Кондак, глас 8 Препрославленная Вышняго Матерь/созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда/и возбуждает зрением того на подвиг,/побеждати сопротивных силу,/и к Ней, яко нашея радости виновней, пети:/радуйся, Невесто Неневестная. Величание Величаем тя,/Пресвятая Дево,/Богоизбранная Отроковице,/и чтим образ Твой святый,/имже точиши исцеления/всем с верою притекающим. 26/9 Священномученика Василия, епископа Амасийского (ок. 322). Святителя Стефана, епископа Великопермского (1396). Преподобного Иоанникия Девиченского (XIII) (Серб.). Тропарь священномученику Василию, епископу Амасийскому, глас 4 И нравом причастник,/и престолом наместник... (общий священномученику). Кондак, глас тойже Царево повеление преобидев,/Царство Небесное получил еси, Василие,/в немже ликуя,/поминай нас, чтущих память твою,/священномучениче. Величание Величаем тя,/священномучениче Василие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь святителю Стефану, епископу Великопермскому, глас 4 Божественным желанием/от юнаго возраста, Стефане премудре, разжегся,/ярем Христов взял еси,/и людей древле неверием сердца,/Божественное семя в них сеяв,/евангельски духовне породил еси./Темже преславную твою память почитающе,/молим тя:/моли, Егоже проповедал еси,/да спасет души наша. Кондак, глас 8 Самозванен не ищущим тебе, святителю, обрелся еси,/люди от идольския лести свободив, ко Христове вере привел еси,/и волхва Пансотника 11 посрамил еси./Темже и первый епископ и учитель Перми был еси./Сего ради духовная твоя чада,/яко тобою избавльшеся от идол, благодарная тебе возопием:/радуйся, Стефане, учителю премудрый. Величание Величаем тя,/святителю отче Стефане,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего. Тропарь преподобному Иоанникию Девиченскому, глас 1 Пощением, молитвами и благодатию Божественною просветився,/земныя концы светло озарявши благочестно,/чудес благодать от Бога прием,/исцелявши недуги, духи же лукавыя от человеков отгонявши,/иже с верою притекают к раце мощей твоих святых,/преподобне отче наш Иоанникие./Слава Давшему ти благодать,/слава Укрепившему тя,/слава Действующему тобою всем исцеления.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Естественно, что и св. Василий полагает данную идею в основу всех своих рассуждений о творении мира. Отмечается, что в своем «Шестодневе» святитель предстает прежде всего «богословом и учителем благочестия, беседующим с народом с церковной кафедры», а уже затем «естествоучителем, сообщающим нам немало и научных сведений о предметах видимого мира, так что он может служить для нас в некоторой степени как бы представителем современных ему ученых – естествоиспытателей» 147 . Можно добавить, что этот момент в «Шестодневе» хотя и присутствует, но все же отступает не только на второй, но даже и на третий план. Примечательно, что в девятой гомилии святитель противопоставляет «словеса Духа» «объюродившей мудрости», то есть естественно – научным изысканиям, полагая эти «словеса» несравненно выше таковой мудрости (IX, 1). Поэтому свою задачу он понимает не в том, чтобы созерцать и рассматривать устроение видимого мира исходя из мудрости мирской, а в том, чтобы руководствоваться высшей мудростью. А это предполагает определенный подвиг, аскезу, созерцателя, а также его внутреннюю готовность усмотреть в красоте зримого мира его незримого Художника и Устроителя (VI, 1). Таким образом, познание видимого бытия, согласно св. Василию, есть не только и не столько интеллектуальный и эстетический процесс, сколько нравственное усилие человека. Следствием этого является то, что наблюдение над природой дает человеку много поучительных примеров. Так, у бессловесных тварей есть «чувство будущего», а поэтому «и мы должны не к настоящей жизни прилепляться, но иметь всякое попечение о будущем веке». Пример животных, отыскивающих то, что для них спасительно, указывает на наличие в нас естественных добродетелей и т. д. (IX, 3). Поэтому тварный мир предстает во многом как училище благочестия и нравственности, а не является мертвым объектом научных поисков и изысканий человека. Уже в древности «Шестоднев» св. Василия критиковали за якобы отсутствие «научности» и философской глубины, вследствие чего св.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Замечательные по времени издания Псалтири были в Москве в 1568, 1591, 1602 гг., в Вильне в 1576, 1581, 1586 гг., во Львове в 1608, 1615 гг., в Киеве в 1624, 1629 гг. Кроме того было еще издание Псалтири вместе с Новым Заветом в Остроге в 1580 г., в Вильне в 1625 г. и др. Другой вид Псалтири – Псалтирь с возследованием, или следованная. На том основании, что о ней не упоминают ни Алляций, ни Каве, писавшие о богослужебных книгах Греческой Церкви, думают, что она получила начало свое не в Греции, а у славянских племен и, может быть, составлена самими просветителями их Кириллом и Мефодием, хотя в известиях о переводе ими Священного Писания и богослужебных книг и о перенесении этих книг к нам в Россию о ней не упоминается. Впрочем, по содержанию своему она не есть какая-нибудь новая книга, отличная от других богослужебных книг; она выбрана из этих же книг, вероятно, с той целью, чтобы могла заменять их там, где их недоставало. В состав ее вошли главным образом две книги – Псалтирь и так называемый Великий часослов, к которым присоединяются разные прибавления из других книг; прибавления эти в разных Псалтирях, особенно рукописных,чрезвычайно разнообразны, так что весьма трудно определить вообще состав следованной Псалтири в древние времена. По замечанию Строева, “самое непременное в следованных Псалтирях: Псалтирь, часослов, последование вселетнего пения, каноны наиболее употребительные. Все прочее было произвольно и зависело от редакторов и писцов. Старинные печатные издания не менее рукописей между собою несходны” 52 . В старинных рукописных Псалтирях мы встречаем многое из того, что ныне содержится в молитвенниках (разные молитвы и акафисты), требниках (последование Пятидесятницы, чин над коливом ni усопшем и другие чинопоследования) и минеях (службы святым) 53 . Следованная Псалтирь в первый раз напечатана была в Кракове в 1491 г., в Цетине в 1495 г., в Вильне в 1525 г., в Венеции в 1546 г., в Остроге в 1598 г., в Москве в 1626 г. 54 . Толковая Псалтирь встречается в рукописях также в разных видах, или скорее с разными толкованиями, а именно: с толкованием святителя Афанасия Александрийского , с толкованием блаженного Феодорита Кирского , с толкованием, извлеченным из сочинений разных Отцов и учителей Церкви, и, наконец, с толкованием Брунона, епископа Вюрцбургского, умершего в 1043 г. Перевод Псалтири с толкованием святителя Афанасия Александрийского , по замечанию Востокова, сделан в самой глубокой древности, ибо он имеется в пергаменных списках XI и XII в. 55 . Не менее древен также, по его словам, перевод Феодоритовой толковой Псалтири 56 . Толкование Псалтири, извлеченное неизвестно кем из сочинений Златоуста, Августина, Феофилакта, Василия Великого , Кассиодора и др., переведено Максимом Греком в половине XVI в. 57 ; тогда же сделан перевод Брунонова толкования с латинского учеником Максима Грека Димитрием Герасимовым 58 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/upotre...

К сожалению, нам практически ничего не известно о ранней юности и годах учения будущего инока. Сохранившиеся скудные сведения представляются вполне достоверными, поскольку Палладий мог их узнать только из уст своего учителя. Евагрий родился около 345 г. в городе Иворе близ Понта Евксинского (территория современной Турции). Его отец был хорепископом и, как сообщается в одной из рукописей, слыл «аристократом, одним из первых лиц в городе». Считалось, что уже с юности обучение Евагрия было доверено святителю Григорию Богослову , однако выяснить надёжность этих сведений невозможно. Действительно, в своих произведения Евагрий неоднократно упоминает имя Григория, но, вопреки всем ожиданиям, ничего не сообщает о таком факте, а последний, в свою очередь, говорит скорее обратное. Хотя неизвестно ни то, где он учился, ни кто были его учителя, произведения Евагрия убеждают в том, что он получил превосходное образование. 7 В частности, в них обнаруживаются блестящие познания в области математики, философии, риторики и, разумеется, богословия. Разностороннее образование в те времена было менее доступным, чем в наши дни, и становилось привилегией выходцев из наиболее состоятельных семей. Можно предполагать, что Евагрий по своему происхождению принадлежал к той же среде, что и его учителя, и получил соответствующее воспитание. Невозможно точно сказать, когда именно святителем Василием Великим (епископ в 370 – 379 гг.) он был поставлен в чтецы и вошёл в состав духовенства Кесарии Кападокийской. По недоразумению считалось, что в эту пору он уже был монахом в одном из монастырей, реформированных Василием Великим . В действительности же его XXII Послание адресовано не Василию, как это считалось раньше, а Руфину, то есть относится к более позднему времени. После смерти Василия Великого ( 1 января 379г.) при обстоятельствах, которые, увы, остаются неизвестными, Евагрий поступает на службу к его ближайшему другу – Григорию Богослову . Именно он, с недавнего времени ставший Константинопольским епископом, рукополагает Евагрия в сан диакона. В лице чрезвычайно одарённого молодого клирика он обретает верного друга и надёжного соратника в борьбе с арианами, в ту пору имевшими большое влияние в столице империи.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil_Bunge/...

§ 153. Св. Григорий в своих сочинениях: 1) как оратор; 9) как догматист: его Катехизис. Св. Григорий оставил после себя много сочинений, в которых он является то как вития духовный, то как догматист-обличитель, то как толкователь Писания, то как учитель нравственности 670 . I. Св. Григорию всегда отдавали честь, как оратору искусному. В ораторском слове его нет того величия, каким отличается слово Василия Великого , ни той возвышенности и точности, какие принадлежат слову Григория Богослова . Взамен того оно дышит живостью и сладостью, ясно и легко; Григорий, говорит Фотий «весьма сладкий, блистательный, чарует слух приятностью» (γλυκυτατος, λαμπρς και ηδονης ωσιν αποσταξων) 671 . Ораторский талант его виден особенно в надгробных Словах его Мелетию Антиохийскому , Василию Великому , св. Макрине, Плакилле и Пульхерии; в похвальных Словах Ефрему Сирину , Григорию Чудотворцу , мч. Феодору Тирону, 40 мученикам Севастийским, первомч. Стефану. Эти Слова его, как и некоторые из праздничных, содержат много сведений полезных для истории 672 , что указывает на верность оратора правде. II. Самые лучшие из догматических сочинений Григория: 12 Слов против Евномия и Катехизис 673 . Катехизис, по собственным словам Григория, составляет наставление в том, как надобно действовать при обращении язычников и иудеев, и как – при опровержении еретиков. Язычнику-безбожнику надобно, говорит он, показывать бытие Бога в устройстве мира; язычнику многобожнику – бытие Единого показывать тою мыслью, что существо совершеннейшее может быть только одно. Иудея надобно доводить до признания Предвечного Слова указанием на наше слово (λογος) и свидетельствами Писания. Чтобы представить язычнику достойным веры воплощение Сына Божия, пусть покажут греховность человека. Далее умный учитель мирит разум человеческий с откровенным учением о воплощении Сына Божия. Показывает, что все естественные свойства немощной природы человеческой не унижают Божества в Богочеловеке, Божество остается с своими свойствами, также как и человечество с своими; соединение души с телом не более постижимо, как и соединение Божества с человечеством (ανακρασις του Θεο προς το ανθροπινον); показанием же Божества во Христе Иисусе служат чудеса Его, Его чудесное рождение от Девы, Его Воскресение. И если Бог, всегда сам по себе бесстрастный, воплотился, то конечно только по любви к бедным людям. И воплощение Его есть врачевство для наших грехов, столько же естественное, сколько сообразное с благостью, правдою, премудростью и всемогуществом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

По приезде я был радушно встречен христианами, но из первых же слов узнал, что у них не совсем ладно. Во-первых, в училище около месяца вместо прежних шести оказалось только двое мальчиков, а прочих родители еще в конце января взяли к себе домой; во-вторых, я заметил, что между прежними христианами и новокрещенными заметно было неудовольствие и даже несогласие. Признаюсь, грустно было видеть мне все это, но в этот день я не показал и вида христианам, что их настроения болезненно отозвались в моем сердце; напротив, я с веселым лицом разговаривал с ними, расспрашивал их, как они жили после меня, каково продали прошлогодние произведения своих полей и огородов, каково идут их полевые работы и проч. 6 марта. Вторник. Деревенские жители встают рано и, позавтракавши, отправляются на работу; а поэтому чтобы видеть всех в сборе, я, лишь только взошло солнце, пригласил их к себе и объявил, что желающие говеть пусть ходят на слушание богослужений в дом старика Вонифатия; у него квартира попространнее других. 15 человек взрослых сказали, что они желают здесь говеть, а прочие взрослые, около 10 человек, обещались прийти в северное Подворье и говеть во время Страстной седмицы. Причиной неудовольствий и несогласий между христианами, как оказалось, послужило то, что наставником в вере и учителем в школе назначен Владимир, который по летам (ему 35 лет) гораздо моложе всех своих родных: Вонифатия, Василия, Егора и проч. Обиделись тем, каким образом младший их по возрасту читает им христианские наставления, каким образом такой же, как и они, крестьянин, получает от нас денежное пособие, а они не получают? А дело, как сказано и прежде, в том, что из деревенских христиан один только Владимир (кроме новокрещенного Иосифа) знает грамоту и больше других понимает Христово учение, а поэтому он и назначен деревенским учителем, для обучения мальчиков – грамоте, а новокрещенных – истинам веры. Но так как он имеет свое поле и, следовательно, должен обрабатывать его большую часть года, то для найма работника в учебное время, на отопление училищной комнаты, на бумагу, кисти и тушь ему назначено небольшое пособие.

http://azbyka.ru/otechnik/Gurij_Karpov/s...

Ну они и использовали язык-то, собственно, да. Это язык, да. И в этом смысле ну как не знать родного языка? То есть если я хочу быть духовным, я могу говорить на суржике, что ли? Это что значит? Или я не должен знать, как поставить знаки препинания? Почему это? «Я духовный»... (Смеется.) А к вопросу о языках. Вы были учителем английского языка, и прекрасное произношение, которое вы сейчас продемонстрировали, вас выдает. Простите... Тщеславие... Нет-нет, очень даже хорошо! Скажите, пожалуйста, а какую надежду может дать (мы же в теме «Надежда») ученикам учитель? И если позволите, сразу вдогонку вопрос: вот как вы думаете?.. Такой практически вопрос преподавателя преподавателю: что важнее для учителя — научить, объяснить или вдохновить? Конечно, последнее. Конечно, последнее. И, вы знаете, тут даже я должен признаться, что учителем английского языка я был — это очень было давно и так, по какому-то, может быть, недоразумению, потому что в конце 90-х годов ну всякий, кто мало-мальски чего-то там... Я не заканчивал никакой специализированной школы или института... У меня не было специальности. Так сложилось, что в Свято-Тихоновском институте, который для меня являлся и является alma mater, у меня был замечательный педагог и... ну, я просто... И вы влюбились в английский язык, как вы мне сказали, да, да. И я просто... влюбился, да. Поэтому и вот у меня так получилось, что меня пригласили, и я поработал два года. Но я с тех пор, в общем-то, все время в той или иной степени связан со школой, и сейчас я тоже являюсь преподавателем гимназии святителя Василия Великого по счастью, не английского языка, а Закона Божьего... Объяснение могут получить студенты в Википедии. Может быть, оно не совсем правильное, Википедию учитывая. В век Интернета можно запросто посмотреть объяснение какого-то явления или предмета. Но полюбить этот предмет, вдохновить на его изучение статья в словаре, в том числе в какой-то интернет-энциклопедии, вряд ли может. Поэтому я уверен, что главная задача педагога — это как-то «зажечь» несколько человека, да, будь то студент или ученик, просто чтобы у него и осталось впечатление, и было желание потом, может быть, открыть книжечку и почитать и что-то такое об этом предмете.

http://foma.ru/my-zhivem-v-postojannoj-s...

Замечательные по времени издания Псалтири были в Москве в 1 5 68, 1591, 1602 гг., в Вильне в 1576, 1581, 1586 гг., во Львове в 1608, 1615 гг., в Киеве в 1624, 1629 гг. Кроме того было еще издание Псалтири вместе с Новым Заветом в Остроге в 1580 г., в Вильне в 1625 г. и др. Другой вид Псалтири — Псалтирь с возследованием, или следованная. На том основании, что о ней не упоминают ни Алляций, ни Каве, писавшие о богослужебных книгах Греческой Церкви, думают, что она по­лучила начало свое не в Греции, а у славянских племен и, может быть, составлена са­мими просветителями их Кириллом и Мефодием, хотя в известиях о переводе ими Священного Писания и богослужебных книг и о перенесении этих книг к нам в Россию о ней не упоминается. Впрочем, по содержанию своему она не есть какая-нибудь новая книга, отличная от других богослужебных книг; она выбрана из этих же книг, ве­роятно, с той целью, чтобы могла заменять их там, где их недоставало. В состав ее вошли главным образом две книги — Псалтирь и так называемый Великий часослов, к которым присоединяются разные прибавления из других книг; прибавления эти в разных Псалтирях, особенно рукописных, чрезвычайно разнообразны, так что весь­ма трудно определить вообще состав следо­ванной Псалтири в древние времена. По замечанию Строева, “самое непременное в следованных Псалтирях: Псалтирь, часослов, последование вселетнего пения, каноны наибо­лее употребительные. Все прочее было произвольно и зависело от редакторов и писцов. Старинные печатные издания не менее рукописей между собою несходны” 52 . В старинных рукописных Псалтирях мы встречаем многое из того, что ныне содержится в молитвенниках (разные молитвы и акафисты), требниках (последование Пятидесятницы, чин над коливом п î усопшем и другие чинопоследования) и минеях (службы святым) 53 . Следованная Псалтирь в первый раз напечатана была в Кракове в 1491 г., в Цетине в 1495 г., в Вильне в 1525 г., в Венеции в 1546 г., в Остроге в 1598 г., в Москве в 1626 г. 54 . Толковая Псалтирь встречается в рукописях также в разных видах, или скорее с разными толкованиями, а именно: с толкованием святителя Афанасия Александрийского, с толкованием блаженного Феодорита Кирского, с толкованием, извлеченным из сочинений разных Отцов и учителей Церкви, и, наконец, с толкованием Брунона, епископа Вюрцбургского, умершего в 1043 г. Перевод Псалтири с толкованием святителя Афанасия Александрийского, по замечанию Востокова, сделан в самой глубокой древности, ибо он имеется в пергаменных списках XI и XII в. 55 . Не менее древен также, по его словам, перевод Феодоритовой толковой Псалтири 56 . Толкование Псалтири, извлеченное неизвестно кем из сочинений Златоуста, Августина, Феофилакта, Василия Великого, Кассиодора и др., пере­ведено Максимом Греком в половине XVI в. 57 ; тогда же сделан перевод Брунонова толкования с латинского учеником Максима Грека Димитрием Герасимовым 58 .

http://pravmir.ru/upotreblenie-knigi-psa...

имеет конец). Так, можно слышать многих, которые говорят: «Я бы желал, чтобы после смерти был тот очистительный огонь, для того, именно, чтобы полагаясь на оное очищение, я мог бы здесь без страха грешить». Подобно сему и иные говорят: «Желаю, чтобы те мучения имели конец, для того, именно, чтобы мне не волноваться о грехах». 14. Что еще? В то время как мы говорим, что такого рода учение (о чистилище) не было переданным ни одним из Учителей, весьма удивительно, что вы с уверенностью утверждаете, что нечто такое можно заключить из слов Василия Великаго , который в молитве просит Бога, дабы Он удостоил перевести души усопших в место «прохлаждения»; и вы утверждаете, что этот текст обозначает, что души мучатся от наказания огнем, и он молит перевести их в противоположное состояние. Нам приходится удивляться тому, что нигде в своих словах и молитвах, этот святый не говорил и не являл, что он молит освободить те души из очистительного огня, – как вы весьма желаете доказать и воображаете, что он держался такого мнения; как будто бы этот текст не может относиться к какому либо иному понятию облегчения и освобождения от скорбных обстоятельств; когда, вот, и Давид говорит: «Ослаби ми, да прохлаждуся ( να ναψξω) , прежде даже не отиду» ( Пс.38:14 ), – конечно, не огнем жегомый, но находясь в различных тяжких обстояниях. 15. Что касается знаменитого Григория Нисскаго , – вы удивляетесь и сочли тяжким и горьким то, что мы воспротивились таковому его мнению, говоря, что, будучи человеком, он отступше от правого учения, и полагаете, что такого рода довод может быть разрушительным для всех догматов и для всего Писания. Но на это мы скажем, что – большая разница между сказанным в канонических писаниях и предании Церкви – и – тем, что было отдельным из Учителей частным образом написано или даже учешем его; так – первому, как преданному Богом, мы должны веровать и согласовать одно с другим, если покажется, что нечто не согласуется; а второму – мы не должны безусловно веровать или принимать без исследования.

http://azbyka.ru/otechnik/Mark_Efesskij/...

Скачать epub pdf Неизвестный автор Два друга. Василий Великий и Григорий Богослов 186 Христианская религия в лице Константина Великого взошла на престол кесарей и сделалась господствующей в Римской империи, а потому и в Афинах. Но афиняне еще не забывали шумных празднеств прежнего своего язычества; идолопоклонство и побежденное еще продолжало воспламенять воображение их различными воспоминаниями. Оно напоминало им о славе их героев, поэтов, ораторов и философов книгами и памятниками, изящными произведениями наук и искусств, языческими обычаями и нравами. В Афинах в это время учились и обращали особенное на себя внимание два каппадокийца – Василий из Кесарии и Григорий из Назианза. Решившись обогатить себя сокровищами мирской мудрости, они посещали школы Кесарии, Александрии, Византии и наконец пришли в Афины. Здесь они сблизились и сделались друзьями. При всей своей любви к мирским наукам, в городе просвещеннейшем и развращеннейшем они чуждались всякого светского развлечения; их узнавали по важной и скромной поступи, отличали от сверстников и называли «двумя христианами»; между тем их любили, им удивлялись, их уважали. Василия почитали как старца в юношеском теле: человеческая философия не имела для него непостижимостей, но он был проникнут высшей, неземной философией, и его ожидало служение апостольское. На Григория смотрели как на поэта, исполненного силы и приятности, но он готовился петь величие Нового Завета и проповедовать тайны Откровенного богословия. Тогда же и в Афинах же отличался юный грек, под философской одеждой скрывавший порфиру кесарей: то был Юлиан, внук Константина Великого , одаренный счастливейшими способностями, но развращенный до крайнего сумасбродства платониками того времени. Сохраняя наружность христианина, он тайно предан был язычеству, а введенный в Елевсинские таинства 187 , дал обещание восстановить языческую религию на место христианской. Но каппадокийским юношам пришло, наконец, время оставить Афины и возвратиться в отечество. Друзья и учителя не хотели разлучиться с ними и просили их остаться. «Город видит в вас будущих своих ораторов, – говорили им. – Он предназначает вам венки и торжественные колесницы, на вашей стороне будет мнение всего народа». Василий не поколебался, но, приметив, что убеждения друзей и наставников колеблют его друга и он слабо им противится, сказал Григорию: «Оставайся, если хочешь, но я с тобой оставляю половину самого себя». Выговорив это, он исторгся из объятий дружбы и поплыл к берегам Азии – в свою Кесарию.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Bogos...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010