II. Так как мы имеем заповедь апостольскую подражать жизни святых, то поревнуем благочестивой жизни св. Василия Великого. а)  Во-первых, будем подражать любви святителя Василия Великого к просвещению . Слово Божие и здравый смысл человека указывают сильные побуждения к занятию науками. Искание истины и ведения делает человека мудрым. «Лучше знание, нежели отборное золото, – говорится в притчах Соломона, – потому что мудрость лучше жемчуга, и ничто из желаемого не сравнится с нею». (Притч. 8, 10–11, 33). «Вникай в себя и в учение; занимайся сим постоянно: ибо, так поступая, и себя спасешь и слушающих тебя», – пишет святой апостол Павел Тимофею (1 Тим. 4, 16). б)  Во-вторых, будем подражать свт. Василию Великому в осторожности в дружбе. Этот св. отец во время школьного своего обучения в г. Афинах, в Греции, имел у себя единственного друга св. Григория Богослова, также прибывшего сюда для научного образования. Вот как эти христианские юноши спасались от искушений, их окружающих. «Мы знали, – говорит св. Григорий, – только две дороги: одну, которая вела нас в церковь и к святым наставникам, в оной проповедующим, – другую, которая вела нас в академию (высшее училище) к учителям словесности и любомудрия. Что касается до тех дорог, по коим ходят на мирские праздники, на позорища, на пиршества, мы их не знали и знать не хотели. Зная, что дурные примеры подобны заразительным болезням, мы не имели сообщения с теми из товарищей, которые были развратны, дерзки и бесчинны, а обращались только с умеренными, скромными и благочестивыми». Юноши христиане! Не увлекайтесь безразборчиво привязанностью к товарищам. Сколько молодых людей погибает от легкомысленного подражания своим товарищам! «Кто прикасается к смоле, – говорит премудрый Сирах, – тот очернится, и кто входит в общение с гордым, тот сделается подобным ему» (13, 1). «Обращающийся с мудрыми, – свидетельствует премудрый Соломон, – будет мудр, а кто дружится с глупыми, развратится» (Притч. 13, 21). в)  В-третьих, будем, по примеру свт. Василия Великого, истинными исповедниками веры Христовой , будем христианами не по имени только, что для нас нимало не полезно, но главным образом по жизни. Только благочестивой жизнью и правой верой можем мы прославлять Отца нашего небесного, заслужив тем и жизнь вечную. Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела, и прославят Отца вашего, Иже на небесех (Мф. 5, 16).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Пастырь зовет Своих овец по имени и выводит их. «И когда выведет своих овец, идет перед ними; а овцы за ним идут, потому что знают голос его; за чужим же не идут, но бегут от него, потому что не знают чужого голоса». Подлинно верующий – это тот, кто слушает голос Господа и следует за Ним. Слово «слушать» повторяется около шестидесяти раз в Евангелии от Иоанна. Христос – Слово, Глагол, Откровение. Он открывает внимательному слуху любящих Его то, что Он слышал от Отца. Слушая это сегодняшнее Евангелие, слышим ли мы, каждый из нас, голос Христа? Сколько времени посвящаем мы подлинному слушанию Слова Божия, голоса Любви и Истины? Часто ли взываем при этом к имени Иисусову с тем поклонением, которое должно приноситься Ему от всех – небесных, земных и преисподних? Внимаем ли проповеди истинных пастырей, таких, как святитель Василий Великий , которые по дару благодати стали воистину Христовыми устами, потому что дверью вошли в жизнь? Сию притчу Христос сказал фарисеям, но они не поняли, что Он хотел им сказать. Они не поняли, потому что не хотели понять. Потому что в слепоте своей мнили себя знающими истину. Фарисеи – это во все времена те, кто хотят быть вождями других, но от которых овцы бегут, потому что они недобрые пастыри, воры и разбойники. Вот почему Господь повторяет им: «Истинно, истинно говорю вам, что Я дверь овцам. Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники; но овцы не послушали их». Не эти ли слова вдохновили святителя Василия Великого в его сражении против нечестивого Ария? Если Христос – только творение, только человек, Его претензии, действительно, более чем чрезмерны. Как может Он представлять Себя единственным Пастырем человечества? «Все, сколько их ни приходило предо Мною, суть воры и разбойники». Человек, говорящий такое, либо безумец, либо Он на самом деле носитель истины, Сам – Истина, все на свете меняющая, не сравнимая ни с чем, что знало до сих пор человечество. В двадцать первом веке мы все слишком хорошо знаем, что люди могут следовать за другими учителями и вождями, многие из которых изображают из себя «спасителей человечества». Но Христос предупреждает нас со всею серьезностью: вас обкрадут, убьют и погубят. Все составители прекрасных обещаний и программ – воры и разбойники. Подобное утверждение Христа не может не шокировать современное сознание, приученное к толерантности и плюрализму. Кто этот Человек, дерзающий говорить с такой уверенностью и претендовать на абсолютную исключительность? Что обещает Он нам – в отличие от всех других?

http://azbyka.ru/propovedi/slovo-v-den-p...

Тот настрой царя Давида, который нам хочет передать Церковь, звучит очень кратко: во всех случаях — к Богу! Давид, будучи и пастухом, и военачальником, и беглецом, и правителем, всегда, во всех случаях старался все свои нужды и радости делить с Богом. И этому мы должны учиться у него. Люди очень часто не способны поучаствовать в нашей радости или в нашем горе, но Бог слышит каждого человека и в любых ситуациях нас поддерживает. Нужно хвалить Бога, благодарить Его, славословить Ему, нужно опираться на Него и в горе, и в радости. Нужно учиться надеяться на Него во всех путях Божиих. Как учиться? При помощи псалмов царя Давида! Именно царь Давид своими псалмами помогает нам настроиться на этот удивительный лад постоянного реального общения человека с Богом. Поэтому царь Давид и говорил: «Возлюблю тебя, Господи, крепость моя! Господь — твердыня моя и прибежище мое, Избавитель мой, Бог мой, — скала моя; на Него я уповаю; щит мой, рог спасения моего и убежище мое» ( Пс. 17:2-3 ). Сколько прекрасных имен он сочинил для того, чтобы именовать Бога? Как влюбленный все время говорит о возлюбленной, так и царь Давид все время говорит о Боге. Потому что он любит Бога всем сердцем своим, он полагается на Него всей душой своей. Он только о Нем и говорит, только Его и славит. И Бог воздает ему за это немыслимой радостью. Этому нужно учиться. Мы слишком часто уходим в суету и печаль этого мира, но, чтобы вырваться из суеты и печали, необходимо начать славить, хвалить Бога, или плакать перед Богом словами царя Давида. Как говорит апостол Иаков: «Весел ли кто, пусть поет псалмы» ( Иак. 5:13 ). Псалмы хороши во всех случаях и являются как бы духовным лекарством, которое лечит нашу душу, они являются инструментом, который учит нас радоваться. Давайте этому учится, и пусть Господь Бог молитвами царя и псалмопевца Давида помилует всех нас! Спаси вас Господь! День памяти святителя Василия Великого Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Поздравляю вас с днем памяти великого Вселенского учителя Василия Великого! Этот святитель — один из ярких столпов IV века, который сияет перед лицом Божиим как образец и богословия, и мужества. Василий Великий родился в семье христианских родителей, его отец и мать канонизированы Церковью, так же, как и он сам, и причислены к лику святых. Святыми являются его сестра и два его брата. Но, по обычаю того времени, после рождения детей не крестили, в то время была практика крестить детей уже по достижению совершеннолетия. Василий поступил в Афинский университет и учился вместе с будущим римским императором Юлианом Отступником. Там же он приобрел и лучшего друга — Григория Богослова . У них было только две дороги: к учителям и в храм Божий. Василий Великий очень быстро освоил весь университетский курс, став блестящим ритором, великим знатоком философии и естествознания.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-svy...

Далее я изложу краткое содержание статей, а более подробно читатели смогут ознакомиться с ними в моих книгах. Два вида мудрости В своем труде «О священно-безмолвствующих» Григорий Палама различает два вида знания и два вида мудрости. Сначала он показывает на примерах из житий святых, что есть Божественная мудрость и мирская, или бесовская, мудрость. Святитель приводит слова апостола Павла: «Мудрость же мы проповедуем между совершенными, мудрость не века сего и не властей века сего преходящих; но проповедуем премудрость Божию, тайную, сокровенную, которую предназначил Бог прежде веков к славе нашей, которой никто из властей века сего не познал« 729 . Человеческая мудрость может даже стать бесовской. Святой Григорий ссылается на апостола Иакова, брата Господня: »Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская» 730 . Таким образом, человеческая мудрость часто противоречит Божественной мудрости. И это мы видим на примере еретиков, которые, используя домыслы, отвергли откровение Божие. Святитель говорит, что существует огромная разница между философами, с одной стороны, и пророками, апостолами и святыми отцами – с другой. Варлаам же утверждал, что опыт апостолов был ниже откровения философов, потому что святые видели Бога через внешние символы и телесные чувства, а философы имели связь с Богом посредством логики, которая является более высоким качеством в человеке. Калабрийский философ писал, что между боговидением философов и пророков существует такая же ризница, как между разумом и внешними чувствами. Однако святой Григорий показал, что «богословие» философов нельзя сравнивать с мудростью святых, которые созерцали Бога. Если бы философы были выше пророков и апостолов и вследствие этого знали бы Бога, не было бы необходимости в вочеловечивании Христа. В подкрепление своего утверждения Григорий Палама приводит слова святого Василия Великого о том, что он раскаивается, что потерял время в занятиях мирскими науками, и, чтобы найти руководство к подлинному знанию, он стал искать настоящих мудрецов и учителей истины, т. е. аскетов. Святитель также цитирует святого Григория Нисского , который говорил, что философия стерильна и бесплодна и не ведет к познанию Бога, а духовная мудрость очень плодородна, имеет множество чад и ведет многих из мрака к чудесному Божественному свету.

http://azbyka.ru/otechnik/Ierofej_Vlahos...

Евангельскую “радость приносят не слова и буквы, а Весть, воспринимаемая на опыте” 4 . Как видим это в Прощальной беседе Господа с учениками: “Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то” (Ин 13:13). Подобно тому и свидетельство апостола Павла о себе: “Знаю человека во Христе, который назад тому четырнадцать лет восхищен был до третьего неба. И знаю о таком человеке что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать. Таким человеком могу хвалиться; собою же не похвалюсь, разве только немощами моими” (2 Кор 12:2–5). В дальнейшем наиболее ярко экзистенциальное мышление проявляется у священномученика Иринея Лионского (его богословие называли “богословием событий” 5 ): “Итак, ни Господь, ни Святый Дух, ни Апостолы никогда не назвали бы определенно и решительно Богом того, кто не Бог, если бы он действительно не был Бог” 6 , у святителя Василия Великого 7 , у блаженного Августина: “Куда звать мне Тебя, если я в Тебе? И откуда придешь Ты ко мне?” 8 , у гимнотворцев: святителя Григория Богослова 9 , преподобных Ефрема Сирина 10 , Симеона Нового Богослова 11 , а также у преподобного Максима Исповедника 12 и, в особенности, у святителя Григория Паламы 13 . В наше время понятие богословского экзистенциализма встречается, например, в трудах отца Георгия Флоровского 14 , у отца Иоанна Мейендорфа при противопоставлении экзистенциализма как богословской позиции святителя Григория Паламы номиналистическому эссенциализму Варлаама Калабрийца 15 . Соглашаясь с Варлаамом в вопросе о непознаваемости существа Божия, Палама утверждает бытийное откровение непознаваемого Бога в Его свободных действованиях, тем самым восходя к библейским и святоотеческим свидетельствам 16 . Идея экзистенциализма (от лат. existentia — существование, бытие) появилась на философском поле впервые в трудах Кьеркегора: “Есть вещь, не поддающаяся мышлению, и это — существование”, — пишет Кьеркегор. “Любовь означает открытую экзистенцию или то, что составляет целое жизни, саму жизнь как синтез бесконечного и конечного Но что такое экзистенция? То самое дитя, плод бесконечного и конечного, вечного и временного, и потому постоянно к чему-то устремленный” 17 .

http://pravmir.ru/bogoslovskiy-ekzistent...

Ирина Дорофеева, г. Астрахань В самом деле, обличая книжников и фарисеев, которые любят, чтобы к ним обращались: «Учитель, учитель», Господь говорит Своим ученикам: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья». Вместо того чтобы все время воспринимать обличения Господа как то, что относится к другим, мы должны задуматься о собственной жизни. Не впадаем ли мы в тот же самый грех учительства? «Братии мои, не многие делайтесь учителями, ибо все мы много согрешаем, — говорит апостол Иаков, — кто не согрешает в слове, тот человек совершенный» (Иак. 3, 1—2). «А человек совершенный, — добавляет преподобный Силуан Афонский, — ничего не говорит от себя». Значит, есть и подлинные учителя. Подлинный учитель не тот, кто привлекает к себе, а тот, кто ведет к истине. Ибо есть один только Учитель, один Учащий всех — Господь. Только Бог может нас научить абсолютной истине. Мы же можем лишь — по дару Его — приближаться к ней. «Вы же все братья». Как коротко выражает Господь тайну человеческого и христианского общения. И какой безусловной требовательности исполнена она! Те, кто научился этому, стали Христовыми учителями Церкви. Так называем мы, например, святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста. А какой смысл в заповеди: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на небесах». Разумеется, Господь не требует отмены всякой иерархии, власти, отцовства. Он требует, чтобы никакая иерархия, никакая власть, никакое отцовство не занимали место Бога. Каждому человеку дана свобода лицом к лицу встретить Бога. Никто не может заменить Того Единственного, Который спасает человека. Встреча любви с Отцом, Который на небесах, имеет столь важное значение, что всякая тень ее подмены — разрушение жизни. Не называйте никого на земле отцом себе! Речь не идет о том, чтобы мы перестали называть отцами тех, кому мы телесно и духовно обязаны своим рождением. Но Господь не может допустить, чтобы мы остановились на человеке. Он знает, что только Бог есть Бог.

http://moral.ru/ответы-на-вопросы-читате...

Слово на литургии в день праздника Трех Святителей Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Когда поздним вечером, где-нибудь за городом, мы смотрим на усеянное звездами ночное небо, душа наша наполняется благоговением и восхищением. Благоговением – пред Тем, Кто «сотворил землю силою Своею, утвердил вселенную мудростию Своею, и разумом Своим распростер небеса» ( Иер. 51:15 ). Восхищением – удивительной красотой небосвода, на котором светятся и таинственно мерцают звезды – эти вестники необозримых просторов вселенной, где по мановению Творца движутся, подчиняясь непреложным законам, «хоры стройные светил». Воистину «небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» ( Пс. 18:2 ). Особенной красотой отличаются на видимом небе созвездия – сочетания в целые группы нескольких более ярких звезд. Еще древний пророк Амос, выросший на лоне природы, чуткий ко всему прекрасному, не раз в тихие южные ночи любовавшийся созвездиями Большой Медведицы и Ориона, восклицал в восторженном вдохновении: »Кто сотворил семизвездие и Орион?.. Господь – имя Ему!.. Он устроил горние чертоги Свои на небесах и свод Свой утвердил на земле... Господь – имя Ему« ( Амос.5:8, 9:6 ). Ныне, возлюбленные, Святая Церковь приглашает нас возвести свой мысленный взор не к видимому, но к духовному небу – к миру святых угодников Божиих, к торжествующему собору праведников, достигших совершенства ( Евр. 12:23 ), откуда струятся и изливаются на церковь земную, странствующую и подвизающуюся, токи непрестающей любви и дарованной им божественной благодати, и среди них почтить благоговейными воспоминаниями и усердными молитвами дивное тричисленное созвездие этого неба – трех великих вселенских учителей и святителей, иже во святых отец наших Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоустаг о. Эти три святителя жили почти в одно время. Св. Василий и св. Григорий, деятельность которых падает на 60-е – 80-е годы IV века, были почти ровесниками по возрасту, и родиной их была малоазийская область Каппадокия. Св. Иоанн Златоуст , их младший современник, служил Церкви Христовой чуть позже, в конце IV – начале V веков, – и был родом из города Антиохии Сирийской. На их долю выпала трудная жизнь, полная печалей, скорбей и огорчений. И не удивительно, что ни один из них не прожил более шестидесяти лет. А св. Василий, слабый здоровьем, изнуренный недугами и тяжкими переживаниями, скончался, имея от роду всего сорок девять лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Liverij_Vorono...

Ветхозаветные праведники и пророки почитаются как те, кто своей верой предвосхитил пришествие Христа Спасителя. Среди них по именам на проскомидии поминаются наиболее известные персонажи библейских книг: Моисей и Аарон, Илия и Елисей, Давид и его отец Иессей, Даниил и три отрока. Ветхозаветные праведники и пророки почитаются в Церкви как те, кто, подобно Предтече, приготовили путь Христу. Их образы занимают важное место в росписях и иконостасах храмов. В Послании к Евреям говорится, что они …верою побеждали царства, творили правду, получали обетования, заграждали уста львов, угашали силу огня, избегали острия меча, укреплялись от немощи, были крепки на войне, прогоняли полки чужих; жены получали умерших своих воскресшими; иные же замучены были, не приняв освобождения, дабы получить лучшее воскресение; другие испытали поругания и побои, а также узы и темницу, были побиваемы камнями, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча, скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли ( Ин.11:33–38 ). Апостолы почитаются как первые ученики Христа, которым Он Сам вверил дело распространения Своего учения по всей вселенной. Из всех апостолов по именам на проскомидии названы только двое: Пётр и Павел. Почитание этих двух апостолов восходит к самой глубокой христианской древности, причем с самого начала, насколько можно судить по сохранившимся источникам, это было совместное почитание. Уже в стенописи римских катакомб Пётр и Павел нередко помещаются вместе; церковный праздник в их честь тоже с самого начала был общим. Пётр и Павел почитаются как «первоверховные» апостолы, несмотря на то что Павел при жизни Христа не входил в число Его учеников, а присоединился к общине учеников уже после Его смерти и воскресения. Чудесное обращение Павла – один из главных сюжетов книги Деяний апостольских ( Деян.9:3–19 ) и одно из главных событий раннехристианской истории. Вслед за апостолами поминаются святители, среди которых первые три места занимают Василий Великий , Григорий Богослов и Иоанн Златоуст , именуемые в богослужении «вселенскими великими учителями»: все они жили в IV веке и внесли решающий вклад в победу Церкви над ариан ской ересью и в формирование христианского догматического богословия. На четвертом и пятом местах стоят Афанасий и Кирилл – крупнейшие богословы Александрийской Церкви, жившие соответственно в IV и V веках. На шестом месте в списке святитель Николай Мирликийский – один из самых почитаемых святых в восточной и западной Церквах и, безусловно, самый почитаемый святой на Руси. К этим именам древних святых в русских Служебниках добавлены имена святителей, просиявших в Русской Церкви: святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа и Ермогена, а также Никиты, епископа Новгородского, и Леонтия, епископа Ростовского.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Вознесение Господне . С картины проф. Василия Петровича Верещагина (1835–1909). Царственное величие Господа Спасителя Апостол Павел в послании к Филиппийцам пишет о Господе Спасителе нашем: «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человеку и по виду став как человек, смирил Себя, быв послушным даже до смерти и смерти крестной. Посему и Бог превознес Его и дал Ему имя выше всякого имени, дабы пред именем Иисуса преклонилось всякое колено небесных, земных и преисподних, и всяк язык исповедал, что Господь Иисус в славу Бога Отца» ( Флп. 2– 10 ). По сим словам Апостола, прославление Господа Иисуса Христа по человечеству ставится в неразрывную связь с Его уничижением, добровольно принятым Им на Себя ради нашего спасения и как бы наградою за совершенный Им подвиг. «Страдание и прославление Господа Спасителя, – говорит святитель Филарет, – составляют один стройный состав спасительного для нас домостроительства Божия, одну златую цепь, выработанную в горниле премудрости Божией, для вовлечения на небо падшего из рая человечества» (в слове на Вознесение Господне). «Где предел славы, которую восприял Господь по Своем вознесении? «Если возможен для слова человеческого некоторый для сего ответ, – говорит тот же святитель, – то его можно найти в слове Апостола (Павла): «сшедый той есть и восшедый превыше всех небес, да исполнит всяческая» (Нисшедший, Он же есть и восшедший превыше всех небес, дабы наполнить все. Еф. 4:10 ). «Слыша, что Христос сидит одесную Бога Отца, помышляй, что Он имеет единую со Отцом Вседержителем власть, единую с Ним славу, единое царственное промышление о всем Мире и особенно о Церкви спасаемых... Вообще не устремляй дерзностного полета испытующей мысли в сию безмерную высоту: там свет живой неприступный» ( 1Тим. 6:16 ). Более доступно нам и необходимо нужно для назидания в вере и жизни христианской «размышлять о том, что ныне разорвано рукописание грехов и изменилось определение о нашем осуждении, потому что то самое естество, которому было сказано: «земля еси и в землю отъидеши, ныне вознесено на небо».

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/s...

Золотые уста архиепископа Иоанна За что святителю Иоанну оказывается особый почет? 12 февраля, 2015 За что святителю Иоанну оказывается особый почет? Среди постоянно поминаемых в Церкви трех вселенских святителей и учителей Церкви мы произносим имя Иоанна Златоуста. На третьем месте. Просто он младше святителей Василия и Григория по времени его жизни. За что святителю Иоанну оказывается особый почет? Чем он просиял? Его жизненный путь признают исповедническим. Скончался святитель в причерноморской ссылке, несправедливо низложенный с Константинопольской кафедры. Надо сказать, будучи на всеимперской кафедре, святитель жил в суровом подвижничестве и оставил по себе память как удивительный проповедник. Диакон Павел Сержантов В проповедях Златоуст прежде всего раскрывается как толкователь Священного Писания. Ничего неожиданного. До Константинополя святой Иоанн Златоуст прошел знаменитую Антиохийскую школу богословия, которой был накоплен большой опыт толкования Библии. Для этой богословской школы характерно историческое прочтение богодухновенных книг. Даже когда Писание толкуется антиохийцами не в буквальном смысле, они понимают ее типологически, а не аллегорически . Что такое типологическое толкование? Ответить легко: типологически толкуется Ветхий Завет, когда его сюжет понимается как образ ( типос – греч.) новозаветного сюжета. К примеру, ветхозаветный Адам есть образ Иисуса Христа. Возьмем эту тему, обозначенную уже у апостола Павла, и посмотрим, как святитель Иоанн ее развивает. Образ Иисуса Христа Вообще, святитель Иоанн очень любит обращаться к посланиям апостола Павла. Откроем его Беседу X на послание к Римлянам. Вот святитель вчитывается в трудное место из Писания: «Как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, (потому что) в нем все согрешили… Но дар благодати не как преступление. Ибо если преступлением одного подверглись смерти многие, то тем более… дар по благодати одного Человека, Иисуса Христа, преизбыточествует для многих» (Рим. 5: 12, 15).

http://pravmir.ru/zolotyie-usta-arhiepis...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010