499 «Душевно благодарю за Вашу брошюру о «Логике Авиасафа», – пишет Глубоковский 17 мая 1912 г., – я прочел ее за один дух с напряжением, интересом и нахожу Ваше решение вполне правиль­ным» (ПФА РАН. Ф. 779. Д. 89. Л. 5). Он просил указать, где можно навести краткую справку о еврейском писателе XV в. Аврааме из Каталонии, авторе сочинения «Neue Schalom», и вообще о дру­гих «позднейших (послеталмудических и средневековых) писателях». В свою очередь Коковцов обра­щается к Глубоковскому за консультациями по древнееврейской литературе и древних раввинах, бла­годарит за присланные брошюры: «О Квириниевой переписи по связи ее с Рождеством Христовым» (Киев, 1913) и «Искупление и Искупитель» (Пг., 1917). 506 Там же. Л. 3. Три письма (за 1904–1922 гг.) Глубоковского Дмитриевскому см.: ОР РНБ. Ф. 253. Д. 409. В одном из них (январь 1916 г.) Глубоковский, сообщая об исполнении поручения Палестинского общества по рассмотрению некой рукописи, содержащей «исключительно наклеенный славянский текст Евангелий в «хронологически-систематическом распорядке " », и о своей готов­ности исполнять подобные поручения и впредь, просит высылать ему «Сообщения», издаваемые об­ществом, «чтобы быть ближе к его деятельности и запросам», и высказывает некоторые пожелания относительно издания книги А. А. Олесницкого (Там же. Л. 3–4 об.). 508 Там же. Л. 5 об. В фонде Глубоковского есть письма и самого Б. А. Панченко, связанные с подготовкой статей для ПБЭ (Там же. Д. 680). 510 РГИА. Ф. 834. Оп. 4. 467. Л. 801 об. – 802. Автограф статьи и гранки с правкой Глубоковского см.: ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 2. Д. 948. 515 Там же. Глубоковский хорошо знал архиепископа Димитрия по работе во 2-м отделе Предсоборного Присутствия (1906 г.). В его фонде есть письма Димитрия за 1906–1909 гт., затрагивающие широкий спектр вопросов (Там же. Д. 438). 3 Изложение веры церкви армянския, начертанное Нерсесом, кафоликосом армянским, по требо­ванию боголюбивого государя греков Мануила. СПб., 1875. Дело об утверждении экстраординарного профессора С.-Петербургской духовной академии И.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В основе исследований Г. по НЗ лежит историко-филологический метод. Он исходил из научной аксиомы: всякий лит. памятник обязательно толковать в духе его составителя. Его сочинениям присуща энциклопедическая широта и тщательная проработка деталей, привлечение всей существующей по исследуемому вопросу лит-ры, критический подход к источникам и выводам своих предшественников, самостоятельность и глубина мысли, точный и образный богословский язык. Г. поражал современников «колоссальною, прямо сверхъестественною ученостью» (ОР РНБ. Ф. 194. Оп. 1. 699. Л. 22 об.), а его труды служили «прочным фундаментом для создания… в России почти не существующего еще библейского богословия» (Там же. 763. Л. 5). В 1892-1897 гг. по поручению обер-прокурора Святейшего Синода К. П. Победоносцева Г. пересматривал славяно-рус. перевод НЗ, его указания и замечания были учтены Победоносцевым в работе над изданием Четвероевангелия в переводе на рус. язык, напечатанном в 1903 г. (на правах рукописи с пометой «не для продажи»), а в 1906 г. с разрешения Святейшего Синода. В 1914 г. на Г. было возложено редактирование нового издания «справочного и объяснительного словаря к Новому Завету» П. А. Гильтебрандта. Накануне отъезда из России Г. начал просмотр последних исправлений переводов новозаветного текста, сделанных профессорами 4 Духовных Академий. Др. направлением научной деятельности было изучение Септуагинты . Еще студентом 3-го курса МДА он под рук. доц. кафедры греч. языка И. Н. Корсунского написал семестровое сочинение о сравнении перевода LXX и евр. текстов (РГИА. Ф. 834. Оп. 4. 1069. Л. 143-204 об.) и продолжал заниматься этой проблемой в дальнейшем. Относя ее к числу труднейших и важнейших в библейской науке, Г. замечал, что «культом еврейской Библии ученый мир обязан протестантам, которые руководились соображениями далеко не чисто научного свойства» и что достоинство LXX имеет солидные основания «и может быть утверждено на вполне объективных аргументах» ( Н. [Глубоковский] К вопросу о взаимном отношении греч.

http://pravenc.ru/text/165165.html

Некоторые предметы, как весьма редкие и хорошо сохранившиеся, могли бы занимать видное место в любом музее» (АВПРИ. Ф. РИППО. Оп. 873/1. Д. 601. Л. 19). В 1900 г. К.П. Победоносцев командировал профессора МДА В.Н. Мышцына в Иерусалим специально для составления описей библиотеки и музея о. Антонина. К сожалению, вторую часть задания профессор не выполнил. (См. черновые наброски: РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 1240. Л. 160–163). О неудовлетворительном хранении и неизученности коллекций свидетельствовали позже М.И. Ростовцев (Ростовцев М.И. Русская археология в Палестине//Христианский Восток. 1912. Т. 1. Вып. III. С. 264) и М.Я. Дьяконов (Дьяконов М.Я. Отчет по ревизии Русской Духовной Миссии в Иерусалиме (1914)//Россия в Святой Земле. Т. II. С. 162). О последующей судьбе музея см.: Loukianoff Elisabeth. Le musee du Counvent russe du Mont des Oliviers a Jerusalem//Bulletin de l’Institut d’Egypte. T XIII. 1930–1931. P. 97–101. Pl. I–VIII; Гурулева В.В. «В Палестине скоро будет русский музей» (Музей архимандрита Антонина в Иерусалиме)//Вспомогательные исторические дисциплины. Вып. XXX. СПб., 2007. С. 384–395. Наряду с археологией, одним из главных научных увлечений Антонина была астрономия. Так, через год после приезда в Палестину Антонин решается на дорогую покупку, составившую половину его годичного жалования – телескопа известной французской фирмы Secretan. 10 сентября 1866 г. Антонин пишет письмо консулу А.Н. Карцову, находившемуся тогда в отпуске в Париже, с просьбой купить для него «столь давно желанный большой астрономический телескоп. В последний раз кутну в жизни и брошу свою первую 1000 рублей». Телескоп был доставлен в Иерусалим в январе 1868 г. А дневник 1877 года открывается традиционным шутливым летосчислением, в котором наряду с «7385 годом от сотворения мира» указывается уже и «3-й год собственной обсерватории». О ней упоминает биограф о. Антонина и его позднейший преемник на посту начальника РДМ, архимандрит Киприан (Керн) : «В здании Миссии, на восточной стороне ее, высится небольшая башенка–обсерватория отца архимандрита, в которую с радостью вводил он всякого, кто высказывал интерес и к этой области знания» ( Киприан (Керн) , архимандрит.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

В «Портфелях Г. Ф. Миллера» 70-х гг. XVIII в. хранились списки погребенных в усыпальнице, составленные по надписям с надгробий (РГАДА. Ф. 199. Портфели Миллера. Оп. 2. 413. Ч. I. 11. Л. 50-53 об. и др.), однако в описи Преображенского собора 1763 г. усыпальницы даже не были упомянуты. Всего Миллер переписал 17 надписей в подклете (в основном тех, в к-рых упом. Романовы) и 6 - в Знаменской ц. В 80-90-х гг. XVIII в. надписи были вновь переписаны и опубликованы (см.: Ювеналий (Воейков). 1802, 1803), причем были учтены ранее пропущенные (всего 28 надписей в соборе и 17 - в Знаменской ц.). Впосл. все крупные работы о Н. П. м. включали список погребенных царских родственников ( Адриан. 1821. С. 48-51; Иванчин-Писарев. 1841. С. 17-21, 33-43; Снегирёв. 1843, 1863); составлялись и отдельные описи (РГИА. Ф. 834. Оп. 4. Д. 199). Обычно в списки включали надписи захоронений как в подклете Преображенского собора, так и в Знаменской ц., что приводило к путанице. Описания с XVII по нач. XX в. учитывали в подклете собора от 17 до 29 надписей, в целом включив указания на погребение 33 лиц, в Знаменской ц. аналогичным образом учитывалось до 9 гробниц. Нек-рые имена ошибочно были внесены в оба списка. Сводная таблица упоминаний составлена А. Г. Авдеевым ( Станюкович и др. 2005. С. 23-24). В подклете собора проводились ремонтные и реконструктивные работы. Так, при архим. Аполлосе (Алексеевском; 1837-1851) пол между могилами был вымощен белокаменной лещадью. В 1857 г. провели новый ремонт из-за разрушения части гробниц (при установке памятников допускалось предположительное и даже произвольное отождествление). После 1917 г. усыпальница была разорена, верхние слои погребений вскрыты и осквернены. Вслед за восстановлением мон-ря начались работы по изучению и приведению в порядок усыпальницы. В 1994-1995 гг. были полностью раскопаны алтарная и прилегающая часть подклета, включая 2 вост. столба (руководитель С. А. Беляев оставил графический план работ без комментариев и депаспортизованную коллекцию сосудов для елея в основном, видимо, из погребений). При этом были восстановлены гробницы священнослужителей и настоятелей обители (в т. ч. определено погребение еп. Порфирия (Успенского)), представителей знати и дворянских родов (Новосильцовы, князья Дашковы, Оболенские, царевичи и князья Сибирские и др.). Отчет по работам не был представлен, артефакты изучались выборочно, антропологическая экспертиза не проводилась. В ходе работы трудников была вскрыта сев. часть усыпальницы.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

«Любая попытка управлять человеком, которая не исходит добровольно от человека, губительна для человека, более того, она опровергает самоё себя. Будьте осторожны, когда позволяете подчинять себя, и будьте осторожны, навязывая своё влияние – вы рискуете погубить другого человека. Полагайтесь на собственный ум, сами управляйте и телом и душой, помните, пока вы не выздоровеете, ничья чужая воля не поможет вам, избегайте всякого, как бы он ни был добр и велик, кто потребует от вас слепой веры. ... Остерегайтесь всего, что лишает вас свободы» 930 . 834 См.: Письма Махатм. Самара, 1998 С. 5–9 (предисловие Е. И. Рерих), а также книги Агни Йоги, по которым рассеяны сведения о Махатмах и их Гималайском Братстве. 842 Рерих Е. И. Письма в Америку в 4-х т. Т. 4. 1923–1952. М., 1999. С. 450. Письмо от 12 сентября 1952. 845 Фосдик 3. Г. Мои Учителя. Встречи с Рерихами. (По страницам дневника: 1922–1934). М., 1998. Запись от 13 января 1923. С. 153. 850 Яловенко Антон Фёдорович (1884–1956), получил медицинское образование в Харькове (1911 г.) и затем (до 1933 г.) работал врачом в генконсульстве России (СССР) в Кашгаре (Китайский Туркестан). С Рерихами познакомился в 1926 г. во время проезда их экспедиции через Кашгар. В 1936–1947 гг. домашний врач Рерихов и затем управляющий их поместья в Наггаре (Кулу). Более подробно о нём см.: Крылов П. Доктор Яловенко//Дельфис. Независимый рериховский журнал. 1999. (20). С. 132–135. 851 МИД. Фонд консульского управления. Оп. 9. Пор. Пап. 860. Л. 7 (Авто­биография А. Ф. Яловенко, машинопись). 854 Розенбах П. О душевных расстройствах эпилептиков. Пробная лекция. Отдель­ный оттиск из Вестника клинической и судебной психиатрии и невропатологии. Вып. 1. СПб., 1885. С. 18. 855 Дневник Э. Лихтман находится в семейном архиве её американских друзей, имена которых не могут быть названы. 856 Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психоте­рапии. М., 1993. С. 333. 858 Бортникова С. М., Зубахина Т. В. Нервные и психические болезни. Изд. 5-е. Ростов-на-Дону, 2006. С. 284–285.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/gimalajs...

3395 В. К. Памяти профессора H. H. Глубоковского//Голос Литовской Православной Епархии. 1937. 7–8. С. 73. 3399 Глубоковский напоминал, что светская школа выделилась из духовной «путем постепенного обособления и, если теперь забывает, закрывает глаза и отвергает такое свое происхождение, то платится за это принципиальною шаткостью и частыми расстройствами, так как без религиозно-этического фундамента знание бывает столько же опасным и вредным, сколько при нем спасительным и плодотворным» (Глубоковский H. H. Об организации школьного пастырского приготовления... С. 29). 3401 Глаголев С. С. Бессмертие прошедшего (принцип сохранения явлений)//БВ. 1903. 2. С. 194, 220. В качестве примера Глаголев в своей речи, произнесенной на годичном акте МДА 1 окт. 1902 г., указывал студентам на то, что до ν» в созвездии Дракона свет доходит от Земли через 10 лет. «Лучи солнечного света, 10 лет назад падавшие в этот день в эту залу, отразились от находившихся здесь лиц и предметов и понеслись в мировое пространство, и вот часть этих лучей сегодня достигает ν» Дракона. Это значит, что если бы у обитателей этой звезды были столь совершенные телескопы, что они могли видеть в них сцены нашей домашней жизни, то они увидели бы Московскую академию в том виде, какой она имела в 1892 году, и они были бы созерцателями сцены академического акта этого года» (Там же. С. 196–197). 3403 Там же. С. 212. По его мнению, лгущий человек представляет собой ненормальное явление, его психологическое раздвоение «неизбежно влечет за собой физическое», что также отражают световые лучи: «каждое лгущее сердце вечными буквами пишет на вечном небесном покрове: я лгу, лгу, лгу...» (Там же. С. 213). 3410 РГИА. Ф. 834. Оп. 4. 1067. Л. 63 (Глубоковский H. H. Слово на неделю Воздвижения. 4 курс МДА. 15 сент. 1887 г.). 3412 Сидоров А. В. В. В. Болотов – ученый и человек//Болотов В. В. Собрание церковно-исторических трудов. Т. 1. М., 1999. С. XVIII. Одною из первых работ по изучению дореволюционной церковно-исторической науки была статья иеромонаха (впоследствии игумена) Иннокентия (Павлова): СПбДА как церковно-историческая школа//Богословские труды: Сб., посвящ. 175-летию Ленинградской духовной академии. М., 1986. С. 211–268. См. также: Бычков С. П. Церковно-академическая среда в начале XX века. Трансформация ценностей//Мир историка. XX век. М., 2002. С. 54–68; Мельков А. Развитие церковно-исторической науки в России до начала XX века//ЖМП. 2003. 2. С. 70–75 и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

Вставали очень рано, многие уже в 5 часов утра ходили по дорожкам заднего семинарского сада, находившегося между семинарским корпусом и каменной стеной губернаторского дома. Сад этот был большом в нем росли липы, было немного и березы. Многие семинаристы, как птицы, устраивали свои гнезда на деревьях и урчание их разносилось по всему саду» (Там же. Л. 72 об. –73). 216 Там же. Л. 61 об. Прочитав во время пребывания в Вологде в начале 1920 г. эти воспоминания, Глубоковский сделал 18/5 марта 1920 г. следующую запись: «Прекрасные «Воспоминания», которые прочитал с глубоким и захватывающим интересом. В период великих физических страданий и чрезвычайных душевных мучений, державших меня на границе крайнего отчаяния, я находил в них ободряющую опору и возрождающее вдохновение, снова чувствовал себя человеком, способным жить и работать ради истины и во имя правды. Настоящие «Воспоминания», написанные с такою увлекательною художественною простотой, это – сама жизнь, одухотворенная высшими стремлениями и согретая любовью, которая все животворит собою» (Там же. На отдельном листе). 217 По всей вероятности, Глубоковский забрал свои работы из архива семинарии во время командировки в Вологду в 1920 г. и тогда же вывез, передав затем на хранение К. Я. Здравомыслову , бывшему начальнику Архива и Библиотеки Синода, под началом которого тогда служил. В настоящее время они хранятся среди рукописей Синода (РГИА. Ф. 834. Оп. 4. 1067, 1068). 219 «Такой порядок учения был раньше, а теперь совсем не то стало; теперь начало учения хоть не сладко, но и не так горько. Теперь обращают внимание не столько на буквальность, что было раньше, сколько на содержание, с понятием изложенное своими словами, и стараются развить душевные и даже телесные силы учащихся, а особенно рассудок их так, чтобы они могли самостоятельно и правильно рассудить о каком угодно предмете . Плоды такого учения сладки и потому, что они доставляют образованным людям почетное место, [они] везде будут уважаемы за полезную службу отечеству и потому будут жить в благосостоянии...» (РГИА.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

860 Имеется в виду Мехмед Рауф-Паша – губернатор Иерусалима с июня 1877 г. до апреля 1889 г. Его сменил на этом посту Решад-Паша (апрель 1889 – октябрь 1890). 861 Возможно, автором письма является Нейдгардт Алексей Борисович (1863–1918), в 1889–1917 г.г. – почетный мировой судья Княгининского уезда Нижегородской губернии. С 1890 г. – земский начальник там же. В 1906–1917 г.г. – член Государственного Совета. 863 Библиотека и ныне принадлежит Русской Духовной Миссии в Иерусалиме. Ее опись была составлена специально командированным в 1900 г. в Палестину профессором Московской Духовной Академии В.Н. Мышцыным . Опись хранится в РГИА, в С.-Петербурге, в собрании Св. Синода (ф. 834, оп. 4, ед. хр. 1240). 864 Неточность завещателя. Акт об учреждении вакуфа датируется 12 сентября 1889 г. См. выше документ 485. 865 Большое число рукописей из своей коллекции о. Антонин еще при жизни пожертвовал в различные научные учреждения России – более всего в КДА (Петров Н.И. Описание рукописей церковно-археологического музея при Киевской Духовной Академии. Вып.1. Киев, 1875; Вып. 2. 1877; вып. 3. 1879; Он же. Указатель церковно-археологического музея при Киевской Духовной Академии. 2 изд., испр. и доп. Киев. 1897). Что касается другой части собрания, которой посвящен комментируемый пункт в «Духовном завещании», эти рукописи в 1898–1899 гг. были доставлены в Петербург. См.: Отчет Имп. Публичной библиотеки за 1899 год. СПб., 1903. С. 6–29 (греческие рукописи), 29–89 (славянские и восточные рукописи). Об истории приобретения отдельных памятников: Фонкич Б.Л. Антонин Капустин как собиратель греческих рукописей//Древнерусское искусство. Рукописная книга. Сб. 3. М., 1983. С. 368–379; Приложение. Греческие рукописи, принадлежавшие Антонину Капустину //Там же. С. 375–379 (описаны 94 рукописи). См. также: Дмитриевский А.А. Наши коллекционеры рукописей и старопечатных книг профессор В.И. Григорович, епископ Порфирий (Успенский) и архимандрит Антонин (Капустин) /Публ. с комм. Ф.Б. Полякова и Б.Л. Фонкича //Byzantinorussica. 1994. Т. 1. С. 165–197.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

490 Антонин вел дневник, начиная с 1832 года (РГИА. Собрание Св. Синода. Ф. 834, оп. 4, ед. хр. 1118–1132). Как следует из документов, после кончины архимандрита (24 марта 1894 г.) его личный архив привлек внимание высшего церковного и светского начальства (см. письмо С.В. Арсеньева к обер-прокурору Св. Синода К.П. Победоносцеву от 3 апреля 1894 г.). Победоносцев обратился за отзывом к секретарю Императорского Православного Палестинского Общества В.Н. Хитрово , много лет знавшему Антонина. На основании полученного отзыва, обер-прокурор затребовал личные бумаги архимандрита Антонина в Св. Синод. В результате дневник поступил на хранение в библиотеку Св. Синода с указанием, будто по завещанию о. Антонина публиковать его можно не ранее, чем через 40 лет. Но в завещании Антонина дневник не упоминается и не содержится каких-либо указаний о частных письмах и бумагах. Таким образом, легенда о «завещании» печатать дневник «через 40 лет» или «50 лет» есть плод совместной заботы Хитрово и Победоносцева. 491 Вопреки предложению В.Н. Хитрово , недвижимости архимандрита Антонина остались, как были при жизни, в составе основанного им вакуфа (см. ниже в настоящем томе: часть 2, раздел 1. Наследие архимандрита Антонина (Капустина)) , что и сохранило их в качестве российской собственности до наших дней. Их нельзя было продать, как государственную собственность, как сделали с последней в 1964 г. 492 Сандрецкий (Sandretzki) Макс – многолетний врач о. Антонина, их знакомство относится к 1868 г. «Познакомился с новым доктором г. Сандрецким, немцем, говорящим по-гречески» (Дневник Антонина, 7 октября 1868). В 1872–1899 гг. возглавлял первую в Иерусалиме педиатрическую больницу, основанную и содержавшуюся на средства герцога Фридриха Мекленбург-Шверинского (посетившего Иерусалим с супругой Марией в 1872 г.). Больница с квартирой врача находилась неподалеку от Русской Духовной Миссии. 24 марта 1894 г. выписал свидетельство о смерти о. Антонина. Покончил с собой в 1899 г., похоронен на Протестантском кладбище на горе Сион.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

255 РГИА. Ф. 834. Оп. 4. 1094. В воспоминаниях Н. А. Ильинского мы читаем: «Год обучения в III кл. был годом, полным тревог. Постоянные покушения на жизнь Государя чрезвычайно всех волновали. Слухи носились самые чудовищные. В городе часто разбрасывались прокламации, попадавшие иногда и к нам. В некоторых учениках они находили сочувствие, но таких учеников было очень немного. В то время наша семинария продолжала еще находиться под опалой и семинаристы, которым воспрещен был доступ в высшие учебные заведения, с крайнею осторожностью занимались чтением нелегальной литературы. За тем, что читали ученики, в то время следили строго и беспощадно преследовали тех, у кого находили что-ниб[удь] нелегальное. А нелегальными в то время считались, помимо подпольной литературы, произведения Тургенева, Некрасова, Белинского, Писарева, Добролюбова, из журналов особенно вредным считался журнал «Дело». (Воспоминания Н. А. Ильинского. Л. 58). 256 Опубл.: С.-Петербургские ЕВ. Вып. 35–36. 2008. С. 163–167. Подготовка текста Т. А. Богдановой. 261 Празднование дня Священного Коронования Их Императорских Величеств в Вологодской духовной семинарии и в Вологодском духовном училище//Вологодские ЕВ. 1883. 12, 15 июня. С. 218–222. 262 Об учреждении викариатства в Великом Устюге//Московские ведомости. 1883. 290, 19 окт. Этой теме Глубоковский посвятил впоследствии еще две заметки: «Из Вологды» (Там же. 1884. 1, 1 янв.) и «Из Великого Устюга. Необходимость учреждения Великоустюгской епархии» (Там же. 1885. 304, 3 нояб. С. 3). Все они написаны по указаниям о. П. Л. Лосева на основе исторических материалов, взятых им у Н. С. Суворова . Заметки эти переданы были члену Учебного Комитета при Св. Синоде И. К. Зинченко, в свою очередь представившему их К. П. Победоносцеву . Великоустюжское викариатство Вологодской епархии учреждено 30 янв. 1888 г. Но, по словам Глубоковского, «викариатство – это оказалось далеко не то, что все желали», о «выяснившихся неудобствах» он впоследствии вынужден был говорить в Предсоборном Присутствии (ЦДА. Ф. 1442 к. 2. Л. 8).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Glubok...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010