Затем следует рассказ, несомненно, заимствованный из жития св. Феодора Стратилата и относящийся к гонению царя Лициния (307–324) на христиан. Еще более яркое доказательство того, что первая часть жития посвящена Феодору Стратилату, а не Феодору Тирону, как можно было ожидать по заглавию, устанавливающему чествование памяти великомученика в первую субботу великого поста, дает изложение борьбы св. Феодора с змеем (вешапи=драко- —329— ном). Борьба же с змеем в греческом житии св. Феодора отнесена к Стратилату, а не к Тирону. Другими словами, происходит слияние эпизодов из житий одноименных святых. «По повелению царя (Лициния?) преследованию подверглись не те, которые исповедовали тайно новую веру, а лишь явно пренебрегающие идолами. В то время родился Феодор от христианских родителей в деревне Асхобий». По смерти матери остался он малолетним ребенком и был воспитан отцом. Святой непорочно возрастал, чудный на вид (с черными волосами) и славный мужеством. Описание наружности св. Феодора в иверском списке дано согласно с житием Феодора Стратилата, «человека храброго, мужественного и красивого». 2177 Далее следует рассказ о борьбе Феодора Стратилата со змеем (вешапи=драконом). Он не пожелал быть стратиотом при царском дворе, объявив себя стратиотом И. Христа… Случилось так, что раз он проходит мимо владения вдовы Евсевии и в виду знойного часа пожелал отдохнуть в «прастионе» Евсевии, называемом Евхарита, привязал коня, а сам прилег в тени дерева. Евсевия, 2178 увидев из дому всадника, воззвала к нему, что он находится в том опасном месте, где приютился дракон, и приглашала его переждать у неё, пока спадет зной. Св. Феодор ответил, что он, полагаясь на милость Божью, не боится дракона. Евсевия, признав из его слов в нём христианина, с радостью прибежала к нему, стала умолять его посетить её дом. В то время показался дракон. Евсевия в страхе убежала, а св. Феодор, совершив крестное знамение, ударил копьем в дракона и рассек его. С этого времени знала благочестивая Евсевия блаженного Феодора, который неустанно утешал верующих и увеличивал их число в царствование Максимиана и Максентия (Максимос), воздвигших гонение на христиан. С упоминанием этих двух исторических лиц житье св. Феодора Стратилата переходит к житью св. Феодора Тирона, при которых он пострадал.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Венеции на мощах святого Феодора Стратилата в день его памяти был отслужен молебен Венеция, 22 февраля 2011 г. 21 февраля в день памяти великомученика Феодора Стратилата православные верующие совершили молебен у его мощей, c XIII beka хранящихся в Венеции (Италия) в церкви во имя Преображения Господня (Chiesa di San Salvador), сообщает  сайт прихода святых жен мироносиц в Венеции. История перенесения мощей святого Феодора в Венецию такова. В 1257 году капитан венецианского флота Джакомо Дандоло вторгся в Месембрию (ныне болгарский Нессебар), где в церкви святой Софии находились мощи святого великомученика Феодора Стратилата и перевез их в Константинополь, который тогда находился под владычеством латинян. Через десять лет, в течение которых мощи находились в Константинополе в церкви святителя Николая (San Nicolò d’Embolo), в 1267 Марко Дандоло, родственник Джакомо, перевез мощи в Венецию и положил их в церкви Преображения Спасителя (San Salvador), где мощи прославились множеством исцелений, и по этой причине практически сразу было организовано братство святого Феодора, существующее до сих пор. Святой великомученик Феодор является одним из покровителей града Венеция наряду со святым Марком и святителем Николаем Чудотворцем. За молебном молился епископ Тираспольский и Дубоссарский Савва, находящийся в Венеции с рабочим визитом. По окончании молебна перед мощами была возглашена " Вечная Память " по приснопоминаемому протоиерею Феодору Соколову, годовщина со дня трагической смерти которого, уже 11-я,  приходится в день памяти его небесного покровителя. Священник Алексий Ястребов поблагодарил настоятеля церкви дона Наталино Бонацца за всегдашнее гостеприимство. В частности, специально для молебна были открыты святые мощи, которые обыкновенно хранятся за металлической крышкой. C 2008 года специально для русских паломников в церкви Христа Спасителя имеются благословенные иконы святого великомученика Феодора, освященные на его мощах настоятелем русского православного прихода в Венеции. 22 февраля 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/44886.html

Кичменгский Городок. Церковь Афанасия Александрийского и Феодора Стратилата. Афанасиевская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Афанасия Александрийского , Феодора Стратилата Год постройки:Между 1786 и 1817. Год утраты:приблизительно 1939 (закрыта и вскоре сломана) Ссылки:   Адрес: Вологодская область, Кичменгско-Городецкий район, село Кичменгский Городок Координаты: 59.986522, 45.792947 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Проезд:На территории Березового парка, на берегу реки Кичменьга Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Нижний храм был построен в 1786 году, освящен 26 января в честь святителя Афанасия Александрийского. Строительство верхнего храма растянулось почти на 30 лет. Достроен он был к 1817 году и в этом же году освящен в честь великомученика Федора Стратилата. Основной объём представлял собой двусветный четверик, завершённый малым восьмериком, с небольшой трапезной и колокольней под шпилем. Закрыта в 1930-х, вскоре сломана. Из архивных документов Кичменгско-Городецкого райисполкома за 1934 год видно, что в этот период в Кичменгском Городке действовала только эта церковь. Видимо, то, что здание храма было старым и не было возможности использовать под что-либо, и решило его судьбу. Источник: П. Лукин " Храмы земли Кичменгской " , http://www.booksite.ru/civk/2_st-623.html В окладной книге монастырей и церквей Великоустюжской епархии 1755 года упоминалась церковь Афанасия Великого Усть-Кичменги Южской трети Устюжского уезда. В 1788 г. в приходе числились 805 человек, в 1868 г. - 1208. В 1908 г. в состав прихода входили селения: Бобровско-Захаровской волости - деревни Гора, Горбово, Красавино, Кузмино, Недуброво, починки Боровицкий, Высокая Грива, Десятерный, Матвеевский; Городецкой волости - деревни Лысцево Большое и Малое, Ботвино Раменье, Решетниково, Торопово, Ушаково, Фетчино Раменье. Кичменгская Афанасиевская церковь, 1817 года, каменная. Престолы в честь: свт. Афанасия Великого патриарха Александрийского - главный, вмч. Феодора Стратилата. Добавить комментарий Комментарии и обсуждение Ваш комментарий будет первым. --> Административное деление приведено по состоянию на начало 2022 года. × Внести изменения в объект × Добавить статью или комментарий

http://sobory.ru/article/?object=58921

Александров. Успенский монастырь. Надвратная церковь Феодора Стратилата. Церковь. Не действует.   Престолы: Феодора Стратилата Год постройки:Между 1682 и 1890. Адрес: Владимирская область, г. Александров, Музейный проезд, 20 Координаты: 56.400204, 38.738429 Проезд:г. Александров, восточная оконечность города Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В центре западной монастырской стены, идущей вдоль берега реки Серой, прорублены святые врата. Они представляют собой три арки; средняя, самая широкая, предназначена для проезда, а две боковые - для прохода (правда, правая арка сейчас заложена). Над вратами возвышается небольшой храм. Он строился во время правления Фёдора Алексеевича и был освящён в 1682 году во имя небесного покровителя самодержца - святого великомученика Феодора Стратилата. Надпись на древнем иконостасе церкви гласила: " Небесный Царю, благоверного царя нашего и великого князя Феодора Алексеевича укрепи, веру утверди, мир умири и святую обитель сию добре сохрани " . Храм невелик, разделён на три части и отличается скромным убранством. Он имеет три главки - из них две боковые появились в XVIII веке. В 1890 году Святые врата и Феодоровкая церковь подверглись небольшому поновлению. Феодоровский храм первым был передан возрождающейся обители в 1990-е годы. После проведённой реставрации церковь была освящена в 1993 году. Сейчас, как и раньше, стены храма и врат украшены изображением херувимов, иконой Успение Божией Матери и храмовой иконой Св. Феодора Стратилата. Однажды, при жизни преподобного Корнилия, благодетели обители испросили разрешение построить каменную трапезную. Святой, чтобы наблюдать за ходом работ (строительство шло днём и ночью), устроил у святых врат себе келью. Именно тогда недовольные монахи Лукиановой пустыни, возревновавшие своего настоятеля к Успенскому монастырю, стали упрекать его, что он живёт в женской обители без святительского благословения. Услышав это, игумения Анисия вместе с двумя старицами поехали в Москву к Патриарху Иосифу II, который благословил пребывание преподобного Корнилия в Свято-Успенской обители, утвердив своё решение грамотой. Помещение Корнилиевой келии сохранилось, её обстановка любовно воссоздана сёстрами. Преподобный Корнилий жил в этой келии, пока не переселился в дом за оградой Успенского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=02086

В X-XI вв. Богоматерь изображается стоящей перед престолом (напр., кафоликон мон-ря Ватопед на Афоне, X-XI вв.,- Богоматерь изображена без пряжи; Софийский собор в Киеве; кафоликон мон-ря Дафни, 1100,- композиция помещена в сев.-вост. тромпе). Арх. Гавриил. Роспись ц. св. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. Кон. XIV в. Арх. Гавриил. Роспись ц. св. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. Кон. XIV в. В XII в. Богоматерь обычно изображается сидящей на престоле на фоне палат, с пряжей в руках, полуобернувшись к архангелу (собор Рождества Богородицы Антониева мон-ря в Новгороде, 1125; ц. св. Николая Касницис, Кастория, 1160-1180; ц. вмч. Георгия в Курбинове (Македония), 1192). В росписи Палатинской капеллы в Палермо (ок. 1146-1151) из небесного сегмента к Богоматери, стоящей перед престолом, нисходит широкий белый луч с голубем. Тот же мотив присутствует в росписи ц. в Милешеве (Сербия), 1228 г., где Богоматерь изображена сидящей на престоле. В росписи новгородской ц. св. Феодора Стратилата на Ручью (кон. XIV в.) перед сидящей на престоле Богоматерью изображен ярко пылающий светильник - один из символов Богородицы, свидетельствующий о принятии Ею Божественного огня. Богородица. Роспись ц. св. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. Кон. XIV в. Богородица. Роспись ц. св. Феодора Стратилата на Ручью в Новгороде. Кон. XIV в. В соответствии с тем, что Воплощение Спасителя отверзает человечеству райские двери, изображение Б. помещается на царских вратах иконостаса. Очевидно, Б. изображено в клеймах на створках царских врат в миниатюре к Словам Григория Назианзина (Paris. gr. 510, 880-883 гг.) в сцене поставления св. Григория во епископа, где 2 фигуры обращены друг к другу (по мнению А. Грабара, были изображены 4 евангелиста); в миниатюре к Словам Иакова Коккиновафского (Vat. gr. 1162, XII в.); на царских вратах из мон-ря вмц. Екатерины на Синае, XIII в.; на вратах из Хиландарского мон-ря, XVII в. Сцена Б. нередко сочетается с изображением царей Давида и Соломона в верхних частях царских врат: створка врат из ц.

http://pravenc.ru/text/149269.html

В 1902 году князей Шаховских в их родовом имении навестил известный автор популярных очерков о памятниках старины, председатель археологической комиссии Сергей Дмитриевич Шереметев. Так описывал он свои впечатления: " Вот мы въехали в село, миновали церковь белую с белой оградой и такой же колокольней... церковь светлая и просторная, с двумя приделами. В церкви любовались мы ризами и иконами, а также любопытным резным иконостасом. На стене мраморная доска с надписью о двух погребенных тут младенцах кн. Шаховских-братьев хозяина " . (С.Д. Шереметев. Белая Колпь. - М. 1902). В 1918 году имение князей Шаховских национализировано. В конце 1930-х годов была закрыта церковь. До 1997 года здание храма использовалось колхозом им. М.И. Калинина под склад зерна и холодильную камеру. В 1997 году церковь была передана Русской Православной Церкви, был назначен настоятель, которого в июле 1998 года сменил протоиерей Алексей Русин. Храм начал возрождаться. В 2001 году при церкви Андрея Стратилата была открыта Воскресная школа. С детьми проводятся паломнические поездки по святым местам. В 2017 году на храм и колокольню были установлены купол и шпиль. В летней части храма летом 2019 года установлен иконостас, выполненный фирмой «Рукомесло» г. Казани. В 2020 году были освящены и установлены на колокольню 7 колоколов. Священнослужители церкви Андрея Стратилата: Духовенство: 1806 г. — иерей Михаил (Иванов); до 1813 г. — иерей Иосиф (Яковлев); 1860 г. — иерей Николай (Смирнов). Настоятели: с 1997 по 1998 гг. — игумен Андрей Михайлович (Боцаценко); с 1998 по 2020 гг. — протоиерей Алексей Александрович Русин; с 2020 г. — священник Андрей Валерьевич Николаев. Первое упоминание о селе Белая Колпь относится к 1497 году. Известно, что до начала XVII века в селе стояли две деревянные церкви- Святого мученика Андрея Стратилата и Святых бессребреников Косьмы и Дамиана. По названию церкви село так же называлось Андреевское. Обе церкви были сожжены поляками в Смутное время. В 1686 году по указу патриарха за подписью казначея старца Паисия Сийского, по челобитной стольника князя Тимофея Стефанова Шаховского, велено ему в том селе на старом церковном месте построить новую церковь Андрея Стратилата. В 1691 году новый деревянный храм был освящён. Каменный храм в стиле классицизма заложен в кон. XVIII в, построен в 1807 году по личному проекту владельца села - князя Михаила Александровича Шаховского. Храм был возведен в честь Воскресения Христова с тремя пристолами: в холодной Воскресения Словущего, в тёплом – мученика Андрея Стратилата ( по наименованию деревянной старинной церкви) и в честь своих небесных покровителей Константина и чад его Михаила и Феодора Муромских чудотворцев.

http://sobory.ru/article/?object=01149

Феодор Стратилат, вмч. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Феодор Стратилат, вмч. - житие Эта страничка относится к разделу   Феодор Стратилат, вмч. Великомученик Феодор Стратилат (память 8 февраля и 8 июня по старому стилю) Святой Федор (Феодор) происходил из города Евхаит (в Малой Азии, ныне Турции) и был воеводой (по-гречески — «стратилатом») в городе Гераклее, близ Черного моря. Своей благочестивой жизнью и кротким управлением он расположил к себе сердца горожан, и многие язычники, видя его добродетельную жизнь, принимали веру Христову. Когда слух об этом дошел до императора Ликиния (308-323 гг.), соправителя Константина, он прибыл в Гераклею и принуждал Феодора поклониться идолам. Когда же святой Федор остался непоколебимым, разгневанный правитель приказал подвергнуть исповедника Христова жестоким мучениям. Святого Федора растянули на земле, били железными прутьями, строгали его тело острым железом, палили огнем и, наконец распяли на кресте и выкололи глаза. Ночью ангел явился мученику, снял его с креста и совершенно исцелил его. Наутро слуги Ликиния, посланные бросить тело святого Феодора в море, увидев его совершенно здоровым, уверовали во Христа. Уверовало также и много других язычников, видевших чудо Божие. Узнав об этом, Ликиний приказал обезглавить святого Федора, и он умер в 319 году. Страдания его были описаны очевидцем, его слугой и писцом Уаром. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Феодор Стратилат, вмч. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-3539

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ предыдущая статья Содержание ПЕРЕСЛАВЛЬ-ЗАЛЕССКИЙ ВО ИМЯ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ФЕОДОРА СТРАТИЛАТА ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ «На Горе» (Переславской епархии Ярославской митрополии), находится в г. Переславле-Залесском Ярославской обл. Первоначально мужской. Точное время и обстоятельства основания неизвестны. М. И. Смирнов полагал, что П.-З. Ф. м. возник в XII-XIV вв. ( Смирнов. 1995. С. 60); А. И. Свирелин, основываясь на данных жалованной и несудимой грамоты от 20 авг. 1511 г., считал, что мон-рь устроен не позднее времени правления Московского вел. кн. Иоанна III Васильевича ( Свирелин. 1903. С. 3). Обитель посвящена св. патрону буд. Киевского, Владимирского и Новгородского св. кн. Ярослава (Феодора) Всеволодовича . Вел. князь род. 8 февр. 1190 г. в Переяславле; его отец - Владимирский вел. кн. св. блгв. Всеволод (Димитрий) Юрьевич Большое Гнездо - находился в этом городе во время полюдья (ПСРЛ. Т. 1. Вып. 2. Стб. 408-409; Т. 41. С. 120). В 1212 г. по отцовскому завещанию именно Переяславль стал политическим центром владений блгв. кн. Ярослава Всеволодовича. Рождение в Переяславле в 1219 г. его 1-го сына, Новгородского кн. св. блгв. Феодора Ярославича , могло стать поводом к устроению мон-ря. П.-З. Ф. м.- древнейшая обитель Переславля-Залесского, упоминается в летописях в февр. 1238, в кон. июля 1252, в 1281, 1293, 1372, 1382, 1408, 1608 и 1611 гг. В эти годы мон-рь подвергался неоднократному разорению, а его древнейшие документы утрачены. Феодоровский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. Феодоровский мон-рь в Переславле-Залесском. Фотография С. М. Прокудина-Горского. 1911 г. В письменной традиции XVII в., отразившейся в списках Хронографа 1617 г., утверждается, что причиной создания П.-З. Ф. м. стала победа 8 июня 1304 г. (в день памяти вмч. Феодора Стратилата) под стенами Переяславля московской рати под командованием вел.

http://pravenc.ru/text/2579998.html

Файл : Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице (Великий Hobropoд).jpg Материал из Азбука паломники Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице (Великий Новгород) История файла Нажмите на дату/время, чтобы увидеть версию файла от того времени. Дата/время Миниатюра Размеры Участник Примечание текущий 800 × 534 (86 Кб) Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице (Великий Новгород) 1024 × 683 (145 Кб) Церковь Феодора Стратилата на Щиркове улице (Великий Новгород) Вы не можете перезаписать этот файл. Использование файла Следующая страница использует этот файл: Метаданные Файл содержит дополнительные данные, обычно добавляемые цифровыми камерами или сканерами. Если файл после создания редактировался, то некоторые параметры могут не соответствовать текущему изображению. Производитель камеры Canon Модель камеры Canon EOS 400D DIGITAL Время экспозиции 1/100 с (0,01) Число диафрагмы f/5 Светочувствительность ISO 100 Оригинальные дата и время 21:52, 6 июля 2008 Фокусное расстояние 24 мм Ориентация кадра Нормальная Горизонтальное разрешение 632,6293 точек на дюйм Вертикальное разрешение 632,6293 точек на дюйм Программное обеспечение Adobe Photoshop CS2 Windows Дата и время изменения файла 16:03, 17 августа 2008 Порядок размещения компонент Y и C CO-sited Программа экспозиции Программный режим (нормальный) Версия Exif 2.21 Дата и время оцифровки 21:52, 6 июля 2008 Конфигурация цветовых компонентов Выдержка в APEX 6,6438598632812 Диафрагма в APEX 4,6438598632812 Компенсация экспозиции Режим замера экспозиции Средний Статус вспышки Вспышка не срабатывала, подавление заполняющей вспышки Поддерживаемая версия FlashPix 1 Цветовое пространство sRGB Разрешение по X в фокальной плоскости 4433,2953249715 Разрешение по Y в фокальной плоскости 4453,6082474227 Единица измерения разрешения в фокальной плоскости дюймов Дополнительная обработка Не производилась Режим выбора экспозиции Автоматическая экспозиция Баланс белого Автоматический баланс белого Тип сцены при съёмке Стандартный Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Файл:Церковь_Ф...

Верёхново. Церковь Феодора Стратилата. Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Феодора Стратилата Год постройки:Между 1893 и 1895. Адрес: Новгородская обл., Волотовский р-н, село Верёхново Координаты: 57.79258, 30.80438 Проезд:Из Волота автобус на Жизлино (два раза в день). От поворота на Жизлино до Верёхново примерно 0,5 км. При въезде в деревню - налево, церковь в конце деревни справа. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Церковь святого Феодора Стратилата в селе Верехново в Волотовском районе была построена в 1895 году. Свое начало Верехновский приход берет с конца XVIII – начала XIX веков. В эти годы здесь была расквартирована воинская часть. Неслучайно и храм освящен во имя святого воина Феодора Стратилата. Нынешняя церковь – не первая на этом месте. Храм-предшественник сгорел в 1893 году, а современная церковь была поставлена за два года. Строили храм сами сельчане, не жалея сил и средств. До закрытия церкви в 1937 году иконостас блестел позолотой, а под куполом сверкало огнями большое хрустальное паникадило. Последним дореволюционным настоятелем был священник Иоанн Держин. Его матушка Евстолия была из известного в России священнического рода Бриллиантовых. В 1937 году был арестован и расстрелян настоятель Верехновского прихода священник Иаков Павлов. После закрытия храма многие иконы увезли, а в здании церкви открыли клуб. Во время Великой Отечественной войны фашисты устроили на колокольне наблюдательный пункт. Крыша храма была повреждена во время бомбардировок, пробиты и колокола. В 1942 году церковь вновь стала действующей, служил священник Алексий Георгиевский из села Порожки. Осенью 1943 года немцы увезли отца Алексия в Прибалтику, и службы совершал настоятель храма в Дерглеце отец Михаил Никитин. В июне 1944 года советские власти в очередной раз закрыли храм. Но в 1947 году по многочисленным ходатайствам верующих вновь был образован приход и открыт храм. Настоятелем назначен священник Иоанн Сергеев, уроженец деревни Клопцы, фронтовик, впоследствии заочно закончивший Ленинградскую духовную семинарию. В 1954 году отец Иоанн переведен настоятелем в село Порожки, а в Верехново с 1956 года и до закрытия храма в 1961 году настоятелем был священник Илия Карликов.

http://sobory.ru/article/?object=08741

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010