На юж. стене сев. нефа изображены Феодор Лимниот, его супруга Анна Радина (упом. ее девичьей фамилии, очевидно, связано с очень знатным происхождением) и их сын Иоанн, предстоящие перед Богоматерью с Младенцем. Ктиторы представлены в роскошных одеждах и драгоценных украшениях. Надписи с именами ктиторов вскоре после исполнения фресок были переписаны, к изображениям добавлены темные головные уборы, а также дорисована модель церкви в руках у Феодора. Надпись в зап. части сев. нефа, над проходом в нартекс, посвящена вмч. Георгию, «чьи мучения изобразил сначала в своем сердце, а потом в красках» Феодор Лимниот. Рядом представлен вмч. Георгий Победоносец на коне - в иконографии, известной и по др. балканским памятникам XII в., в частности по росписям в Курбинове и снятой со стены фреске мон-ря Джурджеви Ступови (Народный музей (галерея фресок), Белград). В нартексе, над входом в наос, имеется 3-я надпись. Это стихотворное обращение ктитора к св. бессребреникам, к-рым он «подносит в дар обновление и украшение обветшавшей церкви и ждет от них райского блаженства и телесного исцеления для себя, жены и сына». Положение во гроб. Роспись ц. св. Бессребренников в Кастории. 70–80-е гг. XII в. Положение во гроб. Роспись ц. св. Бессребренников в Кастории. 70–80-е гг. XII в. Семья Лимниотов принадлежала к местной касторийской аристократии. Известен др. член этой семьи: мон. Феофил Лимниот с моделью храма изображен в юж. нефе, рядом с огромным образом Христа. Впрочем, возможно, справедливо предположение Е. Кирьякудиса, который считает, что Феофил Лимниот - это тот же Феодор, принявший монашеский постриг. В таком случае становится понятно, почему вскоре после исполнения в сев. нефе ктиторских портретов к ним были добавлены темные головные уборы. Видимо, из этой же семьи происходил живший позднее свящ. Феодор Лимниот, пожертвовавший средства на изображение Пресв. Богородицы в ц. первомч. Стефана. Фрески 2-го слоя ц. св. Бессребреников представляют собой большой и неоднородный ансамбль.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

Γ. Ι. Μαντζαρδη. Αγιον Ορος, 2000. Σ. 113-128; Πσχος Π. Β. Υμνογραφικ στν γιο Γρηγριο Παλαμ//Ibid. Σ. 365-377. Диак. Михаил Желтов Иконография Свт. Григорий Палама. Роспись ц. св. Бессребреников мон-ря Ватопед на Афоне. Ок. 1371 г. Свт. Григорий Палама. Роспись ц. св. Бессребреников мон-ря Ватопед на Афоне. Ок. 1371 г. Первые изображения Г. П. появились после его канонизации в 1368 г. Традиционно святой изображается с короткими темными волосами (иногда с гуменцом) и окладистой бородой средней длины; облачен в крещатую или в позднее время в узорчатую фелонь, омофор; в левой руке держит Евангелие (иногда вместе со свитком), правой благословляет. В поствизант. время известны изображения Г. П. с длинной бородой и в эпанокалиммахоне (головной убор иерархов, имеющих монашеский сан). Вмч. Димитрий и свт. Григорий Палама (?). Рос-пись ц. вмч. Димитрия в Фессалонике. XII и XV вв. Вмч. Димитрий и свт. Григорий Палама (?). Рос-пись ц. вмч. Димитрия в Фессалонике. XII и XV вв. В кафоликоне мон-ря Влатадон в Фессалонике представлены 2 изображения Г. П. Одно из них является самым ранним (между 1360 и 1383): в проходе из наоса в нартекс с сев. стороны юж. столпа изображена полуфигура святого в 3/4-ном развороте вправо, в полиставрии, с нимбом, в руках - раскрытое Евангелие. В росписи юж. придела (кон. XIV - нач. XV в.), в парусах, где вместо традиц. фигур 4 евангелистов - образы 4 богословов, помещено 2-е изображение Г. П. вместе со свт. Григорием Богословом, ап. Иоанном Богословом, прп. Симеоном Новым Богословом (?). В монументальной росписи известны еще 3 изображения Г. П., датированные XIV в.: в парекклисионе кафоликона мон-ря Ватопед (ок. 1371) - образ святителя сопровождает надпись: «Преосвященный архиепископ Фессалоникийский Григорий и новый Златоустый, чудотворец»; в росписи ц. св. Гурия, Самона и Авива (Трех святых) в Кастории (3-я четв. XIV в.) - Г. П. изображен в диаконнике вместе с архидиак. Евплом, надпись та же, что и в мон-ре Ватопед; на 1-м столпе юж. колоннады центрального нефа базилики вмч. Димитрия в Фессалонике сохранились изображения св. Иоасафа и маленькой фигурки Г. П. (предположительно) в 3/4-ном развороте, с кадилом в правой руке и Евангелием, прижатым к груди,- в левой (1360-1380). Образ Г. П. встречается в росписи афонских мон-рей: в соборе мон-ря Ксиропотам (XVI в.), в парекклисионе мон-ря прп. Дионисия (XVI в.), в парекклисионе свт. Николая в мон-ре Хиландар (1667).

http://pravenc.ru/text/168057.html

Композиция поражает не только совершенством художественного решения, но и богатством богословского содержания. В период с XII по XIV век многие храмы Малой Азии, Греции, Кипра, Македонии, Сербии и других стран были украшены фресками. Богатейшее собрание фресок сохранилось в нескольких храмах греческого города Касторья (провинция Западная Македония). Особым богатством внутреннего убранства отличаются храмы Святителя Николая Казницы, Святых бессребреников Космы и Дамиана и Панагии Мавриотиссы. Храм Святителя Николая был расписан в 1160–1180 годах; преобладают евангельские сюжеты, а также сцены из жизни святителя; на одной из фресок изображены строитель храма Никифор Казницис и его жена Анна, держащие макет храма. В похожем стиле был около 1180 года расписан храм Святых бессребреников. Глубокой выразительностью отличается композиция «Оплакивание Христа» (широко распространенный сюжет в живописи византийских храмов). Внутренняя сдержанность присутствует в лицах великомучеников, чьи изображения украшают стены храма. В росписи обоих храмов преобладает стремление к реализму и экспрессии; лики тщательно прописаны, позы пластичны и выразительны; рисунок точен и графичен. Стиль росписей храма Панагии Мавриотиссы, датируемых началом XIII века, несколько иной: в фигурах не всегда соблюдены правильные пропорции, фигуры отличаются некоторой угловатостью, лики более схематичны и условны. Впечатляющие фресковые ансамбли сохранились в сербских храмах: Богородицы в Студенице (1208–1209), Святых апостолов в Пече (1230–1240), Спасителя в Милешево (1-я пол. XIII в.), Святой Троицы в Сопочанах (самые ранние фрески относятся к 1265 г., более поздние – к XIII в. и 40-м гг. XIV в.), Богоматери в Грачанице (ок. 1320), Спасителя в Дечанах (ок. 1348) и других. В этих фресках византийский стиль сочетается с местными влияниями. В сюжетах преобладают традиционные темы: сцены из Ветхого и Нового Заветов, образы древних святых. Однако встречаются и образы людей, сыгравших важную роль в истории Сербии и ее Церкви: святителя Саввы, короля Владислава и его брата Радослава (в Студенице), короля Уроша и его матери Анны (в Сопочанах).

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

1170/71) и кафоликон мон-ря Ватопед на Афоне (1197-1198)), с др. стороны - стиля «рококо» или «art nouveau» таких ансамблей, как фрески ц. Панагии Аракос близ Лагудеры, Кипр (1192) ( Demus O. The Mosaics of San Marco in Venice. Chicago; L., 1984. Vol. 1. Pt. 1. P. 182-185). Л. Адерман-Мисгиш помимо 2 упомянутых стилей указала на росписи Н. как на источник еще одной, «классической», тенденции (тип росписей Димитриевского собора во Владимире) ( Hadermann-Misguich L. La peinture monumentale tardocomnene et ses prolongements au XIIIe siècle//CIEB, 15. 1979. Vol. 1. P. 257-268). С. Томекович отнес к росписи Н. только обе разновидности «маньеризма» (тип росписи ц. вмч. Георгия в Курбинове, 1191 г., и росписи в церкви близ Лагудеры), тогда как памятники, подобные фрескам ватопедского кафоликона, рассматривает вне связи с Н. ( Tomekovi S. Le «manièrisme» dans l " art mural а Byzance (1164-1204). P., 1984. 2 vol.). Была также предложена трактовка стиля фресок Н. как результата синтеза 2 главных тенденций в искусстве всего XII в.: «классической» (Владимирская икона Божией Матери, ГТГ; мозаики 40-50-х гг. XII в. в Чефалу, Палатине и Марторане на Сицилии, фрески Димитриевского собора во Владимире и др.) и «экспрессивной» (миниатюры рукописей круга Гомилий Иакова Коккиновафского - Vat. gr. 1162, Paris. gr. 1208, 2-я четв. XII в.; росписи церквей св. бессребреников в Кастории и вмч. Георгия в Курбинове и др.) ( Овчарова. 2009. С. 79-120). «Классическая» тенденция проявляет себя в таких признаках росписей Н., как гармония композиционных построений и вкус к тонким живописным приемам (лессировки, переливы цвета), благородно-вытянутые пропорции фигур и присущая многим из них грациозность поз и жестов, аристократически утонченные типы значительной части ликов и деликатная, сплавленная моделировка нек-рых из них. Кроме того, классическая составляющая дает о себе знать в трактовке внутреннего мира определенной части персонажей - в свойственной им созерцательности, благородно сдержанном или лирически мягком характере эмоциональности.

http://pravenc.ru/text/2565062.html

На вост. стене изображены «Исцеление скорченной женщины» и под этой композицией достаточно редкая сцена «Реки премудрости»: некий иерарх (точно неидентифицируемый из-за повреждения фрески) сидит за письменным столом с лежащей на пюпитре книгой, из к-рой истекают реки премудрости; священники и миряне пьют эту воду и набирают ее в сосуды. В монументальной живописи эта сцена до росписи придела Пресв. Богородицы встречается только в полоцком Евфросиниевом в честь Преображения Господня жен. мон-ре . Если Орландос предполагал, что на несохранившейся фреске изображен свт. Иоанн Златоуст, обычно представляемый в этой композиции наряду с Василием Великим или Григорием Богословом, то Мурики отождествляла иерарха со свт. Леонтием Иерусалимским, уподобляемым в Житии и на древнейшей иконе свт. Иоанну Златоусту, а пожилого монаха у ног иерарха - с кафигум. Арсением (Ibid. Σ. 234-235, 252). Придел Пресв. Богородицы мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе Придел Пресв. Богородицы мон-ря ап. Иоанна Богослова на Патмосе На сев. и юж. стенах помещены образы святых (в рост и над ними погрудные в медальонах). На сев. стене - ростовые изображения Иерусалимских патриархов святителей Салюстия, Макария, Илии I и еще одного Иерусалимского патриарха, имя к-рого стерто; на юж. стене - 3 патриархов (изображение 4-го утрачено), из к-рых только у одного читается окончание имени - [Иувена]лий или [Праи]лий. Живопись придела Пресв. Богородицы, являющаяся блестящим образцом византийского искусства посл. четв. XII в., выполнена, по-видимому, к-польскими художниками. В ликах святителей еще сильны приемы линейной стилизации, столь популярные в XII в., в композиции «Гостеприимство Авраама» пышные драпировки с острыми складками близки «динамичному» стилю «позднекомниновского маньеризма» кон. XII в.; причем в мощных, пластически выполненных ликах молодых святых, Богоматери с архангелами и ангелов ощущается внутренняя сила и духовное напряжение. Такое сочетание в росписи элементов разных стилей - «динамичного» и «монументального» было подмечено Мурики ( Eadem. 1980/1981. P. 116-117). Эти росписи обнаруживают сходство с лучшими произведениями позднекомниновской монументальной живописи, прежде всего с фресками церквей свт. Николая Каснициса и св. Бессребреников в Кастории и др., и свидетельствуют о зарождении нового, спокойного и ясного монументального стиля, получившего распространение в разных частях Византийской империи ок. 1200 г. ( Eadem. 1987/1988. Т. 14. Σ. 260-261).

http://pravenc.ru/text/471591.html

Вторая фаза росписей была предпринята после реконструкции трапезной в кон. XII - нач. XIII в. (или в нач. XIII в.). Фрески, относящиеся к этой фазе росписей (ок. 1200, согласно Хадзидакису, кон. XII в., согласно Коллиасу, 1-я пол. XIII в., согласно Орландосу), находятся на зап. стене и части сев. стены (на вост. сохр. незначительные фрагменты). На сев. стене изображено «Гостеприимство Авраама», на сев. части зап. стены - «Умовение ног», «Взятие Христа под стражу», «Моление о чаше», «Причащение апостолов», а также «Явление Христа апостолам на озере Тивериадском» и «Чудесное умножение рыб и хлебов» (дублирующие сюжеты 1-й фазы росписей), свт. Григорий Акрагантский, сщмч. Киприан, свт. Амфилохий Иконийский и сщмч. Дионисий Ареопагит. Художник 2-й фазы росписей работал в духе «динамичного» течения позднекомниновского стиля, к к-рому относятся фрески в Курбинове (Республика Македония) и в Кастории, в ц. св. Бессребреников. Третья фаза росписей (в южной части западной стены) относится ко 2-й пол. XIII в. (согласно Орландосу) или к посл. четв. XIII в. (согласно Коллиасу). В тимпане над дверью в западной стене расположены композиции «Распятие» и «Несение Креста», а на внутренних сторонах арки - «Осуждение Христа на смерть синедрионом», «Отречение ап. Петра», «Отослание апостолов на проповедь», «Приготовление креста», «Разделение одежд Христа» и «Снятие с Креста». В южной части западной стены представлены еще 3 сцены событий после Распятия: «Положение во гроб», «Жены-мироносицы у гроба» и «Сошествие во ад». Выше изображены 3 из 7 Вселенских Соборов (II, IV, VI). По всей видимости, напротив, на восточной стене, были изображены остальные 4 Собора. В тимпане и на внутренних сторонах арки южной полуциркульной ниши расположены композиции «Смерть праведника», «Смерть грешника» и 2 сцены, относящиеся к видениям загробного мира, идентификация которых невозможна из-за плохой сохранности. Орландос относил эти сцены к 1-й фазе росписей, Коллиас - к 3-й. Фрески (1745), размещенные на стенах в рамах, были сняты со стен придела Пресв. Богородицы, когда был открыт древнейший слой XII в.

http://pravenc.ru/text/471591.html

Группа провинциальных росписей кон. XII - раннего XIII в. выполнена местными артелями в Кастории: в церквах свт. Николая Каснициса, св. Бессребреников, св. Стефана, св. Стилиана, св. Димитрия. Самые ранние памятники этой группы - росписи церквей свт. Николая и св. Стефана посл. трети XII в. Живопись ц. свт. Николая ближе всего к искусству крупных центров, вероятно Фессалоники, и представляет собой образец довольно гармоничного искусства. Остальные памятники тяготеют к местной македон. версии позднекомниновского маньеризма и в основном к времени ок. 1200 г. На островах сохранились росписи позднего XII в., отражающие развитие столичного, вероятно придворного, рафинированного стиля. Таковы росписи капеллы Богоматери и зап. стены трапезной в кафоликоне мон-ря ап. Иоанна Богослова на о-ве Патмос (1176-1180). Особенно яркими в патмосских росписях представляются образы преподобных Евфимия, Харитона и Илариона (трапезная), а также прп. Ксенофонта и патриархов Иерусалимских святителей Саллюстия и Макария (капелла Богоматери). Великолепные, точно датированные 1198 г. росписи сохранились в октагональной ц. Панагии Крина на о-ве Хиос. Программа декорации, выполненной по к-польскому заказу, следует местной традиции и во многом повторяет декорацию кафоликона мон-ря Неа-Мони, стиль отражает придворное искусство столицы. Чрезвычайно разнообразны памятники Пелопоннеса позднекомниновского периода. В ц. Епископи на п-ове Мани (ок. 1200) сохранился ансамбль росписей к-польского круга, включающий подробное житие вмч. Георгия. Это памятник, в к-ром наряду с позднекомниновской стилизацией проявляется и тяготение к более цельной трактовке образов, предвосхищающей искусство раннего XIII в. К др. направлению, несомненно провинциальному, относится 1-й слой росписи ц. Агиос-Стратигос в Ано-Буларии на п-ове Мани (кон. XII в.). В этой деревенской церкви сохранился подробный изобразительный цикл драматического и экспрессивного стиля с резкими цветовыми и тональными контрастами, утрированной трактовкой образов, близкого к стилю памятников Св. земли и ц. Спаса Преображения на Нередице в Новгороде. В Гераки замечательные росписи украшают маленькую крестообразную ц. Евангелистрии (кон. XII в. или ок. 1200). Это провинциальное, но высокого уровня искусство отмечено приемами позднекомниновского маньеризма, восходящими к столичным традициям. Особняком стоит роспись ц. Живоносного Источника в Самарине (ок. 1200) масштабно-монументального характера, соответствующего крупным формам храма. Мощные фигуры пророков в барабане купола, осеняющие пространство, и свежий холодный колорит предвосхищают буд. развитие искусства XIII в., но трактовка линий и архитектурных кулис следует комниновской традиции. Поздневизантийский период

http://pravenc.ru/text/166461.html

Николая, Космы и Дамиана с житием свт. Николая, 1-я пол. XIV в., ГРМ; на иконе XVI в., ЦМиАР); на серебряном окладе иконы апостолов Петра и Павла (святые Косма, Дамиан, Пантелеимон, Кир и Иоанн, XII в., НГОМЗ). Почитание Б. выразилось в посвящении им храмов. В К-поле святым Косме и Дамиану были посвящены 4 храма. Известно, что в ц. святых Космы и Дамиана получил чудесное исцеление имп. Юстиниан. Им же в К-поле была основана ц. вмч. Пантелеимона. Ц. святых Космы и Дамиана (Санти-Косма э Дамиано) и 4 церкви вмч. Пантелеимона были в Риме, мон-рь в честь вмч. Пантелеимона в Иорданской пустыне в Иерусалиме, ц. вмч. Пантелеимона в Нерези (Македония), 1164 г., ц. Б. в Кастории, ц. Малые св. Врачи в Охриде (Македония), XIV в., капелла Б. в мон-ре Ватопед, XIV в. (Афон), мон-рь вмч. Пантелеимона (Афон), ц. святых Космы и Дамиана мон-ря св. Врачей на Косовом Поле, 1327 г. (разрушена в 1999) и др. церкви, посвященные Б., часто имели специальные помещения для больных, т. н. врачебные палатки, к-рые могли находиться в храме или в нартексе. При храмах строились дома для ожидающих исцеления. О почитании Б. на Руси свидетельствует рассказ в рукописи XII в. (обнаружена А. В. Назаренко в архиве г. Кёльна) о чудесном исцелении раненного на охоте кн. Мстислава Владимировича явившимся ему вмч. Пантелеимоном. В честь святого в Крещении был назван сын князя, Изяслав, в XI в. в Новгороде был основан мон-рь вмч. Пантелеимона, в княжеской резиденции на Городище ц. святых Космы и Дамиана (сгорела в 1386). Неск. храмов, посвященных Б., имеется в Москве: святых Космы и Дамиана на Б. Полянке, XVII в., св. Трифона в Напрудном, XIV в. Лит.: Reau. Vol. III/1. P. 332-338; Wendt C. H. Die Heiligen Artze in der Ostkirchenkunst: Centaurus. Copenhagen, 1950/1951. Vol. 1. P. 132-139; Skrobucha H. Kosmas und Damian. Recklinghausen, 1965. (Iconographia ecclesiae orientalis); RBK. Bd. 2. S. 1077-1082; Смирнова Э. С. Живопись Великого Новгорода, сер. XIII - нач. XV в. М., 1976; Декоративно-прикладное искусство Великого Новгорода: Худож.

http://pravenc.ru/text/149067.html

В. охристая), паллии; правой рукой, через которую перекинута манипула (узкая белого цвета полоса ткани с красными вертикальными линиями), Л. В. придерживает кодекс на покровенной левой руке. Л. В. молодой, безбородый, волосы темные, на темени тонзура (гуменцо). Подобные композиции в раннесредневековых римских храмах были не единичны (напр., в ц. Санта-Пассера, ц. Сан-Кризогоно), однако из-за плохой сохранности неизвестно, включали ли они образ Л. В. В росписи пещерного храма свт. Николая Чудотворца (Сан-Никола) близ Моттолы (Апулия, Италия, XI в.?) в нише на северной стене изображение Л. В., его возраст, состав облачения (с разницей в цвете) те же, что и в ц. Санта-Мария-Антиква; рядом помещен образ первоверховного ап. Петра. В памятниках восточнохристианской традиции возрастная характеристика Л. В. меняется: он представлен седовласым (или светловолосым) мужем с короткой бородой, венцом кудрявых волос и тонзурой и напоминает обликом сщмч. Климента, еп. Римского; облачен в фелонь, с омофором (начиная с Нового времени вместо фелони появляется орнаментированный саккос, на голове - митра), в левой руке держит Евангелие, правой благословляет. Так Л. В. изображен, напр., на миниатюре в Минологии Василия II (Vat. gr. 1613. Р. 412, 1-я четв. XI в.) - фронтальная в рост фигура св. папы показана на фоне архитектурных колонок, на Л. В. охристый подризник, вишневая фелонь, на плечах - омофор, в руках (левая покровенная) держит кодекс. Этот тип изображения становится наиболее распространенным, в то же время в греч. руководстве для иконописцев - Ерминии иером. Дионисия Фурноаграфиота (ок. 1730-1733) - Л. В. описан как «старец с длинной бородой» (разд. «Святые иерархи: внешний вид их и надписания».Ч. 3. § 8. 34). Свт. Лев Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 412) Свт. Лев Великий. Миниатюра из Минология Василия II. 1-я четв. XI в. (Vat. gr. 1613. Fol. 412) С конца средневизантийского периода в монументальной живописи образ Л. В. встречается в зоне вимы в ряду др. святителей. Напр., в апсиде диаконника ц. Св. Софии в Охриде, Македония (до 1056), помещены фронтально в рост образы святителей различных христ. церковных центров, в т. ч. Римских понтификов визант. времени. Л. В. изображен рядом с папами Григорием I Великим и Сильвестром. Все в фелонях с омофорами, у каждого в левой покровенной руке Евангелие, правая перед грудью в жесте благословения; обликом напоминает папу Климента. Более молодым (волосы темные), но с теми же особенностями внешности святой представлен в росписи ц. св. Бессребреников в Кастории, Греция (70-80-е гг. XII в.) на зап. склоне арки из алтаря в жертвенник (полуфигура, напротив - папа Елевферий). Существуют и др. примеры размещения образа Л. В., напр., в обширной программе росписи каппадокийской Токалы-килисе (2) в Гёреме (кон. X в.) полуфигура св. папы представлена в медальоне на одной из арок колоннады в поперечном коридоре наряду с образами разных чинов святости.

http://pravenc.ru/text/2463253.html

Пресв. Богородицы Елеусы в Велюсе (1085-1093 или ок. 1080), свт. Иоанна Златоуста мон-ря близ Куцовендиса на Кипре (1099-1103 или 1111-1118), храмов Пресв. Богородицы Космосотиры в Фересе (1152), вмч. Пантелеимона в Нерези (1164). Др. редкие черты имеются во фресках зап. стены: фигуры Церкви и синагоги и изображение сильного изгиба тела Иисуса Христа в композиции «Распятие», которые до XIII в. встречаются только на миниатюрах в рукописях и на рельефах слоновой кости. В «Успении Пресв. Богородицы» представлен эпизод с иудеем Афонием; это изображение также получило распространение в монументальной живописи с XIII в., хотя единичные примеры его появления есть и в более ранних памятниках (Йыланлы-килисе в долине Ыхлара в Каппадокии, IX-X вв.). Необычно также расположение апостолов и ангелов по разные стороны ложа Богоматери, аналогии находятся на Кипре ( Амасгу Богородицы жен. мон-рь , слой росписи рубежа XII и XIII вв.) и в Кастории (ц. св. Бессребреников). В композиции «Страшный Суд» наряду с группами грешников изображены 3 фигуры с подписями и атрибутами их грехов: ростовщик - с кошельком, клеветник и обманывающий при взвешивании - с весами на шее, а также блудницы, терзаемые змеями. Стиль фресок 1-го слоя в ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы обладает ярко выраженной индивидуальной окраской и не имеет точных аналогов. Плотные композиции заполнены крупными фигурами и массивной архитектурой. Яркие цвета часто диссонируют друг с другом. Притом что во всех сценах преобладает торжественное величие, художник попытался внести в них драматизм, придав движениям нек-рых образов энергичность и порывистость. Пропорции и структура тел и лиц часто смело искажаются и переходят в гротеск. Лица весьма экспрессивны, с крупными, тяжелыми и резкими чертами, обведенными темными линиями, с акцентированной мимикой. В целом образам ц. Пресв. Богородицы Мавриотиссы присущи суровость, напряжение, дисгармония. Однако, несмотря на заметное своеобразие, и техника письма, и отдельные приемы, и образное содержание этих фресок вписываются в ход развития визант.

http://pravenc.ru/text/1681333.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010