Славя Бога, прославляем также Пресвятую Богородицу, восхваляем память святых Божиих. Здесь слава отраженная. Мы видим в их святости проявление Божией силы и отражение святости Божией. Так Слово Божие заповедало нам славить святых: «Хвалите Бога во святых Его» (Пс.150:1), призывает псалмопевец, «Слава сия будет всем преподобным Его». И еще: «восхвалятся преподобные во славе» (Пс.149:5). Об этом свидетельствует Спаситель в Своей молитве к Богу Отцу: «и слова, которые Ты дал Мне, Я дал им» (Ин.17:8). «Они пребывают ныне перед престолом Бога и служат Ему день и ночь в храме Его» (Откр.7:15). Славя святых, Церковь этим славит Бога, во святых почивающего. “Яко свят еси и во святых почиваеши, и Тебе славу воссылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу”, возглашает Церковь. “Молитвами всех святых Твоих и Богородицы, Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас”.    Полноту прославления Бога в православном богослужении можно выразить словами псалма: «Благослови душе моя Господа, и вся внутренняя моя, имя святое Его» (Пс.102:1). Вся внутренняя моя — это способности души. Все лучшие и благородные силы души призваны к участию в славословии Господа. Отсюда прославление в храме Господа чтением, пением, художественными изображениями и всем, что придает благолепие богослужению и самому виду храма. На психологической потребности разнообразных форм прославления Бога основывается существование в храмах святых икон и изображений. Эта форма прославления вполне законна, что доказывается ее древностью и чудотворными явлениями.    Спросят: если это так, почему у нас в храмах нет музыки и статуй? Для этого есть основания, по которым Восточная Церковь их никогда не допускала. Инструментальная музыка способна, при хорошем исполнении, слишком подавлять волю, очаровывать. Общее пение делает человека активным участником богослужения, музыка наоборот, делает его пассивным. Что касается статуй, то они по своей вещественности и телесности, мало пригодны выражать жизнь духа. Это видно уже из того, что скульптура не дает выражения глазам, а ведь душа и дух наиболее отражаются в глазах.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3674...

Затем вышел сборник духовных стихотворений и поэм «Зреет жатва» (1999). «Названия сборников примечательные и опасность для автора таящие, - заметил по поводу этих поэтических книг профессор Михаил Дунаев, - они сразу ориентируют наше восприятие не только на известные образы Священного Писания (Быт. 28, 12; Мф. 13, 30; Ин. 4, 35; Откр. 14, 15), но и на великий труд преподобного Иоанна Лествичника, - а с ним соизмерение кому выдержать? Но вот парадокс: память о святоотеческой мудрости не мешает, а помогает полнее воспринять и осмыслить поэзию Афанасьева. Соотнесенность же с библейскими образами всегда дает верный ориентир в понимании любой истины. Поэт раскрывает состояние человека, совершающего жизненный путь в нелёгком восхождении от дольнего к Горнему, в постоянном памятовании о грядущей жатве Господней ». И далее доктор богословия и одновременно доктор филологии проницательно указывает на характерные черты подлинно духовной поэзии: «Истинно православное религиозное чувство, нужно помнить, отличается всегда сдержанностью, строгостью выражения и отсутствием какой бы то ни было экзальтации и слащавости (что весьма ощутимо бывает у католиков), - и это составляет важную особенность Афанасьева как поэта. Также и в том особенность его стихов, что при всей искренней индивидуальности выраженных в них переживаний - они всегда могут быть соотнесены с мудростью надличностной. Это укоренённое в православном сознании свойство миропонимания: ничего не вносить в него слишком от себя, от своего мудрствования, от стремления выпятить неповторимость собственного взгляда на мир. Православная вера поверяется всегда истинами Писания и духовным опытом Святых Отцов. Оттого она и истинна. Потому-то автор «Лествицы» и не боится сопоставления его стихов со святоотеческой мудростью: они, напротив, рассчитаны на такое сопоставление». Завершая характеристику поэтического творчества монаха Лазаря, Михаил Дунаев говорит и об особенностях его стиха: «Однако содержание содержанием, но еще раз скажем, что у Афанасьева сам стих формою своей влечёт к себе.

http://ruskline.ru/analitika/2015/04/10/...

7 марта 1829 года В наш расслабленный век едва ли можно епитимий вести точно следом за правилами, надобно всего паче по состоянию кающегося наблюдать, чтобы епитимия вела его к исправлению, предохраняя от двух крайностей – от бесстрашия по причине послабления и от отчаяния по причине строгости. […] 16 апреля 1829 года Deus meliora! 554 – говаривал покойный митрополит Платон. Грехи наши не дают исполниться сей молитве. Блажен, кто может сидеть в своем углу, оплакивать свои грехи, молиться за государя и за Церковь и не имеет нужды участием в общественных делах приобщаться чужим грехам и умножать свои грехи! […] 14 декабря 1829 года Прискорбна душа моя, преосвященнейший! Мне кажется, что суд, начинающийся от дома Божия, более и более открывается… Как густо идет дым из кладенца бездны ( Откр.9:2 ) и как высоко поднимается! Дым ест глаза; а они говорят: так едок солнечный свет! Задыхаются от дыма и с трудом выговаривают: как вредна вода из источника жизни! Блажен, кто может не только возводить очи свои в горы, но и вовсе бежать туда на чистый воздух, к живой воде! Но прекратим речи, за которые и меня, может быть, лишили бы Библии , если бы на то власть была. 1829 год Косые взгляды, несправедливо бросаемые, сносите, не отвечая косыми взглядами, а просто. Не бойтесь: это не стрелы. Для избежания косых взглядов не должно же впадать в человекоугодие и поощрять честолюбцев. […] Без даты Если совет мой не опоздает, поступайте просто, не слишком заботясь и торопясь, а спокойно исполняя должное, полагаясь на волю Божию и на сердце царево. В речи не хвалите государя, а говорите что-нибудь полезное и правдивое, и то не много. […] Без даты Письма к архиепископу Иосифу 555 Блаженной памяти владыка Серафим 556 сказывал, что в Смоленске более года трудился над устроением принадлежащей архиерейскому дому церкви, в которой чудотворная икона Божией Матери; и когда получил указ о переводе его в Минск, мог бы в несколько дней окончить и освятить ее и был прошен о том, но предоставил сие преемнику, с точностью повинуясь предписанию власти и устроению Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskov...

АЛЛИЛУИА, АЛЛИЛУАРИИ, КАЖДЕНИЕ И ТАЙНАЯ МОЛИТВА ПЕРЕД ЧТЕНИЕМ ЕВАНГЕЛИЯ Чтение Евангелия на литургии предваряется пением аллилуиа со стихами из псалмов, каждением и тайной молитвой священника. 1 . Как перед чтением Апостола всегда произносится прокимен, так к слушанию чтения из Евангелия Церковь приготовляет нас пением аллилуиа и соединенными с ним псаломскими стихами 42 . Еврейское слово аллилуиа значит: хвалите Господа . Возглашение аллилуиа в христианском богослужении освящено употреблением его в Ветхозаветной Церкви, судя по многим псалмам с присоединением к ним аллилуиа , в их начале и в конце ( Пс. 103 ; Пс. 104 ; Пс. 111–117 ). Также примером Самого Иисуса Христа и Его апостолов, певших по окончании Тайной Вечери. Псалмы, известные у евреев под именем Великого аллилуиа ( Пс. 114–117 ), – те же самые, какие пели евреи на пасхальной вечери. Наконец, примером самой Небесной Церкви, как это открывается из свидетельства апостола Иоанна Богослова в его Апокалипсисе. Во время одного из описанных тайнозрителем видений, аллилуиа было возглашаемо небожителями в честь Агнца, сидящего на престоле, до четырех раз, и в последний раз так громогласно, что слышался как бы глас многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы глас громов сильных ( Откр. 19, 1–6 ). Весьма благоприлично на литургии аллилуиа провозглашается в то время, когда верующие готовятся узреть Иисуса Христа в образе книги Евангелия и услышать Его слово при чтении Евангелия. Как подданные приветствуют громогласными восклицаниями своего царя, к ним приближающегося и готового обрадовать их милостивым царским словом, так и мы приветствуем громогласным аллилуиа Господа Иисуса Христа, нашего Царя, перед тем мгновением, как Он с высоты престола предстанет перед нами в Своем Евангелии и изречет Свое Божественное, радостотворное слово. При пении аллилуиа чтецом произносится стих из Писания, который в богослужебных книгах называется аллилуарием , или также словом аллилуиа (Типикон, гл. 35, 53 и 55). Аллилуарий, как и прокимен перед Апостолом, имеет прямое или косвенное отношение к службе дня или к службе праздника и потому называется аллилуиа дне, аллилуиа гласа (в воскресные дни), аллилуиа праздника . И как за прокимном следует стих, ему соответствующий, так и вслед за аллилуарием следует стих, тоже ему соответствующий по содержанию. Аллилуарии со стихами обыкновенно берутся, как и прокимны, из псалмов. В доказательство их соответствия дневным и праздничным службам приведем два примера.

http://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nech...

Ко всенощной в Собор пришел; хотел петь стихиры на Господи воззвах, но голос был слаб, сердце стеснено, воспалено; ушел с клироса; помолился со слезами; пришел петь стихиры на Хвалите, и голос стал силен, чист, звучен – от слез покаяния (слава Господу!), и покоен я стал и свободен. Да перестану же, наконец, я огорчаться на нищих, сердиться, кричать на них, а буду с кротостию, усердием, с охотою подавать им нужное по мере сил моих. И Господа я оскорбляю своим суетным гневом (разве виноваты бедные, что в нужде своей они могут только ко мне обращаться?), и сан свой, и себя лично тревожу, и посторонних привожу в смущение, и нищих! А все это из-за глубинного самолюбия, сластолюбия, корыстолюбия, нелюбия к Богу и ближнему, который по образу Божию. Горе мне, окаянному! Спаси меня, Господи! Не зная содержания письма мещанина Борисова, коему дал недель семь назад пять рублей денег, я вчера (16 апреля) грубо сказал про него, при получении нового от него письма, что я и говорить с ним не буду, – а прочитавши письмо его, узнал, что это великолепный человек, умный, добросовестный, трудолюбивый, как впрочем, и прежде [был]. Я полагал это, но не был совершенно уверен в нем. Получив письмо и не распечатавши его, я думал, что он опять просит денег, и огорчился на него. О деньги! деньги! Сколько из-за вас неприятностей, несправедливости, огорчений! От сыру чувствуется острота в крови, тоска в боках. Во время и после двух молебнов у Броуна и Пирогова я почувствовал себя крайне нервным от вчерашнего чаю пустого и от сыру лежалого и булки, от яиц за обедом всмятку – в боках точно иголки торчат, нервная боль и раздражительность крайняя; от боязни бесовской на молитве – смущения еще больше. О, как я окаянен, и беден, и нищ, и слеп, и наг [ Откр. 3, 17 ]! И все из-за пищи и из-за земных благ! Блаженны, живущие во благодати Божией, – она их пища, питие, одеяние светлое и славное, она их свет, сила, дерзновение, мир, свобода, утешение, радость! Бывает это и со мною, грешным. У Броунов в лавке на молебне так было после слез немощи хорошо и мне, и начал было хорошо говорить великую ектению пред водосвятною молитвою, но змий ужалил, уязвил, навел боязнь, и я стал – увы! путаться и метаться! Не надо упадать духом и смущаться.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Оно содержит прославление не только Бога в небесах, но и мира на земле и благоволения, явленного человекам, т.е. объемлет в себе небо и землю, жизнь всего мироздания. Это показательно и в отношении к самим ангелам, включающим в свое славословие судьбы творения. В видении Тайнозрителя ( Откр. 4,6–8 ) четырех животных, исполненные очей спереди и сзади и внутри, подобных виденным Иезекиилем, «ни днем, ни ночью не имеют покоя, взывая: свят, свят, свят, Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет» – славословие подобное слышанному Исайей. Это – песнь величию Божию в вечности. Но в Откр. 5, 812 мы имеем уже славословие искупительному Агнцу: четыре животных вместе с 24 старцами «поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати; ибо Ты был заклан и кровью Своею искупил нас Богу... И я видел и слышал голос многих ангелов вокруг престола, и животных, и старцев, и число их было тьмы тем и тысячи тысяч, которые говорили громким голосом: достоин Агнец закланный принять силу и богатство, и премудрость, и кротость, и честь, и славу, и благоволение». Здесь совершается славословие закланному Агнцу, т. е. уже Богу Спасителю и Искупителю, Богу в творении. И примечательной особенностью этого славословия ангелов является то, что с ними соединяется в славословии «всякое создание, находящееся на небе и на земле, и под землею, и на море, и все, что в них, слышал я, говорило: Сидящему на престоле и Агнцу благословение и честь, и слава, и держава во веки веков» (5,13). Т. о., в одном славословии одного и того же содержания соединяется ангельский и человеческий мир, все творение. Указанными образами славословия, конечно, не исчерпываются все образы хвалы ангелов Богу. И, свидетельствуя об этой их неисчерпаемости, взывает к св. ангелам псалмопевец: «Благословите Господа вси ангелы Его, сильные крепостью, творящие слово Его» ( Пс. 102, 20 ). «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его вси ангели Его, хвалите Его вся силы Его» ( Пс. 148, 1–2 ). Далее с тем же призывом обращается псалмопевец и ко всему творению.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Bulgako...

Ангелы, возвестив о зачатии Господа и рождестве Его по плоти, о воскресении, вознесены и втором пришествии – служили Ему на земле: Ангелы [после искушения Господа в пустыне] приступили и служили Ему ( Мф.4:11 ). Отныне будете видеть небо отверстым и ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну человеческому ( Ин.1:51 ). Явился Ему ангел с небес [в саду Гефсиманском] и укреплял Его ( Лк.22:43 ). Ангелы а) будут сопровождать Господа при Его втором пришествии: Придет Сын человеческий во славе Отца Своего с ангелами Своими ( Мф.16:27 ); б) отделять праведников от нечестивых: Пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их. Тогда праведники воссияют, как солнце, в царстве Отца их. И соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную ( Мф.24:31 ; Мф.13:41–43 ); в) радуются за грешника раскаивающегося: Радость бывает у ангелов Божиих и об одном грешнике, кающемся ( Лк.15:10 ). г) пекутся о благочестивых: Ангел Господень ополчается вдруг боящихся Его и избавляет их ( Пс.33:7 ). Даниил сказал царю: Бог мой послал ангела Своего и заградил пасть львам ( Дан.6:22 ); д) предстоят пред Богом, поклоняясь Ему: Все ангелы стояли вокруг престола, и пали на лица свои и поклонились Богу ( Откр.7:11 ). Бог превознес Христа, и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних ( Флп.2:9–10 ); е) славословят Бога: Хвалите Господа все ангелы Его, хвалите Его все воинства Его ( Пс.148:2 ). Вокруг Господа стояли серафимы, и взывали они друг ко другу: Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф! ( Ис.6:3 ). Ангелы а) бессмертны: Сподобившиеся достигнуть того века и воскресения из мертвых умереть уже не могут, ибо они равны ангелам ( Лк.20:35–36 ); б) могущественны и кротки: Не страшатся беззаконники злословить высших, тогда как и ангелы, превосходя их крепостью и силою, не произносят на них пред Господом укоризненного суда ( 2Петр.2:11 ); в) мудры: Господин мой [царь] мудр, как мудр ангел Божий, чтобы знать все, что на земле ( 2Цар.14:20 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Совсем другое слышится на небе: «Веселись о сем, небо и святые Апостолы и пророки, ибо совершил Бог суд ваш над ним» ( Откр. 18:20 ). Тайнозритель говорит: «После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуйя! Спасение и слава, и честь, и сила Господу нашему! Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. И вторично сказали: аллилуйа! И дым ее восходил во веки веков» ( Откр. 19:1–3 ). Вот чем завершилась еврейская мечта сотворить себе имя более, нежели человеческое! Вот чем окончилось стремление евреев к всеобщему владычеству, чрез всеобщее блужение с человеческими страстями, пороками, суевериями и неверием. Вавилон великий кончился крайним смешением и казнями от Бога. Беседа 8. Брак Агнца. – Блаженство единения с Господом. – Первое воскресение. – История окончательного обольщения народов мнимым прогрессом при освобождении диавола из заключения. Тайнозритель возвещает: «И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: Аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу, ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый: виссон же есть праведность святых» ( Откр. 19:5–8 ). Из этого видим, что вожделенный час приблизился. Церковь небесная наполнилась предопределенным от века числом земнородных, возлюбивших пришествие Господа нашего Иисуса Христа и за то получивших от Него благодатную непреклонность ко злу. Это и есть виссон чистый и светлый. Этим одеянием облечены души чающих пришествия Господа, как ночные стражи ждут не дождутся наступления утра. «И сказал мне Ангел: напиши: блаженны званые на брачную вечерю Агнца. И сказал мне: сии суть истинные слова Божии» ( Откр. 19:9 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/nachal...

Ст. 24. И в нем найдена кровь пророков и святых и всех убитых на земле. И все это будет Вавилону за то, что он своей праздностью, стремлением к удовольствиям жизни и другими соблазнами многих увлек к удалению от Бога, а тех, кто обличал его в этом, со зверской жестокостью гнал и проливал их кровь. Некоторые толкователи под этой великой блудницей – Вавилоном , о котором говорится в 17 и 18 главах Откровения, разумеют неверную Церковь , т.е. общество христиан, утратившее и потерявшее веру в Бога и состоящее из смешения ( Вавилон означает смешение ) земного и небесного, втоптавших бесценный бисер благодати Святого Духа, полученный в Крещении, в не очищенную от страстей и земных привязанностей грязь собственной души. И не поэтому ли таковых людей Господь называет теплыми , т.е. несчастными, жалкими, нищими, слепыми и нагими , угрожая полным отвержением таковых (см. Откр.3:16 ; Ис.47 ; Иер.50 и 51; Иез.27 и 28)? Однако и награда для тех, кто сумеет увидеть свое подлинное состояние, не отвергнув предложенную целебную мазь и покаяться, назначена царская – побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил и сел с Отцом Моим на престоле Его ( Откр.3:21 ). Глава 19 Ст. 1. После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение, и слава, и честь, и сила Господу нашему! Ст. 2. Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. Ст. 3. И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков. Ст. 4. Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия! Слово аллилуия означает хвала Богу и употребляется при Его прославлении. Словом аминь , которое означает истинно так , подтверждается сказанное. Аллилуия воссылается Богу троекратно, потому что Бог имеет три Лица, равные между собою по Божественной природе, – Отец, Сын и Святой Дух. Ст. 5. И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие.

http://azbyka.ru/apokalipsis/apokalipsis...

Достойно есть: Трисвятое. Слава, и ныне: Пресвятая Троица: Господи, помилуй. (3) Слава, и ныне: Отче наш: Священник: Ибо Твое есть Царство: Чтец: Аминь. Таже поем велегласно и косно, на глас 6: В праздники поем кондак праздника, в иные же дни: Тропарь, глас 6 Господи сил, с нами буди,/иного бо разве Тебе/помощника в скорбех не имамы:/Господи сил, помилуй нас. Господи сил, с нами пребудь,/ибо мы иного, кроме Тебя,/помощника в скорбях не имеем;/Господи сил, помилуй нас. И отвещает тожде другий лик. Другой лик повторяет. И поет наченший лик. Стих 1: Хвалите Бога во святых Его,/хвалите Его во утвержении силы Его. Первый лик. Стих 1: Хвалите Бога во святых Его,/хвалите Его на тверди силы Его. Господи сил, с нами буди: повторяюще на каждый стих. Господи сил, с нами пребудь: – повторяем после каждого стиха. Вторый лик. Стих 2: Хвалите Его на силах Его,/хвалите Его по множеству величествия Его. Второй лик. Стих 2: Хвалите Его за могущество Его,/хвалите Его по множеству величия Его. Стих 3: Хвалите Его во гласе трубнем,/хвалите Его во псалтири и гуслех. Стих 3: Хвалите Его со звуком трубным,/хвалите Его на псалтири и гуслях. Стих 4: Хвалите Его в тимпане и лице,/хвалите Его во струнах и органе. Стих 4: Хвалите Его на тимпане и в хороводе,/хвалите Его на струнах и органе. Стих 5: Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания:/всякое дыхание да хвалит Господа. Стих 5: Хвалите Его на кимвалах благозвучных, хвалите Его на кимвалах звонких./Всё что дышит, да восхвалит Господа! Таже оба лика вкупе: Хвалите Бога во святых Его,/хвалите Его во утвержении силы Его. И оба лика вместе: Хвалите Бога во святых Его./Хвалите Его на тверди силы Его. Господи сил, с нами буди,/иного бо разве Тебе/помощника в скорбех не имамы:/Господи сил, помилуй нас. Господи сил, с нами пребудь,/ибо мы иного, кроме Тебя,/помощника в скорбях не имеем;/Господи сил, помилуй нас. Слава: Господи, аще не быхом святыя Твоя имели молитвенники,/и благостыню Твою милующую нас:/како смели быхом Спасе, пети Тя,/Егоже славословят непрестанно Ангели;/Сердцеведче, пощади души наша.

http://azbyka.ru/bogosluzhenie/velikoe-p...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010