С тех пор и доныне Фёдоровский монастырь стал девичьим монастырём. Существующие церкви в монастыре В настоящее время в монастыре три каменных храма: 1) во имя святого Феодора Стратилата, 2) во имя Введения во храм Пресвятыя Богородицы и 3) во имя Казанския Божия Матери. История устроения и украшения их в настоящем виде следующая: I. Храм во имя святого Феодора Стратилата построен, как выше было сказано, царём Иваном Васильевичем Грозным в 1557 году в память рождения близ г. Переславля сына своего Феодора. Храм сохранился в целости до сего времени, исключая некоторых наружных украшений и построек при нём. Он имеет форму квадратную, о 5-ти главах; 1 алтарь с тремя полукружиями: в среднем полукружии помещаются три окна, а в северном и южном по одному; но окна не узкие, и как можно заметить, пробитые впоследствии. Алтарь от храма отделяется поперечною стеною с тремя пролётами. В южном полукружии, по переписным книгам 1635–1653 годов, находился придел во имя святого апостола Ермия , которого по книгам 1668 года уже не было. Ныне помещается ризница. Церковь , построенная царём Иваном Васильевичем, была покрыта тёсом; в последствии времени (в XVII столетии) она покрыта железом, а паперти вокруг церкви сделаны были иждивением царского уставщика Сергея Иванова Суворова. Под церковью исстари устроены погреба. В настоящее время в алтаре на престоле одеяние серебряное чеканное с изображениями 4-х евангелистов; поверх евангелистов в сияниях на трёх сторонах слова: «Свят, свят, свят». Верхняя доска гладкая с изображением символа Святого Духа (голубя). Одеяние сие устроено девицею Фотиньею. 2 Иконостас деревянный, столярной работы с резными и витыми колоннами и травчатою резьбою, вызолочен на полимент. Стены алтаря и всего храма украшены живописным письмом иждивением той же девицы Фотиньи в 1833 году. Царские врата прорезные, вызолочены на полимент. Из икон в храме святого Феодора Стратилата замечательны: 1 . Образ святого великомученика Феодора Стратилата в житии. Древнее письмо сего образа поновлено новым.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Svir...

Белая Колпь. Церковь Андрея Стратилата. Андреевская церковь Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью От родовой усадьбы Белая Колпь князя М.А. Шаховского сохранилось несколько хозяйственных построек и Андреевская церковь, выстроенная в 1807 г. в стиле классицизма. Ампирная колокольня более поздняя. Композиционная схема здания традиционна. Двухсветный ротондальный храм соединён с четырёхъярусной колокольней расширенной трапезной. В декорировании храма использован широкий фриз с метопами, тянутые карнизы, плоские ниши и рустовка. Архитектуру колокольни обогащают обработанные портиками в антах входы по трём сторонам света. Восстановленный на ней шпиль явно не соответствует оригинальному. Его усечённая форма искажает силуэт храма. После долгого запустения церковь возвращена верующим и действует, но восстановление проходит медленными темпами и со значительным упрощением архитектурных и декоративных деталей. Деревянный храм во имя мч. Андрея Стратилата в с. Белая Колпь впервые упоминается в 1497 г. Каменный храм в стиле классицизма построен в 1807 г. тщанием владельца села кн. Михаила Александровича Шаховского. Храм освящен в честь Воскресения Христова с устроением в нем приделов: во имя мч. Андрея Стратилата и во имя блгв. кн. Константина и чад его Михаила и Феодора, Муромских чудотворцев. Позднее к церкви пристроили трапезную и трехярусную колокольню. В 1918 г. имение князй Шаховских было национализировано. Храм закрыли в конце 1930-х годов, здание использовали под склад зерна и холодильную камеру. В 1997 г. церковь возвращена верующим. Началось возрождение храма, открылась воскресная школа, возобновлены богослужения. Кирпичная церковь Воскресения Христова была построена в 1807 г. по преданию, по проекту храмоздателя - князя Михаила Андреевича Шаховского. Храм " под ротондой " выполнен в стиле зрелого классицизма и отличается высокими художественными качествами. Колокольня со шпилем в стиле ампир была пристроена позднее. Приделы трапезной - свмч.Андеря Стратилата (южный), и блгв.князей Константина и сыновей его, братьев Феодора и Михаила, Муромских Чудотворцев (северный, в честь небесных покровителей князя). Украшением церкви служил современный постройке иконостас в стиле классицизма. Церковь была закрыта около 1941 г., использовалась подл склад зерна и холодильную камеру. В 1997 г. храм был возвращен верующим и восстанавливается.

http://sobory.ru/article/?object=01149

Антилохово. Храмовый комплекс. Церкви Феодора Стратилата и Николая Чудотворца. Храмовый комплекс. Не действует.   Год постройки:Дата постройки неизвестна. Адрес: Россия, Ивановская область, Савинский район, с. Антилохово Координаты: 56.509814, 41.13734 Проезд: По Ивановской области: автобусом от Савино до Антилохово Из Владимирской области: автобусом или поездом до ст. Большаково. Дальше лесная дорога на северо-запад 4 км. Изменить описание объекта Храмы комплекса: Церковь Феодора Стратилата Церковь Николая Чудотворца Карта и ближайшие объекты ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС: ЦЕРКВИ ФЕДОРА СТРАТИЛАТА И НИКОЛАЯ ЧУДОТВОРЦА, 1-я четв. 19 в. Расположен над лощиной в северном порядке села, вытянувшегося двумя параллельными рядами изб с востока на запад. Участок неправильной формы окружен оградой, сооруженной, вероятно, в 1823 г. С запада находятся главные ворота, образующие вместе с противоположными восточными основную планировочную ось комплекса, по сторонам которой на равном от нее расстоянии поставлены храмы: к югу — зимний Федора Стратилата (освящен в 1804 г.), немного сдвинутый к западу; к северу — летний Николая Чудотворца (завершен в 1823 г.). От улицы на территорию ведут еще одни ворота в юго-западном участке ограды. Все сооружения сложены из кирпича и побелены по обмазке. Хорошо сохранившийся храмовый комплекс характерен для суздальской школы зодчества кон. 18 - 1-й четв. 19 в. Доминирующее положение занимает более высокая Никольская церковь с шатровой колокольней, композиционно объединяющей комплекс. Наиболее полно ансамбль раскрывается с юго-востока, от маленького пруда на главной улице села. Ограда в плане имеет неправильную многоугольную форму, приближающуюся к кругу. Она состоит из 16 прясел, прерываемых тремя воротами и 13 столбами. Прясла представляют собою невысокие стенки, завершенные на два ската и прорезанные узкими вертикальными проемами со ступенчатыми перемычками. Высокие четырехгранные столбы покрыты " колпаком " , некоторые из них имеют на гранях филенки со щипцовым верхом и увенчаны главками.

http://sobory.ru/article/?object=29585

Большое Колычёво. Церковь Феодора Стратилата. Церковь. Действует.   Престолы: Феодора Стратилата Архитектурный стиль: Неорусский стиль Год постройки:Между 1906 и 1910. Архитектор:И.П. Злобин Адрес: 140478, Московская обл., Коломенский р-он, с. Большое Колычево. Координаты: 55.023761, 38.743838 Проезд:от Москвы с Казанского вокзала до ст. Голутвин (117 км), Проезд на автобусах или с автостанции " Старая Коломна " до остановки " Большое Колычево " . Далее 0,8 км по асфальтированной дороге до храма. С автовокзала " Голутвин " до села Большое Колычево нет ни одного автобуса. Все автобусы отправляются с автостанции " Старая Коломна " с интервалами 40-60 мин. Время в пути 15-20 мин. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первое упоминание села Колычевского, как тогда называлось Большое и Малое Колычево, относится к 1406 году и принадлежало оно тогда Федору Александровичу Колычу, положившему началу роду бояр Колычевых. Затем селом владел князь Василий Дмитриевич, который завещал его своей жене Софье Витовтовне. Она в свою очередь завещала село Колычевское сыну, великому князю Василию Васильевичу. Деревянная церковь в Колычевском, вероятно, была построена еще Федором Колычом, потому что уже в завещании великого князя Василия Дмитриевича Колычевское записано селом, на то же указывает и ее освящение во имя великомученика Федора Стратилата. Часто в древности на Руси владельцы сел часто основывали храмы в честь своих святых покровителей. Следующий раз о церкви упоминается в 1577 году, где в переписной книге говорится: " За Никитою Ивановым сыном Бобынина, а прежтого в поместье было за Семеном за Булатовым село Колычево, у реки Оки, да под тем же селом речка Желоховка, а в селе храм Федора Стратилата, древян, клецки " . В 1745 году дозволено было исправить ветхую крышу на деревянной церкви, которую, по словам прихожан того времени, уложили более 100 лет назад. В 19 веке большая часть села принадлежала майору Н.И. Дурново, меньшая - капитану Д.А. Иевлеву. В 1893 году в храме случился пожар, после чего он был сразу же восстановлен. В 1902 году возле еще деревянного храма строится церковно-причтовый дом. Спустя некоторое время дело дошло и до церкви.

http://sobory.ru/article/?object=19926

Феодор Стратилат и Феодор Тирон различного происхождения. Первый был родом из Евхаит, жил в Гераклее и принял мученический венец при Лицинии или Ликинии. Другой был родом из Амасии и пострадал при Максимилиане Галерии. 2176 Память св. Феодора Стратилата в Евхаитах по греческой менологии чествуется 8 февраля, а по латинской 7 февраля, что отмечено в Kalendaria ecclesiae universae (t. VI, стр. 117–119). Под 8 июня в Аста’х Sanctorum читается: Theodorus dux Euchaitae natus ac sepultus fuit. Εχατ μν γεγονς κα τ γνος κεθεν λκων, ν ρακλε δ τ κατ Πντον κειμνη τς διατριβς ποιομενος. Феодора Тирона Греки поминают 17 февраля и в первую субботу великого поста, а латиняне 9 ноября. В некоторых древних месяцесловах, по словам арх. Сергия, автора «Полного месяцеслова Востока», празднование сему святому 17 февраля не находится. В грузинском списке жития св. Феодора, действительно, не имеется указания о —328— чествовании его памяти 17 февраля и отнесено оно лишь к субботе на первой неделе великого постА.По чествованию памяти св. великомученика Феодора можно было бы заключить, что иверское житие посвящено Феодору Тирону, однако по прозвищу своему «Стратион» он напоминает Стратилата. Очевидно, произошла контаминация житий двух одноименных святых и смешение их, известное еще Фабрицию. Он сообщает: Theodori M-ris(a) vita: λλ’ ο πντιμος μν και. ρς auctor Ioannes Euchaitorum Metropolita Theodori(b) το πεζο (ejusdem cum priore) παρ’ μν δ’ον, ο σπανα τ καλ; auctor idem Theodori (c) militum praefecti, fire Theodori Tyronis, Martyris, Heracleae sub Imp. Licinio, primo Sabbato Ieijunii… По армянскому житию св. Феодор Стратилат – племянник св. Феодора Тирона, память которого воспоминается в субботу 1-й недели великого поста. Страдания Феодора Стратилата описаны его слугою Уаром. Страдания же Феодора описаны очевидцем, ибо он говорит: «видехом честную и святую его душу, аки молнию вземшуюся на небеса». Почти такими же словами оканчивается иверский список жития св. Феодора: видели мы исходящую из него душу в виде молнии. Таким образом, конец жития, равно как и чествования памяти в субботу 1-ой седьмицы великого поста, свидетельствует, что в нём речь идет о Феодоре Тироне. Однако начало жития по грузинскому переводу не соответствует известному на греческом и славянском языках изложению событий из жизни Феодора Тирона, равно как это начало жития не находит параллели в описании Деяний Феодора Стратилата. Грузинское житие открывается словами: «В то время, когда св. апостол Андрей прибыл в Амасию, рукоположил св. Федимоса в епископы и, оставив его вместо себя, отправился в Синопию, где, известно, он сотворил много чудес».

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Церковь Феодора Стратилата «на ручью» (Великий Новгород) Материал из Азбука паломники Перейти к навигации Перейти к поиску Церковь Феодора Стратилата «на ручью» построена во второй половине XIV века, один из выдающихся памятников новгородского зодчества, ставший надолго классическим образцом для последующего строительства храмов. Храм не следует путать со Стратилатовской церковью в Неревском конце Новгорода. Содержание История [ править править код ] Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича на берегу ручья. Ручей упоминается в летописи под 6613 (1105) как Плотницкий. Позднее стал Фёдоровским. Строительство было закончено в течение года. На протяжении нескольких веков церковь была приходской для Федоровой улицы Плотницкого конца. В 1954 году при прокладке дороги Москва—Ленинград Фёдоровский ручей был засыпан. Современное состояние [ править править код ] Сегодня церковь располагается на левой стороне улицы Фёдоровский ручей. Храм является объектом Новгородского музея-заповедника и открыта для посещения, богослужения в нем, согласно последним данным, не совершаются. Архитектура и внутреннее убранство [ править править код ] Храм представляет из себя классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода. Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII веке. Церковь Феодора Стратилата на Ручью стала эталоном для новгородских зодчих последующих поколений. Фресковая роспись церкви датируется примерно второй половиной XIV века. Она сохранилась, хоть и фрагментарно, но на всех стенах, сводах и арках храма. В 1910 году роспись была освобождена от побелки. Её художественное значение исключительно. От традиционного новгородского стиля она отличается тем, что выполнена в красно-коричневых тонах. Это роднит её с фресками известной церкви Спаса на Ильине улице, которая была расписана Феофаном Греком. Многие персонажи стратилатовских фресок имеют сходство с персонажами живописи церкви Спаса на Ильине. Некоторые второстепенные детали буквально повторяются в росписях этих церквей.

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Феодор...

Замечаемые в повести недостаточно ясные места, как то: о построении деревянных церквей и понятная в устах писателя XVII века неточность, в наименовании князя Василия Ярославича, не только Костромским, но и Галичским, искупаются у него некоторыми, на мой взгляд ценными и совершенно определенными, указаниями по части древнейшей топографии и церковной археологии города. Обращу ваше просвещенное внимание на одно из них. Сказав, что «чудотворная икона Богородицы принесена от Городца града на Кострому Феодором Стратилатом», автор повести поясняет: «понеже в те времена бысть на Костроме соборная церковь во имя великом. Феодора Стратилата, что на площадке». В приведенных словах, в высшей степени примечательно и констатирование участия в чудесном явлении иконы могущественного покровителя города и точное указание местоположения, посвященного ему и может быть, древнейшего в городе храма. В них идет речь не о площадке, на которой стоит всем известная церковь Воскресения и не о площади пред теперешними соборами или старого кремля костромского; автор повести разумеет площадь, где в течение почти шести столетий находился храм Феодора Стратилата, который хорошо знают и единственно только его одного, из всех городских церквей в XIII–XIV веках, называют летописи. Построенный, полагают, в честь своего ангела великим князем Ярославом Всеволодовичем по близости нынешней Богоотцовской церкви, где долгое время городская жизнь била ключом и ради скученного населения ставилось всего больше храмов Божьих, он служил на пространстве столетий религиозным средоточием города, был в нем главной церковью. Как таковой, св. Феодор был предметом самых теплых забот жителей и в числе их самих князей, местом их молитв и исключительных церковно-гражданских событий. Не без основания, он, а не другой какой храм удостоился чести стать первым селением явленной на Запрудне иконы Богоматери. Вел. князь Василий Ярославич после того, как деревянная церковь Феодора Стратилата дважды не в долгих сгорела, задумал «воздвигнуть церковь каменную соборную» на новом месте, «внутри града», – в кремле, «во имя пресвятой Богородицы, честного и славного Ее Успения» с приделом, в диаконике ее, в честь великомученика Феодора Стратилата и перенести в нее чудотворную икону Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Golu...

Небольшая группа храмов, расположенных преимущественно вокруг крепости Майна, связана с элладской архитектурной школой и выделяется высоким качеством постройки. Местные строители, особенно в комниновский период, следовали элладскому зодчеству в вопросах типологии и композиции, в технологии строительства, в устройстве арок и сводов, в оформлении фасадов. Среди выразительных средств, неск. упрощенных по сравнению с утонченными архитектурными формами памятников Юж. Греции XII в.,- смешанная плинфяно-каменная кладка т. н. типа «клуазоне» и керамопластический декор. Возможно, формирование упрощенного варианта купола афинского типа с 4 окнами на главных осях и с 4 глухими нишами по диагоналям, к-рый впосл. получил широкое распространение, следует приписать местным мастерам. Др. местной особенностью, не вышедшей за пределы полуострова, стало размещение мраморных балок в пятах сводов арок, поддерживающих купол, которое имело гл. обр. декоративную функцию. В ряде храмов типа вписанного креста свод зап. рукава креста непрерывно продолжается в центральной части нартекса, подчеркивая продольную ось здания. Церковь великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона в Вамваке. 1075 г. Церковь великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона в Вамваке. 1075 г. Храм Агиос-Стратигос в Ано-Буларии, типа вписанного креста, с 2 колоннами и нартексом, был построен, вероятно, в нач. XI в., о чем можно судить по использованию кладки «клуазоне», в которой тесаные камни переложены плинфой, а куски кирпичей образуют буквы и геометрические мотивы на стыках. Позднее, возможно в кон. XII в., с зап. стороны нартекса был пристроен портик. К этому же времени относится первоначальный слой фресок, к-рый сохранился в алтаре, наосе и части нартекса. Внутреннюю декорацию дополняют обильно украшенные мраморные легели и темплон. В ц. великомучеников Феодора Стратилата и Феодора Тирона в Вамваке в надписи на зап. легеле указана дата сооружения постройки - 1075 г., что делает этот храм ключевым для исследования эволюции зодчества М. Разнообразие и полихромность в оформлении окон и барабана купола (не имеющие прямых аналогов в регионе), использование прорезных кирпичей в качестве декора, кладка плинфой арок лицевой стороны сводчатых конструкций обнаруживают присутствие опытной строительной артели, знакомой с архитектурными тенденциями Юж. Греции.

http://pravenc.ru/text/2561832.html

была типичною, однако проемов или таких дверей в подвалах, которые были бы заделаны впоследствии, не оказалось при исследовании, сделанном специально ко времени IV Археологического съезда, - напротив, получены были данные, указывающие на то, что стены, окружающие указанное пространство, были некогда наружными; во всех этих стенах прекрасно сохранились в первоначальном виде окна с железными решетками. Известно только, что новая церковь Успения устроена была с двумя столбами. Отношение кладки придела Феодора Стратилата, пристроенного к Успенскому собору по велению царя Алексея Михайловича, к сожалению, не выяснено. По Крживоблоцкому, собор в Костроме стоял всегда на южном краю города, почти против его середины. Сначала на этом (?) месте находилась деревянная соборная церковь во имя Феодора Стратилата, неизвестно кем и когда построенная. На месте два раза сгоревшего храма построен Успенский каменный собор, а вместо прежней Феодоровской церкви устроен только придел имени этого святого. По иному преданию, первоначальный придел в честь Феодора находился на месте нынешнего жертвенника. Во всяком случае, придел Феодора Стратилата (вход из собора и из галереи) устроен был в 1666 г. взамен того храма, который вторично сгорел (есть и еще одна версия – что он находился на Московской улице на месте нынешней Богоотцовской церкви). Тогда же были пристроены и все паперти собора (с трех сторон), но позднейшей из них и является эта придельная церковь во имя Феодора Стратилата, которая на основании наиболее распространенной теории - что князь, скончавшийся в Костроме в 1276 г., был и погребен в построенной им церкви, и является местом упокоения его. Во всяком случае, около 1666 года в левую, вновь пристроенную галерею перенесен был престол Феодоровского (бывшего храма) придела, а еще ранее церковь увеличена была устройством трапезы. На возобновление собора и постройку колокольни после пожара (1773 г.) по Указу Императрицы Екатерины было выдано 12 000 руб., и на эти-то деньги, говорит Крживоблоцкий, были возведены все эти сооружения.

http://sobory.ru/article/?object=23506

губ. стат. Комит.», II, 126; IX, 24; “Ежегодник Владим. губ. стат. Комит.», III, Отд. I, 119; “Владим. губ. вед.», 1843 г., 32 (опись 1715 г.); 1853 г., 28 (р. Почайна, св. колодезь и крестный ход к нему); 1854 г., 13 (гор. Влад. в нач. XVIII ст.), 32 (мон. быв. во Вл. губ.); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 707, 37; “Журн. Мин. Вн. Дел», 1847 г., XVII, смесь, 297 (заметки по дороге от Владим. до Суздаля; история м-ря и остатки от него). 1334. Феодоровский или Феодора Стратилата на Горе, женский, 2-го класса (с 1764 г.), в предместии гор. Переяслава, Владимирской губ., на юж. его стороне, по Москов.-Ярослав. шоссе, на горе. Первоначальная его история неизвестна, но нет сомнения, что он уже существовал во второй полов. XV ст. и был мужским. В рукописи И. П. Библиот. «Родословие Русских Государей“ сказано: «От Акинфа повелися род болярской, его же убил князь великий Василей Вас. Темной, месяца июня в 8 день, на память великомуч. Феодора Стратилата, и обитель того ради во граде в Переславли воздвиг во имя великомуч.Феодора стратилата.“ Во время морового поветрия, в 1667 г., м-рь по малочисленности братии был обращен в женский, для помещения в нем вдов и девиц-сирот, принявших иночество и проживавших на частных квартирах у городских жителей. Соборный храм во имя св. Феодора Стратилата построен в 1557 г. Иоанном Грозным в память рождения сына Феодора, родившегося на пути в Москву, в дер. Собилове, в 7 вер. от города. В церкви Введения находится гробница схимонаха Сергия, память коего чтится местными жителями. Прот. А. Свирелин , “Опис. Феодоров. жен. м-ря в г. Переславле-Залесском», Переславль, 1886 г.; “Ист. Росс. Иер.», VI, 841; Ратшин, 41; “Матер. для стат. Росс.», 1841 г., I, 146; “Путеш. по св. мест. Русск.», изд. 4, I, 60; “Извл. из отч. Об.-Пр.», 1857 г., 106; “Владим. губ. в.», 1844 г., 13–14; 1849 г., 2; “Акты ист.», II, 237 (Роспись переяславцам, быв. 1609 г. на приступе под Тр.-Серг. м.); V, 234 (память 1694 г. Переясл. Залес. воеводы Сем. Тургенева игуменье Капитолине о приготовлении с мон.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010