Произведя археологическую разведку вокруг находящегося на участке почитаемого «камня Богородицы» (места, на к-ром, по преданию, стояла Матерь Божия во время Вознесения), архим. Антонин нашел «кучи золотой мозаики и множество кусков белого мрамора», а также основания 2 колонн V-VI вв. Стало ясно, что именно здесь располагался в визант. время соборный храм жен. обители, разрушенный в 614 г. персид. нашествием. Тогда на Елеонской горе было найдено более 1,2 тыс. трупов, были вырезаны монахини монастыря, руины к-рого обнаружил архим. Антонин ( Антонин (Капустин), архим. Дневник за 1873 г.//РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Ед. хр. 1126; Святой Елеон. 1986. С. 23). На месте визант. базилики архим. Антонин начал возведение нового храма. Строительство затянулось на долгие годы. В 1876 г., когда стены были уже подняты на сажень, его пришлось прекратить за отсутствием средств. Потом разразилась русско-тур. война 1877-1878 гг. Архим. Антонин и вся РДМ были вынуждены покинуть Палестину. По возвращении архимандрит продолжил строительство. В 1881 г., по данным дневника, храм уже был завершен и архим. Антонин заботился о его внешнем и внутреннем убранстве. Так, в записи от 13 февр. 1881 г. читаем: «Приехал московский Никола с елеонскими колоколами». Неделю спустя: «Добряк Рындин еще принес 90 рублей на Елеонскую церковь». Особо важна запись в дневнике, датируемая четвергом, 13 марта: «За окном шум непогодный. 12 часов (ночи). Черчение будущего иконостаса Елеонского, целомраморного, длившееся часа до третьего» ( Антонин (Капустин), архим. Дневник за 1881 г.//Б-ка ИППО. Инв. номер: ИППО. Б.IV. 853/23). 5 февр. 1886 г.: «Черчение плана нижнего яруса Елеонской колокольни для Н. Ф. Фан-дер-Флита» ( Он же. Дневник за 1886 г.//Там же. 853/28). Приведенные записи доказывают прямое участие (если не авторство) архим. Антонина в проектировании как храмов и колоколен основанных им мон-рей, так и их внутреннего убранства. Непосредственными исполнителями его архитектурных идей на Елеоне стали мастера-итальянцы. В письме секретарю ИППО М. П. Степанову, датируемом 11 окт. 1888 г., архим. Антонин писал: «Желал бы всячески умолить Вас исходатайствовать трем итальянцам: Antonio Longodorni, Джованни-Батиста [Бизелли] и Гектору Белатти - золотые медальки в петлицу «за искусство» или «за усердие». Первый из них выстроил мою Элеонскую башню своими руками (подчеркнуто в документе.- Н. Л.) всю от первого камня до последнего. Второй свел невиданный в Святой Земле еще до нас купол тамошней церкви в 24 окна. Третий расписывал сей самый купол» (АВП РИ. Ф. ИППО. Оп. 873/1. Д. 588. Л. 68-68 об.).

http://pravenc.ru/text/189769.html

Из монастырской описи 1764 г. известно, что длина ограды составляла 215 саж. (РГАДА. Ф. 280. Оп. 3. Д. 290; Анкудинов. 2005. С. 259-260). Наконец, в описи 1768-1769 гг. упомянуты каменные Богородице-Рождественская ц. («крыта тесом, на оной церкви глава обита жестью, на ней крест железной») с приделами свт. Иоанна Златоуста и прп. Ефрема Новоторжского; храм прп. Варлаама Хутынского («крыт тесом, на оной глава обита жестью, крест железной») с деревянной папертью; колокольня («колоколов средних и малых пять, крыта ж оная колоколня тесом, на ней крест»), деревянные 3 настоятельские кельи, братская келья, братская трапеза с 2 кельями, кухня, «работницкая изба», амбары, погреб. За оградой стояли ветряная мельница, баня, коровий двор с конюшней и 2 сараями (РГИА. Ф. 834. Оп. 3. Д. 2456. Л. 31-36; Анкудинов. 2005. С. 260). Постройки Л. м. не сохранились и археологически не исследовались. По мнению А. И. Семёнова, опись Л. м. 1758 г. дает некоторое представление об утраченных зданиях. Так, он считает, что собор Рождества Пресв. Богородицы 1393 г. «по внешнему виду и размерам» напоминал Успенскую ц. Волотова монастыря 1352 г. ( Семёнов. 1961. С. 371-372). Книгописание и библиотека К кон. XIV - 1-й пол. XV в. относится расцвет книгописания в Л. м. Известны 13 рукописных книг этого времени, которые были составлены в обители. Из сохранившихся рукописей 4 имеют писцовые записи, указывающие на их создание в Л. м.: Тактикон мон. Никона Черногорца 1396/97 г., писцы - «калугеры» Пимен и Яков (РНБ. ОСРК. F.n. I. 41); Паренесис прп. Ефрема Сирина кон. XIV в., писец - иером. Савва (РНБ. ОСРК. F.I. 202); «Лествица» прп. Иоанна Лествичника 1431 г. (РГБ. Ф. 256: Рум. 200); Поучения прп. Исаака Сирина и аввы Дорофея 1431 г., писец - иером. Серапион Маза (РГБ. Ф. 304: Троиц. 175). На основании лингвистического анализа 4 рукописей М. Г. Гальченко пришла к выводу, что в их графике и орфографии раньше, чем в других новгородских книжных центрах, появились черты «второго южнославянского влияния» ( Гальченко.

http://pravenc.ru/text/2110554.html

О Сергиевом ученике Андронике уточнено, что он скончался «месяца июля в 13 день, в лето 6982 году» (л. 38). При известии о кончине Сергия Радонежского добавлено, что Преподобный «бысть во игуменстве 40 лет» (л. 54). В главе «О проявлении мощеи» Сергия указано, что событие произошло «в лето 6933 году» (л. 55 об.). 19) РНБ, Соловецкое собр., 499/518 (л. 360–424) – начата 19 мая 1645 г., окончена в 1646/47 г. (Соловецкий монастырь, писец – Родион Казанец). 20) РНБ, Q.I.1153 (л. 100–102 об.) – первая половина XVII в. Сохранился лишь начальный фрагмент, текст обрывается на словах: «молим честную ти святыню, да молиши Бога, яко да вразумит мя святыми ти молитвами, о нем же вдан бых; известно бо знаю, яко приятны Богом» (дальнейшие листы отсутствуют). Филигрань: Двуглавый орел под короной – в опубликованных справочниках отсутствует. 21) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 579 (л. 235 об. – 252) – кон. XVII в. Выписки из Пятой Пахомиевской редакции. Филигрань: Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка NPO – Дианова и Костюхина, 399 (1691 г.). 1) Российский государственный исторический архив, ф. 834 (Собр. Синода), оп. 1, 794 (л. 156 об. – 207 об.) – первая четверть XVI в. Текст значительно переработан. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под короной – Брике, 12614 (1516 г.); Звезда с извивающимися лучами – Брике, 13940 (1502–1521 гг.). 2) Центральная научная библиотека Академии наук Литвы, F.19–75 (л. 200–244 об.) – конец 20-х-начало 30-х годов XVI в. Филигрань: Голова быка под крестом, обвитым змеей – Брике, 15381 (1530 г.). 3) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 926 (4°) (л. 159–173 об.) – вторая четверть XVI в. Кончается главой «О произведеньи источника». По нижнему полю первых листов вкладная запись 1559 г. 4) БАН, 33.2.9 (л. 10 об. – 32) – сер. XVI в. Кончается главой о видении Сергию Богородицы. 5) Санкт-Петербургское отделение Института российской истории Российской Академии наук, ф. 238 (колл. Н. П. Лихачева), оп. 1, 398 (л. 1–43 об.) – сер. XVI в. Текст обрывается на рассказе о чуде с Семеном Антоновым на словах: «помяни, чюдотворче, егда бе в жизни сеи еси» (дальнейшие листы отсутствуют)..

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

О Сергиевом ученике Андронике уточнено, что он скончался «мсяца июля в 13 день, в лто 6982 году» (л. 38). При известии о кончине Сергия Радонежского добавлено, что Преподобный «бысть во игуменстве 40 лт» (л. 54). В главе «О проявлении мощеи» Сергия указано, что событие произошло «в лто 6933 году» (л. 55 об.). 19) РНБ, Соловецкое собр., 499/518 (л. 360—424) — начата 19 мая 1645 г., окончена в 1646/47 г. (Соловецкий монастырь, писец — Родион Казанец). 20) РНБ, Q.I.1153 (л. 100—102 об.) — первая половина XVII в. Сохранился лишь начальный фрагмент, текст обрывается на словах: «молим честную ти святыню, да молиши Бога, яко да вразумит мя святыми ти молитвами, о нем же вдан бых; извстно бо знаю, яко приятны Богом» (дальнейшие листы отсутствуют). Филигрань: Двуглавый орел под короной — в опубликованных справочниках отсутствует. 21) РГБ, ф. 209 (Собр. П. А. Овчинникова), 579 (л. 235 об. — 252) — кон. XVII в. Выписки из Пятой Пахомиевской редакции. Филигрань: Голова шута с 5 бубенцами, контрамарка NPO — Дианова и Костюхина, 399 (1691 г.). Соединения Четвертой и Пятой Пахомиевских редакций 1) Российский государственный исторический архив, ф. 834 (Собр. Синода), оп. 1, 794 (л. 156 об. — 207 об.) — первая четверть XVI в. Текст значительно переработан. Филиграни: Кувшин с одной ручкой под короной — Брике, 12614 (1516 г.); Звезда с извивающимися лучами — Брике, 13940 (1502—1521 гг.). 2) Центральная научная библиотека Академии наук Литвы, F.19—75 (л. 200—244 об.) — конец 20–х—начало 30–х годов XVI в. Филигрань: Голова быка под крестом, обвитым змеей — Брике, 15381 (1530 г.). 3) ГИМ, собр. А. С. Уварова, 926 (4°) (л. 159—173 об.) — вторая четверть XVI в. Кончается главой «О произведеньи источника». По нижнему полю первых листов вкладная запись 1559 г. 4) БАН, 33.2.9 (л. 10 об. — 32) — сер. XVI в. Кончается главой о видении Сергию Богородицы. 5) Санкт–Петербургское отделение Института российской истории Российской Академии наук, ф. 238 (колл. Н. П. Лихачева), оп. 1, 398 (л. 1—43 об.) — сер. XVI в. Текст обрывается на рассказе о чуде с Семеном Антоновым на словах: «помяни, чюдотворче, егда б въ жизни сеи еси» (дальнейшие листы отсутствуют)..

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2411...

27 марта 1921 г. во епископа Вяземского был хиротонисан Венедикт (Алентов) , приехавший в Вязьму 19 янв. следующего года. В. в. в эти годы имело адм. регистрацию как «Вяземское уездное церковное управление», в вик-ство входили Вяземский и Сычёвский уезды. Летом 1922 г. еп. Венедикт уклонился в обновленчество, после покаяния вернулся в лоно Церкви (по-видимому, в 1925), в марте 1927 г. был арестован, приговорен к 3 годам ссылки. С 1929 до авг. 1932 г. В. в. возглавлял еп. Владимир (Горьковский) , служивший в нижнем храме вяземской Введенской ц., в апр.-авг. 1933 г. Вяземским епископом был Никон (Пурлевский) , с 24 авг. 1933 по 29 окт. 1937 г.- Модест (Никитин) , 17 марта 1936 г. возведенный в сан архиепископа и с нояб. 1936 по окт. 1937 г. управлявший Смоленской епархией. С 1 февр. по 5 апр. 1955 г. управляющим Смоленской епархией с титулом «епископ Вяземский, викарий Смоленской епархии» являлся Михаил (Чуб) . 20 апр. 2005 г. Свящ. Синод РПЦ постановил назначить епископом Вяземским, вик. Смоленской епархии, игум. Игнатия (Пунина). В 1930-1937 гг. в верхнем храме вяземской Введенской ц. служил принадлежавший к григорианскому расколу еп. Павел (Троицкий). В 1930-1933 гг. существовало обновленческое В. в., к-рым управляли «епископы» Сергий Андреев (1930-1931), Петр Горбатов (нояб. 1932 - май 1933). Арх.: РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1797. Л. 17, 17 об. [Ист.-стат. описание Смоленской епархии. Ркп., сер. XIX в.]; Филиал ГА Смоленской обл. г. Вязьма. Ф. 596. Оп. 1. Д. 295. Л. 167 [Вяземский уездный исполком. Адм. отдел, 1922 г.]; УФСБ РФ по Смоленской обл. Справка 10/8-С 6167 от 27.08.1997. Ист.: СГГД. Т. 4. 128; Епархиальный съезд духовенства и мирян Смоленской губ.//Смоленские ЕВ. 1917. 10. С. 272. Лит.: Акты свт. Тихона. С. 919, 920, 946, 967, 986, 987, 991; За Христа пострадавшие. Кн. 1. С. 236; Жития и жизнеописания новопрославленных святых и подвижников благочестия, в Русской Православной Церкви просиявших. Т. 2. СПб., 2001. С. 131-133; Из истории рос. иерархии: Ст. и док-ты/Сост. П. Н. Грюнберг. М., 2002. С. 88, 153-155, 178, 186, 200; http://www.sedmitza.ru [Электр. ресурс].

http://pravenc.ru/text/161153.html

1261. Опубликован также в издании: Герцен А. И. Собр. соч. Т. 14. С. 140–141. 1262.  Герцен А. И. Собр. соч. Т. 14. С. 486. 1263. Искандер Герцен. Берлин, 1859. С. 155–156, 158–160, 175–176. 1264.  Герцен А. И. Собр. соч. Т. 15. С. 143–149. 1265. См. примечание 5 святителя Игнатия к «Замечаниям на отзыв журнала «Колокол»» (С. 437). 1266.  Соколов… Ч. 1. С. 286–288. 1267.  Лучинский Г. А. Афанасий Прокофьевич Щапов… С. XLIV-LI. 1268. Письма святителя Игнатия… С. 392–393. 1269. Письма святителя Игнатия… С. 397. 1270.  Герцен А. И. Собр. соч. Т. 15. С. 106. 1271. Там же. Т. 16. С. 21–22. 1272. Там же. Т. 15. С. 371. 1273. Письма святителя Игнатия… С. 393. 1274. Письма святителя Игнатия… С. 436–437 1275. Там же. С. 439. 1276. Там же. С. 441. 1277. Письма святителя Игнатия… С. 392. 1278. Там же. С. 437. 1279. Там же. С. 450. 1280. ОР РНБ. Ф. 1000. Оп. 2. Ед. хр. 531. Л. 161 об., 165. Здесь и ниже под этим шифром приводятся фрагменты из рукописного Жизнеописания святителя Игнатия, составленного его учениками. Полный текст Жизнеописания публикуется издательством имени Святителя Игнатия Ставропольского. 1281. Платоном, впоследствии Костромским. 1282. Изданные жизнеописания указывают другую дату наречения — 23 октября. 1283. Хиротонисали: Григорий, митрополит Новгородский и С.-Петербургский, Афанасий, архиепископ Казанский, Нил, архиепископ Ярославский, Иннокентий, архиепископ Камчатский, Филофей, архиепископ Тверской, Агафангел, епископ Ревельский, викарий С.-Петербургский, Кирилл, епископ Мелитопольский, настоятель Иерусалимской миссии. (Краткие биографии настоятелей Сергиевой пустыни. РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Ед. хр. 341. Л. 463 об.) 1284. Публикуется по типографскому оттиску (без выходных данных), озаглавленному: «Речь, произнесенная в Св. Синоде настоятелем Сергиевой пустыни архимандритом Игнатием при наречении его во Епископа Кавказского и Черноморского, октября 18 дня 1857 года». Согласно жизнеописаниям святителя Игнатия, наречение во Епископа в Св. Синоде произошло 23 октября.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

Использование неск. лит. источников 1-й пол. XVI в. дает основание предположить, что Послание духовному сыну Ивану было написано во 2-й четв. XVI в., а его автором был, вероятнее всего, снетогорский игум. Корнилий, упоминаемый в записи на Евангелии (РГБ. ОИДР. 29): «Лета 7071-го сентября в 12 день дал сию книгу в дом Рожеству Христову и Пречистыя Успения на Мала в Онуфрееву пустыню снятогорской игумен бывшей Корнилей» (Библиотека имп. Об-ва истории и древностей российских/Сост.: П. М. Строев. М., 1845. Вып. 1. С. 12). Приведенные сведения позволяют установить время создания Послания: не ранее 1525 г. (послание патриарха Марка посвящено решению Василия III жениться вторично) и не позднее 1562 г., когда К. уже не был насельником Снетогорского монастыря. К. хорошо знал полемическую лит-ру своего времени, среди его источников были редкие произведения, сохранившиеся в небольшом количестве списков («Повесть о сугубой аллилуии» известна в единственном списке - РГБ. Унд. 624). Послание К. нечасто встречается в рукописях: РГБ. Унд. 624, XVII в.; Беляев. 11, XVII в.; Попов. 63, XVII в.; РНБ. Q.XVII.22, XVII в.; РГИА. Ф. 834. Оп. 4. 460, XVII в. Изд.: Серебрянский Н. И. Один из малоизвестных памятников псковской монастырской письменности//ПДПИ. 1904. Вып. 156. Прил. С. 1-22 (отд. паг.) [по списку РНБ. Q.XVII.22]; он же. Очерки по истории монастырской жизни в Псковской земле. М., 1908. Прил. С. 527-532 [по списку РГБ. Унд. 336]. Лит.: Горский, Невоструев. Описание. Т. 2. Ч. 3. С. 800-801; Строев. Списки иерархов. Стб. 390; Викторов А. Е. Собрание рукописей И. Д. Беляева. М., 1881. С. 9; Смирнов С. И. Древнерусский духовник: Исслед. по истории церк. быта. М., С. 149-152; Солодкин Я. Г. К датировке «Выписи» о втором браке Василия III//Гуманитарные науки в Сибири. Сер.: Отечественная история. 1998. 2. С. 59-63; Охотникова В. И. Псковская агиография XIV-XVII вв.: Исслед. и тексты. СПб., 2007. Т. 2: Жития преподобных Евфросина Псковского, Саввы Крыпецкого, Никандра Псковского; она же. Послание Корнилия, инока Снетогорского мон-ря: К вопросу о времени создания//Slovne=Словне. М., 2015. Т. 4. 1 (в печати); Максим Грек, прп. Соч. М., 2008. Т. 1.

http://pravenc.ru/text/2458713.html

Синода, произведен в Архимандрита и в сем звании управляет монастырем до ныне. (Л. 53 об.) В настоящее время братии в сем монастыре на лицо: 1 казначей, 4 иеромонаха, 1 священник белец, 4 иеродиакона, 17 послушников и 9 штатных служителей, - всех 37 человек. На жалованье настоятелю, монашествующей братии и штатным служителям, на церковныя потребы и просфоры, на починку Церквей и монастыря и на содержание ризницы монастырь сей получает от казны 460 р. 44 к. серебром». Фрагмент текста рукописи середины XIX века, посвященный Колочскому монастырю, является существенным дополнением к его многовековой Прославляя древний, чудотворный Колочский образ Богородицы, в молитве, обращаясь к ней, читаем: «Ты наша надежда и упование, Ты еси заступница и предстательница наша, Ты обидимым защищение, печальным утешение, скорбящим радование, сирым приятельница, вдовам хранительница, девам слава, слезящим веселие, больным посещение, немощным исцеление, грешным спасение». В разных источниках XIX-XX вв. можно встретить название монастыря «Колочский» и «Колоцкий». В современном официальном названии пишется «Колоцкий», хотя он находится близ р. Колочь, но в с. Колоцкое, Можайского района, Московской области.//Село Колоцкая Слобода (Колоцкое) входило в Корытовскую вол., Гжатского у., Смоленской губ. С1924 г. в Уваровской вол. Уваровский р-н образован на территории бывшей Московской губ. и бывш. Гжатского у.. В1930 г. передан в состав Московской обл. Следовательно, и бывш. Колочский монастырь (Успенский храм) вошел в подчинение Московской епархии. - Административно-территориальное устройство Смоленской области. «Московский рабочий». М., 1981. С. 49, 61.//Историко-статистическое описание Смоленской епархии. Рукопись. Середина XIX века. Колочский монастырь./РГИА. Ф. 834. Оп. 2.дминистра Д.1797. Л. 48 об. - Л. 53 об.//Вероятно, рукопись составлена в период с 1856 по 1858 гг./Архимандрит Фотий (Щиревский), уроженец Орловской губернии. Окончил в1837 г. курс в Киевской духовной академии со степенью магистра.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2013/0...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЯЗЕМСКОЕ ВИКАРИАТСТВО Смоленской епархии, названо по г. Вязьма Смоленской обл. Проект создания В. в. был выдвинут царем Феодором Алексеевичем на Соборе в нояб. 1681 г. Царь предложил учредить в подчинении Смоленского митрополита (Смоленская кафедра была возведена на степень митрополии в 1679) 2 епископские кафедры - в Брянске и в Вязьме. Для содержания Вяземского архиерея царь предполагал назначить вяземский во имя св. Иоанна Предтечи мон-рь со 128 дворами, к к-рому в связи с этим должна быть приписана «Малого-Тихонова пустынь Ярославецкого уезда» с 90 дворами (СГГД. Т. 4. 128). По-видимому, этот проект не был реализован. Участники Собора 1681-1682 гг. отказались от учреждения подчиненных епископских кафедр, чтобы «в архиерейском чине не было какого церковного разгласия» (АИ. Т. 5. 75; ср.: Воробьёв Г . О Московском Соборе 1681-1682 гг. СПб., 1885. С. 50-53). Кроме того, по свидетельствам документов, к 1686 г. епископии в Вязьме не было. Во 2-й пол. XVIII в. город с уездом состоял в Вяземском округе Московской епархии под упр. епископов Сарских и Подонских (Крутицких). Из Крутицкой епархии в Смоленскую Вязьма была передана в 1764 г. (В XIX в. в лит-ре, посвященной истории Вязьмы, преобладало мнение о том, что В. в. было учреждено в кон. XVII в. Данная т. зр. отражена в рукописном «Историко-статистическом описании Смоленской епархии» (РГИА. Ф. 834. Оп. 2. Д. 1797. Л. 17, 17 об., сер. XIX в.), работах прот. А. Н. Макаревского (впосл. Феодосий, еп. Екатеринославский и Таганрогский) (Вяземская соборная Св.-Троицкая ц. Смоленск, 1861. С. 40-41), И. П. Виноградова (Ист. очерк г. Вязьмы с древнейших времен до XVII в. (включ.). М., 1890. С. 86), Е. Н. Клетновой (Хронограф Вяземскаго собора//Памятная кн. Смоленской губ. на 1914 г. Смоленск, 1914. Прил. С. 2) и др.) Решение об учреждении В. в. было принято на внеочередном епархиальном съезде духовенства и мирян Смоленской губ. под председательством еп. Феодосия (Феодосиева) , состоявшемся 16 мая 1917 г. в Смоленске. Съезд постановил увеличить число епископских кафедр путем создания вик-ств в крупных центрах губернии (в Смоленской епархии, по данным, приведенным на съезде, в то время действовало 740 приходов). В. в. было открыто согласно постановлению Патриарха св. Тихона (Белавина) и Свящ. Синода 19 июня 1918 г. 12 авг. Вяземским архиереем был назначен бывш. Орловский еп. сщмч. Макарий (Гневушев) , с нач. 1918 г. являвшийся настоятелем вяземского Иоанно-Предтеченского мон-ря. 23 авг. того же года еп. Макарий был арестован, 4 сент. расстрелян. 17 сент. 1918 г., согласно постановлению Свящ. Синода, Вяземским епископом стал Павел (Ивановский), бывш. еп. Никольско-Уссурийский, вик. Владивостокской епархии. С кон. 1918 г., после эмиграции за границу еп. Феодосия (Феодосиева), еп. Павел временно управлял Смоленской кафедрой, в 1919 г. он скончался.

http://pravenc.ru/text/161153.html

Однако 30-40-е гг. XIX в. были неблагоприятными для переводов Библии на рус. язык, и издание «Алфавита Библии» встретило непреодолимые препятствия. В кон. 1842 г. рукопись «Алфавита Библии» была сдана в архив Синода (РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 381). Начало книгопечатания на алтайском языке задержалось до сер. 60-х гг. XIX в. За 13 лет и 8 месяцев руководства миссией прп. Макарием были крещены 675 взрослых алтайцев и более 700 детей. Оглашенных евангельской проповедью о. Макарий допускал ко крещению с большой осторожностью и никогда не гнался за числом новокрещеных. Он сначала узнавал о поведении желающих принять крещение, учил послушанию буд. восприемникам, требовал знания основ правосл. вероучения и кратких молитв и тогда решался крестить оглашаемого. К 1844 г. в А. д. м. насчитывалось 15 сотрудников, 3 церкви, 3 стана, 2 школы, 4 селения для новокрещеных алтайцев. Заложив основание миссионерского дела на Алтае, архим. Макарий из-за болезни по собственному прошению уволился за штат. 4 июля 1844 г. он выехал из Улалы. Определением Синода он был назначен настоятелем Болховского Троицкого Оптина мон-ря Орловской епархии, где скончался 18 мая 1847 г. со словами: «Свет Христов просвещает всех!» До учреждения Томской епархии (1834) Бийский и Кузнецкий округа Томской губ., на к-рые распространялась деятельность А. д. м., входили в состав Тобольской епархии. С 1834 г. А. д. м. стала находиться под управлением Томских архипастырей. А. д. м. в сер. XIX-XX в. Преемником прп. Макария в руководстве А. д. м. стал его ближайший помощник - прот. Стефан Ландышев (1844-1865), назначенный Синодом по рекомендации свт. Филарета, к-рый предпочел его более образованным, но не испытанным в миссионерском деле кандидатам. При о. Стефане заметно увеличился штат миссии. В 1858 г. в ней трудилось уже 18 священников, 12 монахов и 4 псаломщика. Публикации об А. д. м. в центральных церковных периодических изданиях стали привлекать благотворителей, без помощи к-рых невозможно было удовлетворить даже самые необходимые нужды новокрещеных.

http://pravenc.ru/text/115104.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010