в) совершения своего спасения: Возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, со страхом и трепетом совершайте свое спасение ( Флп.2:12 ); г) содержания заповедей Божиих: Заповедал нам Господь исполнять все постановления, чтобы мы боялись Господа, Бога нашего ( Втор.6:24 ); д) избежания греха: Моисей сказал народу; Бог [к вам] пришел, чтобы страх Его был пред лицом вашим, дабы вы не грешили ( Исх.20:20 ). Страх Господень отводит от зла ( Притч.16:6 ). Сказал Господь сатане: нет такого, как Иов, на земле: человек непорочный, богобоязненный и удаляющийся от зла ( Иов.1:8 ); е) достижения совершенной святости: Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием ( 2Кор.7:1 ); ж) для того, чтобы справедливо управлять: Владычествующий над людьми будет праведен, владычествуя в страхе Божием ( 2Цар.23:3 ). Сказал Иосафат судьям: действуйте в страхе Господнем с верностью и с чистым сердцем ( 2Пар.19:5–10 ). Верующие а) имеют страх Божий: Молю Тебя, Господи, да будет ухо Твое внимательно к молитве рабов Твоих, любящих благоговеть пред Тобою ( Неем.1:11 ). Боящиеся Господа! благословите Господа ( Пс.134:20 ). Хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие ( Откр.19:5 ); б) веселятся в страхе Божием: Радуйтесь [пред Господом] с трепетом ( Пс.2:11 ). Страх Божий верующих не есть страх рабский, который изгнан любовью: Вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: Авва, Отче! ( Рим.8:15 ). В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх ( 1Ин.4:18 ). Те, которые имеют страх Божий, а) приятны Богу: Во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему ( Деян.10:35 ); б) любимый Богом: Благоволит Господь к боящимся Его ( Пс.146:11 ); в) суть предмет благости и милости Его: Как много у Тебя, Господи, благ, которые Ты хранишь для боящихся Тебя ( Пс.30:20 ). Как высоко небо над землею, так велика милость [Господа] к боящимся Его; как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его. Милость Господня от века и до века к боящимся Его ( Пс.102:11,13,17 ). Милость Его в роды родов к боящимся Его ( Лк.1:50 );

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

протоиерей Иоанн Павловцев Скачать epub pdf Глава 19 Откр.19:1 . После сего я услышал на небе громкий голос как бы многочисленного народа, который говорил: аллилуия! спасение и слава, и честь и сила Господу нашему! Откр.19:2 . Ибо истинны и праведны суды Его: потому что Он осудил ту великую любодейцу, которая растлила землю любодейством своим, и взыскал кровь рабов Своих от руки ее. Откр.19:3 . И вторично сказали: аллилуия! И дым ее восходил во веки веков. Откр.19:4 . Тогда двадцать четыре старца и четыре животных пали и поклонились Богу, сидящему на престоле, говоря: аминь! аллилуия! Откр.19:5 . И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. Откр.19:6 . И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. «голос как бы многочисленного народа» – то есть пребывающих на небе святых. «аллилуия» – дословно означает призыв: «восхвалите Господа!». В канонических книгах Священного Писания это слово встречается только в псалмах 103–150 и в Апокалипсисе, в 19, 1–6 176 . Толкователи обращают внимание, что слово Аллилуия Давид первый раз употребил именно после возгласа об очищении земли от зла: «Да исчезнут грешники с земли, и беззаконных да не будет более. Благослови, душа моя, Господа! Аллилуия!» ( Пс. 103, 35 ) «спасение и слава, и честь и сила Господу нашему!» – см. комм. на 7, 10. «дым ее восходил во веки веков» – Вавилон повержен навсегда и больше никогда не восстановится. «двадцать четыре старца и четыре животных» – см. комм. на 4, 4 и 4, 6. «голос от престола» – вероятно, голос Ангельских сил. «малые и великие» – люди Божии разнятся в славе: есть просто благочестивые люди, а есть подвижники и великие святые. «как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных» – см. комм. на 14, 2. «воцарился Господь Бог Вседержитель» – ниспровержение Вавилона, царства мирового зла, предвозвещает близкое наступление Царства Божия. Это Царство и есть конечная цель земной Церкви и земной истории, предмет стремлений праведников и святых всех времен, смысл всякого благочестия и служения Богу – всего того, о чем от начала и до конца говорит Священное Писание.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/tolkov...

Трисвятое Трисвятым называется молитва , в которой, по подобию Святых, немолчно на небеси взывающих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! ( Ис.6:3 ), Православная Церковь многократно произносит на земле: Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас! О происхождении Трисвятого повствуют 97 , что оно чудесно открыто Богом в Константинополе через одного отрока. В 446 году, когда Византийцы, устрашенные сильным и продолжительным землетрясением, совершали литию или усердное моление Богу, о прекращении бедствия, отрок восхищен был на воздух и слышал там Ангелов, поющих Трисвятое. О сем небесном пении отрок объявил св. Проклу, Константинопольскому Архиепископу, который предал Трисвятое Церкви видимой для ежедневного совершения. бедствие прекратилось. В последствие лжеучители (Теопасхиты), – неправильно мыслившие, яко бы Триединое Божество купино с человечеством пострадало в лице Богочеловека, к Трисвятой песне сделали неприличное прибавление: распныйся за ны 98 , принятое Армянами 99 , но осужденное шестым Вселенским Собором 100 . Продолжением всегдашнего славословия Пресвятой Троице служат: аллилуиа и краткое славословие: слава Отцу и Сыну и Святому Духу. Аллилуиа Аллилуиа есть слово Еврейское, значит: хвалите Господа, и есть славословие священное. Оно воспевается небесной Церковью Святых, славословящих Господа на небеси ( Откр.19 ). Его часто произносила при Богослужении и Церковь Ветхозаветная ( Пс.105–106 ). Подобно Церкви небесной и Ветхозаветной, Православная Христианская часто произносит Аллилуиа. Троекратным повторением Аллилуиа, при каждом его произношении, Церковь Православная, сообразно его содержанию и Писанию, славословит Пресвятую Троицу и обличает заблуждающих, которые, не право прелагая слово, Аллилуиа, защищают двукратное его произношение при Богослужении. Молитва Господня Молитва Господня есть высочайшая и важнейшая из молитв, потому что ее дал Сам Господь, чтобы научить верующих молиться; посему она есть образец молитв. Древние писатели называют ее сокращением Евангелия 104 и молитвой верных 105 .

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Debol...

в) Третий гимн, на земле. Брак Агнца ( Откр.19:5–8 ) 5 И голос от престола исшел, говорящий: хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. 6 И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуия! Ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. 7 Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу; ибо наступил брак Агнца, и жена Его приготовила себя. 8 И дано было ей облечься в виссон чистый и светлый; виссон же есть праведность святых. Голос, идущий от престола, вероятнее всего, голос Иисуса Христа. «Хвалите Бога нашего, все рабы Его и боящиеся Его», – так призываются все верные неба и земли, все малые и великие – хвалить Господа. И снова мы вспоминаем многие радостные Псалмы Давида: «Аллилуия! Хвалите имя Господне, хвалите, рабы Господни…» ( Пс.134:1 ). Звучит гимн всего творения: «Возрадуемся и возвеселимся!» Причина радости – наступление Царства Божьего («Господь воцарился»), и пришло время брака Агнца, то есть Иисуса Христа и Его Церкви. Она «приготовила себя», то есть украсила себя для свадьбы. Церковь облеклась в тонкую светлую одежду виссона праведности и святости. Этот образ контрастирует с Вавилонской блудницей, описанной прежде в ее помпезном облачении в порфиру, багряницу и золото греха и порока. Блудница осуждена, а Церковь верных и мучеников призвана на небесный брак. Символ брака между Богом и Его народом восходит к Ветхому Завету. Пророки неоднократно представляли себе Израиль как избранную невесту Бога. Символика брака проходит и через Евангелия. Мы читаем о брачном пире ( Мф.22:2 ), о брачной одежде ( Мф.22:11 ), о сынах чертога брачного ( Мк.2:19 ), о женихе ( Мк.2:20 ; Мф.25:1 ), о друге жениха ( Ин.3:29 ). О Церкви как о невесте пишет апостол Павел ( 2Кор.11:2 ). Отношения Христа со своей Церковью – образ отношений между мужем и женой ( Еф.5:21–33 ). Этот образ восходит, конечно, к тому месту Книги Бытия, где говорится о сотворении первых людей, Адама и Евы, и о соединении Адама и Евы «в едину плоть». Здесь, в Новом Завете, – новое творение: в своем богочеловечестве Иисус Христос объединяется со всем человечеством, образуя единство богочеловеческого Тела Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

Иоанна Откр.4:8 ). Далее, Церковь Христова, усматривая из Иоанновых видений, что при славословии Ангельском небесные старцы повергали себя и венцы свои пред престолом Господа Бога Вседержителя и Агнца Божия (там. 4:10 и 5:8), узаконила, чтобы верующие во время Ангельского трисвятого песнопения, по образцу небесному, повергали на землю лицы свои пред Богом, и установила громогласно и торжественно приглашать к этому повержению сими словами: достойно и праведно есть покланятися Отцу и Сыну и Святому Духу, Троице Единосущней и нераздельней. Самая начальная форма этого воззвания заимствована из видений, в которых святые старцы так начинали свое славословие: Достоин еси Господи, прияти славу и честь и силу и проч. ( Откр.4:11 ), Достоин есть Агнец закаленный прияти силу и богатство, и проч. (там. 5:12). Вот еще хвалебное слово: Аллилуия, заимствованное земноюй Церковью из Церкви небесной. Это слово еврейское, составленное из двух слов: hallelu Аллилу, чтò значит хвалите и jah, Иаг, чтò значит – Бог, т. е. хвалите Бога или хвала Богу. Оно воспевалось в Церкви ветхозаветной. Давидовы псалмы многие им начинались (105, 106, 109, 110, 111, 112, 113, 115, 116, 117, 118, 134, и друг.) и многие оканчивались (103, 104, 105, 113, 115, 116, и друг.). Оно сделалось так священным, что не заменилось переводом ни на греческий, ни на латинской, ни на другие языки Христиан православного исповедания; а произносилось везде и всегда по еврейской интонации. В видениях Апокалипсиса Ангелы Божии, святые старцы и души праведников пред престолом Божиим единогласно восклицали также: Аллилуия ( Откр.19:1, 3, 4 и 6)! И потому мы можем сказать, что земная наша Церковь усвоила себе это святое слово как из ветхозаветной Церкви, так более из Церкви небесной и повторяет его с таким же благоговением, разумением и произношением, с каким повторялось в небесном видении Иоанна. 7. Церковь Христова, которая составляет главный предмет Апокалипсического пророчества, означена в видениях под разными иносказательными образами: то представилась она в виде величественной жены, облеченной в солнце, увенчанной венцом из двенадцати звезд, которую преследовал мятежный дух (там.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/aposto...

Желаешь знать, насколько свободен? Ибо знает, — пишется — Господь путь праведных, а путь нечестивых погибнет. (Пс 86:6.) И конечно, был свободен Тот, Кто мог Себя воскресить, как пишется: разрушьте храм сей, и Я в три дня воздвигну его. (Ин 2:19.) Конечно, свободен сошедший для искупления других. Став как человек (У пер.: Бысть яко человек — ред.) не видом, но истиной, и этого человека кто познает? Но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной; (Флп 2:7–8.) чтобы мы через это послушание увидели славу Его, славу, как Единородного от Отца. (Ин 1:14.) И это сказано для того, чтобы во Христе и слава единородного, и природа совершенного человека соблюдена была. Итак, сотворивший свет не требовал помощника в искуплении. Не посланник или вестник, но Сам Господь спасет Его. Ибо Он сказал, — и сделалось; (Пс 32:9.) Сам Господь спас Его: кто помощник Ему, когда все Им стоит? (Кол 1:17.) Кто помощник Ему, когда все творит во мгновение ока и воскрешает мертвых при последней трубе? Пишется, при последней трубе, а не при первой, второй или третьей, и это для того, чтобы сохранить порядок. Время нам упомянуть о роде труб; ибо слово наше клонится уже к концу, чтобы знаком этого конца также была труба. Святой Иоанн в Апокалипсисе своем упоминает о семи трубах, взятых семи ангелами. И седьмой Ангел вострубил, и раздались на небе громкие голоса, говорящие: царство мира соделалосъ царством Господа нашего и Христа Его, и будет царствовать во веки веков. (Откр 11:13.) Труба также принимается и за голос, ибо пишется: После сего я взглянул, и вот, дверь отверста на небе, и прежний голос, который я слышал как бы звук трубы, говоривший со мною, сказал: взойди сюда, и покажу тебе, чему надлежит быть после сего. (Откр 4:1.) Читаем также: трубите в новомесячие трубою. (Пс 80:4.) А в другом месте: Хвалите Его со звуком трубным. (Пс 150:3.) Что означают упомянутые трубы, то должны мы принимать в свое рассуждение, не считая то за басню, недостойную писания. Ибо когда читаем: потому что наша брань не против крови и плоти, но… против духов злобы поднебесной, (Ефес 6:12.) то и оружия воинствования нашего не плотские, но сильные Богом на разрушение твердынь . (2 Кор 10:4.) Не довольно видеть трубу и слышать глас ее, но надлежит знать свойство звука. Ибо ежели глас трубы будет неизвестен, то как может кто подготовить себя к войне? Почему должно нам знать силу и свойство трубы, да не явимся грубы и неискусны при слышании гласа трубного. И для того должны мы молиться, чтобы Сам Дух Святой истолковал нам их.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=677...

3) Откр.19:10; 22:6–9 . Ангел дважды отстраняет поклонение себе ап. Иоанна. Почему Ангел здесь отклонил поклонение себе, хотя в других случаях, как мы видели, они его принимали? Ответ мы находим в самом тексте Апокалипсиса. В обоих случаях, когда Иоанн Богослов имел намерение поклониться Ангелу, они находились пред престолом Бога , слыша призывы старцев, гласов и громов восхвалить и поклониться Богу , о чем сам тайнозритель пишет: «Тогда двадцать четыре старца пали и поклонились Богу , сидящему на престоле , говоря: аминь! аллилуия! И голос от престола исшел, говорящий: » хвалите Бога нашего , все рабы Его и боящиеся Его, малые и великие. И слышал я как бы голос многочисленного народа, как бы шум вод многих, как бы голос громов сильных, говорящих: аллилуйя! ибо воцарился Господь Бог Вседержитель. Возрадуемся и возвеселимся и воздадим Ему славу ; ибо наступил брак Агнца...» (19:4–7). И видя день славы Божьей, слыша отовсюду призывы поклониться Богу, сидящему на престоле Своем, ап. Иоанн «пал к ногам его (Ангела), чтобы поклониться ему»! Конечно, такое деяние совершенно не соответствовало ситуации, когда все ангельские чины и люди чествовали и поклонялись воцарившемуся Господу Вседержителю! Можно полагать, что Иоанн Богослов так поступил потому, что считал, что в этом видении он не участвует, а видит его со стороны, и слышанные призывы к нему не относятся; или же, видя славу Христа он от страха не знал, что делал, как в своё время ап. Пётр, видя славу Христа, не знал, что говорил ( Лк.9:32–33 ). Описанный в Откровении эпизод можно понять по примеру из земной жизни. Представим, что в царской России коронуют нового царя. По этому случаю собрано множество людей разного чина. Народ чествует царя, впервые воссевшего на свой престол. И вот какой-то простолюдин видит рядом стоящего барина и обращается к нему, чтобы выразить ему свое почтение и отвесить поклон. Но барин говорит ему: «сейчас не время, взирай на нашего царя и ему кланяйся». Понятно, что чествовать барина в такой ситуации, когда всё приветствуют и чествуют воцарившегося царя – несвоевременно, тогда как в другом случае барин, естественно, примет поклон от простолюдина. Ясно и то, что отклонив поклон простолюдина, барин принципиально не против того, чтобы его чтили и отвешивали поклоны, но он против того, чтобы в присутствии царя, сидящего на престоле, кто-то ему кланялся. Таким же образом Ангелы желают, чтобы их люди чествовали благоговейным поклонением как посланников Божиих, но при виде Господа Царя Вседержителя уместно поклоняться только Ему. И в этом Ангел и поправил ап. Иоанна, сказав, что сейчас, когда ты находишься пред престолом воцарившегося Господа, и когда вся тварь Ему покланяется, ты не мне, а «Богу поклонись».

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

11:36).    Блаженный Феодорит говорит, что «Господь Бог не имеет надобности в восхваляющих», однако благоговение и восхищение разумных творений Божиих величием Его дел не может не выражаться в возношении Богу сердечной хвалы и благодарения. Вознося своему Творцу, по примеру Ангелов, славословия и хвалебные гимны, человек склонен и всю вселенную побуждать к прославлению Господа:    : «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его все ангелы Его; хвалите Его вся силы Его. Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его вся звезды и свет… Хвалите Господа от земли… огонь, град, снег… горы и все холмы, древа плодоносна… царие земстии и все люди… да восхвалят имя Господне»    «Хвалите Господа с небес, хвалите Его в вышних. Хвалите Его все ангелы Его; хвалите Его вся силы Его. Хвалите Его солнце и луна, хвалите Его вся звезды и свет… Хвалите Господа от земли… огонь, град, снег… горы и все холмы, древа плодоносна… царие земстии и все люди… да восхвалят имя Господне»    (Пс. 148:1-13).    В послании к Евреям апостол призывает христиан «непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его (Евр. 13:15). Вместе с тем он убеждает их прославлять Бога всей своей жизнью, всеми своими способностями: «Прославляйте Бога и в телах ваших и душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6:20).    Прославление Бога жизнью, делами составляет главное назначение человека как причастника любви Божией. Святитель Григорий Богослов говорит, что мы «сотворены на дела благие, чтобы славить и хвалить Сотворшего и, сколько возможно, подражать Богу».    Хорошим комментарием на эти утверждения Священного Писания и святых Отцов может служить следующее рассуждение, находящееся в книге «Премудрость и благость Божия в судьбах мира и человека», где содержатся труды профессора Московской духовной академии протоиерея Феодора Александровича Голубинского и профессора Димитрия Григорьевича Левитского.    «Последняя цель всего сотворенного есть слава Божия Что же такое, спросите, слава Божия? И неужели Бог, если не дерзко так выразиться, славолюбив? — Слава Божия есть всевозможное проявление Божественных совершенств в существах, возведение существ разумных к вечному единению с Богом и выражению Его совершенств в своей деятельности.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3586...

Аллилуиа, 150 Богоотец царь и пророк Давид оканчивает книгу божественных псалмов хвалением и благодарением Вседержителя, научая этим и нас благодарить Бога за все благодеяния и несчастия, какие угодно Ему послать нам (Златоуст). Пс.150:1.   Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его. Хвалите Бога чрез «святых Его» за то, что людей Бог сделал ангелами. Кто, изучая жизнь «святых» , не подвигнет язык свой к прославлению Господа, даровавшего им такое обилие благ? Мы поклоняемся Богу, если прославляем прославленных Богом «святых» , удивляемся их мужеству, просим их молитв пред «Богом» . «Хвалите Его» за твердь, созданную Его силою, т.е. за видимое нами небо. Бог сотворил это видимое небо, создав его наподобие льда из отвердевших вод (см. Быт. 1:6). Это сгущение льда подняло половину воды вверх, а половину оставило внизу. Поэтому это видимое небо и называется твердию, потому что образовалось из разреженного естества вод (Златоуст, Феодорит, Иоанн Кронштадтский). Пс.150:2.   Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его. Призывает здесь горние силы к славословию Бога. «Хвалите Бога» за «силы Его» , за могущество, которое возвещают созданные Им твари самим своим видом. «Хвалите» Бога за безмерное «Его величие» , которому «несть конца» (Пс. 144:3), Он имеет престолом небо, а землю — подножием (см. Ис. 66:1) и «везде Сый и вся исполняяй» (Златоуст). Пс.150:3.   Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех. Пс.150:4.   Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе. Пс.150:5.   Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания. Эти музыкальные орудия употребляли в древности левиты (священнослужители) в божественном храме, песнословя Господа не потому, чтобы звуком их услаждался Господь, но потому, что угодно было Ему намерение, с каким совершалось все это. «Трубы» были священным орудием, на которых могли играть только священники (см. Числ. 10:8), в воспоминание тех труб, которые слышны были на Синае и в памятование общего Страшного суда, который будет по звуку трубному (см. 1 Кор. 15:52). Как иудеям заповедано было славить Бога всеми музыкальными инструментами, так нам повелевается славить Его всеми членами: языком, глазами, слухом и руками (Златоуст, Феодорит, Пелусиот).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2800...

Тебе подобает песнь, Боже. Чтец: Хвалите Его, солнце и луна,/хвалите Его, вся звезды и свет./Хвалите Его Небеса небес и вода, яже превыше небес./Да восхвалят имя Господне: яко Той рече, и быша, Той повеле, и создашася./Постави я в век и в век века, повеление положи, и не мимо идет./Хвалите Господа от земли, змиеве и вся бездны:/ Хор: Дадите славу Богу. Чтец: огнь, град, снег, голоть, дух бурен, творящая слово Его,/горы и вси холми, древа плодоносна и вси кедри,/зверие и вси скоти, гади и птицы пернаты./Царие земстии и вси людие, князи и вси судии земстии, юноши и девы, старцы с юнотами да восхвалят имя Господне./ Хор: Тому подобает песнь. Чтец: Яко вознесеся имя Того Единаго,/исповедание Его на земли и на небеси./И вознесет рог людей Своих, песнь всем преподобным Его, сыновом Израилевым, людем, приближающымся Ему./ Псалом 149 Воспойте Господеви песнь нову, хваление Его в церкви преподобных./Восхвалятся преподобнии во славе и возрадуются на ложах своих./Возношения Божия в гортани их, и мечи обоюду остры в руках их./Сотворити отмщение во языцех, обличения в людех,/ Хор: Пощади ны, Господи. Чтец: связати цари их путы, и славныя их ручными оковы железными./Сотворити в них суд написан; слава сия будет всем преподобным Его./ Хор: Сыне Божий, помилуй нас. Псалом 150 Чтец: Хвалите Бога во святых Его, хвалите Его во утвержении силы Его./ Хор: Тебе слава подобает, Господи. На 4: Хвалите Его на силах Его, хвалите Его по множеству величествия Его./Хвалите Его во гласе трубнем, хвалите Его во псалтири и гуслех./Хвалите Его в тимпане и лице, хвалите Его во струнах и органе./Хвалите Его в кимвалех доброгласных, хвалите Его в кимвалех восклицания./Всякое дыхание да хвалит Господа. Если есть стихиры на хвалитех, то они поются в соответствии с указаниями Типикона вместо последних припевов. Если стихир нет, то по окончании псалмов чтец читает: Слава и ныне: Тебе слава подобает, Господи Боже наш, и Тебе славу возсылаем, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков, аминь.

http://azbyka.ru/chaso-slov/priest/

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010