν δενα τν νλαβον το γου κα γγελικο σχματος ες θρακα πστεως κα λπδος, ες τ νομα το Πατρς κα το Υο κα το Αγου Πνεματος - Wawryk M. P. 2-я редакция (X-XII вв.): «Брат наш N приемлет аналав во образ Распятия Господа нашего Иисуса Христа» (Ο δελφς μν δενα λαμβνει τν νλαβον ες τπον τς σταυρσεως το Κυρου μν Ιησο Χριστο) - c предваряющей молитвой: «Господи Боже наш, пригвоздивший рукописание грехов наших к животворящему Твоему Кресту» (Κριε Θες μν, προσηλσας τ χειργραφον τν μαρτιν μν τ ζωοποι σου σταυρ - Ibid .

http://pravenc.ru/text/114692.html

Ууси-Валамо. Ново-Валаамский Спасо-Преображенский мужской монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Спасо-Преображенский собор построен к 800-летию Православия в Финляндии. Собор выполнен в новгородском стиле по проекту финского архитектора русского происхождения И.Н. Кудрявцева на средства общества друзей Нового Валаама и при поддержке государства. Освящение собора состоялось 5 июня 1977 года архиепископом Карельским и всей Финляндии Павлом. На колокольне храма находятся 14 колоколов, вывезенных с Валаама. Над главным входом помещено мозаичное изображение Преображения Господня. В 1991 году на наружной стене апсиды размещена мозаичная икона преподобных Сергия и Германа Валаамских. Слева, перед алтарем, находится чудотворная Валаамская икона Божией Матери, в которую вставлена частица хитона Пресвятой Богородицы. Справа – чудотворная Коневская икона Божией Матери. Храм освещает позолоченное бронзовое паникадило из главного храма Валаамского монастыря на Ладоге. Стоящее в притворе напольные часы, также раньше находились в алтаре Преображенского собора. По статье в «Журнале Московской патриархии» 8 2006г. 8 марта 1940 над водами Ладожского озера разнеслись 12 редких ударов большого колокола Спасо-Преображенского собора Валаамского монастыря. Эти удары возвестили о прекращении тысячелетней жизни обители. По древней монастырской традиции, когда умирает монах, в колокол ударяют один раз, когда умирает игумен – три раза, 12 ударами возвещают о кончине монастыря. По условиям договора, закончившего «зимнюю войну», Валаамский архипелаг вместе с монастырем отходил к СССР, где атеизм был официальной идеологией. Так как в Советском Союзе монастырь могло ждать только разорение, а иноков – ГУЛАГ, то обитель спешно эвакуировали вглубь Финляндии. Братия, увезшая с собой архив, библиотеку и много икон, нашла приют в Папинниеми, в волости Хейнявеси. Там была приобретена усадьба, где разместились 160 монахов и послушников Валаамского монастыря. Многие из них находились в преклонном возрасте. Здесь же получили убежище монахи Рождественского Коневского и Трифонова-Печенгского монастырей, тоже оказавшихся на территории СССР. В здании скотного двора были оборудованы трапезная и небольшая церковь, украшенная иконами и утварью из прежней обители. Новое иноческое местожительство получило название «Новый Валаам».

http://sobory.ru/article/?object=07557

Январь Максим Исповедник, св. Вопросоответы к Фалассию/Пер., предисл. С.Л. Епифановича//Богословский вестник 1917. Т. 1. 1. С. 65–80 (Продолжение.) —65— ...листу Иоанну 1 , как видно из разделявших их? И какие это одежды? 2 Ответ Спаситель не имел пяти хитонов, но один, что при теле, и (ещё) верхнюю одежду. Из этих одеяний (v) исподнее, что при теле называют хитоном (ризой), а верхнее – плащом (одеждой, μτιον). Впрочем, великий евангелист Иоанн таинственно преподал (здесь) в Духе под буквой истории неизреченную (тайну) созерцания, чтобы посредством повествуемого возвести наш ум к истине умопостигаемого. Цельный сотканный сверху хитон Спасителя, которого не растерзали распинатели, хотя и получили попущение совлечь (его), есть взаимная и неразрывная связь и сплетение добродетелей, сей (κα) 3 подобающей и приличествующей от нас покров для Сло ва, или же свыше сотканная Духом благодать в новом во Христе (κατ’ ατν) человеке. Верхняя же одежда есть чувственный мир, разделяющийся на четыре стихии; его, как четыре одежды, делят распинающее в нас духовно (νοητς) Господа. Итак, демоны делят себе по частям видимую тварь, (состоящую из) четырёх стихий 4 , склоняя нас созерцать (её только) чувством к возбуждению страсти (πρς πϑος), Оставивши без внимания заключённые в ней божественные идеи (λγους) 5 . Что же касается до хитона добродетелей, то хотя они и со- —66— влекают его с нас в силу неделания (нами) добра, однако не могут убедить (нас), что добродетель есть зло. Не будем, поэтому, делать себе поводом к корыстолюбию пять одежд Спасителя, но познаем, каково в данном случае (πρχει) намерение Писания, и как в нас, при нерадении нашем к добру, распинается Господь и обнажается в силу нашего неделания добра, а демоны для порабощения нас страстям делят, подобно одеждам, Его тварь, – и станем твёрдыми хранителями дарованных нам от Бога благ и с добрым расположением (καλς) будем созерцать тварь к одной только Его славе и будем в неприкосновенности соблюдать хитон для Слова ведения, т. е. (разные) добродетели 6 , через прилежание к добрым делам.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Глава XXII. Собеседование святых старцев, в вопросах и ответах, весьма душеспасительное 1. Вопрос. Как монаху должно пребывать в келлии своей? Ответ. Должно удаляться от знакомства со многими людьми, чтоб при упразднении помысла от всего, вселилось в него ведение Господа. 2. Вопрос. Кто есть монах? Ответ. Монах есть голубь. Как голубь, возлетающий в свое время на воздух и простирающий крылья свои, если долго замедлит вне гнезда своего, избитый кровожадными птицами теряет благообразие свое, так и монах, выходящий на собрание церковное и распростирающий помыслы свои, если замедлит долго вне келлии своей, то избитый демонами подвергается омрачению помыслов и теряет светлость их. 3. Вопрос. Каким помыслом извергает диавол монаха из келлии? Ответ. Диавол есть обаятель. Как обаятель очаровательными словами выманивает зверя из норы его, поймавши, водит по улицам города и предает поруганию людей, а потом, когда он устареет, сжигает или топит, так и помыслы влекут монаха оставить келлию свою и подвергают его тому же. 4. Вопрос. Если монах выйдет по послушанию, и встретится ему на дороге женщина, как может он избежать блудной брани? Ответ. Брани избежать не может, а дела может избежать, если будет молчать в час встречи, ибо как от удара огнива о кремень разжжется искра, так от беседы жены с мужем – грех. 5. Вопрос. Каким помыслом сходит в человека блуд? Ответ. Ни один, ни два, ни пять, ни десять помыслов не определены для блуда, ибо все помыслы диавола имеют сокровенным в себе – блуд. 6. Вопрос. Хорошо ли иметь два хитона? Ответ. Иметь два хитона и не иметь погибельной злобы хорошо. Тело имеет нужду в покрове, имея же нужное и достаточное, сими довольны будем. 7. Вопрос. Как должно совершать служение псалмопения и какова мера поста? Ответ. Ничего более не должно творить, кроме заповеданного, ибо многие, желая большего, после не могли совершать и малого. 8. Вопрос. Если брат попросит меня к себе, чтоб выпить чашу вина, хорошо ли идти к нему? Ответ. Беги от винопития, как серна от тенет, ибо многие от сего впадали в ров помыслов.

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Н.А. Маясова Словарь терминов Агнец (ягненок) – ветхозаветная жертва, преобразовавшая Христа; Иисус Христос; часть просфоры, вынимаемая на проскомидии и предназначаемая к таинственному пресуществлению в тело Иисуса Христа. Акафист – молитвословие, состоящее из одного кондака, который поется, и из двенадцати кондаков и икосов (поровну), которые читаются. Аксамит, оксамит – драгоценная ткань с шестью нитями основы, затканная по шелковому фону пряденой серебряной или золоченой нитью, плотная и ворсистая, как бархат. Алавастр – сосуд с узким горлом для хранения ароматов. Алтабис – драгоценная ткань, затканная по шелковому фону волоченой серебряной или золоченой нитью. Апалав – то же, что параманд – принадлежность монашеского облачения, небольшой прямоугольный плат с изображением Страстей Господних. Атлас – шелковая гладкая блестящая ткань. Басми – ювелирная техника ручного тиснения по матрице на тонких металлических листах Бить – тонкая серебряная или золоченая плоская полоска. Ворворка – шарик, прикрепляемый сверху к кисти, золотой, серебряный, жемчужный, шелковый и проч. Вязь – декоративное письмо, буквы которого связываются в сложный непрерывный орнамент. Галун – декоративная тканая лента из металлических или шелковых нитей для обшивки и украшения одежд и других предметов. Шматий – верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани, надеваемая поверх хитона. Далматика – парадное одеяние, род мантии с широкими рукавами. Дискос – литургический сосуд в виде блюда на стояне для евхаристического хлеба. Дробницы – небольшие металлические накладки различной формы, часто с чеканкой, резьбой, чернью, эмалью, камнями. Евхаристия (благодарение) – приношение великой жертвы Тела и Крови Христовых, совершающееся на божественной литургии, во время которой происходит пресуществление Святых Даров для таинства причащения. Ердань – часть оплечья епитрахили, которая охватывает шею. Запона – золотая или серебряная бляха декоративного назначения, часто с камнями. Звездица – две крестообразно соединенные металлические дуги, устанавливаемые на дискос. Знаменует Вифлеемскую звезду, приведшую волхвов к новорожденному Иисусу Христу.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010