Свт. Николай Чудотворец. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца Каснициса. 60–80-е гг. XII в. Свт. Николай Чудотворец. Роспись ц. свт. Николая Чудотворца Каснициса. 60–80-е гг. XII в. Росписи наоса и нартекса выполнены в едином стиле, с одними и теми же характерными приемами и типажами. В целом в композициях доминирует спокойный ритм, в чем сказывается классическая выучка мастеров. Стройные пропорции фигур, благородные, одухотворенные лица, роскошные одежды святых и богатые доспехи воинов - все это подчеркивает аристократический характер ансамбля. Однако во мн. сценах появляются беспокойные мотивы «динамического» стиля. В нек-рых сценах ощущение энергичности движения усиливается с помощью волнистых изгибов драпировок, нагнетающих драматизм (напр., в композиции «Встреча Пресв. Богородицы с прав. Елисаветой»). Контрастная моделировка одежд с яркими светами придает им выпуклость, однако ткани выглядят жесткими. В такой же манере трактованы лики - с холодной темной подкладкой и резкими высветлениями, дающими рельефность. При этом гибкие линии обрисовывают черты лица, выделяют морщины, часто неестественно правильных, слегка стилизованных форм. Характерными криволинейными мазками переданы румяна на щеках. Взгляд и выражение лиц наделены внутренней подвижностью. Все это придает образам большую экспрессивность, внешняя напряженность и активность отражают интенсивность духовного переживания. Росписи ц. свт. Николая Чудотворца принадлежат к тому же времени и художественному направлению, что и росписи ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (1164). Хотя Никифор Касницис занимал более низкое общественное положение, чем ктитор Нерези Алексей Комнин Ангел, и работавшие по его заказу художники уступали великолепным мастерам росписи ц. вмч. Пантелеимона, тем не менее это родственные явления. Живопись обоих ансамблей исполнена в утонченной линеарной манере с элементами «динамического» стиля. Во многом стиль и техника фресок ц. свт. Николая Чудотворца близки к манере художника А из храма св. Бессребреников, хотя живопись последнего представляет более продвинутый вариант «динамического» стиля.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Лука Елладский, прп. - житие Преподобный Лука Елладский был родом из греческого селения Кастории. Сын бедных земледельцев, преподобный с детства много трудился, работал в поле, пас овец. Он был в полном послушании у родителей и очень воздержан в пище. Часто он раздавал нищим всю свою еду и одежду, за что терпел упреки от родителей. Однажды он отдал нищим почти все семена, которые должен был посеять на своем поле, но Господь вознаградил его за милостыню: урожай был собран больше прежних. Еще юношей он много и усердно молился. Его мать не однажды видела его стоящим во время молитвы не на земле, а на воздухе. После смерти отца он тайно от матери ушел в Афины, где принял в монастыре постриг в иноческий чин. Но по молитве матери, которая очень тосковала о нем, Господь чудесным образом вернул его в отчий дом. Там он прожил всего четыре месяца и, утешив свою мать, уже с ее благословения удалился в уединенное место на Иоаннову гору, где была церковь во имя святых бессребреников Космы и Дамиана, в которой он и подвизался в непрестанной молитве и посте. Там он принял монашеское пострижение от старцев-паломников. После этого святой Лука усугубил свои подвиги, за что Господь удостоил его дара прозрения. После семилетнего пребывания на Иоанновой горе преподобный из-за нашествия болгарских войск удалился в Коринф. Услышав о подвигах некоего столпника в Патрах, он отправился к нему и 10 лет служил подвижнику со смирением и покорностью. Затем святой снова возвратился на родину и опять стал подвизаться на Иоанновой горе. Стекавшиеся туда во множестве люди нарушали его безмолвие, и преподобный Лука с благословения старца Феофилакта со своим учеником удалился в еще более пустынное место Калавие, откуда через три года из-за нашествия арабов переселился на пустынный и безводный остров Ампиль. Последним местом его подвигов стал Стирий (Сотерие). Здесь к преподобному собралась братия, и возник небольшой монастырь, церковь которого была освящена во имя святой великомученицы Варвары. Пребывая в обители, преподобный творил многие чудеса, исцеляя болезни душевные и телесные. Предвидя свою кончину, святой затворился в келлии и три месяца готовился к исходу. На вопрос, где его похоронить, преподобный ответил: " Бросьте тело мое на съедение зверям " . Когда же братия просила его изменить завещание, он велел похоронить тело на том же месте, где он лежит. Со словами: " В руки Твои, Господи, предаю дух мой! " - преподобный Лука почил о Господе 7 февраля 946 года. Впоследствии на месте его погребения была воздвигнута церковь, а от его святых мощей истекало миро и происходили многие исцеления. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Лука Елладский, прп. " .

http://pravicon.com/info-2800

Прор. Илия. Роспись кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи. XIV в. Прор. Илия. Роспись кафоликона мон-ря св. Иоанна Предтечи. XIV в. А. Страти датирует эти фрески 1319 г. и указывает на их сходство с росписями кафоликона мон-ря Хиландар (1320/21), к-рые А. Цитуриду и Е. Цигаридас связывают с фресками ц. Николая Орфаноса, а С. Пеликанидис и Д. Мурики - с храмом Воскресения Христова в Веррии , расписанным Георгием Каллиергом. Страти считает, что тесные связи И. П. м. и Хиландара в нач. XIV в., на к-рые указывают 2 хрисовула императоров Андроника II и Андроника III (1321), делают вполне вероятным участие одного и того же художника или мастерской в росписях этих мон-рей. Кроме того, по мнению Страти, к рассматриваемым нами фрескам близки по стилю росписи ц. вмч. Георгия в сел. Оморфоклисья близ Кастории 1-й четв. XIV в. Ко 2-й фазе росписей внутреннего экзонартекса относятся надпортальный образ Христа Великого Архиерея (в крещатой ризе, без митры) с эпитетом «Антифонит» и св. Иоанн Предтеча и Богоматерь «Кехаритомени» по обеим сторонам входа в нартекс. Над относящимися к 1-й фазе росписей «40 Севастийскими мучениками» был помещен «Спас Недреманное Око», а над ним - «Пятидесятница». На вост. стене внутреннего экзонартекса также изображены прав. Иаков, прор. Исаия и «Мученичество сщмч. Игнатия Богоносца»; на юж. стене - прор. Илия; на сев. стене - св. бессребреник Дамиан, преподобные Зосима и Мария Египетская, арх. Гавриил с прп. Пахомием. В пятах свода и в арках, которые их разделяют, представлены циклы жития св. Иоанна Предтечи, чудеса Христа и сцена «Христос, учащий апостолов после Тайной вечери»; над глухими арками и лопатками зап. стены - образы святых: преподобных Макария Римского, Иоанна Колова, Сисоя, Аммона, Макария Египетского, Макария Александрийского, Герасима Иорданского, эфиоп. царя блж. Елезвоя, прп. Стефана Савваита (Агиополита), свт. Николая Чудотворца. Изображение тронной Богородицы «Перивлепты» с Младенцем с предстоящими Иоанном Предтечей и Иоанном Богословом в люнете над входом в макринарикион на юж. торцевой стене внутреннего экзонартекса Страти относит к 1319 г., а Кирьякудис - к 1359 г. К подножию трона припадает заказчик композиции - мон. Феодот.

http://pravenc.ru/text/577916.html

Ист. и лит.: Служебник. СПб., 19056; Требник: В 2 ч. М., 1915. Ч. 1; Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней св. Димитрия Ростовского/Изд. Введенской Оптиной Пустыни. М., 1992-1997; Минея (МП): Сент.-авг. М., 1978-1989; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1-3. Игум. Андроник (Трубачёв) Иконография Б. изображаются в хитонах и гиматиях (одно из ранних изображений - мозаика купола ц. вмч. Георгия в Фессалонике V в., где представлены мученики Косма и Дамиан в длинных светлых одеяниях, в позах орантов на фоне архитектуры), иногда с лентой, похожей на орарь (вмч. Пантелеимон, каменная резная икона, XII в. (Музей истории искусств в Вене), святые Косма и Дамиан - ц. св. Иоанна Предтечи в Задаре (Хорватия), нач. XIII в.), со специфическим медицинским атрибутом - красной сумкой у пояса (ап. Лука - катакомбы Комодиллы, VII в.; святые Косма и Дамиан - ц. святых Космы и Дамиана в Риме, 526-530, и на миниатюре из Минология Василия II (Vat. Gr. 1613, 976-1025 гг.- сумка в Божественной деснице)), в руках, как правило, держат завершающиеся иногда крестиком кисточку, лжицу или палочку для елея, или хирургические инструменты, футляр для сосуда с маслом или ларец (святые Кир, Пантелеимон, Косма и Дамиан - ц. Санта-Мария Антиква в Риме, VIII в.). Б. могут изображаться как мученики с крестом в руке (св. Диомид - Пала д " Оро, XI в. (Собор Сан-Марко в Венеции)), или с венцом (святые Косма и Дамиан держат венцы в руках - ц. святых Космы и Дамиана в Риме; Христос венчает святых Б.- ц. св. Врачей в Кастории, кон. XII в.), или со свитком в руке. Вмч. Пантелеимон. Икона из кафоликона Свято - Пантелеимоновая мон-ря на афоне. Фотография. 2000г. Вмч. Пантелеимон. Икона из кафоликона Свято - Пантелеимоновая мон-ря на афоне. Фотография. 2000г. В священнических одеждах с Евангелием в руках изображаются: сщмч. Ермолай Никомидийский (Пала д " Оро, фрески Каппадокии: Киличлер-килисе, X в., Саклы-килисе, XI в.), прп. Сампсон Странноприимец (лицевая минея, XI в., ГИМ. Gr. 9), сщмч.

http://pravenc.ru/text/149067.html

Росписи 2-го слоя покрывают весь храм. Стены разделены на 3 зоны. В верхней помещаются фигуры пророков, в средней изображения двунадесятых праздников и др. евангельских сюжетов, в нижней - святых. Довольно своеобразна декорация алтарной части. В щипце триумфальной арки помещен полуфигурный Деисус, ниже - «Благовещение Пресв. Богородицы», между 2 зонами - Ветхий денми в полусфере, в своде вимы - «Этимасия» и архангелы, во лбу арки над конхой - Христос Еммануил, в конхе - Богоматерь на троне с Младенцем и предстоящими ангелами, ниже - «Поклонение Жертве». На узких участках вост. стены по сторонам образа Богоматери в апсиде представлены в молитвенных позах бессребреники Косма и Дамиан, которым посвящен храм. Др. изображение бессребреников Космы и Дамиана, на головы к-рых возлагает венцы Иисус Христос, оформлено как храмовый образ рельефной 3-лопастной аркой и находится на вост. откосе прохода в юж. неф. Евангельский цикл занимает средний регистр росписей наоса, он начинается с «Благовещения Пресв. Богородицы», повторенного в вост. части юж. стены, и заканчивается в нартексе композициями «Вознесение Господне» и «Пятидесятница», к-рые находятся в своде центральной части. Кроме того, в нартексе размещаются неск. новозаветных и ветхозаветных сюжетов, в т. ч. редких (Христос и ап. Нафанаил, Христос и грешница (Ин 8. 1-11)). Нижние части стен и софиты арок в нартексе отведены для изображений святых в рост и погрудно, в обрамлениях, напоминающих иконы. Возможно, росписи нартекса повторяют программу фресок 1-го слоя. В юж. нефе изображены чудеса Христовы, чудо арх. Михаила в Хонех и неск. фигур преподобных. Вероятно, в обвалившемся своде помещались также сцены жития святых Космы и Дамиана. Сев. неф в основном посвящен житийному циклу вмч. Георгия Победоносца. В его вост. части размещен Деисус с образом Христа Еммануила в конхе и предстоящими по сторонам Пресв. Богородицей и св. Иоанном Предтечей. В боковых нефах находятся портреты ктиторов, по заказу которых были осуществлены обновление и 2-я роспись храма.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

160 Grabar A. L’art byzantin du Moyen Âge... P. 24 ; Лурье В. М., Медведев И. П. Примечание 47// Мейендорф И. Ф. Жизнь и труды... С. 124–125, К подобным выводам приходят и специалисты более широкого профиля по истории Восточной Европы – например, Д. Д. Оболенский. См. его кн.: Оболенский Д. Византийское Содружество Наций. Шесть византийских портретов. М., 1998. С. 385–386 (солидарен с мнением Грабара, Алпатова, Лазарева, Бакаловой, Лурье и др.). 161 Rigo A. La canonizzazione... P. 172–176; Todi В. Apparition de nouveaux saints dans l’art monumental du Mont Athos au XIV e siècle//XX e Congrès International... Pré-actes. Vol. 1. P. 146–148, spéc. 147. В этих работах внимание историка идей привлекают, среди прочего, публикация и комментарий надписей, которыми сопровождается изображение Паламы в диакониконе церкви Трех святых в Кастории (ок. 1400/1401) и в часовне Святых бессребреников Ватопедского монастыря на Афоне (ок. 1371–1400). В этих надписях Палама именуется «новым Златоустом». В последнем случае это подчеркнуто и иконографически: св. Григорий Палама изображен в профиль рядом с великим святым. Для историка гомилетики это волнующий факт, показывающий, что и сами византийцы сопоставляли творения величайшего проповедника века XIV с величайшим христианским проповедником вообще, олицетворением христианской проповеди и наставления par excellence. См. также объяснение указанному факту у Тодича (Todi В. Apparition... Р. 147). Интенсификация такого рода исследований поможет в будущем проложить надежные мосты между сферой духовной истории (включая патрологию) и искусствоведением, что послужит к выгоде и взаимному обогащению обеих областей нашего знания о прошлом. 162 Семоглу А. Воскресающий Моисей. О редкой иконографической особенности сцены «Преображения» в настенной монастырской живописи Северо-Западной Греции XVI века. Исследование русского влияния//ВВ. 2001. Т. 60 (85). С. 174–177. 163 Удачным примером прояснения того, как влияли богословские идеи и политические симпатии Иоанна Кантакузина на иконографию и оформление миниатюр заказанной им рукописи Paris, gr. 1242, может послужить исследование П. Гурана: Guran P. Jean VI Cantacuzène, l’hésychasme et l’empire... P. 73–121.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

К IX в. в К-поле уже была сформирована традиция почитания 3 пар К. и Д. Патриарх К-польский свт. Мефодий I (843-847) четко их разделяет (BHG, N 377а). Описание 3 пар святых присутствует в Минологии Василия II (см. ст. Василия II Минологий ) и в Синаксаре К-польской ц. (кон. X в.). Соответственно и посвящения храмов в К-поле в то время соотносились с разными днями памяти святых. В Космидионе почитались К. и Д. Римские (пам. 1 июля). В церкви, построенной в 569/70 г. Юстином II и его женой Софией в квартале Василиска, почитались К. и Д. Асийские (пам. 1 нояб.). Точно неизвестно, где почитались К. и Д. Аравийские (пам. 17 окт.), возможно в древнейшей церкви К-поля, посвященной К. и Д., в квартале Зевгма, построенной архиеп. К-польским свт. Проклом (434-447). В К-поле храмы и мон-ри во имя К. и Д. строились императорами и в последующие века (подробнее см.: Janin. Églises et monastères. 1953. P. 295-300). Рус. паломник Антоний Новгородец (1200), побывавший в К-поле, сообщает о нетленных «главах и мощах» К. и Д., покоившихся в лавре их имени (вероятно, Космидион) (Книга Паломник. С. 28, 60, 87). В Сирийской Церкви память К. и Д. отмечена под 1 нояб., 1 июля и 14, 16, 17 июня. В Коптской Церкви - под 16 июня. В Александрийской Церкви ко всем предыдущим датам добавлено 18 нояб. Календарь 3-й четв. X в. из Иерусалима и монастыря св. Саввы сохранил дополнительные дни памяти: 4 марта, 1 и 19 июля, 17, 25 и 27 окт., 1 и 29 нояб. Календарь IX в., географически близкий к Фереману, указывает память 16 июня, 6 апр., 7 июля, 14 авг. и 12 окт. ( Luongo. 1997. P. 67-70; Esbroeck. 1975. P. 61-77, 72-73). И. Делеэ связывает такое количество дней памяти c необычайно быстрым распространением почитания святых, а также, возможно, с установлением дней особой памяти в честь перенесения мощей и посвящения храмов ( Delehaye H. Les légendes hagiographiques. Brux., 1955. P. 117-118). Мнение Дойбнера, что культ К. и Д. заместил в народном сознании языческое почитание братьев Диоскуров - Кастора и Полидевка (Поллукса), следует считать не вполне доказанным. Широкое почитание К. и Д. связано прежде всего с их профессией, поэтому они наравне с вмч. Пантелеимоном (Панталеоном) и мучениками-бессребрениками Киром и Иоанном стали главными покровителями медицины в Византии и слав. странах и святыми, к к-рым обращаются за исцелением.

http://pravenc.ru/text/2458823.html

св. Стефана, X в., в ц. св. Бессребреников, кон. XII в.,- обе в Кастории, Греция); вблизи алтаря (в ряде каппадокийских храмов, напр. в Нов. Токалы-килисе, кон. X в., в Каранлык-килисе, XI в., в капеллах 21 и 28, 2-я пол. XI в.,- все в Гёреме; в ц. св. Варвары в Соганлы, XI в.); на стенах нартекса (в кафоликоне мон-ря Осиос Лукас, 30-е гг. XI в.); в зап. частях наоса (в ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари, Кипр, 1105/06; в нефе «Енклистры» мон-ря прп. Неофита в Пафосе, Кипр, 1183; в Боянской ц., Болгария, 1259; в ц. Вознесения в Милешеве, Сербия, до 1228; в ц. прп. Ахиллия, еп. Лариссы, в Арилье, Сербия, 1296; в ц. св. Никиты в Чучере, Македония, до 1316; в ц. праведных Иоакима и Анны (Кралева) в мон-ре Студеница, Сербия, 1314; в ц. вмч. Георгия в Старо-Нагоричино, Македония, 1317-1318; в ц. Успения Пресв. Богородицы мон-ря Грачаница, Косово и Метохия, ок. 1320; в ц. арх. Михаила мон-ря в Леснове, Македония, 1347-1348; в ц. св. Николая в Псаче, Македония, ок. 1365-1371). Этот тип изображения встречается также на иконах, напр. на иконе в мон-ре вмц. Екатерины на Синае, XV в. Вариант этой иконографии - св. Константин и Е. в молении Кресту. Такой тип изображения встречается на ставротеках, где фигуры св. Константина и Е. расположены по сторонам вложенной в ставротеку частицы древа Креста Господня (напр., ставротека, XII в., сокровищница собора в Эстергоме, Венгрия; ставротека, XIII в., Архангельский обл. краеведческий музей; триптих со ставротекой и сценами обретения Животворящего Креста Господня, XII в., б-ка Пирпонта Моргана, Нью-Йорк). Изображение Е. включается в состав довольно редко встречающегося житийного цикла св. Константина. Уникален по составу сюжетов цикл, представленный в росписи ц. св. Константина в Пиргос-Монофациу на о-ве Крит, 1314-1315 гг.: среди сцен в юж. нефе - конные изображения Е. и Констанция I Хлора, позади к-рого сидит отрок Константин. Фрагментарно сохранился фресковый цикл в ц. святых Константина и Е. в Охриде, Македония, XV в. ( Suboti G.

http://pravenc.ru/text/189737.html

2009. Σ. 23-40). Изучение монументальных росписей этого времени показывает, что в их иконографических программах место и контекст образа П. не были строго определены. Так, на фресках ц. Панагии Халкеон в Фессалонике (1028) великомученик входит в состав группы св. врачей, представленных в алтарном пространстве ( Tsitouridou. 1985. P. 44). На мозаиках мон-ря Осиос Лукас (30-40-е гг. XI в.) он обособлен от др. св. целителей, изображения к-рых сосредоточены в нартексе, будучи показанным в юж. рукаве наоса, напротив образа Богоматери ( Chatzidakis. 1997. Fig. 9. N 107; 33); не исключено, что 2-й образ П., ныне фигурирующий в росписях XIX в., заполняющих утраты в мозаичной декорации нартекса, входил в программу этого помещения с самого начала (Ibid. Fig. 9. N 161). На мозаиках мон-ря Неа-Мони (1049-1055) П. можно видеть в одном из парусов купола над нартексом, где он вместе с др. святыми (не целителями) формирует окружение центрального образа Богоматери ( Mouriki. 1985. P. 151-152. Fig. 4. Pl. 71, 217). Памятники комниновского периода и 1-й пол. XIII в. продолжают демонстрировать существенное разнообразие в выборе места и контекста для образа великомученика. Так, в росписях церкви-костницы Бачковского мон-ря в Болгарии (кон. XI или нач. XII в.) П. и фланкирующие его святые Косма и Дамиан находятся под композицией «Оплакивание» и непосредственно над погребальной нишей в центре сев. стены (The Ossuary. 2003. Fig. 74). В храмах св. Пантелеимона в Нерези (1164; Sinkevic. 2000. Fig. 34; Bard ieva-Trajkovska. 2004. Il. 6) и в Визариано на Крите (нач. XIII в.; Skawran. 1982. Cat. 69) образ святого, написанный на зап. грани юго-вост. столба и заключенный в резную раму, является частью алтарной преграды. В ц. свт. Николая Каснициса в Кастории группа св. бессребреников, включая П., находится на зап. стене ( Pelekanidis, Chatzidakis. 1985. P. 52. N 28-33). На фресках ц. Панагии Крина на Хиосе (1197) П. показан регистром ниже св. Ермолая в вост. части сев. стены, непосредственно у входа в жертвенник, тогда как 2 др.

http://pravenc.ru/text/2578844.html

Во время вечернего богослужения в храме их, когда, по обычаю, пето было Трисвятое, внезапно глухая услышала поющих и, доселе немая, с поющими начала петь Трисвятое. Пораженная необыкновенным чудом, она громогласно исповедала величие Божие, явленное чрез святых бессребреников. Святые бессребреники совершали чудеса и в странах языческих. Случилось одному эллину, поклоннику Кастора и Поллукса (боги языческие), впасть в тяжкий, невыносимый недуг. Друзья его советовали ему идти в храм святых бессребреников Космы и Дамиана. Больной послушался. Здесь, видя множество недужных, множество исцелеваемых, он, наконец, и сам убедился в чудодейственной силе врачей и с верою начал просить их о помиловании. Святые, явившись ему оба вместе, сказали: «Друг! Для чего ты пришел к нам? Для чего ты просишь нас! Да и не сам ты пришел к нам, а другими послан. Мы не Кастор и Поллукс, но рабы Христа —бессмертного Царя, именем Косма и Дамиан. Итак, если верою познаешь нашего Владыку, то получишь от Него исцеление». Эллин, страдая нестерпимыми муками, познал Бога Истинного, непрестанно взывал к святым о помиловании и дал обет принять христианскую веру. Святые, провидя чистоту его веры, возложили на него руки и подали совершенное избавление. Исцелевший исполнил обет свой — принял святое крещение. Возвратившись в дом свой совершенно здоровым, он с великою радостью рассказывал всем о чудесах святых бессребреников, о ничтожестве Кастора и Поллукса, о превосходстве учения христианского. Многие из слушателей умилялись и, презрев свою веру, принимали христианство. Некто — любитель народных зрелищ — страдал болезнью в груди. Ни в чем не находя себе облегчения, он, наконец, вынужден был идти в храм святых бессребреников. Святые врачи, видя его усердие, умилосердились над больным. В следующую же ночь они явились ему и повелели выпить одну чашу смолы (пекла). Больной не исполнил их повеления. Святые явились ему во второй раз и к одной чаше прибавили другую. Когда же он и этого не исполнил, явились ему в третий раз и велели ему выпить три чаши.

http://pravicon.com/info-2140

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010